Какое правовое значение в деятельности юриста имеют указы президента рф

Обновлено: 30.06.2024

Лебедева Наталья Викторовна, доцент кафедры конституционного и административного права Сочинского государственного университета, кандидат юридических наук.

В настоящей статье проведен анализ правовых актов, издаваемых Президентом РФ при реализации им конституционных полномочий, при осуществлении повседневного государственного управления. Акты главы государства могут быть направлены также и на восполнение пробелов в текущем законодательстве, на конкретизацию и детализацию общих установлений и принципов действующих законов. Предлагается критерии разграничения правовых актов Президента РФ на нормативные и индивидуальные закрепить в специальном Законе "О нормативных правовых актах РФ".

Ключевые слова: нормативный акт, указ Президента РФ, распоряжение Президента РФ, послание Президента РФ, письма Президента РФ.

ACTS OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN SYSTEM OF CONSTITUTIONAL LAW SOURCES

Lebedeva Natalya V., Assistant Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Sochi State University, Candidate of Legal Sciences.

This article analyzes legislative and regulatory acts issued by the President of the Russian Federation at exercising of his constitutional authorities in course of day-to-day state management. The acts of the head of the state may also be aimed at filling the gaps in the current legislation, specification and elaboration of general definitions and principles of current laws. The author proposes fixing the criteria of division the legislative and regulatory acts of the President of the Russian Federation into statutory and individual ones in a special law On Laws and Regulations of the Russian Federation.

Key words: normative act, presidential edict, presidential decree, the message of the President of the Russian Federation, letters from the President of the Russian Federation.

Современная система источников российского конституционного права характеризуется международными, конституционными, законодательными, подзаконными, судебными, договорными и локальными источниками. Одним из важнейших источников российского конституционного права являются акты Президента РФ с конституционно-правовым содержанием, отличающиеся особым положением и ролью в представленной системе источников.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России и не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам. Посредством принятия правовых актов главой государства реализуется подавляющее большинство конституционных полномочий.

По своей правовой природе, как считает И.А. Конюхова, акты Президента РФ, особенно это касается его указов, близки к закону. Хотя указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, они не называются в Конституции РФ подзаконными актами и не могут быть отменены каким-либо органом государственной власти. Их несоответствие нормам Конституции РФ и федеральным законам может быть признано только в установленном законом порядке .

Конституция. Закон. Подзаконный акт / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 1994. С. 88.

Следует отметить, что в действующей Конституции РФ отсутствует четкое разграничение предметов правотворческой деятельности Президента и Федерального Собрания, чем оправдывается вторжение Президента РФ в сферу законодательства. На наш взгляд, нельзя согласиться с учеными, считающими, что указы Президента РФ, принятые по вопросам, требующим законодательной регламентации, следует приравнивать по юридической силе к закону. В любом случае указы главы государства отличаются своим подзаконным характером и занимают подчиненное по отношению к законам место в иерархии нормативных правовых актов, поскольку не должны противоречить нормам. Вместе с тем следует согласиться с позицией Л.А. Окунькова, согласно которой было бы ошибочно квалифицировать акты Президента как обычные подзаконные акты, поскольку они обладают более высокой юридической силой по отношению к актам Правительства РФ, принимаемым на основе и во исполнение в том числе и нормативных указов Президента РФ .

Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика. М., 1996. С. 87.

В действующем законодательстве не содержится строгих критериев, которые позволяли бы четко отграничить указы и распоряжения Президента РФ как различные формы правовых актов. Решения Президента РФ, характеризующиеся нормативным характером, иначе говоря, в которых устанавливаются общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и рассчитанные на длительное и многократное применение, оформляются, как правило, в форме указов. Указами Президента РФ индивидуального характера оформляются, к примеру, решения о назначении и освобождении от должности руководителей федеральных органов, подотчетных непосредственно Президенту; решения по вопросам российского гражданства. Из этого следует, что указы выступают в качестве основного вида правовых актов, принимаемых Президентом РФ, при реализации им своих конституционных полномочий, при осуществлении повседневного государственного управления.

Распоряжения Президента РФ как разновидность правовых актов - это организационно-оперативные акты, характеризующиеся вспомогательным значением в правовой регламентации деятельности Главы Российского государства. Как правило, распоряжения не имеют нормативного характера, с их помощью регулируются организационно-технические вопросы, касающиеся взаимоотношений Президента РФ с федеральными и региональными органами государственной власти, связанные с деятельностью его Администрации и др.

Как справедливо отмечает С.А. Авакьян, "не установлено специальных указаний на то, что юридическая сила актов Президента РФ является неодинаковой. С формальных позиций они одинаковы по юридической силе" .

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. Т. 2. М., 2007. С. 331.

Следует отметить, что с 1993 г. право в России развивалось в основном как "указное". Практика принятия Президентом указов, выполняющих функцию федерального закона, сложилась в результате отставания законодательного регулирования, инертности российского парламента по вопросам государственного и общественного значения. По этому поводу Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 30 апреля 1996 г. указал, что при отсутствии федерального закона Президент РФ вправе восполнить пробел в правовом регулировании соответствующих общественных отношений, требующих законодательного разрешения, если такие указы не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Действие таких указов ограничивается периодом времени до принятия соответствующих законодательных актов .

Постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. "По делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. N 1969 "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ" и п. 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, утвержденного названным Указом" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1996. N 3.

К сожалению, издание подобных указов, опережающих принятие законодательных актов, вошло в практику президентского нормотворчества. Представляется, что в будущем при наращивании законодательства роль указного нормотворчества сократится. По этому вопросу следует согласиться с мнением С.А. Авакьяна о том, что во многих государствах существует проблема соотношения закона и указа. Регулирование большинства важнейших общественных отношений может осуществляться как принимаемым парламентом государства в форме закона, так и в форме указа, который издается главой государства. Такая возможность главы государства может иметь общий характер, или же он наделяется парламентом правом на принятие указа, заменяющего закон по конкретному случаю, но не более того. В целом это часть проблем так называемого делегированного законодательства .

Авакьян С.А. Указ. соч. С. 333.

Отметим, что на конституционном уровне указы Президента классифицируются на нормативные и ненормативные. В нормативных указах детализируются и конкретизируются общие положения законов. Как отмечает О.Е. Кутафин, указы Президента "не могут расширяться урегулированной законом сферой общественных отношений, они должны выступать лишь в качестве дополнительного средства юридического воздействия на эту совокупность общественных отношений. Указы, в которых детализируется закон, не могут содержать нормы, изменяющие его. Однако в них на основе закона и в рамках отношений, урегулированных им, могут устанавливаться ряд новых правовых прав, которые способствуют успешной реализации закона" . По мнению Л.А. Окунькова, нормативные указы Президента РФ представляют собой подзаконные акты, обладающие наибольшей юридической силой после федерального закона. Содержание таких указов определяется конституционным статусом Президента как главы государства . Что же касается ненормативных указов, то Президент издает их по вопросам правоприменения, в частности: назначение должностных лиц, награждение, прием в российское гражданство, помилование и т.п. В форме распоряжений Президентом принимаются решения по оперативным, организационным и кадровым вопросам, а также по вопросам деятельности Администрации Президента РФ. Исходя из этого распоряжения не должны содержать предписания нормативного характера.

Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ. М., 2002. С. 88.
Конституция. Закон. Подзаконный акт / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. С. 88.

Придерживаясь общепризнанной позиции, согласно которой источники права должны обладать свойством нормативности, считаем, что источниками конституционного права РФ могут признаваться только указы Президента нормативного характера. Считаем, что указы Президента РФ должны быть нормативными правовыми актами, но тем не менее в российской практике немало актов индивидуального характера, которые должны приниматься исключительно в форме распоряжений. Представляется, все указы Президента РФ должны иметь нормативный характер, а ненормативными должны быть распоряжения индивидуального характера. Иначе говоря, имеющийся массив указов Президента РФ, принятых по вопросам гражданства, помилования, награждения государственными наградами, присвоения почетных званий РФ, высших воинских и специальных званий представляют собой акты индивидуального характера и должны издаваться в форме распоряжений.

Конституция РФ не ограничивает Президента РФ кругом вопросов, которые могут регулироваться его указами. Кроме того, в Конституции не содержится и перечень вопросов, по которым может осуществляться и законодательное регулирование. Очевидным при этом является основное предназначение указов Президента РФ, которое должно выражаться в детализации и конкретизации законодательных актов, принимаемых Федеральным Собранием РФ. Следует остановиться еще на одном важном моменте, связанном с тем, что указы главы государства не могут никем отменяться, кроме самого Президента РФ, в сравнении, к примеру, с актами Правительства РФ. Акты Президента РФ не требуют утверждения со стороны какого-либо органа государственной власти, за исключением указов о введении чрезвычайного или военного положения, которые в соответствии с п. "б" и "в" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ должны утверждаться Советом Федерации, поскольку ими приводятся в действие соответствующие законы. Представляется, что Совет Федерации при утверждении указов Президента выступает не в качестве органа законодательной власти, а в качестве органа, который выражает интересы и мнение всех субъектов РФ.

Следует отметить, что в настоящее время сфера общественных отношений, которая регулируется с помощью указов Президента РФ, по-прежнему остается весьма широкой. Представляется, что она должна сужаться с учетом и по мере развития законодательной деятельности российского парламента. Столь широкое распространение указов в российском законодательстве связано, по нашему мнению, с особенностями того периода, когда после принятия ныне действующей Конституции значительная часть правовых актов РСФСР противоречили нормам Основного Закона и потому не могли применяться. Именно с целью устранения правового вакуума при инертности Федерального Собрания Президент вынужден был осуществлять собственное правовое регулирование по вопросам, которые требовали безотлагательного решения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" устанавливается, что акты Президента РФ официально публикуются в течение 10 дней после дня их подписания в "Российской газете" и Собрании законодательства РФ.

СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

Акты Президента РФ нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории России после дня их первого официального опубликования по истечении семи дней. Иные акты, включая и акты, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, что вряд ли оправданно, поскольку это не позволяет заинтересованным лицам вовремя ознакомиться с их содержанием.

Нормативные указы Президента РФ могут быть оспорены в Конституционном Суде РФ, а ненормативные - в Верховном Суде РФ.

Кроме указанных правовых актов, Президентом РФ используется еще один из их видов - письма, не предусмотренные ни Конституцией, ни федеральными законами. Посредством писем Президентом реализовывается право законодательной инициативы, право вето. При этом письма, в которых налагается вето, содержат мотивы его наложения, что имеет особую значимость, и не только для российского парламента. Представляется, что применение подобных актов в повседневной практике, статус которых не предусмотрен и не определена их правовая природа, способствует разрушению российской правовой системы. Считаем, что статус писем также должен быть закреплен в специальном Законе "О нормативных правовых актах РФ".

Особое место в системе правовых актов Президента РФ занимают также его ежегодные послания Федеральному Собранию, в которых содержится ряд доктринальных и стратегических положений, предопределяющих характер развития права, и в первую очередь его ведущей, определяющей отрасли - конституционного права . В науке конституционного права до сих пор не определен вопрос о том, являются ли послания Президента РФ как главы Российского государства в качестве источника конституционного права, как, впрочем, в целом и российского права.

Конюхова И.А. Конституционное право РФ. Общая часть: Курс лекций. М., 2006. С. 230.

По нашему мнению, послания не могут являться актами нормативного характера, поскольку не содержат в себе правовых норм, и, соответственно, они не наделены юридической силой. В силу своей конституционной природы послание не представляет собой юридического документа, к тому же в Конституции содержится указание на принятие только двух видов актов: указов и распоряжений. Послание представляет собой значимый политический и программный документ, который адресован всем органам публичной власти в РФ, в целом обществу, а не только парламенту. На основании этого справедливо признать послания Президента РФ политическими актами либо как нормативно-политическую форму деятельности главы государства. Однако для устранения различного понимания юридической природы посланий главы государства необходимо определить их правовой режим, закрепив его либо в Законе "О нормативных правовых актах Российской Федерации", либо в специальном Законе "О посланиях Президента Российской Федерации".

Таким образом, правовые акты Президента РФ занимают особое место в системе источников российского конституционного права. Посредством издания указов и распоряжений глава Российского государства осуществляет повседневное государственное руководство, реализует свои конституционные полномочия. Кроме того, акты Президента РФ восполняют пробелы в текущем законодательстве и нередко конкретизируют и детализируют общие установления и принципы действующих законов. Для разграничения актов Президента РФ на нормативные и индивидуальные представляется необходимым разработать правовые критерии такого разграничения и закрепить их в специальном Законе "О нормативных правовых актах Российской Федерации".

Литература

  1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. Т. 2 / С.А. Авакьян. М., 2007. 778 с.
  2. Конституция. Закон. Подзаконный акт / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. М., 1994. 135 с.
  3. Конюхова И.А. Конституционное право РФ. Общая часть: Курс лекций / И.А. Конюхова. М., 2006. 590 с.
  4. Кутафин О.Е. Источники конституционного права РФ / О.Е. Кутафин. М., 2002. 348 с.
  5. Окуньков Л.А. Президент РФ. Конституция и политическая практика / Л.А. Окуньков. М., 1996. 240 с.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Онлайн калькуляторы

Аннотация. В данной статье анализируется роль и место указов Президента Российской Федерации в системе законодательства, а также сама структура Российского законодательства. Внимание уделяется раскрытию понятия и видов подзаконных актов (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные федеральные акты, локальные нормативные акты). Исследуется соотношение указов Президента Российской Федерации с другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Ключевые слова: система законодательства, структура законодательства, нормативно-правые акты, законы, подзаконные акты, указы Президента, Российская Федерация.

Объектом исследовательской работы являются общественные отношения в рамках создания нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации

Предметом исследовательской работы является состояние конституционного статуса Президента Российской Федерации и акты издаваемые им.

Цель исследовательской работы – рассмотреть систему Российского законодательства; определить роль указов Президента Российской Федерации в системе законодательства; выявить соотношение указов с другими подзаконными актами.

Задачи исследовательской работы:

Введение

Историография

Под понятием указ понимается собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства (президентом).

Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление. Горизонтальная структура формируется под влиянием объективно сложившейся системы права исходя из предмета правового регулирования (конституционное, административное, уголовное законодательство и др.). Вертикальная структура системы законодательства формируется на основе юридической силы нормативных правовых актов. (Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации и т.д.).

Подзаконные акты

Система законодательства состоит из нормативно-правовых актов, которые подразделяются на законы и подзаконные акты. Подзаконные акты – правовые акты органа государственной власти, имеющие более низкую юридическую силу, чем законы.

Виды подзаконных актов:

  • Указы и распоряжения Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Подзаконные федеральные акты
  • Нормативные документы местных структур самоуправления;
  • Локальные нормативные акты.

Существование подзаконных нормативно-правовых актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, которая формируется на основе прямого избрания представителей народом, в государстве должна существовать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обуславливается правом принимать "свои" правовые акты.

Указы Президента Российской Федерации

По юридической силе одним из важных видов подзаконных нормативно-правовых актов являются указы Президента Российской Федерации.

Нормативные указы Президента Российской Федерации относятся к подзаконным нормативно-правовым актам, которые по юридической силе уступают только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и нормативным постановлениям палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Вывод

В заключении следует сказать, что указы Президента Российской Федерации как главный вид его правотворческой деятельности занимают важное место в Российском законодательстве.

Источники и использованная литература

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. Т. 4.

Коркунов Н. М. Указ и закон. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича,1894. С. 416.

Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2017. С 656.

Мордовцев А. Ю., Любашиц В. Я. Теория государства и права: Учебник. 3-е издание доп. и перераб. – М., 2014. С 704.

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник.: Юристъ, 2004. С 250.

Лучин В. О., Мазуров А. В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. М: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000. С 303.

Реферат на тему "Средства финансовой помощи местным бюджетам из бюджетов других уровней" по предмету "Муниципальное право".

Реферат на тему "Дефицитная анемия как проблема гериатрической клиники" по предмету "Амбулаторная и скорая медицинская помощь".

Реферат на тему "Местный референдум как форма прямого волеизъявления граждан" по предмету "Муниципальное право".

Реферат на тему "Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений" по предмету "Муниципальное право".

Президент имеет право на свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие законы. Согласно Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам.

Указы Президента представляют решения нормативного и индивидуального характера, принимаемые главой Российского государства в пределах его компетенции по наиболее важным вопросам. Указы могут носить нормативный и ненормативный характер.

Нормативный указ Президента РФ - это юридический акт главы государства, содержащий в себе общеобязательные правила поведения, направленный на урегулирование широкого круга общественных отношений, рассчитанный на постоянное, либо длительное действие и адресованный неопределенному кругу субъектов. Указами главы государства нормативного характера, являются назначение и освобождение от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации, о гражданстве, предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении высших воинских и высших специальных званий, классных чинов, почетных званий Российской Федерации, о помиловании.

Например, к ним относятся Указы от 2 марта 1994 г. и от 1 июня 1995 г., которыми утверждено Положение о государственных наградах в РФ.

Все они издаются в целях реализации внутренних и внешних функций главы государства, временных и постоянных, а также единоличных и коллегиальных.

По сложившейся конституционной практике Президент РФ издаёт указы не только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Конституцией РФ и федеральными законами, но и в случае пробелов в российском законодательстве. Наглядный тому пример: представленный в Госдуму Правительством проект Закона о втором этапе приватизации не получил ее поддержки. И на следующий день Президент РФ принял свой указ об утверждении программы.

Распоряжения Президента - это акты индивидуального характера, принимаемые главой государства по оперативным, организационным и кадровым вопросам, и деятельности Администрации Президента. Распоряжения - акты, как правило, ненормативные по своему содержанию, отражают индивидуальное указание Президента. В частности, распоряжением Президента определяются (увеличиваются, уменьшаются) штаты того или иного федерального государственного органа, выделяются для определенных целей средства из резервного фонда Президента РФ, назначаются на должность и освобождаются от должности руководители, их заместители управлений Администрации Президента, создаются рабочие группы, комиссии при Президенте и др. В отдельных случаях Президент издает распоряжения как нормативные акты. В частности, это может касаться определения правового статуса структурного подразделения Администрации главы государства и носить исключительный характер.

Юридическая сила актов Президента

Исключительное законодательное право Президента - издавать указы и распоряжения. Кроме Президента РФ указы и распоряжения не могут издавать ни один из органов государственной власти.

Указы и распоряжения Президента - это властные акты, обязательные для исполнения на всей территории России.

Нормативные акты Президента имеют особое значение для функционирования единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Наряду с Конституцией и федеральными законами нормативные указы Президента являются правовой базой издания Правительством его актов.

Часть первая статьи 90 Конституции РФ точно определяет виды актов, издаваемых Президентом страны, в которые облекаются его властные решения. Президент Российской Федерации издаёт указы и распоряжения. Они могут быть нормативными и индивидуальными.

К нормативным актам Президента, относятся указы и распоряжения, содержащие правовые нормы - общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение.

К индивидуальным актам относятся указы и распоряжения Президента, которые касаются конкретных отношений либо определенных лиц.

Указами главы государства оформляются:

- решения нормативного характера;

- решения о назначении и освобождении от должности руководителей в системе федеральной исполнительной власти и некоторых должностных лиц в составе Администрации Президента Российской Федерации;

- предоставлении политического убежища;

- награждении государственными наградами, присвоении специальных званий, классных чинов, Российской Федерации;

Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по текущим - кадровым, оперативным, кадровым вопросам, а также по вопросам функционирования Администрации Президента Российской Федерации

Можно сделать вывод, о том, что в условиях недостаточности правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве.

Издание актов Президента

Издание актов регулируется указом Президента о порядке подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, (с изменениями на 12 января 2010 года №59)

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации вносятся письмом с пояснительной запиской, содержащей краткое изложение существа проекта, необходимые обоснования, справочные и аналитические материалы

Письмо с пояснительной запиской подписывается руководителем органа федеральной исполнительной власти, Руководителем Администрации Президента Российской Федерации или другим должностным лицом, ответственным за подготовку проекта указа или распоряжения).

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации по кадровым вопросам подготавливаются Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров на основании соответствующих представлений.

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации, содержащие вопросы, отнесенные к сфере ведения Правительства Российской Федерации, подлежат внесению на согласование в Правительство Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие).

Проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации должны проходить юридическую экспертизу и редактирование в Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации и согласовываться (визироваться) помощником Президента Российской Федерации - начальником Государственно-правового управления Президента Российской Федерации или его заместителем, специально на то уполномоченным (пункт в редакции).

Проекты указов Президента Российской Федерации нормативного характера должны проходить согласование с Министерством юстиции Российской Федерации.

Форма и сроки согласования (визирования) проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации устанавливаются Инструкцией по делопроизводству, утверждаемой Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

Приложения к указам и распоряжениям Президента Российской Федерации заверяются подписью Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 3 августа 1996 года №413-рп во изменение пункта 10 установлено, что внесенный проект указа или распоряжения Президента Российской Федерации после прохождения необходимых согласований в Правительстве Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации направляется на юридическую экспертизу в Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, а затем в Канцелярию Президента Российской Федерации для согласования с соответствующим помощником Президента Российской Федерации.

Согласованные с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и помощниками Президента Российской Федерации проекты указов и распоряжений Президента Российской Федерации представляются непосредственно заведующим Канцелярией Президента Российской Федерации Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, который принимает решение о готовности проекта к представлению Президенту Российской Федерации либо о необходимости доработки проекта.

Проекты указов Президента Российской Федерации о признании утратившими силу, изменении и дополнении актов Президента Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов представляются соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти или структурных подразделений Администрации Президента Российской Федерации в месячный срок с момента вступления в силу федерального закона с соблюдением требований, предусмотренных в пунктах 2, 5, 6 и 7 настоящего Порядка (пункт дополнительно включен)

Акты Президента, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента и Правительства, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания. При этом в самих актах может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

Указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента РФ могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

В актах Президента РФ может быть установлен другой порядок вступления в силу.

На сегодняшний день можно выделить два направления правотворческой деятельности Президента РФ:

1. издание указов в пределах собственной компетенции, которая предусмотрена Конституцией РФ (например, создание и изменение аппарата Администрации Президента РФ, а также установление в этой сфере норм права, относящихся к этим органам и подразделениям; вопросы гражданства; создание консультативных органов и т. д.);

3. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

4. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории РФ.




5. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

6. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, т. е. акты Президента Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

8. Акты Президента Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

9. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации.

10. Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

11. Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

12. Администрация формируется в целях:

13. обеспечения реализации Президентом Российской Федерации полномочий главы государства;

14. осуществления контроля за исполнением решений Президента Российской Федерации;

15. подготовки предложений Президенту Российской Федерации о мерах, направленных на охрану суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

16. разработки общей стратегии внешней политики Российской Федерации, обеспечения реализации Президентом Российской Федерации его полномочий по руководству внешней политикой Российской Федерации;

17. разработки совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроля за их реализацией;

18. обеспечения деятельности Президента Российской Федерации по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации, а также иных возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий;

19. содействия Президенту Российской Федерации в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина и в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

20. Администрация в целях обеспечения деятельности Президента Российской Федерации осуществляет следующие функции:

21. организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

22. подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой, а также подготовка предложений о подписании Президентом Российской Федерации федеральных законов либо об их отклонении;

23. подготовка, согласование и представление Президенту Российской Федерации проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента Российской Федерации, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту Российской Федерации документов;

24. обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также иных документов, подписанных Президентом Российской Федерации;

25. подготовка материалов для ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и для его программных выступлений;

26. обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, Государственного совета Российской Федерации и других совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации;

27. осуществление контроля за исполнением федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, других решений Президента РФ;

28. подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд Российской Федерации, предложений Президенту об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

29. обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей и торгово-промышленными палатами, а также диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению;

30. обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;

31. содействие Президенту Российской Федерации в реализации его полномочий по кадровым вопросам;

32. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации (далее - Руководитель Администрации), два заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - помощника Президента Российской Федерации (далее - заместители Руководителя Администрации), помощники Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, советники Президента Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционном Суде Российской Федерации, старшие референты, референты Президента Российской Федерации и иные должностные лица Администрации.

Онлайн калькуляторы

Аннотация. В данной статье анализируется роль и место указов Президента Российской Федерации в системе законодательства, а также сама структура Российского законодательства. Внимание уделяется раскрытию понятия и видов подзаконных актов (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные федеральные акты, локальные нормативные акты). Исследуется соотношение указов Президента Российской Федерации с другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Ключевые слова: система законодательства, структура законодательства, нормативно-правые акты, законы, подзаконные акты, указы Президента, Российская Федерация.

Объектом исследовательской работы являются общественные отношения в рамках создания нормативно-правовых актов Президента Российской Федерации

Предметом исследовательской работы является состояние конституционного статуса Президента Российской Федерации и акты издаваемые им.

Цель исследовательской работы – рассмотреть систему Российского законодательства; определить роль указов Президента Российской Федерации в системе законодательства; выявить соотношение указов с другими подзаконными актами.

Задачи исследовательской работы:

Введение

Историография

Под понятием указ понимается собственное название наиболее важных актов, издаваемых главой государства (президентом).

Структура системы законодательства предполагает вертикальное и горизонтальное деление. Горизонтальная структура формируется под влиянием объективно сложившейся системы права исходя из предмета правового регулирования (конституционное, административное, уголовное законодательство и др.). Вертикальная структура системы законодательства формируется на основе юридической силы нормативных правовых актов. (Конституция, Федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации и т.д.).

Подзаконные акты

Система законодательства состоит из нормативно-правовых актов, которые подразделяются на законы и подзаконные акты. Подзаконные акты – правовые акты органа государственной власти, имеющие более низкую юридическую силу, чем законы.

Виды подзаконных актов:

  • Указы и распоряжения Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • Подзаконные федеральные акты
  • Нормативные документы местных структур самоуправления;
  • Локальные нормативные акты.

Существование подзаконных нормативно-правовых актов связано с реализацией принципа разделения властей. Помимо законодательной власти, которая формируется на основе прямого избрания представителей народом, в государстве должна существовать исполнительная власть, которая исполняет эти законы, а также судебная власть, которая вершит правосудие, основываясь на законах. Независимость и самостоятельность каждой ветви власти обуславливается правом принимать "свои" правовые акты.

Указы Президента Российской Федерации

По юридической силе одним из важных видов подзаконных нормативно-правовых актов являются указы Президента Российской Федерации.

Нормативные указы Президента Российской Федерации относятся к подзаконным нормативно-правовым актам, которые по юридической силе уступают только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и нормативным постановлениям палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Вывод

В заключении следует сказать, что указы Президента Российской Федерации как главный вид его правотворческой деятельности занимают важное место в Российском законодательстве.

Источники и использованная литература

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. Т. 4.

Коркунов Н. М. Указ и закон. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича,1894. С. 416.

Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Проспект, 2017. С 656.

Мордовцев А. Ю., Любашиц В. Я. Теория государства и права: Учебник. 3-е издание доп. и перераб. – М., 2014. С 704.

Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник.: Юристъ, 2004. С 250.

Лучин В. О., Мазуров А. В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. М: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2000. С 303.

Реферат на тему "Экономическая безопасность и направления противодействия её угрозам" по предмету "ОТНБ".

Реферат на тему "Зарубежный опыт формирования структуры органов местного самоуправления" по предмету "Муниципальное право".

Читайте также: