Какой фактор оказывал сильное воздействие на политику уголовных наказаний на руси религиозные

Обновлено: 28.06.2024

Историю страны невозможно понять, не зная ее географических условий. Для существования, человек должен удовлетворять свои биологические потребности: есть, пить, продлевать свой род. Для этого необходимо адаптироваться (приспосабливаться) к среде обитания и самим преобразовывать ее. Разные географические зоны предоставляют различные возможности для этого. Некоторые их них настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, а значит, и роста потребностей и, в конечном счете, развития. Другие настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям. Наиболее быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках географических путей, связывающих разные народы, вблизи центров цивилизации.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3
Географическое положение России ……………………………………..….4
Природно-климатические факторы ……………………………………..…..9
Геополитический фактор и его влияние на историю России …………….14
Влияние религиозного фактора на русскую историю ……………..……..19
Заключение ……………………………………………………………….….24
Список использованных источников ………………………………………26

Файлы: 1 файл

История.docx

Географическое положение России ……………………………………..….4

Природно-климатические факторы ……………………………………..…..9

Геополитический фактор и его влияние на историю России …………….14

Влияние религиозного фактора на русскую историю ……………..……..19

Список использованных источников ………………………………………26

Историю страны невозможно понять, не зная ее географических условий. Для существования, человек должен удовлетворять свои биологические потребности: есть, пить, продлевать свой род. Для этого необходимо адаптироваться (приспосабливаться) к среде обитания и самим преобразовывать ее. Разные географические зоны предоставляют различные возможности для этого. Некоторые их них настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, а значит, и роста потребностей и, в конечном счете, развития. Другие настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям. Наиболее быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках географических путей, связывающих разные народы, вблизи центров цивилизации.

Стремление подражать более развитым соседям приводит к сознанию ценности прогресса. Взаимодействие потребностей и культурных ценностей вызывает устойчивое стремление к совершенствованию. В противном случае воспроизведение традиционных форм жизни может продолжаться веками и тысячелетиями, а сама традиция может превращаться в абсолютный идеал, нарушение которого считается преступным. Примеры архаичных обществ дает Африка, быстро развивающихся и модернизирующихся – Европа и Северная Америка. В истории Азии преобладают тенденции к традиционности, но в определенных условиях азиатские цивилизации способны к развитию. Самобытность России определяет ее географическое положение между Европой и Азией, миром модернизации и миром традиционности.

Географическое положение России

Не раз уже указывали на то, что в судьбе России огромное значение имели факторы географические, ее положение на земле, ее необъятные пространства. Географическое положение России было таково, что русский народ принужден был к образованию огромного государства. На русских равнинах должен был образоваться великий Востоко-Запад, объединенное и организованное государственное целое. Огромные пространства легко давались русскому народу, но не легко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и охранение порядка в нем. На это ушла большая часть сил русского народа

География – важнейший фактор, определяющий экономическое, политическое, культурное и историческое развитие того или иного народа. Понять, почему русские по характеру стали именно такими, какие они есть сейчас невозможно, не рассмотрев географический ландшафт, в котором мы живем.

География определила характер русского народа и исторический путь развития, которым пошла Русская Цивилизация.

Русские, в отличие от многих других народов, не были зажаты морями, непроходимыми горными кряжами, другими нациями и могли свободно осваивать новые территории. Такая географическая причина обусловила факт, что русские приняли экстенсивную цивилизационную модель, в отличие от, например, европейцев или японцев, которые, в силу географии места обитания, были вынуждены развиваться интенсивно.

Известно, что географическое положение страны оказывает влияние на характер народа, проживающего на ее территории. Южные народы, имеющие много солнца, по своему характеру темпераментны, в то время как северные народы – холодны, нордически выдержаны и спокойны. Россия, места, где формировался русский этнос, раскинулись с севера на юг от Архангельска до Кавказа, и, следовательно, в составе русского генотипа присутствуют как горячие казацкие нравы, выраженные в лихих танцах и джигитовке, так и степенность севера, выраженная в неспешных хороводах и протяжном народном пении. Географическое положение России обеспечило наличие в нашем народе такое сочетание черт характера, которое немыслимо у народов, умеющих небольшую географическую территорию расселения.

Огромная величина территорий, превосходство в численности населения, неисчерпаемые природные ресурсы – эти факторы не раз определяли политический и военные выбор, который делала страна. Такой тактический прием как сдача М. Кутузовым Москвы французским войскам не могла быть применена никаким другим государством, кроме России, в силу именно ее географических особенностей. Происходи эти события в любой другой, менее крупной стране, - тактическая схема была бы обречена на провал, а сама страна – на поражение.

Таким образом, географические особенности могут являться стратегическим преимущество и уникальными характеристиками для той или иной страны.

Геополитика подразделяет типы развития, которыми движется страна, в зависимости от своего географического местоположения. Принято считать, что страна может принадлежать либо к континентальному типу цивилизации, либо к морскому. Ярко выраженными морскими державами является современная Англия, ранее Британская Империя, или являлась древнегреческая цивилизация. Если для сухопутных стран море является непреодолимой преградой в экспансии, границей, то для морских цивилизаций море это незримый центр государства, пути коммуникаций, связующие расположенные по берегам города или колонии. Торговля для морских держав особенно важна, во всяком случае, значительно важнее, чем для сухопутных держав.

Из этих же оснований, можно видеть и различную роль городов в Европе и России. Если в Европе города чаще всего возникали как поселения вокруг мест для торга, а население городов были вольные самостоятельные деятели, то в России города чаще всего возникают по приказу Правителя, как оборонные или административные центры, населенные государевыми людьми. Города возникали как военные крепости, в которых под прикрытием стен и гарнизона могли безопасно селиться люди.

Особая роль государства в России, отличное от той роли, которое государство играет в Европе, определила всю политическую систему нашей страны с древнейших времен по сегодняшний день. А эта особая роль государства определена, в свою очередь, географическим положением России.

Под напором своей жизненной энергии русские ведут свою экспансию до естественных границ, которыми на востоке сегодня является Тихий океан, а на юге – Кавказ и Памир. Широкое географическое расселение русских обусловило включение в состав Российской империи других этносов и народов, и разбило территорию государства Российского на державные земли – Кавказ, Туркестан, Сибирь и другие, при этом сохранилась уникальная центральная часть России – край полей и березок.

Географические различия в быте державных земель, укладе, образе жизни нивелируются наличием единого центра управления, но вместе с тем, географические особенности регионов и населяющих их народов придают определенную уникальность и устойчивость России.

ФАКТОРЫ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА ХОД РУССКОЙ ИСТОРИИ

Географический фактор. Природно-климатический Фактор. Значение рек. Влияние леса и степи на ход русской истории. Национальный фактор. Религиозный фактор. Роль личности в Российской истории.

Россия прошла длительный исторический путь развития, на ход которого существенное влияние оказал ряд объективных и взаимосвязанных факторов, не зная которых нельзя понять суть происходящих в России событий. Поэтому, одной из задач историка является выявление и изучение условий, обстоятельств, закономерностей определивших не только своеобразие и самобытность русской истории, но во многом и судьбу всего Российского государства.

Уникальной особенностью географического положения России явилось её промежуточное положение между Европой и Азией. Россия единственная в мире евразийская держава. Данное обстоятельство послужило причиной длительных ожесточённых споров, по какому пути должно идти развитие России в русле европейской или антагонистичной ей азиатской цивилизации. Вопрос этот до сих пор не решён, но наиболее правильной представляется третья точка зрения, отстаивающая особенность и самобытность исторического пути России. В пользу этого мнения главным аргументом служит слишком большое количество отличий России, как от Европы, так и от Азии, ведь Россия отличается от них своим менталитетом, религией, культурой, мировоззрением, всем своим укладом жизни.

Равнинная, обширная и малонаселённая территория с одной стороны имела положительное значение для русской истории, поскольку способствовала беспрепятственному и главное мирному расселению славян по Великой русской равнине, а также во многом предопределила государственный строй России. Так как эффективное управление большой территорией требовало сильной централизованной власти, которую могла обеспечить только абсолютная монархия. Но с другой стороны создавала серьёзные трудности для защиты границ, так как требовало большого войска, которое крайне малочисленное и довольно бедное население не могло содержать.

Незащищённость границ естественными преградами в виде гор, лесов, морей и т.п. делало Россию уязвимой, для вражеских иноземных вторжений, как с востока, так и с запада, обрекало страну на многовековую борьбу с недружелюбными соседями. С Востока Русь подвергалась бесконечным набегам кочевых племён: сарматов, гуннов, аваров, хазар, печенегов, половцев и татар. С Запада страдала от нашествия воинственных литовских племён, поляков, немцев, шведов. Бесконечные войны истощали физические и духовные силы русского народа в этой борьбе, и только плодовитость русских спасла их от полного физического истребления. Это, пожалуй, самый драматичный из всех факторов оказавших влияние на ход русской истории.

ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЙ ФАКТОР
Ещё одним, исторически наиболее ранним и важным, оказавшим серьёзное влияние на занятия, характер и весь уклад жизни восточных славян был природно-климатический фактор. Поэтому не случайно на данное обстоятельство обращали все крупнейшие историки, такие как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Е.Ф. Шмурло, Л.В. Милов. Многочисленные историки евразийского направления, к которым принадлежат Г.В. Вернадский, Л.Н. Гумилёв, П.Н. Савицкий,. Сувчинский, Трубецкой, Г.Ф. Флоровский, даже считают, что всё развитие России определяется этим фактором. Хотя такой взгляд и грешит явным преувеличением, поскольку природа в состоянии ускорить или замедлить развитие общества, но все, же не является доминирующей причиной его развития. Не отрицала значение природных условий, и советская историография наиболее ярким представителем, которой был Н.М. Покровский. Признавая, что природная среда влияет на развитие общества двояким образом, а именно благоприятные условия, наличие лесов, рек, полезных ископаемых, плодородных почв и т.п. положительно воздействуют на развитие общества. Неблагоприятные, такие как чрезмерно жаркий или наоборот чрезмерно суровый климат, бедность природных ресурсов могут напротив отрицательно сказаться на развитии экономики государства. При этом следует учитывать и то, что общество, подвергаясь влиянию со стороны природы, также в свою очередь воздействует на неё. Степень этого воздействия определяется уровнем научно – технического прогресса, техники, производства, общественного строя.

Теперь от рассмотрения историографии перейдём непосредственно к изучению проблемы.

ВЛИЯНИЕ ЛЕСА И СТЕПИ НА ХОД РУССКОЙ ИСТОРИИ
Говоря о роли рек, не справедливо будет обойти вниманием то влияние, которое оказали на ход русской истории ещё два природных фактора - лес и степь.

Лес, играл очень важную роль в жизни русского человека. Он очень долгое время был неотъемлемой частью русской жизни. Лес давал нашим предкам всё самое необходимое для их жизни: еду, так как был богат различными животными, мёдом диких пчёл, грибами и ягодами; строительный материал, ведь и жильё и домашняя утварь изготовлялись в те далёкие времена из дерева. Ещё лес давал человеку топливо для обогрева суровыми зимами, лучину для освещения жилья, лыко для плетения лаптей. Промысловая добыча пушного зверя, которым когда-то были очень богаты наши леса, была важной статьёй доходов в народном хозяйстве, поскольку меха шли на экспорт. Кроме того лес служил нашим предкам и надёжным убежищем от нападений внешних врагов, которые были частым явлением. Наконец, в лес, подальше от мирской суеты и соблазнов, в поисках тишины, покоя и уединения, часто уходили религиозно настроенные люди. Они строили себе в лесу кельи и скиты, проводя свою жизнь в постах и молитве.

Таким образом, лес был одним из благотворных факторов русской истории, так как оказывал восточным славянам экономические, политические и нравственно-религиозные услуги.

Значение конфессионального фактора не следует недооценивать не только для России, но и для всеобщей истории, не случайно многие войны имели религиозную окраску. Что, касается значения православия, то оно всегда выполняло на Руси, прежде всего консолидирующую, мировоззренческую, морально-нравственную и культурную функции. Именно в православии в условиях современного идеологического кризиса многие люди видят силу способную сплотить общество. С православной точки зрения русский человек издревле давал оценку происходящих в стране и мире событий, судил о добре и зле. На протяжении многих веков православие обеспечивало сохранность нравственных устоев. И только после революций начала 20 века с ослаблением государственных устоев и утратой православной церковью своих позиций, особенно после её отделения от государства в обществе происходит резкое падение морали и нравственности. Наконец, православие оказало большое влияние на всю русскую культуру, подняло её на высоту недосягаемую для западной культуры, за счёт огромной духовности которой так недостаёт странам западноевропейским и особенно американским.

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В РУССКОЙ ИСТОРИИ
При изучении Русской истории необходимо учитывать такой важный фактор как роль личности, те крупного государственного политического, военного, религиозного или иного деятеля, оставившего заметный след в истории. Конечно, личность имеет большое значение для истории любой страны, но именно в истории России этот фактор проявил себя наиболее ярко.

Значение личности заключается в том, что она ускоряет или наоборот замедляет объективный ход истории, приводит в движение геополитические, природно-климатические, идеологические, культурные и другие факторы, ставит перед народом определённые цели и организует его на их достижение. В России, как и в других странах, выдающиеся личности появляются в переломные моменты истории, когда в обществе происходят серьёзные политические, экономические, социальные перемены. При сильных правителях умевших отстаивать её интересы Россия всегда процветала, побеждала в войнах, расширяла границы, укрепляла свои государственные устои, что вызывало зависть и злобу других менее крупных и сильных держав, всегда стремившихся путём политических интриг ослабить Россию насколько возможно. При слабых нерешительных, мягкотелых, продажных политиках, не умеющих, и не хотевших отстаивать её национальные интересы страна неизбежно приходила в упадок, и теряла те достижения, которые с таким трудом были завоёваны их великими предшественниками.

Что бы полно, объективно, и всесторонне раскрыть историческую роль того или иного правителя в судьбе России историк должен учитывать следующие обстоятельства:
1.Исторические условия, в которых происходила его деятельность;
2.Задачи, которые стремился решить исторический деятель и методы их решения;
3.Интересы, какого класса он представлял.
И тогда сумевший сделать это историк получит ключ к пониманию пусть не всего, но очень многого в истории.

Таким образом, на ход русской истории большое воздействие оказала совокупность цивилизационных факторов в чём-то благотворных в чём-то губительных для страны. Они самым прямым образом влияли на форму правления, государственный и социальный строй, развитие экономики, культуру, быт, мировоззрение и формирование русского национального характера те затрагивали все сферы общественной жизни.
[1] Вернадский Г.В. Древняя Русь. М.: 1991. С. 12.
[2] Шмурло Е.Ф. История России. М.: 1997. С. 28.
[3]Покровский М.Н. История России в самом сжатом очерке. М.: 1970. С. 15.
[4] Ключевский В.О. Полный курс лекций по русской истории. Лекция IV. М.: 1993. С. 57.
[5] Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. М.: 1993. Книга I. Том I. Глава I. С. 15.
[6] Ключевский В.О. Указ соч. С. 52.

Обложка

В статье рассматривается вопрос роли религиозного воздействия на осужденных в системе исполнения наказаний в России. Раскрываются проблемы, затрудняющие применение к осужденным метода религиозного воздействия.

Ключевые слова

Полный текст

Одной из основных целей, поставленных перед пенитенциарной системой Российской Федерации, наряду с карательной функцией, является исправление осужденных преступников и профилактика рецидива преступлений.

Достижение указанной цели является возможным в результате решения задач по перевоспитанию осужденных, их ресоциализации, привития осужденным этических норм и правил поведения, закрепления в мировоззрении осужденных необходимости строгого соблюдения норм права, уважения прав и свобод других людей.

Учитывая особую взаимосвязь между принципами и идеалами, на защиту которых встает современное право, и основополагающими принципами традиционных мировых религий, решить задачи по направлению осужденных на путь исправления возможно лишь посредством совокупного объединения методов общественного, государственного и религиозного воздействия на осужденных.

История Российского государства указывает нам на широкое влияние религиозных доктрин, на формирование и развитие правовых систем в разные временные периоды.

Так, влияние религии на общественную жизнь, государственный строй и формирование правовых предписаний просматривается уже в период зарождения и появления первых государственных образований.

Особое влияние религии на все сферы жизни Российского государства, в том числе на формирование правил и норм поведения граждан, началось, по мнению автора, с момента появления на территории нашего Отечества религии христианства, начиная со знаменательного события, которое вошло в историю под названием Крещение Руси.

С этого момента и на протяжении всей истории Российского государства вплоть до первой четверти XX века христианской религии уделялась особая роль в формировании устоев государственности, правил и норм общественного поведения, установления нормативных правовых предписаний.

Так, в древних источниках, ранних законодательных сводах и правовых актах прослеживается воздействие христианской церкви на формирование общепринятых правил и норм, в том числе усматривается влияние религии на формирование методов воздействия на лиц, преступивших действующий закон.

В более поздние периоды российской истории христианская религия признается уже официальной религией государства и ее влияние на все стороны жизни населения страны, в том числе на уголовно-исполнительную систему отечественного государства и исправление преступников, усиливается и развивается вплоть до начала в первой половине XX века периода секуляризации.

Следует отметить, что даже в период снижения роли религии в государственной и общественной жизни на протяжении практически всего XX века последователи христианской веры, в основном священнослужители, все же различными способами оказывали религиозное воздействие на осужденных.

Возможным это стало в результате того, что многие священнослужители были осуждены и приговорены к лишению свободы, а также отбывали наказание в местах заключения наряду с обычными советскими заключенными. Данные лица не сломились в результате агрессивной политики советской власти по отношению к религии, не изменили своего мировоззрения, и, даже в местах лишения свободы, осуществляли деятельность религиозного характера, в том числе и в отношении осужденных преступников, наставляя их на путь исправления.

Таким образом, христианская Церковь к началу XXI века накопила богатейший опыт в вопросах воздействия на осужденных и отбывающих наказание преступников с целью их исправления.

Данное обстоятельство не может не иметь большого значения при выработке и применении методов воздействия на осужденных в рамках уголовно-исполнительного законодательства и правоприменения.

На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается явление ресекуляризации, т. е. возвращение роли религии в государственную и общественную жизнь нашего Отечества.

Современные реалии позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время в рамках уголовно-исполнительной системы Российской Федерации широко применяются методы религиозного воздействия на осужденных преступников. Так, религиозные служители в местах лишения свободы осуществляют ряд мероприятий, направленных на повышение духовного и культурного сознания осужденных, привития им необходимости следования общепризнанным нормам поведения, необходимости неукоснительного соблюдения прав других людей и т. д.

Указанное воздействие осуществляется путем ознакомления осужденных с основами религиозных учений, проведения религиозных таинств и обрядов в местах лишения свободы, оказания духовной поддержки осужденным.

Однако, несмотря на значительное участие религиозных объединений в исправительной работе пенитенциарной системы, имеется ряд проблем, связанных с затруднением, а порой и невозможностью проведения определенного рода религиозного воздействия на осужденных.

Так, по мнению автора, недостаточно совершенна законодательная база, регулирующая правоотношения, возникающие в рамках работы по исправлению осужденных с участием религиозных деятелей.

Следует полагать, что на сегодняшний день законодатель ограничился лишь указанием в законе на возможность применения к осужденным религиозного метода воздействия и на право осужденных свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Вместе с тем на законодательном уровне не полностью раскрыт механизм религиозного воздействия на осужденных, в том числе отсутствуют специальные нормы права, регламентирующие порядок взаимодействия органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений по вопросу исправления осужденных.

Иными словами, можно сказать о том, что в данной сфере законодательства имеется множество пробелов, которые затрудняют применение на практике метода религиозного воздействия на осужденных преступников.

Данная проблема, по мнению автора, может быть решена путем разработки и принятия специального нормативно-правового акта, регламентирующего совместную деятельность исправительных учреждений и представителей религиозных объединений в сфере исправления осужденных.

Немаловажной проблемой в рамках рассматриваемой темы является воспрепятствование позитивному религиозному воздействию на осужденных со стороны псевдорелигиозных объединений, экстремистских организаций и так называемых сект.

Указанные антисоциальные группы достаточно легко проникают в среду осужденных, поскольку в места лишения свободы помещается большое число осужденных за преступления экстремистской направленности, участников псевдорелигиозных сект и приверженцев радикальных религиозных течений. Указанные лица, ввиду наличия харизматических особенностей своей личности, зачастую оказывают на осужденных негативное влияние и вовлекают последних в противоправную деятельность объединений, участниками которых они являются.

Данная проблема, по мнению автора, может быть решена путем особого контроля за личностями, являющимися участниками подобного рода антисоциальных объединений.

С целью выявления и пресечения в местах лишения свободы данного негативного явления сотрудникам исправительных учреждений необходимо иметь базовые знания об основополагающих принципах традиционных мировых религий и об отличии их от псевдорелигиозных учений.

Таким образом, представляется возможным на законодательном уровне закрепить необходимость создания в рамках уголовно-исполнительной системы Российской Федерации специальных центров по обучению сотрудников исправительных учреждений в сфере религиоведения с целью получения ими специальных познаний, способствующих своевременно выявлять и пресекать негативные явления, связанные с проникновением в среду осужденных псевдорелигиозных течений.

Также следует отметить, что применение метода религиозного воздействия зачастую затрудняется наличием негативного влияния на осужденных со стороны закоренелых преступников. Данное явление выражается в создании в местах лишения свободы особого уклада жизни со своей неформальной иерархией и правилами поведения, зачастую носящими антисоциальный характер.

В отношении осужденных, встающих на путь исправления и принимающих активное участие в мероприятиях религиозного характера, сотрудничающих со священнослужителями и администрацией исправительных учреждений, зачастую оказывается негативное воздействие со стороны приверженцев устойчивой криминальной среды.

Данное явление может быть преодолено в результате специальной подготовки священнослужителей, которые должны быть ознакомлены с особенностями взаимоотношений между осужденными, наличием особых неформальных правил и норм поведения осужденных.

В заключение следует отметить, что даже при наличии серьезных проблем, препятствующих позитивному воздействию на осужденных, традиционные религиозные объединения все же осуществляют деятельность, направленную на исправление и духовное воспитание лиц, преступивших закон. Данные мероприятия положительно влияют на осужденных, минимизируют их девиантное поведение и в немалой степени способствуют предотвращению рецидивной преступности.

Обложка

В статье рассматривается вопрос роли религиозного воздействия на осужденных в системе исполнения наказаний в России. Раскрываются проблемы, затрудняющие применение к осужденным метода религиозного воздействия.

Ключевые слова

Полный текст

Одной из основных целей, поставленных перед пенитенциарной системой Российской Федерации, наряду с карательной функцией, является исправление осужденных преступников и профилактика рецидива преступлений.

Достижение указанной цели является возможным в результате решения задач по перевоспитанию осужденных, их ресоциализации, привития осужденным этических норм и правил поведения, закрепления в мировоззрении осужденных необходимости строгого соблюдения норм права, уважения прав и свобод других людей.

Учитывая особую взаимосвязь между принципами и идеалами, на защиту которых встает современное право, и основополагающими принципами традиционных мировых религий, решить задачи по направлению осужденных на путь исправления возможно лишь посредством совокупного объединения методов общественного, государственного и религиозного воздействия на осужденных.

История Российского государства указывает нам на широкое влияние религиозных доктрин, на формирование и развитие правовых систем в разные временные периоды.

Так, влияние религии на общественную жизнь, государственный строй и формирование правовых предписаний просматривается уже в период зарождения и появления первых государственных образований.

Особое влияние религии на все сферы жизни Российского государства, в том числе на формирование правил и норм поведения граждан, началось, по мнению автора, с момента появления на территории нашего Отечества религии христианства, начиная со знаменательного события, которое вошло в историю под названием Крещение Руси.

С этого момента и на протяжении всей истории Российского государства вплоть до первой четверти XX века христианской религии уделялась особая роль в формировании устоев государственности, правил и норм общественного поведения, установления нормативных правовых предписаний.

Так, в древних источниках, ранних законодательных сводах и правовых актах прослеживается воздействие христианской церкви на формирование общепринятых правил и норм, в том числе усматривается влияние религии на формирование методов воздействия на лиц, преступивших действующий закон.

В более поздние периоды российской истории христианская религия признается уже официальной религией государства и ее влияние на все стороны жизни населения страны, в том числе на уголовно-исполнительную систему отечественного государства и исправление преступников, усиливается и развивается вплоть до начала в первой половине XX века периода секуляризации.

Следует отметить, что даже в период снижения роли религии в государственной и общественной жизни на протяжении практически всего XX века последователи христианской веры, в основном священнослужители, все же различными способами оказывали религиозное воздействие на осужденных.

Возможным это стало в результате того, что многие священнослужители были осуждены и приговорены к лишению свободы, а также отбывали наказание в местах заключения наряду с обычными советскими заключенными. Данные лица не сломились в результате агрессивной политики советской власти по отношению к религии, не изменили своего мировоззрения, и, даже в местах лишения свободы, осуществляли деятельность религиозного характера, в том числе и в отношении осужденных преступников, наставляя их на путь исправления.

Таким образом, христианская Церковь к началу XXI века накопила богатейший опыт в вопросах воздействия на осужденных и отбывающих наказание преступников с целью их исправления.

Данное обстоятельство не может не иметь большого значения при выработке и применении методов воздействия на осужденных в рамках уголовно-исполнительного законодательства и правоприменения.

На сегодняшний день в Российской Федерации наблюдается явление ресекуляризации, т. е. возвращение роли религии в государственную и общественную жизнь нашего Отечества.

Современные реалии позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время в рамках уголовно-исполнительной системы Российской Федерации широко применяются методы религиозного воздействия на осужденных преступников. Так, религиозные служители в местах лишения свободы осуществляют ряд мероприятий, направленных на повышение духовного и культурного сознания осужденных, привития им необходимости следования общепризнанным нормам поведения, необходимости неукоснительного соблюдения прав других людей и т. д.

Указанное воздействие осуществляется путем ознакомления осужденных с основами религиозных учений, проведения религиозных таинств и обрядов в местах лишения свободы, оказания духовной поддержки осужденным.

Однако, несмотря на значительное участие религиозных объединений в исправительной работе пенитенциарной системы, имеется ряд проблем, связанных с затруднением, а порой и невозможностью проведения определенного рода религиозного воздействия на осужденных.

Так, по мнению автора, недостаточно совершенна законодательная база, регулирующая правоотношения, возникающие в рамках работы по исправлению осужденных с участием религиозных деятелей.

Следует полагать, что на сегодняшний день законодатель ограничился лишь указанием в законе на возможность применения к осужденным религиозного метода воздействия и на право осужденных свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Вместе с тем на законодательном уровне не полностью раскрыт механизм религиозного воздействия на осужденных, в том числе отсутствуют специальные нормы права, регламентирующие порядок взаимодействия органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и религиозных объединений по вопросу исправления осужденных.

Иными словами, можно сказать о том, что в данной сфере законодательства имеется множество пробелов, которые затрудняют применение на практике метода религиозного воздействия на осужденных преступников.

Данная проблема, по мнению автора, может быть решена путем разработки и принятия специального нормативно-правового акта, регламентирующего совместную деятельность исправительных учреждений и представителей религиозных объединений в сфере исправления осужденных.

Немаловажной проблемой в рамках рассматриваемой темы является воспрепятствование позитивному религиозному воздействию на осужденных со стороны псевдорелигиозных объединений, экстремистских организаций и так называемых сект.

Указанные антисоциальные группы достаточно легко проникают в среду осужденных, поскольку в места лишения свободы помещается большое число осужденных за преступления экстремистской направленности, участников псевдорелигиозных сект и приверженцев радикальных религиозных течений. Указанные лица, ввиду наличия харизматических особенностей своей личности, зачастую оказывают на осужденных негативное влияние и вовлекают последних в противоправную деятельность объединений, участниками которых они являются.

Данная проблема, по мнению автора, может быть решена путем особого контроля за личностями, являющимися участниками подобного рода антисоциальных объединений.

С целью выявления и пресечения в местах лишения свободы данного негативного явления сотрудникам исправительных учреждений необходимо иметь базовые знания об основополагающих принципах традиционных мировых религий и об отличии их от псевдорелигиозных учений.

Таким образом, представляется возможным на законодательном уровне закрепить необходимость создания в рамках уголовно-исполнительной системы Российской Федерации специальных центров по обучению сотрудников исправительных учреждений в сфере религиоведения с целью получения ими специальных познаний, способствующих своевременно выявлять и пресекать негативные явления, связанные с проникновением в среду осужденных псевдорелигиозных течений.

Также следует отметить, что применение метода религиозного воздействия зачастую затрудняется наличием негативного влияния на осужденных со стороны закоренелых преступников. Данное явление выражается в создании в местах лишения свободы особого уклада жизни со своей неформальной иерархией и правилами поведения, зачастую носящими антисоциальный характер.

В отношении осужденных, встающих на путь исправления и принимающих активное участие в мероприятиях религиозного характера, сотрудничающих со священнослужителями и администрацией исправительных учреждений, зачастую оказывается негативное воздействие со стороны приверженцев устойчивой криминальной среды.

Данное явление может быть преодолено в результате специальной подготовки священнослужителей, которые должны быть ознакомлены с особенностями взаимоотношений между осужденными, наличием особых неформальных правил и норм поведения осужденных.

В заключение следует отметить, что даже при наличии серьезных проблем, препятствующих позитивному воздействию на осужденных, традиционные религиозные объединения все же осуществляют деятельность, направленную на исправление и духовное воспитание лиц, преступивших закон. Данные мероприятия положительно влияют на осужденных, минимизируют их девиантное поведение и в немалой степени способствуют предотвращению рецидивной преступности.

Читайте также: