Какое событие 20 века послужило принятию всеобщей декларации прав человека 4 класс

Обновлено: 20.05.2024

Права человека, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на ее 183-м заседании, состоявшемся в Париже 10 декабря 1948 г.

Всеобщая декларация прав человека ( Всеобщая декларация прав человека ) является международным документом , принятым Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций , которые воплощены права и свободы всех людей . Она была принята Генеральной Ассамблеей в качестве Резолюции 217 на ее третьей сессии 10 декабря 1948 года во Дворце Шайо в Париже , Франция . Из 58 членов Организации Объединенных Наций на тот момент 48 проголосовали за, никто не голосовал против, восемь воздержались и двое не голосовали.

Хотя это не является юридически обязательным , содержание ВДПЧ было разработано и включено в последующие международные договоры, региональные инструменты по правам человека , а также национальные конституции и правовые кодексы.

Все 193 государства-члена Организации Объединенных Наций ратифицировали по крайней мере один из девяти имеющих обязательную силу договоров, на которые повлияла Декларация, при этом подавляющее большинство ратифицировало четыре или более. Хотя существует широкий консенсус в отношении того, что сама декларация не имеет обязательной силы и не является частью обычного международного права , существует также консенсус в отношении того, что многие из ее положений являются обязательными и перешли в обычное международное право , хотя суды в некоторых странах были более ограничивает его юридическую силу. Тем не менее, Всеобщая декларация прав человека повлияла на правовые, политические и социальные события как на глобальном, так и на национальном уровнях, и ее значение частично подтверждается ее 524 переводами, что является самым большим из любого документа в истории.

СОДЕРЖАНИЕ

Структура и содержание

На структуру, лежащую в основе Всеобщей декларации, повлиял Кодекс Наполеона , включая преамбулу и вводные общие принципы. Его окончательная структура сформировалась во втором проекте, подготовленном французским юристом Рене Кассеном , который работал над первоначальным проектом, подготовленным канадским ученым-юристом Джоном Питерсом Хамфри .

Декларация состоит из следующего:

Кассин сравнил Декларацию с портиком греческого храма с фундаментом, ступенями, четырьмя колоннами и фронтоном .

История

Создание и составление

В июне 1946 года Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) - главный орган недавно созданной Организации Объединенных Наций, ответственный за продвижение прав человека - создал Комиссию по правам человека (КПЧ), постоянный орган в рамках ООН, которому было поручено подготовить то, что изначально было задуманный как Международный билль о правах . В его состав входили 18 членов из различных национальных, религиозных и политических кругов, чтобы представлять все человечество. В феврале 1947 года Комиссия учредила специальный Редакционный комитет Всеобщей декларации прав человека под председательством Элеоноры Рузвельт из Соединенных Штатов для написания статей Декларации. Комитет провел две сессии в течение двух лет. Документ основан на английской Великой хартии вольностей , английском билле о правах 1689 года , американской декларации независимости , американском билле о правах и французской декларации прав человека и гражданина .

Канадский Джон Питерс Хамфри , недавно назначенный Директором Отдела по правам человека Секретариата Организации Объединенных Наций, был призван Генеральным секретарем ООН работать над проектом, став основным составителем Декларации. Среди других видных членов Редакционного комитета были Рене Кассен из Франции; Докладчик Комитета Чарльз Малик из Ливана и заместитель председателя П.К. Чанг из Китайской Республики . Через месяц после его создания Редакционный комитет был расширен за счет представителей Австралии, Чили, Франции, Советского Союза и Соединенного Королевства, в дополнение к первым членам из Китая, Франции, Ливана и Соединенных Штатов.

В своих мемуарах Рузвельт прокомментировала дебаты и дискуссии, которые повлияли на ВДПЧ, описав один такой обмен мнениями во время первой сессии Редакционного комитета в июне 1947 года:

Доктор Чанг был плюралистом и очаровательно высказался о том, что существует более чем один вид абсолютной реальности. По его словам, Декларация должна отражать больше, чем просто западные идеи, и доктор Хамфри должен быть эклектичным в своем подходе. Его замечание, хотя и адресованное доктору Хамфри, на самом деле было адресовано доктору Малику, от которого оно вызвало немедленный ответ, поскольку он довольно подробно излагал философию Фомы Аквинского. Доктор Хамфри с энтузиазмом присоединился к дискуссии, и я помню, что однажды доктор Чанг предположил, что Секретариат вполне может потратить несколько месяцев на изучение основ конфуцианства!

В мае 1948 года, примерно через год после своего создания, Редакционный комитет провел свое второе и последнее заседание, на котором он рассмотрел комментарии и предложения государств-членов и международных организаций, в первую очередь Конференции ООН по свободе информации, которая состоялась в марте этого года. и апрель; Комиссия по положению женщин, орган в рамках ЭКОСОС, который сообщает о состоянии прав женщин во всем мире; и Девятая Международная конференция американских государств, состоявшаяся в Боготе, Колумбия, весной 1948 года, на которой была принята Американская декларация прав и обязанностей человека , первый в мире общий международный документ по правам человека . Делегаты и консультанты из нескольких органов ООН, международных организаций и неправительственных организаций также присутствовали и представили свои предложения. Также выражалась надежда, что вместе с Декларацией будет разработан и представлен для принятия Международный билль о правах человека, имеющий юридическую силу.

При 12 голосах за, никто не против и четырех воздержавшихся, КПЧ одобрила предложенную декларацию, но не смогла изучить содержание и выполнение предлагаемого Пакта. Комиссия направила утвержденный текст Декларации, а также Пакта Экономическому и Социальному Совету для рассмотрения и утверждения на его седьмой сессии в июле и августе 1948 года. Совет принял Резолюцию 151 (VII) от 26 августа 1948 года. передача проекта Международной декларации прав человека Генеральной Ассамблее ООН.

Принятие

Всеобщая декларация была принята Генеральной Ассамблеей в качестве резолюции ООН A / RES / 217 (III) [A] 10 декабря 1948 года во дворце Шайо в Париже. Из 58 членов ООН на тот момент 48 проголосовали за, никто против, восемь воздержались , а Гондурас и Йемен не проголосовали или воздержались.

Считается, что Элеоноре Рузвельт удалось заручиться поддержкой принятия Декларации как в ее родных США, так и во всем мире, благодаря ее способности апеллировать к различным и часто противостоящим политическим блокам.

Британская делегация, голоса в пользу декларации, выразил разочарование , что предложенный документ имел моральные обязательства , но не хватало юридической силы; только в 1976 году вступил в силу Международный пакт о гражданских и политических правах , придавший юридический статус большей части Декларации.

48 стран, проголосовавших за Декларацию:

а. ^ Несмотря на центральную роль, которую сыграл канадец Джон Питерс Хамфри, правительство Канады сначала воздержалось при голосовании по проекту Декларации, но позже проголосовало за окончательный проект на Генеральной Ассамблее.

Воздержались восемь стран:

Две страны не голосовали:

Большинство нынешних государств-членов ООН получили суверенитет и позже присоединились к организации, что составляет относительно небольшое количество государств, имеющих историческое право голоса.

Международный день прав человека


Бывший министр иностранных дел баронесса Анелей выступает на мероприятии, посвященном Дню прав человека, в Лондоне, 8 декабря 2016 г.

Влияние

Значение


В ее преамбуле правительства обязуются принимать прогрессивные меры, которые обеспечивают всеобщее и эффективное признание и соблюдение прав человека, изложенных в Декларации. Элеонора Рузвельт поддержала принятие текста как декларации, а не как договора, потому что она считала, что он окажет такое же влияние на глобальное общество, как Декларация независимости Соединенных Штатов Америки в Соединенных Штатах. Несмотря на то, что она не является юридически обязательной, Декларация была включена в большинство национальных конституций или повлияла на них с 1948 года. Она также служила основой для растущего числа национальных законов, международных законов и договоров, а также для растущего числа региональных, субнациональных и национальных учреждений, защищающих и продвигающих права человека.

Юридическая сила

Декларация послужила основой для двух обязательных пактов ООН по правам человека: Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах . Принципы Декларации получили развитие в других имеющих обязательную силу международных договорах, таких как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации , Международная конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин , Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка , Конвенция ООН против пыток и многое другое. Декларация по-прежнему широко цитируется правительствами, учеными, защитниками и конституционными судами, а также отдельными лицами, которые апеллируют к ее принципам для защиты своих признанных прав человека.

Национальный закон

Обзор дел в США до 1988 г. обнаружил пять ссылок на Декларацию Верховного суда США; шестнадцать обращений федеральных апелляционных судов ; двадцать четыре обращения федеральных районных судов ; одна справка суда по делам о банкротстве ; и несколько обращений пяти государственных судов. Аналогичным образом, исследование, проведенное в 1994 году, выявило 94 ссылки на Декларацию федеральными судами и судами штатов в США.

Реакция

Хвала и поддержка

В качестве основы международных прав человека Всеобщая декларация прав человека пользуется широкой поддержкой международных и неправительственных организаций. Международная федерация по правам человека (FIDH), один из старейших правозащитных организаций, имеет в качестве своего основного мандата содействие в отношении всех прав , изложенных в Декларации, Международного пакта о гражданских и политических правах , а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах . Amnesty International , третья старейшая международная правозащитная организация, регулярно отмечает День прав человека и организовывает всемирные мероприятия для повышения осведомленности и поддержки Всеобщей декларации прав человека. Некоторые организации, такие как Офис квакеров при Организации Объединенных Наций , Комитет службы американских друзей и Международная ассоциация молодых людей за права человека (YHRI) разработали учебный план или программы для обучения молодых людей Всеобщей декларации прав человека.

Конкретные положения Всеобщей декларации прав человека цитируются или разрабатываются заинтересованными группами в соответствии с их конкретной сферой деятельности. В 1997 году совет Американской библиотечной ассоциации (ALA) одобрил статьи 18–20, касающиеся свободы мысли, мнений и их выражения, которые были кодифицированы во Всеобщем праве ALA на свободное выражение мнений и Билле о правах библиотек . Декларация легла в основу утверждения ALA о том, что цензура , вторжение в частную жизнь и вмешательство во взгляды являются нарушением прав человека.

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

1. Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Судебная практика и законодательство — "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)

53. В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

5. Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах), и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2. В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации каждому гражданину принадлежит право и возможность голосовать и быть избранным на периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей без необоснованных ограничений (пункт 3 статьи 21 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., статья 3 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., статья 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.).

26. По смыслу статьи 463 УПК РФ вопрос о законности и обоснованности решения о выдаче разрешается исходя из обстоятельств, существовавших на момент принятия такого решения. В связи с этим обращение лица в компетентные органы с ходатайством о предоставлении ему временного или политического убежища, статуса беженца после принятия решения о выдаче не должно влечь за собой отложение рассмотрения жалобы на решение о выдаче, поскольку признание судом такого решения законным и обоснованным не обусловливает в дальнейшем фактическую передачу лица запрашивающему государству до разрешения соответствующего ходатайства либо до окончания процедуры обжалования при наличии отказа в удовлетворении такого ходатайства (статья 14 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, статья 33 Конвенции о статусе беженцев, статьи 3 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Эти права, как следует из статей 17 (часть 1) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничению, они признаются и гарантируются в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе выраженным во Всеобщей декларации прав человека (статьи 7, 8, 10 и 11), Международном пакте о гражданских и политических правах (статья 14) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 6), в соответствии с которыми каждый при рассмотрении любого предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона; каждый обвиняемый в преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону.

3. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2), предопределяет тем самым обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 года N 20-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.). Конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

Согласно части четвертой статьи 7 УПК Российской Федерации определения суда, постановления судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными и обоснованными. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1996 года N 4-П по делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 УПК РСФСР, правосудие по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах (статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года; статья 8 Всеобщей декларации прав человека 1948 года); ошибочное судебное решение не может рассматриваться как справедливый акт правосудия и должно быть исправлено.

2. Из статей 1, 2, 17, 18 и 46 Конституции Российской Федерации и корреспондирующих им статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации, следует, что правосудие по самой своей сути может признаваться таковым, если оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах.

2.1. Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (статья 1). Принадлежащее каждому от рождения право на свободу и личную неприкосновенность относится к числу основных прав человека. По смыслу Конституции Российской Федерации, ее статей 17 (часть 2), 21 (часть 1) и 22 (часть 1), оно воплощает наиболее значимое социальное благо, которое исходя из признания государством достоинства личности предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу ее автономии, создает условия как для всестороннего развития человека, так и для демократического устройства общества. Именно поэтому, предусматривая повышенный уровень гарантий права каждого на свободу и личную неприкосновенность, Конституция Российской Федерации допускает возможность ограничения данного права лишь в той мере, в какой это необходимо в определенных ею целях, и лишь в установленном законом порядке (статья 55, часть 3).

Названным конституционным положениям корреспондирует статья 14 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающая право каждого искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и устанавливающая, что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. Право убежища закреплено также в Конвенции о статусе беженцев (1951 год) и Протоколе, касающемся статуса беженцев (1967 год), являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью российской правовой системы.


В Всеобщая декларация прав человека был разработан в период с начала 1947 г. по конец 1948 г. комитетом, сформированным Комиссия ООН по правам человека. Дальнейшее обсуждение и поправки были внесены Комиссией по правам человека, Экономический и Социальный Совет и Генеральная Ассамблея ООН.

Члены Комиссии, которые внесли значительный вклад в создание Декларации, включали: Канадский Джон Питерс Хамфри из Секретариат ООН, Элеонора Рузвельт из Соединенные Штаты (который председательствовал в Редакционном комитете), Рене Кассен из Франция, Чарльз Малик из Ливан, П. К. Чанг из республика Китай, [а] и Ханса Дживрадж Мехта из Индия среди прочего. Не являясь членом редакционной комиссии, французский философ Жак Маритен оказал влияние на подготовку Всеобщей декларации, ее пропаганду в ЮНЕСКО в 1947–1948 годах и на ее последующее продвижение.

Содержание

Состав редакционного комитета

Редакционный комитет [1] включены

Процесс составления

Джон Питерс Хамфри был недавно назначен директором Отдела прав человека Секретариата Организации Объединенных Наций. [2] В этой роли он подготовил первый проект списка прав, которые должны были лечь в основу Декларации.


Базовая структура Всеобщей декларации была внесена во второй проект, подготовленный Рене Кассен работает по проекту Хамфри. На структуру оказали влияние Код Наполеона, включая преамбулу и вводные общие принципы. [3]

В модели Кассена последние три статьи Декларации представляют собой фронтон, связывающий структуру воедино. Эти статьи касаются долга личности перед обществом и запрещения использования прав в нарушение целей Организации Объединенных Наций. [4]

Проект Кассена был представлен в Комиссию по правам человека и должен был пройти редактирование в Комиссии, затем в другие проекты, рассматриваемые Третьим комитетом Организации Объединенных Наций, и, наконец, в проекте, представленном Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, который в конечном итоге принял Декларацию 10 декабря 1948 года. Голосование за декларацию было 48 голосами против 0 при восьми воздержавшиеся: the Белорусская Советская Социалистическая Республика, Чехословакия, то Польская Народная Республика, то Королевство Саудовская Аравия, то Украинская Советская Социалистическая Республика, то Союз Южной Африки, то Союз Советских Социалистических Республик, а Социалистическая Федеративная Республика Югославия. [5]

Споры

Первый спор, который нужно было разрешить, был связан с самим происхождением прав человека, в основном дискуссия между сторонниками концепций прав человека. естественные права (какие люди наделены Бог или же Природа) и позитивные права (которые люди приобретают в результате рационального соглашения). [6]

Второй спор был в основном между позициями Марксистская теория из Советский блок и либеральная теория из Западный мир. С философской точки зрения Советский блок критиковал индивидуалист позицию вопроса, отстаивая коллективизм подход, при котором права коллектива преобладают над правами человека. В политическом плане Советский союз и его сателлиты, столкнувшись с растущими обвинениями в нарушениях прав человека, утверждали, что декларация является простой формальностью, если в ней не рассматриваются гарантии экономических и социальных прав. Однако эти возражения имели на удивление незначительные последствия, потому что Советский блок не проявлял большой активности во время заседания Комиссии, что, возможно, указывает на заранее принятое решение не подписывать Декларацию. [6]

Другой вопрос - правовой статус декларации. По мнению большинства, документ носит в основном моральный характер. В то же время некоторые участники выступили за добавление определенных юридических аспектов с точки зрения Международный закон. [6]

Британский представители, в частности, были крайне разочарованы тем, что это предложение имело моральное, но не юридическое обязательство. (Только в 1976 г. Международный пакт о гражданских и политических правах вступила в силу, придавая юридический статус большей части Декларации) [7]

Хронология ВДПЧ

Речь Дмитрия Муратова при вручении ему Нобелевской премии мира в Осло. Подробнее.

10 декабря 1948 года в Париже, после тщательного изучения проекта декларации и 1400 этапов голосования практически по каждому слову и каждому пункту, Генеральная Ассамблея приняла один из самых главных документов XX века. С 1950 года день принятия декларации празднуется как День прав человека.

Ниже публикуется беседа корреспондента "Российской газеты" с уполномоченным по правам человека в России.

Сегодня - Международный день прав человека. Это "юбилейная" дата", ровно 60 лет назад Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.
О значимости этого исторического документа - наш разговор с Уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным.


Владимир Лукин: Принятие Всеобщей декларации прав человека - это событие всемирного значения. Сегодня ее формально признают практически все страны. Правда, она имеет рекомендательный статус. Но даже он является сильным. С момента принятия декларации в 1948 году примерно в 90 процентах Конституций разных стран сформулированы принципы, ясно и четко воспроизводящие базовые принципы декларации. В том числе и в нашей Конституции 1993 года.

Российская газета: Как принималась декларация?

Лукин: Из 56 государств 48 проголосовали - "за" и 8 - "воздержались". Против не проголосовал никто. Среди воздержавшихся были СССР, Белорусская и Украинская ССР, Польша, Саудовская Аравия, Югославия, Южноафриканский союз. Советский Союз формально не поддержал текст декларации в связи с тем, что там отсутствовало право наций на самоопределение, принцип защиты национальных меньшинств и запрещение фашистской идеологии. Но по сути демократические принципы декларации были мало совместимы с теми принципами, на которых зиждилась советская политическая система. Министром иностранных дел тогда был еще небезызвестный Вышинский. И, конечно, поддержка им декларации была бы вызовом небесам. В своем выступлении он заявил, что этот документ неудовлетворителен, недоработан и не в состоянии достигнуть той цели, которой призван служить. Но сталинское руководство пошло на компромисс и не голосовало против.

РГ: Почему декларация была принята именно в 1948 году? Что это был за момент?

Лукин: Это был период создания ООН. Мир, пройдя через чудовищные войны и фашистское варварство, искал базовые принципы устройства нового мира. Это и привело к тому, что замечательными людьми был разработан проект декларации.

РГ: У него были авторы?

Лукин: Выдающуюся роль в создании декларации сыграл канадец Джон Хамфри. Ему активно помогала супруга президента США Элеонора Рузвельт. Важную роль сыграли француз Рене Кассэн и китаец Пенг Чан Чэнг. Это было общественное движение интеллектуалов, которое, к счастью, поддержали руководители тогдашних государств.
Декларация рождалась в больших дискуссиях и трениях. Ее принципы не совпадали с практикой многих стран. И до сих пор в этом вопросе существуют два неприемлемых "искривления". Одно - существуют всеобщие истины, которые должны реализовываться по одному лекалу во всех странах без исключения. Этот подход выхолащивает из правозащитных понятий культурную специфику, традиции. Но существует и другое "искривление", утверждающее, что поскольку страны находятся в разных культурных условиях, то в некоторых из них декларация о правах человека вообще не применима. Это столь же ошибочно, как и отрицание специфики их проявления в разных странах.

РГ: Декларация - это не просто собрание принципов, устраивающих большинство, но и попытка спроектировать будущий мир?

Лукин: Вся ООН была проектом будущего мира. И было два ключевых документа, на которых она зиждилась - устав и Всеобщая декларация прав человека. Страны, в том числе и великие, тогда пытались делегировать часть суверенитета наций в пользу Совета Безопасности и других структурных органов ООН. Конечно, попытка создать мировое правительство вместо национальных в то время была иллюзорной. Но и суверенность, часто находящаяся в руках не народа, а диктатора, вольного делать что ему заблагорассудится, тоже не лучший выбор.

РГ: Скажите, проект удался?

Лукин: Декларация является базовым документом гуманитарного международного права. В настоящее время она движет, во всяком случае, на декларативном уровне, позициями многих государств. И нашего тоже. И даже если эти принципы нарушаются, то и при этом ищутся зацепки, как сослаться на декларацию.
Поэтому это один из самых выдающихся документов. Конечно, не Священное Писание, но.

РГ: Понятие прав человека развивается?

Лукин: Сегодня в центре обсуждения такие положения, как права человека в сфере информации, в Интернете например. Или проблема оснащенного новыми техническими средствами массового терроризма. Ведь есть люди, которые говорят, что надо жертвовать правами в пользу безопасности и искать терроризм на уровне едва брезжущих в голове идей. А если это закончится "государством большого брата"? Но и повышенную опасность терроризма нельзя не учитывать.
Один из базовых принципов декларации - свобода передвижения. Но современные миграционные потоки не должны приводить к неприемлемым социальным сдвигам. Значит, нужно какое-то регулирование, означающее ограничение. Это надо обсуждать, и обсуждение должно носить открытый характер. Я бы на месте руководства ООН подумал о том, как организовать это обсуждение в международном масштабе.

РГ: 15 лет действия новой Конституции РФ были удачными или нет с точки зрения практикования принципов декларации?

Лукин: За истекшие 15 лет Конституция стимулировала некоторые положительные тенденции в нашем обществе. Например, при всех недостатках и ограниченностях уровень свободы - выражения, передвижения, слова, совести - у нас сейчас более высокий, чем в коммунистические годы. Конституция все это зафиксировала и защищает.
С другой стороны, я бы не стал говорить, что все основные положения Конституции строго соблюдаются. Еще великий законодатель Древней Греции Солон сказал: "Законы совершенны настолько, насколько наши граждане способны их соблюдать".

РГ: Наши - способны?

Лукин: Это уже проблема укорененности правового сознания. В нашей стране лишь относительно небольшое число граждан готово действовать мужественно, решительно, иногда с риском для того, чтобы положения закона были реализованы. Соблюдение Конституции и декларации зависит от нас с вами. Права надо отстаивать.

РГ: Но социологические опросы показывают, что идея "правового государства", озвученная еще при Горбачеве, не очень согревает душу нашим гражданам.

Лукин: Люди, конечно, в первую очередь заботятся о себе, своей семье, куске хлеба. Многим мало дела до текстов, даже таких значимых, как конституционные. Но тогда люди образованные, просвещенные должны прикладывать достаточные усилия для преодоления общей пассивности. Еще великий Гете сказал: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой".

РГ: Но если каждый день ходить на бой в райцентре, не станешь ли первым кандидатом в неадекватные? Мне кажется, что к приносящему раны донкихотству звать можно только себя, а не других.

Лукин: Ходить на бой надо с умом. Это долгий разговор. Хоть 15 лет с новой Конституцией - это медленный путь возникновения и наращивания правового сознания, но все-таки люди сегодня стали чаще обращаться в суды. Так или иначе, они участвуют в выборах. Хотя у нас существует еще серьезная проблема общественного контроля над бюрократией. Сегодня важен контроль над исполнительной властью со стороны представительной, свободная пресса. Пресса же ближе к "корням травы".

РГ: Какие тенденции отслеживают мониторинги?

Лукин: Мы не мониторинговая организация, мы лишь получаем жалобы - по 200 в день. И стараемся по мере сил их удовлетворить. Кое-что удается сделать, а что-то - нет. Но однако мы все-таки корректируем своеволие властей на всех уровнях. И помогаем в 7-8 процентах жалоб. А это немало.
_____________________________________

Читайте также: