Какое поручение согласно данному отрывку было дано учрежденному императором особому комитету

Обновлено: 19.05.2024

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) учреждение первых коллегий

2) принятие Декларации независимости США

3) учреждение патриаршества в России

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) начало правления Владимира Мономаха в Киеве

B) издание манифеста о трёхдневной барщине

Г) заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой

ГОДЫ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории Древнерусского государства.

1) земский собор; 2) христианство; 3) вече; 4) старообрядцы; 5) закуп; 6) князь. Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Должностные лица в Российской империи, осуществлявшие административносудебную власть над крестьянами, а также представителями других податных сословий, жившими в сельской местности. Данная должность была учреждена согласно Положению, утверждённому императором Александром III в 1889 г.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) формирование предпосылок для начала Смутного времени

Б) Отечественная война 1812 г.

B) внутрипартийная борьба в период нэпа

Г) Ордынское владычество на Руси

ФАКТЫ

1) битва на реке Шелони

3) Дюденева рать

4) сражение под Малоярославцем

6) смерть царевича Дмитрия в Угличе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) События, о которых идёт речь, произошли в 1820-х гг.

2) Константин, названный в отрывке, был братом императора Александра I.

3) События, о которых идёт речь, произошли в 1880-х гг.

4) В отрывке упоминается руководитель революционного кружка.

5) Константин, упомянутый в отрывке, стал российским императором.

6) События, о которых идёт речь, произошли в 1860-х гг.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Что из перечисленного относится к событиям (явлениям, процессам) истории России XVII в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) учреждение Дворянского и Купеческого банков

2) регентство царевны Софьи

3) правление Ивана VI Антоновича

4) Соловецкое восстание

5) упразднение гетманства на Украине

6) издание Торгового устава

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) 5 августа ____ г. были освобождены от фашистов города Орёл и Белгород.

Б) В первые дни Великой Отечественной войны была написана песня ____.

В) Летом 1944 г. началась ____.

4) Висло-Одерская операция

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) издание манифеста о вольности крепостных крестьян от имени императора Петра III

Б) подписание первого письменного договора Руси с Византией

B) Сталинградская битва

Г) деятельность Стоглавого собора

УЧАСТНИКИ

3) митрополит Макарий

5) Б. П. Шереметев

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля науки и укажите фамилию руководителя СССР, дважды пропущенную в тексте.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Издание Судебника Ивана III

Начало правления Людовика XV во Франции

Провозглашение доктрины Монро в США

1) заключение Андрусовского перемирия

3) первый созыв Генеральных штатов во Франции

5) введение ассигнаций в России

6) изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом

8) издание указа об обязанных крестьянах

9) возникновение английского парламента

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Прочтите отрывок из книги, написанной российским государственным служащим.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) События, о которых идёт речь в данном отрывке, произошли в XIV в.

2) Литовский князь, упомянутый в отрывке, осаждал Москву.

3) События, описываемые в отрывке, произошли после Куликовской битвы.

4) Согласно отрывку, Олег Рязанский писал Мамаю об обиде, нанесённой ему Дмитрием Ивановичем.

5) Упомянутый в отрывке Олег Рязанский был участником Куликовской битвы.

6) Согласно отрывку, Олег Рязанский писал Мамаю о бедности Московской земли.

Рассмотрите схему и выполните задания 13—16.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, войска противника захватили Люблин.

4) В год, к которому относятся обозначенные на схеме боевые действия, Николай II стал Верховным главнокомандующим Русской армией.

5) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, войска противника захватили Псков.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

B) церковь Вознесения в Коломенском

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) создание данного памятника культуры связано с рождением Ивана IV

2) автор — Н. С. Михалков

3) данный памятник культуры создан в XI в.

4) автор - И. Е Репин

5) данный памятник культуры посвящён событиям Великой Отечественной войны

6) данный памятник культуры посвящён событиям, произошедшим в период окончания Гражданской войны

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данная монета была выпущена в период президентства Б. Н. Ельцина.

2) На обеих сторонах монеты изображены памятники архитектуры, которые находятся в одном и том же городе.

3) В годы Великой Отечественной войны город, юбилею победы под которым посвящена монета, был столицей СССР.

4) Город, юбилею победы под которым посвящена монета, был основан в XVII в.

5) Памятник скульптуры, изображённый на монете, был создан в XVIII в.

19. Кто из представленных деятелей культуры был современником события, юбилею которого посвящена данная монета? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти деятели культуры.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний политического деятеля

«. Пригласив в кабинет, я спросил, с какой миссией прибыли. Бакланов сообщил, что создан комитет по чрезвычайному положению. Страна катится к катастрофе, другие меры не спасут, я должен подписать Указ о введении ЧП. По сути дела, приехали с ультиматумом. Позднее, беседуя со следователем, я узнал, что у них были с собой заготовленные для моей подписи документы — разные варианты.

Бакланов перечислил состав ГКЧП, причём назвал в числе его членов Лукьянова. Сказал, что Ельцин арестован, хотя тут же поправился: будет арестован по пути (из Алма-Аты, откуда он возвращался в Москву). Торопя события, заговорщики явно хотели таким способом дать понять, что они уже взяли ситуацию под свой контроль и назад пути нет.

Всё это были люди, которых я выдвигал и которые меня теперь предали. Я категорически отверг их домогательства, заявил, что никаких указов подписывать не буду.

— Вы и те, кто вас послал, обеспокоены ситуацией? Но я не хуже вас знаю обстановку в стране, и она тревожит меня не меньше, чем вас. Считаете, что нужны адекватные меры? Я такого же мнения. Главная из них уже подготовлена — это подписание нового Союзного договора. На заседании Совета Федерации 21 августа намечено обсудить ход выполнения экономической реформы. Вы же всё спасение видите в чрезвычайных мерах. Я с этим не согласен. Давайте созывать Верховный Совет СССР, Съезд народных депутатов, раз у части руководства есть сомнения в правильности политического курса. Давайте обсуждать и решать. Но действовать только в рамках Конституции, закона. Иное для меня неприемлемо. То, что вы себя загубите, — чёрт с вами, но ведь дело может кончиться большой кровью. Не тот стал народ, чтобы смириться с вашей диктатурой, с потерей свободы, всего, что было добыто в эти дни.

На мои выводы последовали рассуждения Бакланова, проникнутые „заботой“ о моём здоровье, которое- де сильно поизносилось за напряжённые годы „перестройки“.

— Не хотите сами подписывать Указ о введении чрезвычайного положения, передайте свои полномочия Янаеву, — предложил он. И добавил: — Отдохните, мы сделаем „грязную работу“, а потом вы сможете вернуться.

20. Назовите автора воспоминаний. Укажите год, когда произошли описываемые события. Укажите название периода в истории СССР, когда произошли описываемые события.

22. Укажите любые три результата (последствия) выступления заговорщиков, в ходе которого произошли описываемые в отрывке события.

23. В 1382 г. Москва была разорена войском хана Тохтамыша. Укажите две причины, по которым Тохтамышу удалось взять Москву. Укажите одно любое последствие этого события.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1462-1505 гг. 2) март 1881 г. — октябрь 1894 г.; 3) март 1953 г. — октябрь 1964 г. В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений ).

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Тест по истории России Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского 9 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 11 заданий.

Вариант 1

1. Отметьте годы правления императора Александра I.

1) 1796-1801 гг.
2) 1801-1812 гг.
3) 1801-1825 гг.
4) 1825-1855 гг.

2. Одним из тех, кто оказал на Александра I большое влия­ние, был правовед, либерал

1) Вольтер
2) О. Мирабо
3) М. Робеспьер
4) Ф. Лагарп

1) Н. Новосильцев
2) А. Чарторыйский
3) С. Витте
4) В. Плеве
5) В. Кочубей
6) Ф. Достоевский

4. Одним из отличий министерств, учреждённых в годы правления Александра I, от коллегий является

1) введение принципа единоначалия
2) освобождение от подчинения государю
3) введение принципа коллегиальности
4) выборность всех категорий чиновников

5. Общие вопросы управления были поручены

1) Совету министров
2) Комитету министров
3) Верховному совету
4) Государственной думе

6. Как изменились функции Сената в начале правления Александра I?

1) Сенат стал полностью контролировать управление страной
2) Сенат стал заниматься вопросами управления церковью
3) Сенат стал личной канцелярией государя
4) Сенат стал высшим судебным органом

1) за годы правления Александра I дворяне отпустили на свободу менее 1 % крестьян
2) началось массовое освобождение крестьян от крепост­ной зависимости
3) за годы правления Александра I дворяне отпустили на свободу около половины крепостных крестьян
4) дворяне не отпустили ни одного крепостного крестья­нина на основании этого указа

8. Орган власти, который согласно проектам М.М. Спе­ранского должен был возглавить систему законодательной власти в России, — это

1) Сенат
2) Синод
3) Государственная дума
4) Верховная канцелярия

1) реформаторские
2) революционные
3) социалистические
4) консервативные

10. Установите соответствие между событиями и датами.

События

Даты

1) 1801 г.
2) 1802 г.
3) 1803 г.
4) 1810 г.

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

1) В каком году был издан данный документ?
2) Какой высший государственный чиновник утверждал прошение помещика?
3) Требовалось ли в случае, рассматриваемом в документе, согласие крестьян?

Вариант 2

1. В каком году взошёл на престол император Александр I?

1) 1796 г.
2) 1801 г.
3) 1812 г.
4) 1825 г.

2. Кем была по отношению к Александру I императрица Екатерина II?

1) матерью
2) тётей
3) бабушкой
4) сестрой

1) Д. Милютин
2) К. Победоносцев
3) П. Строганов
4) Н. Новосильцев
5) Г. Потёмкин
6) А. Чарторыйский

4. Отметьте одно из первых решений Негласного комитета.

1) закрытие границ для всех военнослужащих
2) восстановление Жалованных грамот дворянству и горо­дам
3) введение смертной казни для особо опасных преступ­ников
4) отмена крепостного права

5. Одним из первых министерств, учреждённых в Российской империи в годы правления Александра I, было министер­ство

1) народного просвещения
2) земледелия
3) экономики
4) благотворительности

6. Каким образом министерствам подчинялись органы вла­сти на местах?

1) работали автономно, не подчиняясь центру
2) утверждали решения, принятые министерствами
3) подчинялись министерствам по принципу линейности, что обеспечивало централизованное управление страной
4) были полностью отменены

1) продавать крепостных крестьян
2) определять методы управления собственным имением
3) владеть крепостными крестьянами
4) отпускать крепостных на волю с землёй за выкуп

8. В чём состояли функции Государственного совета, учреж­дённого по предложению М.М. Сперанского?

1) Совет был законосовещательным органом при императоре
2) Совет стал законодательным органом власти
3) Совет заменил правление императора
4) Совет занимался исключительно вопросами внешней политики

1) М.В. Ломоносов
2) Н.М. Карамзин
3) В.А. Жуковский
4) С.Ю. Витте

10. Установите соответствие между событиями и датами.

События

Даты

1) 1802 г.
2) 1803 г.
3) 1804 г.
4) 1810 г.

11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

1) В каком году был издан данный документ?
2) Опираясь на данный документ, можно ли утверждать, что помещик отпускал крестьян на волю с землёй?
3) Как назывался документ, составленный помещиком для рассмотрения высшими чиновниками?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расположите в хронологической последовательности исторические события.

1) Начало правления Андрея Боголюбского во Владимиро- Суздальском княжестве

2) Принятие конституции США

3) Подписание Деулинского перемирия между Россией и Речью Посполитой

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Поражение русской армии под Нарвой

Б) Битва за Измаил

В) Издание Судебника Ивана III

Г) Стоглавый собор

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся

к событиям, явлениям древнерусского государства

1) Младшая дружина 2) Вече

3) Смерд 4) Великокняжеский ярлык

5) Полюдье 6) баскак

4. Состоявший из пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных слоёв на­се­ле­ния орган при царе, со­зы­вав­ший­ся для ре­ше­ния наи­бо­лее важ­ных го­су­дар­ствен­ных дел (впервые – в 1549 г.), на­зы­вал­ся _______.

5. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

А) введение бессрочного сыска беглых крестьян

1) Михаил Федорович

Б) создание первого известного сборника писаного права на Руси

В) Ливонская война

3) Ярослав Мудрый

Г) проведение военной реформы, введение всеобщей воинской повинности

5) Алексей Михайлович

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный указ был издан в конце XVIII в.

2) В том же году, к которому относится издание данного указа, был учреждён Верховный тайный совет.

3) Государь, издавший данный указ, — Павел Первый.

4) Одно из значений данного указа заключается в стирании различий между вотчинами и поместьями.

5) Государь, издавший данный указ, — Пётр Первый.

6) При государе, издавшем данный указ, в России появилась новая сословная группа — вольные хлебопашцы.

7. Какие три из перечисленных событий относятся к периоду правления

Николая I? Запишите в таблицу соответствующие цифры, под которыми они указаны.

1) разгром кружка петрашевцев

2) дарование конституции царству Польскому

3) проведение реформы государственной деревни

4) освобождение крепостных крестьян в Прибалтике

5) создание первых военных поселений

6) кодификация законодательства под руководством М.М. Сперанского

8. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ) ФАКТЫ

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ) ФАКТЫ

А) опричная политика Ивана IV

1) закрепление за Россией Балтийского побережья от Выборга до Риги

Б) Северная война

2) созыв Уложенной комиссии

В) реформы Екатерины 2

3) присоединение Астрахани к Московскому государству

Г) реформы Е.Ф. Канкрина

4) усиление личной власти царя

6) установление системы серебряного монометаллизма

9. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента

События истории России

Событие истории зарубежных стран

Образование Речи Посполитой

Провозглашение Английской республики

4) Батыево нашествие на Русь

5) начало Столетней войны

6) разделение Христианской церкви на Восточную православную и

7) принятие Великой хартии вольности в Англии

8) присоединение к России Астраханского ханства

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из исторического документа.

«Между тем послал его царское величество. его светлость генерала князя Меншикова, . с некоторою частью кавалерии и инфантерии к Полтаве, дабы [в помощь] неприятелю идущие войска . атаковать и помянутый город от блокады . освободить. И [Меншиков] встретил на дороге неприятельский корпус резерва, состоящий в 3000 человек, . которых по кратком бою сбили и без остатку побили и в полон побрали. А потом его светлость. к главной армии возвратился.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Сражение, о котором говорится в реляции, относится к периоду Семилетней войны.

2) В этом сражении неприятельские войска возглавлял Карл XII.

3) Участником событий, описываемых в реляции, был Иван Мазепа.

4) Война, к которой относится описываемое в реляции сражение, закончилась для России безрезультатно, без территориальных приобретений.

5) При российском государе, к правлению которого относится описываемое в реляции сражение, будет принят Манифест о вольности дворянства.

6) В тексте отмечается большая роль А. Д. Меншикова в успешном исходе сражения.

14. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?

Выберите три суждения из шести предложенных.

1) Белыми стрелками на схеме обозначены действия противников правительственных войск.

2) Участником событий, изображённых на схеме, был Салават Юлаев.

3) Отряды, действовавшие в ходе обозначенных событий против правительственных войск, состояли только из казаков и государственных крестьян.

6) После завершения событий, обозначенных на схеме, в Российской империи была проведена губернская реформа.

15. Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

1) Автор – С. Рязанец

2) Произведение является примером романтизма

3) Произведение относится к былинам

4) Произведение составлено в форме путевых заметок

5) Автор – А. Фиораванти

6) Была написана С. Ушаковым

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 16—18. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из записок современника событий

«За год, или года за два до кончины императрицы Екатерины II, известный богач Бекетов, умирая, составил духовное завещание, вопреки существовавшим тогда на этот

предмет законам, и назначил родовое имение отдать, помимо прямых по роду его наследников, сторонним людям и дальним родственникам.

Само собою разумеется, возникла из этого тяжба. Имение Бекетова стоило многих

миллионов, много и денег оставлено за него тяжущимися в судах; наконец тяжба поступила в Сенат, и должно полагать, что в то время боялись Бога в Сенате: дело решено по сущей справедливости, основанной на точной силе слов закона, т. е. духовное завещание.

Бекетова уничтожено, и родовое имение его велено отдать по праву наследия ближайшим родственникам, прямым Бекетова наследникам.

Решение Сената последовало, можно сказать, в последние дни жизни Екатерины и не было ещё приведено в исполнение.

С [воцарением нового императора] всё переменилось, и быстрота выполнения особых велений, по первому на предмет взгляду, без объёма, без обсуждения и рассуждения, без собрания сведений, произвела во всём такое смешение, такую тьму, как в хаосе довременном. Все торопились, все суетились, все были, казалось, в непрестанном движении, все трудились, работали, и всё не шло, и никто не знал, что делал, как делал, почему и для чего так делал. Барабанный грохот навёл на всё царство одурение! Воспоминая о [том времени], содрогаешься, ужасное было время!

Лишившиеся по решению Сената данного им, по завещанию, Бекетовым большого

достояния воспользовались водворившимся хаосом и, прискакав во град св. Петра, в короткое время успели туго набитым мешком золота или ассигнациями отворить себе всюду дверь и доступ.

Алексей Куракин, тогдашний генерал-прокурор, близкий человек царю, облечённый полною его доверенностью, осыпанный милостями и почестями, утопавший в роскоши и

сладострастии, алчный, корыстолюбивый и ненасытный, не замедлил благосклонно выслушать просителей и устроил обманом так, что явился указ Сенату, изложенный весьма лаконически: “Духовное завещание Бекетова утвердить во всей его силе”.

20. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

2) сентябрь 1689 г. — январь 1725 г.;

3) февраль 1855 г. – март 1881 г.;

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

С1. Укажите год, когда происходили описанные в отрывке события. Как называлось учреждение, в ходе работы которого происходили описанные в отрывке события? Назовите кандидата, имя которого пропущено в отрывке.

Данный отрывок адаптирован, но все же содержит устаревшие слова, наличие которых может немного затруднить понимание текста. Для того чтобы содержание подобных отрывков понималось выпускниками, необходима тренировка в чтении похожих текстов под руководством учителя. Ошибки выпускников при выполнении заданий данной модели могут быть связаны не только с незнанием фактов, но и с неправильным оформлением ответа. Правило оформления ответа таково: ответ должен точно соответствовать требованию задания. Например, не будет приниматься ответ:

13 год (ответ неправильный, так как год, к которому относятся события, – 1613).

Поэтому правильный ответ в данном случае – Михаил Романов или Михаил Федорович.

С2. Опираясь на текст, укажите способ, который использовали некоторые претенденты для победы на выборах. Почему, по мнению атамана, сын Фёдора Никитича был достоин царского престола?

Назовите социальную группу, которая, по мнению автора, оказала решающее влияние при выборе монарха.

– князь Д.Т. Трубецкой был одним из предводителей Первого ополчения в 1611 г.;

– после раскола Первого ополчения он остался под Москвой во главе войска, которое блокировало польский гарнизон в Москве;

– после освобождения Москвы вместе с князем Д.М. Пожарским возглавлял временное русское правительство.

Приведем пример задания С4 из экзаменационной работы 2014 г.

Пример задания С5 на аргументацию:

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

1) … 2) … При выполнении задания С5 наиболее распространенными были две ошибки.

Приведем пример задания С6.

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Карл Великий; 2) Ф.Ф. Ушаков; 3) Николай II; 4) А.И. Солженицын.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

В ЕГЭ 2014 г. при выполнении задания С6 выпускники наиболее часто теряли баллы по следующим причинам.

1. Отсутствие указания направлений деятельности исторической личности.

2. Отсутствие характеристики деятельности исторической личности. При характеристике деятельности необходимо прежде всего обратить внимание на то, чтобы она включала все основные факты, относящиеся к указанному направлению. Так, например, трудно представить характеристику государственных преобразований Александра I без указания факта создания министерств. Данный факт, несомненно, относится к основным, о нем говорится во всех учебниках истории по соответствующему периоду, включенных в Федеральный перечень учебников.

3. Наличие фактических ошибок при характеристике направлений деятельности исторической личности.

– документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2015 г.

(кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников, спецификация и демонстрационный вариант КИМ);

– Открытый банк заданий ЕГЭ;

– учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;

– аналитические отчеты о результатах экзамена, методические рекомендации и методические письма прошлых лет.

Читайте также: