Какими путями воспитатель дошкольного образования может обеспечить понимание себя другими

Обновлено: 19.05.2024

Автор: Харламова Татьяна Александровна

Организация: МКДОУ Грибановский д/с №1

Населенный пункт: Воронежская область, п.г.т. Грибановский

Мой стаж работы в дошкольном образовательном учреждении в должности воспитателя составляет 13 лет. Опытом своей деятельности о существующих проблемах в современном дошкольном образовании и методах их решения хотела бы поделиться с коллегами в данной статье.
Безусловно, период дошкольного образования — важный этап в развитии ребенка. Ведь именно в этом возрасте у него, в основном, формируются все особенности личности, а также происходит становление дальнейшего его физического и психического развития. Вот почему задача воспитателя педагогически грамотно относиться к проблеме воспитания ребёнка с учётом особенностей его развития.

Прежде всего, на мой взгляд, следует обратить внимание на общение ребенка, так как полноценное общение нельзя строить без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. И к такому общению относится, в первую очередь, умение ребёнка слышать и слушать, находить контакт со сверстниками и взрослыми, ясно выражать свои мысли, понимать чужую речь.

В своей практической деятельности постоянно использую труды Л. Н. Перелыгиной, В. В. Давыдова, И. С. Якиманской и др., в которых личностно-ориентированное образование в дошкольной педагогике получило своё обоснование, что позволяет мне находить ответы на многие вопросы.

[1, с. 96]. Такое утверждение для меня авторитетно и бесспорно.

В реализации личностного подхода воспитатель в обучении и воспитании дошкольников решает немало важных задач. Например, определяет, какую деятельность для формирования и развития личности ребенка необходимо считать наиболее важной – учебную или игровую? Какая из них воспринимается результативнее современным дошкольником? И, в конечном итоге, какие формы и методы эффективнее и целенаправленнее использовать воспитателю в процессе обучения в дошкольном образовательном учреждении, для того, чтобы этот процесс не только приносил удовольствие и ребенку и воспитателю, но и способствовал гармоничному, полноценному развитию ребенка?

Несомненно и то, что личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе дошкольного образования. За годы работы с детьми выработала в себе непреложное правило – только уважительное отношение к личности каждого ребёнка с учётом его индивидуального развития, раскрытие его возможностей и талантов, помощь ему в самореализации, умение видеть в каждом ребёнке полноправного участника педагогического процесса должны быть в основе личностно-ориентированного образования в дошкольном возрасте.

Ведь именно в этом возрасте дети получают основной комплекс ключевых компетенций, которые им потребуются в будущем. Бесспорно и то, что именно дошкольное учреждение несет ответственность за полноценное развитие каждого дошкольника, а также за то, станет ли он успешным и достойным человеком, свободной и достойной личностью во взрослой жизни.

Одним из важнейших средств развития коммуникативных умений и навыков, на мой взгляд, является сюжетно-ролевая игра, которая, к сожалению, часто не находит должного внимания в работе воспитателей.

Тем не менее трудно переоценить значение сюжетно-ролевой игры в формировании у детей дошкольного возраста положительных качеств личности. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, углублять и реализовывать свои знания и умения. Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции. [2, c.4]

Остановлюсь на основных принципах организации сюжетно-ролевой игры, используемых мною в работе.

Воспитатель непременно обязан сам играть вместе с детьми - таков первый принцип организации сюжетной игры, позволяющий детям успешно овладевать всеми игровыми умениями. Важна при этом и манера поведения взрослого во время игры. К тому же следует учитывать и то, что совместная игра воспитателя с детьми будет эффективной для ребёнка в одном случае – когда он почувствует в этой деятельности значимость воспитателя, который как полноправный и авторитетный партнёр с удовольствием играет с детьми в интересные игры.

Второй принцип организации сюжетной игры заключается в том, что воспитатель играет с детьми в течение всего дошкольного возраста, организуя на каждом его этапе игру так, чтобы дети получали возможность открывать для себя новый, более сложный и увлекательный способ её построения.

Сущность третьего принципа заключается в том, что на каждом этапе дошкольного возраста при формировании игровых умений следует прививать ребёнку как навыки самой игры, так и умения пояснять её смысл другим детям и взрослому. Воспитатель при этом должен ограничиваться лишь обеспечением условий для активной игры детей.

Кстати, наблюдая за детьми во время их общения, я сделала вывод, что не все дети умеют сотрудничать, уступать и оказывать помощь друг другу. Почему так происходит? В чём причины повышенной агрессии в совместной деятельности детей? Ответ на эти вопросы вижу в преобладании в группах детей – лидеров, не умеющих и не желающих находить контакт со сверстниками. С сожалением замечаю, что такие дети не способны сочувствовать другим, радоваться их успехам. И это действительно серьёзная проблема, которой необходимо постоянно уделять должное внимание.

Являясь главным видом деятельности, сюжетно-ролевые игры в значительной степени выявляют особенности взаимоотношений детей и взрослых в самых различных жизненных ситуациях. Игра, в конечном счёте, — это способ познания ребенком реальной действительности, отличительной особенностью которой является то, что она носит чётко выраженный самодеятельный и творческий характер.

В ходе активного участия в сюжетных играх дети получают новый опыт взаимоотношений с другими людьми в социуме, что очень важно во взрослой реальной жизни. К тому же правильно построенная сюжетно-ролевая игра позволяет развивать память и координацию движений ребёнка, усваивать новые знания, способствовать его всестороннему развитию.

И, наконец, не менее актуальной проблемой в современном дошкольном образовании считаю работу с семьёй. Опытом своей деятельности в данном направлении хочу поделиться далее.

Значимость этой проблемы заключается в том, что ДОУ — первое воспитательное учреждение, в котором родители получают педагогическое просвещение. Именно правильно организованная совместная работа педагогов и родителей часто влияет на дальнейшее развитие ребенка. От того, как будет построено это взаимодействие, зависит уровень педагогической культуры родителей и, как следствие, уровень семейного воспитания детей.

При таких запросах к ДОУ воспитатели, конечно, обязаны систематически работать над повышением своего педагогического мастерства и требований к себе, постоянно совершенствовать педагогические знания и умения, своё отношение к детям и родителям.

Вся система воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении должна строиться с учётом единых требований со стороны воспитателей и родителей и ориентироваться на всестороннее развитие детской личности. Значение семьи для решения этой задачи трудно переоценить, так как именно семья закладывает в ребёнка главные черты личности ребёнка и формирует в нём положительные качества. Вот почему дошкольному учреждению в работе с родителями так важно систематически оказывать им помощь в овладении психолого-педагогическими знаниями, а также практическими навыками и умениями в воспитании детей.

Воспитатель, по моему мнению, обязан быть особенно внимателен и корректен по отношению к детям из неполных и неблагополучных семей. В этой связи дошкольное учреждение должно находить оптимальные пути контактирования с подобными семьями, создавать в них необходимые условия для воспитания детей. Особого и бережного отношения требуют к себе и дети с недостатками в развитии, ведь именно эта категория детей часто подвергается всем отрицательным явлениям в окружающей жизни. Лишь при таком подходе они не будут чувствовать свою неполноценность и смогут нормально адаптироваться в новой для них среде.

Существует и такая проблема как пробуждение интереса детей к познаванию окружающего мира, в связи с чем воспитателю необходимо уметь строить беседы с ребёнком и его родителями на основе доверия. И, разумеется, очень важно создавать в дошкольном учреждении такие условия, чтобы ребёнку было комфортно и уютно. Если же воспитатель знает, что в какой-то семье не всё благополучно, следует тактично и грамотно учить родителей чувственному общению с детьми. Существенную помощь в данном вопросе воспитателю окажет знание и использование активных форм и методов работы с родителями, ведь только в семье формируются основы нравственного поведения человека, его внутреннего мира и индивидуальных качеств.

Очень важен и стиль взаимоотношений воспитателя с родителями детей. Выстроить деловые, результативные контакты с родителями – задача непростая, поэтому для её профессионального выполнения воспитатель должен хорошо знать психологию родителей и уметь применять её при работе с ними в самых различных ситуациях. При этом воспитателю важно учитывать особенности каждой конкретной семьи и действовать только ради благополучия ребёнка.

С целью тесного взаимодействия с семьёй выработала собственные методы её изучения, среди которых наиболее важными и действенными считаю:

- знакомство с каждой семьей (посещение семьи на дому, беседы, тестирование).

- выявление особенностей каждой конкретной и наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во время приема и ухода детей).

Следует также постоянно искать не только разнообразные пути взаимодействия с родителями, но и вовлекать их в активную развивающую работу детского образовательного учреждения. При этом воспитатель должен умело заинтересовывать родителей, предлагать им самые различные формы сотрудничества. Особый интерес вызывают у них участие в творческих конкурсах и различных выставках, защите семейных проектов, массовых мероприятиях детского сада. Необходимо также умело стимулировать родителей за активную помощь в воспитательно-образовательном процессе.

Особое внимание в работе с семьёй уделяю здоровому образу жизни, как главной человеческой ценности, формированию сознательного отношения к здоровью и созданию домашней здоровьесберегающей среды.

В связи с переходом на обучение в школе в более раннем возрасте родителей, как правило, волнуют и вопросы подготовки детей к школе. Поэтому, начиная, с группы среднего дошкольного возраста, считаю своей задачей строить работу с родителями так, чтобы они понимали, что подготовка ребенка к школе имеет основное значение не только для формирования необходимых знаний и умений (читать, считать, писать), но и для всестороннего гармоничного воспитания.

Таким образом, проблемы в современном дошкольном образовании, безусловно, существуют. Без общения нельзя развивать и формировать коммуникативную сторону личности ребенка. Не может быть и полноценного развития ребёнка, когда нет должного сотрудничества детского сада с родителями. Поэтому задача ДОУ строить работу с родителями так, чтобы помощь воспитателей была результативной.

Ведь, прежде всего, от профессионализма воспитателя зависит то, каким образом будут решаться актуальные проблемы в современном дошкольном образовании.

Литература:

1 . Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2002. — с. 96.

2. Григорьева Г., Ильичева Е. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников.// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 7. — с. 4.

3. Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30.

Онлайн-книги

В статье описываются педагогические ценности как особенности профессиональной деятельности, которые служат ориентиром его социальной и профессиональной активности, выполняя функцию норм, регламентирующих педагогическую деятельность, инициирующее появление и развитие у личности мотивов, потребностей и устремлений.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 13800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

«Концептуальные основы современного педагога в ФГОС

Бурцева Татьяна Викторовна

Россия, ЯНАО, г.Новый Уренгой

«Современному ребенку - современного воспитателя !

- Творческая личность, которая стремится найти себя?

- Может это в оспитатель , который наделен какой-то уникальной и удивительной способностью, удивительным умением? Это вопросы, которые задают стандарты нового поколения.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь выдвигает новые требования к педагогам. Особенности развития общества на современном этапе затронули, прежде всего, изменения в профессиональной деятельности педагога. Это обусловлено тем, что именно от специалиста в данной области зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.

По мере развития теории образования, многие традиционные проблемы педагогической науки стали обретать другое значение. В числе их и проблема выделения профессионально значимых качеств педагога, таких как ценность, ценностная ориентация. Сегодня в системе дошкольного образования ценности рассматриваются на уровнях государственной политики, ценностных ориентаций ребенка, ценностях семьи, ценностях культуры. Взаимосвязь этих уровней, преодоление негативных тенденций и формирование ценностных ориентаций является главной задачей современной педагогики. Готовность к переменам, мобильность, высокий профессионализм, способность к нестандартным трудовым действиям, творческое отношение к осуществляемой деятельности – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.

ФГОС дошкольного образования определяет основные компетенции, которыми должны обладать педагоги для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: обеспечение эмоционального благополучия детей через непосредственное общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержку индивидуальности детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, развитие коммуникативных способностей детей; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Овладение педагогами данными компетенциями является в настоящее время приоритетной задачей в каждом дошкольном образовательном учреждении.

Компоненты ценностных ориентаций:

Ценностно - мотивационный компонент отражает ценностные ориентации, потребности, интересы педагога.

Когнитивный компонент отражает качество профессионально-педагогических знаний в области педагогики, психологии, специальных дисциплин, знание механизмов и способов саморазвития (самооценка, самоутверждение, самоопределение).

Конструктивно-практический включает владение способами проектирования профессионально-личностного саморазвития (целеполагание, выбор форм и технологий реализации целей и задач деятельности).

Коммуникативный компонент раскрывается как потребность в общении, взаимодействии с другими людьми, как эмпатия, терпение, поддержка.

Рефлексивный компонент отражает способность к самоизучению, личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта, анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его способности к работе над собой.

Эти компоненты развиваются неравномерно, но, тем не менее, изменение одного из них является условием развития любого другого.

Стратегия современного педагогического образования состоит в профессиональном ценностном росте и саморазвитии педагога. Образ педагога ДОУ, представленный в целях педагогического образования, выступает как модель конечного результата деятельности – педагога способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач. Ведь педагогическое образование зависит от уровня профессиональных знаний и способностей, деловых и профессионально значимых личностных качеств педагога ДОУ, отношения к работе, а также условий, процесса и результатов его труда.

Многие специалисты в области педагоги ( Лев Семёнович Выготский, Алексе́й Никола́евич Леонтьев , Даниил Борисович Эльконин ) считают, что профессионализм опирается на единство и целостность уровня его образования и мотивации, ценностных ориентаций и устремлений. Проблема профессионализма рассматривается как система, состоящая, в свою очередь, из двух взаимосвязанных подсистем – профессионализма личности и профессионализма деятельности.

Профессионализм деятельности - есть качественная характеристика субъекта труда, отражающая его высокую профессиональную квалификацию и компетентность; разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, в том числе основанных и на творческих решениях; владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высоким и стабильным уровнем продуктивности.

Профессионализм личности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных личностно-деловых составляющих (качеств) и креативности; а также адекватный уровень притязаний, мотиваций и ценностных ориентаций, направленных на успешной развитие специалиста. Таким образом, профессионализм личности и деятельности – это две стороны одного итого же явления, находящиеся в постоянном диалектическом единстве.

Достижение профессионализма связано с приобретением мастерства в профессии, а также с развитием профессионально ценностных ориентаций. Поэтому очень важно на уровне учреждения создать свою систему профессионально ценностных ориентаций педагогов ДОУ, направленную на развитие профессионализма его педагогических кадров.

Ведь любой специалист должен владеть суммой знаний, профессиональными ценностями, которые делают его профессионалом. Педагог не исключение.

Недостаток профессионализма, личных ценностей делают его профессионально слабым или непригодным для дела воспитания. Чтобы стать духовным наставником детей, надо обладать таким духовным богатством, которым можно делиться, не боясь оскудения этих запасов, надо постоянно пополнять, обогащать и развивать их. Ведь развитие, преобразование, коррекция профессионально ценностных ориентаций педагогов ДОУ происходит в течение всей его профессиональной жизни, поэтому представляется целесообразным проанализировать возможности профессиональной сферы педагога в системе непрерывного педагогического образования.

Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая их развитию. Так построена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.

Обновление системы дошкольного образования подразумевает под собой формирование новой модели обучения, где интересы ребенка будут взяты за основу. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает в качестве основной цели воспитательно-образовательной работы - развитие каждого ребенка.

Каким же должен быть современный педагог дошкольного учреждения?

Прежде всего, ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель построения воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться профессиональные педагоги.

Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя современного детского сада – организация такой деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку. Важная составляющая профессиональной компетенции педагога- это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Решающим фактором развития личности педагога является непрерывное самообразование. Навыки самоорганизации, умение анализировать и применять нужную информацию, навыки эффективной коллективной деятельности – это современные требования к качеству образования.

Современный педагог – это, прежде всего, самостоятельный, творческий и уверенный в себе человек. К такой роли нужно готовиться, потому что выступать в ней нелегко. Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности педагогу необходимо выбирать свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личнос тных и профессиональных качеств:

- четкое видение современных задач образования;

- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- сохранять физическое и духовное развитие детей;

- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных те хнологий воспитания и обучения детей;

- способность к самообразованию и личностному росту.

Таким образом, современный педагог дошкольного образования – это педагог, включающий в себя совокупность знаний, личностно-профессиональных качеств, умений и навыков, соответствующих современным требованиям, сочетающихся с личностным жизненным и профессиональным опытом и гарантирующий стабильно высокое качество и результативность педагогической деятельности в настоящем и будущем.

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

– Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ. Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крыльями своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои перышки.

P . S . Хочется, чтобы в профессиональной деятельности у педагогов выросли не только крылья, но и перышки.

Список литературы

Гаргай В.Г. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения. // Педагогика, 2004. - № 2. с. 72-79

Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2006

Коптяева, О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной деятельности [Текст]: дис. канд. психол. наук / О.Н. Коптяева. – Ярославль: [б. и.], 2009

Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007

Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О.А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155).

Основными задачами современного образования являются всестороннее развитие психических и физических качеств детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Дошкольное воспитание как первое звено общей системы образования играет важную роль в жизни нашего общества.

Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Реализуя свою деятельность в соответствии с ФГОС, воспитатель формирует у дошкольников основы моральных качеств, трудолюбия, патриотизма, уважение к людям других национальностей. Педагог создает условия для успешного привития дошкольникам полезных навыков и привычек, доброжелательного отношения к сверстникам. Современный воспитатель предоставляет ребенку возможность самому выбирать ту или иную деятельность, организует жизнь детей в детском саду так, чтобы каждый день и час открывал им новое, развивал ум, формировал основы личности.

Воспитание - кропотливый процесс, требующий от педагога умения понимать детей, их особенности. Ведь воспитание нового человека, всесторонне развитого, стало в нашей стране государственным делом - от этого зависит не только счастье и благополучие каждой семьи, но и развитие общества в целом.

Воспитание в детских садах осуществляется в деятельности, поэтому педагоги создают в группе условия для развития игр, правильной организации труда, занятий по замыслам. Дети могут быть заняты различными делами, но задача, стоящая перед воспитателями, общая: они - организаторы детской деятельности, способствуют реализации замыслов детей, расширению их интересов.
Нет таких детей, которые бы ничем не интересовались, их внимание не захватывали бы предметы и явления окружающего мира.
Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие, а интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо.

… Посидеть спокойно для некоторых мальчишек настоящее наказание. Зато, изображая шофера, они могут долго просидеть на стуле, держась за "баранку".
Пока еще ребенок мал, нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо интересы. Чаще всего это заинтересованность предметами и действия с ними. По мере роста меняется и характер интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее.
При правильном воспитании у детей среднего и старшего возраста формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые, в свою очередь, способствуют появлению волевого усилия, преодолению трудностей в достижении цели.

Вместе с общим развитием ребенка расширяется и круг его интересов - здоровый, нормальный ребенок интересуется всем, что его окружает, проникает в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Это познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка. От того как взрослые относятся к проявлению детской любознательности, во многом зависит дальнейшее развитие детских интересов.

В практике педагог широко применяет экспериментирование. С помощью воспитателя дети ставят опыты и делают много интересных открытий. Формируя интерес к миру природы, он одновременно воспитывает в малышах бережное отношение ко всему живому, к растениям, природным богатствам родного края. Ребенок не только учится видеть красоту природы и наслаждаться ею, но и приучается оберегать ее, активно охранять, принимать участие в создании прекрасного в природном окружении.

Воспитатель формирует у детей интерес к явлениям общественной жизни, используя детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о современности, о труде, об исторических местах и т.д.
… Сколько интересно дошкольники узнают с помощью воспитателя!
Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов.

Жизнь дошколят наполнена не только интересным, но и обязательным. Им постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть руки и лицо и т.д. Воспитатель стремится сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным, подвести детей к преодолению трудностей, учит завершать начатое, добиваться выполнения задуманного, хотя для ребёнка совсем нелегко проявлять волю, которая у него еще недостаточно развита.

Особое место в воспитании детей занимает формирование умения проявлять заботу о других людях, участия в их жизни (выполнение поручений, помощи, содействия и т.д.). Это необходимо для того, чтобы ребенок ощущал свой вклад, свою зависимость и свою причастность к жизни и судьбе общества.

Воспитателю необходимо создать такие условия, чтобы ребенок научился чувствовать рядом с собой другого ребенка, человека, присматриваться к нему, к его состоянию и поведению.
Громадные возможности, таящиеся в природе каждого дошкольника, не проявляются сами собой, а требуют для своей реализации воспитательного воздействия.

Жизнь детей нельзя считать полноценной, если ей не сопутствует радость. Только в благоприятной эмоциональной атмосфере, грамотно созданной педагогом, ребенок приобретает нравственные черты.
В этой статье трудно раскрыть всю аспекты педагогической деятельности, выполняемой воспитателем постоянно и непрерывно во время пребывания ребенка в детском саду. Не затрагивается также вопрос о работе с семьей, хотя, несомненно, только при условии тесного контакта с родителями можно рассчитывать на успех в воспитании детей. Одна из важнейших задач этой статьи - нацелить дошкольных работников на то, чтобы добиться понимания и заинтересованности родителей в деле воспитания, желания видеть своих детей добрыми, щедрыми, здоровыми, успешными.

Только совместная работа семьи и детского сада по воспитанию дошкольников может привести к формированию у них тех качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью.

Какими личностными качествами должен обладать воспитатель? Проверьте, подходит ли профессия вам

Позитивное отношение к жизни

Дошкольники очень внушаемы, они легко поддаются влиянию взрослых и воспитательному воздействию. Они замечают и впитывают всё — интонации, жесты, особенности поведения.

Именно поэтому так важно, чтобы в списке личностных качеств воспитателя ДОУ было позитивное отношение к жизни. Транслируя положительные установки, вы формируете у ребенка базовые чувства доверия и безопасности. Если ваше отношение к миру, к людям, к будущему и к самому себе не совпадает с тем, которое вы пытаетесь передать, дети моментально почувствуют фальшь.

Чуткость, внимательность, готовность помогать и сотрудничать

Этим качествам дети также могут научиться у вас. Проявляя чуткость, внимательность и готовность помочь, вы обеспечите психологически комфортную и безопасную для ребенка среду, сможете окружить его заботой.

Бесконечные нотации и назойливые поучения в работе с детьми бесполезны — они только вызывают скуку. Гораздо лучше работает собственный пример: раз за разом вы должны демонстрировать заботливое отношение, уважение к окружающим. А это значит, что чуткость, готовность помогать и внимательность должны входить в ваш стиль жизни.

Эти качества важны не только при работе с воспитанниками, но и в отношениях с родителями ребят, с коллегами и администрацией в ДОО.

340 часов (2 мес.)

Подходит для действующих специалистов

108 часов (1 мес.)

108 часов (1.5 мес.)

Необходимое личностное качество для педагога-воспитателя детского сада — быстрая реакция на любую ситуацию.

Какими личностными качествами должен обладать воспитатель? Проверьте, подходит ли профессия вам

В течение дня обстановка в группе меняется, иногда стремительно. Бывает так: пару минут назад дети мирно играли, а сейчас уже готовы ударить друг друга, поссорившись из-за игрушки. В этой ситуации воспитатель должен действовать очень быстро, иначе дело может дойти до драки. Моментальная реакция нужна и в других случаях: ребенок на прогулке убегает с площадки, разбилась тарелка во время завтрака, кто-то из детей упал и ударился и пр.

Как действовать, вам объяснят во время обучения . Но сама скорость и тип реакции во многом зависят от вашего темперамента. Подумайте, как вы обычно действуете в стрессовых ситуациях? При работе с детьми нежелательны два варианта — замереть или выдать взрывную, слишком эмоциональную реакцию, не разбираясь в причинах и последствиях.

Можно усилить способность быстро и правильно реагировать, замечать, что обстановка в группе требует вашего внимания — увеличивайте число задач и темп работы, пробуйте действовать в ситуации многозадачности с лимитами времени на выполнение.

Объективность

Терпение и настойчивость

Какими личностными качествами должен обладать воспитатель? Проверьте, подходит ли профессия вам

Работа воспитателя требует огромного терпения. Дети бывают шумными, капризными, непослушными, забывчивыми. Терпение нужно и в работе с родителями: каждый хочет, чтобы воспитатель поговорил в первую очередь именно с ним, и это может создавать трудности во время утреннего приема и вечером, когда детей забирают домой.

Также нужна настойчивость. Детям может понадобиться много времени, чтобы научиться считать, застилать постель, одеваться перед прогулкой, правильно пользоваться столовыми приборами. Ребята могут нарушать правила, и вам придется снова и снова их повторять.

Во время обучения вам объяснят, как правильно строить работу с детьми и их родителями, но эти знания и навыки эффективны только в связке с настойчивостью и терпением.

Читайте также: