Какое значение имело принятие декларации для франции и европы

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема, выбранная мною, актуальна и сейчас: человек с давних времён старался сделать свою жизнь комфортной, с течением многих лет возросли и потребности, и требования к условиям и уровню жизни.

Опустошение королевской казны;

Кризис индустрии и коммерции;

Кризис режима монархии.

Основной движущей силой революции выступили крестьяне, работники мануфактур, городская беднота и плебс, буржуазия.

В ходе революции историками были выделены следующие основные этапы:

Историческое значение данного документа неоспоримо велико. Декларация утвердила человека как главную ценность. Основная концепция – концепция свободы и равенства прав. Декларация является основой французского конституционного права. Так, в 1971 году Конституционный совет Франции признал Декларацию обязательным юридическим документом.

Лично я оцениваю принятие Декларации как неизбежный шаг, который помог поднять с колен униженный и бесправный французский народ.

Третий этап французской буржуазной революции был ознаменован новой версией Декларации прав человека и гражданина. Документ был расширен, состоял из 35 статей. Так, в этом документе мы встречаем новую общественную цель, которая заключается в общем счастье, - в серьёзный документ была внесена нотка сентиментальности.

Появились дополнительные статьи в новой редакции. Статья 5 гласит о доступности занимания общественных должностей всеми гражданами, т.к. они наделены равными правами. О свободе печати и праве собираться вместе сказано в статье 7; о покровительстве как средстве безопасности человека – в статье 8; о праве применения силы, если против человека совершенно действие противоправное говорится в статье 11.

В Декларации большое внимание отводится человеку и его действиям, требует от лиц, стоящих у власти внимания по отношению к обвинениям, выдвинутым против кого – либо, ведь это не всегда имеет подтверждение, поэтому красной нитью через статьи 12 – 15 проходит принцип невиновности и доказательности вины. Центральное место в Декларации отводится праву собственности (ст.16 и 19).

Об установлении налога в разумных целях и для общей пользы (ст. 20).

Народу отводится ведущая роль в изменении Конституции, в образовании закона, в подаче петиций.

О высокой ответственности должностных лиц говорится в ст. 30 – 31.

Статьи 33 – 34 запрещают какое – либо угнетение над человеком.

Некоторые сравнительные выводы: Декларация прав человека и гражданина, принятая в 1793 году, значительно увеличилась в объёме: в первой Декларации 1789 года насчитывалось 17 статей, в Декларации 1793 года – 35; лаконичность сменили детерминантные предложения, которые поясняют каждому человеку, живущему во Франции, его права. Свободы, а также наказания за преступления. Основная ценность – человек, его счастье, а также социальное равенство.

Через два года Декларация претерпела ещё одну редакцию. Связано это было с термидорианским переворотом, который повлёк за собой отказ от чрезвычайных революционных форм правления в пользу конституционных.

Конвент, находящийся у власти, принял новую Конституцию и Декларацию. Последняя была принята 22 августа 1785 года. Она была изменена в структуре: представленная раннее единым текстом, она была разделена на две части. В первой части, состоящей из 22 статей, перечислены права человека, а во второй, насчитывающей 9 статей, - его обязанности.

Лидеры Французской буржуазной революции усмотрели, что в Декларациях были изложены только права человека и гражданина и ничего не было сказано об их обязанностях перед государством, что в корне неверно. Государство наделило человека правами, не требуя от него ничего взамен.

Эти два принципа напоминают человеку о его добродетельности (ст.2, ст.5).

Человек и гражданин должны быть законопослушными (ст.3).

Основная задача общества тесно переплетается с задачей семьи – воспитание хорошего сына, семьянина, брата и друга (ст.4).

В обязанность гражданина входит служение отечеству во имя его процветания (ст.8, 9). Тот, кто не соблюдает свои обязанности, нарушает принятые законы, идёт против социума, не достоин доброжелательного отношения и уважения (ст. 5 -7).

Итак, проанализировав структурную и содержательную части французских Деклараций прав человека и гражданина, принятых в 1789, 1793 и 1795 годах, мною было отмечено следующее:

Декларации были созданы с целью уважения человека.

Декларации наделили граждан не только правами, но и обязанностями.

Последняя редакция от 1795 года была более полной и реалистичной, состояла из 31 статьи.

Язык изложения документов отличается краткостью, лаконичностью, доступностью в понимании.

Декларации отвечали требованиям народа, который на протяжении многих веков страдал от голода, нищеты, неравенства, угнетения.

Декларации имеют юридическую силу.

Декларации, разработанные и принятые во Франции, имеют большое историческое значение: многие формулировки легли в основу Конституций зарубежных стран в том числе и в Конституцию Российской Федерации.

Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

Принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г.
Текст публикуется по изданию:
Французская Республика: Конституция и
законодательные акты. - М., 1989.- С. 26-29.

Представители французского народа, образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности, чтобы действия законодательной и исполнительной власти, которые в любое время можно было бы сравнить с целью каждого политического института, встречали большее уважение; чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых принципах, устремлялись к соблюдению Конституции и всеобщему благу. Соответственно, Национальное собрание признает и провозглашает перед лицом и под покровительством Верховного существа следующие права человека и гражданина.

Статья 1
Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

Статья 2
Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

Статья 3
Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.

Статья 4
Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.

Статья 5
Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.

Статья 6
Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями испособностями.

Статья 7
Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.

Статья 8
Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.

Статья 9
Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.

Статья 10
Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.

Статья 11
Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.

Статья 12
Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.

Статья 13
На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.

Статья 14
Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.

Статья 15
Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.

Статья 16
Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.

Статья 17
Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.

Декларация прав человека и гражданина 1793 г.

Народ французский, убежденный в том, что забвение естественных прав человека и пренебрежение к ним единственные причины бедствий человечества, принял решение изложить в торжественной декларации эти права.

1. Целью общества является общее счастье. Правительство установлено, чтобы обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами.

2. Эти права суть: равенство, свобода, безопасность, собственность.

3. Все люди равны по природе и перед законом.

4. Закон есть свободное и торжественное выражение общей

воли; он один и тот же для всех как в том случае, когда оказывает покровительство, так и в том случае, когда карает; он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу; он может воспрещать лишь

то, что проносит обществу вред.

5. Все граждане на равных правах имеют доступ к общественным должностям. Свободные народы не знают иных оснований для предпочтения при избрании, кроме добродетелей и способностей.

6. Свобода есть присущая человеку возможность делать все, что не причиняет ущерба правам другого; ее основу составляет природа, а ее правило - справедливость; обеспечение свободы есть закон. Нравственную границу свободы составляет следующее правило: "не причиняй другому того, что нежелательно тебе самому от других".

7. Право выражать свои мысли и свои мнения как посредством печати, так и любым иным способом, право собираться вместе, соблюдая спокойствие, и свободное отправление религиозных обрядов не могут быть воспрещены. Необходимость провозглашения этих прав предполагает наличие деспотизма

или живое воспоминание о нем.

8. Безопасность состоит в покровительстве, оказываемом обществом каждому из своих членов в целях сохранения его личности, его прав и его собственности.

9. Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих.

10. Никто не должен быть обвинен, задержан или подвергнут заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом, и с соблюдением порядка, предписанного им же. Каждый гражданин, вызванный или задержанный именем закона, обязан немедленно повиноваться; в случае сопротивления он подлежит ответственности.

11. Всякий акт, направленный против лица, когда он не предусмотрен законом или когда он совершен с нарушением установленных законом форм, есть акт произвольный

и тиранический; Лицо, против которого такой акт пожелали бы осуществить насильственным образом, имеет право оказать сопротивление силой.

12. Те, кто стал бы испрашивать, изготовлять, подписывать, выполнять подобные произвольные акты или распоряжаться их выполнением, подлежат ответственности и должны понести наказание.

13. Так как каждый предполагается невиновным, пока не установлено противное, то в случае необходимости подвергнуть кого-либо задержанию всякого рода строгость, не вызываемая при задержании необходимостью, должна сурово караться законом.

14. Никто не должен быть осужден и наказан иначе, как по выслушивании его объяснений, после вызова в законном порядке и только в силу закона, опубликованного до совершения проступка. Закон, карающий проступки, со-

15. Закон должен назначать наказания, строго и бесспорно необходимые; наказания должны быть соразмерны преступлениям и полезны обществу.

16. Право собственности состоит в принадлежащей каждому гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего промысла.

17. Гражданам не может быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей.

18. Каждый может предоставлять по договору свои услуги и свое время, но не может ни продаваться, ни быть проданным: его личность не есть отчуждаемая собственность.

Закон никоим образом не допускает существование дворни; возможно лишь взаимное обязательство об услугах и вознаграждении между трудящимися и нанимателем.

19. Никто не может быть лишен ни малейшей части своей собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого требует установленная законом необходимость, и лишь под условием справедливого и предварительного

20. Ни один налог не может быть установлен иначе, как в интересах общей пользы. Все граждане имеют право участвовать в установлении обложения, наблюдать за расходованием поступлений и требовать в них

21. Общественное призрение есть священный долг. Общество обязано давать пропитание неимущим, как приискивая им работу, так и обеспечивая средства существования лицам, неспособным к труду.

22. Образование составляет общую потребность. Общество должно всеми своими средствами способствовать успехам народного просвещения и делать образование достоянием всех граждан.

23. Общественная гарантия состоит в содействии всему направленному на то, чтобы обеспечить каждому пользование его правами и охрану этих прав; эта гарантия зиждется на народном суверенитете.

24. Она неосуществима, если границы правительственной деятельности не определены в точности законом или если не обеспечена ответственность всех должностных лиц.

25. Суверенитет зиждется в народе; он един, неделим, не погашается давностью и неотчуждаем.

26. Ни одна часть народа не может осуществлять власть, принадлежащую всему народу, но каждая часть верховного собрания должна пользоваться правом выражать свою волю совершенно свободно.

27. Каждый, кто присвоит себе принадлежащий народу суверенитет, да будет немедленно предан смерти свободными гражданами.

28. Народ всегда сохраняет за собой право пересмотра, преобразования и изменения своей конституции. Ни одно поколение не может подчинить своим законам поколения будущие.

29. Каждый гражданин имеет равное право участвовать в образовании закона и в назначении своих представителей и своих агентов.

30. Государственные должности по существу временны; их нельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду, но лишь как обязанности.

31. Преступления представителей народа и его агентов ни в коем случае не должны оставаться безнаказанными. Никто не имеет права притязать на большую неприкосновенность, нежели прочие граждане.

32. Право подавать петиции представителям государственной власти ни в коем случае не может быть отменено, приостановлено или ограничено.

33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекающее из прочих прав человека.

34. Угнетение хотя бы одного только члена общества есть тем самым угнетение всего общественного союза. Угнетение всего общественного союза есть тем самым угнетение каждого члена в отдельности.

35. Когда правительство нарушает права народа, восстание для народа и для каждой его части есть его священнейшее право и неотложнейшая обязанность.

Документы истории Великой Французской революции. Т. 1-2. М., 1990-1992.

Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XVIII вв. Под ред. П.Н.Галанзы., М., 1957.

Революционн ое правительство в эпоху Конвента (1792-1794). Сборник документов и материалов. М., 1926.

Бовыкин Д.Ю. "Глас народа" и Конституция 1795 года // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 1996, № 5.

Гордон А.В. Классовая борьба и Конституция 24 июня 1793 г. // Французский ежегодник. 1972. М., 1974.

Д.Л. Международно-правовая идеология французской революции: Идея суверенитета и самоопределения наций у жирондистов и якобинцев // Советское право. 1929. № 3.

Денисов А. Конституции и декларации Французской буржуазной революции // Ученые труды Всесоюзн. Института юридических наук. М., 1940. Вып. 2.

Манфред А.З. Великая французская революция. М., 1983.

Матьез А. Революционное правительство // Историк-марксист. 1936, № 3.

Матьез А. Французская революция. Ростов-на-Дону, 1995.

Французская буржуазная революция. 1789-1794 гг. Под ред. Акад. В.П.Волгина и Е.В.Тарле. М.;Л., 1941.

Такой нормативный правовой акт, имеющий сегодня значение международного характера, как Декларация прав человека и гражданина, прошел долгий путь своего исторического становления. Во многом это связано с нежеланием власть имущих признать права простых граждан. Общественные структуры долгое время не обладали социальной мобильностью, а закостеневший сословный строй искусственно поддерживался государством. Растущее сознание и стремление к свободе простого народа, в частности богатеющего среднего сословия, привело к стихийному развитию буржуазных революций, которые, в свою очередь, и породили подобный документ. На протяжении всего времени своего существования текст декларации неоднократно редактировался и дополнялся, в конечном итоге, она приобрела статус международного документа. Когда произошло принятие декларации о правах человека?

Из истории принятия декларации о правах и свободах человека и гражданина

Идеи о естественном праве уходят своими корнями в эпоху Просвещения, именно в трудах европейских просветителей впервые стали звучать мысли о равенстве людей, подмывающие устои социального неравенства. Первым актом, основанном на умозаключениях просветителей, стал великобританский Билль о правах. Подобный акт принят был также в США, а задекларированы естественные права и свободы были во Франции.

Продемонстрировала необходимость такого документа события Второй мировой войны. Впервые такой вопрос поднял Ф. Рузвельт в 41 году. Зверства германских фашистов, потрясшие всю мировую общественность, стали основной причиной изменений в уставных документах Организации объединенных наций, а также указавшей на необходимость разработки международного акта, закрепляющего человеческие права.

На видео-принятие декларации прав человека и гражданина:

Год принятия французской декларации во Франции

Также, созданию универсального документа, закрепившего впервые в мире человеческие свободы и права, предшествовала буржуазная французская революция. Сложившиеся для ее возникновения предпосылки, отягощенные неурожаями 1788 года, обострило ситуацию в стране и вынудило правительство созвать не собиравшиеся 175 лет Генеральные штаты.

Превалирующее число представителей буржуазии и третьего сословия привело конфликту с дворянским сословием и духовенством, что неизбежно привело к конфликту между ними. На отказ от дворянства принять предложение о совместном принятии государственно важных решений, буржуазия объявила о создании нового органа – Национального собрания, в последующем ставшего Учредительным. Последнее сконцентрировало бразды правления.

На видео-декларация прав человека и гражданина 1789:

В августе 1789 г. Учредительным Собранием принят первый в истории Франции документ, утвердивший естественные человеческие права и спектр гражданских свобод. Документ получил название Декларации прав человека и гражданина. В основу его заложено равенство граждан перед законом, утверждены естественные права, а также идеи национального и народного суверенитетов.

Возможно вам так же будет интересно узнать про правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, для этого необходимо перейти по ссылке и прочесть данную статью.

Дата изменения в декларации

В 1793 году французская декларация претерпела ряд изменений:

  • Так, основной задачей государственной власти было провозглашено обеспечение человеку условий для осуществления своих естественных прав и гражданских свобод. Определяется обязанность общества оказывать поддержку и помощь неимущим.
  • Новый документ четко определяет понятие собственности, допускает свободу совести и собраний. Провозглашается право человека на занятие любым видом труда, а также право народа на подачу коллективных петиций против угнетения.

Таким образом, новая декларация носила более радикальный характер, при сохранении своей буржуазной сущности.

Изменённая в 1948

принятие декларации прав человека и гражданина

Разработка декларации 1947 г. напрямую связана с событиями Второй мировой войны. За ее разработку взялась специально созданная Организацией объединенных наций международная комиссия под руководством Элеоноры Рузвельт. В состав Комиссии вошли представители 18 государств.

Дата первого заседания пришлась на конец января начало февраля 1947 года. Основной задачей комиссии являлась разработка международного документа, генерирующего в себе весь спектр прав и свобод человека. Первоначально его планировалось назвать Международным биллем о правах.

В силу возникших в ходе комиссии разногласий, было решено выделить подкомиссию из трех представителей государств, которым необходимо будет подготовить проект декларации и представить на следующем заседании. Подкомиссия в свою очередь делегировала это поручение Джону Хамфри – опытному международному юристу, являвшемуся на тот момент пост представителем отдела ООН по правам человека. Так, Хамфри с группой помощников подготовил проект декларации, состоявшей из 48 статей.

декларация прав человека

В основу созданного чернового проекта были заложены принципы таких документов, как Великая хартия вольностей, американский и великобританский билль о правах и французская декларация. В это же время состав подкомитета был расширен, посредством включения в него представителей Советского Союза (России) и Европы.

Так, в июне 1947 г. подкомиссия в расширенном составе начала свою деятельность. В ходе рассмотрения проекта, представленного Хамфри, вновь возникло немало дискуссий, в результате которых было принято решение сузить круг разработчиков. Последние получили задание разработать второй черновик документа.

Кто признаются соавторами объекта патентных прав, подробно рассказывается здесь в статье.

Возможно вам так же будет интересно узнать про то, что собой представляет виндикационный иск в гражданском праве.

Каковы они способы прекращения обязательств в гражданском праве, подробно рассказывается здесь в статье.

Узнать больше про права афинских граждан, поможет содержание данной статьи.

Для тех кто хочет узнать про деньги как объекты гражданских прав, стоит прочесть содержание статьи.

В рамках международных правовых основ Декларация носила рекомендательный характер, но на ее принципах создано два значимых международных пакта.

Видя всеобщее недовольство, король Франции в 1789 году был вынужден впервые за 175 лет созвать Генеральные штаты.

Декларация прав человека и гражданина

Представители Французского Народа, составляющие Национальное Собрание, принимая во внимание, что неведение, забвение или презрение прав человека суть единственные причины общественных бедствий и порчи правительств, решили изложить в торжественном объявлении естественные, неотчуждаемые и священные права человека, дабы это объявление, будучи постоянно пред глазами всех членов общественного союза, непрестанно напоминало им их права и обязанности; дабы акты законодательной и исполнительной власти, при возможности во всякий момент сличить их с целью всякого политического учреждения, были тем более уважаемы; дабы требования граждан, основываясь отныне на простых и неоспоримых началах, обращались всегда к поддержанию Конституции и к всеобщему благополучию. — Вследствие сего Национальное Собрание признает и объявляет, пред лицом и под покровительством Верховного Существа, следующие права человека и гражданина.

Ст. 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.

2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, [28]в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.

4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.

5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.

6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим способностям и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.

7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.

8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.

9. Всякий человек предполагается невинным до тех пор, пока он не объявлен виновным. Посему, если будет сочтено необходимым задержать его, всякая мера строгости, не являющаяся неизбежной для того, чтобы воспрепятствовать ему скрыться, должна быть сурово караема Законом.

10. Никто не должен быть беспокоим за свои мнения, хотя бы религиозные, если только обнаружение их не нарушает общественного порядка, установленного Законом.

11. Свободная передача другим мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; посему всякий гражданин может свободно говорить, писать, печатать, под страхом ответственности за злоупотребление этой свободой в случаях, определенных Законом.

12. Гарантия прав человека и гражданина вызывает необходимость организованной государственной силы; эта сила, таким образом, установлена в интересах всех, а не для частной пользы тех, кому она вверена.

13. Для содержания государственной силы и для расходов управления необходимы общественные сборы; они должны быть равномерно разложены на всех граждан соответственно их средствам.

14. Все граждане имеют право удостоверяться, сами или через своих представителей в необходимости общественных сборов, свободно давать согласие на них, следить за их употреблением и определять их размер, основание, порядок взимания и срок существования.

15. Общество имеет право требовать у всякого государственного агента отчета в его управлении.

16. Всякое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение властей, не имеет конституции.

17. Собственность, как неприкосновенное и священное право, не может быть ни у кого отнята, иначе, как в случае, если этого очевидно требует законным образом удостоверенная общественная необходимость, и под условием справедливого и предварительного вознаграждения.

С первых дней революции Национальное, а затем Учредительное собрание занялось разработкой конституции и определением принципов организации новой государственной власти, в связи с чем были образованы специальные конституционные комиссии. 26 августа 1789 г. была провозглашена Декларация прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом.

В число естественных прав, перечень которых отличался от того, какой был предусмотрен в Декларации независимости США, включались свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2). Поставив на первое место в перечне естественных прав человека свободу и собственность, декларация воплотила известную мысль Вольтера: “Свобода и собственность — вот крик природы”. В концепции естественных прав, претендующих на универсальное выражение природы человека, реализовывались не только общедемократические устремления народных масс, но и специфические интересы буржуазии, закреплялись важнейшие отношения формирующегося капиталистического общества. Так, свобода, сформулированная в ст. 4 в духе господствовавших в то время индивидуалистических концепций, переводилась на юридический язык как возможность “делать все, что не приносит вреда другому”.

Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.). В декларации была осуществлена своеобразная “национализация” государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на “собственном праве короля”, а трактовалась как выражение национального суверенитета (“источник суверенитета зиждется по существу в нации” — ст. 3). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по “вверенной ему части управления” (ст. 15).

Закон рассматривался как “выражение общей воли” (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам “сообразно их способностям” в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям. По существу это означало отказ от феодального принципа закрытости государственного аппарата для представителей третьего сословия и обоснование одинаковой доступности государственных должностей “ввиду их равенства перед законом”. Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан (“право высказываться, писать и печатать свободно” — ст. II; “право выражать свои мнения, в том числе религиозные” — ст. 10).

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Выступая против произвола королевской власти, конституционалисты принимали на себя обязательство построить новый правовой порядок на “твердой основе закона”. В эпоху абсолютизма и подавления личности право базировалось на принципе: “Только то дозволено, что разрешается”. Согласно же ст. 5 Декларации, все, “что не воспрещено законом, то дозволено”, и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе.

Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности в противовес средневековым представлениям о виновности подозреваемого. С другой стороны, каждый гражданин, “задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться”. Сопротивление властям в таких случаях влекло за собой ответственность.

Идея законности получила свое закрепление и в виде общих принципов организации государственной власти, и прежде всего в разделении властей. Согласно ст. 16 “общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделено властей, не имеет конституции”.

Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составили документ “для всех народов и на все времена”.

При всем своем ясно выраженном политико-юридическом содержании декларация не имела нормативно-правовой силы. Она была лишь исходным документом революционной власти, стремившейся установить конституционный строй. Поэтому многие ее положения носили программный характер и не могли быть немедленно реализованы на практике в условиях Франции конца XVIII в., только вступающей на путь создания гражданского общества и утверждения политической демократии.

Читайте также: