Какое из прав считается главным для определения гражданства

Обновлено: 02.07.2024

В Государственную думу внесён проект закона, упрощающего получение гражданства России для многих. Теперь главное, чтобы гражданами становились те, кто нужен России. А не "все, кроме русских".

Беспаспортный бродяга не нужен никому

Начнём с простой и правдивой истории. Вот парень по имени Владислав, профессиональный спортивный тренер и хороший человек. Он работает в России нелегально, хотя и по специальности. Он получает неплохую зарплату, но только наличными. Устроиться на работу, как делают все нормальные люди, для него – большая проблема. Дело в том, что русский парень Владислав – мигрант.

Но он – мигрант не из одной из стран, бывших республик СССР, входящих в ЕАЭС. Он не из Казахстана, не из Белоруссии, не из Армении или Киргизии. Он даже не из одной из стран СНГ, откуда приезжают к нам миллионные толпы строительных рабочих и дворников. Не из Таджикистана, Узбекистана. Он не потомственный торговец из Азербайджана.

Ему надо кормить семью – и делать это, работая в Подмосковье, много проще, чем оставаясь на малой родине. Он не один такой. Он – один из сотен тысяч. И проблема у него, можно сказать, типичная. Паспорт незалежной Украины у него просрочен. Очередь на получение паспорта Донецкой народной республики – очень длинная. В большинстве отделений даты выдачи по электронной очереди расписаны до 2023 года. По "живой" – кое-где можно получить за пару месяцев, но при условии перекличек через день, а участвовать в них из Подмосковья проблематично.

Без паспорта ДНР получить русский паспорт Владислав не может. И официально работать в России он не может. Беспаспортный бродяга получается.

А трудолюбивые мигранты совершенно необходимы

Не стали, хотя Россия привлекает на свою территорию миллионы мигрантов, сотни тысяч из которых очень хотят и вполне могут становиться гражданами России. Мигрантов, которые, по совершенно официальным данным, несут ответственность за ухудшение криминогенной ситуации практически везде, где массово работают – или теряют работу, но не уезжают.

По данным МВД, до начала эпидемии коронавируса в России ежегодно находилось от 9 до 11 миллионов иностранных граждан. Минимальное количество в 2020 году составляло 6 миллионов человек. Только 1,4 миллиона из них имели официально право работать в России – на основании патентов или получив официальное разрешение на работу. Но у каждого из них было больше прав жить и зарабатывать в России, чем у Владислава, который сам виноват в своей беде и с которого мы начали этот разговор. Потому что у него просрочены документы, а у них – нет.

И у многих из них есть гораздо лучшие шансы получить гражданство России. В том числе и у тех, кто едва знает русский язык.

Проект закона, который внесён 29 декабря в Государственную думу и который депутаты уже пообещали рассмотреть без проволочек, предполагает сокращение числа требований при получении гражданства более чем к 20 категориям лиц. Речь идёт, в частности, о:

  • гражданах бывшего СССР и их детях;
  • участниках госпрограммы по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников, живущих за рубежом (буксует);
  • людях, близкие родственники которых живут в России и являются её гражданами (весь аул – братья);
  • людях, чьи родственники по прямой восходящей линии постоянно проживали на территории Российской империи или СССР (но в пределах государственной границы современной России).

Понятно, что Владиславу из Донбасса новый закон не поможет. Но кто на практике воспользуется льготами, которые даёт новый закон?

Особо тяжкие сограждане

Конечно, хотелось бы думать, что в первую очередь это будут русские люди, которые хотят жить на Родине. Однако есть основания полагать, что новым законом в первую очередь воспользуются мигранты – и как раз те, которых мы уже привыкли опасаться.

Опасаться не без оснований. Можно вспомнить множество историй из разряда криминальной хроники, о которых писал Царьград. А можно обратиться к данным статистики.

Вот, к примеру, в апреле 2021 года в Общественной палате Москвы Дмитрий Сергиенко, начальник Управления по вопросам миграции ГУ МВД по городу Москве сообщал:

Согласно статистике за три первых месяца 2021 года, число преступлений, совершённых иностранными гражданами, увеличилось на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. В абсолютных цифрах это более 2000 преступлений против 1500 в первом квартале прошлого года. При этом число особо тяжких преступлений выросло ещё больше – на 48,7%. В основном эти преступления совершили граждане ближнего зарубежья – это Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан.

Совершенно неудивительно, что именно приезжие из этих стран лидируют по количеству преступлений. Ведь их в Москве больше всего – по словам того же Сергиенко, абсолютное большинство мигрантов – 93%, приезжают из безвизовых стран: это Киргизия, Узбекистан, Таджикистан.

Будет также неудивительно, если в дальнейшем именно выходцы из этих стран станут главными выгодополучателями нового закона.

Немножко дёгтя в большую бочку

К счастью, проект закона содержит в себе не только послабления. Есть и некоторые рогатки на пути тех, кто очень хочет стать гражданином России, но не очень России нужен. Например, "концепция нового документа не предполагает предоставления гражданства на основе формальных критериев, не учитывающих реальной связи лица, претендующего на приобретение гражданства, с Российской Федерацией". А ещё законопроект направлен против фиктивных браков, которые заключаются ради гражданства (случай не такой уж редкий). Упрощённое приобретение гражданства при заключении брака предусмотрено "только для случаев наличия в браке общего ребёнка".

Что в законопроекте безусловно хорошо – так это возможность не только получения гражданства России, но и лишения гражданства за ряд тяжких преступлений. Легко можно представить себе вой либеральной общественности – как же, ведь в Конституции указано, что никто не может быть лишён гражданства. Однако речь ведь идёт о тех, кто не родился гражданином России, а получил гражданство – совершенно естественно и правильно, что Россия может не только даровать паспорт, но и отобрать его.

Что с того?

Создаётся впечатление, что новый закон, когда он будет принят, при желании можно использовать на благо русских людей. Но для этого нужно желание. А желание у чиновников совсем иное – привлекать новых мигрантов нужных (если верить птенцам гнезда хуснуллинского) специальностей. Давая им право жить и работать в России не временно, а постоянно, а Фемиде – право лишать этого права "неправильных" новых граждан.

Пряник большой и вкусный, кнут тоже большой и опасный. Всё так. Но станет ли больше в России русских граждан? Это вопрос. Пока вопрос.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Какой срок оформления гражданства?

Срок оформления гражданства зависит от выбранной схемы оформления гражданства . А схема оформления гражданства зависит от конкретной ситуации человека и наличия оснований.

Минимальный срок оформления гражданства составляет 9 месяцев - это упрощенный порядок получения гражданства. Общий порядок оформления гражданства может занимать 8 лет и более.


Я родился в СССР, имею ли я право на оформление гражданства в упрощенном порядке?

Нет. Факт рождения в СССР не дает никаких оснований для упрощенного получения гражданства. СССР был большой страной и в него входило много республик, соответственно если человек родился во времена СССР на территории Украины, то это не дает никаких оснований.

Только факт рождения на территории РСФСР дает основание для упрощенного получения гражданства.


Кто считается близкими родственниками по закону?

Близкими родственниками, которые дают право на оформление гражданства в упрощенном порядке считаются: дети, родители, супруги - граждане РФ и родственники по прямой восходящей линии (родители, бабушки/дедушки, прабабушки/прадедушки. ) если они родились и жили на территории России.


У меня брат/сестра, тетя/дядя граждане РФ. Какие основание мне это дает?

Такие родственники как брат/сестра, тетя/дядя не дают никаких оснований для оформления гражданства.

Близкими родственникам по закону считаются дети, родители, супруги, бабушки/дедушки, наличие таких родственников граждан РФ является основанием для оформления гражданства в упрощенном порядке.


Какие документы необходимо собрать для оформления гражданства?

Здесь приводится расширенный перечень документов, которые необходимо собрать, если вы планируете начать оформление гражданства РФ:

1. Паспорта (внутренний и загранпаспорт, при наличии);

2. Свидетельство о рождении;

3. Документы о семейном положении: св-во о браке/разводе, решения суда, выписки из ЗАГСа;

4. В случае смены ФИО необходимо предоставить документы подтверждающий данный факт;

Пункты 1-4 являются обязательными независимо от схемы оформления гражданства.

5. Документы об образовании: аттестаты, дипломы, сертификаты;

6. Документы о трудовой деятельности: трудовая книжка;

7. В случае наличия родственников, которые родились и проживали на территории России, необходимы документы подтверждающие данный факт и факт родства с ними.

Пункт 5-7 предоставляются в зависимости от наличия оснований и выбранной схемы оформления гражданства .


Я знаю русский язык, имею ли я право на оформление гражданства в упрощенном порядке?

Нет. Одного знания русского языка, к сожалению, не достаточно для получения гражданства и это не дает никаких оснований.

В российском законодательстве есть понятие " носитель русского языка " который имеет право на получения гражданства в упрощенном порядке, но для этого необходимо чтобы кто-то из родственников по прямой восходящей линии родился либо жил на территории России.


Можно ли каждые 90 дней выезжать и заезжать обратно в Россию?

Ранее так было можно делать, но с 1 января 2015 года в миграционное законодательство были внесены изменения.

По новым правилам иностранный гражданин имеет право находится в России 90 дней, после истечения которых он обязан выехать и имеет право въехать обратно только через 90 дней.

За нарушение этого правила предусмотрено наказание в виде штрафа и запрета на въезд в Россию сроком от 3 лет.

Нужно ли отказываться от гражданства Украины при получении гражданства РФ?

Летом 2020 года в российское законодательство были внесены изменения и с того времени отказываться от своего предыдущего гражданства не нужно при получении российского.

По факту это означает, что у вас будет два гражданства.

Задать больше вопросов

в нашей группе Вконтакте

Получите бесплатную консультацию

Консультации проводят ведущие миграционные юристы

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Или позвоните нам

Наша компания занимается юридической помощью и консультированием иностранных граждан в сфере миграционного законодательства с целью защиты их прав и получения законного статуса нахождения на территории РФ и приобретения гражданства РФ на основаниях, предусмотренных Федеральным законом "О Гражданстве Российской Федерации".

Соблюдайте закон! Использование поддельных документов и незаконных методов приобретения гражданства РФ и паспорта гражданина РФ влечет уголовную ответственность!

В целом, законы нашей страны почти никого не ограничивают в получении статуса российского гражданина. Разница только в сроках и сложности процедуры его оформления. В этой статье мы рассмотрим основания приобретения гражданства РФ для разных категорий иностранцев и апатридов.

Общий перечень оснований приобретения гражданства РФ


Главные моменты, связанные с вопросами гражданства России, прописаны в федеральном законе № 62. В этом ФЗ, в статье 11, перечислены главные основания приобретения гражданства РФ, в числе которых:

  • гражданство по праву рождения;
  • прием в российское гражданство;
  • восстановление в гражданстве;
  • иные основания, которые предусматривает ФЗ № 62 и международные договора РФ.

Попробуем подробно разобраться с каждым из этих пунктов.

По праву рождения

Гражданство рожденным в РФ детям

Если ребенок родился в РФ и его родитель-россиянин, то гражданство присваивается автоматически

Приобрести гражданство по рождению могут дети граждан РФ (даже рожденные за рубежом). То есть, если мама или пара, либо оба родителя – россияне, то гражданство РФ ребенку гарантированно.

Может ли ребенок стать россиянином, если оба родителя иностранцы? Это возможно только в одном случае – если ребенок иностранных родителей или лиц без гражданства, появившиеся на свет в пределах России, но при этом лишен возможности стать гражданином страны родителей. Например, по какой-то причине государство, к которому относятся мать и отец, не дает гражданства новорожденному. Подробнее о получении гражданства для несовершеннолетних.

Прием в российское гражданство

Здесь речь идет о так называемой натурализации — процессе приобретения статуса гражданина на основе добровольного желания иностранного гражданина и апатрида. Это как раз те случаи, когда иностранцы приезжают в РФ и проходят здесь процесс оформления гражданства, то есть получают РВП, ВНЖ и затем уже делают российский паспорт.

Фото паспортов РФ

Как происходит получение гражданства РФ

Натурализация может осуществляться двумя путями: в общем, и упрощенном порядке эти два момента мы рассмотрим чуть позже.

Помимо натурализации, этот пункт может означать процедуру дарования статуса гражданина РФ за особые заслуги перед Федерацией. Каждая такая ситуация рассматривается индивидуально, а решение принимается непосредственно главой государства.

Восстановление в гражданстве РФ

Восстановление гражданства РФ

Насколько легко восстановить российское гражданство

Этим пунктом может воспользоваться иностранный гражданин или апатрид, ранее состоявший в гражданстве России и даже оформивший выход из него.

Причина прекращения гражданства, при этом, не имеет никакого значения. Правда это не означает, что все будет просто, ведь этот способ все равно предусматривает получение вида на жительство.

Восстановление в гражданстве РФ вообще мало отличается от приобретения гражданства, которое проходят иностранные граждане. Каких-то серьезных послаблений для бывших россиян закон не делает.

Иные основания

Или, к примеру, недавний указ № 187 от 29.04.2019 — он обеспечивает облегченное приобретение статуса гражданина РФ жителям отдельных регионов Украины и Крыма, а также гражданам Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, некогда имевшим паспорта Советского Союза. Случаи с иными государствами нужно рассматривать отдельно.

Основания приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке

Основание для получения гражданства РФ в общем порядке является пятилетний срок проживания в России по виду на жительство. То есть человек получает ВНЖ и пять лет живет в России — это и будет основанием, чтобы подать документы на гражданство через общую схему.

Для некоторых срок сокращается до одного года. Бывшим россиянам, которые хотят восстановить гражданство в общем порядке, достаточно подождать после получения ВНЖ три года, после чего можно нести бумаги на гражданство.

Основания приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке

Гражданство РФ в упрощенном порядке

Оснований для упрощенного оформления достаточно много

Как было упомянуто выше, российский паспорт может приобретаться как по общей схеме, так и в более простом порядке. Последний вариант, конечно, доступен не для всех представителей иных стран. В представленном ниже списке приведены условия, которые позволяют приобрести желаемый статус, сохранив время:

  • оба или один изродителей являются гражданами Российской Федерации;
  • бракс российским гражданином/гражданкой в течение 3 лет; (в этом случае на гражданство можно подавать без РВП);
  • ранее имелось гражданство Советского союза, а местом рождения является РСФСР;
  • имеется несовершеннолетний или совершеннолетний, но недееспособный ребенок гражданин РФ, при условии, что другой родитель по тем или иным причинам не может выполнять родительские обязанности;
  • иностранные родители, совершеннолетние дети которых имеют статус российского гражданина;
  • ветераны ВОВ;
  • специалисты, получившие образование в одном из российских ВУЗов позднее 1 июля 2002 года, и свыше года работающие по специальности в пределах России;
  • граждане, более года проработавшие в России по профессии из перечня;
  • лица без гражданства, которые ранее были гражданами СССР; также дает право на упрощенный порядок оформления;
  • нетрудоспособные граждане иных государств и апатриды, которые прибыли из республик бывшего Союза и зарегистрировались на постоянной основе в одном из населенных пунктов Федерации на момент 01.07.2002 г;
  • крупные инвесторы;
  • индивидуальные предприниматели, которые на протяжении 3-х лет работают в России, и получают ежегодную выручку в размере свыше 10 миллионов рублей;

Как видите, список оснований для приобретения гражданства РФ по упрощенной схеме не так уж мал.

Проще всего приходится жителям бывших союзных республик и иностранцам, имеющим родственников в России. Хорошие шансы приобрести российские корочки есть у студентов, обучающихся в РФ на очной форме.

Об изменениях для служащих с иностранным гражданством

Совсем недавно вступили в силу несколько нормативных документов в отношении лиц, не имеющих гражданства РФ либо имеющих гражданство и Российской Федерации, и другого государства, занимающих должности государственной и муниципальной службы или должности в государственных органах. О том, что изменилось для таких служащих и какие новшества введены для работников государственных органов, расскажем в статье.

Изменения, касающиеся запрета
на замещение должностей госслужбы
лицами без гражданства РФ.

К сведению

Статус подданного отличается от гражданина в странах с монархической формой правления и означает политико-правовую связь физического лица и монарха. Тогда как гражданство представляет собой вид правовой связи, но уже между физическим лицом и государством. В государствах с другими формами правления данные понятия, как правило, равнозначны.

Соответствующие изменения были внесены в п. 6 и 7 ст. 16 Закона № 79‑ФЗ. Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он:

– вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство другого государства;

– имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Сейчас к ограничениям для нахождения на гражданской службе относятся:

– прекращение гражданства РФ;

– наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В связи с этим уточнено такое ранее установленное основание для увольнения, как выход гражданского служащего из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33, ст. 41 Закона № 79‑ФЗ). Такое увольнение осуществлялось по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства.

С 01.07.2021 служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня, когда представителю нанимателя стало известно о прекращении гражданства РФ или о наличии у гражданского служащего гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Обратите внимание

Право лиц с двойным гражданством
работать на госслужбе.

По ранее установленному общему правилу лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могли занимать должности государственных и муниципальных служащих. Но, в связи с тем что некоторые служащие не могут прекратить гражданство другого государства по независящим от них причинам, им разрешили работать на государственной и муниципальной службе при определенных условиях и в предусмотренном порядке.

Право граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) другого государства (далее – лица с двойным гражданством), занимать должности гражданской или муниципальной службы установлено ст. 26 Закона № 116‑ФЗ с 01.07.2021. Оно возникает в исключительных случаях и при наличии следующих условий:

– гражданство (подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от лица причинам;

– должность государственной или муниципальной службы, на которую назначен гражданин РФ с гражданством другого государства, не предусматривает допуска к государственной тайне.

То есть при наличии названных условий такое лицо может быть принято на должность государственного или муниципального служащего. Если такой гражданин уже занимает должность государственной или муниципальной службы, в исключительных случаях он может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность, по которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Обратите внимание

Лица с двойным гражданством не могут замещать должность прокурора или руководителя федерального государственного органа.

Правила замещения должностей
государственной или муниципальной службы лицами с двойным гражданством

Указом Президента РФ от 25.08.2021 № 493 (вступил в силу с даты подписания) утверждены Порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам (далее – Порядок), и Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам (далее – Положение).

Порядком установлены следующие правила:

1) гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

2) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента РФ либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия);

3) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы или перевода на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

4) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы или перевод на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

К сведению

Госслужащие, имеющие двойное гражданство, должны принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, должны воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, а также не должны совершать иные действия в качестве гражданина (подданного) иностранного государства (за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства).

Порядок признания невозможности
прекращения гражданства.

Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

К обращению прилагаются:

– письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

– документы (при их наличии), подтверждающие факты, приводимые в пояснениях, либо копии таких документов, заверенные нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

В отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

При рассмотрении представленных документов Комиссия:

– оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

– проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

– изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

Обратите внимание

Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

Запрет на работу в госорганах лиц без гражданства
или с двойным гражданством.

К сведению

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Согласно названной статье лица, не имеющие гражданства РФ, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Для работника установлена обязанность сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

К сведению

Если работник не сообщил в установленном порядке данную информацию, работодатель уволит его по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ без предложения другой работы.

В соответствии со ст. 2 Закона № 109‑ФЗ работники, которые на день вступления в силу этого закона не имеют российского гражданства или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом устанавливаются ограничения, обязаны были сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, до 10.07.2021.

Работники, которые сообщили указанную информацию работодателю, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ могут продолжить работу на замещаемых ими должностях, если до 20.07.2021 они представили работодателю документы, подтверждающие их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовые договоры с работниками, не представившими в обозначенный срок такие документы, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если их невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Работники, представившие работодателю указанные документы, также обязаны представить ему документы, подтверждающие приобретение российского гражданства, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства РФ, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ трудовые договоры с работниками, не представившими работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств

Принято резолюцией 55/153 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 2000 года

Преамбула

Учитывая, что проблемы гражданства, возникающие в связи с правопреемством государств, вызывают озабоченность международного сообщества,

подчеркивая, что институт гражданства по существу регулируется внутренним правом в пределах, установленных международным правом,

признавая, что в вопросах, касающихся гражданства, следует должным образом учитывать законные интересы как государств, так и отдельных лиц,

напоминая, что Всеобщая декларация прав человека 1948 года 1 провозгласила право каждого человека на гражданство,

напоминая также, что Международный пакт о гражданских и политических правах 19662 года и Конвенция о правах ребенка 1989 года 3 признают право каждого ребенка на приобретение гражданства,

подчеркивая необходимость обеспечения полного уважения прав человека и основных свобод лиц, гражданство которых может затрагиваться правопреемством государств,

будучи убеждена в необходимости кодификации и прогрессивного развития норм международного права, касающихся гражданства в связи с правопреемством государств, как средства обеспечения большей правовой безопасности для государств и отдельных лиц,

Часть I. Общие положения

Статья 1

Право на гражданство

Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства, имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств в соответствии с настоящими статьями.

Статья 2

Употребление терминов

Для целей настоящих статей:

Статья 3

Случаи правопреемства государств, подпадающие под действие настоящих статей

Настоящие статьи применяются только к последствиям правопреемства государств, которое осуществляется в соответствии с международным правом и особенно в соответствии с принципами международного права, воплощенными в Уставе Организации Объединенных Наций.

Статья 4

Предотвращение безгражданства

Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на момент правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства.

Статья 5

Презумпция гражданства

С учетом положений настоящих статей затрагиваемые лица, имеющие свое обычное место жительства на территории, затрагиваемой правопреемством государств, считаются приобретшими гражданство государства-преемника с момента такого правопреемства.

Статья 6

Законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах

Каждому затрагиваемому государству следует принять без неоправданной задержки законодательство о гражданстве и других связанных с ним вопросах, возникающих в связи с правопреемством государств, которое соответствовало бы положениям настоящих статей. Ему следует принять все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы затрагиваемые лица в пределах разумного срока были уведомлены о последствиях его законодательства для их гражданства, о любых возможностях выбора, которыми они располагают в соответствии с этим законодательством, а также о последствиях, которые реализация такого выбора будет иметь для их статуса.

Статья 7

Дата приобретения гражданства

Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств, а также приобретение гражданства вследствие осуществления оптации, происходит на момент такого правопреемства, если затрагиваемые лица оказались бы в ином случае лицами без гражданства в период между моментом правопреемства государств и датой предоставления или приобретения гражданства.

Статья 8

Затрагиваемые лица, имеющие свое обычное место жительства в другом государстве

1. Государство преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства.

2. Государство преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.

Статья 9

Отказ от гражданства другого государства как условие предоставления гражданства

Когда затрагиваемое лицо, которое имеет основания для приобретения гражданства какого-либо государства-преемника, имеет гражданство другого затрагиваемого государства, государство преемник может обусловить предоставление своего гражданства отказом такого лица от гражданства другого затрагиваемого государства. Однако это требование не применяется таким образом, чтобы затрагиваемое лицо в результате оказалось, даже временно, лицом без гражданства.

Статья 10

Утрата гражданства при добровольном приобретении гражданства другого государства

1. Государство предшественник может предусмотреть, что затрагиваемые лица, которые в связи с правопреемством государств добровольно приобретают гражданство государства-преемника, утрачивают его гражданство.

2. Государство преемник может предусмотреть, что затрагиваемые лица, которые в связи с правопреемством государств добровольно приобретают гражданство другого государства-преемника или, в зависимости от обстоятельств, сохраняют гражданство государства-предшественника, утрачивают его гражданство, приобретенное в связи с таким правопреемством.

Статья 11

Уважение воли затрагиваемых лиц

1. Затрагиваемые государства учитывают волю затрагиваемых лиц во всех случаях, когда эти лица имеют основания для приобретения гражданства двух или нескольких затрагиваемых государств.

2. Каждое затрагиваемое государство предоставляет право оптации своего гражданства затрагиваемым лицам, имеющим надлежащую связь с этим государством, если эти лица в противном случае стали бы лицами без гражданства в результате правопреемства государств.

3. Когда лица, имеющие право оптации, осуществляют такое право, государство, гражданство которого они выбирают, предоставляет свое гражданство таким лицам.

4. Когда лица, имеющие право оптации, осуществляют такое право, государство, от гражданства которого они отказываются, лишает гражданства таких лиц, если только в результате этого они не становятся лицами без гражданства.

5. Затрагиваемым государствам следует предусмотреть разумный срок для осуществления права оптации.

Статья 12

Единство семьи

Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась.

Статья 13

Ребенок, родившийся после правопреемства государств

Ребенок затрагиваемого лица, родившийся после момента правопреемства государств, который не приобрел какого-либо гражданства, имеет право на гражданство затрагиваемого государства, на территории которого этот ребенок родился.

Статья 14

Статус обычно проживающих лиц

1. Статус затрагиваемых лиц как обычно проживающих лиц не затрагивается правопреемством государств.

2. Затрагиваемое государство принимает все необходимые меры к тому, чтобы позволить затрагиваемым лицам вернуться в свое обычное место жительства на его территории, которое они были вынуждены покинуть вследствие событий, связанных с правопреемством государств.

Статья 15

Недискриминация

Затрагиваемые государства не отказывают затрагиваемым лицам в праве на сохранение или приобретение гражданства или в праве оптации в связи с правопреемством государств путем дискриминации по любому признаку.

Статья 16

Запрещение произвольных решений по вопросам гражданства

Затрагиваемые лица не могут быть произвольно лишены гражданства государства-предшественника и им не может быть произвольно отказано в праве на приобретение гражданства государства-преемника или же в праве оптации, которыми они обладают в связи с правопреемством государств.

Статья 17

Процедуры, касающиеся вопросов гражданства

Заявления о приобретении, сохранении или отказе от гражданства либо об осуществлении права оптации в связи с правопреемством государств рассматриваются без неоправданной задержки. Соответствующие решения издаются в письменном виде и открыты для пересмотра в рамках эффективной административной или судебной процедуры.

Статья 18

Обмен информацией, консультации и переговоры

1. Затрагиваемые государства обмениваются информацией и проводят консультации в целях выявления любых отрицательных последствий, которые могут возникнуть в результате правопреемства государств для затрагиваемых лиц в отношении их гражданства и других связанных с этим вопросов, касающихся их статуса.

2. Затрагиваемые государства стремятся, когда это необходимо, найти решение с целью устранения или смягчения таких отрицательных последствий путем переговоров и, в соответствующих случаях, посредством соглашения.

Статья 19

Прочие государства

1. Ничто в настоящих статьях не требует от государств рассматривать затрагиваемых лиц, не имеющих действительной связи с затрагиваемым государством, в качестве граждан этого государства, если только это не приведет к тому, что эти лица будут рассматриваться в качестве лиц без гражданства.

2. Ничто в настоящих статьях не мешает государствам рассматривать затрагиваемых лиц, которые стали лицами без гражданства в результате правопреемства государств, в качестве граждан затрагиваемого государства, гражданство которого они будут вправе приобрести или сохранить, если это отвечает интересам таких лиц.

Часть II. Положения, касающиеся конкретных категорий правопреемства государств

Раздел 1. Передача части территории

Статья 20

Предоставление гражданства государства-преемника и лишение гражданства государства-предшественника

В случае передачи государством части своей территории другому государству государство-преемник предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, которые имели свое обычное место жительства на передаваемой территории, а государство-предшественник лишает таких лиц своего гражданства, если только осуществление права оптации, предоставляемого таким лицам, не означает иного. Однако государство-предшественник не лишает таких лиц гражданства до того, как они приобретут гражданство государства-преемника.

Раздел 2. Объединение государств

Статья 21

Предоставление гражданства государства-преемника

С учетом положений статьи 8, если два или несколько государств объединяются и образуют одно государство-преемник, независимо от того, является ли государство-преемник новым государством и является ли его правосубъектность идентичной правосубъектности одного из объединившихся государств, государство-преемник предоставляет свое гражданство всем лицам, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника.

Раздел 3. Распад государства

Статья 22

Предоставление гражданства государств-преемников

Когда какое-либо государство распадается и прекращает свое существование, а различные части территории государства-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, каждое государство-преемник предоставляет свое гражданство, если только осуществление права оптации не означает иного:

a) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; а также

b) с учетом положений статьи 8:

i) затрагиваемым лицам, не охватываемым пунктом a и имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника;

ii) затрагиваемым лицам, не имеющим право на гражданство любого затрагиваемого государства согласно пункту a и подпункту i пункта b, имеющим свое обычное место жительства в третьем государстве, которые родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, ставшей территорией этого государства-преемника, или имеющим любую другую надлежащую связь с этим государством-преемником.

Статья 23

Предоставление права оптации государствами-преемниками

1. Государства-преемники предоставляют право оптации затрагиваемым лицам, охватываемым положениями статьи 22, которые имеют основания для приобретения гражданства двух или нескольких государств-преемников.

2. Каждое государство-преемник предоставляет право оптации своего гражданства затрагиваемым лицам, которые не охватываются положениями статьи 22.

Раздел 4. Отделение части или частей территории

Статья 24

Предоставление гражданства государства-преемника

Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство, если только осуществление права оптации не означает иного:

a) затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории; а также

b) с учетом положений статьи 8:

i) затрагиваемым лицам, не охватываемым пунктом a и имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника;

ii) затрагиваемым лицам, не имеющим право на гражданство любого затрагиваемого государства согласно пункту a и подпункту i пункта b, имеющим свое обычное место жительства в третьем государстве, которые родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, ставшей территорией этого государства-преемника, или имеющим любую другую надлежащую связь с этим государством-преемником.

Статья 25

Лишение гражданства государства-предшественника

1. Государство-предшественник лишает своего гражданства затрагиваемых лиц, имеющих основания для приобретения гражданства государства-преемника в соответствии со статьей 24. Тем не менее оно не лишает таких лиц гражданства до того, как они приобретут гражданство государства-преемника.

2. Если только осуществление права оптации не означает иного, государство-предшественник не лишает своего гражданства лиц, упоминаемых в пункте 1, которые:

a) имеют свое обычное место жительства на его территории;

b) не охватываются подпунктом a и имеют надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое осталось частью государства-предшественника;

c) имеют свое обычное место жительства в третьем государстве и родились или, прежде чем покинуть государство-предшественник, имели свое последнее обычное место жительства на территории, которая осталась частью территории государства-предшественника, или имеют любую другую надлежащую связь с этим государством.

Статья 26

Предоставление права оптации государством-предшественником и государством-преемником

Государство-предшественник и государство-преемник предоставляют право оптации всем затрагиваемым лицам, охватываемым положениями статьи 24 и пункта 2 статьи 25, которые имеют основания для обладания гражданством как государства-предшественника, так и государства-преемника или двух или нескольких государств-преемников.

Читайте также: