Какое базовое теоретико экспериментальное понятие положено в основу психодиагностических измерений

Обновлено: 30.06.2024

3.1. Понятие о психометрике. Конструирование психодиагностических тестов.

3.2. Стандартизация психодиагностических тестов.

3.3 Надежность психодиагностического инструментария. Типы надежности.

3.4. Валидность психодиагностического инструментария. Типы валидности.

3.1. Понятие о психометрике. Конструирование психодиагностических тестов.

Психометрика - область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.

При конструировании теста должны соблюдаться следующие условия для его эффективности:

1) необходимо четко представлять себе то психологическое свойство, которое будет измерять будущий тест;

2) наиболее полно отразить все стороны измеряемого психологического свойства через минимальное количество заданий.

3) тест должен соответствовать целевой группе, на которую он направлен;

4) необходимо учитывать и некоторые эффекты, наблюдаемые при заполнении людьми тестовых заданий, так называемый эффект социальной желательности;

5) подмена цели теста в инструкции, если эта цель вообще открывается испытуемому;

6) существуют и требования к формулировке вопросов, к порядку их расстановки в тесте.

3.2. Стандартизация психодиагностических тестов.

Стандартизация – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). Это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

.Единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов.

Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации:

.условия тестирования (помещение, освещение и др. внешние факторы).

.содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

.наличие стандартного стимульного материала.

.временные ограничения выполнения данного теста.

.стандартный бланк для выполнения данного теста.

.учет влияния ситуационных переменных на процесс и результат тестирования.

.учет влияния поведения диагноста на процесс и результат тестирования.

.учет влияния опыта респондента в тестировании.

Кроме того, при проведении исследования необходимо выполнять следующие требования:

- инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно, если информация передается устно, то одинаково, одними и теми же словами;

- никому из испытуемых не давать никаких преимуществ;

- по возможности процедуру для разных групп проводить в одинаковых условиях;

- временные ограничения должны быть одинаковыми для всех.

.Единообразие оценки выполнения теста:

стандартной интерпретации полученных результатов и предварительной стандартной обработки.

.Определение нормы выполнения теста для сопоставления с ними показателей, полученных в результате обработки данных тестирования.

Нормы разрабатываются для различных возрастов, профессий, полов и др.

Очевидны три потенциальных преимущества стандартизированных психологических тестов:

1) стандартизированные тесты часто имеют более высокое качество;

2) проведение стандартизированных обследований может освободить психологов и др. специалистов от траты времени на конструирование тестов и дает им возможность заняться терапией, обучением, и интерпретацией результатов;

3) использование стандартизированных измерений облегчает общение психологов друг с другом.

Недостатокстандартизированных процедур:

из-за своей доступности, стандартизированные тесты иногда используют в неподходящих ситуациях.

3.3 Надежность психодиагностического инструментария. Типы надежности.

Надёжностью называется один из критериев качества теста, который говорит о точности психологических измерений, т.е. позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Надежность можно проверить следующими методами:

1) тест-ретестовая надежность предполагает повторное предъявление того же самого теста (ретест) тем же испытуемым примерно в те же условиях, а затем устанавливается корреляция между двумя рядами.

2) разделенная надежность (метод расщепления), (надежность частей теста). Этот метод заключается в делении (расщеплении) теста на две равные части (например, четные и нечетные вопросы, первая и вторая половина), и сравнение результатов выполнения двух частей по отдельности, а затем находится корреляция между ними.

3) эквивалентная надежность (надежность параллельных форм) выявляется путем предъявления испытуемому теста и его альтернативного варианта, т.е. конструируются эквивалентные или параллельные наборы заданий.

4) есть еще понятие константности, т.е. независимости результатов от личности экспериментатора.

3.4. Валидность психодиагностического инструментария. Типы валидности.

Валидность – степень соответствия теста своему назначению измерять то, для чего он создан; действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен.

Оценка валидности теста включает следующие этапы:

Выделяется несколько типов валидности:

1. Очевидная валидность. Оценивается общее соответствие теста его назначению. Это несомненная, бесспорная валидность, проявляющаяся явно, не требующая доказательств в своем существовании, устанавливаемая без применения специальных процедур.

2. Содержательная валидность. Т.е. насколько полно тест выявляет все стороны изучаемого свойства (предмета). Содержательная валидность оценивается с помощью метода экспертных оценок.

3. Конструктная (концептуальная или понятийная) валидность. Отражает степень соотнесения результатов теста для оценки определенного свойства личности с базовыми для него теоретическим представлениям о данном свойстве, которые и объясняют результаты тестирования. Т.е. можно этим тестом определить это свойство или нет.

4. Критериальная валидность.Позволяет соотнести результаты тестирования с оценками этого же свойства, но полученными другими способами, например, через наблюдение или через анализ продуктов деятельности. Для оценки вида и степени связи используются средства математической статистики.

Вышеприведенные методы оценки эффективности теста помогают психологу не только самому конструировать инструменты для измерения определенных свойств личности, но и выбирать из уже разработанных тестов наиболее качественные и надежные.

Ошибки, влекущие за собой снижение эффективности теста, появляются, если:

.тест неправильно составлен;

.тест неправильно стандартизован;

.тест неправильно использован.

Высокая надежность теста показывает, что результаты проводимого исследования близки к истине (указывает, что тест ТОЧНО что-то измеряет);

Высокая валидность указывает, что результаты действительно относятся к тому явлению, которое измеряется исследователем (тест измеряет ТО, ДЛЯ ЧЕГО он был разработан);

Валидное исследование автоматически является надежным, однако обратное следствие не обязательно. Надежное исследование может и не быть валидным.

В качестве критерия достоверности результатов валидность, достигаемая в ходе реального эксперимента по сравнению с идеальным, называется:

Мера соответствия экспериментальной процедуры объективной реальности характеризует валидность:

3. При лабораторном эксперименте в наибольшей степени нарушается валидность:

а) внутренняя (. )

в) операциональная

г) конструктная

Фактор присутствия любого внешнего наблюдателя в эксперименте называется эффектом:

в) социальной фасилитации

Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тести­ровании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:

критерий качества теста, используемый при выяснении его соответствия области измеряемых психических явлений, представляет валидность теста:

в) по содержанию

Критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру, измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно, известен как:

а) конструктная валидность теста

г) критерии оценки результатов теста, позволяющие установить место полученных данных в выборке стандартизации

10. Какое базовое теоретико-экспериментальное понятие положено в основу психодиагностических измерений?

б)стандартность

Деонтология

1 ..Найдите наиболее верное определение деонтологии как науки:

а) этическое учение

б) учения о моральных ценностях

а) Иеремией Бентамом

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации?

в) принцип ответственности

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что использование полученной информации осуществляется в рамках действующего законодательства?

а) принцип этической и юридической правомочности

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшить свое психологическое и соматическое состояние, а также материальное положение, и ему не должен быть нанесен вред?

г)принцип благополучия испытуемого

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что организация психодиагностической работы должна иметь целью создание в результате исследований у испытуемого благоприятного впечатления о психологической диагностике?

б) принцип квалифицированной пропаганды психологии

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что между практикующими психологами должен существовать обмен психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также в целях повышения качества психодиагностической оценки испытуемых?

в) принцип профессиональной кооперации

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что психологам необходимы знания основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование?

а) принцип компетентности

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит, что психологам добиваться, чтобы у испытуемого в результате обследования и консультации улучшилось настроение и снизилась вероятность проявления негативных особенностей поведения?

д) принцип морально-позитивного эффекта обследования

Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов. гласит, что испытуемые должны представлять общие задачи психодиагностики (это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки)?

-принцип информирования клиента о целях обследования

11. Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит о неразглашении сведений об испытуемом, составляющие содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности?

б) принцип конфиденциальности

12Какой из перечисленных принципов, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов в работе психологов, гласит об умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает?

г) принцип гражданственности и патриотизма

Диагностическая беседа

Как называется та часть интервью, в которой выясняется история жизни клиента:

в) анамнестическая часть

В каком типе интервью психолог использует заранее сформулированные -вопросы:

б) психодиагностическое интервью

Каков из перечисленных вариантов направлений работы является лучшим для понимания состояния клиента:

-выслушать его отчет

Какой тип вопросов НЕ входит в диагностическое интервью:

С какой целью, когда для этого есть возможность, клиент может привлекаться к выбору теста:

а) чтобы уменьшить его сопротивление

При первом обращении клиента возникает задача изучения причин обращения и относящихся к его состоянию факторов. С помощью какого метода это следует сделать:

в) неструктурированное интервью

Какой уровень анализа предполагает определение условий развития личности клиента:

Какой уровень анализа предполагает установление (констатацию) психологических особенностей без указания их причин и места в структуре личности:

а) этиологический диагноз

Какой уровень анализа позволяет определить место и значение психологических данных в целостной и динамической структуре личности:

в) симптоматический

Кто из отечественных психологов определил, что психологический диагноз может структурироваться по уровням (симптоматический, этиологический и типологический диагноз):

Тест по психодиагностике, 70 вопросов с ответами

1. При проведении исследований часто встаёт вопрос о том, насколько характерный материал вы используете. Как называется мера соответствия по некоей характеристике испытуемого той популяции, к которой он принадлежит:
а) валидность;
б) вариабельность;
в) репрезентативность;
г) надёжность.

2. Как называется стадия исследования, на которой формулируются идеи о причинах и следствиях избранных для исследования явлений:
а) стадия наблюдения;
б) корреляционная стадия;
в) контрольная стадия;
г) стадия формирования гипотезы.

3. Какое из утверждений описывает понятие валидности:
а) способность теста определять меру дефекта;
б) характеристика единства способов использования теста;
в) показатель того, что тест измеряет то, для измерения чего предназначен;
г) мера вероятности получения ошибочных результатов.

4. Репрезентативность теста указывает на:
а) возможность применения к данной выборке норм, указанных в тесте;
б) степень однородности диагностируемой выборки;
в) насколько результат по данному тесту одного испытуемого отличается от результата другого испытуемого.

5. Какое утверждение определяет понятие стандартизации тестов:
а) приведение теста в соответствие со стандартами;
б) использование единообразных процедур проведения и обсчета результатов;
в) согласование популяционных нормативов с культурными и социальными стандартами.

6. Какое из утверждений точнее всего описывает, что такое коэффициент интеллекта:
а) характеристика имеющихся познавательных способностей;
б) характеристика врожденных способностей;
в) мера приобретенных интеллектуальных навыков;
г) характеристика зоны ближайшего развития.

7. Оценка психологического состояния при помощи системы тестов называется:
а) психодиагностика;
б) диагноз;
в) измерение;
г) психологический эксперимент.

8. Работы, каких двух исследователей стояли у истоков метода тестирования:
а) Э. Крепелина и А. Бине;
б) П. Жане и Ф. Гальтона;
в) Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла;
г) Ф. Гальтона и А. Бине.
9. Кто предложил исследование памяти методом пиктограммы:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Р. Лурия;
в) Т. Рибо;
г) В.Б. Зейгарник.

10. Используемая в детской диагностике методика обучающего обучения А.Я. Ивановой направлена на изучение:
а) интеллектуального уровня;
б) зоны ближайшего развития;
в) мотивации учебной деятельности;
г) эмоциональных блоков интеллектуальной работы.

11. Целевые установки пробы Бурдона и матриц Равена соотносятся как:
а) предпосылки интеллекта — интеллект;
б) интеллект — мышление;
в) ригидность — гибкость.

13. Тест фрустрации Розенцвейга относится к одной из названных групп:
а) личностные опросники;
б) тесты достижений;
в) психометрические тесты;
г) проективные методы;
д) свободное интервью.

14. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление:
а) паспортного возраста и уровня образования;
б) умственного и эмоционального возраста;
в) интеллектуального и паспортного возраста;
г) максимальных и минимальных показателей;
д) уровень актуального развития и потенциальных возможностей.

16. Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов при исследовании возрастных особенностей, называется:
а) формирующим экспериментом;
б) наблюдением;
в) констатирующим экспериментом;
г) квазиэкспериментом;
д) моделированием.

17. Метод активного воздействия исследователя на изменения психики ребенка – это:
а) включенное наблюдение;
б) пилотажный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) формирующий эксперимент;
д) констатирующий эксперимент.

18. Синонимом формирующего эксперимента является:
а) квазиэксперимент;
б) проективный эксперимент;
в) контрольный эксперимент;
г) генетико-моделирующий;
д) лабораторный эксперимент.

19. Данные о реальном поведении человека, полученные в ходе внешнего поведения, называются:
а) L- данными;
б) Q- данными;
в) T-данными;
г) Z- данными.

20. Б.Г.Ананьев относит лонгитюдный метод исследования:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.

21. Тип результатов, регистрируемых с помощью опросников и других методов самооценок, называется:
а) L- данными;
б) Q- данными;
в) T-данными;
г) Z- данными.

22. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.

23. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психологическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определённые выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным;
б) лонгитюдным;
в) сравнительным;
г) комплексным.

25. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, — это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.

26 Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.

27. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
а) контекст-анализом;
б) анализом продуктов деятельности;
в) беседой;
г) экспериментом.

28. Способ исследования структуры и характера межличностных отношений людей на основе измерения межличностного выбора называется:
а) контент-анализом;
б) методом сравнения;
в) методом социальных единиц;
г) социометрией.

29. Возможность исследователя вызвать какой-то психический процесс или свойство является главным достоинством:
а) наблюдения;
б) эксперимента;
в) контент-анализа;
г) анализа продуктов деятельности.

30. Оценка согласованности показателей, получаемых при повторном тестировании тех же испытуемых и тем же самым тестом или эквивалентной его формой, характеризует тест с точки зрения его:
а) валидности;
б) достоверности;
в) надёжности.

31. Первые интеллектуальные тесты для детей были разработаны:
а) Бине-Симоном;
б) И.П. Павловым;
в) Эббингаузом.

32. К формализованным методикам относятся:
а) тесты;
б) опросники;
в) проективные методики;
г) психофизиологические методики;
д) все ответы верны;
е) все ответы неверны.

33. К малоформализованным методикам НЕ относят:
а) наблюдение;
б) беседу;
в) анализ продуктов деятельности;
г) опросники;
д) тесты.

34.Стандартизация — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

35.Надежность- это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

36.Валидность — это:
а) единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста;
б) согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых
в) понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает

37. Прием, используемый для повторного обследования испытуемых с помощью одной и той же методики для проверки стабильности диагностируемого признака, называется:
а) константностью;
б) контент-анализ;
в) тест-ретест.

38. Таблицы Шульте предназначены для исследования объема внимания, а таблицы Шульте-Горбова для исследования:
а) устойчивости внимания;
б) концентрации внимания;
в) переключаемости внимания;
г) динамической асимметрии внимания.

39. В каком пункте указаны методики, лучше всего позволяющие выявить разноплановость мышления:
а) классификация и сложение фигур;
б) сложение фигур и исключение предметов;
в) пиктограмма и сложение фигур;
г) классификация и исключение предметов;
д) пиктограмма и классификация.

40. Методика Дембо-Рубинштейн представляет собой:
а) тест уровня самооценки;
б) экспериментально-психологическую методику изучения свойств личности по самооценке;
в) экспериментально-психологическую методику изучения самооценки.

41. Какое из приведенных утверждений НЕ отражает основных правил оценки профиля MMPI:
а) профиль должен оцениваться как единое целое;
б) при оценке профиля наиболее существенно значение Т-нормы по каждой шкале, сравнение с которой отражает степень выраженности психопатологии;
в) профиль характеризует особенности личности и актуальное психическое состояние;
г) при оценке профиля наиболее существенно отношение уровня каждой шкалы к среднему уровню профиля в целом и, особенно, по отношению к соседним шкалам.

43. Минимальный возраст, начиная с которого может использоваться цветовой тест отношений А.М. Эткинда:
а) 3-4 года;
б) 5-6 лет;
в) 7-8 лет;
г) 9-10 лет.

45. Во взрослом и детском вариантах теста Векслера наиболее культурально-зависимы результаты по тесту:
а) недостающие детали;
б) арифметика;
в) лабиринт;
г) осведомленность.

46. Какой из перечисленных факторов может приводить к снижению показателей по вербальному тесту Векслера:
а) высокий уровень тревоги;
б) высокая потребность в самореализации;
в) высокий уровень внимания;
г) высокая самооценка.

47. Какой из перечисленных тестов НЕ является проективным:
а) ТАТ;
б) тест Роршаха;
в) тест тревожности Спилберга-Ханина;
г) тест незаконченных фраз.

48. Какой из перечисленных тестов НЕ предназначен для оценки интеллектуальных способностей:
а) ТАТ;
б) тест Векслера;
в) тест общих способностей;
г) тест Стенфорд-Бине.

49. Опросник Спилберга-Ханина позволяет:
а) оценить уровень депрессии;
б) выявить склонность к полярным колебаниям аффекта;
в) сопоставить истинную и ситуационную самооценку;
г) сопоставить ситуационную и конституциональную тревожность.

50. Какой из тестов позволяет сопоставить вербальные и невербальные способности:
а) тест Роршаха;
б) тест Векслера;
в) тест Бендер;
г) тест Кеттелла.

51. 16-факторный личностный опросник разработал …..
а) Кеттел
б) Рорших
в) Векслер
г) Бендер

52. Какой из тестов содержит 3 шкалы валидности и 10 клинических шкал:
а) тест Векслера для взрослых;
б) тест Айзенка;
в) MMPI;
г) Тест Кеттелла.

53. Тесты способностей показывают:
а) уровень предшествующей подготовки;
б) степень вклада наследственности в способности;
в) возможности успеха в той или иной области;
г) общий уровень умственных способностей.

54. Какой из цветов в тесте Люшера НЕ относится к основным:
а) синий;
б) желтый;
в) фиолетовый;
г) сине-зеленый.

55. Надежность теста показывает:
а) какую стабильность результатов измерения обеспечивает сам тест;
б) насколько стабильны те свойства и качества, которые измеряются с помощью теста;
в) насколько стабильна процедура подсчета суммарного балла по тесту.

56. Каково исходное назначение опросника Т. Лири:
а) изучение групповой динамики;
б) изучение взаимоотношений в семье;
в) изучение ролевых идентификаций личности;
г) изучение социальной конфликтности.

57. Какое из утверждений верно описывает назначение теста Розенцвейга:
а) выявление агрессивных реакций на стресс;
б) определение уровня стрессоустойчивости;
в) определение типов реагирования на фрустрацию;
г) диагностика клинических типов агрессивности.

58. Методологической основой психодиагностики является:
а) хорошо разработанная психологическая теория;
б) психометрика;
в) практическая область применения психодиагностических методов.

59. Фактор социальной желательности оказывает наибольшее влияние в:
а) ситуации клиента;
б) ситуации экспертизы;
в) патопсихологической диагностики.

60. Содержательная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психологического феномена;
в) показатель внутренней однородности (согласованности) теста.

61. Если выборка репрезентативна срезу популяции, то:
а) результаты выборочного распределения можно описать распределением близким к нормальному;
б) результаты выборочного распределения можно описать любым математическим распределением;
в) по результатам выборочного распределения вообще нельзя судить о репрезентативности выборки.

62. Нелинейное преобразование стандартных показателей необходимо для того, чтобы:
а) удобства интерпретации полученных результатов;
б) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям полученным по различным тестам;
в) добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям различной формы.

63. Социально-психологический норматив – это:
а) статистическая норма, эмпирически полученная на какой-либо выборке;
б) система требований общества к индивиду;
в) индивидуальная норма, рассчитанная для данного конкретного индивида.

64. Идея стандартизации методик и тестов принадлежит:
а) Дж. Кеттелу;
б) В.Вундту;
в) А. Бине.

65. Проективные тесты и методики отличаются от объективных тестов и стандартизированных самоотчетов тем, что:
а) не могут давать объективных и надежных результатов;
б) результаты по тесту не поддаются никакой формализации;
в) интерпретация результатов по тесту зависит от компетентности и уровня квалификации психодиагноста.

66. Экспертная эмпирическая валидизация относится к:
а) теоретическому типу валидизации;
б) практическому типу валидизации;
в) теоретическому и практическому типам валидизации.

67. Конструктная валидность теста – это:
а) степень представленности (репрезентации) исследуемого психологического конструкта в результатах теста;
б) показатель внутренней однородности (согласованности) теста;
в) отражение в содержании теста ключевых сторон изучаемого психического свойства.

68. Между валидностью и надежностью существует следующее соотношение:
а) валидность ≤ надежность;
б) валидность ≥ надежность;
в) валидность = надежность;

69. Достоверность теста – это:
а) его защищенность от фальсификации результатов психодиагностом;
б) его защищенность от влияния на результаты различных внешних воздействий;
в) его защищенность от фальсификации результатов испытуемым;

70. Валидность теста доказывает:
а) независимость результатов теста от мнения психодиагноста;
б) можно ли применять данный тест на практике;
в) измеряет ли тест тот психический феномен, для измерения которого он предназначен.

Методологической основой психодиагностики выступает психометрика, в том числе дифференциальная психометрика — наука об измерении индивидуально-психологических различий.

Психометрика разрабатывает технологию создания психодиагностических методик (тестов) и формулирует набор психометрических требований, которым они должны отвечать.

Любая психодиагностическая методика должна быть приведена к некому стандарту, предполагающему единую, неизменную (стандартную) процедуру ее проведения и обработки результатов. Смысл процедуры стандартизации — максимально уменьшить число случайных факторов, влияющих на результаты разных измерений. Для этого устанавливают средние (тестовые) показатели, их разброс и прочие статистические критерии. Численность выборки, на которой определяются статистические тестовые нормы, в современных исследованиях должна составлять, по-видимому, не меньше 1000 человек.

Понятие теста

Тест (англ. test — испытание, проверка, проба) — это стандартизованное краткое испытание (или их серия), предназначенное для установления качественных и количественных различий в измеряемой характеристике. В психологии исследуют личностные особенности, знания, умения, навыки и другие параметры психологической сферы.

Данные, которые используются в тестировании, принято относить к одному из трех типов: L-, Q- и Т-данные.

  • L-данные (англ. life record data — данные из жизни) — это данные, получаемые путем регистрации каких-либо психических проявлений в реальной жизни. Так, в педагогической практике для получения этого типа данных обычно пользуются экспертными оценками.
  • Q-данные (англ. questionnaire data — вопросные данные) — данные, получаемые с помощью анкетирования, опросников и других методов самооценок.
  • Т-данные (англ. tests data — данные тестов) — данные, получаемые с помощью объективных тестов в строго контролируемых условиях. Испытуемый не знает, на оценку какой характеристики направлена диагностическая процедура.

Полная диагностика требует привлечения всех трех типов данных. Их комплексный анализ позволяет построить объемный L-Q-T-образ исследуемой переменной и получить полную психологическую оценку изучаемого параметра.

Норма, в философском значении, подразумевает выделение в групповом сознании представлений об эталоне правильности и естественности, имеющие определенные параметры и рамки. Проще, это писаные и неписаные правила поведения, принятые в обществе. Суждения о том, что является нормой, в разных обществах неодинаковы. Причины следует искать в особенностях культуры, истории, духовных и нравственных ценностях, обычаях. В практическом плане нормой считаются среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования достаточно большой группы лиц, обычно не менее 1000 человек. Использовать показатели нормы корректно лишь в случае релевантности (максимального соответствия) характеристик исследуемой выборки той исходной группе, на которой была определена эта норма. В перечень характеристик входят, как минимум, все основные социокультурные и демографические признаки. Как правило, границы нормы достаточно широки. Надо помнить, что ценности любого общества, как и само общество в целом, трансформируются с течением времени. Потому меняются как взгляды на то, что следует считать нормой, так и количественные критерии нормы.

Результаты тестирования для наглядности нередко представляют в виде тестового (психодиагностического) профиля. Это обобщенное графическое изображение, где представлены итоговые данные по каждому проведенному тесту.

Объективность теста (понятия надежности, валидности и др.)

Для оценки объективности диагностических оценок используется ряд показателей: валидность, надежность, репрезентативность и др.

Валидность
Каждый исследователь должен быть уверен, что он действительно делает то, что планировал. Применительно к тестам создано понятие валидности. Валидность — это соответствие теста своему назначению, его точность. Высокая валидность указывает на то, что тест измеряет именно то, что мы хотим. Уровень валидности свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает. К примеру, тест, предназначенный для оценки памяти, должен измерять именно способность к запоминанию, а не просто отражать общие интеллектуальные способности. Важнейший параметр валидности (применительно к отдельной личности) — это прогностическая валидность, иначе — возможность применяемого метода прогнозировать будущее поведение или характерные черты испытуемого. К сожалению, большинство тестов отличает низкая прогностическая валидность.

О валидности теста судят по так называемому критерию валидности, иначе — независимой от теста внешней, экспертной оценке; речь идет о сравнении полученных независимо друг от друга результатов тестирования. На практике в качестве критерия валидности часто используются показатели эффективности той деятельности, ради прогнозирования которой предпринимается тестирование (так называемые прагматические критерии).

Надежность
Надежность — это показатель помехоустойчивости теста, защищенности (независимости) получаемых результатов от случайных факторов. На практике под надежностью понимают в первую очередь устойчивую согласованность результатов неоднократного тестирования одного и того же объекта (ретестовая надежность). Надежность присутствует и тогда, когда один и тот же тест в руках разных исследователей приводит к одинаковому результату (межэкспертная надежность). Таким образом, надежный психологический тест должен показывать очень близкие результаты при многократной оценке одного и того же пациента даже в случае, если тест проводится разными психологами.

Существуют три основных метода оценки надежности:

  1. Повторное тестирование (ретестовая надежность или надежность — устойчивость) — подразумевает многократное выполнение теста и корреляционное сравнение полученных результатов.
  2. Параллельное тестирование (эквивалентная надежность) — выявляется путем предъявления испытуемому теста и его альтернативного варианта; полученные результаты сравниваются между собой.
  3. Расщепление — искусственное разделение теста на две в какой-то мере дублирующие друг друга части (согласованность, одномоментная надежность) и сравнение результатов выполнения двух частей по отдельности.

Для примера рассмотрим подробнее суть метода измерения ретестовой надежности. На одной и той же выборке испытуемых (не менее 30 человек), участвующих в пилотажном психометрическом экспериментальном исследовании, проводят первое тестирование Х, а затем повторное тестирование Y. Интервал между тестированиями составляет, как правило, две недели, что гарантирует забывание вопросов теста. Затем для двух рядов значений Х и Y подсчитывается коэффициент корреляции и его достоверность.

Надежность и валидность связаны между собой лишь односторонней связью; это означает возможность присутствия надежности без валидности, но невозможность существования валидности без надежности. Поэтому тест, который состоит во взвешивании клиента, может показывать неизменные результаты, не будучи валидным показателем состояния, допустим, здоровья или долголетия.

Поскольку валидность — более значимое качество по сравнению с надежностью, в психометрике принято следующее правило: валидность

Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.

Читайте также: