Какое определение избирательного права наиболее полно и правильно

Обновлено: 03.07.2024

В рамках сегодняшнего занятия мы обсудим вопросы активного и пассивного избирательного права, регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, составления и уточнения списков избирателей на выборах различного уровня, проводимых в Российской Федерации.

В начале своей лекции хотела бы уделить внимание активному и пассивному избирательному праву граждан Российской Федерации, так как эти вопросы, собственно, и определяют кто, на каких выборах и в качестве кого может принимать участие в избирательной кампании.

Статья 32 Конституции Российской Федерации и статья 4 Федерального закона об основных гарантиях наделяют активным избирательным правом и правом на участие в референдуме гражданина РФ, достигшего возраста 18 лет, не содержащегося в местах лишения свободы по приговору суда и который не признан судом недееспособным.

Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона активным избирательным правом в избирательном округе обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа.

Таким образом, вопрос определения наличия у гражданина активного избирательного права может ставиться только по отношению к определенным выборам.

Так, на федеральных выборах активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации; на региональных выборах: в едином избирательном округе – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах субъекта Российской Федерации, в одномандатном (многомандатном) избирательном округе – в пределах соответствующего избирательного округа; на муниципальных выборах главы муниципального образования – граждане Российской Федерации, чье место жительства расположено в пределах муниципального образования, на выборах представительного органа муниципального образования – в пределах соответствующего избирательного округа.

Вместе с тем Федеральный закон позволяет законодателям субъектов Российской Федерации исходя из местных условий предоставить активное избирательное право гражданину, место жительства которого расположено за пределами соответствующего избирательного округа.

Таким образом, граждане Российской Федерации могут голосовать на выборах органов государственной власти и местного самоуправления по месту своего жительства, и только в случае, если законодатель субъекта Российской Федерации впрямую наделил их активным избирательным правом, то они также смогут принять участие в выборах и по месту своего пребывания или проживания.

Если говорить о пассивном избирательном праве, то Статья 32 Конституции РФ и статья 4 Федерального закона налагает определенные ограничения на право граждан Российской Федерации избираться в органы государственной власти и местного самоуправления.

К таким ограничениям относятся:

1. Отбывание наказания в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Признание судом гражданина недееспособным.

3. Наличие гражданства иностранного государства либо вид на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Вместе с тем данные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Также не имеют право быть избранными:

осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, связанных с производством и распространением экстремистских материалов или пропагандой и публичным демонстрированием нацисткой атрибутики или символики (статьи статьи 20.3 и 20.29 КОАП), если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт экстремистских высказываний в ходе избирательной кампании;

в отношении гражданина имеется вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока.

Также законами могут устанавливаться дополнительные условия реализации пассивного избирательного права, такие как достижение определенного возраста (не более 21 года) и замещение выборной должности в течение определенного числа сроков.

Теперь давайте перейдем к основному вопросу моей лекции – регистрации (учету) избирателей, участников референдума, составлению и уточнению списков избирателей.

Единственным законным основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума в пределах Российской Федерации является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, а за пределами территории Российской Федерации – факт их постоянного проживания или нахождения в длительной заграничной командировке на территории соответствующего иностранного государства.

Граждане, находящиеся в местах временного пребывания, учитываются и регистрируются в качестве избирателей по месту жительства. Исключение сделано лишь для вынужденных переселенцев, которые учитываются по месту пребывания. Это связано с тем, что обстоятельства, вынудившие гражданина покинуть место жительства, практически исключают его возвращение, по крайней мере, в ближайшее время. Впредь до избрания нового места жительства, учет вынужденного переселенца как избирателя (участника референдума) по месту пребывания призван обеспечить реализацию его избирательных прав и права на участие в референдуме.

Установление факта нахождения места жительства гражданина на территории соответствующего муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Таковыми, как уже отмечалось, в настоящее время являются органы Федеральной миграционной службы, а там, где они отсутствуют – местные администрации поселений.

Основной особенностью регистрации (учета) избирателей в Российской Федерации по сравнению со многими западными странами является то, то от самого избирателя не требуется выполнения каких-либо действий для включения себя в число избирателей и в списки избирателей. Государственные органы и органы местного самоуправления самостоятельно выполняют задачу по регистрации (учету) избирателей.

На практике это происходит следующим образом.

Органы, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина (как правило, это территориальные органы Федеральной миграционной службы) не реже чем один раз в месяц представляют главам местных администраций сведения о фактах выдачи и замены паспортов, регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства.

Сведения о фактах смерти граждан представляют ежемесячно органы записи актов гражданского состояния, так называемые ЗАГСы.

Военные комиссариаты сообщают главе местной администрации о гражданах, призванных на военную службу.

Органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы сообщают о гражданах, содержащихся в местах лишения свободы, а также суды предоставляют информацию о признании гражданина недееспособным. Эти две категории граждан лишены избирательного права.

Главы местных администраций обобщают эти сведения и не реже чем один раз в месяц передают их в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации для формирования и ведения регистра избирателей, участников референдума.

Регистр избирателей, участников референдума ведется на территориальном (районном), региональном (субъект Российской Федерации) и федеральном уровне. В регистре избирателей, участников референдума содержатся следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, пол, гражданство, дата и место рождения, наименование документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование или код органа, выдавшего документ, иные персональные данные, предусмотренные федеральными законами.

Информация, содержащаяся в регистре избирателей, участников референдума используется при составлении списков избирателей на всех выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, при проверке подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидатов на выборах различного уровня, жертвователей (физических лиц) в избирательные фонды, фонды политический партий, а численность избирателей – при образовании избирательных округов и избирательных участков. Регистр используется также при решении иных задач, не связанных с выборами, референдумом, например, при формировании списков присяжных заседателей.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации на основании сведений, представляемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, Министерством иностранных дел и главой администрации города Байконур, устанавливают общую численность избирателей, участников референдума Российской Федерации.

Теперь давайте остановимся на вопросах составления и уточнения списков избирателей.

На практике у избирателей и представителей СМИ часто возникает вопрос – кто несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в списках избирателей или за отсутствие в них того или иного избирателя.

Тут необходимо отметить следующее. Задача составления и уточнения списков избирателей является комплексной. Информацию для составления списков избирателей представляют различные органы, организации и должностные лица. Они же несут и ответственность за полноту и достоверность представляемой информации.

Так, первоначально списки избирателей составляются как правило территориальными избирательными комиссиями на основании сведений, поступивших от глав местных администраций, командиров воинских частей. После составления списка и передачи его в участковые избирательные комиссии список избирателей за 20 дней до дня голосования представляется избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения.

Далее на этапе уточнения списков избирателей поступают сведения от тех же органов и организаций, что и при учете избирателей, а также от вышестоящих избирательных комиссий.

В принципе, сбой может произойти на любом из этих этапов. Например, территориальный орган ФМС России своевременно не сообщил в избирательную комиссию о регистрации избирателей по месту жительства на территории соответствующего избирательного участка. В результате указанные избиратели, явившись в день голосования на избирательный участок, не обнаруживают себя в списке избирателей.

Необходимо отметить, что федеральным законодательством избирателям предоставлено право уточнения информации, содержащейся в списках избирателей, чем они, к сожалению, пользуются не так часто. Поэтому, чтобы полностью исключить возможность недостоверности данных, содержащихся в списках избирателей, мы рекомендуем избирателям до дня голосования явиться в помещение для голосования избирательного участка по месту жительства с документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации (паспортом), и сверить свои персональные данные в списке избирателей.

Теперь давайте перейдем к вопросам включения в списки избирателей и голосования отдельных категорий избирателей, к которым не применяется общий порядок.

В то же время на выборах в органы местного самоуправления военнослужащие, проходящие службу по призыву, если место жительства этих военнослужащих до призыва находилось за пределами соответствующего муниципального образования, в списки избирателей не включаются.

Также хочу отметить, что в силу специфики прохождения воинской службы военнослужащие могут отсутствовать в день голосования в месте расположения воинской части. В этом случае, чтобы принять участие в голосовании, им необходимо получить открепительное удостоверение. При отсутствии такой возможности (например, если военнослужащий был командирован до начала периода выдачи открепительных удостоверений) военнослужащие могут быть включены в список избирателей по месту временного пребывания на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Таким же правом обладают и избиратели, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы.

Теперь давайте остановимся на порядке включения в списки избирателей, находящихся в местах временного пребывания – больницах, санаториях, домах отдыха и т.д.

Данным избирателям при наличии возможности (плановая госпитализация, заранее запланированная поездка) необходимо получить открепительное удостоверение в территориальной (участковой) избирательной комиссии по месту жительства.

Вместе с тем этой категории избирателей, если они не имели возможности получить открепительные удостоверения, предоставлена возможность голосования по месту временного пребывания (больницы, санатории, дома отдыха и т.д.) при наличии у них активного избирательного права (регистрации по месту жительства в пределах соответствующего избирательного округа). Для этого данным избирателям необходимо не позднее чем за три дня до дня голосования подать в участковую избирательную комиссию по месту их пребывания личные письменные заявления о включении в список избирателей.

Избиратели, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся там в длительных командировках, включаются в списки избирателей на избирательных участках, образованных за пределами Российской Федерации, при обращении в участковую комиссию до дня или в день голосования.

Избиратели, не имеющие места жительства в пределах Российской Федерации, включаются в списки избирателей на специально образованных или определенных избирательных участках на федеральных выборах или на иных выборах, в случае, если им предоставлено активное избирательное право соответствующим законом.

На выборах в органы местного самоуправления существует и еще одна особенная категория избирателей. Это граждане иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры. Например, избирать глав муниципальных образований, не являющихся главами местных администраций, имеют право граждане Казахстана, Киргизстана, Туркменистана. Для этого им необходимо явиться на избирательный участок с документом, подтверждающим право на постоянное проживание на территории Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования. Указанным документом, в частности, является вид на жительство.

Избирательная система – это средство демонстрации независимой воли народа, выраженная в организационно-формальном виде. Избирательная система считается необходимым механизмом демократического устройства государства. Её задача состоит в обеспечении беспрепятственных выборов представителей от народа.

Избирательная система охватывает 3 взаимозависимых составляющих:

  • гражданское избирательное право;
  • способ выборов народных представителей;
  • порядок выборов.
  • с одной стороны, оно описывает право баллотироваться в качестве кандидатов и голосовать, то есть пассивное и активное избирательное право;
  • с другой стороны, это количество законодательных положений, регулирующих выборы.

В чём заключаются ключевые функции избирательного права?

Характеризуя избирательное право нужно прежде всего учитывать его 2 ключевых значения:

  • избирательное право – это один из разновидностей субъективного права, дающее возможность каждому гражданину избирать своего депутата, президента, партию, либо быть самому избранным в государственные органы, в районные исполнительные комитеты, подавать свою кандидатуру на президентских выборах;
  • в объективном смысле, это комплекс норм, которые закрепляют избирательные субъективные гражданские права, определяют порядок их предоставления и реализации в процессе осуществления процесса выборов.

Политические избирательные задачи

Основная задача политических выборов при представительной демократии – формировать состав органов власти. Ряд органов власти состоят из отдельных людей, которые были выбраны народом (например, депутаты в парламенте). Некоторые органы власти могут состоять только из одного избираемого человека (например, институт президента).

Как правило, лица, имеющие право участвовать в выборах, заранее определяются или отбираются для участия в выборах, чтобы минимизировать усилия по проведению этих самых выборов. Это называется списком кандидатов. На состав избираемого списка можно повлиять. Выражение воли отдельных лиц при голосовании называется голосованием.

Существует множество избирательных систем, касающихся конкретной формулировки голосов и их суммирования для формирования общего решения. Два самых распространённых типа избирательных систем – мажоритарные и пропорционального представительства.

Политические выборы подчиняются ряду требований, которые являются абсолютно необходимыми для реального достижения желаемого баланса интересов. Иногда они расширяются, чтобы включить дополнительные требования, возникающие из особых интересов:

  • контроль избирателей над партиями, членами парламента и правительствами;
  • представление интересов избирателей;
  • интеграция населения в политику;
  • конкурирование личных и программных альтернатив;
  • интеграция политических сил, включая все важные проблемы и заботы людей и др.

Что такое субъективное избирательное право?

Субъективное избирательное право

В субъективном смысле, это конституционное гражданское право выбирать и быть самими избранными в государственные органы, а также принимать участие в общегосударственных и местных референдумах.

На этом уровне существует 2 разновидности субъективного избирательного права:

  • активное (возможность избирать);
  • пассивное (возможность быть избранным).

Существует в избирательной структуре и иные правомочия:

  • на участие в выдвижении кандидатов;
  • на предвыборную агитацию;
  • право быть наблюдателем;
  • на работу в избирательных комиссиях (для подсчёта поданных за каждого кандидата голосов и определения итогов выборов);
  • на прочие избирательные действия в границах избирательного законодательства.

Активное избирательное право есть лишь у совершеннолетних (с 18 лет) граждан. Этим правом обладают только граждане с достижения ими определённого (введённого законами) возраста для получения государственной должности. Данное право может ограничиваться для тех, кто:

  • признан судом недееспособным (или частично дееспособным);
  • лишён свободы после приговора суда, кто за совершённое преступление в ходе судебного разбирательства получил меру лишения свободы;
  • несёт государственную службу, работает на государственной административной должности, исполнение обязанностей по которой не может быть совместимым с выборной должностью.

Что означает объективное избирательное право?

Это комплекс из норм права, контролирующие все избирательные процессы в стране и определяющие избирательные гражданские права.

Данное право считается главной составляющей конституционного права. Своими функциями и значением оно выходит за границы обычных правовых институтов. По своей внутренней структуре, по источникам и степени влияния на создание и деятельность народных органов власти (так называемого гражданского общества) объективное избирательное право можно отнести к базовой отрасли конституционного права. Центральное его предназначение заключается в юридической организации выборов ради предоставления возможности гражданам выбирать и самим быть избранными.

Избирательное право считается универсальным способом регулирования всех типов выборов, которые связаны с претворением в жизнь субъективных гражданских избирательных прав. Оно способствует процедуре легитимации выборов, доверию граждан к властным институтам (которые являются выборными), применяется ко всем без исключения избирательным кампаниям.

Это право имеет естественную связь с субъективными избирательными гражданскими правами. В отдельных случаях избирательные права могут принадлежать и гражданам других государств (если они постоянно проживают на территории государства и другие условия).

Что относится к первостепенным избирательным гражданским правам?

Избирательное право

К избирательным гражданским правам относятся:

  • участие в выдвижении конкретных кандидатов;
  • участие в мероприятиях по предвыборной агитации;
  • участие в качестве наблюдателя на выборах за деятельностью избирательных комиссий (в том числе, за процессом подсчёта голосов избирателей и определения итогов выборов);
  • иная избирательная деятельность в рамках Конституции и иных законов.

Избирательные права граждан имеют определённые свойства:

  • после их реализации на пройденных выборах не прерываются и не появляются снова, а присутствуют постоянно;
  • обладают схожим объёмом и смысловым содержанием для всех людей;
  • имеют специфический способ обеспечения.

Обобщая все перечисленные свойства, можно дать общее качественное определение современного избирательного права. Избирательное право – это комплекс правовых норм, регламентирующих социальные связи, которые защищают права граждан (а также иностранцев в определённых законом случаях) избирать и быть избранными, предоставляют возможность участия в других избирательных действиях, регламентируют порядок осуществления данных прав в ходе организации и проведения выборов (а также в межвыборный период).

В избирательном праве существует целый комплекс элементов, которые отражают объективное распределение производящих его норм по самостоятельным институтам, обусловленное разнообразием их целевого назначения в законном обеспечении осуществления и защиты избирательных гражданских прав.

В структуре объективного избирательное права существует 2 института:

  • материальный (статусный);
  • процессуальный (этапный).

Материальные (или статусные) институты определяют то, какой правовой статус будет у разных субъектов в качестве участников электорального цикла: у кандидатов, избирателей, ЦИКа, наблюдателей, региональных избирательных комиссий и др.

Процессуальные (или этапные) институты регулируют сам избирательный процесс, алгоритм его циклов, этапов, очерёдность совершения производящих избирательный процесс операций: от назначения даты выборов до высчитывания и официального опубликования властями результатов этих выборов.

Организация и осуществление выборов возможны только в рамках избирательного процесса и ряда поочерёдных стадий, соединяющих весь комплекс юридически необходимых действий, которые совершаются разнообразными субъектами избирательных взаимоотношений.

К основополагающим стадиям избирательного процесса относятся:

  • назначение даты выборов;
  • организация избирательных округов, региональных избирательных участков и создание списков избирателей;
  • продвижение и регистрация народных кандидатов (или, например, партийных списков);
  • предвыборная агитация;
  • процедура голосования и подсчитывание итогов выборов.

Без этих стадий не представляется возможным проведение самих выборов, потому что эти стадии являются прежде всего юридической формой, которая обеспечивает целостность и нужную преемственность всех осуществляемых для выборов действий. Необходимо учитывать наличие и дополнительных стадий, помимо обязательных основных стадий избирательного цикла. К ним могут относиться выдвижение дополнительных кандидатов или списков из кандидатов (например, по партийным спискам), повторное голосование и др.

По масштабам и охватам избирательные нормы могут быть общими и особенными.

К общим нормам относятся универсальные, не зависящие от типов и уровней осуществляемых выборов избирательные нормы. К ним относятся целый ряд политических институтов: принципы и субъекты избирательного права, различные типы избирательных систем, сам избирательный процесс, информационное и финансовое обеспечение выборов, процедуры обжалования нарушений электорального цикла и др.

К специальным нормам относятся избирательные нормы, применимые только в соответствующих видах выборов (например, на выборах в местные и региональные органы самоуправления, в республиканские и федеральные органы власти и др.).

Типы выборов

Типы выборов

Выборы – это метод определения, который широко распространён во многих политических организациях любого масштаба.

В политике это:

  • муниципалитет (муниципальные выборы);
  • местные органы власти (региональные выборы, окружные выборы);
  • парламент (парламентские выборы, выборы в сенат);
  • глава государства (например, президентские выборы);
  • политические партии (первичные выборы);
  • наднациональные образования (выборы в международные политические союзы, выборы в Европарламент и др.);
  • ассоциации (общие собрания, собрания совладельцев);
  • компании (Совет директоров, собрания акционеров);
  • профсоюзы (профсоюзные выборы);
  • религиозные, церковные организации (конклав собирается для назначения папы, выборы для назначения аббата) и др.

По регулярности выборы бывают нескольких типов:

  • обычные – по истечении установленного законом срока предоставления полномочий;
  • досрочные – осуществляются при досрочном прекращении полномочий выборных должностных лиц;
  • внеочередные – они проводятся в чрезвычайных, часто кризисных обстоятельствах, когда необходимо оперативно уполномочить новых представителей власти;
  • повторяющиеся (так называемый второй тур) – проводится при отсутствии явного победителя при первом этапе голосования по правилам действующего законодательства.

Что такое пассивное избирательное право?

Это право характеризуется целым рядом особенностей. Это означает, что для кандидата на выбранную государственную должность предполагаются дополнительные специальные цензы. Они могут быть очень жёсткими и суровыми, но при этом их нельзя считать какими-то недемократическими препятствиями. Дело в том, что существует общее установленное правило.

Пассивное избирательное право предполагает следующее: чем должность выше, тем условия к кандидату на эту должность должны быть более жёсткими. При этом требования к кандидату на должность могут ужесточаться только ради одной общественно полезной цели: достижения автономности и независимости на уровне местного самоуправления. Поэтому в федеративных государствах зачастую федеральные выборы проходят более лояльно, чем региональные.

Для того, чтобы обладать пассивным избирательным правом, необходимо соответствовать ряду законодательных условий (цензов):

  • достичь определённого законом возраста (ценз возрастной);
  • прожить на территории государства определённый законом срок (ценз оседлости);
  • не иметь двойного гражданства (или вида на жительство другого государства);
  • пребывать ограниченное количество сроков на конкретной государственной должности;
  • не иметь непогашенной или неснятой судимости по тяжким и особо тяжким преступлениям, а также по статьям уголовного кодекса за экстремизм и др.

Существуют и другие ограничения по решению суда, которые прописаны в законах о гарантиях гражданских избирательных прав. С каждым годом в разных странах перечень этих цензов активно расширяется.

Избирательные системы

Избирательные системы

Для проведения выборов существует несколько типов избирательных систем:

  • Мажоритарная избирательная система. Она, в свою очередь, имеет свои разновидности: 1) система абсолютного большинства, при которой кандидат избирается, когда он получает абсолютное большинство в 50% плюс 1 голос; 2) система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов, которое может составлять менее 50%; 3) система квалифицированного большинства, когда есть установленный законом минимальный лимит процента голосов для кандидата; 4) система единственного и передаваемого голоса, при которой отсутствуют избирательные списки.
  • Пропорциональная избирательная система. В ней места в коллегиальных руководящих органах распределяются по количеству полученных голосов. Законодательство часто предусматривает сочетание такого типа системы с фиксированным избирательным порогом, и политическим силам, получающим голоса ниже этого порога, не разрешается распределять места между соответствующими руководящими органами. Эта мера применяется для того, чтобы отсеять случайные политические течения без общественного веса, не отвлекать общественную энергию и не мешать дальнейшей работе коллектива бесконечными ссорами и всевозможными альтернативными точками зрения.
  • Преференциальная избирательная система. Она основана на пропорциональной системе, но помимо пропорционально полученных голосов учитывается ещё один тип выбора. В бюллетенях для голосования есть место не только для обозначения предпочитаемой политической силы, но и для предпочтительного кандидата этой политической силы. Таким образом, списки избирателей составляются не руководством партии, а непосредственно избирателями. Каждая партия включает не кандидатов, которые указаны первыми в списках, а избранных представителей общества, получивших наибольшее количество баллов напротив своего имени.
  • Смешанная избирательная система. Это параллельное поведение вышеперечисленных типов избирательных систем, в которых одни кандидаты избираются по мажоритарной системе, а остальные – по пропорциональной или пропорционально-преференциальной системе.

Отличие между пропорциональной и мажоритарной системами

Разделение систем по этому признаку не имеет смысла, если речь идёт о выборах единого должностного лица (президента, мэра и т. д.). Так что здесь речь идёт о выборах крупных коллективных органов власти (парламента или одной из его палат, местных советов и т. п.).

При пропорциональной системе избиратели голосуют за партии, блоки партий или иные политические силы. От результатов голосования зависит то, сколько своих представителей будет иметь каждая политическая сила в органах власти. Чем больше избирателей проголосовало за политическую силу, тем больше представителей этой силы должно быть в этом органе власти.

При мажоритарной системе территория, на которой проживают избиратели, делится на избирательные округа. Как правило, в каждом округе предстоит выбрать одного члена данного органа власти (в этом случае округа называются одномандатным). При этом изредка практикуются и многомандатные округа при сохранении принципов мажоритарной системы. Избиратели голосуют за конкретных кандидатов, баллотирующихся в данном округе (как правило, запрещено баллотироваться в нескольких округах одновременно). Чем большую поддержку избирателей в округе получит кандидат, тем больше у него шансов стать членом данного органа власти. Орган власти, таким образом, состоит из представителей разных округов.

Иногда часть органа власти избирается по пропорциональной системе, а часть – по мажоритарной. Тогда вообще такую избирательную систему называют смешанной.

конституционное право Евросоюза

Конституционное право Европейских стран

иностранное конституционное право

Зарубежное конституционное право

конституционное право рф

Конституционное право РФ

Избирательный процесс - это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов.

Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных нормами права), возникающих в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов.

Избирательная система в узком смысле - это способ распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов). В зависимости от того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одних и тех же результатах голосования могут быть совершенно различными. Поэтому политические силы, реально взвесив свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, отстаивают наиболее выгодный им вариант формирования органа государственной власти и местного самоуправления.

Рассмотрим избирательные системы, получившие наибольшее распространение в мировой практике организации и проведения выборов. *

* Подробно об этом см.: Лейкман Э; Ламберт Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. М., 1958: Маклаков В.В. Избирательное право и избирательные системы буржуазных и развивающихся стран. М., 1987; Таагапера Р., Шугарт М. Описание избирательных систем // Полис. 1997. № 3.

Достоинство мажоритарной избирательной системы состоит, во-первых, в простоте ее использования при определении результатов выборов; во-вторых, в возможности ее применения при выборах как коллегиальных, так и единоличных органов (парламента, президента, губернатора, мэра и т. д.).

Существует три модификации мажоритарной избирательной системы: мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими.

Например: в одномандатном избирательном округе баллотируются 4 кандидата, за которых проголосовало 100000 избирателей.

Кандидат А получил 27000 голосов избирателей,

Несмотря на указанные недостатки, мажоритарная система относительного большинства традиционно используется при выборах представительных органов в Великобритании, США, Канаде, Индии и других странах. В Российской Федерации по мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводятся выборы половины депутатов Государственной Думы, избирается большинство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления.

В соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос).

Например: в одномандатном избирательном округе баллотируются 4 кандидата, за которых проголосовало 100000 избирателей.

Кандидат А получил 17000 голосов избирателей,

Избранным будет кандидат Б, набравший 59000 голосов, то есть абсолютное большинство.

Достоинством мажоритарной системы абсолютного большинства, в отличие от большинства относительного, является то, что избранного с ее помощью кандидата или список кандидатов поддерживает действительно большинство проголосовавших избирателей.

Однако при использовании на выборах в представительные органы мажоритарной системы абсолютного большинства на победу могут рассчитывать только крупные политические партии, а партии, не набравшие требуемого количества голосов избирателей, остаются непредставленными в парламенте.

К числу недостатков мажоритарной системы абсолютного большинства относят, как правило, ее нерезультативность, причем степень нерезультативности возрастает с увеличением количества кандидатов в округе, так как кандидатам непросто собрать в первом туре более половины голосов избирателей.

Для преодоления указанного недостатка применяется альтернативное голосование или повторное голосование (второй тур).

Альтернативное голосование избрать кандидата в одном туре. Суть системы альтернативного голосования заключается в том, что в избирательных бюллетенях избиратели отмечают номерами (1, 2,3 и т. д.) предпочтительных им кандидатов, баллотирующихся по данному избирательному округу. Кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей, считается избранным. Если этого не удалось достичь сразу, то процедура определения результатов выборов продолжается, и тогда бюллетени кандидата с наименьшем числом первых предпочтений (он автоматически исключается из дальнейшего определения результатов выборов) распределяются между остальными кандидатами в соответствии с указанными в этих бюллетенях вторыми предпочтениями. И так подсчет продолжается до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов избирателей.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства с повторным голосованием, как правило, используется при выборах единоличных органов. В России по мажоритарной системе абсолютного большинства избирается Президент РФ, президенты республик, главы администрации краев, областей и других субъектов,

Согласно правилам мажоритарной системы квалифицированного большинства избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко, так как еще менее результативна, чем система абсолютного большинства.

Пропорциональная избирательная система используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей.

Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах, причем чем крупнее округ, тем большая степень пропорциональности может быть достигнута.

Для пропорционального распределения депутатских мандатов, как правило, используется метод избирательной квоты или метод делителей.

Избирательная квота - это наименьшее число голосов избирателей, необходимое для избрания одного депутата. Применяются различные методы определения избирательной квоты, причем некоторые из них сопряжены с довольно сложными математическими расчетами.

Простейший способ определения избирательной квоты был предложен английским барристером Т. Хэром. Квота Т. Хэра определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов избирателей на количество подлежащих распределению мандатов.

Поясним на примере: в избирательном округе на замещение пяти мандатов претендует три партии А, Б, В.

Партия А получила 72000 голосов избирателей,

Всего проголосовало 151000 избирателей.

Избирательная квота Т. Хэра будет выглядеть так Q = 151000/5 = 30200.

Распределение мандатов между партийными списками производится путем деления полученных ими голосов на избирательную квоту:

А - 72000/30200 = 2 мандата 4 остаток,

Б - 56000/30200 = 1 мандат 8 остаток,

В - 23000/30200 = 0 мандатов 7 остаток.

Мы распределили три мандата из пяти.

Недостаток избирательной квоты Т. Хэра заключается в том, что при ее использовании не удается распределить сразу все мандаты. Для ликвидации этого недостатка применяются два способа последующего распределения мандатов: метод наибольшего остатка и метод наибольшей средней.

Метод наибольшего остатка заключается в том, что нераспределенные мандаты передаются партийным спискам, имеющим наибольший остаток, образовавшийся в результате деления полученных партийными списками голосов избирателей на избирательную квоту. В нашем примере оставшиеся мандаты переходят к партиям Б и В.

Метод наибольшей средней заключается в том, что нераспределенные мандаты передаются партийным спискам, имеющим наибольшую среднюю.

Средняя каждого списка определяется путем деления числа голосов, полученных списком, на число уже полученных этим списком мест, увеличенное на единицу. В нашем примере наибольшая средняя партии А составит: 72000 / (2+1) - 24000,

Б = 56000/(1+1) = 28000,

В = 23000/(0+1) = 23000.

Таким образом, партия А получит три мандата, Б-2, В-0.

Мы видим, что получается несколько иной результат, чем при применении правила наибольшего остатка. Правило наибольшего остатка наиболее выгодно небольшим, а правило наибольшей средней благоприятствует более крупным партиям.

При пропорциональной избирательной системе может использоваться метод делителей, который позволяет сразу распределить все мандаты в избирательном округе. Наибольшую известность получил метод делителей, предложенный В. д'0ндтом. Он заключается в делении числа голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, на определенную последовательность возрастающих чисел (1, 2, 3, 4 и т. д.), после чего полученные частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту.

Поясним на числовом примере:

Число голосов:

1 72000 ( 1 ) 56000 ( 2 ) 23000

2 36000 ( 3 ) 28000 ( 4 ) 11500

3 24000 ( 5 ) 18000 7000

В нашем примере избирательная квота составит 24000. В результате партия А получает 3 мандата, Б-2, В-0.

Смешанная избирательная система предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.

* Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 1993 года проводились на основе Положений, утвержденных указами Президента РФ.

Распределение депутатских мандатов при проведении выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с помощью пропорциональной и мажоритарной избирательных систем имеет ряд преимуществ.

Пропорциональная избирательная система, во-первых, стимулирует развитие политических партий, которые представляют собой в странах с устоявшимися демократическими традициями один из базовых институтов гражданского общества, призванных посредством участия в выборах выражать потребности и интересы различных социальных слоев в государственных органах; во-вторых, обеспечивает наличие в парламенте партийных фракций, выражающих интересы определенной части избирателей, проголосовавших за предвыборную платформу данных партий. Деятельность партийных фракций, как показала практика, более эффективна, чем деятельность независимых депутатов; в-третьих, способствует повышению политической активности электората и уровня его политической культуры. Избиратель вынужден знакомиться с предвыборными программами политических партий и сделать более сознательный выбор.

Мажоритарная избирательная система, в отличие от пропорциональной, предоставляет возможность принять участие в избирательном процессе не только политическим партиям, но и независимым кандидатам, выдвигаемым непосредственно избирателями и путем самовыдвижения.

Субъекты Российской Федерации при выборах органов государственной власти применяют различные виды избирательных систем.

Конституция РФ, закрепив за субъектами право самостоятельно определять порядок формирования органов государственной власти (ст. 77), предоставила им возможность выбора избирательной системы по своему усмотрению.

Выборы единоличных органов (президентов республик, глав исполнительной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) государственной власти субъектов Федерации, как правило, проводятся на основе мажоритарной системы абсолютного большинства с использованием системы двух туров.

Избирательное право играет огромную роль в формировании и функционировании органов государственной власти и органов местного самоуправления. Его значимость определяет внимание и интерес к нему многих ученых-правоведов.

В отечественной правовой науке выделяются субъективный и объективный подходы в определении избирательного права.

В определении объективного избирательного права в отечественном правоведении отсутствует единая точка зрения. Сложность данного вопроса проявляется и в том, что некоторые правоведы рассматривают избирательное право в качестве правового института, другие - подотрасли конституционного права. В связи с этим, определения объективного избирательного права можно разделить на две группы.

К первой группе относятся определения, авторы которых рассматривают избирательное право в качестве правового института. По мнению А.А. Вешнякова и В.И. Лысенко, избирательное право - это институт конституционного права, представляющий собой самостоятельную систему правых норм, содержащихся в Конституции РФ, в законодательных и иных нормативных правых актах (источниках избирательного права), которые регулируют общественные отношения, деятельность субъектов избирательного процесса (избирательных правоотношений), устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия при проведении свободных выборов в органы государственной власти и представительные (иные выборные) органы местного самоуправления, избираемые непосредственно избирателями - российским гражданами, а также иными лицами, обладающими избирательными правами1. А.В. Иванченко рассматривает избирательное право как систему правовых норм, сформулированных в законодательных и иных нормативных актах (источниках права), которые регулируют общественные отношения, деятельность (принципы и правила поведения) субъектов, устанавливают их права и обязанности в сфере осуществления народовластия - выборов в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправле- ния[3] [4].

Большинство российских ученых связывают объективное избирательное право с его основной функцией - правовое обеспечение реализации субъективного избирательного права конкретного гражданина. А.Е. Постников под избирательным правом понимает совокупность правовых норм, регламентирующих закрепление и реализацию права российских граждан избирать и быть избранными[5].

Вторую группу составляют определения, авторы которых рассматривают избирательное право в качестве подотрасли конституционного права[6]. Представителем данного подхода является С.А. Авакьян. Под избирательным правом он понимает подотрасль конституционного права России, охватывающую совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих принципы избирательной системы России, порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления1.

Позиция авторов второй группы определений представляется более верной. Избирательное право выступает в качестве подотрасли конституционного права и имеет тесную связь с иными институтами конституционного права и других отраслей публичного права. В связи с этим, обобщая выше приведенные подходы к определению объективного избирательного права можно констатировать, что оно, являясь подотраслью конституционного права, представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регламентирующих правоотношения связанные с организацией избирательного процесса и реализацией прав граждан избирать и быть избранными (активное и пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Но, в настоящее время, говорить о формировании на базе современного избирательного права самостоятельной отрасли, представляется нам преждевременным.

Субъективный подход связывается с субъективными избирательными правами и обязанностями российских граждан. Под субъективным избирательным правом понимается право конкретного гражданина избираться и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право). Субъективное право занимает центральное место в содержании объективного права, которое устанавливает механизмы его реализации1. Субъективный характер избирательных прав находит выражение в том, что, во-первых, они принадлежат личности, а во вторых, выступают как вид и мера её возможного правового поведения[11] [12].

Активное избирательное право - это право граждан избирать в органы государственной власти и местного самоуправления. В России активное избирательное право принадлежит гражданам, достигшим на момент голосования возраста 18 лет и место жительства которых расположено в пределах избирательного округа. Пассивное избирательное право - это право граждан Российской Федерации, достигших на день выборов возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Пассивное избирательное право имеет более сложный правовой режим и, в отличие от активного избирательно права, характеризующегося режимом наибольшего электорального благоприятствования, - более ограничительный характер, который в основном связан с возрастными критериями и, в некоторых случаях, с дополнительными ограничениями[13] (например, ценз оседлости).

Объективное и субъективное избирательное право тесно взаимосвязаны. Во-первых, объективное избирательное право является нормативной формой бытия субъективных избирательных прав. В этом качестве оно выступает нормативным источником избирательных прав граждан. Во-вторых, в нормах объективного избирательного права устанавливаются модели правового поведения (правомерного и неправомерного) субъектов избирательных правоотношений. В-третьих, объективное избирательное право не только указывает на объем и содержание правомочий обладателей избирательных прав, но и определяет порядок их осуществления. В-четвертых, в объективном избирательном праве фиксируются гарантии охраны и защиты избирательных прав граждан. В-пятых, объективное избирательное право служит официальным критерием оценки законности поведения субъектов избирательных прав1.

Читайте также: