Какими именно сдержками и противовесами обладают российские органы конституционного правосудия

Обновлено: 25.06.2024

То что абсолютная власть в 1 неумелых руках может нанести существенный вред государству рассматривалась ещё в античности Платоном и Аристотелем. Затем идеи разделения властей в государствах в основном обсуждалась с точки зрения войн компетенций между светской и духовной властью в средневековой Европе.

В конце концов целостное учение о разделение властей сформировалась в Европе в XVIII веке в Англии и во Франции. Его авторы были:

Разделения властей и создание системы сдержек и противовесов в теории сейчас используется с целью функционирования демократического общественного устройства, а также гарантий того что ни одна из ветвей не сможет подчинить себе другую.

Джон Локк

Данный философ выделял три ветви власти

  • Законодательную
  • Исполнительную (сюда же им отнесена и судебная)
  • Федеральную (для международной политики)

Шарль Луи Монтескьё

Данный философ более близко подошел к будущем реалиям западноевропейских государств и выделял:

  • Законодательную (через представительные органы на федеральном и региональном уровне разрабатывающие и принимающие законы)
  • Исполнительную (практического применения законов)
  • Судебная (совершает правосудие)

В его время все это было только в теории, так как в реальности все эти функции находились в руках главы государства.

Монтескьё также предлагал создание системы сдержек и противовесов. Среди основных инструментов:

  • Ротация для исполнительной и законодательной власти - смена людей у власти после определенного срока полномочий.
  • Ответственность исполнительной власти перед законодательной. При этом законодательная власть обладает такими полномочиями как утверждения состава правительства, возможность вотуму недоверия к нему). Во многих странах законодательно закреплена и процедура импичмента против высших должностных лиц.
  • Несменяемость для судебной власти (до достижения определенного возраста или определенного количества лет) для в теории отсутствие давления на судей.
  • Для исполнительной власти - право вето (абсолютного или правом отсрочки принятия законодательного акта, а также реализуемое через роспуск законодательного органа при определенных условиях прописанных в конституции страны). Глава исполнительной власти назначает многих важных чиновников - например судей, но уже не вправе их смещать.

Споры и альтернативы в разделении властей

Многие идеологии особенно в достаточно сильных государствах XX отвергали принцип разделения властей. В качестве примеров выделим два основных:

Советский Союз - принцип разделения властей здесь был " буржуазной схемой-доктриной " который хоть и был прогрессивным, но обеспечивал интересы правящего класса. Вместо этого был выдвинут лозунг " вся власть Советам ". На тот период такая система при управленческих технологиях того времени (очень сильной бюрократизации) подтвердила правоту Бакунина который споря с Марксом предсказывал что ваша "диктатура пролетариата" по сути выльется в диктатуру 1 партии - а затем по сути в диктатуру 1 человека. Так в целом и получилось (это в целом справедливо и для всех государств коммунистического лагеря, хотя учитывая появление мировой сети - роль Советов, но уже на новом технологическом уровне в качестве делиберативной демократии (как основе местного самоуправления ) обладает огромным потенциалом для внедрения и развития в нашей стране).

В нацисткой Германии - также данный принцип был отвергнут и вся власть была сосредоточена в руках фюрера - который одновременно и брал на себя ответственность за судьбу народа и рейха. Данная система во многом строилась на темной харизме Гитлера, принципе вождизма (фюрерства) на всех уровнях государственной и партийной власти, при этом с постоянной борьбой компенсаций между органами и руководителями, когда вообще отсутствовала какая либо ни было, даже номинальная законодательно закрепленная система государственного управления, создавались структуры и учреждались должности с часто дублирующими друг друга функциями которые буквально с боем, в постоянной динамики выбивали себе сферу полномочий в этой системе.

Главный вопрос здесь однако должен быть не в преимуществах демократии , а в недостатках диктатуры . Нет сомнения что в критических ситуациях, при должных талантах, харизме и службы во имя единой общей цели (цель-путь-точка пути понятный обществу здесь самое главное) сограждан, переход общества к жестко авторитарному стилю управления государством показывал достаточно мощные результаты (и совсем недавние близкие примеры современности этому это азиатские Сингапур и Южная Корея ).

В то же время даже если имеется супер-пупер диктатор - целью его кроме своей исторической миссии в конечном итоге будет также и подготовка общества к дальнейшему самостоятельному плаванию (как сделал например Генералисимус Франко в Испании постепенно начав вводить для испанцев элементы самостоятельного правления).

Разделение властей в Российской Федерации

По Конституции 1993 года:

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны .

Статье 11 п.1 говорится что:

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание ( Совет Федерации и Государственная Дума ), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

При этом формально что отмечают многие юристы-конституционалисты, что как и во французской конституции - президент не отнесен ни к одной из форм власти хоть и близок к исполнительной её ветви (или выделим отдельную координирующую форму власти).

Так как РФ это федерация в п.3 этой же статьи говорится:

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией , Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий .

То есть российская власть разделяется не только п о горизонтали , но и по вертикали. Основой её служит ФЗ 1999 года:

Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Отметим также что по форме правления Россия это президентско-парламентская республика (это же подтвердил председатель Конституционного Суда РФ)

То есть правительство РФ имеет двойную подотчетность

Президент формирует правительство через предложение на пост главы правительства (ст.111 Конституции РФ)

Парламент - должен утвердить эту кандидатуру главы правительства (2 раза парламент может отказать, после третьего отказа в утверждении кандидатуры предложенной Президентом, по Конституции РФ Президент обязан распустить Госдуму, назначить председателя правительства и объявить новые выборы в Государственную Думу).

Прецедент в истории спора в назначении премьер-министра (председателя правительства) - назначение Ельцином на пост главы правительства С.В Кириенко в 1998 году (согласие было получено только с 3 раза)

Лишь после подтверждения кандидатуры парламентом формируется остальной кабинет правительства.

То есть состав парламента играет ключевую роль в российской политической системе - (когда взгляды Президента и законодательной власти различны происходит кризис власти как он произошел в "Кровавом октября" 1993 года).

Таким образом если парламентские выборы выигрывает политическая сила не связанная с действующем президентом - фактически последний будет вынужден передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии набравшей большинство голосов. Главной политической фигурой в этой ситуации становиться председатель правительства , а не президент.

Смотреть что такое СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ в других словарях:

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

такая система взаимоотношения органов власти и людей, приближенных к ним, в соответствии с которой каждый участник этих взаимоотношений не только уравновешивает, но и ограничивает других участников. Говорят, что такая система разделения властей свойственна демократии, когда нет единого центра управления государством, а за различные аспекты власти отвечают разные люди, не связанные друг с другом. В Российской Федерации система сдержек и противовесов на официальном уровне заключается в разделении государственной власти на три ветви — исполнительную (президент и правительство), законодательную (парламент) и судебную. Построение системы сдержек и противовесов в России началось Б. Н. Ельциным в качестве мер по укреплению собственной власти. Естественно, что к демократии это никакого отношения не имело. Первый президент России укреплял свою собственную власть, вводя на разные уровни управления государством людей, которые начинали сдерживать друг друга в борьбе за лучшее место. При этом происходило весьма ловкое маневрирование среди враждующих кланов и партий, что позволяло Б. Н. Ельцину всегда находиться на высоте даже в годы неимоверно низкой поддержки среди населения. В. В. Путин продолжил выстраивать систему сдержек и противовесов, начав проводить административную реформу. Все это способствует укреплению авторитаризма узкого клана в России, при этом некоторые считают, что этим кланом до сих пор управляет Б. Н. Ельцин. См. также: многонациональное государство, общество потребления. смотреть

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены. смотреть

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США.

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только р. смотреть

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

- существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из властей не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает особую устойчивость конституционной системы США на протяжении уже более 200 лет.
. смотреть

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из властей не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает особую устойчивость конституционной системы США на протяжении уже более 200 лет. смотреть

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

- существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из них не имеет ни формального, ни фактического верховенства, что обеспечивает уже более 200 лет особую устойчивость конституционной системы США.

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

греч. systema — целое, состоящее из частей) — один из существующих в современном конституционном праве механизмов реализации принципа разделения властей, предполагающий наличие определенных возможностей взаимного контроля и влияния независимых и равноправных ветвей государственной власти, что препятствует концентрации власти. смотреть

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Система взаимоотношения органов власти, в соответствие с которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую (другие)Словарь. смотреть

Все исследователи сущности государства и государственной власти в рамках демократического общества, в той или иной степени, изучают принцип системы сдержек и противовесов, призванный защитить и страну, и граждан от монополии какой-либо ветви. Власть государства только тогда может эффективно решать насущные задачи, когда все ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная – не зависят друг от друга. Ни одна из них не может занимать главенствующее положение, в противном случае принцип равновесия будет нарушен.

система сдержек и противовесов

Все демократические государства придерживаются этой системы, хотя это может быть не отражено в Конституциях.

Смотрите интересное видео по теме:

Основные принципы системы

Система сдержек и противовесов означает, что в целях обеспечения и защиты интересов граждан все три ветви власти в одно и то же время и зависят друг от друга, и контролируют деятельность друг друга. Основой любого демократического государства является исполненное не только на бумаге, но и на практике разделение властей. Система сдержек и противовесов призвана обеспечить именно этот постулат.
Государство призвано решать насущные вопросы и задачи общества, обеспечивать безопасность, а также материальное и духовное развитие каждого гражданина. Для этого власти должны быть эффективными, а это невозможно, если предоставить управляющим неограниченную власть и полномочия.

разделение властей система сдержек и противовесов

Уравновешенная система сдержек и противовесов прописывается в Конституции страны, а также в ее законах и законодательных актах, которые регламентируют права и обязанности каждой из ветвей власти. Президент и Конституционный суд также играют значительную роль в этой системе, так как они уполномочены накладывать вето на заведомо неэффективные и противозаконные законодательные акты и инициативы.

Происхождение

система сдержек и противовесов в рф

Сама система сдержек и противовесов впервые была теоретически обоснована британским философом Джоном Локком во второй половине XVII века. Термин вошел в обиход благодаря его современнику – французскому писателю и философу Шарлю-Луи де Монтескье, который ввел этот термин чуть позднее, в начале XVIII века. Однако некоторые признаки разделения властей существовали еще в VI-IV веках до н.э., когда в персидской империи Ахеменидов военачальники не обладали какой-либо административной властью, а войска не подчинялись правителям.
Частично принципы сдержек использовались и в последних периодах римского государства.Идея о разделении законодательной и исполнительной власти была сформирована в труде средневекового мыслителя Марсилия Падуанского, который писал о необходимости отделить одну ветвь от другой с целью создания невозможных условий узурпации всей власти в государстве одной из них.

Особенности

ветви власти система сдержек и противовесов

Главной характерной чертой является полное распределение функций государства, каждая из которых определена для отдельной ветви власти. Система сдержек и противовесов предполагает, что законодательные органы власти принимают законы и выступают с инициативами, исполнительная власть претворяет эти законы в жизнь, а судебная осуществляет контроль над исполнением законов и наказывает за их возможные нарушения.Вкратце можно сказать, что недопущение ситуации, при которой какой-либо из властей или личностей удастся сконцентрировать всю власть в своих руках, есть основной принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов должна решать этот вопрос.

Современное представление системы сдержек и противовесов

Практически все современные государства с демократическим строем являются примерами эффективного применения системы сдержек и противовесов в процессе организации деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Дополнительную устойчивость принципу разделения властей придает конкуренция и соперничество различных политических партий. Постоянное соперничество за голоса избирателей и регулярность проведения выборов в органы власти приводит к тому, что ни одна партия не может гарантировать себе вечное большинство в парламенте.

принцип системы сдержек и противовесов

В процессе развития государств их строение становилось все более сложным и многогранным. Постепенно четкая грань между тремя ветвями власти стала размываться. Некоторые функции могут быть как у одной, так и у другой ветви.
Современные политологи считают, что влиятельные политические институты, общественные организации, политические партии и СМИ – также часть сдержек и противовесов. По их мнению, эти органы тоже позволяют контролировать полномочия отдельно взятой ветви власти.

Недостатки

Создатели теории системы сдержек и противовесов считали ее некой универсальной формулой, которая позволит предотвратить узурпацию власти какой-либо одной ветвью. Это было актуально в эпоху империй и монархических династий, но в XX веке в игру вступили прежде не существовавшие международные и межправительственные организации, которые также наделены властью по отношению к ее членам – государствам.

Классическая система сдержек и противовесов уже не отражает полноценно все политические реалии современного мира. Необходимы изменения, и современные политологи и философы работают над тем, чтобы привести практику и теорию в соответствие друг с другом.

Разделение ветвей власти и демократия

Современные демократии декларируют свою приверженность принципам теории разделения ветвей власти. Однако некоторые страны, склонные к авторитарному или даже тоталитарному характеру правления, демонстрируют этот принцип исключительно на бумаге. В реальности многие полномочия в таких странах концентрируются в руках одной личности, а судебные, исполнительные и законодательные органы власти лишь играют внешнюю роль независимости друг от друга.

Развитие системы в США и Российской Федерации

принцип разделения властей система сдержек и противовесов

Очень развита система сдержек и противовесов в США. В этой стране принцип разделения ветвей власти проработан до мелочей. Изначально даже принципы формирования каждой из них кардинально отличаются, чтобы еще более отделить их друг от друга. Срок деятельности выбранных членов каждой из ветвей власти также отличается – смена происходит постепенно, а не в один год. Различные сроки службы, а также принципиально разные схемы формирования государственных ветвей власти не дают возможности узурпации. А все вместе они контролируют действия и полномочия президента, которого можно снять с должности в рамках процедуры импичмента.С некоторыми поправками можно сказать, что существует система сдержек и противовесов в РФ. Формирование принципов разделения властей в России началось совсем недавно – после распада Советского Союза. В кратчайшие сроки были созданы новые органы власти с учетом принципа сдержек и противовесов. Законодательную ветвь представляет двухпалатный Совет Федерации, исполнительную – Правительство, судебную – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды.

Перспективы

система сдержек и противовесов в сша

Система сдержек и противовесов стала одной из основных в процессе рождения демократий, что, бесспорно, изменило мир и политическую карту. Но ничто не остается вечным, все претерпевает множество изменений, иногда даже незаметных на первый взгляд. Политологи видят, что принцип разделения хоть и остается главенствующим, но все-таки есть значительные отличия от того, что было задумано философами несколько веков назад.Сам принцип, скорее всего, никуда не уйдет, но по ходу развития политических систем будут вноситься существенные правки. В истории не один раз уже создавались государства по принципу главенства одной ветви или одного человека, и пока положительных примеров среди них, к сожалению, практически нет. Даже с учетом имеющихся недостатков и пробелов в системе сдержек и противовесов никаких вариантов лучше нет.

Принцип разделения властей исторически выработался в мировой практике как основополагающий для построения демократического государства. Суть данного принципа заключается в недопущении концентрации всей полноты власти в деятельности одного органа государственной власти, что, так или иначе, приводит к установлению диктаторского политического режима
Система сдержек и противовесов в Российской системе власти выражается в принципе разделения властей, закрепленном ст. 10 Конституции РФ - государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа № 1.doc

Принцип разделения властей исторически выработался в мировой практике как основополагающий для построения демократического государства. Суть данного принципа заключается в недопущении концентрации всей полноты власти в деятельности одного органа государственной власти, что, так или иначе, приводит к установлению диктаторского политического режима.

Система сдержек и противовесов в Российской системе власти выражается в принципе разделения властей, закрепленном ст. 10 Конституции РФ - государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодополняет другие два органа и одновременно ограничивает их – такая система также называется системой сдержек и противовесов.

Согласно Конституции Российской Федерации данная система выглядит следующим образом:

Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат, имеет право принимать законы, иные нормативно-правовые акты, определяет пределы полномочий органов государственной власти, парламентскими способами влияет на исполнительную власть.

Правительство РФ организует исполнение законов, влияет на законотворческий процесс (право законодательной инициативы).

Судебная власть, представлена Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Конституционным Судом РФ. Суды рассматривают возникающие споры между органами государственной власти. Конституционный Суд РФ занимает особое место в системе сдержек и противовесов, так как он может влиять на законодательную и исполнительную ветви власти путем проверки соответствия Конституции РФ принимаемых и исполняемых законов, а также путем толкования Конституции РФ.

Согласно Конституции формально Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти, фактически он, являясь главой государства, координирует совместную деятельность всех трех ветвей власти, что позволяет функционировать всему механизму государственной власти.

Далее будут рассмотрены конкретные способы влияния друг на друга трех ветвей органов государственной власти согласно Конституции РФ (общее у всех представителей трех ветвей государственной власти - их неприкосновенность на период выполнения своих функций, поэтому в дальнейшем на этом внимание акцентироваться не будет):

1. Президент РФ – Правительство РФ:

Согласно ч.1 ст. 83 Конституции Президент назначает главу Правительства РФ, Председатель Правительства самостоятельно формирует Правительство, однако члены Правительства назначаются на должность лишь с согласия Президента (ч.2 ст.112 Конституции) – таким образом, максимально снижается риск формирования оппозиционного Президенту Правительства и соответственно, конфронтации между ними в дальнейшем. Эту же цель преследует ст. 116 Конституции, гласящая, что в случае избрания нового Президента Правительство слагает свои полномочия.

В случае невозможности исполнения Главой государства своих функций, их временно исполняет Председатель Правительства, однако и в этом случае он не обладает всей полнотой президентской власти – он не имеет распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации - данная норма исключает возможность нелигитимного захвата власти путем изменения Конституции Председателем Правительства в случае временной нетрудоспособности Президента.

2. Президент РФ – Государственная Дума РФ:

Государственная Дума принимает федеральные законы, Президент же подписывает их и в своей деятельности обязан руководствоваться ими, кроме того, указы и распоряжения Президента не должны им противоречить. Однако указы и распоряжения Президента, соответствующие действующему законодательству, обязательны для исполнения членами Государственной Думы, следовательно, здесь тоже прослеживается взаимоконтроль.

Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение на пост предложенной Президентом кандидатуры Председателя Правительства.

Президент имеет право роспуска Государственной Думы в случае ее троекратного отказа утвердить кандидатуру Председателя Правительства и в случае постановки Президентом вопроса о доверии Правительству Государственной Думой, но не ранее 1 года с момента выборов в ГД (ст. 111 и 117 Конституции РФ). Однако, в свою очередь Государственная Дума имеет полномочия на выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. В этом случае Президент не может принимать решение о роспуске Государственной Думы до решения данного вопроса.

3. Президент РФ – Совет Федерации РФ:

Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов.

Совет Федерации назначает и освобождает от должности Генерального Прокурора по представлению Президента.

Совет Федерации наделен полномочиями по назначению выборов Президента и по отрешению его от должности, утверждает указы Президента по введению военного или чрезвычайного положения.

4. Президент РФ – суды РФ:

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом – таким образом, Президент не уполномочен единолично как-либо повлиять на порядок осуществление правосудия.

5. Президент РФ – иные органы государственной власти РФ, закрепленные в Конституции РФ:

6. Правительство РФ – Государственная Дума РФ:

Председатель Правительства назначается с согласия Государственной Думы. Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об его исполнении; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Государственная Дума решает вопрос о доверии Правительству, Председатель Правительства может сам поставить перед Думой вопрос о доверии Правительству, в случае отказа в доверии Президент принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы.

7. Правительство РФ – Совет Федерации РФ:

В Конституции прямо не указаны механизмы взаимодействия Правительства – Совета Федерации, однако, учитывая тот факт, что Совет Федерации является частью Федерального Собрания, т.е. взаимодействует с Государственной Думой, которая в свою очередь имеет влияние на Правительство, следовательно здесь тоже можно говорить о косвенном влиянии Совета Федерации на деятельность Правительства.

8. Правительство РФ – суды РФ:

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов Правительства Российской Федерации, споры о компетенции между федеральными органами государственной власти.

Судьи независимы, несменяемы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам, что ограждает их от прямого вмешательства Правительства РФ.

9. Правительство РФ – иные органы государственной власти РФ закрепленные в Конституции РФ:

Правительство РФ осуществляет полномочия, возложенные на него ст. 114 Конституции РФ, как то: обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и др., а соответственно Правительство наделено контролирующими функциями за органами государственной власти, которые призваны исполнять вышеуказанные функции.

10. Федеральное Собрание РФ – суды РФ:

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Но после назначения судьи становятся независимыми и несменяемыми.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, а Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации, таким образом, несмотря на независимость судей Совет Федерации все-таки имеет возможность повлиять на деятельность судов.

11. Федеральное Собрание РФ – иные органы государственной власти РФ, закрепленные в Конституции РФ:

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В полномочия Совета Федерации входит: назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Государственной Дума имеет право назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначения на должность и освобождения от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Даже самые выдающиеся умы своего времени понимали, что ни одна система власти не может быть совершенной в силу несовершенности самого носителя власти – человека.

Однако, на данный момент система сдержек и противовесов единственно возможная система управления Обществом, для которого, в силу своего естественного развития уже неприемлемы такие формы управления как самодержавие, диктатура. В настоящее время большинство стран мира пришли к выводу, что настоящее правовое государство может быть только при разделении властей, а в случае отсутствия этого принципа, это государство в большинстве случаев не правовое, в котором нередки нарушения прав и свобод человека.

Читайте также: