Какими способами можно обеспечить интеллектуальный комфорт ребенка на уроке сольфеджио

Обновлено: 04.07.2024

К моему большому сожалению, родители и дети не знают и не понимают, что это за предметы- сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература. Зачем их изучать когда есть предмет специальность.

Не секрет, что в ДШИ на первое место ставится обучение игре на инструменте (специальность), а музыкально-теоретические дисциплины отодвинуты на второй план. Отсюда на мой взгляд и такое отношение к этим предметам, как к далеко неглавным.

Сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература – теоретические предметы, изучаемые в современной школе искусств. Они изучаются на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная со школы искусств и заканчивая консерваторией. Основными задачами теоретических дисциплин являются:

• выявление и развитие задатков и способностей детей;

• выработка качеств личности и деятельности, обусловливающих проявление творчества в любом деле;

• личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения;
Сoльфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Пoэтому для успешных занятий необходимы следующие составляющие:

• хорошее знание предмета самим педагогом: владение теорией и грамотное её использование на практике

• умение заинтересовать и передать свои знания ученикам – в данном случае речь идёт именно о творческом подходе преподавателя к свoей деятельности;
•любовь к детям.

1.Интонационные упражнения- чистое пение каждой ноты. Разучивание: ознакомление, слушание, запоминание путем многократного повторения, умение точно, красиво и быстро воспроизвести. Нужно услышать, разучить, спеть и проверить себя-выучить.

2.Сольфеджирование, чтение с листа. Для чтения с листа необходимы теоретические знания, развитый слух, чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы. Многое зависит от индивидуальных особенностей учащихся и поэтому не следует ставить непосильные задачи. Техника чтения с листа требует обязательной тренировки, приобретаемой в упорной работе.

Педагогу следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их. Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей.

Следует добиваться чистого, выразительного пения по нотам без поддержки инструмента; уметь мысленно представлять себе звуки; понимать нотный текст. Это умение охватить в целом музыкальную мысль. Обязательно с дирижированием, с правильным и чётким дирижёрским жестом. В учебниках это пение номеров. На уроке они разбираются, анализируются, разучиваются. Выясняем размер, длительности нот, счёт, дирижирование. Направление и движение мелодии, тональность. Добиваюсь осмысленного пения.

Формы чтения с листа весьма разнообразны:

пение мелодии c одновременным проигрыванием её на фортепиано;

пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано в другой октаве;

пение с тактированием под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

пение в различных темпах выученного примера;

пение с транспонированием;

пение на слоги и с текстом.

В дневнике есть задание - сольфеджировать № или диктант. Дома-проиграть со счётом, послушать мелодию, вспомнить. Можно учить по такту с проверкой. Добиваться чистоты пения в данной тональности.

5.Музыкальный диктант. Запись мелодии по памяти. В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: мышление, обеспечивающее осознание слышимого; память, дающая возможность, припоминая, уточнять слышимое; внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы. Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное, нужно применять все знания и навыки. Эта форма работы является одной из сложных в курсе сольфеджио. Уметь слышать, анализировать мелодию. Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика. Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Руководствуясь работой класса, педагог должен знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их. Его роль в процессе написания диктанта очень ответственна – он направляет ученика. Одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать как писать диктант. Я предлагаю учащимся план написания диктанта и разрешаю пользоваться им во время работы. На ранних стадиях следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи.

Формы диктанта различные и моя задача - привлечь внимание, увлечь процессом записи музыки:
• ритмическое оформление записанных на доске нот;

• традиционный диктант.
Кроме того, не стоит забывать и о творческих формах работы над диктантом:
• транспонирование диктанта в разные тональности как устно, так и письменно;

• подбор басового голоса к диктанту;

• сочинение ритмической вариации на основе мелодии диктанта.

Творческие задания различных видов необходимо включать в работу как можно чаще, так как они стимулируют активность учащихся, способствуют их раскрепощению. Творчество, как альтернатива механическому, пассивному заучиванию – это обучение через активное обращение с материалом, возможность проявить себя, создать что-то новое, приобрести опыт. Творческий подход значительно ускоряет усвоение материала, облегчая процесс обучения, делая его занимательным и радоcтным.

Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Это экономит время на уроке. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе.

Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета. Учителю необходимо выполнить следующие задачи:

• развитие общей музыкальности и творческого отношения к музыке;

• развитие музыкального cлуха, как основы для практичеcких навыков (чтение и запись музыки);

• развитие слуха на лучших образцах классической и cовременной музыкальной литературы, а также народных песнях;

• применение принципа единства обучения и воспитания, развитие мышления и самостоятельности.

Вопрос об обучении сольфеджио в современной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия методистов, преподавателей исполнительских, музыкальнотеоретических дисциплин, исследователей истории педагогики, психологов и лингвистов.

Итогом обучения являются выпускные экзамены по сольфеджио: письменный и устный. Письменный: мелодический диктант, слуховой анализ. Все 6 заданий выполняются письменно, а именно

1 мелодический диктант

2 ступени в ладу

3 аккордовая последовательность в тональности

4 интервалы от звука

5 аккорды от звука

6 лады и их виды

Устный - ответ по билету. Это задания: построение гамм, интервалов, аккордов. Выполняется письменно, а затем чисто спеть все построенные элементы. Сольфеджировать одноголосный и двухголосный номер. Рассказать правило и ответить на дополнительные вопросы экзаменационной комиссии.

Список используемой литературы:

2 Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. 1986.

3 Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. 1987

Предмет сольфеджио входит в цикл теоретических предметов, предназначенных для изучения в детских музыкальных школах.

Вопрос о выживаемости предмета стоит как никогда остро. В современных условиях содержание учебного предмета и методика преподавания должны постоянно доказывать свою многостороннюю эффективность. Поэтому главный вопрос - как, не упрощая существо предмета, сделать сольфеджио привлекательным и востребованным новым поколением учащихся? Вот здесь и может помочь новая технология средств обучения. С помощью синтезаторов, компьютеров, караоке, фонограмм можно не только разнообразить формы работы на уроке, но и пробудить интерес к предмету не только у учащихся, но и у самих преподавателей.

Для начала попробуем представить себе среднестатистического ученика музыкальной школы начала XXI столетия. Снабжённые мобильными телефонами, плеерами, они мало похожи на нас самих в детстве. А дома их ожидают компьютеры и синтезаторы, заменяющие им книги. Благодаря новым технологиям, используя неограниченные возможности интернета, ребенок может получить доступ практически к любой информации, в том числе музыкальной.

В центре внимания появляются различные инновационные методики, интерактивные программы, современные технологии. Конечно, можно обойтись и без компьютера, но с ним интересно не только ученику, но и преподавателю, хотя и доставляет последнему лишние хлопоты. Но ведь инновации - это обозначение новых целей и простор для фантазии. Хотя придётся хорошо потрудиться, чтобы освоить компьютерные программы. Интерактивное оборудование - неотъемлемая составляющая урока в современном общеобразовательном заведении, а также перспектива, к которой стремятся учреждения дополнительного образования, в том числе музыкальные школы. Качество теоретической подготовки учеников давно является важным показателем уровня музыкальной школы.

В наших школах стали появляться и интерактивные доски. Это не просто большой телевизор, это огромный выбор материала, его применение, причём дети могут многое делать и сами, а какой простор для творчества! Прежде всего, широкие возможности разнообразной и эффективной работы с классом на современном уровне. Программное обеспечение интерактивных досок позволяет преподавателю создавать собственные наглядные мультимедийные ресурсы и использовать специально разработанные готовые уроки.

Например, при изучении длительностей можно использовать яркие картинки. Дети прохлопывают слова со слайда, выбирают нужный ритмический рисунок, и сами обводят стилусом нужную картинку, которая соответствует ритмическому рисунку.

Пример №2 Конечно, прежде чем учить детей с использованием ИКТ, проверять на практике эффективность обучения, надо самому хорошенько осваивать всю эту технику.

Все разделы, а их семь,

познакомят учащихся с музыкальными звуками

с нотным письмом, длительностями нот, с музыкальными размерам, гаммами, интервалами и всем тем чему нужно научиться в младших классах и всё это в интересной игровой форме, помогут преподавателю не только пробудить интерес к музыке, но и разнообразить урок и сделать его познавательным и интересным. Таким образом “Музыкальный класс” - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке.

В предложенных конкурсах реализованы разные механизмы обучения: ребенок запоминает предложенные звуки, сравнивает несколько звуков и находит нужный по высоте и длительности, соотносит звуки с нотами-знаками, учится по нотам воспроизводить звуки.

Данную игру хорошо использовать для обучения нотной грамоте младших школьников 1-2 класса.

Есть игры и для учащихся средних классов.

Анимированный герой не только рассказывает детям все о различных музыкальных инструментах и композиторах,

Инновация- это реформаторская смена дидактических позиций. Конечно, традиционная система музыкального образования привычнее и понятнее, но ведь мы преследуем цель увлечь детей, научить их любить и понимать классическую музыку. И хотя они знают компьютер лучше нас, и от преподавателя требуется самостоятельная работа по освоению электронных методических ресурсов. Этого не избежать, ведь за компьютером не просто будущее, а самое что ни на есть настоящее.

Используемая литература

2. Горюнова, М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе /Горюнова, М. А. Семёнова Т., Солоничева М. / Под общ. ред. М. А. Горюновой. – СПб. : БХВ – Петербург, 2010–336с.

3. Шафрин, Ю. А.Информационные технологии: В 2ч.Ч2: Офисная технология и информационные системы. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 336с.

Например, при изучении длительностей можно использовать яркие картинки. Дети прохлопывают слова со слайда, выбирают нужный ритмический рисунок, и сами обводят стилусом нужную картинку, которая соответствует ритмическому рисунку.

Конечно, прежде чем учить детей с использованием ИКТ, проверять на практике эффективность обучения, надо самому хорошенько осваивать всю эту технику.

Все разделы, а их семь,

познакомят учащихся с музыкальными звуками

с нотным письмом, длительностями нот, с музыкальными размерам, гаммами, интервалами и всем тем чему нужно научиться в младших классах и всё это в интересной игровой форме, помогут преподавателю не только пробудить интерес к музыке, но и разнообразить урок и сделать его познавательным и интересным. Таким образом “Музыкальный класс” - программа, где с помощью многочисленных игр дети получают знания, предусмотренные федеральной программой по музыке.

В предложенных конкурсах реализованы разные механизмы обучения: ребенок запоминает предложенные звуки, сравнивает несколько звуков и находит нужный по высоте и длительности, соотносит звуки с нотами-знаками, учится по нотам воспроизводить звуки.

Данную игру хорошо использовать для обучения нотной грамоте младших школьников 1-2 класса.

Есть игры и для учащихся средних классов.

Анимированный герой не только рассказывает детям все о различных музыкальных инструментах и композиторах,

Инновация- это реформаторская смена дидактических позиций. Конечно, традиционная система музыкального образования привычнее и понятнее, но ведь мы преследуем цель увлечь детей, научить их любить и понимать классическую музыку. И хотя они знают компьютер лучше нас, и от преподавателя требуется самостоятельная работа по освоению электронных методических ресурсов. Этого не избежать, ведь за компьютером не просто будущее, а самое что ни на есть настоящее.

Используемая литература

2. Горюнова, М. А. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе /Горюнова, М. А. Семёнова Т., Солоничева М. / Под общ. ред. М. А. Горюновой. – СПб. : БХВ – Петербург, 2010–336с.

3. Шафрин, Ю. А.Информационные технологии: В 2ч.Ч2: Офисная технология и информационные системы. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2000. – 336с.

Ознакомление детей 3–5 лет с предметным миром с использованием электронных пособий Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Закономерности психического развития детей младшего и среднего дошкольного.

Использование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособий

Использование CD дисков в творчестве и при изготовлении дидактических пособий Как часто мы привыкли выбрасывать всё то, что кажется нам ненужным и бесполезным. Речь пойдёт о старых CD дисках. Часто использую ненужные.

Использование дидактических игр и пособий в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ ИГРЫ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ? Конечно же, нет! Игра и игрушка - обязательные спутники детства. Н. К. Крупская писала,.

Использование предметно-практических пособий по развитию мелкой моторики в работе логопеда Мало кто из вас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о ее взаимосвязи с речью. Что же такое мелкая моторика и.

Использование авторских игр и пособий для преодоления ОНР у детей старшего возраста Цель: Преодоление речевых нарушений у детей старшего возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Задачи: Образовательные: -Развивать координацию.

Читайте также: