Какое международное соглашение направлено на решение экологических проблем монреальское соглашение

Обновлено: 28.06.2024

Глава 24. Международное сотрудничество в природоохранной деятельности

24.1. Формирование системы международного экологического сотрудничества

На необходимость общечеловеческих усилий для предотвращения разрушения экосистемы планеты указывал еще в начале XX в. В.И. Вернадский в контексте своей концепции ноосферы. Впоследствии результаты моделирования глобального развития подтвердили вывод о том, что страны мира должны более ответственно подходить к решению экологических проблем на основе международного сотрудничества. В наши дни государства добровольно делегируют часть своих прав международным организациям, которые от их общего имени вводят рациональные нормы природопользования. В этом процессе проявляются деидеологизация межгосударственных отношений, "верховенство общечеловеческой идеи", что в значительной, степени содействует и оздоровлению международного политического климата.

В ходе становления и развития международное сотрудничество в области охраны окружающей среды претерпело существенные изменения. Выделяют следующие периоды формирования современной системы международного экологического сотрудничества:

с 1992 г. по настоящее время.

Второй этап начался с созданием ООН, которой в настоящее время принадлежит ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве. Можно сказать без преувеличения, что все органы ООН наряду с политическими, экономическими, социальными и иными проблемами занимаются вопросами охраны окружающей среды. Вместе с тем ООН имеет специальную программу, главной задачей которой является исключительно охрана окружающей среды, — ЮНЕП. Первая международная природоохранительная организация (Международный союз защиты природы) была создана в 1948 г. на базе Брюссельского бюро при активной поддержке ЮНЕСКО. В 50-е годы происходит изменение концептуального подхода к проблемам окружающей среды: на смену концепции защиты природы как сохранения отдельных природных объектов пришла концепция охраны природы, предполагающая рациональное, комплексное использование естественных ресурсов. В связи с этим в 1956 г. Международный союз защиты природы был переименован в Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).

Третий этап характеризуется чрезвычайной активизацией многостороннего международного экологического сотрудничества, что было обусловлено негативными последствиями научно-технической революции. В 60-е годы воздействие человека на окружающую среду приобретает глобальный характер и все чаще превышает естественные возможности экосистем к самовосстановлению. В 1968 г. сессия Генассамблеи ООН приняла резолюцию, установившую роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека. Важнейшим этапом в экологической политике государств и всего международного сообщества принято считать состоявшуюся в Стокгольме (1972) Международную конференцию по окружающей человека среде. В соответствии с ее решением и был учрежден постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды — ЮНЕП. Стокгольмская конференция создала прецедент рассмотрения экологических проблем в контексте человеческого развития. Последующие международные конференции по различным социально-экономическим проблемам, проводимые под эгидой ООН (Конференция по народонаселению в Бухаресте (1974), Всемирная продовольственная конференция в Риме (1974), Конференция ООН по населенным пунктам в Ванкувере (Канада, 1976), Конференция по новым и возобновляемым источникам энергии в Найроби (Кения, 1981) и др.), так или иначе затрагивали вопросы охраны среды обитания человека.

Начало четвертого этапа знаменует состоявшаяся 3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она подвела итоги международной деятельности по охране окружающей среды за двадцать лет, прошедших после Стокгольмской конференции, приняла целый ряд программных документов, разработала концепцию устойчивого человеческого развития, открыла для подписания международные конвенции об охране климатических ресурсов и о биологическом разнообразии. Конференция в Рио задала программу дальнейшего международного сотрудничества в области природоохранной деятельности принятием "Повестки дня на XXI век" и других итоговых документов.

Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления:

1) парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии;

2) взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН;

3) конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашении, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем;

4) научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.;

5) экологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д.

Наиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является заключение международных договоров и иных соглашений. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона или совместном использовании некоторых ресурсов.

Международно-правовая природоохранная практика имеет более чем вековую историю. Начало ей было положено заключением соглашений по регулированию использования и охраны ресурсов животного мира. В 1875 г. Австро-Венгрия и Италия приняли Декларацию об охране птиц, а в 1882 г. была заключена Конвенция о порядке регулирования рыболовства в Северном море. В том же году в Париже несколькими европейскими странами была подписана первая Международная конвенция по защите полезных для сельского хозяйства птиц. В 1897 г. Россия, Япония и США подписали соглашение о совместном использовании и охране морских котиков в Тихом океане. Рыболовство, добыча китов и других морских животных — традиционная сфера международных соглашений. Сейчас в этой области действует более 70 договоров.

Растущая обеспокоенность ухудшением состояния морских вод побудила 20 стран мира к заключению в Лондоне Конвенции по предотвращению загрязнения морей нефтью (1954). Договором запрещен слив нефти и нефтепродуктов в пределах 80-250 км от побережий подписавших его стран. Впоследствии в этой сфере были заключены новые конвенции (Лондон, 1972, 1973), предусматривающие жесткий режим полного предотвращения каких бы то ни было сбросов и захоронений в Мировом океане, в том числе радиоактивных.

Важнейшим в истории межгосударственных соглашений является Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, подписанный более чем 100 странами в Москве в 1963 г.

Проблема защиты окружающей среды от разрушения в ходе военных действий нашла отражение в подписанной в 1977 г. бессрочной Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, идея которой была выдвинута СССР. Термин "средства воздействия на природную среду" относится к любым средствам для изменения динамики, состава или структуры Земли или космического пространства путем преднамеренного управления природными процессами. Участники конвенции обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на экосистему планеты, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба другому государству, а также не помогать в осуществлении такого рода действий другим странам и организациям. Конвенция не ограничивает использование в мирных целях средств воздействия на природную среду в соответствии с принципами международного права.

В наши дни ни одна страна мира не может обеспечить себе безопасность за счет другой. Единственный путь — понижение уровня военного противостояния, прежде всего путем радикального сокращения ядерных арсеналов. В декабре 1987 г. был сделан первый реальный шаг к ядерному разоружению в результате подписания в Вашингтоне между США и СССР Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Одновременно был достигнут прогресс на пути к 50 % -му сокращению стратегических вооружений СССР и США.

Современное конвенционное регулирование направлено на предотвращение возможных последствий для окружающей среды опасных видов хозяйственной деятельности. С этой целью международным сообществом были подписаны следующие документы: Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Венская конвенция об охране озонового слоя (1985), Конвенция о помощи в случае ядерной войны или радиационной аварийной ситуации (1986), Конвенция о перевозке опасных грузов (1989) и др. Международным достижением исключительной важности признается Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой (1987), в соответствии с которым подписавшие его стороны обязались к 2000 г. снизить на 50 % выбросы в атмосферу хлорфторсодержащих углеводородов, губительно действующих на защитную оболочку Земли.

Всеобщую заинтересованность представляет и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия планеты. С этой целью международным сообществом были подписаны такие обязательства, как Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц (1971), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979) и др. Но одним из наиболее существенных достижений международного экологического сотрудничества является заключение в 1992 г. Конвенции о сохранении биологического разнообразия. В целях создания материальных стимулов сохранения биоразнообразия конвенцией закреплено признание биологических ресурсов суверенной собственностью государств, располагающих ими. Кроме того, страны, владеющие большим разнообразием генофонда, согласно конвенции имеют право взимать плату за доступ к этому ценному ресурсу.

Принятые международные соглашения принесли конкретные позитивные результаты. Так, реализация Конвенции о предотвращении трансграничного загрязнения атмосферы на большие расстояния привела к значительному снижению уровня загрязнения воздуха в Европе. Резко уменьшилось количество убиваемых в Африке слонов в результате принятой в 1990 г. Конвенции о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны. В соответствии с соглашением 1991 г. в Антарктиде запрещены разведка и добыча полезных ископаемых сроком на 50 лет. В целом государства приняли более 178 экологических соглашений.

Другой эффективной формой международного сотрудничества является создание и деятельность межправительственных специализированных учреждений при Организации Объединенных Наций (ООН).

Файл: ретроспективное видео по Монреальскому протоколу.ogv

"> Воспроизвести медиа

Ретроспективное видео о Монреальском протоколе и сотрудничестве между политиками, учеными и лидерами отрасли по регулированию ХФУ


Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, также известный просто как Монреальского протокола , является международным договором , предназначенный для защиты озонового слоя путем постепенного отказа от производства многочисленных веществ, которые ответственны за разрушение озонового слоя . Открытый для подписания 16 сентября 1987 года, он был сделан в соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя 1985 года , которая заложила основу для международного сотрудничества в борьбе с разрушением озонового слоя. Монреальский протокол вступил в силу 1 января 1989 г. и с тех пор претерпел девять изменений: в 1990 г. ( Лондон ), 1991 г. ( Найроби ), 1992 г. ( Копенгаген ), 1993 г. ( Бангкок ), 1995 г. ( Вена ), 1997 ( Монреаль ), 1998 г. ( Австралия ), 1999 ( Пекин ) и 2016 ( Кигали ).

В результате международного соглашения озоновая дыра в Антарктиде медленно восстанавливается. Климатические прогнозы показывают, что озоновый слой вернется к уровням 1980 года между 2050 и 2070 годами. Успех Монреальского протокола объясняется его эффективным распределением бремени и предложениями решений, которые помогли смягчить региональные конфликты интересов, по сравнению с недостатками глобального регулирующего подхода Киотский протокол . Однако глобальное регулирование уже вводилось до того, как был достигнут научный консенсус, и общественное мнение в целом было убеждено в возможных неизбежных рисках для озонового слоя.

Договоры также примечательны уникальной целесообразностью глобальных действий: прошло всего 14 лет между открытием фундаментальных научных исследований (1973 г.) и подписанием международного соглашения (1985 и 1987 гг.).

СОДЕРЖАНИЕ

Сроки и цели

Договор построен вокруг нескольких групп галогенированных углеводородов , разрушающих стратосферный озон. Все озоноразрушающие вещества, контролируемые Монреальским протоколом, содержат хлор или бром (вещества, содержащие только фтор , не наносят вреда озоновому слою). Некоторые озоноразрушающие вещества (ОРВ) еще не контролируются Монреальским протоколом, включая закись азота (N 2 O). Таблицу озоноразрушающих веществ, регулируемых Монреальским протоколом, см.

Для каждой группы ОРВ договор предусматривает график, по которому производство этих веществ должно быть прекращено и в конечном итоге ликвидировано. Это включало 10-летний поэтапный переход для развивающихся стран, указанных в статье 5 договора.

План управления поэтапным отказом от хлорфторуглеродов (ХФУ)

Заявленная цель договора заключается в том, чтобы подписавшие государства

1. Признание того, что мировые выбросы определенных веществ могут значительно истощить или иным образом изменить озоновый слой таким образом, что это может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья человека и окружающей среды. Решимость защищать озоновый слой путем принятия мер предосторожности для справедливого контроля общих глобальных выбросов веществ, разрушающих его, с конечной целью их устранения на основе достижений в области научных знаний,

2. Признавая, что требуется специальное положение для удовлетворения потребностей развивающихся стран, которые принимают ряд ступенчатых ограничений на использование и производство ХФУ , включая:

  • с 1991 по 1992 год его уровни потребления и производства регулируемых веществ, включенных в группу I приложения A, не превышали 150 процентов от расчетных уровней производства и потребления этих веществ в 1986 году;
  • с 1994 года расчетный уровень потребления и производства регулируемых веществ, включенных в группу I приложения А, не превышает ежегодно двадцать пять процентов от расчетного уровня потребления и производства в 1986 году.
  • с 1996 года расчетный уровень потребления и производства регулируемых веществ, включенных в группу I приложения A, не превышает нуля процентов от расчетных уровней 1986 года.

Произошел более быстрый отказ от галонов-1211, -2402, -1301, более медленный отказ (до нуля к 2010 г.) других веществ (галон 1211, 1301, 2402; ХФУ 13, 111, 112 и т. Д.) .) и некоторым химическим веществам ( четыреххлористый углерод ; 1,1,1-трихлорэтан ). Поэтапный отказ от менее вредных ГХФУ начался только в 1996 году и будет продолжаться до тех пор, пока полный отказ не будет достигнут к 2030 году.

Вещества, включенные в группу I приложения A:

Дополнительные вещества включены в Приложение B. В 2016 году Кигалийская поправка добавила гидрофторуглероды (ГФУ), которые перечислены в приложении C.

Положения Протокола включают требование о том, чтобы Стороны Протокола основывали свои будущие решения на текущей научной, экологической, технической и экономической информации, которая оценивается группами экспертов из мирового сообщества экспертов. Чтобы внести этот вклад в процесс принятия решений, прогресс в понимании этих тем был оценен в 1989, 1991, 1994, 1998 и 2002 годах в серии отчетов, озаглавленных " Научная оценка разрушения озонового слоя" Группой по научной оценке (SAP).

В 1990 году была также создана Группа по техническому обзору и экономической оценке в качестве консультативного органа по технологиям и экономике Сторон Монреальского протокола. Группа по техническому обзору и экономической оценке (ГТОЭО) предоставляет по запросу Сторон техническую информацию, касающуюся альтернативных технологий, которые были исследованы и применены, чтобы сделать возможным практически исключить использование озоноразрушающих веществ (таких как ХФУ и галоны), которые нанести вред озоновому слою. Стороны также поручают ГТОЭО ежегодно оценивать и оценивать различные технические вопросы, включая оценку заявок на исключения в отношении основных видов применения ХФУ и галонов и заявок на исключения в отношении важнейших видов применения бромистого метила . Годовые отчеты ГТОЭО служат основой для принятия Сторонами обоснованных решений.

Различные межправительственные, правительственные и неправительственные организации опубликовали многочисленные отчеты для каталогизации и оценки альтернатив озоноразрушающим веществам, поскольку эти вещества использовались в различных технических секторах, таких как охлаждение, кондиционирование воздуха, гибкая и жесткая пена. , противопожарная защита, аэрокосмическая промышленность, электроника, сельское хозяйство и лабораторные измерения.

План управления поэтапным отказом от гидрохлорфторуглеродов (ПОДПО)

В соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, особенно Исполнительным комитетом (ExCom) 53/37 и ExCom 54/39, Стороны этого Протокола договорились установить 2013 год в качестве времени для замораживания потребления и производства гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ). для развивающихся стран. В развитых странах сокращение потребления и производства ГХФУ началось в 2004 и 2010 годах, соответственно, со 100% сокращением на 2020 год. Развивающиеся страны согласились начать сокращение своего потребления и производства ГХФУ к 2015 году, со 100% сокращением на 2030 год.

ГХФУ - это группа техногенных соединений, содержащих водород, хлор, фтор и углерод. Они не встречаются нигде в природе. Производство ГХФУ начало расти после того, как страны договорились о постепенном отказе от использования ХФУ в 1980-х годах, которые, как было установлено, разрушают озоновый слой. Как и ХФУ, ГХФУ используются в холодильных установках, в аэрозольных пропеллентах, производстве пены и в системах кондиционирования воздуха. Однако, в отличие от ХФУ, большинство ГХФУ распадаются в нижней части атмосферы и представляют гораздо меньший риск для озонового слоя. Тем не менее, ГХФУ являются очень мощными парниковыми газами , несмотря на их очень низкие концентрации в атмосфере, измеряемые в частях на триллион (миллионы миллионов).

ГХФУ - это переходные заменители ХФУ, используемые в качестве хладагентов , растворителей, вспенивающих агентов для производства пенопласта и огнетушителей. Что касается озоноразрушающей способности (ОРС), по сравнению с ХФУ, которые имеют ОРС 0,6–1,0, эти ГХФУ имеют более низкие значения ОРС (0,01–0,5). Что касается потенциала глобального потепления (ПГП), по сравнению с ХФУ, которые имеют ПГП 4 680 - 10 720, ГХФУ имеют более низкие ПГП (76 - 2 270).

Гидрофторуглероды (ГФУ)

1 января 2019 года вступила в силу Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу. В соответствии с Кигалийской поправкой страны обещали сократить использование гидрофторуглеродов (ГФУ) более чем на 80% в течение следующих 30 лет. К 27 декабря 2018 года поправку ратифицировали 65 стран.

Производимые в основном в развитых странах, ГФУ заменили ХФУ и ГХФУ. ГФУ не наносят вреда озоновому слою, потому что, в отличие от ХФУ и ГХФУ, они не содержат хлора. Однако это парниковые газы с высоким потенциалом глобального потепления (ПГП), сравнимым с таковым у ХФУ и ГХФУ. В 2009 году в исследовании было подсчитано, что быстрое поэтапное сокращение ГФУ с высоким ПГП может потенциально предотвратить выбросы до 8,8 Гт CO 2 -экв. В год к 2050 году. Таким образом, предполагалось, что предложенное поэтапное сокращение ГФУ позволит избежать выбросов до 0,5 ° С. C потепления к 2100 году по сценарию роста с высоким содержанием ГФУ и до 0,35 ° C по сценарию с низким уровнем роста ГФУ. Признавая возможность быстрого и эффективного отказа от ГФУ в рамках Монреальского протокола, начиная с 2009 года Федеративные Штаты Микронезии предложили поправку о поэтапном сокращении ГФУ с высоким ПГП, а США, Канада и Мексика последовали аналогичному предложению в 2010 г.

17 ноября 2017 года, в преддверии 29-го Совещания Сторон Монреальского протокола, Швеция стала 20-й стороной, ратифицировавшей Кигалийскую поправку, превысив порог ратификации, что обеспечило вступление поправки в силу 1 января 2019 года.

Соединенные Штаты приняли цели сокращения в Законе о консолидированных ассигнованиях на 2021 год , но из-за республиканского контроля над Сенатом США, а затем над президентством, попытки ратифицировать Кигалийскую поправку не начались до президентства Джо Байдена .

История

В 1973 году химики Фрэнк Шервуд Роуленд и Марио Молина , работавшие тогда в Калифорнийском университете в Ирвине , начали изучать воздействие ХФУ на атмосферу Земли. Они обнаружили, что молекулы CFC достаточно стабильны, чтобы оставаться в атмосфере до тех пор, пока не попадут в середину стратосферы, где они, наконец, (в среднем через 50–100 лет для двух обычных CFC) будут разрушены ультрафиолетовым излучением и высвободят атом хлора . Затем Роуленд и Молина предположили, что эти атомы хлора могут вызвать разрушение большого количества озона (O 3 ) в стратосфере. Их аргумент был основан на аналогии с современной работой Пола Дж. Крутцена и Гарольда Джонстона, которые показали, что оксид азота (NO) может катализировать разрушение озона. (Несколько других ученых, включая Ральфа Цицерона , Ричарда Столярски, Майкла МакЭлроя и Стивена Вофси независимо друг от друга предположили, что хлор может катализировать потерю озона, но ни один из них не осознал, что ХФУ являются потенциально крупным источником хлора.) Крутцен, Молина и Роуленд были награждены. Нобелевская премия по химии 1995 г. за их работу по этой проблеме.

Последствия этого открытия для окружающей среды заключаются в том, что, поскольку стратосферный озон поглощает большую часть ультрафиолетового B (УФ-B) излучения, достигающего поверхности планеты, истощение озонового слоя ХФУ приведет к увеличению УФ-B излучения на поверхность, что приводит к увеличению числа случаев рака кожи и другим воздействиям, таким как повреждение сельскохозяйственных культур и морского фитопланктона.

После публикации своей ключевой статьи в июне 1974 года Роуленд и Молина дали показания на слушании в Палате представителей США в декабре 1974 года. В результате было выделено значительное финансирование для изучения различных аспектов проблемы и подтверждения первоначальных выводов. В 1976 году Национальная академия наук США (НАН) выпустила отчет, который подтвердил научную достоверность гипотезы истощения озонового слоя. НАН продолжала публиковать оценки смежных наук в течение следующего десятилетия.

Также в 1985 году 20 стран, в том числе большинство основных производителей ХФУ, подписали Венскую конвенцию , которая заложила основу для переговоров по международным нормам в отношении озоноразрушающих веществ. После открытия озоновой дыры SAGE 2 потребовалось всего 18 месяцев, чтобы достичь обязательного соглашения в Монреале.

Многосторонний фонд

Основная цель Многостороннего фонда для осуществления Монреальского протокола - помочь развивающимся странам-участникам Монреальского протокола, годовое потребление и производство озоноразрушающих веществ (ОРВ) на душу населения менее 0,3 кг, в соблюдении мер контроля Протокол. В настоящее время 147 из 196 Сторон Монреальского протокола соответствуют этим критериям (они называются странами, действующими в рамках статьи 5).

Он воплощает принцип, согласованный на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году, согласно которому страны несут общую, но дифференцированную ответственность за защиту и управление глобальным достоянием.

Фонд управляется исполнительным комитетом с равным представительством семи промышленно развитых стран и семи стран, действующих в рамках статьи 5, которые ежегодно избираются Совещанием Сторон. Комитет ежегодно отчитывается перед Совещанием Сторон о своей деятельности. Работа Многостороннего фонда на местах в развивающихся странах осуществляется четырьмя учреждениями-исполнителями, которые имеют договорные соглашения с исполнительным комитетом:

  • Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) через свою Программу ОзонЭкшн .
  • Программа развития ООН (ПРООН).
  • Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
  • Всемирный банк .

До 20% взносов участвующих сторон также может быть доставлено через их двусторонние агентства в форме приемлемых проектов и мероприятий.

Фонд пополняется донорами раз в три года. Объявленные взносы составили 3,1 миллиарда долларов США за период с 1991 по 2005 годы. Средства используются, например, для финансирования преобразования существующих производственных процессов, обучения персонала, выплаты лицензионных отчислений и патентных прав на новые технологии, а также для создания национальных бюро по озону. По состоянию на декабрь 2019 года доход фонда составлял чуть более 4,1 млрд долларов США, а выплаты - 3,8 млрд долларов США.

Стороны

По состоянию на 23 июня 2015 года все страны в Организации Объединенных Наций, Острова Кука , Святой Престол , Ниуэ, а также Европейский Союз ратифицировали первоначальный Монреальский протокол (см. Внешнюю ссылку ниже), при этом Южный Судан стал последней страной, ратифицировавшей соглашения, в результате чего общее количество достигло 197. Эти страны также ратифицировали Лондонскую, Копенгагенскую, Монреальскую и Пекинскую поправки.

Эффект


В 1997 году сообщалось, что в России произошло значительное производство ХФУ для продажи на черном рынке в ЕС в течение 90-х годов. Соответствующее производство и потребление в США стало возможным благодаря мошеннической отчетности из-за неэффективных механизмов обеспечения соблюдения. Аналогичные нелегальные рынки ХФУ были обнаружены на Тайване, в Корее и Гонконге.

Ожидается, что Монреальский протокол также окажет влияние на здоровье человека. В отчете Агентства по охране окружающей среды США за 2015 год оценивается, что защита озонового слоя в соответствии с соглашением предотвратит более 280 миллионов случаев рака кожи, 1,5 миллиона смертей от рака кожи и 45 миллионов катаракт в Соединенных Штатах.

Однако сейчас считается, что ГХФУ и ГФУ способствуют антропогенному глобальному потеплению . В соотношении "молекула к молекуле" эти соединения в 10 000 раз более сильные парниковые газы, чем углекислый газ. Монреальский протокол в настоящее время призывает к полному отказу от ГХФУ к 2030 году, но не накладывает никаких ограничений на ГФУ. Поскольку сами ХФУ являются столь же мощными парниковыми газами, простая замена ХФУ на ГФУ не приводит к значительному увеличению скорости антропогенного изменения климата, но со временем неуклонное увеличение их использования может повысить опасность того, что деятельность человека приведет к изменению климата.

Политические эксперты выступают за активизацию усилий по увязке усилий по защите озона с усилиями по защите климата. Политические решения в одной сфере влияют на затраты и эффективность улучшения состояния окружающей среды в другой.

Многочисленные исследования показали, что усилия Монреальского протокола по защите озона также защищают климат, помогая значительно замедлить глобальное потепление и уменьшить изменение климата на поверхности. Исследование 2019 года показало, что запрет на ХФУ уже предотвратил потепление на 1,1 ° C, а озон предотвратит потепление на 3-4 ° C в будущем, хотя эти достижения все же могут быть потеряны в пессимистичных сценариях выбросов углерода. По оценкам исследования 2021 года, если бы запрет на ХФУ не вступил в силу в то время, когда это произошло, истощение озонового слоя привело бы к сокращению запасов углерода в лесах, другой растительности и почвах на 580 миллиардов тонн, а также на 165-215 частей на миллион ( 40-50%) углекислого газа в атмосфере. Без Монреальского протокола это было бы потеряно к концу века, но бдительность в отношении изменения климата все еще необходима.

Выявление несоответствий в регионах

В 2018 году ученые, наблюдающие за атмосферой после даты прекращения производства в 2010 году, сообщили о доказательствах продолжающегося промышленного производства ХФУ-11, вероятно, в Восточной Азии, с пагубным глобальным воздействием на озоновый слой. В ходе мониторингового исследования были обнаружены свежие выбросы тетрахлорметана в атмосферу из китайской провинции Шаньдун , начавшиеся примерно после 2012 года и составляющие значительную часть выбросов, превышающих глобальные оценки в соответствии с Монреальским протоколом. По данным Агентства экологических исследований ( EIA ), неизвестный источник запрещенных выбросов CFC-11 был идентифицирован через их собственную интернет-рекламу.

Празднование 25-летия

Смотрите также

Примечания

использованная литература

Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием, из документа CIA World Factbook : "2003 edition" . (так называемая защита озонового слоя)

Ретроспективное видео о Монреальском протоколе и сотрудничестве между политиками, учеными и лидерами отрасли по регулированию ХФУ.


Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, также известный просто как Монреальского протокола , является международный договор предназначен для защиты озонового слоя путем постепенного отказа от производства многочисленных веществ, которые ответственны за разрушение озонового слоя . Подписанный 26 августа 1987 года, он был принят в соответствии с Венской конвенцией об охране озонового слоя 1985 года , которая заложила основу для международного сотрудничества в борьбе с разрушением озонового слоя. [1] Монреальский протокол вступил в силу 26 августа 1989 г. и с тех пор претерпел девять изменений: в 1990 г. ( Лондон ), 1991 г. ( Найроби).), 1992 ( Копенгаген ), 1993 ( Бангкок ), 1995 ( Вена ), 1997 ( Монреаль ), 1998 ( Австралия ), 1999 ( Пекин ) и 2016 ( Кигали ). [2] [3] [4]

В результате международного соглашения озоновая дыра в Антарктиде медленно восстанавливается. [5] Климатические прогнозы показывают, что озоновый слой вернется к уровням 1980 года в период с 2050 по 2070 год. [6] [7] [8] Успех Монреальского протокола объясняется его эффективным распределением бремени и предложениями по решению, которые помогли смягчить региональные конфликты интерес по сравнению с недостатками глобального регуляторного подхода Киотского протокола . [9] Однако глобальное регулирование уже вводилось до того, как был достигнут научный консенсус, и общественное мнение в целом было убеждено в возможных неизбежных рисках для озонового слоя. [10] [11]

Договоры также примечательны уникальной целесообразностью глобальных действий: прошло всего 14 лет между открытием фундаментальных научных исследований (1973 г.) и подписанием международного соглашения (1985 и 1987 гг.).

Содержание

Договор [Примечания 1] построен вокруг нескольких групп галогенированных углеводородов , разрушающих стратосферный озон. Все озоноразрушающие вещества, контролируемые Монреальским протоколом, содержат хлор или бром (вещества, содержащие только фтор , не наносят вреда озоновому слою). Некоторые озоноразрушающие вещества (ОРВ) еще не контролируются Монреальским протоколом, включая закись азота (N 2 O). Таблицу озоноразрушающих веществ, регулируемых Монреальским протоколом, см .: [16]

Для каждой группы ОРВ договор предусматривает график, по которому производство этих веществ должно быть прекращено и в конечном итоге прекращено. Это включало 10-летний поэтапный переход для развивающихся стран [17], указанных в статье 5 договора.

Заявленная цель договора заключается в том, чтобы подписавшие государства

1. Признавая, что мировые выбросы определенных веществ могут значительно истощить или иным образом изменить озоновый слой таким образом, что это может привести к неблагоприятным последствиям для здоровья человека и окружающей среды. Решимость защищать озоновый слой путем принятия мер предосторожности для справедливого контроля общих глобальных выбросов веществ, разрушающих его, с конечной целью их устранения на основе достижений в области научных знаний,

2. Признавая, что требуется специальное положение для удовлетворения потребностей развивающихся стран, которые принимают ряд ступенчатых ограничений на использование и производство ХФУ , включая:

  • с 1991 по 1992 год его уровни потребления и производства контролируемых веществ, включенных в группу I приложения A, не превышали 150 процентов от расчетных уровней производства и потребления этих веществ в 1986 году;
  • с 1994 года расчетный уровень потребления и производства контролируемых веществ, включенных в группу I приложения А, не превышает ежегодно двадцати пяти процентов от расчетного уровня потребления и производства в 1986 году.
  • с 1996 года расчетный уровень потребления и производства регулируемых веществ, включенных в группу I приложения A, не превышает нуля процентов от расчетных уровней 1986 года.

Произошел более быстрый поэтапный отказ от галонов-1211, -2402, -1301, был более медленный отказ (до нуля к 2010 г.) других веществ (галон 1211, 1301, 2402; CFC 13, 111, 112 и т. Д.) .) [ противоречивые ], а некоторым химическим веществам было уделено особое внимание ( четыреххлористый углерод ; 1,1,1-трихлорэтан ). Поэтапный отказ от менее вредных ГХФУ начался только в 1996 году и будет продолжаться до полного отказа к 2030 году.

Вещества, включенные в группу I приложения A:

Положения Протокола включают требование о том, чтобы Стороны Протокола основывали свои будущие решения на текущей научной, экологической, технической и экономической информации, которая оценивается группами экспертов из всемирного экспертного сообщества. Чтобы внести этот вклад в процесс принятия решений, в 1989, 1991, 1994, 1998 и 2002 годах была проведена оценка прогресса в понимании этих тем в серии докладов, озаглавленных " Научная оценка разрушения озона" Группой по научной оценке (SAP). [18]

В 1990 году была также создана Группа по техническому обзору и экономической оценке в качестве консультативного органа по технологиям и экономике Сторон Монреальского протокола. [19] Группа по техническому обзору и экономической оценке (ГТОЭО) предоставляет по запросу Сторон техническую информацию, касающуюся альтернативных технологий, которые были исследованы и применены, чтобы сделать возможным практически исключить использование озоноразрушающих веществ (таких как ХФУ и Галоны), наносящие вред озоновому слою. Стороны также поручают ГТОЭО ежегодно оценивать и оценивать различные технические вопросы, включая оценку заявок на исключения в отношении основных видов применения ХФУ и галонов и заявок на исключения в отношении важнейших видов применения бромистого метила.. Годовые отчеты ГТОЭО являются основой для принятия Сторонами обоснованных решений.

Различные межправительственные, правительственные и неправительственные организации опубликовали многочисленные отчеты для каталогизации и оценки альтернатив озоноразрушающим веществам, поскольку эти вещества использовались в различных технических секторах, таких как охлаждение, кондиционирование воздуха, гибкая и жесткая пена. , противопожарная защита, аэрокосмическая промышленность, электроника, сельское хозяйство и лабораторные измерения. [20] [21] [22]

В соответствии с Монреальским протоколом по веществам, разрушающим озоновый слой, особенно Исполнительным комитетом (ExCom) 53/37 и ExCom 54/39, Стороны этого Протокола договорились установить 2013 год как время для замораживания потребления и производства ГХФУ в развивающихся странах. . В развитых странах сокращение потребления и производства ГХФУ началось в 2004 и 2010 годах, соответственно, со 100% сокращением на 2020 год. Развивающиеся страны согласились начать сокращение своего потребления и производства ГХФУ к 2015 году, со 100% сокращением на 2030 год. [ 23]

Гидрохлорфторуглероды, широко известные как ГХФУ, представляют собой группу искусственных соединений, содержащих водород, хлор, фтор и углерод. Они не встречаются нигде в природе. Производство ГХФУ начало расти после того, как страны договорились о поэтапном отказе от использования ХФУ в 1980-х годах, которые, как было установлено, разрушают озоновый слой. Подобно ХФУ, ГХФУ используются в холодильных установках, в аэрозольных пропеллентах, производстве пены и кондиционировании воздуха. Однако, в отличие от ХФУ, большинство ГХФУ распадаются в нижней части атмосферы и представляют гораздо меньший риск для озонового слоя. Тем не менее, ГХФУ являются очень мощными парниковыми газами , несмотря на их очень низкие атмосферные концентрации, измеряемые в частях на триллион (миллионы миллионов).

ГХФУ - это переходные заменители ХФУ, используемые в качестве хладагентов , растворителей, вспенивающих агентов для производства пенопласта и огнетушителей. Что касается озоноразрушающей способности (ОРС), по сравнению с ХФУ с ОРС 0,6–1,0, эти ГХФУ имеют более низкие значения ОРС (0,01–0,5). Что касается потенциала глобального потепления (ПГП), по сравнению с ХФУ, которые имеют ПГП 4 680 - 10 720, ГХФУ имеют более низкие ПГП (76 - 2270).

1 января 2019 года вступила в силу Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу. [24] В соответствии с Кигалийской поправкой страны пообещали сократить использование гидрофторуглеродов (ГФУ) более чем на 80% в течение следующих 30 лет. [25] К 27 декабря 2018 г. поправку ратифицировали 65 стран. [26]

Производимые в основном в развитых странах, гидрофторуглероды (ГФУ) заменили ХФУ и ГХФУ. ГФУ не наносят вреда озоновому слою, потому что, в отличие от ХФУ и ГХФУ, они не содержат хлора. Однако это парниковые газы с высоким потенциалом глобального потепления (ПГП), сравнимым с таковым у ХФУ и ГХФУ. [27] [28] В 2009 году исследование подсчитало, что быстрое поэтапное сокращение ГФУ с высоким ПГП может потенциально предотвратить выбросы, эквивалентные 8,8 Гт CO2-экв в год, к 2050 году. [29] Предлагается поэтапное сокращение ГФУ следовательно, согласно прогнозам, к 2100 году будет предотвращено потепление на 0,5 ° C в сценарии с высоким уровнем роста ГФУ и до 0,35 ° C в сценарии с низким уровнем роста ГФУ. [30] Признавая возможность быстрого и эффективного отказа от ГФУ в рамках Монреальского протокола, начиная с 2009 года Федеративные Штаты Микронезии предложили поправку о поэтапном отказе от ГФУ с высоким ПГП [31] с США, Канадой и Мексикой после принятия аналогичное предложение в 2010 году. [32]

17 ноября 2017 года, в преддверии 29-го Совещания Сторон Монреальского протокола, Швеция стала 20-й стороной, ратифицировавшей Кигалийскую поправку, превысив порог ратификации, что обеспечило вступление поправки в силу 1 января 2019 года. [34 ]

В 1973 году химики Фрэнк Шервуд Роуленд и Марио Молина , работавшие тогда в Калифорнийском университете в Ирвине , начали изучение воздействия ХФУ на атмосферу Земли. Они обнаружили, что молекулы CFC достаточно стабильны, чтобы оставаться в атмосфере до тех пор, пока не попадут в середину стратосферы, где они, наконец, (в среднем через 50–100 лет для двух обычных CFC) будут разрушены ультрафиолетовым излучением с выделением хлора. атом. Затем Роуленд и Молина предположили, что эти атомы хлора, как можно ожидать, вызовут разрушение больших количеств озона (O 3) в стратосфере. Их аргумент был основан на аналогии с современной работой Пола Дж. Крутцена и Гарольда Джонстона, которые показали, что оксид азота (NO) может катализировать разрушение озона. (Несколько других ученых, включая Ральфа Цицерона , Ричарда Столярски, Майкла МакЭлроя и Стивена Вофси независимо друг от друга предположили, что хлор может катализировать потерю озона, но ни один из них не осознал, что ХФУ являются потенциально крупным источником хлора.) Нобелевская премия по химии 1995 г. за их работу над этой проблемой.

Последствия этого открытия для окружающей среды заключались в том, что, поскольку стратосферный озон поглощает большую часть ультрафиолетового B (УФ-B) излучения, достигающего поверхности планеты, истощение озонового слоя ХФУ приведет к увеличению УФ-B-излучения на поверхность, что приводит к увеличению числа случаев рака кожи и другим воздействиям, таким как повреждение сельскохозяйственных культур и морского фитопланктона.

После публикации своей ключевой статьи в июне 1974 года Роуленд и Молина дали показания на слушании в Палате представителей США в декабре 1974 года. В результате было выделено значительное финансирование для изучения различных аспектов проблемы и подтверждения первоначальных выводов. В 1976 году Национальная академия наук США (НАН) выпустила отчет, который подтвердил научную достоверность гипотезы разрушения озонового слоя. [35] НАН продолжала публиковать оценки смежных наук в течение следующего десятилетия.

Также в 1985 году 20 стран, в том числе большинство основных производителей ХФУ, подписали Венскую конвенцию , которая заложила основу для переговоров по международным нормам в отношении озоноразрушающих веществ. [37] После открытия озоновой дыры SAGE 2 потребовалось всего 18 месяцев, чтобы достичь обязательного соглашения в Монреале, Канада.

Основная цель Многостороннего фонда для осуществления Монреальского протокола - помочь развивающимся странам-участникам Монреальского протокола, годовое потребление и производство озоноразрушающих веществ (ОРВ) на душу населения менее 0,3 кг, в соблюдении мер контроля Протокол. В настоящее время 147 из 196 Сторон Монреальского протокола соответствуют этим критериям (они называются странами, действующими в рамках статьи 5).

В нем воплощен принцип, согласованный на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году, согласно которому страны несут общую, но дифференцированную ответственность за защиту и управление глобальным достоянием.

Фонд управляется Исполнительным комитетом с равным представительством семи промышленно развитых стран и семи стран, действующих в рамках статьи 5, которые ежегодно избираются Совещанием Сторон. Комитет ежегодно отчитывается перед Совещанием Сторон о своей деятельности. Работа Многостороннего фонда на местах в развивающихся странах осуществляется четырьмя учреждениями-исполнителями, которые имеют договорные соглашения с Исполнительным комитетом: [40]

  • Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) через Программу OzonAction .
  • Программа развития ООН (ПРООН).
  • Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
  • Всемирный банк .

До 20 процентов взносов участвующих сторон также может быть доставлено через их двусторонние агентства в форме приемлемых проектов и мероприятий.

Фонд пополняется донорами раз в три года. Объявленные взносы составили 3,1 миллиарда долларов США за период с 1991 по 2005 годы. Средства используются, например, для финансирования преобразования существующих производственных процессов, обучения персонала, выплаты лицензионных отчислений и патентных прав на новые технологии, а также для создания национальных бюро по озону. По состоянию на декабрь 2019 года доход фонда составлял чуть более 4,1 млрд долларов США, а выплаты - 3,8 млрд долларов США. [41]

По состоянию на 23 июня 2015 года, все страны в Организации Объединенных Наций, Острова Кука , Святейший Престол , Ниуэ , а также в Европейском союзе ратифицировали первоначальный Монреальский протокол (см внешнюю ссылку ниже), [42] с Южного Судана является последней страной ратифицировать соглашение, доведя общее количество до 197. Эти страны также ратифицировали Лондонскую, Копенгагенскую, Монреальскую и Пекинскую поправки. [12]

Сообщалось, что в 1997 году в России произошло значительное производство ХФУ для продажи на черном рынке в ЕС в течение 90-х годов. Соответствующее производство и потребление в США стало возможным благодаря мошеннической отчетности из-за плохих механизмов обеспечения соблюдения. Аналогичные незаконные рынки ХФУ были обнаружены на Тайване, в Корее и Гонконге. [49]

Ожидается, что Монреальский протокол также окажет влияние на здоровье человека. В отчете Агентства по охране окружающей среды США за 2015 год оценивается, что защита озонового слоя в рамках договора предотвратит более 280 миллионов случаев рака кожи, 1,5 миллиона смертей от рака кожи и 45 миллионов катаракт в Соединенных Штатах. [50]

Однако сейчас считается, что гидрохлорфторуглероды, или ГХФУ, и гидрофторуглероды, или ГФУ, способствуют антропогенному глобальному потеплению . [51] В соотношении "молекула к молекуле" эти соединения в 10 000 раз более сильные парниковые газы, чем углекислый газ. В настоящее время Монреальский протокол призывает к полному отказу от ГХФУ к 2030 году, но не накладывает никаких ограничений на ГФУ. Поскольку сами ХФУ являются столь же мощными парниковыми газами, простая замена ХФУ на ГФУ не приводит к значительному увеличению темпов антропогенного изменения климата, но со временем неуклонное увеличение их использования может повысить опасность того, что деятельность человека изменит климат. [52]

Политические эксперты выступили за активизацию усилий по увязке усилий по защите озона с усилиями по защите климата. [53] [54] [55] Политические решения в одной области влияют на затраты и эффективность улучшения состояния окружающей среды в другой.

Усилия по защите озона могут не только повлиять на защиту климата, но в случае с Монреальским протоколом они уже помогли значительно замедлить глобальное потепление, как утверждают исследования. [56]

В 2018 году ученые, наблюдающие за атмосферой после даты прекращения производства в 2010 году, сообщили о доказательствах продолжающегося промышленного производства ХФУ-11, вероятно, в Восточной Азии, с пагубным глобальным воздействием на озоновый слой. [57] [58] В ходе мониторингового исследования были обнаружены свежие выбросы тетрахлорметана в атмосферу из китайской провинции Шаньдун , начавшиеся примерно после 2012 года и составляющие значительную часть выбросов, превышающих глобальные оценки в соответствии с Монреальским протоколом. [59]

  1. ^ Полные условия Монреальского протокола доступны в Секретариате по озону Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП). Архивировано 3 июля 2008 г. на Wayback Machine.
  • Действия по расширению возможностей для изменения климата
  • Углеродный след
  • Копенгагенское соглашение
  • Коэффициент полезной мощности
  • Международный день охраны озонового слоя
  • Парижское соглашение
  • R-134a
  • Научная дипломатия
  • Венская конференция (1985)

Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием, из документа CIA World Factbook : "2003 edition" . (так называемая защита озонового слоя)

Международные соглашения по охране окружающей среды

Международное экологическое право направлено осуществлять контроль над загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов в рамках устойчивого развития. С его помощью страны-подписанты решают экологические проблемы, возникающие с соседними государствами.

Принятые международные соглашения по охране окружающей среды охватывают такие сферы, как население, биоразнообразие, изменение климата, разрушение озонового слоя, токсичные и опасные вещества, загрязнение воздуха, суши, моря и трансграничных вод, сохранение морских ресурсов, опустынивание и ущерб от ядерных испытаний.

Некоторые международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды

Ниже представлены международные соглашения, направленные на защиту окружающей среды. Некоторые из них регулируют контроль над всемирным и природным наследием.

Рамсарская конвенция

Итак, Рамсарская конвенция – в ней речь идет о водно-болотных угодьях международного значения, которые служат средой обитания водоплавающих птиц.

Существует 40 видов водно-болотных угодий, таких как берега, лагуны, коралловые рифы, озера, болота, торфяники, реки и т.д., которые защищены главным образом благодаря своей уникальности, репрезентативности, особой ценности среды обитания, наличию редких и охраняемых видов, мест существование большого количества водоплавающих птиц.

Реализация положений Конвенции заключается главным образом в обеспечении постоянной защиты всех районов, пригодных для проведения Рамсарской переписи, и их рационального использования.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия

Ее главной целью является правовая охрана памятников культуры и природы, имеющих чрезвычайную и универсальную ценность. Эти памятники включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Чтобы природный объект стал объектом защиты, он должен соответствовать как минимум одному из четырех условий:

  1. Является уникальным свидетельством фрагмента истории Земли, включая биологическую эволюцию;
  2. Является конкретным примером хода экологических и биологических процессов в эволюции экосистем или растений и животных;
  3. Обладает уникальными качествами природной красоты;
  4. Содержит значительную естественную среду обитания, важную для защиты биоразнообразия или исчезающих видов с выдающимися универсальными ценностями.

Вашингтонская конвенция

Вашингтонская конвенция, также называемая СИТЕС – в ней речь идет о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Ее основная цель — ограничить приобретение видов, которые оказались вымершими по естественным причинам, контроль торговли живыми и мертвыми животными и растениями, а также изделиями из них.

По этой конвенции на владение, торговлю или перевозку организмов и их производных, перечисленных в приложениях к Договору требуется, среди прочего, оформить соответствующие разрешения Министерства окружающей среды данной страны.

Бернская конвенция

Бернская конвенция – в ней речь идет об охране дикой фауны и флоры Европы и их естественной среды обитания. Эта конвенция регулирует вопросы сотрудничества между европейскими странами, направленные на защиту дикой природы этого континента.

Документ обозначил охраняемые места обитания, образующие сеть Изумруд, которая в настоящее время функционирует в Европейском союзе. В приложениях к договору содержится список растений и животных, строго охраняемых в Европе, а также указание по использованию исчезающих видов.

Божская конвенция

Божская конвенция – в ней речь идет о сохранении мигрирующих видов диких животных. Ее целью является защита исчезающих мигрирующих видов диких млекопитающих, птиц, рептилий и рыб, перечисленных в двух приложениях к Конвенции. Документ предусматривает возможность заключения региональных соглашений.

Конвенция о биологическом разнообразии

Три основные цели документа:

  1. Сохранение и защита всего разнообразия форм жизни на всех уровнях его возникновения;
  2. Устойчивое использование и управление элементами биоразнообразия;
  3. Справедливое распределение выгод от генетических ресурсов, включая адекватный доступ к ним.

Вопросы, поднятые этой конвенцией, настолько широки, что все еще продолжается работа по реализации отдельных направлений деятельности. Это не все международные конвенции по охране окружающей среды, которые принимались на протяжении последних 40-50 лет.

Другие международные конвенции

Перечисленные выше – это далеко не полный перечень, какие есть международные соглашения по охране окружающей среды. Ниже список тех документов, каждый их которых принимался в каком-либо городе. Его так и нужно искать, набрав конвенции по защите окружающей среды и соответствующий город.

Лондон – по предотвращению загрязнения с судов. Цель – предотвращение выбросов или разливов с судов вредных веществ, загрязняющих морскую среду. В 1978 году был выпущен дополнительный протокол к конвенции.

Хельсинки – о защите морской среды региона Балтийского моря. Договор касается вопроса предотвращения загрязнения этого моря с суши и с судов, запрещает сброс отходов и других веществ, регулирует сотрудничество в борьбе с загрязнением морской среды и содержит перечень опасных и вредных веществ. В 1992 году было создано новое соглашение с тем же названием, которое, среди прочего усиливает обязательства сторон по сравнению со старой конвенцией.

Женева – о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Целью конвенции является защита человека и окружающей его среды от загрязнения атмосферы, в том числе на больших расстояниях. Эта защита должна поддерживаться обменом информацией, консультациями, исследованиями и мониторингом атмосферы.

Канберра – о сохранении морских живых ресурсов Антарктики. Направлена на обеспечение защиты арктических морских экосистем и рациональное использование их ресурсов. Его соглашение охватывает области, расположенные к югу от 60° южной широты.

Монтего-Бей – не только решает проблему защиты морской среды, но, прежде всего, всесторонне регулирует все правовые, политические и экономические вопросы, связанные с морями. Это еще один аналогичный Женевским конвенциям 1958 и 1969 годов документ.

Вена – об охране озонового слоя. Целью этого соглашения является постоянный мониторинг содержания озона и ультрафиолетового излучения Солнца в атмосфере, изучение последствий разрушения озона в окружающей среде.

Монреаль – протокол о веществах, разрушающих озоновый слой. Его целью является сокращение потребления и производства озоноразрушающих веществ, таких как фреоны или четыреххлористый углерод. В протокол были добавлены следующие поправки: Лондон (1992), Копенгаген (1992), Монреаль (1997) и Пекин (1999).

Базель – о контроле за трансграничной перевозкой и удалением опасных отходов. Предметом конвенции является контроль трансграничных перевозок опасных отходов (перечисленных в приложении к Конвенции) и минимизация количества образующихся опасных и других отходов, а также обеспечение наличия оборудования для удаления отходов экологически безопасным способом.

Эспо – об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. В нем рассматриваются вопросы, касающиеся принципов и процедуры проведения оценок воздействия на окружающую среду, взаимных консультаций и обмена информацией между странами в случае местоположений инвестиций, имеющих значительное трансграничное воздействие.

Но даже и этот список далек от полного перечня, в который входят все конвенции в области охраны окружающей среды. Он постоянно уточняется, как и сами соглашения, дополняется новыми. При осуществлении деятельности, которая затрагивает окружающую среду, использование флоры и фауны, необходимо изучить требования всех конвенций по этому вопросу. Это позволит избежать финансовых потерь, материальной, административной и уголовной ответственности.

Читайте также: