Какое место в правовой системе рф занимает постановление государственной думы о принятии закона

Обновлено: 04.07.2024

Понятие, признаки и функции законодательного (представительного) органа. Структура законодательных (представительных) органов. Парламентаризм. Место законодательных органов власти в системе разделения властей. Формы парламентской деятельности. Законы и акты парламента. Органы парламента. Объединения парламентариев. Группы давления и мировые модели лоббизма.

Конституционные признаки статуса Федерального Собрания Российской Федерации. Статус Государственной Думы и Совета Федерации, распределение полномочий между ними. Срок полномочий Государственной Думы и порядок их прекращения. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации: структура, порядок работы, заседания. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания РФ. Депутатские объединения и депутатские фракции. Акты палат федерального Парламента.

Федеральный законодательный процесс в РФ. Законодательная инициатива. Рассмотрение проекта закона в Государственной Думе и одобрение принятого закона Советом Федерации. Обнародование закона Президентом РФ. Право вето Президента РФ. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных и федеральных законов.

Взаимодействие палат Федерального Собрания с Президентом РФ и Правительством РФ. Контрольные полномочия палат Федерального Собрания РФ. Парламентские и депутатские запросы. Парламентские расследования. Счетная палата РФ.

Конституционно-правовой статус законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ, его особенности. Особенности законодательной процедуры в субъектах РФ. Взаимодействие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и его руководителем (высшим должностным лицом субъекта РФ).

1. Коврякова, Е. В. Парламентский контроль: Зарубежный опыт и российская
практика. - М.: ИД Городец, 2005.

2. Кокотов, А. Н. Федеральный законодательный процесс: Понятие и структура // Правоведение. - 2001. - № 1. - С. 53 – 63.

3. Парламентское право России /Авт. кол.: А. С. Автономов, В. А. Витушкин, Н. С. Волкова и др.; Под ред. Т.Я. Хабриевой. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2003. С. 45-358.

Нормативные акты и судебная практика:

1. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ // СЗ РФ. -1999. -№28. -Ст. 3466. (с последующими изм. и доп.).

2. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ // СЗ РФ. -1994. -№ 8. -Ст. 801. (с изм. и доп.).

3. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ // СЗ РФ. -1995. -№3. -Ст. 167. (с последующими изм. и доп.).

4. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (с изм. Ф3 от 16 декабря 2005 г. № 160) // СЗ РФ. -2000. -№ 32. -Ст. 3336; -2004. -№ 51. -Ст. 5128.

5. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П // СЗ РФ. -1996. - №18. -Ст. 2253.

8. По делу о толковании статей 84 (пункт "б"), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. № 15-П // СЗ РФ. -1999. - №47. -Ст. 5787.

Очная форма обучения:

Потоковые консультации- 3 часа.

Семинары – 4 часа.

Очно-заочная форма обучения

Потоковые консультации – 2 часа

Семинары – 2 часа

ЗАДАЧИ

Задача 1

В представленных возражениях Государственной Думы РФ было заявлено, что Конституция РФ, в отличие от некоторых конституций зарубежных стран (например, Конституции Пятой Французской Республики), не устанавливает исчерпывающей компетенции парламента и не определяет, какие вопросы могут регулироваться путем принятия законов. Следовательно, законом может быть урегулирован любой вопрос. Кроме того, в данном случае не может быть нарушения принципа разделения властей, так как закон — акт высшей юридической силы — в отличие от актов парламента, выражает волю не одного законодательного органа. В его принятии участвуют и Правительство (обладая правом законодательной инициативы и давая обязательные заключения на финансовые законопроекты) и Президент (путем подписания законов).

Какое решение должен принять Конституционный Суд РФ?

Каким образом оформляется принятие закона палатой парламента? Какое место в правовой системе Российской Федерации занимает постановление Государственной Думы РФ о принятии закона? Может ли оно быть предметом обжалования? Мотивируйте ответ.

В ходе переговоров с Международным банком реконструкции и развития о предоставлении Российской Федерации крупного кредита со стороны Банка было выдвинуто условие о предоставлении Федеральному Собранию возможности контролировать условия и порядок управления государственной собственностью Российской Федерации, в том числе участие Российской Федерации в торгах на фондовых биржах, вложение средств в ценные бумаги и т. д. Российская сторона заявила, что такое условие не может быть выполнено ввиду противоречия Конституции РФ. Конституция наделяет Федеральное Собрание статусом законодательного органа и предоставляет ему лишь некоторые контрольные полномочия по проверке исполнения органами исполнительной власти принятого парламентом бюджета. Предоставление Федеральному Собранию дополнительных контрольных полномочий противоречило бы конституционным принципам построения системы органов государственной власти.

Каково место Федерального Собрания в системе федеральных органов государственной власти? Каковы функции парламента в демократическом государстве? Возможно ли выполнение условия Международного банка?

Председатель Правительства РФ направил в Государственную Думу РФ отказ отвечать на парламентский запрос относительно хода реформы жилищно-коммунального хозяйства. Основания для отказа были приведены следующие. Во-первых, запрос был адресован не в Правительство РФ, а Председателю Правительства РФ лично. Во-вторых, парламентские запросы могут посылаться только по предметам ведения Федерального Собрания, т. е. исключительно по вопросам исполнения федеральных законов. Наконец, в-третьих, запрос был принят по инициативе отдельных депутатов, тогда как выносить его на рассмотрение палаты может только комитет, причем профильный по рассматриваемому вопросу.

Кому может быть адресован парламентский и кому депутатский запрос. В каком порядке они направляются и каковы требования закона относительно ответа на них? Какова ответственность за неисполнение требования закона (в т. ч. уголовная) и каковы условия ее наступления? Каким образом может быть применена такая мера ответственности, как отставка Правительства и какова ее процедура? Дайте правовую оценку позициям сторон.

При принятии Федерального закона, учреждающего должность Государственного Секретаря Российской Федерации (органа, осуществляющего регистрацию нормативных и ненормативных актов и обеспечивающего контроль за их законностью, в том числе судебное обжалование), возник спор между Государственной Думой и Советом Федерации. Предметом спора стала процедура назначения Государственного Секретаря РФ.

Государственная Дума утверждала, что деятельность Государственного Секретаря РФ не связана напрямую с вопросами федеративного устройства и не затрагивает напрямую права и интересы субъектов РФ. Поэтому наделять верхнюю палату правом назначения на новую должность нет никаких оснований.

Совет Федерации, возражая, указывал, что правом назначения Государственного Секретаря не должна обладать и Государственная Дума, поскольку на ее решения значительное влияние оказывают политические партии, тогда как на назначение Государственного Секретаря (так же, как на назначение Генерального прокурора РФ и судей Высших судов РФ) не должны оказывать воздействие политические мотивы.

Дайте оценку доводам сторон. Какова цель создания двух палат парламента? Какие принципы положены в основу разграничения предметов ведения между палатами Федерального Собрания в Конституции РФ?

Обжалуя в Конституционном Суде РФ один из Федеральных законов в связи с нарушением порядка его принятия, заявитель (губернатор Томской области) одновременно поставил перед судом вопрос о конституционности отдельных положений регламента Государственной Думы РФ. Согласно одному из этих положений депутат Государственной Думы РФ, отсутствующий на заседании палаты, вправе выдать доверенность на голосование от его имени своему коллеге-депутату. Согласно другому, при проведении заседания Государственной Думы РФ установлен кворум — большинство от общего числа депутатов, который обычно устанавливается в количестве 226 депутатов. По мнению заявителя, каждый депутат должен лично участвовать в заседаниях палаты. Заранее сформировать свою позицию по рассматриваемому вопросу депутат не в состоянии, иначе не нужна процедура обсуждения. Кроме того, избиратели делегировали для участия в законодательной деятельности конкретную личность.

В отношении кворума заявитель высказал позицию, что под общим числом депутатов следует понимать не установленное Конституцией РФ число 450 депутатов, а лишь тех, кто реально сохраняет полномочия к моменту заседания. Кроме того, кворум, учитывая обязательное участие депутатов, должен быть установлен в количестве не менее чем 9/10 от общего числа депутатов. Только такие правила могут обеспечить реальное представительство и обоснованность принимаемых решений.

Какое решение следует принять Конституционному Суду РФ? Является ли противоречием закона Конституции по порядку его принятия применение в ходе обсуждения регламента, не соответствующего Конституции РФ (либо несоблюдение требований регламента)?

Фракция КПРФ в Государственной Думе разработала и вынесла на рассмотрение в порядке законодательной инициативы альтернативный проект федерального бюджета. В заключении по этому законопроекту, данном Правовым управлением аппарата Государственной Думы, было указано, что конституционных препятствий к рассмотрению проекта бюджета нет. Статья 114 Конституции РФ устанавливает обязанность Правительства разработать проект бюджета и представить его на рассмотрение Государственной Думы. Порядок осуществления этих действий регламентирован действующим законодательством, в частности, Бюджетным кодексом РФ. Однако нигде не содержится запрета на разработку и внесение альтернативного проекта бюджета. Конституция РФ не устанавливает исключительной законодательной инициативы по данному вопросу Правительства РФ. Заключение Правительства, если строго следовать формулировке ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, не требуется. Однако оно получено; его отрицательный характер не препятствует рассмотрению проекта.

В чем особенности стадии законодательного процесса — законодательной инициативы? Каковы субъекты, условия и порядок реализации права законодательной инициативы? Дайте оценку заключения Правового управления аппарата Государственной Думы.

На рассмотрение Государственной Думы РФ внесен проект постановления, разработанный группой депутатов. В проекте предлагается внести изменения в регламент, предоставив комитетам палаты право принимать решения от имени всей Государственной Думы, за исключением Федеральных законов и постановлений, принимаемых в порядке реализации полномочий, перечисленных в ст. 103 Конституции РФ. В пояснительной записке указывалось, что подобная практика существует во многих парламентах мира, что комитеты и комиссии, как правило, отражают партийный состав палаты в целом. Рассмотрение и принятие постановлений комиссиями позволит принимать квалифицированные решения и оптимизирует работу палаты.

Каковы функции рабочих органов Государственной Думы РФ, порядок их формирования и полномочия в настоящее время? Каково Ваше мнение относительно предлагаемого проекта внесения изменений в регламент?

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; (В редакции Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

(Часть в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. (В редакции федеральных конституционных законов от 05.02.2014 № 4-ФКЗ; от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности. (В редакции Федерального конституционного закона от 25.12.2012 № 5-ФКЗ)

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

11. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)

2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей. (В редакции Федерального конституционного закона от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 5-ФКЗ)

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ; от 05.04.2005 № 3-ФКЗ; от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи, а также случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

3. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:

несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными законами.

(Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

4. Порядок внесения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представления Президента Российской Федерации о прекращении полномочий указанных в части 3 настоящей статьи категорий судей определяется Президентом Российской Федерации. Представление Президента Российской Федерации рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в четырнадцатидневный срок со дня получения такого представления. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

3. Порядок и особенности прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются


Он также сообщил, что до конца года Пленум ВС РФ примет 10 постановлений, два из которых ранее не были запланированными, а Президиум ВС утвердит минимум два обзора практики.

7 июля в режиме видео-конференц-связи состоялось пленарное заседание Совета судей РФ. Говоря о работе судов в условиях пандемии, председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев отметил, что в период с 19 марта по 11 мая суды рассмотрели 3 млн 400 тыс. дел и материалов, что стало возможным в том числе в связи с расширением сферы применения приказного и упрощенного производства.

Председатель Верховного Суда подчеркнул, что, хотя идея института уголовного проступка формально разнится с основой российской уголовной системы, он должен быть введен

Из правительственного законопроекта следует, что добросовестные арендаторы, пострадавшие от COVID-19, смогут расторгнуть арендные договоры без уплаты неустойки, штрафных санкций и возмещения убытков

Вячеслав Лебедев указал, что в текущем году ВС продолжил работу по обеспечению единообразного применения законодательства. Так, приняты три постановления Пленума ВС, содержащие более 150 правовых позиций, а Президиум ВС утвердил шесть обзоров судебной практики, которые также содержат свыше 150 правовых позиций.

Ранее ФПА указывала на необходимость дополнить перечень смягчающих обстоятельств ссылкой на рассмотрение уголовного дела по нормам гл. 40 УПК, однако проект закона был принят без учета этой позиции

Кроме того, Вячеслав Лебедев указал, что 30 мая Госдума в первом чтении приняла проект закона о внесении изменений в Закон о банкротстве в части установления внесудебной процедуры формирования реестра требований кредиторов. 23 июня был принят во втором чтении проект закона, предусматривающий увеличение норм представительства в Совете судей РФ в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. Тогда же во втором чтении был принят проект закона о поправках в ст. 314 и 316 УПК, в соответствии с которым исключается возможность рассмотрения в особом порядке уголовных дел о тяжких преступлениях.

Вместе с тем, заметил председатель Верховного Суда, свыше года остаются без рассмотрения проекты законов об установлении порядка рассмотрения судами административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в центрах временного содержания и специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, которые были приняты Госдумой в первом чтении 30 мая 2019 г.

Также Вячеслав Лебедев рассказал, какие постановления в текущем году планирует принять Верховный Суд:

  • о применении судами норм КАС РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции;
  • о судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией;
  • о практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу;
  • о применении норм КАС РФ о рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства;
  • о некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством;
  • об отдельных вопросах применения Закона о банкротстве;
  • о некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей;
  • о судебной практике по делам о преступлениях, посягающих на установленный порядок обращения официальных и иных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, государственных регистрационных знаков транспортного средства, идентификационных номеров транспортных средств, а также акцизных марок, специальных марок, знаков соответствия.

В направленной в Госдуму правовой позиции подчеркивается, что судебное представительство в отношении особо уязвимой категории лиц, находящихся под угрозой ограничения свободы, должно быть сугубо профессиональным

Председатель ВС добавил, что в этом году будут приняты еще несколько постановлений вне плана. Одно из них – о рассмотрении дел в апелляционной инстанции в гражданском судопроизводстве.

Также он указал, что Президиум ВС РФ утвердит Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прекращением трудового договора по инициативе работодателя, Обзор практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора и другие обзоры судебной практики.

В заключение Вячеслав Лебедев напомнил, что 4 июля вступил в силу Закон о поправке к Конституции о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти, в связи с чем судам предстоит очень большая работа, связанная с применением новой законодательной базы правосудия.

Собрали 10 громких нововведений, которые заработают в наступившем году: ознакомьтесь, чтобы быть в курсе своих прав — и ничего не нарушить.


С 1 января начнут вступать в силу законы, которые мы обсуждали весь прошлый год. Рассказываем, что сулят 10 основных нововведений 2022 года.

Пенсии, зарплаты и социальные выплаты поднимут на новую величину

С 1 января в России подняли прожиточный минимум и МРОТ. Согласно закону о бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов прожиточный минимум увеличили на 1 тысячу рублей — до 12 654 рублей. Для трудоспособного населения этот показатель чуть выше — 13 793 рубля, но для пенсионеров — 10 882 рубля, для детей — 12 274 рубля. Минимальный размер оплаты труда тоже подняли — до 13 890 рублей. В 2022 году в России будут ориентироваться именно на эти цифры. Как отмечают в правительстве, от размера этих величин зависят почти все социальные пособия на детей, федеральная и региональная доплата к пенсии, страховые выплаты по больничным листам. Вице-премьер Татьяна Голикова подчеркнула, что повышение выплат затронет порядка 16 млн россиян, а увеличение МРОТ отразится на зарплатах 3 млн человек. Из федерального бюджета направят около 30 млрд рублей на то, чтобы поднять эти основополагающие величины на уровень выше инфляции. МРОТ, например, вырос сразу на 8,6%. Однако, и инфляция на конец года уже была выше 8,5%.

Увеличится в 2022 году и размер материнского капитала. Но индексацию проведут не 1 января, а 1 февраля, а чем говориться в ФЗ-415. Размер маткапитала будут рассчитывать по уровню фактической инфляции, а не прогнозируемой. Как заявила вице-премьер Татьяна Голикова, в ближайшие три года на выплаты материнского капитала бюджет потратит больше 1,6 трлн рублей. В 2022 году при рождении или усыновлении первого ребенка, по словам Голиковой, семья получит 503 237 тысяч рублей. За второго и последующих детей дадут 665 тысяч рублей.

Также с 1 февраля на 5,9% проиндексируют страховую пенсию по старости. По словам Голиковой, средний размер ежемесячных выплат пенсионерам в 2022 году составит 18 521 рубль. Закон об индексации пенсий работающим пенсионерам так и не приняли.

Зато утвердили документ, по которому страховые и социальные пенсии по инвалидности теперь будут назначать в беззаявительном порядке. После установления инвалидности ПФР назначит пенсию автоматически и пришлет извещение.

ЦБ сможет устанавливать ограничения на выдачу кредитов

Банк России получил право ограничивать выдачу необеспеченных потребительских кредитов. Закон вступает в силу 1 января 2022 года. По сути он дает право регулятору вводить лимиты на отдельные виды кредитов для отдельных банков — по своему усмотрению.

Прожиточный минимум должников защитят от списаний

С 1 февраля 2022 года вступит в силу закон, задача которого — защитить доходы должников от взысканий. Им оставят только самое необходимое — прожиточный минимум. Ориентироваться будут на среднюю цифру по стране или на величину прожиточного минимума в регионе проживания, если она выше.

Защищать деньги должников будут не автоматически. Для того, чтобы сохранить прожиточный минимум, нужно написать заявление в то подразделение судебных приставов, которое занимается взысканием, приложить к заявлению данные банковской карты или счета, на который поступают деньги, а также сведения о размере и источнике дохода. Приставы зафиксируют требование сохранить прожиточный минимум в постановлении, и банки будут обязаны его соблюдать.

Защищать будут не всех должников. Установленные ограничения не будут действовать при взыскании алиментов, возмещении причиненного преступлением ущерба и вреда здоровью, компенсации морального вреда или вреда в связи со смертью кормильца. Также ограничения не будут распространяться на административные и судебные штрафы.

Больничные начнут выдавать только в электронном виде

Электронные листки нетрудоспособности существуют не первый год, но с 1 января 2022 года их будут оформлять только в электронном виде. Соответствующие поправки в законодательство внес 126-ФЗ и приказ Минздрава № 1089н от 23 ноября 2021 года.

Это сделано для того, чтобы россияне могли в случае временной нетрудоспособности получать выплаты напрямую из Фонда социального страхования — в беззаявительном порядке.

Цифровые больничные врачи будут подписывать электронной подписью и отправлять в ФСС, где автоматически начислят выплаты (напомним, раньше работодатели оплачивали больничные листы из своих средств, а потом получали компенсацию из ФСС, теперь выплаты будут прямыми). Об открытии, продлении или закрытии электронного листка нетрудоспособности работодателям будут сообщать через систему электронного документооборота ФСС, к которой они должны подключиться с 1 января.

Бумажные больничные в виде исключения продолжат выдавать только тем россиянам, сведения о которых составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Обязательный техосмотр отменят, но не для всех

Для легковых автомобилей и мотоциклов не старше четырех лет техосмотр перестанет быть обязательным требованием для оформления полиса ОСАГО. При условии, что транспортное средство принадлежит физическому лицу и не используется в коммерческих целях. Закон принят Госдумой, одобрен Советом Федерации, и ожидает подписания президентом.

С 1 января 2022 года вступает в силу ряд положений закона, который обязывает иностранные IT-компании с суточной аудиторией больше 500 тысяч пользователей открывать представительства в России. Роскомнадзор уже включил в список Google, Apple, Meta Platforms, Twitter, TikTok, Telegram и других IT-гигантов.

Компаниям, помимо создания российского филиала, придется зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора — для взаимодействия с государственными органами РФ, установить на своем сайте рекомендованный ведомством счетчик посещаемости и разместить электронную форму обратной связи для российских пользователей. Также они должны будут ограничивать доступ к информации, нарушающей российское законодательство.

Игнорирование этих требований, а также ранее предусмотренных законодательством РФ запретов и ограничений в отношении иностранных платформ, повлечет за собой применение мер понуждения со стороны Роскомнадзора. Среди них — запрет на распространение рекламы, ограничение переводов денежных средств и приема платежей российских физических и юридических лиц, запрет на поисковую выдачу, запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных, частичная или полная блокировка. Указанные меры понуждения предполагается применять на основании решения Роскомнадзора.

Fan ID для болельщиков станет обязательным

В июне 2022 года вступит в силу закон о паспорте болельщика. Правительство определит список спортивных соревнований, попасть на которые можно будет только при наличии действующей персонифицированной карты и соблюдении установленного порядка идентификации и аутентификации, говориться на сайте Госдумы. Иными словами, Fan ID станет доступом к покупке билетов на соревнования из списка. Также его нужно будет предъявить на входе. Такое решение принято в целях обеспечения безопасности и общественного порядка, объяснили в Госдуме.

Напомним, что Fan ID использовался на Олимпиаде в Сочи в 2014 году, а также на Кубке конфедераций-2017 и на Чемпионате мира-2018.

Биометрические данные будут собирать в единую систему

Госдума приняла закон о создании в России единой государственной биометрической системы, в которой россияне, в том числе проживающие за рубежом, смогут самостоятельно, при наличии учетной записи и с использованием российского программного обеспечения, размещать свои биометрические данные без посещения государственных органов. Поскольку система будет носить статус государственной, правительству вменяется в обязанность обеспечивать безопасность этих данных.

Порядок функционирования этой системы и ее взаимодействия с другими информационными системами правительство утвердит после согласования с министерствами.

Пока понятного в этой истории со сбором биометрических данных в единую базу не много. Напомним, что депутаты приняли нормы о создании этой системы в оперативном порядке и без широкого обсуждения. Соответствующие изменения в отдельные законодательные акты были приняты Госдумой не самостоятельным законопроектом, а в виде поправок.

В качестве разъяснений председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что закон будет учитывать отказ от идентификации по биометрии. Иными словами, если гражданин не захочет проходить аутентификацию с использованием его биометрических данных, то ему не смогут отказать в предоставлении госуслуги.

Налоговый вычет можно будет оформить за фитнес

Весной 2021 года Госдума приняла закон, разрешающий получать налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги. Возврат налогов можно будет оформить с той суммы, которая была потрачена на занятия фитнесом и спортом начиная с 1 января 2022 года. Это значит, что сам вычет придет в 2023 году, но чеки и договоры нужно собирать уже с начала 2022 года. Ограничение по сумме установлены в размере фактически произведенных расходов, но не больше 120 тысяч рублей за налоговый период в совокупности с другими социальными налоговыми вычетам. Максимальный размер вычета составит 15,6 тыс. рублей.

Законом также разрешается возвращать гражданам часть оплаченной суммы за занятия спортом детей в возрасте до 18 лет.

Россиянам впервые придут налоги на проценты по вкладам

Закон об уплате налогов по банковским вкладам свыше 1 млн рублей действует уже год, но первые налоговые извещения — по итогам 2021 года — придут россиянам уже в наступившем 2022 году. Подавать налоговую декларацию не нужно, банк сам передаст все данные в ФНС. Сотрудники налоговой соберут информацию обо всех счетах во всех банках, определят налоговую базу, рассчитают, сколько денег придется заплатить в бюджет, после чего вкладчику придет налоговое уведомление по почте или в личном кабинете налогоплательщика. При этом разбивать деньги по нескольким вкладам бессмысленно — учитываться будут все.

Если сумма вкладов не превышает 1 млн рублей, если ставка — меньше 1% годовых, налог платить не придется. Также освобождаются от уплаты НДФЛ владельцы эскроу-счетов.

Напомним, что обложить налогом доходы от вкладов свыше 1 млн рублей впервые предложил президент Владимир Путин в ходе своего мартовского телеобращения к россиянам. 1 апреля он уже подписал принятый Госдумой закон.

Собрали 10 громких нововведений, которые заработают в наступившем году: ознакомьтесь, чтобы быть в курсе своих прав — и ничего не нарушить.


С 1 января начнут вступать в силу законы, которые мы обсуждали весь прошлый год. Рассказываем, что сулят 10 основных нововведений 2022 года.

Пенсии, зарплаты и социальные выплаты поднимут на новую величину

С 1 января в России подняли прожиточный минимум и МРОТ. Согласно закону о бюджете на 2022 год и плановый период 2023–2024 годов прожиточный минимум увеличили на 1 тысячу рублей — до 12 654 рублей. Для трудоспособного населения этот показатель чуть выше — 13 793 рубля, но для пенсионеров — 10 882 рубля, для детей — 12 274 рубля. Минимальный размер оплаты труда тоже подняли — до 13 890 рублей. В 2022 году в России будут ориентироваться именно на эти цифры. Как отмечают в правительстве, от размера этих величин зависят почти все социальные пособия на детей, федеральная и региональная доплата к пенсии, страховые выплаты по больничным листам. Вице-премьер Татьяна Голикова подчеркнула, что повышение выплат затронет порядка 16 млн россиян, а увеличение МРОТ отразится на зарплатах 3 млн человек. Из федерального бюджета направят около 30 млрд рублей на то, чтобы поднять эти основополагающие величины на уровень выше инфляции. МРОТ, например, вырос сразу на 8,6%. Однако, и инфляция на конец года уже была выше 8,5%.

Увеличится в 2022 году и размер материнского капитала. Но индексацию проведут не 1 января, а 1 февраля, а чем говориться в ФЗ-415. Размер маткапитала будут рассчитывать по уровню фактической инфляции, а не прогнозируемой. Как заявила вице-премьер Татьяна Голикова, в ближайшие три года на выплаты материнского капитала бюджет потратит больше 1,6 трлн рублей. В 2022 году при рождении или усыновлении первого ребенка, по словам Голиковой, семья получит 503 237 тысяч рублей. За второго и последующих детей дадут 665 тысяч рублей.

Также с 1 февраля на 5,9% проиндексируют страховую пенсию по старости. По словам Голиковой, средний размер ежемесячных выплат пенсионерам в 2022 году составит 18 521 рубль. Закон об индексации пенсий работающим пенсионерам так и не приняли.

Зато утвердили документ, по которому страховые и социальные пенсии по инвалидности теперь будут назначать в беззаявительном порядке. После установления инвалидности ПФР назначит пенсию автоматически и пришлет извещение.

ЦБ сможет устанавливать ограничения на выдачу кредитов

Банк России получил право ограничивать выдачу необеспеченных потребительских кредитов. Закон вступает в силу 1 января 2022 года. По сути он дает право регулятору вводить лимиты на отдельные виды кредитов для отдельных банков — по своему усмотрению.

Прожиточный минимум должников защитят от списаний

С 1 февраля 2022 года вступит в силу закон, задача которого — защитить доходы должников от взысканий. Им оставят только самое необходимое — прожиточный минимум. Ориентироваться будут на среднюю цифру по стране или на величину прожиточного минимума в регионе проживания, если она выше.

Защищать деньги должников будут не автоматически. Для того, чтобы сохранить прожиточный минимум, нужно написать заявление в то подразделение судебных приставов, которое занимается взысканием, приложить к заявлению данные банковской карты или счета, на который поступают деньги, а также сведения о размере и источнике дохода. Приставы зафиксируют требование сохранить прожиточный минимум в постановлении, и банки будут обязаны его соблюдать.

Защищать будут не всех должников. Установленные ограничения не будут действовать при взыскании алиментов, возмещении причиненного преступлением ущерба и вреда здоровью, компенсации морального вреда или вреда в связи со смертью кормильца. Также ограничения не будут распространяться на административные и судебные штрафы.

Больничные начнут выдавать только в электронном виде

Электронные листки нетрудоспособности существуют не первый год, но с 1 января 2022 года их будут оформлять только в электронном виде. Соответствующие поправки в законодательство внес 126-ФЗ и приказ Минздрава № 1089н от 23 ноября 2021 года.

Это сделано для того, чтобы россияне могли в случае временной нетрудоспособности получать выплаты напрямую из Фонда социального страхования — в беззаявительном порядке.

Цифровые больничные врачи будут подписывать электронной подписью и отправлять в ФСС, где автоматически начислят выплаты (напомним, раньше работодатели оплачивали больничные листы из своих средств, а потом получали компенсацию из ФСС, теперь выплаты будут прямыми). Об открытии, продлении или закрытии электронного листка нетрудоспособности работодателям будут сообщать через систему электронного документооборота ФСС, к которой они должны подключиться с 1 января.

Бумажные больничные в виде исключения продолжат выдавать только тем россиянам, сведения о которых составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Обязательный техосмотр отменят, но не для всех

Для легковых автомобилей и мотоциклов не старше четырех лет техосмотр перестанет быть обязательным требованием для оформления полиса ОСАГО. При условии, что транспортное средство принадлежит физическому лицу и не используется в коммерческих целях. Закон принят Госдумой, одобрен Советом Федерации, и ожидает подписания президентом.

С 1 января 2022 года вступает в силу ряд положений закона, который обязывает иностранные IT-компании с суточной аудиторией больше 500 тысяч пользователей открывать представительства в России. Роскомнадзор уже включил в список Google, Apple, Meta Platforms, Twitter, TikTok, Telegram и других IT-гигантов.

Компаниям, помимо создания российского филиала, придется зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора — для взаимодействия с государственными органами РФ, установить на своем сайте рекомендованный ведомством счетчик посещаемости и разместить электронную форму обратной связи для российских пользователей. Также они должны будут ограничивать доступ к информации, нарушающей российское законодательство.

Игнорирование этих требований, а также ранее предусмотренных законодательством РФ запретов и ограничений в отношении иностранных платформ, повлечет за собой применение мер понуждения со стороны Роскомнадзора. Среди них — запрет на распространение рекламы, ограничение переводов денежных средств и приема платежей российских физических и юридических лиц, запрет на поисковую выдачу, запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных, частичная или полная блокировка. Указанные меры понуждения предполагается применять на основании решения Роскомнадзора.

Fan ID для болельщиков станет обязательным

В июне 2022 года вступит в силу закон о паспорте болельщика. Правительство определит список спортивных соревнований, попасть на которые можно будет только при наличии действующей персонифицированной карты и соблюдении установленного порядка идентификации и аутентификации, говориться на сайте Госдумы. Иными словами, Fan ID станет доступом к покупке билетов на соревнования из списка. Также его нужно будет предъявить на входе. Такое решение принято в целях обеспечения безопасности и общественного порядка, объяснили в Госдуме.

Напомним, что Fan ID использовался на Олимпиаде в Сочи в 2014 году, а также на Кубке конфедераций-2017 и на Чемпионате мира-2018.

Биометрические данные будут собирать в единую систему

Госдума приняла закон о создании в России единой государственной биометрической системы, в которой россияне, в том числе проживающие за рубежом, смогут самостоятельно, при наличии учетной записи и с использованием российского программного обеспечения, размещать свои биометрические данные без посещения государственных органов. Поскольку система будет носить статус государственной, правительству вменяется в обязанность обеспечивать безопасность этих данных.

Порядок функционирования этой системы и ее взаимодействия с другими информационными системами правительство утвердит после согласования с министерствами.

Пока понятного в этой истории со сбором биометрических данных в единую базу не много. Напомним, что депутаты приняли нормы о создании этой системы в оперативном порядке и без широкого обсуждения. Соответствующие изменения в отдельные законодательные акты были приняты Госдумой не самостоятельным законопроектом, а в виде поправок.

В качестве разъяснений председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что закон будет учитывать отказ от идентификации по биометрии. Иными словами, если гражданин не захочет проходить аутентификацию с использованием его биометрических данных, то ему не смогут отказать в предоставлении госуслуги.

Налоговый вычет можно будет оформить за фитнес

Весной 2021 года Госдума приняла закон, разрешающий получать налоговый вычет на физкультурно-оздоровительные услуги. Возврат налогов можно будет оформить с той суммы, которая была потрачена на занятия фитнесом и спортом начиная с 1 января 2022 года. Это значит, что сам вычет придет в 2023 году, но чеки и договоры нужно собирать уже с начала 2022 года. Ограничение по сумме установлены в размере фактически произведенных расходов, но не больше 120 тысяч рублей за налоговый период в совокупности с другими социальными налоговыми вычетам. Максимальный размер вычета составит 15,6 тыс. рублей.

Законом также разрешается возвращать гражданам часть оплаченной суммы за занятия спортом детей в возрасте до 18 лет.

Россиянам впервые придут налоги на проценты по вкладам

Закон об уплате налогов по банковским вкладам свыше 1 млн рублей действует уже год, но первые налоговые извещения — по итогам 2021 года — придут россиянам уже в наступившем 2022 году. Подавать налоговую декларацию не нужно, банк сам передаст все данные в ФНС. Сотрудники налоговой соберут информацию обо всех счетах во всех банках, определят налоговую базу, рассчитают, сколько денег придется заплатить в бюджет, после чего вкладчику придет налоговое уведомление по почте или в личном кабинете налогоплательщика. При этом разбивать деньги по нескольким вкладам бессмысленно — учитываться будут все.

Если сумма вкладов не превышает 1 млн рублей, если ставка — меньше 1% годовых, налог платить не придется. Также освобождаются от уплаты НДФЛ владельцы эскроу-счетов.

Напомним, что обложить налогом доходы от вкладов свыше 1 млн рублей впервые предложил президент Владимир Путин в ходе своего мартовского телеобращения к россиянам. 1 апреля он уже подписал принятый Госдумой закон.

Читайте также: