Какое свойство внимания участвует в обеспечении длительной интенсивной деятельности

Обновлено: 02.07.2024

Непроизвольное (природное) внимание вызывают раздражители, соответствующие значимым потребностям индивида. Непроизвольное внимание связано с общей направленностью личности. Возникает при действии сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Основными характеристиками являются непроизвольность, лёгкость возникновения и переключения. Обеспечивается ориентировочным рефлексом или доминантой, характеризующей устойчивый интерес личности. Например, нездоровый цвет кожи лица, круги под глазами у случайного прохожего на улице скорее заметит врач и не обратит внимания на элегантный костюм или платье этого человека.

Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный или личностный смысл.

Произвольное (социально обусловленное) вниманиевозникает, если в деятельности человек ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действия. Цель и определяет выделение объектов его внимания, требуя волевых усилий. Необходимость волевых усилий для организации произвольного внимания ярко проявляется при вхождении в работу, при возникновении в ней затруднений, ослаблении познавательного интереса, а также при наличии помех. Такой вид внимания утомляет. Ведущая роль в нём 2-й сигнальной системы.

Послепроизвольное вниманиевозникает при вхождении в деятельность и появляющемся при этом интересе. Этот вид внимания связан с формированием и прочным закреплением рабочего динамического стереотипа. Послепроизвольное внимание формируется в тех действиях, которые становятся автоматическими, т.е. на высоком уровне освоения деятельности. Есть выражение – профессиональное внимание как показатель высокого профессионального мастерства. При этом виде внимания сохраняется целенаправленность и снимается напряжение. Оно обеспечивается доминантой, характеризующей возникший в процессе данной деятельности интерес.

Кроме этих основных видов внимания существуют ещё следующие виды:

непосредственное– не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека;

опосредованное– регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов;

чувственное связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств;

интеллектуальное связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Свойства внимания (укроп)

Устойчивость внимания– характеристика внимания во времени, измеряется длительностью сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов и активности личности. Устойчивость внимания повышается с увеличением сложности объектов. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, с чем связана длительность сосредоточения. С другой стороны, внимание может быть чрезвычайно устойчивым, когда человек осознает важность, значимость выполняемой работы. Устойчивость внимания тесно связана с динамическими характеристиками внимания. Одной из динамических особенностей внимания являются колебания (флуктуации) внимания. Под колебаниями понимают периодическое непроизвольное изменение степени интенсивности (усиление, ослабление) внимания.

Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух или более различных видов деятельности (нескольких действий). Высокий уровень распределения внимания – одно из обязательных условий труда водителя любого транспортного средства, воспитателя, учителя, преподавателя, дирижёра, работника ГАИ, инженера.

Возможности распределения внимания:

а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности или решаемые задачи, тем труднее распределить внимание,

б) трудность представляет совмещение двух однородных видов деятельности (2-х видов умственной активности, 2-х видов двигательной активности).

Более эффективно распределяется внимание между умственной и двигательной активностью, при их совмещении сильнее снижается продуктивность умственной деятельности. В этих случаях условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из одновременно осуществляемых видов деятельности. Умение распределять внимание формируется в процессе овладения деятельностью. Эта характеристика внимания очень индивидуальна и зависит от силы и свойств нервной системы человека. Например: Цезарь знал в лицо всех солдат своей армии. М. Горький в Италии в цирке видел артиста, который держал по 2 ручки в разных руках, карандаш – во рту и одновременно писал 3 фразы на разных языках.

Объем внимания – показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе сознания одновременно (у взрослого человека – 4–6 объектов, у ребёнка – не более 2–3). Установлено, что при восприятии множества простых объектов в интервале 1–1,5 секунды объем внимания у взрослого человека в среднем равен 5–7 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала. Например: один фокусник шел мимо витрины и смог заметить и описать до 40 предметов.

Переключение внимания –качество, заключающееся в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Переключение может быть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха. Можно говорить о полном, завершенном переключении, либо о неполном, незавершенном. При неполном, незавершенном переключении человек, приступив к выполнению новой работы, не полностью отключается от предыдущей. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности может проявляться, например, в том, что новая работа выполняется по правилам, отвечающим специфике старой. В случаях, когда деятельность в продолжение длительного времени остается неизменной, а происходит лишь смена объекта или операции, переключение внимания затрудняется в силу замедления процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, особенно, если это происходит в конце дня. Способность к переключению внимания носит индивидуальный характер и зависит от типа нервной системы. Однако эта характеристика внимания поддается тренировке с помощью упражнений.

Интенсивность вниманияхарактеризуется эффективностью восприятия, мышления и памяти в целом.

В связи с разнообразием явлений и множеством свойств внимания возникает особая проблема их систематики. Задачи описания свойств и классификации видов внимания решались различными исследователями по-разному. Так, Джемс, классифицируя виды внимания, опирался на данные житейского опыта и самонаблюдения и наиболее существенной считал функцию отбора.

Давайте вместе понаблюдаем за собой. За кои веки вы выбрались на природу. Вначале все окружающее видится вам чем-то сказочно прекрасным. Потом Вы начинаете замечать деревья, траву, небо, птиц, переключая свое внимание с одного объекта на другой.

Вот Вы выражаете бурный восторг, увидев муравья, который тащит какую-то щепочку — и уже ваше внимание сконцентрировано на нем. Вы долго наблюдаете за его потугами, в этом проявляется устойчивость вашего внимания, потом ему на помощь прибегают его шустрые помощники, хватают щепочку, и Вы уже наблюдаете за каждым из них, распределяя свое внимание. Получается, что у вас одновременно несколько объектов (муравьев) для детального наблюдения — вот и объем внимания.

Таким образом, внимание не столь условно, как можно было бы подумать, и имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. Рассмотрим основные свойства внимания.

Свойства внимания

Концентрация внимания

Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания

Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Интенсивность внимания

Опыты показывают, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.

Концентрация и устойчивость внимания

Особое значение для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно сосредоточенность и устойчивость отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности. Это колебания внимания.

Как заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст? Этого можно добиться, если перед каждым повторным чтением ставить новые задачи. Сказать себе: "Первый раз читаю для общего ознакомления, теперь прочту, чтобы усвоить логику доказательств, которые приводит автор, дальше важно понять, как этот материал связан с предыдущим", и т. д. Т.е. надо учиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Объем внимания

Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относятся к психологии труда к так называемым наблюдательным. Это диспетчеры, операторы аппаратуры и т.д.

Высокая интенсивность концентрированного внимания для других групп профессий нужна лишь в отдельные моменты работы.

Распределение внимания

Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Переключение внимания

Способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Вспомним, например, феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Также Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.

Но как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

Еще В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение и переключение внимания

Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами (автомашины, краны, электровозы…) называется в психологии труда водительскими. Для них важны такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне очага оптимального возбуждения.

Например, водитель-стажер не может одновременно распределять свое внимание между педалью сцепления, тормозом и в это же время слушать указания инструктора и наблюдать обстановку. В дальнейшем за счет автоматизации отдельных движений он научится распределять свое внимание. Благодаря тестированию при помощи тестов пакета "Внимание", время на обучение автоматизации действий человека уменьшится.

Динамика любой работы приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания.

Переключение внимания

Переключение — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов как индивидуальная черта темперамента позволяет легко и быстро переходить от одного объекта к другому. В таких случаях говорят о подвижном, гибком внимании.

Если же у человека недостаточная подвижность нервных волокон, то этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Значит у человека инертное внимание. Когда у человека совсем плохая переключаемость — это липкое внимание. Иногда плохая переключаемость у человека из-за плохой подготовленности к работе.

Рассеянность и внимательность

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности, а переходит с одного предмета на другой, т.е. рассеивается.

Виды рассеянности

Можно выделить два основных вида рассеянности. Первый - результат общей неустойчивости внимания. Им, как правило, отличаются дети младшего возраста. Однако оно может быть и у взрослых в результате слабости нервной системы или большого утомления, недосыпания и т.д. Такой вид рассеянности появляется также при отсутствии привычки работать сосредоточенно.

Второй вид рассеянности имеет совсем иной характер. Он возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то одном и поэтому не замечает ничего другого. Такой рассеянностью отличаются люди, увлеченные своим делом.

Внимательность

Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание. Даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии.

Эксклюзивный материал сайта "www.effecton.ru - психологические тесты и коррекционные программы". Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса

Пн-Пт 9:00 - 18:00 по МСК

Цель занятия: изучить свойства внимания.

  • дать определение понятия "внимание";
  • описать свойства внимания;
  • с помощью упражнений и вопросов закрепить полученные на занятии знания.

Время проведения занятия: 40 минут.

1. Определение понятия "внимание".

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление) внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

Внимание - произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность деятельности на каком либо объекте восприятия.

Внимание, так же как и восприятие, может быть произвольным и непроизвольным.

Непроизвольное внимание оперирует только в настоящем времени, тогда, как произвольное внимание может быть обращено, как в прошлое, так и в будущее. Например, мы пытаемся восстановить смысл слов, только что сказанных нашим собеседником, которого мы невнимательно слушали. Другой пример обращения внимания в прошлое - попытка извлечь определенную информацию из долговременной памяти. Если человек ждет появления определенного сигнала события, на которое он должен отреагировать, то это пример внимания, направленного в будущее. Такое внимание демонстрирует человек, встречая кого-либо на перроне вокзала.

2. Свойства внимания.

Внимание характеризуется определенными свойствами.

1. Объем внимания определяется количеством однородных предметов, которые охватывает сознание.

2. Концентрация внимания - интенсивность сосредоточения на одном или нескольких объектах. Концентрация обеспечивает углубленное изучение предмета. При концентрации внимания происходит сужение объема внимания, но то, что попадает при этом в поле зрения человека, представляется ему подробно, отчетливо, ярко.

3. Переключение - перенос внимания с одного объекта на другой. Хорошая переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Переключение внимания может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Непреднамеренное переключение внимания - защитный механизм от переутомления.

Обратной стороной высокой степени концентрации внимания и плохой его переключаемости является рассеянность.

4. Устойчивость - общая направленность внимания в процессе деятельности. Максимальная устойчивость внимания взрослого человека без переключений составляет не более 2-3 минут. В тех случаях, когда колебания внимания имеют место, но человек тем не менее, постоянно возвращается к одному и тому же обьекту, устойчивость может измеряться часами. Например, оператор, наблюдающий за приборами как раз должен обладать хорошей устойчивостью внимания.

5. Распределение - возможность концентрировать внимание не на одном, а на нескольких различных предметах или явлениях. Это свойство позволяет школьникам выполнять самостоятельную работу и одновременно слушать ответ у доски своего одноклассника, а учителю - объяснять новую тему, писать на доске и следить за классом.

6. Избирательность - способность выделить из ряда объектов заданный. Человек обращает внимание на то, что отвечает его потребностям, желаниям, интересам. Избирательность внимания позволяет концентрироваться на нужных предметах или явлениях для более подробного изучения.

3. Упражнения для закрепления.

Можно сделать небольшое пояснение: различные свойства внимания в значительной степени не зависимы друг от друга: внимание, хорошее в каком-то одном отношении, может быть не столь совершенным в другом.

Предложить написать по 10 несложных примеров, поменяться примерами с соседом, и одновременно решать их и рассказывать вслух хорошо знакомое стихотворение. Такое упражнение целесообразно проводить в небольшой группе. Для целого класса можно читать сложный текст. Решая примеры, пусть дети постараются запомнить как можно больше информации из текста.

На большом листе нарисованы различные разноцветные геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники). Можно предложить детям сосчитать на рисунке все синие квадраты, а затем красные треугольники и т.п.

Упражнение 3 "Шифровка".

(Концентрация внимания, устойчивость, избирательность).

На карточке напечатаны буквы в случайном порядке. Ученики должны просмотреть внимательно каждую строчку и попытаться обнаружить среди случайных букв слова. Если прочитать эти слова по порядку, то получится предложение. Предложения не содержат частиц и предлогов. На карточке напечатаны три аналогичных задания, значит нужно "расшифровать" три предложения. Важно начинать выполнение задания одновременно, что бы можно было сравнить результаты.

  • тарвокплацшкнарииолраркнмподаривокшаыддаоегкепраосебеалпотьмечтупвпустьаприитльональдлнаполнитпокьйясмысломввголрукетвоюдлшщежизньл
  • жлдбюкрпанимтьсвжитьукамугшуккэхщораекунужнотимшнерхавысчястранствуяй
  • болвыаепимсболезньваыденкулюбвилдзхъжйцукмслашеыаглгрпмакнеизлечимауц

1. Подари себе мечту, пусть она наполнит смыслом твою жизнь.

2. Жить нужно странствуя.

3. Болезнь любви неизлечима.

Упражнение 4 "Кто где"

(Объем внимания, его распределение).

Двое учащихся выходят к доске, пару секунд смотрят на класс, а потом, не подглядывая, рисуют на доске "схему класса", отмечая, кто где сидел.

Упражнение 5 "Сложи числа"

(Объем внимания, распределение).

Попросить школьников сложить числа и предъявить им на 2-3 секунды таблицу с числами, записанными в разных геометрических фигурах. В каких фигурах были цифры?

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22

Педагог-организатор

Карачина Антонида Ивановна

Методы оценки внимания младшего школьника

Понятие внимания

Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается. Мы воспринимаем что-то, думаем о чем-то, что-то себе представляем или воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль; воспринимает и мыслит человек – воспринимающая и мыслящая личность . Поэтому в каждом из процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании . Внимание – сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.

Важнейшая особенность внимания: оно не имеет собственного содержания и всегда существует как проявление функционирования других психических процессов – восприятия, памяти, мышления. У внимания, в отличии от этих процессов, нет собственного результата деятельности. Если результатом процесса восприятия является некий образ предмета, явления; результатом процесса мышления – решение задач, проблем; то у внимания нет продуктов его деятельности. Без внимания невозможно успешное выполнение никакого дела.

Итак, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Виды внимания

Психологи выделяют три вида внимания:

Непроизвольное или пассивное, внимание связано с рефлекторными установками. Оно выражается в переключении внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов. Это первичная форма внимания. Она является непосредственным и непроизвольным продуктом интереса.

Произвольное или активное, внимание характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную цель. Так называемое произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание поэтому носит всегда опосредованный характер . В произвольном внимании присутствует такая черта, как волевая операция.

Постпроизвольное внимание , появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой. Оно не требует усилия воли, так как поддерживается интересом к ней.

Основные свойства внимания

К характеристикам внимания относят его селективность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения.

Селективность, или избирательность, внимания характеризует его направленность на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности внимания подобно изменению фокуса проектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не зависит от физических характеристик стимула. Поэтому внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием стресса фокус внимания обычно сужается.

Объем внимания , измеряется количеством одновременно отчетливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внимания человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7-9 стимулов, или элементов.

Для определения объема внимания до сих пор пользуются главным образом тахистоскопическим методом. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.

Распределение внимания предполагает распределение его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух или более заданий.

Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Способность к распределению внимания весьма упражняема.

Устойчивость внимания не означает его неподвижности, она не исключает его переключаемости.

Под переключением внимания понимается возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

Способность к переключению означает гибкость внимания. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения у разных людей различна.

Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем, прежде всего встает вопрос о степени этой сосредоточенности, т.е. о концентрированности внимания.

Концентрированность внимания – означает наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи.

Различные свойства внимания – его концентрация, объем и распределяемость, переключаемость и устойчивость – в значительной мере независимы друг от друга. Внимание – проявление избирательной направленности психической деятельности, как выражение избирательного характера процессов сознания. Внимание выражает не только объем сознания, но и его уровень.

Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, исходя из этого можно различать разные типы внимания:

Широкое и узкое внимание, в зависимости от их объема;

Хорошо и плохо распределяемое;

Быстро и медленно переключаемое;

Концентрированное и флюктуирующее;

Устойчивое и неустойчивое.

Развитие внимания

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него.

Но основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств, а также в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. В дальнейшем, в период игрового обучения, произвольное внимание становится непременным условием организации учебной деятельности.

Методы оценки внимания младшего школьника

Внимание – один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе, успешность его учебной деятельности. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания. Они могут быть устранены, если заранее как минимум за год до поступления в школу, известны индивидуальные особенности внимания ребенка и тот уровень, на котором оно находится в данный момент времени.

Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало (это особенно касается его природно-обусловленных видов: непосредственного и непроизвольного) и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях, можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств.

Методика определения устойчивости внимания учащихся

Каждому испытуемому предлагался лист, заполненный фигурами с различными значками в верхних фигурах. Попросила расставить такие значки по всему листу. Дети 11 лет потратили время на это задание от 6 до 7 минут.

Потратила на выполнение задания 6 минут. Но выполнила задание очень небрежно, допустила ошибки. Внимание у Юли не устойчивое. Во время выполнения задания отвлекалась. Девочка не усидчива.

Потратила на выполнение задания 6 минут. Сделала одну ошибку. Была очень сосредоточена, усидчива. Внимание устойчивое.

Методика определения распределение внимания учащихся

Саша был внимателен, распределение внимания у него очень хорошее. Все удары карандашом посчитал правильно. При этом текст рассказа пересказал правильно.

У Маргариты распределение внимания хорошее. При пересказе текста, она правильно посчитала удары карандашом и ни разу не ошиблась.

Вероника один раз допустила ошибку. При более большом интервале между ударами карандашом сделала ошибку при подсчете ударов. Распределение внимания не очень хорошее.

Распределение внимания у Юли плохое. Допустила три ошибки, пересказывая текст, не слушала удары карандашом и соответственно называла неправильное число ударов.

Люда не допустила ошибок. Была внимательна, собрана. Текст пересказывала правильно, количество ударов карандашом называла точно. Распределение внимания хорошее.

Методика определения переключаемости внимания учащихся

Предложила детям нарисовать треугольники основанием вверх по три строки. Далее попросила испытуемых нарисовать по 6 строк треугольников, чередуя их поочередно: основанием вниз, основанием вверх.

Испытуемые затратили на выполнение задания от 2 до 6 минут 15 секунд

Саша потратил на выполнение задания 5 минут 30 секунд. Мальчик не сделал ни одной ошибки. Переключаемость внимания хорошее. Старался, Не отвлекался.

Рита затратила на выполнение задания 2 минуты. Тест выполнила быстрее других испытуемых. Задание выполнила с ошибками, очень небрежно, спешила. Переключаемость внимания не очень хорошее.

Вероника затратила на выполнение задания 6 минут 15 секунд. Задание по времени, среди других детей, самое большое. Но тест выполнила с ошибками, небрежно, отвлекалась. Из чего можно сделать вывод, что переключаемость внимания у девочки плохое.

Юля потратила на выполнение задания 5 минут. Сделала одну ошибку. Была не очень сосредоточена. Переключаемость внимания не очень хорошее.

Люда потратила на выполнение задания 3 минуты. Девочка не сделала ни одной ошибки, старалась. Была внимательна. Переключаемость внимания, очень хорошая.

Рассмотрим теперь в совокупности все те особенности внимания, а именно – устойчивость, распределение и переключаемость, которые мы тестировали у детей.

Устойчивость внимания - не очень хорошее

Распределение внимания - очень хорошее

Переключаемость внимания - хорошая

1. Устойчивость внимания - не очень хорошее

Распределение внимания - хорошее

Переключаемость внимания - не очень хорошая

1. Устойчивость внимания - не очень хорошее

Распределение внимания - не очень хорошее

Переключаемость внимания - плохая

1. Устойчивость внимания - не очень хорошее

Распределение внимания - плохое

Переключаемость внимания - не очень хорошее

1. Устойчивость внимания - хорошее

Распределение внимания - хорошее

Переключаемость внимания - очень хорошая

Прослеживается взаимосвязь особенностей внимания. В целях поддержания внимания на уроке педагог должен учитывать такие особенности внимания, как устойчивость, распределение и переключаемость, сосредоточенность и развитие их.

Л И Т Е Р А Т У Р А:

С.П. Рубинштейн. Основы общей психологии., Питер,1999.

Н.Н. Данилова. Психофизиология., М., 1998.

В.С. Мухина. Детская психология., М., 1985.

О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова., Внимание школьника., М., 1987.

М.Безруких, С. Ефимова, Б. Круглов. Почему учиться трудно ? , М., 1995.

Возрастная и педагогическая психология. /Под ред. М.В. Гашезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик/, М., 1984.


Презентация включает в себя определение понятия "внимание", его свойств, а также набор упражнений,способствующих развитию внимания, которые можно применять на всех уроках.

Содержимое разработки

Связь свойств внимания и учебной деятельности младших школьников Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ №3 Юрова Марина Валерьевна

Связь свойств внимания и учебной деятельности младших школьников

учитель начальных классов

Юрова Марина Валерьевна

 Актуальность Сегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Конечно, школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике методики развития внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности, особо актуальна .

  • Сегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Конечно, школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике методики развития внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности, особо актуальна .
  • Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих(свойств внимания) По мнению известного психолога П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.

Раздражители, действующие на человека

Поддержание устойчивого произвольного внимания у уча­щихся зависит от ряда условий.

  • 1. Осознание долга и обязанности в выполнении данной дея­тельности
  • 2. Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой дея­тельности
  • 3. Привычные условия работы

послепроизвольное внимание.

Различают пять свойств внимания:

О СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ

О СВЯЗИ ВНИМАНИЯ И УСПЕВАЕМОСТИ.

  • способность управлять своим вниманием не зависит прямо от того, насколько развиты у школьника свойства внимания. И при объек­тивно слабых свойствах внимания ученик может непло­хо им владеть. Однако в этих случаях, по-видимому, все управление сводится главным образом к постоянно во­зобновляемым усилиям поддерживать свое рассеиваю­щееся внимание на должном уровне, а также к более или менее успешному самоконтролю.

Такая работа должна вестись по двум направлениям :

  • 1.Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.
  • 2.Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

методика развития внимания опирается на следующие принципы:

  • 1.деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
  • 2.психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
  • 3.сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;
  • 4.индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;
  • 5.последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
  • 6.поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);
  • 7.цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.

Методики и игры по развитию произвольного внимания учащихся начальной школы

Методики по развитию общей внимательности, наблюдательности.

Упражнение "Запрещенная буква"

Птица - не птица.

Упражнение на увеличение объема внимания

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания. Корректурное задание. Игра

Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания.

Упражнение на тренировку избирательности внимания.

Методики для тренировки переключаемости и распределения внимания

ЯФОУФСН КОТ ПХЬАБЦРИГЪЩЮСАЭЕЫ МЯЧ

ЛОЬИРЪГНЖРЛ РАК ГДЗП МЫЛО АКМНПРС ТУР

ФР ШУБА ТВГДИЖСЯИУ МАМА ЦПЧУЩ МОРЖ

БРПТЯЖЭЦ БУРАН СГЛЮГБЕИО ПАЛКА ФС ТУЧА

АОС МЕТЛА ОУЖЕЛА АВТОБУС ИОХПС ЯЗВА Ж

 Заключение Анализ психологической литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешности любой деятельности и полноценного протекания психических процессов. Рассмотренные выше методики по развитию произвольного внимания, в основном, представляют собой задания в виде игры. Это связано с тем, что игра для младшего школьника остается важным видом деятельности, отвечает его потребностям. Упражнения и методики развивают как внимание в целом, так и его отдельные свойства. Главное требование к заданиям – систематичность их проведения, нарастание сложности.

  • Анализ психологической литературы свидетельствует, что внимание является одним из важнейших условий успешности любой деятельности и полноценного протекания психических процессов.
  • Рассмотренные выше методики по развитию произвольного внимания, в основном, представляют собой задания в виде игры. Это связано с тем, что игра для младшего школьника остается важным видом деятельности, отвечает его потребностям. Упражнения и методики развивают как внимание в целом, так и его отдельные свойства. Главное требование к заданиям – систематичность их проведения, нарастание сложности.

Немецкий писатель и мыслитель Гёте писал:


-75%

Читайте также: