Какого факультета не было в средневековых университетах богословия философии медицины права

Обновлено: 30.06.2024

Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них —Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в. Школа в Салерно (недалеко от Неаполя) имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины.
Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть civitas Hippocratica (город Гиппократа).

По велению императора Священной Римской империи Фридриха II (1212—1250) ей — единственной в стране — было дано право присвоения звания врача, без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось.

В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. Со всей Европы стекались в Салерно страждущие исцеления и знаний.

Салернская школа оказала большое положительное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики. Лучшим сочинением Салернской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма“Салернский кодекс здоровья” (“Regimen sanitatis Saler-nitanum”). Ее автор — Арнольд из Виллановы (Arnaldo de Villanova, 1235—1311), прославленный ученый, врач и химик средневековья, впоследствии — магистр университета в Монпелье.

Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей.
Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.

Появление университетов в средневековой Европе

В средние века сообщества людей одной профессии (купцов, ремесленников и др.) называлисьuniversitas (лат. совокупность). По аналогии с ними так стали называть и корпорации преподавателей и учеников — universitas magistrorurn et scolarium.
Так появился термин университет. Становление университетов в средневековой Западной Европе тесно связано с ростом городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры.

В 1158 г. статус университета получила юридическая школа в Болонье (Италия). Затем статус университета был присвоен школам в Оксфорде и Кембридже (Британия, 1209), Париже (Франция, 1215), Саламанке (Испания, 1218), Падуе (Италия, 1222), Неаполе (Италия, 1224), Монпелье (Франция, 1289), Лиссабоне (Португалия, 1290), Праге (Чехия, 1348), Кракове (Польша, 1364), Вене (Австрия, 1365), Гейдельберге (Германия, 1386) (рис. 81), Кёльне (Германия, 1388), Лейпциге (Германия, 1409) и др.

Как правило, средневековые университеты имели четыре факультета: один подготовительный и три основных. Термин факультет (лат. facultas — способность, умение, талант) был введен в 1232 г. папой Григорием IX для обозначения различных специальностей в Парижском университете, открытом церковными властями, которые стремились таким образом утвердить свое влияние на подготовку ученых.

Как был устроен средневековый университет

Обязательным для всех учащихся был подготовительный (или артистический) факультет (от лат. artes —искусства), где преподавались семь свободных искусств (septem artes liberales).
После овладения программой trivium (грамматика, риторика, диалектика) и сдачи соответствующих экзаменов учащемуся присуждалась степень бакалавра искусств.
После овладения курсом quadrivium (арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) учащийся получал степень магистра искусств и право продолжать обучение на одном из основных факультетов:
богословском, медицинском или юридическом, по окончании которого студенту присуждалась степень магистра (доктора) в соответствии с профилем факультета.

Слово студент произошло от латинского studere — учиться. Студентами называли всех учащихся университета, которые; как правило, были зрелыми людьми с весьма высоким положением в обществе: архидьяконы, прелаты, светские феодалы. Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничивались. Средневековые университеты были многонациональными учебными заведениями, где студенты объединялись в землячества.

Количество студентов было небольшим и в пределах одной специальности редко превышало число 10. Для руководства ими из состава учеников избирался староста десятки—декан (от лат. decem — десять). Во главе университета стоял rector magnificis-simus (лат. rector— управитель).
Оба эти поста занимали лица, имевшие высокий духовный сан. В церковных университетах они назначались и оплачивались церковными властями, а в университетах, основанных по указу короля — королевской властью.

Термин профессор (лат. professor — знаток, публично объявленный учителем) пришел из древнего Рима. В средневековых университетах Европы (примерно с XV—XVI вв.) профессорами стали называть преподавателей—магистров (лат. magistri) и докторов (лаг. doctores).

Обучение в средневековом университете

Как уже отмечалось, языком средневековой учености в Западной Европе была латынь. Книга в средние века являлась большой редкостью и стоила очень дорого. Ее листы изготовлялись из пергамента — особым образом обработанной кожи животных.
Переписчики-монахи трудились над каждой книгой по нескольку лет. Наиболее ценные и редкие книги прикреплялись цепями к полкам или кафедре. Достаточно отметить, что в XV в. на медицинском факультете Парижского университета было всего лишь 12 книг.

Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Отрецензированные церковью произведения Галена, Гиппократа и Ибн Сины заучивались наизусть.
Практических занятий, как правило, не было.

Представления студентов о строении человека были весьма поверхностными. Церковь запрещала “пролитие крови” и вскрытие человеческих трупов.

Первые вскрытия умерших в Западной Европе стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно и Монпелье) с особого разрешения монархов лишь в XIII— XIV вв.
Так, в 1238 г.. Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать один (!) труп в пять лет. В 1376 г. Людовик, герцог Анжуйский и правитель Лангедока, приказал своему суду отдавать университету в Монпелье один труп в год.

Однако в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась и в число медицинских дисциплин не входила. Ею занимались банщики, цирюльники и хирурги, которые университетского образования не имели и в качестве врачей не признавались. Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распространения в Западной Европе переводов арабских рукописей, а также в связи с крестовыми походами.

Первый в Западной Европе учебник по анатомии, был составлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луцци (Mondino de Luzzi, 1275—1326). Его сочинение базировалось на вскрытиях всего лишь двух трупов, которые ввиду крайней редкости этого события производились весьма тщательно, в течение нескольких недель.
Многое в этой книге заимствовано из труда Галена “О назначении частей человеческого тела”. По учебнику Мондино де Луцци учился анатомии Андреас Beзалий, ставший впоследствии основоположником научной анатомии.

Одним из выдающихся воспитанников университетов в Болонье и Мон-пелье был Ги де Шолиак(Guy de Chauliac, ок. 1300—1368). Его компилятивный труд “Collectorium artis chirurgicalis medicinae” (“Обозрение хирургического искусства медицины”, 1363) представляет собой хирургическую энциклопедию того времени. До XVII столетия он был наиболее распространенным учебником хирургии в Западной Европе.

Однако в целом средневековая наука и образование в Западной Европе носили схоластический характер. Господствовали культ цитат, механическое заучивание научных текстов, пренебрежение к практическому опыту:

Словами диспуты ведутся, Из слов системы создаются, Словам должны мы доверять, В словах нельзя ни йоты изменять… Гёте. “Фауст”

Известный французский карикатурист Оноре Домье (1808—1879) великолепно представил яростный спор докторов-схоластов: пока каждый из них, повернувшись спиной к больному, доказывает правильность своей цитаты,— смерть уносит больного. Так было и в действительности – средневековая схоластическая медицина Западной Европы во многих отношениях стояла спиной к больному.

Эпоха Средневековья давно позади, а вот университетская жизнь до сих пор, кажется, осталась там.

Европейское высшее образование — продукт средневековой культуры. Именно тогда были заложены основные принципы и традиции университетов, которые переходят по наследству из эпохи в эпоху. Многие из них продолжают быть актуальными и сейчас. Тем интереснее проследить, откуда и почему они возникли и как проявляются в современности.

Университетская иерархия

Ещё по этой теме :

Расцвет первых университетов в XII веке совпал по времени с активным развитием цехового производства. Средневековые университеты создавались аналогично ремесленным цехам: вокруг известного учёного собирались ученики, которые одновременно помогали ему вести хозяйство, учились под его руководством и участвовали в исследованиях.

С течением времени это вылилось в появление учёных степеней: статусы школяра, бакалавра и магистра были сходны по смыслу со статусами ученика, подмастерья и мастера в цехах.


Устройство университетов

Европейские университеты в то время, как и сейчас, состояли из множества подструктур. Деление на факультеты появилось с созданием первых университетов. Наиболее востребованными в Средние века были юристы — из-за развития практики письменного законодательства — и богословы — благодаря расширению влияния христианства. Медицина к этому времени стала более эффективной, чем языческие целительные практики.


Примечательно, что юридические и медицинские факультеты до сих пор сохраняют привилегированное положение, а получение соответствующих специальностей влечёт зазубривание большого количества теории в лучших традициях средневековья.

Это может быть интересно :

Колледжи появились в то же время как общежития для нуждающихся студентов. Они создавались монашескими орденами или аристократией, а обеспечивали их существование успешные выпускники. Постепенно колледжи стали центрами университетской жизни: здесь часто преподавали, организовывали библиотеки и своеобразные подработки для студентов (к примеру, переписку рукописей, учебные консультации, секретарскую службу). Оксфорд и Кембридж вообще превратились с XIV века в конфедерацию отдельных колледжей, нанимавших преподавателей и персонал. В англоязычной образовательной среде такой тип устройства университета преобладает до сих пор.

Научное бродяжничество

Академическая мобильность сегодня — университетский принцип, возможность без затруднений перемещаться между высшими учебными заведениями для преподавания и обучения. Это учёба по обмену, приглашение иностранных преподавателей для чтения курсов и тому подобное. Принцип восходит к средневековью, когда университеты представляли единое пространство без национальных и социальных границ.

Преподавали везде на латыни, факультеты и программы обучения во всех университетах были одинаковыми, студенты штудировали одни и те же книги и разрешали одни и те же схоластические проблемы.


Особый статус научного сообщества

Как и сегодня, научное сообщество средневекового университета было носителем особого мировоззрения и привилегий. Первым методом познания стала схоластика — соединение христианского богословия и логики Аристотеля. На основе схоластики сформировался тип научного мышления, знакомый нам и сейчас. Обучение и преподавание стали строиться на цитировании авторитетов, формальной логике, рационализме и размышлении путём разрешения проблем.

В Средние века распространилось мнение, что образование наделяет человека не только знаниями, но и добродетелями. Оно как бы сообщало истинное благородство, превосходящее благородство по рождению. Так начала формироваться интеллигенция.


Во многих странах студенты и учёные были освобождены от уплаты налогов, воинской повинности и вообще от всех видов деятельности кроме интеллектуальной. Это формально уравнивало их с аристократией.

Статусность учёные подчёркивали и сами, перенимая обычаи знати. Например, в Венском университете накануне получения степени бакалавра или магистра кандидат должен был совершить церемониальное омовение, что напоминало процесс получения дворянского звания. В университетах Испании новоиспечённым докторам вручали меч, как на церемонии посвящения в рыцари.

Принципом самоуправления университеты тоже обязаны средневековью. Университет тогда создавался как государство в государстве. Для его организации необходимо было получить санкции светской и церковной властей, но в остальном в университетах царили самоуправление и демократия. Ведущие должности были выборными, принятие решений осуществлялось на общих собраниях, учёные степени присуждались коллегиально. В университеты принимали всех, независимо от социального и материального положения. Высшая школа наделялась такой внутренней свободой потому, что городу было выгодно её существование: во-первых, она обеспечивала приток горожан, во-вторых, образованные работники делали своё дело гораздо эффективнее.

Миф о том, что женщинам не место в науке, тоже родом из Средневековья. В то время образование женщинам было недоступно, как существам, повинным в первородном грехе. Но кроме этого учёным настоятельно рекомендовалось соблюдать целибат, так как обучение, подобно богослужению, было несовместимо ни с чем имеющим отношение к женскости.

Прообразы лекций и семинаров

Две основные для университетов формы образовательной деятельности были заложены в Средние века. Средневековые школяры получали знания на лекциях и диспутах. Лекции по формату изменились мало. Они представляли собой чтение профессором научной или богословской литературы с комментариями и разъяснениями.


Диспуты, схоластические споры, были прототипами семинаров. Диспуты строились на искусстве диалектики: на них нужно было обращать в свою пользу логические и стилистические ошибки противников, искать противоречия в их речах. Ординарные диспуты проводились еженедельно и выглядели как споры оппонентов современных дискуссионных клубов — последовательное высказывание аргументов и контраргументов к тезисам.


Средневековый посвят

Из Средних веков пришла и традиция причащения новобранцев к университетской жизни. Посвящение происходило через обряд инициации, который был синонимом перерождения в качестве студента. В обществе того времени инициация занимала важное место, потому что человека определяло в первую очередь сообщество, к которому он принадлежал. А принадлежность к университету была крайне почётна.


В процессе инициации новичков могли заставить есть помои, полоскать горло мочой, вырывать зубы и так далее. Заканчивалось всё действо пародией на схоластическое испытание, в котором нужно было продемонстрировать сообразительность.


Обыденными были нападения студентов на горожан и постоянные драки друг с другом. В целях уменьшения ущерба от подобного поведения организовывались студенческие дуэли. И хотя убийства на них были очень редки, большинство участников получали серьёзные травмы и даже увечья. Агрессивное эпикурейство считалось необходимым аспектом университетского образования, а потому прощалось властями.

В Средние века возник также и архетип нищенствующего студента. Тогда преподаватели впервые стали брать гонорар за чтение лекций, больших расходов требовали пышные процедуры получения степеней, покупка книг и письменных принадлежностей, форменной одежды. Большинство оплачивали также жильё и питание. Поэтому средневековый студент был в вечном поиске заработка, да и вообще любого источника существования.

Автономность и самоуправление, единство преподавания и исследования, образовательная мобильность, структурность и иерархия, особый статус учёных и традиции неформальной студенческой жизни — всё это современный университет унаследовал от средневекового. Конечно, университетская культура менялась с течением времени, но её основы остались прежними. А по демократичности современное высшее образование даже больше напоминает средневековое, чем образование последующих эпох.

Образец ссылки на эту статью: Ряполов В.В. Возникновение средневековых университетов: содержание и формы обучения // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 15.

УДК 378.4
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Ряполов Владимир Васильевич

Построить динамично развивающееся общество могут только образованные люди, способные гибко реагировать на изменения и отвечать вызовам современной эпохи. В наше время кузницей таких кадров по-прежнему выступают университеты, дающие классическое образование. В связи с этим важно обратиться к истокам университетов, к временам Средневековья, когда университеты только появились в Европе. Несмотря на общее представление о Средних веках как времени мракобесия и отсталости, культурное наследие Средних веков в истории человечества чрезвычайно богато. Важнейшим культурным образованием этого периода стали корпорации и университеты, возникшие в XIII в.
В статье автор рассматривает проблемы организации и деятельности средневековых университетов. Он показывает, как им удалось отстоять свою автономию от светских и епископских властей. Автор отмечает, что университетская организация XIII в. была признаком интеграции интеллектуальной жизни в жизнь города. При этом рекрутирование и горизонты университета далеко выходили за городские пределы. Взлет университетов был подкреплен эволюцией книжной техники и письменности.
Серьезное внимание в статье уделяется анализу внутренней структуры университетов, взаимоотношению между преподавателями и студентами.
Автор делает вывод о том, что именно в университетах был выработан тип высокообразованного ученого, который овладевал знаниями не только для самосовершенствования, но и для пополнения их в интересах самой науки.
Ключевые слова: Средние века; университеты; высшее образование; обучение; искусство.

THE EMERGENCE OF MEDIEVAL UNIVERSITIES: CONTENT AND FORMS OF EDUCATION

Ryapolov Vladimir Vasilevich

To build a dynamic society can only educated people who are able to respond flexibly to changes and meet the challenges of the modern era. In our time, forge these frames continue to favor universities with classical education. In this regard, it is important to refer to the origins of universities, the middle Ages, when the universities appeared in Europe. Despite the General idea about the Middle ages as a time of obscurantism and backwardness, cultural heritage of the Middle ages in human history is extremely rich. The most important cultural education of this period were corporations and universities, which arose in the XIII century.
In the article the author considers the problems of organization and activities of medieval universities. It shows how they managed to defend their autonomy from the secular and Episcopal authorities. The author notes that University organization XIII century was a sign of integration of intellectual life in the city life. The recruitment and horizons University far out beyond the city limits. The rise of the universities was reinforced by the evolution of book technology and writing.
Serious attention is paid to the analysis of the internal structure of universities, the relationship between teachers and students.
The author concludes that universities have been developed the type of highly educated scientist who possessed the knowledge not only for self-improvement, but also to Supplement them in the interests of science itself.
Keywords: The middle ages; universities; higher education; learning; art.

Список литературы

1. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.: Искусство, 1981.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. (Великие цивилизации). Екатеринбург: У – Фактория, 2005.
4. Оришев А.Б. Петровская (Тимирязевская) академия: становление аграрной науки и образования в СССР (1917-1932). М.: РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, 2014.
5. Оришев А.Б. РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева: университетские легенды: Монография. М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2016.
6. Семенихин С. Абеляр: из истории средневековой мысли // ПС. Ист. 2000. № 38 (окт.). С. 16.
7. Ястребицкая А.Л. Западная Европа XI – XIV вв. М.: Искусство, 1978.

References

1. Gurevich A.Ya. Problemy srednevekovoy narodnoy kultury. M.: Iskusstvo, 1981.
2. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya. Ot zarozhdeniya vospitaniya v pervobytnom obschestve do kontsa XX v. / Pod red. A.I. Piskunova. 2-e izd. M.: TTs Sfera, 2005.
3. Le Goff Zh. Tsivilizatsiya srednevekovogo Zapada. (Velikie tsivilizatsii). Ekaterinburg: U – Faktoriya, 2005.
4. Orishev A.B. Petrovskaya (Timiryazevskaya) akademiya: stanovlenie agrarnoy nauki i obrazovaniya v SSSR (1917-1932). M.: RGAU-MSHA im. K.A. Timiryazeva, 2014.
5. Orishev A.B. RGAU-MSHA imeni K.A. Timiryazeva: universitetskie legendy: Monografiya. M.: Izdatelstvo RGAU-MSHA, 2016.
6. Semenikhin S. Abelyar: iz istorii srednevekovoy mysli // PS. Ist. 2000. № 38 (okt.). S. 16.
7. Yastrebitskaya A.L. Zapadnaya Evropa XI – XIV vv. M.: Iskusstvo, 1978.

Рецензенты:

Эта статья о западноевропейских институтах. Чтобы узнать о других центрах раннего высшего образования, см. Древние высшие учебные заведения . Для обзора средневековых фондов см. Список средневековых университетов .


Средневековый университет был корпорация организован во время средневековья для целей высшего образования . Первые западноевропейские учреждения, которые обычно считались университетами, были созданы в Королевстве Италия (тогда часть Священной Римской империи ), Королевстве Англии , Королевстве Франции , Королевстве Испании и Королевстве Португалия между 11-м годом. и 15 века для изучения искусств и высших дисциплин теологии , права имедицина . В течение 14 века в Европе росло количество университетов и колледжей. Эти университеты произошли от гораздо более старых христианских соборных школ и монастырских школ , и трудно определить точную дату, когда они стали настоящими университетами, хотя списки Studia generalia для высшего образования в Европе, составленные Ватиканом, являются полезным руководством.

Начиная с раннего Нового времени , эта организационная форма в западном стиле постепенно распространилась из средневекового латинского запада по всему миру, в конечном итоге вытеснив все другие высшие учебные заведения и став ведущей моделью высшего образования во всем мире.

СОДЕРЖАНИЕ

Предшественники


Университет обычно считается официальным учреждением, которое берет свое начало в средневековой христианской среде. До создания университетов европейское высшее образование в течение сотен лет проходило в христианских соборных школах или монастырских школах ( scholae monasticae ), в которых монахи и монахини вели занятия. Свидетельства об этих непосредственных предшественниках более позднего университета во многих местах относятся к 6 веку нашей эры.

По мере роста и урбанизации европейского общества в XII и XIII веках спрос на профессиональное духовенство рос . До XII века интеллектуальная жизнь Западной Европы в основном сводилась к монастырям , которые в основном занимались литургией и молитвой; относительно немного монастырей могли похвастаться истинными интеллектуалами. После того, как григорианская реформа сделала акцент на каноническом праве и изучении таинств , епископы сформировали соборные школы для обучения духовенства каноническому праву , а также более светским аспектам религиозного управления, включая логику и диспут для использования в проповеди и богословии. обсуждение и бухгалтерский учет для более эффективного управления финансами. Папа Григорий VII сыграл решающую роль в продвижении и регулировании концепции современного университета, поскольку его Папский указ 1079 года предписал регулируемое учреждение кафедральных школ, которые превратились в первые европейские университеты.

Обучение стало необходимым для продвижения в церковной иерархии, и учителя также приобрели престиж. Спрос быстро превысил возможности соборных школ, каждой из которых, по сути, руководил один учитель. Кроме того, росла напряженность между учениками соборных школ и бюргерами в небольших городах. В результате соборные школы мигрировали в большие города, такие как Болонья , Рим и Париж .

Учреждение


Преподавание в Париже в здании Grandes Chroniques de France конца XIV века : постриженные ученики сидят на полу


Эта группа зданий Mob Quad в Мертон-колледже, Оксфорд, была построена в три этапа и завершена в c. 1378.

К 13 веку почти половину высших должностей в церкви занимали магистры ( аббаты , архиепископы , кардиналы ), а более одной трети второстепенных должностей занимали магистры. Кроме того, некоторые из величайших богословов высокого средневековья , Фома Аквинский и Роберт Гроссетест , были продуктами средневекового университета.

Характеристики


Диаграммы в сборнике трактатов по естествознанию , философии и математике . Эта рукопись 1300 г. типична для книг, принадлежащих студентам средневековых университетов.

Первоначально средневековые университеты не имели физических объектов, таких как кампус современного университета. Уроки проводились везде, где было свободное место, например, в церквях и домах. Университет - это не физическое пространство, а собрание людей, объединенных в университеты . Вскоре, однако, университеты начали арендовать, покупать или строить здания специально для целей обучения.

Университеты обычно делятся на три типа, в зависимости от того, кто платит учителям. Первый тип был в Болонье , где студенты нанимали учителей и платили за них. Второй тип был в Париже , где учителям платила церковь. Оксфорд и Кембридж преимущественно поддерживались короной и государством, что помогло им пережить роспуск монастырей в 1538 году и последующее удаление всех основных католических институтов в Англии . Эти структурные различия создали другие характеристики. В Болонском университете студенты управляли всем - факт, который часто ставил учителей в невыгодное положение и давил на них. В Париже учителя управляли школой; Таким образом, Париж стал лучшим местом для учителей со всей Европы. Кроме того, в Париже основным предметом изучения было богословие, поэтому контроль присуждаемых квалификаций находился в руках внешнего органа - канцлера епархии. В Болонье, где студенты предпочли светское обучение, основным предметом было право.

Учителям и ученым также было свойственно передвигаться. Университеты часто конкурировали за лучших и самых популярных учителей, что приводило к маркетизации преподавания. Университеты опубликовали свои списки стипендиатов, чтобы побудить студентов учиться в своем учебном заведении. Ученики Питера Абеляра последовали за ним в Мелен, Корбей и Париж, показывая, что популярные учителя приводили с собой учеников.

Студенты

Студенты посещали средневековый университет в разном возрасте - от 14, если они учились в Оксфорде или Париже, чтобы изучать искусство, до 30 лет, если они изучали право в Болонье. В течение этого периода обучения студенты часто жили вдали от дома и без присмотра и поэтому приобрели репутацию среди современных комментаторов и современных историков пьяных распутников. В средние века студентов часто критиковали за пренебрежение учебой из-за выпивки, азартных игр и сна с проститутками. В Болонье некоторые из их законов разрешали студентам быть гражданами города, если они поступили в университет.

Курс обучения


Для получения степени магистра гуманитарных наук учеба в университете длилась шесть лет (степень бакалавра гуманитарных наук присваивалась после завершения третьего или четвертого курса). Исследования для этого были организованы факультетом искусств , где преподавались семь гуманитарных наук : арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки, грамматика, логика и риторика. Все инструкции велись на латыни, и студенты должны были разговаривать на этом языке. Тривиум включал в себя три предмета , которые обучались первые: грамматики, логики и риторики. Квадривиум состоял из арифметики, геометрии, музыки и астрономии. Квадривиум изучается после подготовительной работы с тривиумом и ведет к получению степени магистра искусств. В учебную программу также вошли три философии Аристотеля : физика , метафизика и моральная философия .

После присвоения степени магистра гуманитарных наук студент мог покинуть университет или продолжить обучение на одном из высших факультетов права , медицины или теологии , последний из которых является наиболее престижным. Первоначально только несколько университетов имели факультеты теологии, потому что папы хотели контролировать теологические исследования. До середины 14 века богословие можно было изучать только в университетах Парижа, Оксфорда, Кембриджа и Рима. Сначала учреждение Пражского университета (1347 г.) положило конец их монополии, а затем и другие университеты получили право открывать теологические факультеты.

Курсы предлагались по книгам, а не по предметам или темам. Например, курс может быть по книге Аристотеля или по книге из Библии . Курсы не были выборными: количество курсов было определено, и все должны были пройти одни и те же курсы. Однако время от времени приходилось выбирать, какого учителя использовать.

Студенты часто поступали в университет в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет, хотя многие были старше. Занятия обычно начинались в 5 или 6 часов утра.

Правовой статус

Поскольку студенты имели юридический статус священнослужителей, каноническое право запрещало женщинам поступать в университеты. Студентам также была предоставлена ​​правовая защита духовенства. Таким образом, никому не разрешалось причинять им физический вред; их можно было судить за преступления только в церковном суде , и, таким образом, они были защищены от любых телесных наказаний . Это дало студентам свободу действий в городских условиях, чтобы безнаказанно нарушать светские законы, что привело к множеству нарушений: кражам, изнасилованиям и убийствам. Студенты не столкнулись с серьезными последствиями от закона. Известно также, что студенты были в состоянии алкогольного опьянения . Иногда гражданам запрещали общаться со студентами, потому что они обвиняли университет.

Большинство университетов в Европе были признаны Святым Престолом как studia generalia , о чем свидетельствует папская булла . Членов этих институтов поощряли к распространению своих знаний по всей Европе, часто читая лекции в различных общих студиях . В самом деле, одной из привилегий, подтвержденных папской буллой, было право наделить ius ubique docendi правом учить повсюду.

Читайте также: