Какое наследство получит софья от дяди

Обновлено: 30.06.2024

Недоросль. Комедия в пяти действиях. События происходят в поместье Простаковых.

На девушке мечтает жениться Скотинин, который больше всего на свете любит свиней. Он хочет заполучить ее имение, в котором их много. Софья получает письмо от дяди. Простакова не хочет верить: ведь она несколько лет его за упокой поминала. Неужто ее грешные молитвы не доходили? Простакова сама не может прочитать письмо: не умеет, как и ее муж.

Письмо читает заехавший к Простаковым Правдин. Он сначала отказывается, так как не открывает писем без позволения адресата, но Софья просит его об этом. Чтение письма обрывает Простакова, как только слышит, что дядя желает сделать девушку наследницей своего богатства, которое он нажил трудами и честностью. Понимая, что Софья — прекрасная партия для Митрофанушки, Простакова уводит ее в спальню, чтобы об этом поговорить.

Не дослушав, Простакова обрушивает на нее свои ругательства. Взяв под руки плачущую Еремеевну, Цыфиркин и Кутейкин уходят.

Офицер Милон ведет солдат в Москву и решает ненадолго остановиться в этой деревне. Он ищет свою любимую, связь с которой потерял полгода назад. Неожиданно входит Софья. Она оказывается той самой возлюбленной Милона.

Скотинин в ярости набрасывается на только что вошедшего Митрофанушку. Еремеевна защищает его, и Митрофан прячется за нянькиной спиной. Скотинину приходится отступить.

Кутейкин был семинаристом, но ушел, так как не имел способностей к наукам. Цыфиркин — отставной солдат, эанявшийся на досуге обучением детей. Митрофанушка заявляет, что учиться не хочет, жалуется на дядюшку, что тот его обижает. Еремеевна пересказывает сцену со Скотининым.

Это вызывает всеобщее смятение, однако недолгое. Скотин ин начинает говорить о своих достоинствах, а точнее о свином заводике, Простакова — о своей семье, где наука не почиталась и стремление к ней наказывалось. Но сейчас она понимает необходимость образования, и Митрофанушка знает науки.

Стародум, устав, отправляется отдохнуть. Его провожает Софья.

Софья и Стародум беседуют о благородном воспитании. Стародум рассказывает племяннице, как достойно вести себя в жизни, говорит о долге, чести, счастье. Их беседа прерывается.

Стародуму приходит письмо от графа Честана из Москвы, ко- торый сообщает, что его племянник, предполагаемый жених Софьи, скоро будет в Москве. Тут входят Милон и Правдин, и оказывается, что Милон и есть племянник графа Честана. Все рады. Стародум дает согласие на брак.

Идиллия прервана Скотининым. который, не обращая ни на кого внимания, начинает просить руки Софьи у Стародума. Но появляется Проставова и предлагает Стародуму устроить экзамен Митрофанушке.

Правдин получает письмо: ему поручают опекать дом и деревни Простановых. Этим известием Правдин делится со Стародумом. Вдруг раздаются крики. Милон спасает Софью из рук похитителей. Еремеевна привнается: хотели венчать с Митрофаном.

Врывается разъяренная Простакова, за ней муж и сын. Правдин говорит, что за похищение придется отвечать перед судом. Вся семья Простановых бросается на колени и умоляет простить. Стародум прощает.

Простакова собирается наказать своих людей за то, что упустили Софью. Но Правдин останавливает ее и сообщает о поручении правительства, вследствие которого она не вольна над ними. Простакова ссылается на незаконченные дела, но Правдин желает решить их сам. Зовут учителей, чтобы с ними рассчитаться.

Основные действующие лица

Простакова неграмотная и необразованная и считает грамотность ненужной роскошью, которая может только испортить человека. Понятия совесть и честность не знакомы героине. Простакова стремиться выглядеть не хуже других помещиков и хочет дать своему сыну Митрофану, который является главной отрадой Простаковой, образование, достойное дворянина, нанимает ему учителя-немца. Но делает она это только из-за столичной моды и не заботиться о том, как и чему будет научен её сын.

Главное для Простаковой-её собственное благополучие и благополучие её сына. Она пойдёт на любой обман и подлость, используя все хитрости и уловки, только чтобы не потерять своё благосостояние. Она живет по своим устоявшимся принципам, главный из которых-беспринципность. В образе Простаковой отражены двуличие, тупая бесчеловечная власть и невежество-все те качества, которые были присуще русским помещикам восемнадцатого века.

Митрофан – сын Простаковых, недоросль – то есть молодой дворянин, ещё пока не поступивший на государственную службу. По указу Петра I все недоросли были обязаны иметь элементарные знания. Без этого они не имели права жениться, а так же не могли поступать на службу.

Недоросль совершенно не думал о своём будущем, не заботился о своей судьбе. Он жил одним днём, каждый день он был сыт, и ему не приходилось ничего делать. Если бы хорошая жизнь закончилась, то он не смог бы ничего сделать, никак приспособиться к жизни. Он конечно смешон, но становится грустно, когда задумаешься, что с ним будет дальше.

У Митрофана, у госпожи Простаковой, у Скотинина можно заметить такие черты характера, как жадность и корыстолюбие. Митрофанушка знает о том, что вся власть в доме принадлежит его матери, которая его любит и позволяет ему вести себя так, как он хочет.

Митрофан ленивый, не любит и не умеет работать и учиться, лишь только резвится, веселится да сидит на голубятне. Не столько сам маменькин сынок оказывает влияние на окружающих, сколько они — на него, стараясь воспитать недоросля честным, образованным человеком, а он во всем подходит на свою мать. К слугам Митрофан относится очень жестоко, оскорбляет их и вообще за людей не считает: Еремеевна.

Да поучись хоть немножечко. Митрофан. Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. К учителям Митрофан тоже никакого уважения не имеет. Он стремится лишь к своей личной выгоде, и, когда узнает о том, что Софья стала наследницей Стародума, он немедленно намеревается предложить ей руку и сердце, а отношение к Софье в доме Простаковых значительно изменяется в лучшую сторону. И все это только из-за жадности и хитрости, а не из-за подвига сердца.

Тарас Скотинин– дворянин, брат Простаковой. Крайне невежественен, глуп. Единственный интерес его жизни – свиньи, разведением которых он занимался. Ради денег рассчитывал жениться на Софье, племяннице Стародума.

Тарас Скотинин — типичный представитель мелких помещиков-крепостников. Вырос в семье, враждебно относившейся к просвещению. Отличается невежеством, умственной неразвитостью, хотя от природы сообразителен. Все его мысли и интересы связаны только со своим скотным двором. Теплоту и нежность он проявляет только к своим свиньям. Скотинин — свирепый крепостник, необыкновенно жаден, груб (о чем свидетельствует его речь), невежествен.

Простакова ругает его за плохо сшитый кафтан, но Тришка справедливо объясняет хозяйке, что он не учился на портного, поэтому не отвечает за результат Тришка — бойкий и, судя по всему, неглупый парень.Портной Тришка — единственный крестьянин, который осмеливается спорить с госпожой Простаковой: Простакова обзывает Тришку мошенником, вором, скотом и т.д. Скорее всего, эти слова никак не характеризуют самого Тришку, потому что грубая Простакова всех своих крепостных обзывает подобными словами.

Ее имением, в отсутствии Стародума, управляют Простаковы, которые обкрадывают девушку. А когда они узнают, что у Софьи большое приданое, то начинают борьбу за ее руку и деньги. Но у Софьи есть возлюбленный – Милон, с которым она помолвлена и которому остается верна. Семейство Простаковых-Скотининых Софья презирает и смеется над ним.

Девушка происходит от честных дворян, которые дали ей хорошее образование. Софья умна, насмешлива, чувствительна и добра (в конце комедии она прощает Простакову за причинено ей зло) . Героиня считает, что почет и богатство должны доставаться трудами, что девушке приличны кротость и послушание старшим, но любовь свою она может и должна отстаивать. Вокруг Софьи группируются все положительные персонажи пьесы. Они помогают ей освободиться из-под опеки Простаковых и соединиться с Милоном в конце комедии.

Милон считает, что неустрашимость офицера – это не слепая и безответственная готовность умереть на поле боя ради славы, а осознание всей опасности, которой подвергается его жизнь, понимание ценности своей жизни и только тогда отвага – это готовность пожертвовать своей жизнью во имя Отечества.

Кроме того, смелость по Милону нужна в каждой жизненной ситуации. Когда Простакова пытается силой увезти Софью под венец, Милон защищает ее с обнаженной шпагой, по отношению к поведению Простаковой он высказывает негодование и презрение. В идеальный образ Милона Фонвизин вложил все позитивные качества, которые должны быть присущи настоящему офицеру, дворянину, благородному человеку чести.

Персонаж Правдина играет важное значение в идейном замысле комедии. В его образе Фонвизин изобразил идеал гуманного и образованного чиновника просвещения, который заслужено вознаграждает и наказывает. Для автора Правдин – олицетворение человечной, рациональной истины в последней инстанции.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Что такое афиша в драматическом произведении?

  • Баннер спектакля
  • Список действующих лиц в начале произведения
  • Картинка спектакля с представлением героев
Вопрос 2

Поставить эту комедию Фонвизина на сцене правительство позволило с 1 раза?

Вопрос 3

Кто такой недоросль?

  • несовершеннолетний
  • несовершеннолетний дворянин, который не имеет образования, следовательно, не может поступить на гос. службу и жениться
  • молодой дворянин, у которого есть образование
Вопрос 4

Выберете черты классицизма, которые отражены в комедии

  • Соблюдение 3х единств
  • Говорящие фамилии
  • Бунтующий герой
  • Характеры героев не изменяются на протяжении повествования
  • Главное - чувства героя
Вопрос 5
  • Правдин
  • Г-жа Простокова
  • Софья
  • Скотинин
  • Милон
  • Митрофанушка
  • Стародум
  • Простаков
Вопрос 6

Выберете верные характеристики Простаковой

  • Необразованная
  • Начитанная
  • Грубая
  • Жестокая
  • Милосердная
  • Безмерно любит своего сына
  • Властная
  • Заставляет Митрофана учиться
  • Дворянка
  • Считает, что образование - важная составляющая дворянина
Вопрос 7

Почему Скотинин хочет жениться на Софье?

  • Любит её
  • Ему нужно завладеть её поместьем и скотом
  • Не хочет он на ней жениться
Вопрос 8

Выберете верные характеристики Простакова

  • Муж Простаковой
  • Властный
  • Издевается над крестьянами
  • Безвольный
  • Подчиняется своей жене
  • Занимается воспитанием сына
  • Глава семьи
Вопрос 9

Кто такая Еремеевна?

  • Няня Митрофана (кормилица)
  • Бабушка Митрофана
  • Сестра Простаковой
Вопрос 10

Выберете верные характеристики Митрофана

  • Эгоистичный
  • Желает получить образование
  • Любит своих родителей
  • Уважает старших
  • Оскорбляет учителей и всю прислугу
  • Не хочет учиться, а хочет жениться
  • Муж Софьи и сын Простаковой
  • Трусливый
  • Любит своего дядю
Вопрос 11

Верно ли утверждение: Простакова желает женить своего сына на Софье, потому что дядя оставляет ей наследство. До этого она не хотела, чтобы Софья была женой Митрофана

Вопрос 12

Какой герой является носителем авторской мысли?

  • Митрофан
  • Простакова
  • Стародум
  • Скотинин
  • Софья
  • Правдин
Вопрос 13

Зачем приезжает в деревню Правдин?

  • По приказу - проверить, действительно ли здесь царствует произвол помещиков
  • Отобрать власть у Простаковой
  • Приехал за Софьей
Вопрос 14

В чем смысл фразы: "Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится" ?

  • Не нужно звать врача, когда пациент смертельно болен
  • Она связана с ситуацией в стране: дворяне не хотят получать образование, значит нет смысла их заставлять, потому что они к этому не готовы
  • Она относится к семье Простаковыех: не нужно учить Митрофана, потому что он не желает этого
Вопрос 15

Подберите верные утверждения об учителях Митрофана

  • Цыфиркин - отставной сержант
  • Вральман - учитель русского языка
  • Кутейкин - семинарист
Вопрос 16

Кто является возлюбленным Софьи?

  • Митрофан
  • Скотинин
  • Милон
  • Правдин
Вопрос 17

Кем Стародум приходится Софье?

Вопрос 18

Всегда ли Софья прислушивается к советам Стародума? Готова подчиняться его воле?

Вопрос 19

Можно ли учителей Митрофана отнести только к положительным героям или только к отрицательным?


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Что такое афиша в драматическом произведении?

  • Баннер спектакля
  • Список действующих лиц в начале произведения
  • Картинка спектакля с представлением героев
Вопрос 2

Поставить эту комедию Фонвизина на сцене правительство позволило с 1 раза?

Вопрос 3

Кто такой недоросль?

  • несовершеннолетний
  • несовершеннолетний дворянин, который не имеет образования, следовательно, не может поступить на гос. службу и жениться
  • молодой дворянин, у которого есть образование
Вопрос 4

Выберете черты классицизма, которые отражены в комедии

  • Соблюдение 3х единств
  • Говорящие фамилии
  • Бунтующий герой
  • Характеры героев не изменяются на протяжении повествования
  • Главное - чувства героя
Вопрос 5
  • Правдин
  • Г-жа Простокова
  • Софья
  • Скотинин
  • Милон
  • Митрофанушка
  • Стародум
  • Простаков
Вопрос 6

Выберете верные характеристики Простаковой

  • Необразованная
  • Начитанная
  • Грубая
  • Жестокая
  • Милосердная
  • Безмерно любит своего сына
  • Властная
  • Заставляет Митрофана учиться
  • Дворянка
  • Считает, что образование - важная составляющая дворянина
Вопрос 7

Почему Скотинин хочет жениться на Софье?

  • Любит её
  • Ему нужно завладеть её поместьем и скотом
  • Не хочет он на ней жениться
Вопрос 8

Выберете верные характеристики Простакова

  • Муж Простаковой
  • Властный
  • Издевается над крестьянами
  • Безвольный
  • Подчиняется своей жене
  • Занимается воспитанием сына
  • Глава семьи
Вопрос 9

Кто такая Еремеевна?

  • Няня Митрофана (кормилица)
  • Бабушка Митрофана
  • Сестра Простаковой
Вопрос 10

Выберете верные характеристики Митрофана

  • Эгоистичный
  • Желает получить образование
  • Любит своих родителей
  • Уважает старших
  • Оскорбляет учителей и всю прислугу
  • Не хочет учиться, а хочет жениться
  • Муж Софьи и сын Простаковой
  • Трусливый
  • Любит своего дядю
Вопрос 11

Верно ли утверждение: Простакова желает женить своего сына на Софье, потому что дядя оставляет ей наследство. До этого она не хотела, чтобы Софья была женой Митрофана

Вопрос 12

Какой герой является носителем авторской мысли?

  • Митрофан
  • Простакова
  • Стародум
  • Скотинин
  • Софья
  • Правдин
Вопрос 13

Зачем приезжает в деревню Правдин?

  • По приказу - проверить, действительно ли здесь царствует произвол помещиков
  • Отобрать власть у Простаковой
  • Приехал за Софьей
Вопрос 14

В чем смысл фразы: "Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится" ?

  • Не нужно звать врача, когда пациент смертельно болен
  • Она связана с ситуацией в стране: дворяне не хотят получать образование, значит нет смысла их заставлять, потому что они к этому не готовы
  • Она относится к семье Простаковыех: не нужно учить Митрофана, потому что он не желает этого
Вопрос 15

Подберите верные утверждения об учителях Митрофана

  • Цыфиркин - отставной сержант
  • Вральман - учитель русского языка
  • Кутейкин - семинарист
Вопрос 16

Кто является возлюбленным Софьи?

  • Митрофан
  • Скотинин
  • Милон
  • Правдин
Вопрос 17

Кем Стародум приходится Софье?

Вопрос 18

Всегда ли Софья прислушивается к советам Стародума? Готова подчиняться его воле?

Вопрос 19

Можно ли учителей Митрофана отнести только к положительным героям или только к отрицательным?

“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.

Недоросль - пьеса Дениса Ивановича Фонвизина

Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”

Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.


Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.

Недоросль - пьеса Д. И. Фонвизина

Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.

К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.

В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.

Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Господин Простаков

Фигуральный хозяин поместья Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которой он безумно боится и не смеет молвить слово. Простаков давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан, сшитый портным Тришкой для Митрофана, потому что боится произнести не то, что ожидает госпожа.

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.

Софья

Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.

Стародум

Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.

Милон

Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.

Прямое значение названия
Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.

Переносное значение названия
Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.

Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.

Место в литературе: Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.

Главной темой комедии “Недоросль” считается, воспитание молодого дворянина, а также политические темы, которые коснулись Петра Первого, не брать на службу недорослей, запрет женитьбы дворян. В произведении пишется о разделении персонажей, воспитания отличаются, и эта тема героев разделяет, у персонажей не одинаковые понимания на жизнь. Разделение персонажей выражается в общении с родителями, это показывается во взаимоуважении между Софьей и отцом, контраст прихотями балованного Митрофана, который не умеет ничего и никого ценить.

Семья Простаковых не образованные, не приемлют в жизни нового и прогрессивного, не самостоятельны, потому что крепостное право не отменили, на семью работают крепостные. Главным для Простаковых – это материальное благополучие. Митрофанушка впитывает поведение и образ жизни деспотической матери. Девушка видит, кто в семье главный, и подстраивается под желания матери. Приходим к такому выводу, что жизнь человека зависит, какое воспитания у личности. Также, к главному относиться образование и культура которая потом выразиться в уважении к ближнего, добропорядочность человека.

Композиция

В пятой действии комедии становиться известно о неудачном похищении Софьи. Правдин обвиняет Простаковых в похищении и угрожает наказать эту семью. В финале негативные герои наказаны, а добрые награждены.

Второстепенные персонажи

Выведены такие из персонажей: Крепостная няня, бывшая кормилица Митрофана Еремеевна, портной Тишка, учитель – сельский дьячок Кутейкин, немецкий кучер Вральман. Эти персонажи, оставаясь за сценой, становятся главным страдательным образом комедии.

Читайте также: