Какой инструмент осуществляет музыкальное сопровождение баллады лесной царь

Обновлено: 02.07.2024

Лесной царь, Король Эльфов, Король Ольши или Король Ольхи (нем. Der Erlkönig ) — баллада Иоганна Вольфганга фон Гёте, написанная в 1782 году. Описывает смерть ребёнка от рук сверхъестественного существа, духа — Лесного царя.

Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес вдоль по Рейну поздней зимней вечерней порой. Сыну кажется, что его манит к себе лесной царь; отец же объясняет ему, что это всё ему мерещится. В конце сын кричит о том, что лесной царь нагнал его. Когда они наконец приезжают домой, отец обнаруживает, что ребёнок мёртв.

Баллада несколько раз переводилось на русский язык. Наиболее известны русские переводы Василия Жуковского и Афанасия Фета.

Содержание

Предыстория

Мотив произведения заимствован из датской легенды, переведенной на немецкий язык Иоганном Готфридом Гердером, в его версии фигура злого духа называется Ольховым Королём, Королём Ольх, или же — Король Эльфов. В немецком языке ольха (нем. die Erle ) и эльф (нем. die Elfe ) похожи в написании, в связи с чем и могла возникнуть ошибка.

До сих пор не решен спор по поводу названия баллады. Неизвестно, знал ли Гете об ошибке Гердера, или же склонялся к народным знаниям, связанным с болотными землями, заросшими ольхой и вербой. Её должны были населять духи, использующие свою смертоносную силу на людях. Многие слухи и суеверия были связаны с болотами, но так же и с ольхой, которая после рассечения краснеет, словно истекает кровью.

В датском и немецком фольклоре фигура Короля Эльфов ассоциируется со смертью. Это существо якобы приходит к умирающим людям.

Литература

Музыка

Баллада вдохновила многих музыкантов. Наиболее известна композиция Франца Шуберта 1815 года. Популярна также версия Карла Лёве. Есть связанная с текстом Гете песня (Dalai Lama) у немецкой группы Rammstein — отец летит с сыном в самолёте; во время полёта сын слышит призывы Властелина Неба.

Ссылки

  • Литературные произведения по алфавиту
  • Литература Германии
  • Баллады на немецком языке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Лесной царь (баллада)" в других словарях:

Лесной царь (стихотворение) — Приданое Короля Эльфов в Йене Лесной царь, Король Эльфов, Король Ольши или Король Ольхи (нем. Der Erlkönig) баллада Иоганна Вольфганга фон Гете, написанная в 1782 году. Описывает смерть ребенка от рук сверхъестественного существа, духа Лесного… … Википедия

БАЛЛАДА — (франц. ballade, от средн. век. лат. ballare танцевать). 1) у южно романских народов, приблизительно с XII в., небольшое лирическое стихотворение, перемежавшееся припевом и имевшее обыкновенно содержанием любовную жалобу; оно пелось первоначально … Словарь иностранных слов русского языка

БАЛЛАДА — Наверное, вы читали это стихотворение Лермонтова: По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах. Не гнутся высокие мачты, На них флюгера не шумят, И молча в открытые люки Чугунные пушки… … Музыкальный словарь

баллада — БАЛЛА´ДА (пров. balada, от ballar плясать) лирический жанр, возникший в средние века в поэзии романских стран. На протяжении многовековой истории своего существования этот жанр претерпел коренные изменения тематического и структурного характера.… … Поэтический словарь

Баллада — (франц. ballade, прованс. balada, от позднелат. ballo танцую) первоначально у романских народов одноголосная танц. песня, ведущая происхождение от нар. хороводных песен (в Италии ballata). В 12 13 вв. наряду с рондо и виреле представляла… … Музыкальная энциклопедия

Баллада — (от франц. ballade, итал. ballata, от ballare плясать) означала у южно романских народов, приблизительно с XII столетия, небольшое лирическое стихотворение, состоявшее из трех или четырех строф, чаще же восьми, десяти или двенадцати строф,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

1818 год в литературе — Годы в литературе XIX века. 1818 год в литературе. 1796 • 1797 • 1798 • 1799 • 1800 ← XVIII век 1801 • 1802 • 1803 • 1804 • 1805 • 1806 • 1807 • 1808 • 1809 • 1810 1811 • 1812 • 1813 • 1814 • 1815 • 1816 • … Википедия

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера

Жуковский, Василий Андреевич — — знаменитый поэт. ?. ДЕТСТВО (1783—1797) Год рождения Жуковского определяется его биографами различно. Однако, несмотря на свидетельства П. А. Плетнева и Я. К. Грота, указывающих на рождение Ж. в 1784 г., нужно считать, как и сам Ж.… … Большая биографическая энциклопедия


Описание разработки

Цель урока:

углубить знания о творчестве Ф. Шуберта;

формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа; выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.

Задачи урока:

совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.

развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить, рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской "Музыка" для 6 класса, фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 6 класс.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся о жизненном пути композитора - романтика (краткий обзор биографии Ф. Шуберта).

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала (цифровой диктант), вывод урока, рефлексия.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие. Введение в тему.

- Какая прекрасная музыка открывает наш урок. Произведение, которое вы слышите достаточно известно. Знакомо ли вам это произведение?

- Чей образ воспет в этой музыке? (образ Девы Марии)

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали эту музыку? (нежные, ласковые, чувство любви и грусти, мама Иисуса Христа очень любит своего сына, страдает вместе с ним)

- Что для всех олицетворяет Дева Мария? (Дева Мария олицетворяет символ вечной материнской любви)

- Можете ли вы назвать композитора, написавшего это бессмертное произведение? (ответ учащихся).

Слайд 3. (портрет Шуберта).

На предыдущем уроке мы познакомились с творчеством Шуберта и узнали о том, что композитор вошел в историю музыки как основоположник музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно-сюжетного вокального цикла.

Слайд 4. (записать в тетрадь тему урока).

Более подробно о жизни и творчестве Шуберта вы узнали из фильма, который смотрели на прошлом уроке. А сейчас я хочу проверить ваши знания, отвечая на вопросы, вы составите краткий обзор его творческой биографии.

Слайд 5. (обзор биографии).

Вопросы для проверки выполнения работы.

1. Кто такой Франц Шуберт? (австрийский композитор)

2. Когда и где родился Шуберт? (31 января 1797 года в предместье Вены – Лихтенталь)

3. Сколько лет было Шуберту, когда он начал сочинять музыку? (13 лет)

4. Сколько песен написал Ф. Шуберт? (более 600)

5. Как называются два вокальных цикла Ф. Шуберта?

6. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? (Иоганн Фогель)

7. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (шубертиада)

8. Представителем какого музыкального направления был Шуберт? (романтизм)

9. Когда к Шуберту пришел настоящий успех? (в1828г. дал авторский концерт)

10. Какое творческое наследие оставил Ф. Шуберт? (16 опер, 22 квартета, 22 сонаты, 9 увертюр, 9 симфоний, более 600 песен)

11. Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)

Учитель: Да, судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни.

- Какой жанр занимал главное место в его творчестве? (песня) Особое место в песенном жанре занимает баллада. Создателем вокальной баллады считается Ф. Шуберт.

Информацию о том, что представляет собой баллада, нам подготовила.

Ученик: Баллада (от ит. ballade-танцевать) в средние века песня народного происхождения, сопровождавшая танец. Позднее - литературное лирико-эпическое произведение драматического характера, часто с элементами фантастики, содержание которого опирается на прошедшие события, предания, легенды. Баллада – небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер В эпоху романтизма баллада вошла в вокальную и инструментальную музыку.

Учитель: Спасибо за информацию. Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Открытый урок музыки в 6В классе Дата: 17.11.2012.

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа).

Тип урока: расширение и углубление знаний.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать знания в области истории музыки, литературы; знакомство с жанром баллады.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить самостоятельно мыслить , рассуждать о музыке, характеризовать музыкальные образы и определять их развитие, находить параллели в образах музыки, литературы и изобразительного искусства.

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки, развивать интерес и уважение к музыкальному наследию композиторов других стран.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской "Музыка" для 6 класса , фонохрестоматия к учебнику "Музыка" 6 класс.

Проверка знаний учащихся о жизненном пути композитора - романтика (краткий обзор биографии Ф.Шуберта ).

Изучение нового материала.

Закрепление нового материала (цифровой диктант), вывод урока, рефлексия.

Введение в тему.

- Какая прекрасная музыка открывает наш урок. Произведение, которое вы слышите достаточно известно. Знакомо ли вам это произведение?

- Чей образ воспет в этой музыке? ( образ Девы Марии)

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали эту музыку? (нежные, ласковые, чувство любви и грусти, мама Иисуса Христа очень любит своего сына, страдает вместе с ним)

- Что для всех олицетворяет Дева Мария? (Дева Мария олицетворяет символ вечной материнской любви)

- Можете ли вы назвать композитора, написавшего это бессмертное произведение? (ответ учащихся).

Слайд 3 (портрет Шуберта)

На предыдущем уроке мы познакомились с творчеством Шуберта и узнали о том, что композитор вошел в историю музыки как основоположник музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно-сюжетного вокального цикла.

Слайд 4 (записать в тетрадь тему урока)

Более подробно о жизни и творчестве Шуберта вы узнали из фильма, который смотрели на прошлом уроке. А сейчас я хочу проверить ваши знания, отвечая на вопросы, вы составите краткий обзор его творческой биографии .

Слайд 5 (обзор биографии)

Вопросы для проверки выполнения работы.

1. Кто такой Франц Шуберт? (австрийский композитор)

2. Когда и где родился Шуберт? (31 января 1797 года в предместье Вены – Лихтенталь)

3. Сколько лет было Шуберту, когда он начал сочинять музыку? (13 лет)

4. Сколько песен написал Ф. Шуберт? (более 600)

5. Как называются два вокальных цикла Ф.Шуберта?

6. Какой певец начал пропагандировать творчество Шуберта? (Иоганн Фогель)

7. Как назывались музыкальные встречи Шуберта с друзьями? (шубертиада)

8. Представителем какого музыкального направления был Шуберт? (романтизм)

9. Когда к Шуберту пришел настоящий успех? (в1828г. дал авторский концерт)

10. Какое творческое наследие оставил Ф.Шуберт? ( 16 опер, 22 квартета, 22 сонаты, 9 увертюр , 9 симфоний, более 600 песен)

11. Сколько лет прожил Шуберт? (31 год)

Учитель: Да, судьба отпустила венскому романтику всего 31 год жизни.

- Какой жанр занимал главное место в его творчестве? (песня) Особое место в песенном жанре занимает баллада. Создателем вокальной баллады считается Ф.Шуберт.

Информацию о том, что представляет собой баллада , нам подготовила…

Ученик: Баллада (от ит. ballade-танцевать) в средние века песня народного происхождения, сопровождавшая танец. Позднее - литературное лирико-эпическое произведение драматического характера, часто с элементами фантастики, содержание которого опирается на прошедшие события, предания, легенды. Баллада – небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер В эпоху романтизма баллада вошла в вокальную и инструментальную музыку.

Учитель: Спасибо за информацию. Баллада – так стали называть вокальную или инструментальную пьесу романтического характера.

Слайд 6 Что представляет собой баллада в музыке – это определение на экране , запишите его в музыкальный словарь

(баллада-вокальное произведение, написанное на фантастический, исторический либо драматический сюжет, или инструментальная пьеса. (записывают в тетрадь)

Учитель: Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

Слайд 7 (портрет И. Гете)

Слайд 8 Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей:

Особенную роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

Послушайте первую интонацию вступления баллады.

Подумайте и ответьте, можно ли определить характер всего произведения по этой интонации. Что в ней заключено: покой, умиротворение, безмятежность или напряжение, волнение, тревога?

Звучит мелодия: (играет учитель)

Ученик: Эта интонация тревожная.

В каком регистре : звучит в низком регистре,

В каком ладу: в минорном ладу.

Вывод: Ритм - чередование "триолей" с восьмыми нотами - длительности короткие. Штрих исполнения - стаккато, характер музыки тревожный.

Слайд 10 ( портрет Жуковского)

Учитель: Самым известным переводчиком баллад на русский язык был великий русский поэт 18 – 19 вв. Василий Андреевич Жуковский .

Его переводы становились совершенно оригинальными произведениями, в чем мы с вами постараемся убедиться.

Итак, теперь мы знаем немного и о немецком поэте, и о его переводчике.

(Учитель очень выразительно читает стихотворение)

Учитель: Какое чувство у вас осталось от услышанного стихотворения.(волнение, страх, тревога).

- Назовите персонажи, о которых идет речь в стихотворении. (рассказчик, отец, сын, Лесной царь).

- О чем это стихотворение?

- О том, как отец везет сына - младенца через ночной лес. Ребенок жалуется, что его зовет Лесной царь. Ребенок дрожит от страха, бредит. Отец успокаивает сына. Властный Лесной царь зазывает к себе младенца манящим голосом. В конце младенец умирает. Возможно младенец умер от горячки, или же его забрал Лесной царь.

Учитель: Давайте обратим внимание на слова баллады (количество куплетов) и сравним её с песней. Что сразу обращает на себя внимание?

Ученик: В балладе 8 куплетов текста. Обычно в песне 3 или 4 куплета. Баллада - это более масштабное произведение.

Учитель: Особенность баллады ещё и в том, что есть сюжет и тема из области фантастики, что является особенностью романтических произведений.

- В какой форме изложено стихотворение (диалог)

Да, баллада – лиро-эпический жанр поэзии, обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.

Учитель: Есть ли для вас незнакомые слова в тексте?

Словарная работа: объяснить лексическое значение слов: чертоги - (пышное, великолепное здание, дворец); перлы – (сокровища, драгоценности); ветлы – (серебристая ива, крона деревьев).

- Итак, вы уже имеете представление о каждом персонаже, а теперь послушайте песню-балладу "Лесной царь" и обратите внимание на сочетание мелодии и сопровождения, выразительности и изобразительности.

После прослушивания вы должны будете дать музыкальную характеристику баллады .

Слайд 11 – 18 Слушание: ( 04.32.)

После прослушивания дети устно отвечают на вопросы.

Слайд 19 (открывать по - порядку)

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от Р до F (контрастная)

Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Что вы услышали в аккомпанементе? Можно ли это увидеть? Аккомпанемент играет главную изобразительную роль?

Аккомпанемент - стремительное, напряжённое движение (скачет всадник)

Музыка выразительная или изобразительная?

И выразительная и изобразительная ( выражает тревогу, изображает движение)

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

В балладе четыре действующих лица.

Какие интонации вы услышали в каждом образе?

Рассказчик – взволнованный;

Отец – встревоженный;

Сын – испуганный, задыхающийся;

Лесной царь – сладостно-завлекательный, а потом угрожающий.

Вывод: Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Слайд 21 Физминутка

Слайд 22 ( картина ) Итак, продолжим урок и подведем итог услышанному:

- ребята, какая же атмосфера создана в произведении? (тревога, предчувствие гибели, трагедии)

- каково отношение лесного царя к младенцу? (он хочет заполучить его к себе, отлучить от отца, лишить жизни)

- почему отец не видит лесного царя? (он считает, что это бред, сон больного младенца)

- можно ли точно сказать, сон это или явь, действительно ли существует лесной царь как представитель чудесного, нереального мира или это только сон младенца? (нет, это остается загадкой, тайной)

Учитель: А теперь давайте определим образы, краски, звуки и чувства мира реального и мира ирреального (фантастического).

Реальный мир

Образы: отец, малютка, конь, лес, ветлы.

Краски: темнота, ночь, мгла, туман, темные ветви.

Звуки: шелест деревьев, тревожные голоса.

Чувства: теплота человеческой любви, тревога, страх, волнение.

Фантастический мир

Образы: лесной царь, дочери лесного царя.

Краски: цветы бирюзовы, жемчужны струи, золотые чертоги.

Звуки: сладкозвучные голоса, убаюкивающие интонации.

Чувства: холод, видения, обещающие радость, покой.

Вывод: сравним два мира реальный и фантастический:

- Потусторонний мир лесного царя кажется привлекательнее, чем реальный. Но, что отсутствует в его мире? (Чувство любви - человеческой любви.)

Вот почему ребёнок испытывает ужас: не радость, веселье его ждут у лесного царя, а отсутствие любви.

- Почему отец не сумел спасти сына? (Поздно поверил в его грёзы).

Вывод: два мира - призрачный, великолепный, но холодный мир царства лесного царя и непривлекательный внешне, но согретый теплотой чувства - мира реального.

Учитель: Все ваши выводы по литературному и музыкальному вариантам произведения еще раз доказывают, что перед нами один из наиболее ярких жанров романтизма – баллада.

Сравните язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и живописного.

Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматически - напряжённый образ?

Ученики: Литература использует - слово, музыка - звуки, живопись – колорит.

Вывод: Как мы видим и в стихах, и в музыке, и в живописи нарисована большая драматическая картина, сцена с участием нескольких действующих лиц. Но даже если мы и расслышали отдельные их интонации, вся сцена сливается в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня, но и движением чувств главных действующих лиц.

Хочу обратить ваше внимание, что все эти виды искусства не подражают друг другу, не иллюстрируют друг друга, а существуют самостоятельно.

Какой образ показан в этой песне?

Ученики: Образ движения, круговорот воды.

Учитель: Это очень символичное произведение. Мельничное водяное колесо как символ вечности. Нельзя нам в жизни останавливаться, необходимо постоянно двигаться вперед. Жизнь – это постоянное движение.

Неповторимая музыка Шуберта может помочь человеку в трудные минуты его жизни, даруя ему надежду и веру в собственные силы. Очень хотелось бы, чтобы в каждом из нас жила эта вера.

Слайд 26 - 32 Цифровой диктант по теме урока (закрепление пройденного) Выставление оценок в журнал .

Слайд 33 Рефлексия: Далее проводится рефлексия содержания учебного материала:

Учитель: А сейчас прошу вас обдумать и ответить на любой вопрос (вопросы появляются на экране (высказывания учеников)

Слайд 34 Дом. задание: Я предлагаю вам дома соприкоснуться с поэзией Гёте - потренироваться в чтении баллады "Лесной царь", а на следующем уроке попытаться путем выразительного чтения передать своё понимание и собственные чувства, возникшие во время знакомства с этой удивительной музыкой Первого романтика и уникального композитора-песенника XIX века Франца Шуберта.

Учитель: Ребята, спасибо за вашу работу на уроке.

Я думаю, вам сегодня было интересно познакомиться с творчеством удивительного композитора, Франца Шуберта.

Как это прекрасно, что есть такие композиторы, музыка которых помогает человеку лучше понимать себя и других людей.

А ваше душевное исполнение песни меня искренне порадовало, и я убеждена: вы счастливые дети, потому что ваши сердца наполнены музыкой.

1. Дополнить знания о жизненном пути композитора романтика Франца Шуберта.

2. Повторить песни Ф. Шуберта, выученные в 5 классе.

3. Познакомить с вокальным жанром балладой.

6. Закрепить пройденный материал.

9. Провести рефлексию, сделать вывод урока.

(Людвиг ванн Бетховен)

1. Музыкальное приветствие.

2. Вступительное слово учителя. Введение в тему урока.

(На доске висит портрет Франца Шуберта)

Ребята, знаком ли вам образ человека, изображённого на этом портрете?

Да. Это австрийский композитор Франц Шуберт.

3. Рассказ учителя о Ф. Шуберте. Пение ранее выученных песен.

Шуберт прожил очень короткую жизнь, всего 31 год. Как яркая комета пронёсся он на романтическом небосклоне, оставив после себя огромное количество произведений: только песен им было написано более 600. Это был один из первых композиторов-романтиков.

Он родился в предместье Вены в Лихтентале в семье школьного учителя. Музыка в жизни этого семейства занимала очень важное место. Дома постоянно устраивались музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, старшие братья на разных музыкальных инструментах. Вскоре к их музицированию подключился сам Франц, которому первые шаги в музыке помог сделать отец и его брат Игнац. Кроме того, у мальчика был хороший голос. Он пел в церковном хоре, но когда произошла ломка голоса, ему пришлось оставить это занятие. Отец предложил ему стать школьным учителем. Эта работа утомляла юного Шуберта, ведь в нём звучало столько мелодий. Только за один 1815 год он сочинил 150 песен, причём каждая из них яркая, новая, не похожая ни на что другое.

А какие песни Шуберта знаете вы?

УЧИТЕЛЬ: Давайте пропоём несколько фраз из этих песен и насладимся их тонкостью, лиризмом, светом.

Благодаря этим друзьям, музыка Шуберта постепенно завоевала Вену. Именно они распространяли его произведения, собирали и хранили ноты, переписывали рукописи, организовывали концерты в богатых дамах Вены. Из-за недостатка денег композитор всегда страдал от недостатка нотной бумаги. Заботливые друзья снабжали его ею.

(Задание на опережение было дано ученице класса Цыганко Татьяне)

Однажды Шуберта посетил его друг художник Морид Швинд. В этот день у композитора кончилась нотная бумага, а с деньгами, как всегда, было затруднение. Тогда художник сел к столу и стал наносить на бумагу параллельные линии – нотный стан. Когда спустя годы у художника спрашивали, какой из своих рисунков он считает лучшим, он отвечал:

– Нотные линейки для Шуберта!

Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты композитор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой.

Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч франков.

Спасибо за интересную информацию.

У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу. Такой любимый поэт был и у Шуберта. Он пленил его, волновал ум и душу композитора. На его тексты было написано 70 песен. Это выдающийся немецкий поэт Гёте.

Знаком ли вам такой жанр?

Мы знакомились с ним на уроках литературы.

Тогда охарактеризуйте мне его.

Баллада – это один из жанров народного творчества. Баллада – это повествование. Но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики

А в музыке вокальная баллада – это песня, которая имеет свободное развитие. Сюжет баллады остро драматичный в нём переплетаются реальность и фантастика, эпос и лирика. (Дети записывают в тетрадь о жанре баллады).

Как видите, определение музыкального жанра мало чем отличается от определения литературного.

Опережающее задание. Определить количество действующих лиц в балладе

В балладе 4 действующих лица.

Молодцы. А теперь давайте прочитаем балладу по ролям, а затем ещё раз прослушав, определим какие интонации, эмоциональные краски каждому персонажу дал Шуберт.

А знаете, кто перевёл это произведение на русский язык? В. Жуковский, современник Александра Сергеевича Пушкина.

(Учитель на доске вывешивает иллюстрации, нарисованные к балладе. Дети читают балладу по ролям Ещё раз прослушивают ).

Охарактеризуйте темы, интонации героев. У кого они меняются, а у кого остаются неизменными?

Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая.

Какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе?

Мы услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение.

Давайте ещё раз прослушаем эту интонацию (Учитель играет на фортепиано фрагмент вступления). Особую роль в песнях Шуберта исполняет фортепиано. Оно наполняет песню новыми красками, помогает глубже раскрыть её содержание.

А теперь попрошу класс разделиться на две половины. Попробуем этот аккомпанемент выстучать ритмически в ладоши. А кто хочет попробовать сыграть? (Дети выстукивают аккомпанемент, играют).

Давайте попробуем напеть по нотной записи учебника интонации ребёнка, отца, лесного царя.

Настало время провести музыкальный анализ произведения. (На доске вывешивается схема, по которой дети выстраивают свой ответ).

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика – от РР до FFF

Регистр – низкий и средний(аккомпанемент), средний и высокий (солист)

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

Сравните язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и живописного. Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматический напряжённый образ?

Литература использует слово, музыка – звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.

ВЫВОДЫ: Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

Если бы вам представилось право дописать финал баллады, каким бы вы его сделали? (Дети рассказывают свою версию финала баллады и аргументируют её).

Теперь мне интересно узнать у вас понравился ли вам сегодняшний урок? Тогда, я попрошу вас ответить мне на эти вопросы. (Каждый ребёнок (или по желанию) берёт по одной карточке из рук учителя, зачитывает её, отвечает на поставленный вопрос).

Примерные вопросы на карточках (рефлексия):

1. Что ты узнал нового на сегодняшнем уроке?

2. Понадобятся ли тебе знания, полученные на сегодняшнем уроке в жизни?

3. Как и где ты можешь применить знания, полученные на уроке музыки?

4. Какой вид деятельности больше всего тебе понравился на уроке?

5. Расскажешь ли ты о полученной информации своим родителям, друзьям, знакомым?

С. Г. Сайганова, МОУ "Солохинская СОШ", с. Солохи, Белгородский район, Белгородская область

Оценить 1597 1

Конспект урока.

6 класс. Музыка. По программе Е.Д. Критской

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (урок-беседа)

Тип урока: расширение и углубление знаний

Дополнить знания о жизненном пути композитора романтика Франца Шуберта.

Повторить песню Ф. Шуберта, выученную в 5 классе.

Познакомить с вокальным жанром балладой.

Закрепить пройденный материал.

Обеспечение: учебник Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Музыка 6 класс, ноутбук, проектор, экран, презентация ( авторская), аудио- и видеоматериалы, тетрадь, раздаточный материал ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя. Введение в тему урока.

-Знакомо ли вам это произведение?

-Попробуйте определить музыкальный жанр?

-Как вы думаете, какому жанру будет посвящен наш урок?

- определяют, что звучит песня

-Что вы знаете о творчестве Ф.Шуберта?

-Знаком ли вам жанр песня- баллада?

-Какие песни вам знакомы?

-вспоминают знакомую информацию о жизни и творчестве композитора,

- определяют, каких знаний не хватает

-Для того, чтобы определить тему урока, давайте разгадаем мини- кроссворд, основанный на знаниях, полученных ранее.

( параллельно идет метод повторения)

Вопросы кроссворда:

1. Музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук (вокализ)

2.Низкий мужской голос ( бас)

3.Что мы называем вокальным произведением для голоса в сопровождении какого-либо музыкального инструмента? (Романс)

5. Темный лад в музыке ( минор)

6 .Песня на воде (Баркарола)

7.Низкий женский голос или один из струнно- смычковых инструментов (альт)

8. Музыкально-драматическое искусства, сочетающего в себе сольное, ансамблевое и хоровое пение с инструментальной музыкой и сценическим действием. ( опера)

9. Приём игры на струнно- смычковых музыкальных инструментах , когда звук извлекается не смычком, а щипком струны, отчего звук становится отрывистым и более тихим, чем при игре смычком.( пиццика́то )

10.Высокий женский голос (сопрано)

Итак, мы с вами разгадали название произведения, которому будет посвящен наш урок. А знаете кто автор музыки?

( ответы детей)

Выступления учащихся (домашнее задание)

Шуберт Франц Петер - выдающийся австрийский композитор; основоположник раннего романтизма; создатель девяти известных симфоний. Родился 31 января 1797 года в Вене в семье обычного учителя. Поначалу в семье было четырнадцать детей, но девять из них умерли в раннем возрасте. За свою недолгую жизнь Шуберт написал около 600 песенных композиций, многие из которых актуальны по сей день. В создании собственного стиля он опирался преимущественно на работы Моцарта, Глюка, Гайдна и Бетховена.

С детства мальчик получил домашнее музыкальное образование. В церкви он учился игре на органе и вокалу. Фредерик был одним из лучших певцов хора придворной капеллы. Сам Сальери взял его к себе в ученики, восторгаясь его красивым голосом и музыкальным даром. Примерно в 13 лет он стал писать свою первую симфонию. Первые самостоятельные работы были написаны им в 1814 году.

Из хора к тому моменту он был уже отчислен, так как у мальчика ломался голос. Поэтому юный Фредерик поступил в учительскую семинарию, последовав по стопам отца. Все свое свободное время он посвящал сочинению музыки. Песенная музыка композитора была своего рода продолжением стиля Бетховена. 1815-й год считается самым плодотворным в его карьере. В этот период он написал более сотни песен, шесть опер, множество симфоний и музыку для церкви.

Однажды Шуберта посетил его друг художник Морид Швинд. В этот день у композитора кончилась нот­ная бумага, а с деньгами, как всегда, было затрудне­ние. Тогда художник сел к столу и стал наносить на бумагу параллельные линии — нотный стан. Когда спу­стя годы у художника спрашивали, какой из своих ри­сунков он считает лучшим, он отвечал:

Нотные линейки для Шуберта!

Во время очередного безденежья Шуберт зашел в ресторанчик пообедать, но хозяин в долг кормить его больше не захотел. Тогда композитор сел к столу и стал читать журнал. В нем попалось стихотворение, которое очень понравилось Шуберту. Он подошел к окну и тут же написал к нему музыку. Ноты компози­тор отдал хозяину, и тот взамен принес телятину с картошкой.

Через тридцать лет ноты, написанные тогда в ресторанчике, были проданы на аукционе в Париже за сорок тысяч франков.

-Каким человеком был Шуберт, если он мог создать такие великие лирические произведения?

Спасибо за интересную информацию.

У каждого человека есть свой любимый поэт, писатель, который близок ему по духу. Такой любимый поэт был и у Шуберта. Он пленил его, волновал ум и душу композитора. На его тексты было написано 70 песен. Это выдающийся немецкий поэт Гёте.

Знаком ли вам такой жанр?

-Мы знакомились с ним на уроках литературы.

-Тогда охарактеризуйте его.

-Баллада – это один из жанров народного творчества. Баллада – это повествование. Но в нём обязательно должны присутствовать элементы фантастики

В учебнике ( стр.45) текст баллады, давайте вместе прочитаем.

-ребята, как вы думаете, сколько здесь главных действуюших лиц?

В балладе 4 действующих лица.

-Молодцы. А теперь давайте прочитаем балладу по ролям.

( чтение по ролям)

-А знаете, кто перевёл это произведение на русский язык? В. Жуковский, современник Александра Сергеевича Пушкина.

-Как вы думаете- какая музыка будет у героев баллады?

(ответы детей)

Давайте послушаем и определим:

– сколько музыкальных образов присутствует в балладе?

– какие черты музыкального образа раскрывает характер звучания аккомпанемента?

– что вы можете сказать о ритме сопровождения?

– как композитору удалось создать единый драматически взволнованный образ, фантастическую картину, передать напряженность происходящего?

( слушание аудиозаписи на нем.языке)

Рассказчик – взволнованный; отец – встревоженный; сын – безумно испуганный, задыхающийся, напряжение усиливается к концу произведения; лесной царь – мягкая интонация, сладостно-завлекательная, плавная, закруглённая.

Какой инструмент аккомпанировал, и что вы услышали в аккомпанементе?

Мы услышали изобразительную интонацию несущегося галопом коня, а может быть даже стук сердца, прослеживается стремительность, драматическое напряжение.

-Еще раз слушаем балладу (уже в переводе) , обратить внимание на сочетание мелодии и сопровождения, на особенности выразительности и изобразительности.

После просмотре видеоматериала, задание: анализ песни- баллады .( по два героя на вариант)

Учащиеся записывают анализ произведения по средствам музыкальной выразительности:

Жанр – вокальная баллада.

Композитор – Франц Шуберт.

Исполнитель – солист и аккомпанирующий инструмент фортепиано.

Темп – быстрый, стремительный.

Динамика - от РР до FFF

Голос- мужской

Музыкальный лад – минорный (соль минор)

Образ – драматический.

Интонации – изобразительные, выразительные, прослеживается контраст интонаций.

Характер музыки – стремительная, взволнованная, несущаяся, быстрая, будоражащая, сладкая, завораживающая, безумная, испуганная.

-Сравните язык трёх художественных произведений – литературного, музыкального и живописного.

-Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматический напряжённый образ?

-Литература использует слово, музыка - звуки, живопись – колорит. Каждый из трёх видов искусства смогли создать драматический образ.

-Как видим, в стихах, в живописи, в музыке нарисована большая драматическая картина, сливающая в нашем сознании в единый драматический образ, объединённый стремительным движением; не только движением летящего сквозь лес коня; но и движением (развитием) чувств главных действующих лиц.

Сегодня наш урок был посвящён интересному жанру вокальной музыки – песне-балладе.

Запись новых терминов и определений (работа в тетради)

Сегодня мы окунулись в мир творчества замечательного австрийского композитора, узнали об интересных фактах его биографии , а сейчас давайте разучим фрагмент его песни- баллады.( разучивание фрагмента)

На уроке прозвучало много новой информации и насколько вы были внимательны, мы проверим.

Тестирование ( использование программы easyQuizzy)

(По желанию учащихся-кто-то один работает за ноутбуком, сам тест выведен на экран. Дети параллельно отвечают у себя в тетрадях).

Подготовить по выбору следующие виды заданий:

2) выбрать из известных современных песен (как отечественных, так и зарубежных музыкантов) те, которые написаны в жанре баллады и рассказать про них одноклассникам (принести аудиофайл, чтобы можно было прослушать фрагмент);

История создания

Содержание


О чем?

Сквозь ночную тьму мчится на коне отец с тяжело больным сыном. У мальчика высокая температура, если говорить медицинским языком того времени, горячка, он бредит. Ребёнку кажется, что за ними гонится Лесной царь, и он признаётся папе в своих страхах. Встревоженный отец понимает, что это значит, но он мужественно не даёт отчаянию взять верх над собою и всё сильнее погоняет коня. Как любящий и заботливый родитель, он старается успокоить сына: шёпот злого духа – шелест листьев, дочери царя – серебристые ивы.

Далее Лесной царь обещает своему потенциальному пленнику золото и игры, но мальчик боится его и продолжает противостоять его уговорам. Когда надежда на спасение уже близко, настойчивый властитель угрожает взять ребёнка силой. Отец доскакал, надеялся, что успел, но ребёнок был мёртв.

Анализ

— автор и название произведения

— история создания

— тема, идея

Жуковский на правах переводчика отошел от фабулы оригинальной баллады, сохранив сюжет, но дополнив его своим личным художественным взглядом. Произведение повествует о диалоге отца и сына, борющегося с лихорадкой и находящегося в бреду. Мальчику кажется, будто за ними гонится Лесной царь, и он сообщает об этом отцу, который понимает, что сын находится в агонии и погоняет лошадей, одновременно с этим стараясь успокоить ребенка. Лесной царь заманивает заложника различными удовольствиями, однако мальчик противостоит соблазнам. Когда теплится долгожданная надежда на спасение, царь угрожает забрать ребенка силой. Отцу кажется, будто он успел доскакать, но мальчик уже мертв.

В отличие от Гете, Жуковский обходится без аргументов и резко констатирует факт произошедшей трагедии, постепенно нагнетая и без того безнадежную обстановку. Разговор отца и сына имеет темную окраску: прошение ребенка о протекции сталкивается с недоверием и равнодушием родителя. Жуковский показывает эгоизм отца, отмахивающегося от сына за неимением времени: нужно успеть спасти ребенка. Суть баллады и главная идея в сопереживании, чуткости человека, особенно к близким людям, а также в борьбе вопреки отсутствию надежды.

— средства выразительности

— ритм стиха, стихотворный размер, рифма

Баллада написана ямбом со смежной рифмовкой: первая строка рифмуется со второй, а третья с четвертой, что помогает Жуковскому успешно выстроить диалоги.

— мое отношение

Эта баллада вызвала во мне чувство тревоги и страха. Вместе с ее героями я пережил трагедию и пропустил ее через себя, сочувствовал горю отца и одновременно восхищался его стойкостью, однако осуждая его за равнодушие к словам ребенка, находящегося в предсмертной агонии.

Жанр и направление

Главные герои и их характеристика

Отец в варианте Жуковского представлен уже стариком, что придаёт ещё больший трагизм происходящему. Он изо всех сил пытается мужественно противостоять опасности, нависшей над его семьёй, но болезнь победила ребёнка.

Мальчик же не понимает, что ему лишь мерещится злой дух, он принимает видения за реальность. Он умирает не с ощущением физической боли, но с чувством страха перед Лесным царём. Можно представить себе, что так к ребёнку приходит смерть, ведь согласно датским легендам, именно лесной дух навещает тяжело больных и забирает их с собой.

Тематика

Главная мысль

Чему учит?

Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Разговоры зловещего царя — просто шёпот листвы:

И его дочери не кивали мальчику, завлекая к себе:

Но ребёнку всё время виделись эти мифические персонажи и в самом конце произведения, он будто услышал слова лесного царя:

Заканчивается баллада трагично, мальчик умирает:

Реальное и фантастическое причудливым образом соединились в балладе, смывая границы перехода. Волей- неволей, а на какой-то миг и лесной царь кажется вполне настоящим. Мистицизм в балладе представлен сценой мнимой погони за конём с всадником и его сыном. Сам образ лесного царя, явившегося ребёнку, можно трактовать и как одно из обличий смерти.

Читайте также: