Какое наказание получал виновный за распространение ложных слухов в годы великой отечественной войны

Обновлено: 17.05.2024

В указанных местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности были переданы военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где не было военных советов, — высшему командованию войсковых соединений. Все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, совершённые как военнослужащими, так и иными лицами, были отнесены к подследственности военной прокуратуры и подсудности военных трибуналов, в т.ч. все дела о государственных преступлениях, о преступлениях против общественной (социалистической) собственности, о разбое, об убийствах, о насильственном освобождении из домов заключения и из-под стражи, об уклонении от исполнения всеобщей воинской обязанности, о сопротивлении представителям власти, о незаконной покупке, продаже и хранении оружия, а также о хищении оружия, о спекуляции, злостном хулиганстве и иных преступлениях, предусмотренных уголовными кодексами союзных республик, если командование признает это необходимым по обстоятельствам военного положения.

Вводился упрощённый порядок расследования уголовных дел и рассмотрения их в суде. Так, военным трибуналам предоставлялось право рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения. Дела рассматривались в составе трёх постоянных членов. Приговоры не подлежали кассационному обжалованию и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Военные советы округов, фронтов и армий (флотов, флотилий), а также командующие фронтами, армиями и округами (флотами, флотилиями) имели право приостановить исполнение приговора с высшей мерой наказания. Приговоры военных трибуналов вступали в законную силу с момента их провозглашения и немедленно приводились в исполнение (за исключением приговоров с высшей мерой наказания).

Военным трибуналам при дивизиях были подсудны дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, занимавшими должности до командира роты включительно и приравненных к нему по служебному положению лиц. Военным трибуналам при корпусах — до командира батальона включительно и ему соответствующих лиц. Военным трибуналам при армиях (флотилиях) — до помощника командира полка включительно и ему соответствующих лиц. Военным трибуналам при военных округах, фронтах и флотах — до командира неотдельной бригады включительно и ему соответствующих лиц.

Состояние военного времени, ведение боевых действий и введение особых правовых режимов на ряде территорий СССР детерминировали возникновение новых форм общественно опасного поведения, характерных только для военного времени, и, как ответную реакцию, — необходимость уголовно-правовой защиты существовавшего правового порядка, реализованную в принятых отдельных уголовно-правовых актах военного времени, направленных на уголовно-правовую борьбу с так называемыми дезорганизаторами тыла.

Характерной особенностью уголовного законодательства военного времени является то, что уголовно-правовые нормы содержались не только в законодательных актах, но и в других правовых актах: указах Президиума Верховного Совета СССР, который мог давать только толкование действовавших законов; совместных постановлениях СНК СССР и ЦК ВКП(б), которые по своей правовой природе являлись постановлениями Правительства СССР и партийными решениями негосударственной организации; постановлениями Государственного Комитета Обороны СССР — чрезвычайного органа, созданного на период войны, которому Президиум Верховного Совета СССР, Центральный комитет ВКП(б) и Совет народных комиссаров СССР делегировали всю полноту власти в государстве и обязали всех граждан и организации беспрекословно выполнять решения и распоряжения этого органа, который, однако, не был предусмотрен Конституцией СССР9. В соответствии со ст. 14 Конституции СССР 1936 года к ведению высших органов государственной власти Союза ССР относилось лишь установление основ уголовного законодательства. Уголовное законодательство РСФСР относилось к предмету ведения РСФСР в соответствии со ст. 19 Конституции РСФСР 1937 года; конституциями других союзных республик были предусмотрены подобные положения.

Некоторые составы преступлений содержались в разных главах уголовных кодексов союзных республик, в главе о воинских преступлениях или о государственных. В некоторых уголовных кодексах союзных республик вообще отсутствовали ряд преступлений против обороны. Например, нарушение правил проживания и въезда в приграничных полосах содержалось в Уголовном кодексе УССР, но не было включено в уголовные кодексы РСФСР и БССР. Уклонение от призыва по мобилизации изначально содержалось в главе о преступлениях против порядка управления УК РСФСР, потом было перемещено в главу о воинских преступлениях. А в уголовных кодексах УССР и БССР этот состав содержался и в главе о воинских преступлениях, и в главе о преступлениях против порядка управления. Уклонение от обязательной военной службы лиц, состоявших в запасе, специально предусматривалось УК РСФСР, а также УК Туркменской ССР и УК Таджикской ССР. Уголовные же кодексы Украинской ССР, Узбекской ССР, Азербайджанской ССР и Белорусской ССР состава названного преступления не предусматривали. В УК РСФСР, в УК Белорусской ССР и в УК некоторых других союзных республик уклонение от выполнения военно-конской и военно-транспортной повинностей в условиях военного времени охватывалось составом преступления, предусмотренным ст. 59-6 УК РСФСР и соответствующими статьями УК других союзных республик. В Украинском же УК помимо названной статьи имелась ещё и специальная статья в разделе о прочих преступлениях против порядка управления (ст. 65 УК УССР), предусматривавшая непредоставление без уважительных причин по мобилизации или дополнительной поставке на сгонный или сдаточный пункт рабочих животных (лошадей, волов и т.д.), повозок, упряжи, автомобилей и т.п.10

Состав такого преступления, как нарушение правил въезда и проживания в пограничных полосах, введённый в советское уголовное законодательство постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1935 года11, одними союзными республиками был включён в уголовные кодексы (ст. 80-3 Украинской ССР), другими же союзными республиками — нет (РСФСР, БССР и др.).

Постановлением СНК СССР от 2 июля 1941 года № 1812 была введена всеобщая обязательная подготовка к противовоздушной и противохимической обороне всего взрослого населения СССР в возрасте от 16 до 60 лет. Как прохождение обучения по противовоздушной подготовке, так и участие в группах самозащиты местной противовоздушной обороны являлись государственными обязанностями (повинностями). Нарушение правил по светомаскировке и распоряжений по противопожарной безопасности препятствовали организованной борьбе с вражескими воздушными нападениями, тем самым ослабляя оборону СССР. Поэтому нарушения правил по светомаскировке и правил по противопожарной безопасности должны были также влечь ответственность, как и уклонение от несений обязанностей в группах самозащиты. Однако в действовавших уголовных кодексах союзных республик не было предусмотрено специального состава преступления, заключавшегося в нарушении правил и распоряжений по противовоздушной обороне.

В связи с поступившими запросами судебных органов о квалификации нарушений правил и распоряжений по местной противовоздушной обороне пленум Верховного суда Союза ССР своим постановлением от 26 июня 1941 года13 разъяснил судам, что за злостное нарушение распоряжений по светомаскировке и другим мероприятиям местной противовоздушной обороны в местностях, объявленных на военном положении, следовало применять ст. 59-6 УК РСФСР (отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налогов или от выполнения повинностей) и соответствующие статьи УК других союзных республик. Директивным письмом НКЮ СССР и прокурора Союза ССР от 7 августа 1941 года за № АД(17)67 было разъяснено, что в местностях, не объявленных на военном положении, но где обязательна светомаскировка, злостное нарушение правил по противовоздушной обороне также должно квалифицироваться по ст. 59-6 УК РСФСР.

Таким образом, уголовное законодательство тех лет не совсем соответствовало конституциям СССР, РСФСР и других союзных республик, но отвечало условиям военного времени, целям и задачам, стоявшим перед страной.

В ряде других постановлений пленум Верховного суда СССР разъяснил, что действие норм об отсрочке исполнения приговора с направлением в действующую армию распространялось на работников железнодорожного и водного транспорта; подсудимых по делам о дезертирстве, совершённом в военное время; лиц, осуждённых за уклонение в военное время от военного учёта. Мобилизационная потребность и комплектование Вооружённых сил являлись приоритетными задачами по сравнению с реализацией целей уголовного наказания.

Отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую армию применялась в среднем в 50 проц. судебных решений16. В период с 1941 по 1943 год на фронт были направлены около 1 млн осуждённых. Если в 1920—1930-е годы удельный вес лишения свободы в структуре назначавшихся наказаний колебался в диапазоне 30,4 проц. (1925 г.) — 26,7 проц. (1934 г.), то в начальный период войны он поднялся до 69,3 проц. (1942 г.). Доля смертной казни достигала во второй половине 1941 года 33,8 проц. К 1944 году она упала до 7,6 проц., а в 1945 году — до 5,1 проц.17

В годы Великой Отечественной войны были воссозданы штрафные части. Согласно Положениям о штрафном батальоне и роте18 в штрафные части направлялись военнослужащие, нарушившие воинскую дисциплину по трусости и неустойчивости, как на основании приказа соответствующего начальника (от командира полка и выше), так и на основании приговора военного трибунала с применением отсрочки исполнения. Причём командиры и комиссары направлялись в штрафные батальоны только по приговору военного трибунала. Срок содержания в штрафных батальонах и ротах был установлен от одного до трёх месяцев. Соответственно в штрафные батальоны направлялись лица среднего и старшего командного, политического и начальствующего состава, а в штрафные роты — рядовые и младшие командиры. Кроме того, устанавливался ряд правоограничений для военнослужащих-штрафников (временное разжалование в рядовые, временное лишение наград, ограничение выплаты денежного довольствия и т.п.). Таким образом, штрафные части военного времени являлись промежуточным звеном между дисциплинарным взысканием и уголовным наказанием. Следует иметь в виду, что осуждённые с отсрочкой исполнения приговора с направлением в действующую армию могли быть направлены как в штрафные части, так и в обыкновенные воинские части. В местностях, где не было объявлено военное положение, продолжали действовать дисциплинарные батальоны.

7 июля 1945 года в ознаменование победоносного завершения войны с гитлеровской Германией на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР были освобождены от наказания все военнослужащие, осуждённые с отсрочкой исполнения приговора, кроме того, с них была снята судимость. Этим же указом были освобождены от наказания все лица, осуждённые к лишению свободы на срок не свыше трёх лет и к более мягким мерам наказания, а также лица, осуждённые за воинские преступления, перечисленные в указе22.

1 Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 29.

2 Собрание постановлений Правительства СССР. 1941. № 16. С. 314.

3 Ведомости ВС СССР. 1941. № 32.

4 Там же. 1942. № 2.

5 Известия Советов Депутатов Трудящихся СССР. 1941. 19 сентября.

6 Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп. 1. Д. 19. Л. 144.

7 Ведомости ВС СССР. 1942. № 6.

9 Об образовании Государственного Комитета Обороны: постановление Президиума ВС СССР, СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 г. // Ведомости ВС СССР. 1941. № 31.

10 См.: Меньшагин В.Д. Преступления против обороны СССР. Дисс. … докт. юрид. наук. М., 1951. Ч. 1. Преступления против обороны СССР. Ч. 2. Отдельные виды преступлений против обороны СССР. 742 с.

11 О въезде и проживании в пограничных полосах: постановление ЦИК СССР № 12, СНК СССР № 1487 от 17 июля 1935 г. // Собрание законов СССР. 1935. № 45. Ст. 377.

12 Сборник документов по истории советской военной юстиции / Сост. Л.Н. Гусев. М., 1954. С. 370.

13 Там же. С. 365.

14 Там же. С. 373, 374.

15 Там же. С. 374.

16 Шупленков В.П. О практике применения мер наказания в военное время // Бюллетень УВС и ВК ВС СССР. 1985. № 1(121). С. 29—39; он же. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против обороны СССР. Дисс. … докт. юрид. наук. М., 1986. С. 324.

17 Он же. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против обороны СССР. С. 318—339.

18 Приказ НКО с объявлением положений о штрафных батальонах и ротах и штатов штрафного батальона, роты и заградительного отряда действующей армии от 28 сентября 1942 г. № 298 // Русский архив: Великая Отечественная: приказы народного комиссара обороны СССР: 22 июня 1941 — 31 декабря 1942 г. Т. 13. М., 1997. С. 312—315.

19 См.: Ни давности, ни забвения…: по материалам Нюрнбергского процесса. М., 1984. С. 14—43; Нюрнбергский процесс: сборник материалов. Т. 1. М., 1954. С. 3—12.

21 См.: Епифанов А.Е. Ответственность за военные преступления, совершённые на территории СССР в период Великой Отечественной войны: историко-правовой аспект. Дисс. . докт. юрид. наук. М., 2001. С. 4.

22 Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией: Указ Президиума ВС СССР от 7 июля 1945 г. // Ведомости ВС СССР. 1945. № 39.

Лысенков Сергей Геннадьевич, профессор Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доктор юридических наук, профессор.

Олейник Сергей Александрович, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России.

Авторы рассматривают проблемы уголовной ответственности военнослужащих в военное время, акцентируют свое внимание на ее формах и видах.

Ключевые слова: уголовное право, уголовная ответственность, военное время.

The authors consider the problems of criminal responsibility of servicemen during the war time; accentuate their attention to the forms and types thereof.

Key words: criminal law, criminal responsibility, war time.

В годы Великой Отечественной войны обширную нормативно-правовую базу и правоприменительную практику получила уголовно-правовая ответственность, которая наступала за совершенные преступления и устанавливалась только законом. Никакой другой нормативный акт согласно советскому законодательству не мог определить общественно опасное деяние как преступление и установить за его совершение меру ответственности. Поэтому для уголовного законодательства и правоприменительной практики военного времени важную роль играли правильная квалификация правонарушения, индивидуализация наказания, реализация мер принуждения на принципах законности и справедливости, освобождение правонарушителя от уголовной ответственности тогда, когда ее цели в полной мере были достигнуты.

Вместе с тем на выполнение названных требований в отношении уголовной ответственности военнослужащих Красной Армии и Флота существенное влияние оказывали не только чрезвычайные условия войны, но и особенности политического режима, установленного в стране в предвоенный период, когда и были сформированы основы советского уголовного права.

Уголовный кодекс (УК) РСФСР 1922 г. преступлением признавал "всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени" . Особенная часть УК имела восемь глав, в том числе главы о государственных и воинских преступлениях.

История государства и права России: Источники права. Юридические памятники XI - XX вв. М.: Манускрипт, 1995. С. 208.

В 1926 г. ВЦИК РСФСР принял новый Кодекс, который не внес существенных изменений в УК РСФСР 1922 г. Но в 1927 г. Кодекс был дополнен двумя общесоюзными нормативными актами: Положением о преступлениях государственных и Положением о воинских преступлениях, которые составили соответственно первую и девятую главы особенной части УК РСФСР 1926 г. .

Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик (далее - СЗ СССР). М., 1927. N 12. Ст. 123; N 50. Ст. 504.

Статьей 58 первой главы УК контрреволюционным признавалось "всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции". В статье содержалось 17 составов контрреволюционных преступлений .

СЗ СССР. М., 1927. N 12. Ст. 123.

В главе девятой содержались понятие "воинские преступления" и 31 их состав. В ст. 193 отмечалось: "Воинскими преступлениями признаются направленные против установленного порядка несения военной службы преступления, совершенные военнослужащими и военнообязанными запаса Рабоче-Крестьянской Красной Армии во время состояния тех или других в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии" .

Там же. N 50. Ст. 504.

В годы войны карательно-устрашающая функция уголовной ответственности усиливается. Прежде всего, актуальным стал вопрос о неотвратимости возмездия, которое должно постигнуть немецко-фашистских захватчиков и их пособников, чинивших злодеяния в отношении населения и советских военнопленных на оккупированных территориях.

Приказом НКО N 0238 от 19 апреля 1943 г. войскам был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников".

В Указе, датируемом тем же числом, отмечалось, что немецкие, итальянские, румынские, венгерские, финские фашистские злодеи, уличенные в совершении убийств и истязаний гражданского населения и пленных красноармейцев, а также шпионы и изменники Родины из числа советских граждан караются смертной казнью через повешение. Пособники из местного населения, уличенные в оказании содействия злодеям в совершении расправ и насилия над гражданским населением и пленными красноармейцами, караются ссылкой в каторжные работы на срок от 15 до 20 лет .

Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации. Ф. 208. Оп. 2511. Ед. хр. 2337. Л. 42 - 47.

Условия войны не могли не вызвать усиления уголовной ответственности военнослужащих за совершение преступлений, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Поэтому ужесточаются санкции по некоторым преступлениям, известным довоенной практике, и устанавливаются новые составы преступлений.

Например, нарушение правил воинского учета в военное время создавало серьезные затруднения при мобилизации военнообязанных и призывников в действующую армию. 28 января 1942 г. в "Известиях" были опубликованы новые правила учета и передвижения этих категорий граждан.

Нарушение правил наказывалось санкцией, предусмотренной ст. 193.10а, как за уклонение от мобилизации в военное время, - лишением свободы на срок не ниже одного года, а для начальствующего состава - не ниже двух лет с конфискацией всего или части имущества, с повышением санкции при особо отягчающих обстоятельствах до высшей меры наказания - расстрела с конфискацией имущества .

Известия. 1942. 28 января.

Постановлением ГКО от 17 сентября 1941 г. "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР" не устанавливались санкции за нарушение этой обязанности. Однако Пленум Верховного Суда СССР 11 октября 1941 г. указал, что лица, уклоняющиеся от обязательного военного обучения, подлежат ответственности по ст. 68 УК РСФСР, которая устанавливала лишение свободы сроком до трех лет .

См.: КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы 1917 - 1968. М.: Воениздат, 1969. С. 309 - 310.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. было определено в качестве состава преступления распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Лица, виновные в этом деянии, карались по приговору военного трибунала лишением свободы на срок от двух до пяти лет, если оно по своему характеру не влекло за собой по закону более тяжкого наказания .

См.: Уголовный кодекс РСФСР: Комментарий. М.: Юриздат, 1944. С. 289.

Приказ НКЮ СССР от 26 января 1942 г. указывал, что лица, виновные в порче оружия, боеприпасов, военного имущества, а также в уклонении от сдачи другого имущества, перечисленного в Постановлении ГКО от 16 января 1942 г. "О сдаче трофейного имущества", подлежали штрафу до 3000 руб. или лишению свободы сроком до шести месяцев, а в случае злостной порчи или злостного уклонения от сдачи имущества - по ст. 58.14 УК РСФСР, как за контрреволюционный саботаж, - лишению свободы на срок не ниже одного года с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до расстрела с конфискацией имущества .

См.: Советское право в период Великой Отечественной войны. Ч. II. Уголовное право. Уголовный процесс / Под ред. И.Т. Голякова. М.: Юриздат, 1948. С. 21. В Постановлении перечислялось: все брошенное противником и подобранное огнестрельное оружие, боеприпасы, противогазы, обмундирование, обувь, людское и конское снаряжение, автотранспорт, повозки, продовольствие, фураж и прочее военное имущество, принадлежащее частям Красной Армии, советским учреждениям и предприятиям (Прим. авт.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. устанавливалась ответственность за разглашение военнослужащими государственной тайны, не составляющее контрреволюционного преступления, а также за утрату секретных документов. Виновные в этих деяниях должностные лица карались лишением свободы на срок до пяти лет, а если их действия повлекли или могли повлечь за собой особо тяжелые последствия, - лишением свободы на срок до десяти лет. Разглашение другими лицами сведений, заведомо являющихся государственной тайной, каралось лишением свободы на срок до трех лет .

См.: Там же. С. 28.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливал ответственность за незаконное награждение орденами и медалями СССР, нагрудными знаками, за присвоение орденов, медалей и нагрудных знаков, за передачу их награжденными другим лицам. Лица, совершившие кражу одежды с прикрепленными к ней наградами, а также лица, обнаружившие среди похищенных ими вещей орден, медаль или нагрудный знак и присвоившие их, привлекались к ответственности как за кражу, так и за присвоение наград .

См.: Там же. С. 135 - 136.

Как видно из приведенных примеров, уголовную ответственность по "законам военного времени" (это понятие было введено п. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении") устанавливали не только законы СССР и указы Президиума Верховного Совета. В годы войны, когда чрезвычайные обстоятельства требовали немедленного реагирования на быстро меняющуюся боевую обстановку, широкое распространение получила практика подготовки и издания постановлений и распоряжений ГКО, ЦК ВКП(б), СНК СССР, Верховного Суда СССР, а также ведомственных нормативных актов в форме приказов и директив наркоматов обороны, юстиции и внутренних дел.

Особое место среди них занимали постановления, приказы и директивы, подписанные И.В. Сталиным как Председателем ГКО и СНК СССР, Верховным Главнокомандующим и Народным комиссаром обороны. Они подлежали беспрекословному и неукоснительному исполнению всеми военными советами и всем личным составом Вооруженных Сил под страхом сурового наказания.

Действие законов военного времени распространялось не только на те местности, которые были объявлены на военном положении Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. Судебная практика считала военной обстановку, сложившуюся во время войны, всюду в стране, независимо от близости или отдаленности места совершения преступления от фронта .

См.: Там же. С. 63.

Именно с этих позиций суды подходили к рассмотрению любых дел, в том числе и тех, которые возбуждались в отношении военнослужащих, находившихся по ранению или болезни в краткосрочных отпусках либо на излечении в тыловых госпиталях.

Когда предусматривалась ответственность военнослужащих за те или иные преступления по законам военного времени, такие дела подлежали рассмотрению военными трибуналами .

Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - 1961 г. М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1961. С. 420.

Судебные процессы проходили, как правило, в боевых порядках соединений и частей в присутствии военнослужащих. Принимались меры, обеспечивавшие широкую гласность приговоров. Приговоры зачитывались перед строем, освещались в средствах наглядной агитации, публиковались в армейских и дивизионных многотиражных газетах, доводились при проведении бесед и других форм воспитательной работы.

Согласно п. 9 Указа от 22 июня 1941 г. приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора .

Там же. С. 421.

Для уголовных дел о воинских преступлениях, по которым законы военного времени устанавливали высшую меру наказания, принципиальное значение имело руководящее Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 апреля 1942 г. Пленум указал, что если суд при наличии смягчающих обстоятельств признает более целесообразным направлять подсудимого на фронт, то он вправе назначить в виде наказания длительный срок тюремного заключения без поражения в правах с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий и с направлением осужденного в действующую армию. Таким же порядком осуществлялась отсрочка исполнения приговора по уголовным делам о других воинских преступлениях .

См.: Советское право в период Великой Отечественной войны. Ч. II. С. 37 - 39.

Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 15 января 1942 г. была издана Инструкция о порядке снятия судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Согласно Инструкции судимость с таких военнослужащих снималась по ходатайству командиров частей (кораблей) решением военных советов фронтов, флотов и отдельных армий от имени Президиума Верховного Совета СССР с последующим его утверждением.

Отсрочка от исполнения приговора и снятие судимости снижали небоевые потери действующей армии. Около 400 тыс. осужденных военнослужащих было направлено на фронт с отсрочкой исполнения приговора до окончания войны, что сопоставимо с численностью личного состава одного фронта .

Андроников В.М., Буриков П.Д., Гуркин В.В. и др. Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование / Под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева. М.: Воениздат, 1993. С. 140.

После окончания войны была проведена широкая амнистия военнослужащих, осужденных в военное время.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Уголовное право развивалось в период Великой Отечественной войны в направлении усиления наказаний и криминализации деяний, не признаваемых до этого преступлениями. Усиливался общепредупредительный характер наказания.

15 ноября 1943 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была повышена ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну (наказание увеличено до 10 лет лишения свободы).

Даже без квалифицирующих признаков виновные в нарушении правил местной противовоздушной обороны наказывались лишением свободы на срок не менее 6 месяцев.

Виновные в нарушении правил учета и передвижения военнослужащих и призывников наказывались лишением свободы на срок не менее 1 года (для лиц начальствующего состава – на срок не менее 2 лет). Привлекались к уголовной ответственности и лица, уклонявшиеся от обязательного обучения военному делу.

Уголовная ответственность была установлена за несдачу трофейного имущества в суточный срок.

Была усилена охрана даже личной собственности граждан. Так, пленум Верховного суда СССР в своем разъяснении от 8 января 1942 г. установил, что кража личного имущества граждан, совершенная во время воздушного налета или при оставлении населенного пункта в связи с наступлением врага, а также кража имущества эвакуированных как в пути, так и оставленного в предыдущем месте проживания является квалифицированной кражей и по своему характеру и повышенной общественной опасности подпадает под признаки кражи, совершенной во время пожара, наводнения или другого стихийного бедствия. Соответственно ужесточалось наказание за указанные разновидности краж.

Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 19 апреля 1943 г. определил, что фашистские захватчики, совершившие зверства по отношению к военнопленным и мирному населению, подлежат смертной казни через повешение либо ссылке на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Михаил Мельтюхов Преддверие Великой Отечественной войны 1939–1941 гг.: становление великой державы

Михаил Мельтюхов Преддверие Великой Отечественной войны 1939–1941 гг.: становление великой державы С конца 1980-х годов военно-политические события кануна Великой Отечественной войны стали объектом оживленной дискуссии в российской историографии, в ходе которой в научный

1. СОВЕТСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (22 ИЮНЯ — 8 ДЕКАБРЯ 1941 Г.)

1. СОВЕТСКО-ЯПОНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (22 ИЮНЯ — 8 ДЕКАБРЯ 1941 Г.) 23 июня (24 июня по токийскому времени) 1941 г. посол СССР в Японии Сметанин в сопровождении будущего генерального консула в Саппоро, секретаря советского посольства

Михаил Мельтюхов [4] Преддверие Великой Отечественной войны 1939-1941 гг.: становление великой державы

Михаил Мельтюхов [4] Преддверие Великой Отечественной войны 1939-1941 гг.: становление великой державы С конца 1980-х годов военно-политические события кануна Великой Отечественной войны стали объектом оживленной дискуссии в российской историографии, в ходе которой в научный

Глава четвертая. Советские разведчицы в период Великой Отечественной Войны

Глава четвертая. Советские разведчицы в период Великой Отечественной Войны Весь советский народ поднялся в едином патриотическом порыве на защиту Отечества от грозной фашистской опасности, советские разведчики и разведчицы были в первых рядах на невидимых фронтах

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В 1930–1941 гг. ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА

58. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ В 1930–1941 гг. ИЗМЕНЕНИЕ СЕМЕЙНОГО И УГОЛОВНОГО ПРАВА Правовая система СССР (и соответственно РСФСР) в 1930–1941 гг. характеризуется прежде всего все большим сращиванием партийных (большевистских) и государственных (советских)

60. ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

60. ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ Были расширены права союзных республик в области обороны и внешней политики (народные комиссариаты обороны и иностранных дел стали союзно-республиканскими). Украина и Белоруссия реально

61. ИЗМЕНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО И СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ

61. ИЗМЕНЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО И СЕМЕЙНОГО ПРАВА В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ Советская экономика, основанная на господстве гос. собственности, оказалась достаточно подготовленной к ведению такой широкомасштабной и затяжной войны, какой была Великая Отечественная

Донбасс в период Великой Отечественной войны

7.6. Завершающий период Великой Отечественной и Второй мировой войны

7.6. Завершающий период Великой Отечественной и Второй мировой войны В начале 1944 г. Красная армия развернула новое наступление, цель которого состояла в окончательном изгнании немецко-фашистских захватчиков с советских территорий. 27 января 1944 г. была ликвидирована


В годы Великой Отечественной войны обширную нормативно-правовую базу и правоприменительную практику получила уголовно-правовая ответственность, которая наступала за совершенные преступления и устанавливалась только законом. Никакой другой нормативный акт согласно советскому законодательству не мог определить общественно опасное деяние как преступление и установить за его совершение меру ответственности. Поэтому для уголовного законодательства и правоприменительной практики военного времени важную роль играли правильная квалификация правонарушения, индивидуализация наказания, реализация мер принуждения на принципах законности и справедливости, освобождение правонарушителя от уголовной ответственности тогда, когда ее цели в полной мере были достигнуты.
Вместе с тем на выполнение названных требований в отношении уголовной ответственности военнослужащих Красной Армии и Флота существенное влияние оказывали не только чрезвычайные условия войны, но и особенности политического режима, установленного в стране в предвоенный период, когда и были сформированы основы советского уголовного права.
Уголовный кодекс (УК) РСФСР 1922 г. преступлением признавал "всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени" . Особенная часть УК имела восемь глав, в том числе главы о государственных и воинских преступлениях.
--------------------------------
История государства и права России: Источники права. Юридические памятники XI - XX вв. М.: Манускрипт, 1995. С. 208.

В 1926 г. ВЦИК РСФСР принял новый Кодекс, который не внес существенных изменений в УК РСФСР 1922 г. Но в 1927 г. Кодекс был дополнен двумя общесоюзными нормативными актами: Положением о преступлениях государственных и Положением о воинских преступлениях, которые составили соответственно первую и девятую главы особенной части УК РСФСР 1926 г. .
--------------------------------
Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Союза Советских Социалистических Республик (далее - СЗ СССР). М., 1927. N 12. Ст. 123; N 50. Ст. 504.

Статьей 58 первой главы УК контрреволюционным признавалось "всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции". В статье содержалось 17 составов контрреволюционных преступлений .
--------------------------------
СЗ СССР. М., 1927. N 12. Ст. 123.

В главе девятой содержались понятие "воинские преступления" и 31 их состав. В ст. 193 отмечалось: "Воинскими преступлениями признаются направленные против установленного порядка несения военной службы преступления, совершенные военнослужащими и военнообязанными запаса Рабоче-Крестьянской Красной Армии во время состояния тех или других в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии" .
--------------------------------
Там же. N 50. Ст. 504.

Условия войны не могли не вызвать усиления уголовной ответственности военнослужащих за совершение преступлений, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Поэтому ужесточаются санкции по некоторым преступлениям, известным довоенной практике, и устанавливаются новые составы преступлений.
Например, нарушение правил воинского учета в военное время создавало серьезные затруднения при мобилизации военнообязанных и призывников в действующую армию. 28 января 1942 г. в "Известиях" были опубликованы новые правила учета и передвижения этих категорий граждан.
Нарушение правил наказывалось санкцией, предусмотренной ст. 193.10а, как за уклонение от мобилизации в военное время, - лишением свободы на срок не ниже одного года, а для начальствующего состава - не ниже двух лет с конфискацией всего или части имущества, с повышением санкции при особо отягчающих обстоятельствах до высшей меры наказания - расстрела с конфискацией имущества .
--------------------------------
Известия. 1942. 28 января.

Постановлением ГКО от 17 сентября 1941 г. "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР" не устанавливались санкции за нарушение этой обязанности. Однако Пленум Верховного Суда СССР 11 октября 1941 г. указал, что лица, уклоняющиеся от обязательного военного обучения, подлежат ответственности по ст. 68 УК РСФСР, которая устанавливала лишение свободы сроком до трех лет .
--------------------------------
См.: КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы 1917 - 1968. М.: Воениздат, 1969. С. 309 - 310.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. было определено в качестве состава преступления распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения. Лица, виновные в этом деянии, карались по приговору военного трибунала лишением свободы на срок от двух до пяти лет, если оно по своему характеру не влекло за собой по закону более тяжкого наказания .
--------------------------------
См.: Уголовный кодекс РСФСР: Комментарий. М.: Юриздат, 1944. С. 289.

Приказ НКЮ СССР от 26 января 1942 г. указывал, что лица, виновные в порче оружия, боеприпасов, военного имущества, а также в уклонении от сдачи другого имущества, перечисленного в Постановлении ГКО от 16 января 1942 г. "О сдаче трофейного имущества", подлежали штрафу до 3000 руб. или лишению свободы сроком до шести месяцев, а в случае злостной порчи или злостного уклонения от сдачи имущества - по ст. 58.14 УК РСФСР, как за контрреволюционный саботаж, - лишению свободы на срок не ниже одного года с конфискацией всего или части имущества, с повышением, при особо отягчающих обстоятельствах, вплоть до расстрела с конфискацией имущества .
--------------------------------
См.: Советское право в период Великой Отечественной войны. Ч. II. Уголовное право. Уголовный процесс / Под ред. И.Т. Голякова. М.: Юриздат, 1948. С. 21. В Постановлении перечислялось: все брошенное противником и подобранное огнестрельное оружие, боеприпасы, противогазы, обмундирование, обувь, людское и конское снаряжение, автотранспорт, повозки, продовольствие, фураж и прочее военное имущество, принадлежащее частям Красной Армии, советским учреждениям и предприятиям (Прим. авт.).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. устанавливалась ответственность за разглашение военнослужащими государственной тайны, не составляющее контрреволюционного преступления, а также за утрату секретных документов. Виновные в этих деяниях должностные лица карались лишением свободы на срок до пяти лет, а если их действия повлекли или могли повлечь за собой особо тяжелые последствия, - лишением свободы на срок до десяти лет. Разглашение другими лицами сведений, заведомо являющихся государственной тайной, каралось лишением свободы на срок до трех лет .
--------------------------------
См.: Там же. С. 28.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 мая 1943 г. устанавливал ответственность за незаконное награждение орденами и медалями СССР, нагрудными знаками, за присвоение орденов, медалей и нагрудных знаков, за передачу их награжденными другим лицам. Лица, совершившие кражу одежды с прикрепленными к ней наградами, а также лица, обнаружившие среди похищенных ими вещей орден, медаль или нагрудный знак и присвоившие их, привлекались к ответственности как за кражу, так и за присвоение наград .
--------------------------------
См.: Там же. С. 135 - 136.

Как видно из приведенных примеров, уголовную ответственность по "законам военного времени" (это понятие было введено п. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении") устанавливали не только законы СССР и указы Президиума Верховного Совета. В годы войны, когда чрезвычайные обстоятельства требовали немедленного реагирования на быстро меняющуюся боевую обстановку, широкое распространение получила практика подготовки и издания постановлений и распоряжений ГКО, ЦК ВКП(б), СНК СССР, Верховного Суда СССР, а также ведомственных нормативных актов в форме приказов и директив наркоматов обороны, юстиции и внутренних дел.
Особое место среди них занимали постановления, приказы и директивы, подписанные И.В. Сталиным как Председателем ГКО и СНК СССР, Верховным Главнокомандующим и Народным комиссаром обороны. Они подлежали беспрекословному и неукоснительному исполнению всеми военными советами и всем личным составом Вооруженных Сил под страхом сурового наказания.
Действие законов военного времени распространялось не только на те местности, которые были объявлены на военном положении Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. Судебная практика считала военной обстановку, сложившуюся во время войны, всюду в стране, независимо от близости или отдаленности места совершения преступления от фронта .
--------------------------------
См.: Там же. С. 63.

Именно с этих позиций суды подходили к рассмотрению любых дел, в том числе и тех, которые возбуждались в отношении военнослужащих, находившихся по ранению или болезни в краткосрочных отпусках либо на излечении в тыловых госпиталях.
Когда предусматривалась ответственность военнослужащих за те или иные преступления по законам военного времени, такие дела подлежали рассмотрению военными трибуналами .
--------------------------------
Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938 г. - 1961 г. М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1961. С. 420.

Судебные процессы проходили, как правило, в боевых порядках соединений и частей в присутствии военнослужащих. Принимались меры, обеспечивавшие широкую гласность приговоров. Приговоры зачитывались перед строем, освещались в средствах наглядной агитации, публиковались в армейских и дивизионных многотиражных газетах, доводились при проведении бесед и других форм воспитательной работы.
Согласно п. 9 Указа от 22 июня 1941 г. приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора .
--------------------------------
Там же. С. 421.

Для уголовных дел о воинских преступлениях, по которым законы военного времени устанавливали высшую меру наказания, принципиальное значение имело руководящее Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 22 апреля 1942 г. Пленум указал, что если суд при наличии смягчающих обстоятельств признает более целесообразным направлять подсудимого на фронт, то он вправе назначить в виде наказания длительный срок тюремного заключения без поражения в правах с отсрочкой исполнения приговора до окончания военных действий и с направлением осужденного в действующую армию. Таким же порядком осуществлялась отсрочка исполнения приговора по уголовным делам о других воинских преступлениях .
--------------------------------
См.: Советское право в период Великой Отечественной войны. Ч. II. С. 37 - 39.

Секретариатом Президиума Верховного Совета СССР 15 января 1942 г. была издана Инструкция о порядке снятия судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Согласно Инструкции судимость с таких военнослужащих снималась по ходатайству командиров частей (кораблей) решением военных советов фронтов, флотов и отдельных армий от имени Президиума Верховного Совета СССР с последующим его утверждением.
Отсрочка от исполнения приговора и снятие судимости снижали небоевые потери действующей армии. Около 400 тыс. осужденных военнослужащих было направлено на фронт с отсрочкой исполнения приговора до окончания войны, что сопоставимо с численностью личного состава одного фронта .
--------------------------------
Андроников В.М., Буриков П.Д., Гуркин В.В. и др. Гриф секретности снят: потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование / Под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева. М.: Воениздат, 1993. С. 140.

После окончания войны была проведена широкая амнистия военнослужащих, осужденных в военное время.

Читайте также: