Какими способами происходило освобождение сына от власти отца по законам 12 таблиц

Обновлено: 02.07.2024

Законы XII таблиц были основным источником права. Они называются так, что были начертаны на 12 таблицах (досках) и выставлены на Форуме - главной городской площади для всеобщего обозрения.

Законы XII таблиц основаны на обычаях патрицианских родов, которые патриции держали в тайне от плебеев. Инициатива кодификации обычного права исходила от плебеев, так как жить в обществе и не знать обычаев - основных источников права - было небезопасно. Плебеи часто страдали от произвола патрицианских судей, руководствовавшихся своими обычаями.

По настоянию плебеев была избрана комиссия из 10 децемвиров (5 патрициев и 5 плебеев), которая на время своей работы по кодификации обычаев были предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства и управления.

Законы отличаются формализмом и ритуальностью особенно в сфере гражданских правоотношений и гражданского процесса.

В основном в таблицах были нормы, регулирующие имущественные, семейные и наследственные отношения, часть норм можно отнести к уголовному праву.

Право собственности в Законах XII таблиц не нашло подробного освещения. Однако многочисленные источники той поры донесли до нас сведения, говорящие о том, что в течение всех первых веков Римской республики земля была общественной собственностью всех полноправных граждан Рима - общественное поле (ager publicus). Каждая семья, входившая в тот или иной род, получала земельный надел. Через два года он становился владением этой семьи по давности. Квиритское право предоставляло владельцу возможность максимально использовать эту землю, которая была под защитой государства от покушения на нее третьих лиц.

дебном порядке. Верховное же право собственности на всю землю находилось у государства.

Наряду с общинной собственностью стало развиваться уже и движимая, впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от норм и подчиненная общинной собственности форма.

Слиток меди говорит о том, что договоры купли-продажи, дарения, мены римляне знали еще до хождения в обществе денег. Медь была мерой стоимости. Свидетелей подбирали помоложе, чтобы они могли надолго запомнить самый факт сделки и ее условия, также при необходимости выступить в суде свидетелями виденного и слышанного.

Если вещь res mancipi приобретена без манципации, хотя за нее и заплачены деньги, то право собственности оставалось у продавца. Последний мог всегда, ссылаясь на свое квиритское право собственности, востребовать вещь обратно.

Борьба за землю между плебеями и патрициями не прекращалась. Она завершилась принятием закона Лициния-Секстия (367г. до н.э.), по которому плебеи получили право на италийскую землю. Вместе с тем был введен максимум землевладения для частного лица в 500 югеров (125 га).

Законы XII таблиц ввели понятие сервитута - права на чужую вещь. Собственники земельных участков вынуждены были терпеть прогон через участок соседского скота на водопой, свисающие ветви соседских деревьев и пр.

Обязательственное право. Самым распространенным договором был договор займа. Он заключался через манципацию (5 свидетелей, весодержатель, произнесение формул). Необходимость манципации по договору займа объясняется тем, что право собственности на занимаемые вещи всегда переходят к займопо- лучателю (должнику), так как вещи в этом договоре всегда определены родовыми признаками (деньги, зерно, мука и др.).

до н.э. законом Петелия долговое рабство было отменено. Должник стал отвечать перед кредитором своим имуществом. Этому закону предшествовало массовое разорение крестьян - свободных граждан. Их возмущение стало все чаще проявляться при голосовании в центуриях, а безземельные крестьяне стали поддерживать выступления рабов.

Законы XII таблиц знали обязательства, вытекающие не только из договоров, но и правонарушений - деликтов. Деликты могли быть направлены как против личности (причинение телесных повреждений), так и против имущества лица (вещь уничтожена или повреждена). Потерпевший от деликта и правонарушитель становятся сторонами в гражданском процессе. Одна из сторон имеет право требовать от другой возместить причиненный ущерб. Закон предоставлял им возможность помириться.

По воле мужа жена обязана была покинуть дом и брачные отношения прекращались. В действительности рядом с домовла- дыкой чуть ли не на равной степени уважения в семье была мать семейства (mater famileas). На ней лежало управление всем домом. Отец, распоряжавшийся детьми и рабами как домашней утварью, имевший право над жизнью и смертью новорожденного, преклонялся перед могущественной властью материнской любви. Брачная жизнь охранялась законом. Ни один из членов семьи, даже взрослые сыновья какое бы общественное положение они не занимали, не имели никакой собственности. Все совершенные им сделки считались законными, если они совершены с согласия до- мовладыки и в его интересах.

Все лица, живущие под властью pater famileas (жена, сыновья, снохи, внуки, правнуки, братья) объединялись общим названием агнаты. Эта связь была больше юридической, чем кровной.

Все другие родственники, ушедшие из под власти домовлады- ки, а это главным образом, вышедшие замуж дочери, внучки, назывались когнатами. Всякая юридическая связь между ними прекращалась. Ушедшие из-под власти домовладыки теряли право на наследство.

Браку предшествовала помолвка. Она могла быть заключена, когда детям, будущим жениху и невесте, исполнилось семь лет. После помолвки, т.е. торжественного предложения со стороны жениха, родители невесты созывали всех своих и жениховых родственников на пышный обед. Это был один из самых светлых торжеств Рима. Даже траур снимался в этот день. Семьи создавались не столько по воле самих брачащихся, сколько по воле их родителей. Закон знал ряд ограничений: возраст (12 лет для жены и 14 лет для мужа); отсутствие близкого кровного родства (возможен союз только после третьей степени родства); принадлежность жениха и невесты к патрицианским родам (с 445 г. до н.э. браки между патрициями и плебеями были разрешены).

В древности существовало две формы заключения брака. Брак совершался путем религиозного обряда в присутствии жреца, 10 свидетелей и сопровождался церемонией вкушения брача- щимися особых лепешек.

Вторая форма заключения брака представляла собой покупку невесты с соблюдением всех формальностей, предусмотренных при покупке вещи res mancipi (манципация).

Чистота брака у римлян первое время соблюдалась очень строго, однако позднее при общем упадке нравственности на неверность жены смотрели, как на дело обычное и даже неизбежное.

Развод (divortium) в Риме был явлением обыкновенным и не преследовался законом. Жена при разводе получала свое приданое.

Наследственное право. В случае отсутствия завещания все сыновья, состоявшие под властью отца, получали равную долю имущества. А если сын умирал, то его доля переходила его сыновьям, т.е. внукам наследодателя. Как было сказано выше, наследовали только агнаты. Когда же их не было, то все имущество переходило к брату умершего. А если не было наследников, то имущество считалось вымороченным, общей собственностью всех граждан.

В Риме вначале было наследование по закону, т.е. имущество оставалось в роду.

Развитие имущественных отношений привело к необходимости наряду с законной формой завещания установить и наследование по завещанию. Законы XII таблиц уже предусмотрели и такую форму завещания. Свою волю завещатель объявлял в народном собрании, а впоследствии - перед народом. Воины, находив-

шиеся в походе или на поле брани объявляли свою волю перед строем. Лишение своего сына наследства считалось в Риме явлением экстраординарным и называлось фурором (furor). Отец обязан был объявить мотивы такого решения.

Уголовное право. Законы XII таблиц содержали сравнительно малый перечень уголовно наказуемых деяний. Прежде всего считалось преступным деяние, направленное против государства и общественного строя. Как было сказано выше, многие правонарушения не квалифицировались как уголовные, а рассматривались как гражданско-правовые деликты. Это разграничение носило формальный характер. Так, кража зерна с поля соседа рассматривался как деликт, а потрава части урожая того же соседа - преступление. Объяснить такой подход можно тем, что земля и урожай на ней значительно дольше сохраняли свой общественный характер и защищались более ревностно.

Что следовало считать наносящим вред государству, а значит преступным, определяли высшие магистраты республики, руководствуясь обычаями предков и исторической традицией. Произвол был велик при выборе наказания. Государственные преступления, такие как измена, трусость на поле боя, оказание помощи врагу и др. наиболее тяжкие воинские преступления карались смертной казнью.

Весьма суровы нормы XII таблиц, которые касаются посягательств на частную собственность. Если будет доказано, что преступление совершено по неосторожности, виновный обязан возместить ущерб. Уже во времена Законов XII таблиц римское право знало юридические категории умысла и неосторожности, связывая с тем и другим различные степени ответственности.

Право предоставляло преступнику апеллировать в центури- атные собрания. Ему предоставляли возможность избежать наказания добровольным изгнанием. Он мог покинуть Рим до того, как выскажется последняя центурия. Покидая Рим, он терял права гражданина и все свое имущество.

Жизнь рабов находилась во власти их господ. Однако совершенное рабом преступление впоследствии стали рассматривать римские суды, и они выносили наказание. Раб не имел права на защиту, права обжаловать приговор. Наказание рабов были исключительно жестоки. Там, где свободный человек отделывался ударами палки, раба истязали бичом или заковывали в цепи на всю жизнь. Приговоренного к смерти раба подвергали распятию на кресте. Распятый на кресте был обречен на медленную мучительную смерть от голода и заражения крови. Труп долго не снимали, чтобы рабы помнили о жестокой расправе.

Суд и процесс. До нас дошли отрывочные сведения о судопроизводстве по уголовным делам. Что же касается гражданского процесса, то в древнейший период он назывался легисакционным

Вот в таком случае покупатель, не имея права обратиться с иском в суд (такое право в Риме имели только собственники вещи) вынужден был искать защиты у претора. Претор - не судья, он- высшее должностное лицо. Спор он разбирает с позиции справедливости.

В определенный день обе стороны должны были явиться к претору. Вызов ответчика производился пострадавшей стороной. Претор требовал представить ему спорную вещь. Процесс перед претором протекал в виде мнимой борьбы. Пострадавшая сторона и ответчик накладывали на вещь палочки (вендикты). В этой процедуре наблюдаются отголоски далекой древности, когда споры разрешались в поединке, т.е. вендикты олицетворяли копья сражавшихся. Претор приказывал сторонам снять вендикты со спорной вещи и внести залог, сумму залога определяла пострадавшая сторона. Внося залог, стороны тем самым выражали свое желание бороться до конца и каждая считала себя правой. Проигравшая сторона теряла свой залог в пользу государства.

Никто из граждан, зная что-либо по делу, не мог отказаться от свидетельства. В противном случае ему грозило бесчестие.

125 Коснемся прежде тех, которые находятся под властью.

126 Каким образом рабы освобождаются из-под власти можем узнать из того, что изложено выше относительно отпущения рабов на волю.

127 Те же, которые состоят под властью отца (восходящего), делаются самовластными по его смерти. Но это допускает различие: именно, со смер-тью отца сыновья или дочери во всяком случае делаются самовластными, а по смерти деда внуки или внучки не всегда делаются самовластными, но лишь в том случае, если они по смерти деда не подпадают под власть своего отца. Таким образом, если во время смерти деда отец их жив и состоит под властью своего отца тогда, после смерти деда они подпадают под власть сво-его отца; если же отец их в то время, когда дед умирает, или уже умер, или. вышел из-под власти отца. тогда дети делаются самовластными, так как не могут подпасть под его власть.

128 Так как тот, кто за какое-либо преступление по Корнелиеву закону изгоняется из пределов отечества теряет права римского гражданства, то из сего следует, что дети перестают быть в его власти, как если бы он умер, так как таким наказанием он исключается из числа римских граждан, ибо несо-гласно с разумным основанием права, чтобы человек иностранец имел в сво-ей власти римского гражданина. По той же причине, если находящийся под властью отца будет изгнан из отечества, то он перестает быть во власти родителя, так как несогласно с справедливостью и основанием права, чтобы человек-иностранец был во власти отца - римского гражданина.

129 Поэтому, если восходящий попал в плен к неприятелю, то"хотя он временно делается рабом, однако власть над детьми приостанавливается в силу jus postliminii, по которому возвратившиеся на родину из вражеского плена приобретают все прежние права (на основании юридической фикции, как будто бы они никогда не теряли свободы). Посему возвратившийся будет иметь детей во власти, а если он в плену умрет, то дети, правда, будут само-властными, но можно сомневаться - с того ли времени, когда умер восходя-щий у неприятелей, или с того, когда он был пленен. Если сам сын или внук будет взят в плен врагами, то мы также скажем, что власть отца по причине jus postliminii приостанавливается.

130 Сверх того выходят из отеческой власти дети мужского пола, если они посвящаются в фламины Юпитера и женского пола, если назначаются Весталками.

131 В прежнее время, когда римский народ основывал колонии в ла-тинских землях, (то и) тот, который по приказанию отца отправлялся в коло-нию, переставал быть во власти, так как потерявшие таким образом римское гражданство, становились гражданами другого государства.

132 Кроме того дети перестают быть во власти восходящих вследствие эманципации (освобождения из-под отцовской власти). Но сын только после троекратной эманципации, прочие же дети, мужского ли они пола или жен-ского, освобождаются совершенно из-под отеческой власти после однократ-ной эманципации. Закон XII таблиц только по отношению к сыну упоминает о троекратной эманципации следующими словами: если отец продает сына в кабалу три раза, то да будет сын свободен. Самый акт освобождения совер-шается следующим образом: отец продает сына кому-либо как бы в кабалу, тот его освобождает из кабалы посредством виндикационной формы. После этого сын возвращается под власть отца. Отец его вторично манципируют или тому же лицу, или другому (но обыкновенно тому же), а этот мнимый покупатель опять его отпускает на свободу в виндикационной форме, вслед-ствие чего сын снова возвращается под власть отца, и накониц отец в третий раз манципируют сына, или тому же лицу или другому (но господствует та-кой обычай, что манципируют тому же), и после этой манципации сын пере-стает быть во власти отца, хотя бы он еще не был отпущен на волю, но оста-вался в кабальной зависимости.

133 Однако нам нужно заметить, что имеющий в своей власти сына и от него внука, вправе сына отпускать, а внука удержать в своей власти, или наоборот, удержать в своей власти сына, а внука отпустить, или всех сделать самовластными. То же разумеется и о правнуке.

134 Сверх того восходящие (агнаты) перестают также иметь в своей власти детей, отданных в усыновление. Относительно сына требуются три манципации и два отпущения на волю, точно так же как это совершается, ко-гда отец освобождает из своей власти сына, чтобы он сделался самовластным. Тогда он или продается обратно отцу, и усыновитель виндицирует (требует назад) его от отца в присутствии претора, утверждая, что сын - его, и когда отец молчит (не требует обратно), то претор присуждает сына тому, кто предъявлял свое право виндикационным образом, или же сын не реман-ципируется родному отцу, но тот, кто усыновляет (приемный отец) виндици-рует сына от того, у кого он находится в третьей манципации, но, конечно, удобнее быть обратно проданным отцу; относительно же прочих лиц, как мужского так и женского пола, достаточно, конечно, одной мнимой продажи, и они или реманципируются родителю, или же не продаются обратно; тоже обыкновенно совершается и в провинциях перед наместником провинции.

135 Тот, кто был зачат от сына, раз или два раза манципированного, ос-тается под властью своего деда, хотя бы он и родился после третьей манци-пации своего отца, и таким образом может быть дедом и освобожден из-под отеческой власти, и отдаваем в усыновление; но под отеческой власти, нахо-дящегося в третьей манципации, рождается уже не во власти деда; но Ла-беон думает, что этот находится в mancipium того же господина, во власти которого находится и отец его (во время зачатия). Пользуемся же мы этим правом таким образом, что пока отец считается собственностью другого, власть его приостанавливается; а затем если отец будет отпущен на волю в силу манципации, то и сын переходит под его власть; если же отец умрет в то время, когда остается в mancipium, то сын делается самовластным. 135а То, что мы сказали относительно сына, находящегося в третьей манципации, имеет применение и относительно внука, хотя бы он был только раз манци-пирован; ибо, что делают по отношению к сыну три манципации, то же самое делает относительно внука одна манципация.

136 Женщина, перешедшая под власть мужа, не всегда освобождается от отцовской власти, за исключением того случая, когда она вступает в брак путем мнимой покупки; что касается жены Фламина Юпитера, то, по закону Азиния Антистия, изданному по предложению Корнелия Максима и Ту-берона, постановлено, чтобы она считалась находящеюся под супружеской властью, по-видимому, только касательно сакральных дел, а что касается прочих отношений, чтобы разсматривать ее так, как если бы она совсем не переходила во власть мужа. Те однако, женщины, которые посредством сим-волической покупки переходят во власть мужа, освобождаются от родитель-ской власти; и все равно, находятся ли они во власти своего мужа, или во власти постороннего лица, хотя место дочери занимают только те, которые находятся в супружеской власти.

137 Женщины, которые находятся в супружеской власти, подобно то-му, как и дочери, остающиеся под родительской властью, освобождаются от этой зависимости или вследствие смерти того, во власти которого они нахо-дятся, или по изгнании его из пределов отечества. 137а Точно также через мнимую продажу в кабалу женщины выходят из-под власти мужа и, если они из этой манципации будут отпущены на волю, то делаются самовластными; притом та, которая заключает брак фиду-циарным образом (т.е. для известных целей без намерения совершения брач-ного союза) с посторонним лицом, может этого фиктивного мужа принудить к реманципации; но если бы пожелала быть реманципированной та женщина, которая заключила коэмцию со своим мужем, то она настолько же не может принудить к этому акту мужа, насколько дочь не может принудить отца. Дочь никоим образом не может принудить отца (к реманципации), даже если бы она была усыновлена, но на основании разводного письма эта может при-нудить мужа совершенно так, как если бы она никогда не выходила за него замуж.

138 Так как те, которые находятся в кабале, считаются как бы рабами, то они делаются самовластными после отпущения на волю посредством суда, ценза, завещания.

139 Однако, в этом случае не применяется закон Элия Сенция, поэтому не спрашивают, какого возраста тот, который отпускает, и какого возраста вольноотпущенник, а также не предлагают вопроса о том, имеет ли отпус-катель патрона или верителя; даже определенный процент рабов, установ-ленный по закону Фуфия Каниния, не принимается в соображение по отно-шению к этим лицам.

140 Даже и против желания того, в чьей власти находятся, они могут посредством записки в ценз приобретать свободу за исключением того, кого отец отдал в кабалу под тем условием, чтобы он был ему обратно продан;

ибо тогда отец сохраняет, до некоторой степени, свою власть тем са-мым, что получает его обратно в манципационной форме. Мало того, и тот, которого отец отдал в кабалу за ущерб, причиненный проступком, как на-пример по поводу того, что он был осужден за кражу и отдал его в кабалу истцу (чтобы отклонить от себя ответственность), не получает, посредством записки в ценз, свободы против воли того, в чьей власти он находится, ибо истец имеет кабального вместо денег.

141 Вообще мы должны заметить, что мы не имеем права не уважать личного достоинства тех, которые находятся у нас в кабале. В противном случае мы подвергаемся иску за обиду и оскорбление чести. И даже не долго остаются люди в этой зависимости, а по большей части это совершается для виду только в течение одного момента, конечно, если они не манципи-руются вследствие иска за причиненный вред.

Римское право — это не только право крупнейшего государства Античного мира. Также в Риме создана абстрактная правовая форма, которая успешно регулировала любые частнособственнические отношения. Этим объясняется и тот факт, что римское право пережило римскую государственность и приобрело новую жизнь в рецепции.
Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества и представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и Древнем мире в целом. Законы XII таблиц - памятник римского цивильного права, созданный в 451-450 гг. до н.э.

Содержание
Работа содержит 1 файл

моя контрольная работа.docx

Некоторые частные деликты, известные Законам XII таблиц, стали рассматриваться как преступления в последующем. Но по квиритскому праву - к категории частных правонарушений относились личная обида, тяжелые членовредительские повреждения, а также воровство.

Обязательство, ложившееся на виновного (строго говоря, по Закону XII таблиц на вину не обращалось внимания, достаточно было самого факта совершения деликта), выражалось чаще всего в обязанности уплатить штраф в пользу потерпевшего (от 25 до 200 ассов).

Но в случае членовредительства допускался еще талион, а кража, когда вор был пойман с поличным, влекла за собой бичевание. После бичевания вор выдавался потерпевшему, который, вероятно, мог поступить с ним так же, как с неоплатным должником.

Вор, совершивший ночную кражу, мог быть убит на месте. Обязательство в виде уплаты штрафов или возмещения причиненного ущерба полагалось, согласно Законам XII таблиц, в случае порубки чужих деревьев или же неосторожного поджога строения или скирды хлеба, сложенной около дома. [10, с. 126]

Цивильному праву, в частности и Законам XII таблиц, были известны и публичные деликты (преступления), которые наказывались от имени римского народа, а взыскания по ним шли не частным лицам, а государству.

Среди прочих преступлений также выделялись убийства, сочинение и распевание песен, содержащих клевету или позорящих других лиц, лжесвидетельство, умышленный поджог, тайное истребление чужого урожая, а также его потрава или жатва в ночное время.

В зависимости от характера преступления смертная казнь принимала различные формы: отсечение головы, утопление, распятие, сбрасывание с Тарпейской скалы.

При неразвитости и простоте системы публичных деликтов (преступлений) в древнейшем римском праве не получили еще разработки общие принципы уголовной ответственности (вина, степень участия в преступлении и многое другое).

Лишь в редких случаях различались умышленные (преднамеренные) и неосторожные преступления, что влекло за собой и разные юридические последствия (наказания). В отдельных статьях предусматривалось смягчение наказания для несовершеннолетних (за жатву на чужом поле в ночное время; за кражу с поличным).

Уголовное право уже в древности обнаружило свои классовые подходы: по общему правилу рабы наказывались более строго, чем свободные люди. Они нередко приговаривались к смертной казни.

4. Семейное право по Законам XII таблиц.

Древнеримское право закрепило исторически сложившуюся патриархальную семью, хозяйственно обособленную и связанную с обществом и государством через его главу.

Она полностью порывала со своими кровными родственниками (когнатами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными отношениями с членами семьи мужа (агнатами).

Муж или домовладыка - имел над ней неограниченную власть, вплоть до предания смерти. Впрочем, наличие неограниченной власти мужа еще не означало, что он мог пользоваться ею произвольно, то есть без совета родственников (агнатов), а иногда и когнатов жены. Постепенно проявлялась тенденция к смягчению власти домовладыки и мужа.

Для вступления в брак требовалось согласие глав обеих семей и согласие самих врачующихся. Брачный возраст для жены был 12 лет, для мужа - 14 лет. Заключать брак по цивильному праву могли только граждане.

Такого права не имели перегрины и латины (до Латинских войн). Длительное время не разрешались браки между патрициями и плебеями, этот запрет нашел свое отражение в Законах XII таблиц, но в 445 г. до н.э. - отменен законом Канулея.

Брак мог заключаться в нескольких формах, в том числе путем религиозного обряда, а также в виде фиктивной покупки жены (по типу манципации). Допускалось и установление брака в результате фактического совместного проживания мужа и жены в течение года. В этом случае власть мужа не возникала, если жена ежегодно отлучалась из дома мужа на три ночи в году.

Брак прекращался в случае смерти одного из супругов или утраты им правоспособности, а также в силу развода, который был в древнейший период редким явлением и допускался только по инициативе мужа в строго ограниченных случаях (прелюбодеяние жены или изгнание плода).

Для древнеримской семьи характерной была также сильная отцовская власть, которая включала право продажи детей в рабство, наказания за проступки вплоть до лишения жизни. Дети не могли самостоятельно приобретать имущество, все купленное ими становилось собственностью отца. Обязательства, принятые на себя сыном, не связывали отца. Но потерпевший мог привлечь отца к имущественной ответственности в случае деликта, совершенного подвластным членом семьи [2, с. 119].

Заинтересованность главы семьи в привлечении дополнительной рабочей силы привела к развитию института усыновления, которое совершалось в народном собрании в присутствии понтификов.

Усыновление осуществлялось также путем троекратной фиктивной продажи члена семьи в рабство, а затем с мнимой переуступкой прав, которая вела к освобождению сына от власти отца.

Древнейшее римское право знало также опеку, которая устанавливалась над малолетними и женщинами, не вышедшими замуж, а также попечительство над сумасшедшими и расточителями.

Законы XII таблиц уже указывали, что завещательные распоряжения на случай смерти являются ненарушимыми. В завещании наряду с установлением наследника могли содержаться и иные распоряжения: назначение опекунов, отпуск рабов на волю, легаты. Последние представляли собой завещательный отказ какой-либо из вещей умершего в пользу постороннего лица, которое получало право истребовать эту вещь у наследника.

5. Легисакционный процесс

На первой стадии дело рассматривалось у магистрата (обычно у претора), к которому должны были явиться лично истец и ответчик. В Законах XII таблиц предусматривалась особая процедура вызова ответчика истцом к магистрату.

Однако были выработаны пять основных легисакционных формул. Наиболее распространенная из них заключалась в том, что наряду с торжественными заявлениями стороны вносили залог, который впоследствии терялся проигравшим делом в пользу казны.

Нарушение одной из сторон порядка внесения залога автоматически влекло за собой проигрыш дела [9, с. 185]. Если же обе стороны у претора соблюдали установленную процедуру, дело переходило во вторую стадию и рассматривалось назначенным претором судьей или коллегией судей, которые разрешали спор по существу.

На этой стадии допускались представители сторон и защитники (адвокаты). Если одна из сторон без уважительных причин не являлась в суд, то проигрывала дело. На данной стадии процесс был не связан строгими формами. Судьи знакомились с доказательствами, выслушивали речи сторон и их защитников. Решение судей было окончательным и обжалованию не подлежало.

В уголовных делах магистрат, который вел дело, использовал инквизиционную процедуру. В течение всего процесса он поддерживал обвинение, вел допрос. Если магистрат выносил смертный приговор, то для приведения его в исполнение требовалось одобрение народного собрания.

6. Заключение

Но очевидно, что Законы стали основой для общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Вполне вероятно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией.

Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом.

Однако в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима.

В Риме еще в древние времена различались две отрасли права - публичное и частное право, ius publicum и ius privatum. Тит Ливий (I в. н. э) говорил, что законы XII таблиц являются источником всего публичного и частного права. Опубликование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, который стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.

Законы XII таблиц строго ограничивали способы приобретения вещных прав, среди них:

4) уступка права;

6) давность владения.

По законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения требовало разных сроков: для давностного завладения землей был установлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длительный (два года) срок, для движимых вещей (один год).

Особым видом вещного права, возникшим уже в древнейший период, были сервитуты - фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Наиболее существенными из них были следующие: право прохода через соседний участок, право прогона скота, право провозить груженые повозки, право отвести воду с участка соседа. Эти сервитуты прямо предусматривались Законами XII таблиц.

Отцовская власть подразумевала полную власть над своими детьми, она распространялась как на личные, так и на имущественные права детей. Наиболее бесправными дети были в древнейший период римской истории, когда отец имел право убить или продать своего ребенка. С течением времени нравы смягчились, но принцип полноты отцовской власти остался. Выйти из-под отцовской власти можно было только в нескольких случаях:

– после смерти домовладыки – сыновья обретали полную власть над своими детьми, до этого полнота власти распространялась и на внуков;

– после смерти домовладыки, если его сыновья достигли соответствующего возраста;

– после утраты свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

– после лишения домовладыки прав отцовской власти (в порядке судебного разбирательства и признания, что домовладыка оставил подвластного без помощи и т. п.);

– в результате приобретения подвластным некоторых почетных званий;

– в результате эманципации, то есть освобождения из-под власти по воле домовладыки и с согласия подвластного, что оформлялось императорским рескриптом, заявление домовладыки заносилось в судебный протокол, подвластному фактически предоставлялась свобода действий на длительный и обычно оговоренный срок, но в то же время эманципация могла быть отменена при неблагодарности освобожденного (нанесение тяжких обид и т. п.);

– в результате смерти подвластного.

Брак самостоятельности не давал: отцовская власть в этом случае заменялась властью мужа, нового домовладыки, или его отца, если муж был тому подвластен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления государственных внебюджетных фондов

Статья 16. Оказание бесплатной юридической помощи федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им учреждениями, органами управления

1.2 Взаимодействие органов законодательной власти с другими органами государственной власти и органами правопорядка

1.2 Взаимодействие органов законодательной власти с другими органами государственной власти и органами правопорядка Функционирование законодательной власти невозможно в отрыве от других ветвей государственной власти. Законодательная власть в России осуществляется

Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления

Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления 1. Совместная подготовка проектов

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

Статья 4. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах 1. Правительство

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений К ведению федеральных органов

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений К ведению федеральных органов

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Статья 278. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный

38. Полнота отцовской власти

38. Полнота отцовской власти По римскому праву самостоятельным лицом считался только глава семьи – отец; сыновья и дочери были лицами подвластными. Сын в семье был полностью подчинен отцу независимо от возраста и состояния в браке, хотя он и имел status libertatis (свободу), status

40. Имущественные права подвластного отцовской власти

40. Имущественные права подвластного отцовской власти Всей полнотой власти в римской семье владел глава семьи, домовладыка. Он принимал важнейшие решения, направлял деятельность детей в желаемое для него русло, мог им приказывать и совершать наказания, имущество семьи

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

Статья 4. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах

Читайте также: