Какой город называли третий рим и считали наследником римских традиций

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Эта формулировка из письма Филофея стала классическим выражением сути концепции.

Под углом этих последних воззрений воспитывалась и Россия. До XV в. она считала себя покорною дщерью константинопольского патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских как бы вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена. Флорентийская уния (1439) пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; обаяние Византии, как хранительницы заветов православия, исчезло, а с ним и право на главенство политическое.

Таким новым сосудом, новым Т. Римом и является Москва. — Освобождение от татарского ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; брак вел. кн. Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание царств Казанского и Астраханского) — все это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества, возникновение трех легенд: а) о бармах и царском венце, полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка — в 1547 г.); б) о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа, и в) о белом клобуке: клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Вел. вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешел к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам. Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать. Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к вел. князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с ее врагами. В этом направлении одно время ее поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари — законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Теория Т. Рима до конца XVII ст., а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлеченных вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение ее и слышится: более слабое — в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском п-ове, более сильное — в воззрениях славянофилов.

Н. Д. Зольникова утверждала про старовера Исая Назаровича:

МоскваТретийРим.jpg

Но идея Рима развивалась не только в Европе. На востоке ее подняли на щит те, кто и захватил Константинополь — турецкие султаны. Об этом парадоксальном факте мы сегодня и расскажем.

Свои притязания на римский престол султан также основывал и на кровном родстве с прежними императорами. Так, один из его предков — султан Орхан I, был женат на византийской принцессе. Кроме того, Мехмед возводил свой род к Иоанну Комнину.

Иоанн был внуком императора Алексея I. Он переселился ко двору султана Месуда I. Там Иоанн принял ислам и женился на дочери правителя. Дальнейшая судьба императорского внука неизвестна.

Но, по легенде, у него и дочери султана родился сын Сулейман-шах, который и стал дедом основателя Османской династии Османа I. Именно эту легенду использовал Мехмед II для обоснования своих претензий на императорский трон.

Претензии султана на римский престол были поддержаны Константинопольской православной церковью. Ставший в 1454 году Архиепископом Константинополя — Нового Рима и Вселенским Патриархом Геннадий Схоларий признал Мехмеда Завоевателя законным наследником византийских императоров.

Кроме того, в 1461 году турецкому султану прислал письмо папа римский Пий II. В этом письме он обещал Мехмеду II титул императора Рима.

Видимо, амбиции султана по этому вопросу не были секретом. А в обмен Мехмед Фатих должен был креститься. В своем письме Пий даже сделал попытку согласовать христианское вероучение с Кораном. Он говорил, что признает Мехмеда наследником византийских императоров, коронует его и заключит с ним союз, если только тот перейдет в христианство.

В результате Восточная Римская Империя возродилась бы, но под властью новой династии. Однако Мехмед Завоеватель так и не поменял веру, и история пошла по-другому пути.

Но в Житваторокском мирном договоре, заключенном в 1606 году и закончившем Тринадцатилетнюю войну между Австрией и Османской империей, австрийский герцог Маттиас был назван падишахом, то есть титулом, который мог принадлежать исключительно турецкому султану. Это было немыслимым нарушением гармонии мира, сравнимым с появлением на небе второго солнца. Само собой, подобная дерзость заслуживала расплаты. Вот турки и воевали с австрийцами несколько столетий.

Со школьных учебников и экранов телевизоров мы слышали фразу “Москва — Третий Рим”. Что она в действительности означает? Когда появилась и какое влияние имела на русскую историю? Отвечая на эти вопросы мы с вами попробуем лучше разобраться в истории России.

Суть концепции

С IV века нашей эры начинается упадок Рима — древней столицы одной из самых мощных империй. Внутренние противоречия, политический кризис, нашествия варваров — все это приводит к тому, что сначала империя разделяется на две части, а вскоре Рим и вовсе захватывают варвары.

На место новой столицы Европы начинает претендовать Константинополь. Вскоре этот город становится столицей христианства. В Риме же появляется должность Папы Римского и начинается еще и духовный конфликт: кто важнее Константинопольский Патриарх или Папа Римский? Политические и духовные споры приводят к великой схизме — расколу христианства. Константинополь окончательно начинает считать себя “вторым Римом”.

Римская империя на пике своего могущества

Римская империя на пике своего могущества

Тут следует сделать важное отступление. Люди привыкли мыслить циклически и поэтому с упадком одного сразу же ищут ему замену. Так родилась идея “переноса империи”, что, мол, одна империя погибает, а следующая приходит ей на смену. Наследниками Рима считали себя германцы, болгары, сербы, “древний Рим” стал даже частью фашистского мифа Муссолини. Но в IX-XI столетиях статус “второго Рима” окончательно закрепился за Константинополем.

Вскоре начинается упадок Византии: арабы, славяне, крестоносцы своими нападениями существенно ослабили некогда могущественную державу. В 1453 году турки-османы окончательно захватили столицу Византии. “Второй Рим” пал, на карте появился новый мусульманский город Стамбул.

Кто же теперь будет новым центром восточного, православного христианства? Этот вопрос порождал не только мысли о новых столицах, но и опасения о полном апокалипсисе. Именно так в XV веке монах из Пскова Филофей написал в своем письме, позже ставшем легендарным: “ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать”. По версии Филофея, именно Москва должна стать “Третьим Римом”. Что же имел в виду Филофей?

История формирования идеи

Согласно мнению некоторых историков, слова Филофея не следует читать через призму политической истории. Это больше религиозное пророчество-предостережение. А чтобы вы делали, если бы на ваших глазах центр христианства был захвачен представителями другой веры? Скорее всего, бить тревогу и пытаться разобраться в причинах происшедшего.

Причины, согласно Филофею, это моральный упадок и ересь населения. Если бы не это, то и Рим и Константинополь сохранили свой статус. Почему бить тревогу? Потому, что кроме Москвы уже не осталось центров, а значит, в случае упадка столицы Московского царства, другого центра не будет, и восточное христианство исчезнет. А поскольку только своя вера — путь к спасению, значит, потерять последний Рим — путь к потере веры и верный маршрут в ад. Вот такая логика монаха Филофея.

Московское царство к XV веку было одним из крупных на землях бывшей Руси, кроме того, именно тут была резиденция митрополита. Московским князьям идея “Третьего Рима” быстро пришлась по душе, кроме того, в ней они видели еще и политический смысл. В 1472 году князь Иван III взял в жены Софью Палеолог. Она была племянницей последнего византийского императора Константина XI.

Выходит, уже сын Ивана III и Софьи, князь Василий III мог теоретически считаться наследником византийского престола, а если его нет, значит, престол переехал. Так возникает династическое обоснование того, что “Москва — Третий Рим”.

Материальные атрибуты

Вскоре князья Москвы начинают титуловать себя “царь Руси”. Вместе с династией, у Московского царства появляется еще и новый государственный символ — герб. Это двуглавый орел — бывший символ Византийской империи. Так, страна-наследник забирает символы своего предшественника.

В 1589 году руководствуясь своим статусом Московское царство добивается того, что в столице теперь вместо митрополита находится главное лицо восточного христианства — патриарх. Москва окончательно становится центром православного мира.

Еще один любопытный атрибут, который появился в Москве после появления новой религиозно-политической доктрины. Это Шапка Мономаха. Она стала символом власти и постоянным атрибутом при восхождении на царствование новых правителей. Она появилась в XV веке, поэтому к Владимиру Мономаху, правящему в XII веке, не имеет никакого отношения.

Почему тогда шапка Мономаха? Дело в том, что Владимир Мономах был сыном дочери византийского императора и Всеволода, сына Ярослава Мудрого. Тогда в Византии правила династия Мономах. Так в честь своего византийского дедушки Владимир и получил свое прозвище. То есть, он первый родственник правителя “второго Рима” на Руси.

Последствия и влияния на историю России

Доктрина “Москва — Третий Рим” никогда официально не объявлялась основной ни в Московском царстве, ни в Российской империи. Но имела огромное значение для формирования национальных мифов и идеалов. В XV-XVI веках эта идея давала идейное основание для объединения всех земель бывшей Руси под властью московского царя. “Собиратели земель русских” — именно такой титул берут себе правители Москвы с XV столетия.

С церковной реформой Никона идею “Третьего Рима” уносят в леса старообрядцы. Они считают Никона раскольником, антихристом и предателем великой христианской идеи. Так концепция постепенно забывается. Ее возрождение начинается в XIX веке, в период формирования народов и наций.

Еще в начале XIX века появляется “теория официальной народности”: православие, самодержавие, народность. Вера становится важной частью национальной идентичности в России. При Александр III окончательно формируется доктрина внешней политики, согласно которой Россия — защитник православных славянских народов Балкан от турок.

По сути, это возрождение теории про “Третий Рим”. Именно под лозунгами защиты православных братьев Российская империя в 1914 году вступила в Первую мировую войну.

Как видим, концепция “Москва — Третий Рим” имеет долгую историю. Возникнув как религиозное предостережение, она стала политической доктриной, отыграв большую роль в истории России.

Часто ли слова или мысли исторических личностей искажаются в угоду правящей партии или идеологии? Взять, к примеру, безобидную доктрину Ницше о сверхчеловеке, Боге внутри нас. Она привела Германию и весь мир к мировой войне, равно как идея всеобщего равенства – к войне за независимость и гей-парадам. История России богата такими концепциями: они всплывают каждый раз, когда народ стоит на перепутье. Одна из таких теорий – сказание о Третьем Риме. Почему Москва – Третий Рим, как понимать это сегодня, думал ли скромный монах о том, что на его словах будут спекулировать веками? Поговорим об этом в нашей статье.

Как все начиналось: письма Филофея

третий рим это

Историческая ситуация

В 1439 году константинопольский патриарх заключил с Римом Флорентийскую унию, признавая главенство Папы Римского и сохраняя от православия только формальные обряды. Это был сложный период для Византии: турки-османы стояли на пороге, угрожая ее независимости. Константинополь надеялся на поддержку западных королей в войне с захватчиками, но помощи так и не дождался.

москва третий рим

В 1453 году столица пала, патриарх и император были убиты. Это был конец Восточной Римской империи.

Положение Русской православной церкви

До этого момента верховного владыку Русской поместной церкви и царей мог помазать только патриарх - наместник Бога на земле – и только в Константинополе, этом человеческом воплощении царства Христова. В этом смысле русские были зависимы от восточного соседа. Великий князь долгое время претендовал на царское звание. В 1472 году Иван III даже сочетался браком с Зоей (Софьей) Палеолог, дочерью последнего византийского императора. С ней Иван взял двуглавого орла в качестве символа нового государства. Формально он имел право на вотчину – наследство жены.

С точки зрения русского духовенства, уния была предательством по отношению к православной церкви, отходом от истинной веры. Империя поплатилась за это нашествием мусульман. Ромейское царство – Христова вотчина, а вместе с ней и права патриарха, перешли к единственному оставшемуся оплоту православия – Русской поместной церкви. И здесь теперь стоит Третий Рим – это земное царство Бога на земле.

Первый и Второй Римы

Второй Рим крепко стоял до XVI в., а затем был разрушен турками-османами в наказание за духовное предательство. Заключение Флорентийской унии воспринималось как ересь, от которой русский Великий князь, впоследствии царь, должен был охранять Русь.

Третий Рим – это Москва

Был ли в словах Филофея политический расчет? Безусловно, царство Божие должно обладать сильной центральной властью и влиянием на международной арене. Но не политическая обстановка заботила псковского монаха.

почему москва третий рим

После того как Русская церковь унаследовала права византийского патриархата, она:

  1. Стала независимой, митрополиту не нужно было кланяться Константинополю, он назначался из местного духовенства, а не из греков.
  2. Русский владыка смог венчать князя на царство и требовать его защиты.

Идея Третьего Рима доказывалась автором из пророческих книг – ветхозаветных сказаний о четырех земных царствах и четырех зверях. Первое – языческое – сгинуло еще во времена Египта, Ассирии и старой Европы. Второе царство – латинское (Древний Рим), собственно первое христианское; третье – Византия. Четвертое - земное - должно стать последним, так как его разрушит сам Антихрист и возвестит этим конец света.

В посланиях монаха было больше страха перед апокалипсисом, чем гордости за возвышение Русской церкви. Если рухнет Москва, падет не только христианство – это будет конец человечества. Поэтому князь, которого русский митрополит помазал на царство, должен охранять истинную веру от мусульман-неверных и ереси, в том числе католицизма.

Как приняли слова Филофея в обществе?

В отличие от пессимистичного автора, русские церковники выделили положительную сторону концепции: гордость и величие. Третий Рим – это столп всего христианства. Неудивительно, что вплоть до Никоновской реформы в повестях и притчах на все лады пересказывались монаховы слова:

Несмотря на то что это было тяжелое время объединения русских земель в единое Российское государство, нигде в официальных документах концепция Третьего Рима не звучит. Можно на основании вышеизложенного сделать вывод, что идея была модна у духовенства, которое отстаивало независимость церкви, свои привилегии. Еще очень долгое время эта теория не имела никакого политического значения.

Третий Рим и Никон

В оригинальном звучании Филофея был протест не только против мусульман, но и против ереси. Под ней понимались наука и любые нововведения. Реформа Никона по унификации церковных обрядов также была отходом от традиций. Сторонниками Аввакума Никон воспринимался как Антихрист – четвертый зверь, который уничтожит последнее Ромейское царство.

концепция третьего рима

Официально были запрещены писания Филофея и все сказания и притчи, которые прямо или косвенно указывали на теорию псковского монаха, ибо они доказывали законность староверческих правил. Раскольники унесли эту идею с собой в Сибирь и отдаленные монастыри. До сих пор староверы считают, что Третий Рим – это старая ветхозаветная московская церковь, которая существует, пока живы они – ее истинные и единственные представители.

Что было дальше?

Казалось, про концепцию Третьего Рима забыла и церковь, и политическая элита. Но во второй половине XIX века она получила новое рождение. В связи с учреждением Патриаршего престола в России и тем, что русскому народу срочно нужна была объединяющая идея, письма Филофея были опубликованы. Стала общедоступной теория: "Москва – Третий Рим", суть которой немного изменилась: все упоминания о ереси были убраны, остались лишь слова про мусульман.

москва третий рим суть

Последующие трансформации теории

С этого момента Третьим Римом называют Россию как оплот человечества, приписывая ей великую миссию. Особенно для укрепления этой идеи постарались славянофилы и панславинисты. В. Соловьев, например, считал, что у России ключевая роль в объединении Востока и Запада, всех христиан под эгидой Русского православия. Историк И. Кириллов писал, что теория Москвы, как Третьего Рима, это та самая русская идея, национальное самоопределение, самосознание, которого стране так не хватало все это время. Православные должны не только объединить вокруг себя все братские народы, но и ударить по мусульманской Османской империи, чтобы она не напала первой. Во времена освободительных войн на Балканском полуострове идеи стали крайне популярны в народе.

идея третьего рима

С этих пор слова Филофея окончательно стали политическими, из них было вытеснено духовное и церковное значение.

В советское время

Теория интерпретировалась по-разному во время становления Советского государства, но уже с приходом Сталина были проведены исследования, изучены летописи и предания. Было доказано, что концепция Ромейских царств касалась только духовных дел.

Это и понятно. Великому Советскому государству не нужны были другие теории, помимо победы коммунизма во всем мире, чтобы сплотить вокруг себя соседние народы. Да и религия была под запретом. Сказания псковского монаха даже изымались из учебников.

Наши дни

СССР распался, народ обратился к Богу и снова стал искать в своей истории намеки на российский путь. Были воскрешены все исследования и публикации, от Филофея до Бердяева и Соловьева, объясняющие, почему Москва - Третий Рим. Во все учебники истории теория вошла как политическая, которая еще с Нового времени указывает русскому народу верное направление развития. Националисты вновь заговорили о миссии России в мировой истории.

третьим римом называют

Религия в наши дни отделена от народа, тем не менее первые лица государства часто бывают в церкви, вводятся уроки православия в школах и вузах, к Патриарху прислушиваются, принимая дипломатические решения. Как тут удивляться тому, что концепцией Третьего Рима западные политологи порой объясняют место России на международной арене!

Посему, дабы разобраться в происхождении и семантике этого выражения, стоит немного порыться по книгам — а главное, сделать из найденного правильные выводы.

Римская империя, как известно, в 285 году, при императоре Диоклетиане разделившаяся на две части, формально продолжала оставаться единой — разделение было чисто административным, произведенным исключительно для удобства управления разросшимся хозяйством.

Суверен у империи де-юре оставался один! Это важно, и попрошу всех этот момент запомнить.

Преемник Диоклетиана, как известно, единственного римского императора, добровольно покинувшего свою должность, Константин I Великий — возвращается к единодержавию, ликвидируя разделение империи.

После смерти его наследника, императора Феодосия, последовавшей в 395 году, политический центр империи окончательно перемещается в Восточную Римскую империю, в Константинополь — в Риме же остаются лузеры, не сумевшие вовремя свинтить в богатый Царьград.

Восток (Малая Азия, Балканы, Сирия, Левант, Армения и Каппадокия) процветает, в то время как Запад империи приходит в упадок, и, загоняемый под лавку многочисленными вторжениями варваров, тихо издыхает.

ТЕМ САМЫМ ПРИЗНАВАЯ СЕБЯ ВАССАЛОМ ВИЗАНТИИ!


С 476 года Римская империя целиком и полностью существует на Востоке — Апеннинский же полуостров, Иберию и Северную Африку захватывают германские племена и учреждают на этих, прежде имперских, землях, свои варварские королевства — то бишь, де-юре, совершают акт агрессии против Римской империи.

Так, римский полководец Велизарий в 533 году, начальствуя войском, посланным в Африку против вандалов, разбил их при Трикамероне, занял Карфаген, взял в плен вандальского короля Гелимера, и тем положил конец Вандальскому королевству. После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и дезавуировать Остготское королевство, нахально обосновавшееся на имперских землях.

В 534 г. Велизарий покорил Сицилию и, переправившись в Италию, взял Неаполь и Рим; но война этим не кончилась, а затянулась ещё на несколько лет.

Наконец, остготский король Витигес, преследуемый войсками Велизария, был захвачен в плен и отвезен пленником в Константинополь.


К сожалению, Римская империя (мы будем так называть Византию — ибо именно так её жители САМИ СЕБЯ НАЗЫВАЛИ) не смогла восстановиться в прежних границах — ибо в это время (в VII веке) на её южные и юго-восточные границы начался непрерывный натиск арабов, а на севере серьезной опасностью стали варяжские и славянские дружины — посему дела западные римским базилевсам пришлось отложить подальше, занявшись проблемами более насущными.

Со славянами же удалось решить вопрос гораздо успешнее — эти добродушные и доверчивые парни с севера согласились принять православие и считать Римскую империю за духовного наставника; а духовного наставника как-то не очень принято тыкать мечом в живот…

Креститель Руси, святой князь Владимир, дабы окончательно приблизится к Константинополю, взял в жены византийскую царевну Анну — став, таким образом, ближайшим родственником римского императора, его зятем.

Но на этом брачные отношения между Византией и Киевом не пресеклись — через двести лет от дочери римского Императора родился великий князь Киевский Владимир Мономах, которому его дед, Император Константин IV, в начале XII века прислал крест из животворящего древа и сердоликовую чашу, принадлежавшую его предку Императору Августу, правившему Римом с 27 года до н.э. до 14 г. н.э. — таким образом, признав киевского князя своим вассалом.


С этого момента киевские князья становились ОДНОЙ ИЗ ВЕТВЕЙ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ДОМА — пусть младшей и вассально зависимой, но ЕДИНОЙ ПО КРОВИ с римскими императорами!


К ак известно, дела у Римской империи шли всё хуже и хуже, её границы постоянно тревожили арабы и турки, её внутреннее положение усугублялось непрерывными заговорами и мятежами — и к концу VIII века кризис империи достиг апогея. На императорский престол взошла честолюбивая и тщеславная вдова императора Льва IV Ирина.

Сначала она числилась регентшей при малолетнем императоре Константине VI, а затем, путем длительных и сложных интриг и предательств, объявила себя императрицей — впервые в истории Римской империи.

Этот молодой человек решил стать не более и не менее, как императором Римской империи. А поскольку законного Императора на тот момент не существовало — Ирина ослепила и загнала в монастырь своего тюфяка-сынишку Константина — то Карл, для проформы попросив руки старой интриганки, и получив отказ — тут же объявил римский престол вакантным!


И вот именно с этого момента все государства Европы, возникшие из варварских королевств, получали какую-никакую, но легитимность своего существования.

Хотя собственно легитимность Карла Великого, как императора Запада, была, на самом деле, весьма призрачной — ведь короновался он в то время, когда де-юре трон Римской империи был занят!

Так что киевский (а затем — и владимирский, ставший потом московским) престол с середины XII века занимали прямые потомки римской императорской династии.

В 1453 году, после падения Константинополя, завершается, наконец, великая и кровавая история Римской империи. У которой, что естественно, тут же объявляется масса наследников — как реальных, так и мнимых.

Почему? А очень просто!


С офья Палеолог, племянница последнего, убитого при турецком штурме Константинополя, византийского императора Константина XII, после пресечения всего потомства Палеологов осталась ЕДИНСТВЕННОЙ наследницей Византийского царства.

Венецианский двор не шибко шикарно кормил-поил наследницу римских императоров — а посему она сочла за счастье принять предложение молодого и видного русского великого князя.

Окончательно сформулирована эта идея в 1510-1511 псковским монахом Филофеем:

Москва, по его мнению, должна стать мировым центром истинного православия.

Читайте также: