Какими бывают поведенческие поступки право

Обновлено: 24.05.2024

Какие виды поступков люди считают справедливыми и несправедливыми? Какими чертами они наделяют справедливых и несправедливых людей? Каковы приемлемые для большинства стратегии восстановления справедливости? Каковы индивидуальные различия в представлениях о справедливости? Попытаемся дать краткие ответы на эти и другие вопросы.

Определение справедливости/несправедливости

Основные признаки справедливости и несправедливости

Результаты проведенных исследований позволяют предположить, что в сознании людей существуют три качественно различные представления о справедливости:

Наконец, в основе третьего представления лежит понимание справедливости как объективного знания. На наличие этого понимания указывают ассоциации справедливости с правдой (истиной). В данном случае справедливость выступает как сила, безразличная по отношению к человеку.

Таким образом, можно говорить о том, что в сознании людей существуют три различных представления о справедливости:

хорошее и непредубежденное отношение к людям;

Два первых представления подчеркивают связь справедливости с моральным сознанием, а третье — с правовым.

Ограничением проведенных исследований является тот факт, что в них игнорируется различие в определении справедливости и несправедливости. Это ограничение было преодолено в другом нашем исследовании, в котором приняли участие студенты Российского государственного гуманитарного университета и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Функции представлений о справедливости

Представления людей о справедливости выполняют пять основных функций:

Функция познания заключается в том, что представления о справедливости оказывают влияние на оценку человеком окружающих его людей, событий и явлений.

Функция регуляции эмоционального состояния заключается в том, что представления о справедливости оказывают влияние на эмоциональное состояние человека. Столкновение с несправедливостью порождает негативные эмоции, в том числе злость и разочарование, вызывает стресс, эмоциональное выгорание и депрессию.

Функция регуляции здоровья состоит во влиянии представлений о справедливости на физическое состояние человека. Столкновение с несправедливостью порождает проблемы со здоровьем: от временных нарушений сна до хронических заболеваний.

Функция самовосприятия заключается в том, что представления о справедливости оказывают влияние на самооценку и самоэффективность человека.

Функция влияния на поведение состоит в том, что представления о справедливости определяют мотивацию, намерения и поведение человека.

Оценка справедливости происходящего оказывает влияние:

на желание выполнять свои профессиональные или гражданские обязанности;

характер взаимодействия с окружающими, готовность оказать им помощь или принять участие в совместной деятельности;

желание отомстить обидчику, определение меры его наказания;

готовность обратиться в определенную организацию или работать в ней, поддержку ее деятельности;

девиантное, в том числе противозаконное поведение.

Таким образом, люди ориентируются на свои представления о справедливости при оценке окружающих и в поведении по отношению к ним.

Стратегии восстановления справедливости

Важность обыденных представлений о справедливости проявляется в многообразии последствий, к которым приводит нарушение ее норм. Оценка события как несправедливого оказывает влияние на когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции человека. По мнению некоторых исследователей, когнитивные и поведенческие реакции являются разными стадиями единого психологического процесса оценки справедливости/ несправедливости события:

Поиск виновника несправедливости и оценка степени его ответственности.

Выбор стратегии реагирования на несправедливость.

Реализация выбранного способа поведения.

Реакция на несправедливость.

Он начинается с того, что человек оценивает справедливость/ несправедливость события, определяя его соответствие своим представлениям о справедливом и несправедливом. Если вопрос о несправедливости решен положительно, то наступает вторая стадия, в ходе которой определяются виновник происшедшего и степень его ответственности. На третьей стадии происходит выбор стратегии реагирования на несправедливость — от полной пассивности до активного сопротивления и наказания виновника. И, наконец, последняя, четвертая стадия связана с реализацией выбранного способа поведения. Это делает важным изучение стратегий реагирования на несправедливость.

Виды стратегий восстановления справедливости

Чаще всего люди пытаются восстановить справедливость. Как, по их мнению, это можно сделать? Изучению этого вопроса было посвящено исследование, целью которого являлись описание и классификация основных стратегий реагирования на несправедливость. Анализ результатов позволил выделить две основных стратегии — активную и пассивную.

по субъекту восстановления справедливости (виновник; судьба, случай; некто неопределенный);

Полученные в исследовании результаты показали, что пассивные стратегии восстановления справедливости предлагаются респондентами чаще, чем активные. При использовании активных стратегий респонденты предпочитают обходиться своими силами, а не силами посредника.

Что такое поступок?

поступки это

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что такое поступки. Казалось бы, вопрос является очень простым и банальным, многие люди рассмеются, услышав его. Но если они задумаются на минуту, то поймут, что не могут дать точный ответ. Да, поступки – это действия человека, но чем в таком случае отличаются поступки от действий? Ответ, между прочим, является довольно простым. Ведь поступок – это сознательное и только сознательное действие, которое человек совершает по собственной воле. Таким образом, поступок представляет собой воплощение реализации акта свободной воли. Поступки очень плотно связаны с характером человека. Ведь они являются отображением черт характера человека в реальном мире. Очень часто психологи определяют их как утверждения человеком себя в качестве конкретной личности. Как видите, поступки – это очень важная вещь, о которой стоит знать больше деталей. Например, какие бывают виды поступков, какие у них бывают особенности и так далее.

Виды поступков

поступки человека

Поступки человека нельзя отнести к одному уровню, потому что они сильно различаются. Существует несколько видов поступков, на которые вам стоит обратить внимание, чтобы разобраться в этом вопросе.

Самый первый вид – это рефлекс. Многие люди могут подумать, что рефлекс не относится к поступку, так как он не является сознательным, но они будут неправы. Действительно, рефлекс не является сознательным действием, это бессознательная реакция на внешний раздражитель, однако при этом посыл к действию идет изнутри. То есть, если вам в лицо светит солнце, вы рефлекторно поднимаете руку, чтобы закрыть глаза, а если в вас летит какой-либо предмет, вы рефлекторно отступаете в сторону. Это базовый уровень поступков, который описывает только основные инстинкты. Но рефлексы – это все же поступки, так как они на самом банальном уровне описывают те или иные аспекты характера человека. Если взять пример с тем же летящим предметом, у разных людей могут быть разные рефлексы: кто-то попробует словить предмет, кто-то постарается увернуться, кто-то подобьет его ногой и так далее.

Следующий вид поступков – это инстинкт. Это эмоциональное и целесообразное действие, которое отличается тем, что человек совершает его осознанно, однако при этом не осознает результатов, которые он получит в результате. Человек ест, потому что ему это подсказывает инстинкт – ему не нужно каждый раз напоминать себе о том, что нужно пообедать, чтобы не умереть с голоду.

Самый распространенный вид поступка – это сознательное действие. В данном случае человек не только осознанно совершает определенный поступок – он знает также, какие будут последствия у этого действия, а также стремится к получению какого-либо конкретного результата. Именно такие поступки в большей степени раскрывают характер человека, совершающего их.

Как видите, поступки человека можно разделить на несколько разных видов, которые по-своему будут характеризовать того или иного человека. Что еще можно рассказать о поступках? Например, можно взглянуть на то, какими особенностями они обладают, то есть какие компоненты можно выделить в поступках.

Мотив

совершенный поступок

Первая особенность поступков – это мотив, то есть что-то, что движет человеком для совершения того или иного поступка. Каждый совершенный поступок имеет свой мотив. Даже у рефлексов он имеется, хотя при этом и является подсознательным. Немотивированные поступки являются отклонением от нормы, и если человек их совершает, то ему требуется помощь психолога или даже психиатра. Однако мотив – это далеко не единственный компонент, который имеет каждый совершенный поступок.

хорошие поступки

Цель поступка – это то, что хочет получить человек, совершая то или иное действие. На первый взгляд понятия мотива и цели могут быть похожими, но на самом деле они сильно отличаются друг от друга. Мотив – это то, что является первоначальной причиной совершения действия, в то время как цель – это конечный итог, к которому движется человек, совершающий поступок. Именно цели могут определить, хорошие совершаются поступки или плохие. Например, это можно сделать, если взглянуть на то, совпадают ли интересы человека, совершающего поступок, с интересами окружающих его людей. Если интересы совпадают, то поступок может быть хорошим, но если же этого не случается, то поступок определенно будет плохим и эгоистичным. Естественно, здесь нет категоричности, поэтому интересы зачастую совпадают частично. Соответственно, бывают не только плохие и хорошие поступки, но это в любом случае знает каждый человек.

Предмет преобразования

поступок суть

Именно предметом преобразования поступок отличается от действия. Поступок, суть которого заключается в преобразовании собственной личности или личности другого человека, отличается от действия, которое может быть направлено абсолютно в любую сторону при любых обстоятельствах.

Средства

примеры поступков

Поступок никогда не совершается просто так – для его совершения человеку необходимы определенные средства. И если вы не видите этих средств, то это не значит, что их не существует. Средства могут быть самым разнообразными, словесными или практическими. Примеры поступков, которые используют практические средства, многочисленны. Это может быть и поход в магазин, и игра в футбол, и уборка в квартире. Поступок, который использует словесные средства, является немного более сложной вещью. Он не включает в себя действие как таковое и основывается только на речи. Однако это не значит, что какое-либо высказывание не может быть поступком: мотивационная речь или призыв к спасению бездомных животных уже представляет собой поступок, который характеризует человека с той или иной стороны.

Процесс

поступки детей

Про процесс, то есть непосредственно совершение самого поступка, нет смысла много рассказывать, однако не упомянуть его нельзя. Более того, процесс совершения поступка может сильно отличаться. Например, поступки детей обычно имеют довольно простой и незамысловатый процесс, однако с возрастом он постепенно усложняется, включается предварительное обдумывание, планирование, варианты развития событий и так далее. Однако, как и во всех случаях, все сводится к совершению действия и получению результата.

Результат

Раз уж речь зашла о результате поступка, то нужно задержаться на этом понятии и разобрать его немного более детально. Как и в случае с обыкновенным действием, в большинстве случаев после завершения процесса поступка можно будет увидеть определенный результат. Однако действия и поступки различаются между собой тем, что поступок включает в себя сознательность. Соответственно, как уже было сказано в пункте, описывающем предмет преобразования, результатом является не только то, что получилось в итоге завершения процесса поступка, но также и личностные изменения у человека, совершающего его, у другого человека, а также межличностные изменения. Проще говоря, совершение действия дает только фактический результат. В то время как совершение поступка несет за собой еще и моральные последствия.

Оценка

Ну и последний пункт, о котором стоит рассказать, – это оценка поступка. Это высочайший уровень сознательности человека при совершении действия. Как уже было сказано ранее, поступок может быть рефлексивным, инстинктивным и, наконец, осознанным. Последний включает в себя понимание того, что в конце будет какой-либо результат, а также движение к определенной цели. Но есть еще более высокий уровень – оценка поступка, то есть анализ того, что произошло, какие факторы были вовлечены, какие последствия проявились, а также как это повлияло на людей и на окружение в целом. Однако, чтобы в полной мере оценить поступок, вам необходимо знать все его компоненты, начиная с мотива и заканчивая финальным результатом. Только тогда вы сможете оценить поступок объективно и сделать касательно него соответствующие выводы.

Что ж, теперь вы знаете, что такое поступок, чем он отличается от обыкновенного действия, какими бывают его виды, каковы его особенности и компоненты, как отличаются хорошие поступки от плохих и так далее. Эта информация не является жизненно необходимой, вы сможете спокойно существовать и без нее, но все же она может оказаться для вас полезной, познавательной и более чем интересной.

Втипы поведенияЭто различные способы, которыми человек может выступить перед лицом внешнего стимула, например, изменение окружающей среды, или внутреннего, например, появления определенного ощущения и

Содержание:

Втипы поведенияЭто различные способы, которыми человек может выступить перед лицом внешнего стимула, например, изменение окружающей среды, или внутреннего, например, появления определенного ощущения или эмоции. Изучение поведения - одна из основных задач таких дисциплин, как психология, антропология и социология.

Не существует общепринятого списка типов поведения, с которыми мы можем столкнуться. Однако многие авторы на протяжении всей истории пытались создать как можно более точную классификацию. Таким образом, появилось множество различных критериев для их упорядочения, таких как их происхождение, их влияние на окружающую среду или роль, которую в них играет разум.

Изучение типов поведения, которые проявляют люди, особенно важно, потому что оно позволяет нам лучше понять нашу природу, спрогнозировать свое поведение и осуществить вмешательства, которые служат для решения всех видов проблем. Более того, в таких направлениях, как бихевиоризм, поведение считается единственным феноменом, заслуживающим изучения.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных классификаций, чтобы упорядочить существующие типы поведения. Различные категории не являются исключительными, но поведение может принадлежать нескольким классам одновременно.

Типы поведения по своему происхождению

- Инстинктивное поведение

Сегодня мы знаем, что у людей есть ряд инстинктов, которые заставляют нас действовать бессознательно, и которые связаны с нашим выживанием и нашими репродуктивными инстинктами. Некоторые из этих инстинктивных форм поведения очень очевидны, в то время как другие трудно обнаружить.

Так, например, зевота, когда мы хотим спать, является ярким примером инстинктивного поведения: это что-то неконтролируемое, и мы делаем это, не зная почему. Однако еще один менее очевидный пример - это необходимость искать одобрения у других - инстинкт, который, как было доказано, проявляется во всех культурах.

- Приученное поведение

На другой стороне спектра мы находим усвоенное поведение, то есть поведение, которого нет во время нашего рождения и которое мы приобретаем с помощью различных механизмов на протяжении всей жизни. Большинство представленных нами моделей поведения попадают в эту категорию.

Практически все, что мы делаем в повседневной жизни, - это выученный тип поведения. К этой категории относятся такие привычки, как приготовление пищи, одевание, чистка зубов, вождение или работа.

С другой стороны, есть много разных способов, которыми мы можем научиться новому поведению. Среди других механизмов мы находим моделирование, классическое и оперантное обусловливание, косвенное обучение или обучение воздействием.

Типы поведения в зависимости от их отношения к стимулу

- аппетитное поведение

Аппетитное поведение - это поведение, которое осуществляется для достижения определенной цели, связанной с поиском удовольствия или поиском положительных стимулов для благополучия человека. Эти раздражители могут быть как внешними, так и внутренними, хотя на практике это почти всегда смесь обоих типов.

Например, среди аппетитного поведения мы можем найти такие, как приготовление еды, чтобы утолить голод, встречи с друзьями в течение приятного дня или просмотр фильма, который привлекает наше внимание.

- Избегающее поведение

Избегающее поведение противоположно аппетитному, поскольку оно направлено на максимальное избегание неприятных стимулов. Как и в предыдущем случае, стимулы, от которых вы убегаете, могут быть как внутренними, так и внешними.

Во многих случаях характер конкретного поведения зависит от намерения человека, а не от конкретных выполненных действий. Например, употребление шоколада для удовольствия может вызвать аппетит; но если бы это было сделано для устранения беспокойства, оно стало бы избегающим.

Типы поведения в зависимости от их видимости

- Скрытое поведение

Скрытое поведение - это все те виды поведения, которые нельзя наблюдать невооруженным глазом извне, таким образом, что только тот, кто их выполняет, осознает это. В большинстве случаев это мысли разного рода.

Эта категория используется в основном в некоторых психологических направлениях, таких как бихевиоризм или когнитивизм, таким образом, что мысли рассматриваются как еще одно поведение, которое, следовательно, можно изучать с научной точки зрения.

- манифестное поведение

С другой стороны, явное поведение - это все, что может видеть внешний наблюдатель. В этой категории мы можем найти все виды поведения, не связанные с мышлением, такие как физические действия, речь или движение.

Таким образом, человек, который думал о том, что делать в определенной ситуации, будет вести себя скрытно; но как только он предпримет действия, его поведение проявится.

Типы поведения по намерениям человека

- Непроизвольное поведение

Категория непроизвольного поведения будет включать все те виды поведения, которые происходят без принятия индивидуумом решения, которое они осознают. Обычно они связаны с автоматической реакцией на стимул, который может быть как внутренним, так и внешним.

Например, когда человек обжигает палец при прикосновении к стеклокерамике, его автоматическая реакция будет заключаться в том, чтобы убрать руку от огня, чтобы избежать боли. Это поведение полностью автоматическое, и человек не поймет, что он сделал, пока это не будет сделано.

- Добровольное поведение

С другой стороны, произвольное поведение - это все, на что человек медитирует перед тем, как выполнить. Сначала считалось, что любое поведение является продуктом автоматической реакции на стимул, но позже было обнаружено, что у нас есть возможность выбирать способ действия в любое время.

Так, например, когда что-то нас злит, нашей автоматической реакцией может быть крик; Но у нас также есть возможность не делать этого и вести себя более конструктивно.

Типы поведения в соответствии с нашими отношениями с другими

- Пассивное поведение

Пассивное поведение - это поведение, которое отвергает собственные желания и потребности, чтобы попытаться избежать конфликтов с другими или избежать причинения вреда другому человеку. Пассивное поведение обычно типично для людей с низкой самооценкой, которые не знают, как вести себя напористо.

Примером пассивного поведения может быть терпение оскорблений и унизительных комментариев от другого человека просто для того, чтобы не спровоцировать более сильный конфликт, даже если это причиняет нам боль. В конечном итоге пассивное поведение создает больше проблем, чем позволяет избежать.

- Агрессивное поведение

На другом конце спектра мы находим агрессивное поведение, которое направлено на удовлетворение собственных желаний и потребностей без учета чужих. Интересно, что они также обычно типичны для людей с низкой самооценкой, особенно когда даются автоматически, а не преднамеренно.

Возвращаясь к предыдущему примеру, человек, который стремится оскорблять и унижать других, будет действовать агрессивно, обычно для того, чтобы почувствовать свое превосходство или получить какую-то власть.

- Напористое поведение

С другой стороны, напористое поведение - это все, что используется для подтверждения их собственных желаний и потребностей, принимая во внимание желания других. Настойчиво реагируя на конфликт, часто можно найти решение, которое устраивает все стороны и предотвращает эскалацию проблемы.

Примером напористого поведения может быть ясный разговор с другим человеком о том, что он сделал, что нас расстроило, с намерением найти способ, чтобы этого больше не повторилось.

Типы поведения в зависимости от их полезности

- Адаптивное поведение

В психологии поведение считается адаптивным, когда оно позволяет человеку надлежащим образом реагировать на окружающую среду и дает ему максимальную вероятность достижения поставленных целей и достижения состояния благополучия.

Например, человек, который хочет похудеть и привести себя в форму, будет действовать адаптивно, занимаясь спортом и питаясь правильно.

- Неадаптивное поведение

Напротив, неадаптивное поведение - это поведение, которое идет вразрез с благополучием и целями человека. Продолжая предыдущий пример, тренировки и диета могут быть несколько дезадаптивными в случае человека с такими расстройствами, как анорексия или булимия.

Во многих случаях может показаться, что неадаптивное поведение не имеет никакого смысла; но даже если они в долгосрочной перспективе вредны для человека, в большинстве случаев они получают вознаграждение за их выполнение. В противном случае они исчезли бы сами по себе.

Типы поведения по устойчивости

- Стабильное поведение

Эта категория относится к поведению, которое повторяется каждый раз, когда возникает похожая ситуация. В психологии они будут иметь особую полезность при прогнозировании поведения человека, что позволит разработать более эффективные меры вмешательства.

Фактически, изучение личности в большинстве случаев включает в себя исследование стабильного поведения человека, чтобы понять его наиболее характерные черты.

Например, человек, который всегда злится, когда говорит на определенные темы, будет демонстрировать стабильное поведение, и это может дать нам представление о его темпераменте.

- Неустойчивое поведение

Неустойчивое поведение - это такое поведение, которое не повторяется предсказуемым образом в аналогичных ситуациях. В жизни большинства людей они происходят гораздо реже, чем стабильные, и в большинстве случаев они стоят за жизненно важными изменениями.

Неустойчивое поведение также имеет тенденцию возникать в периоды большой эмоциональной нагрузки, например, когда человек испытывает сильную боль или стресс.

Так, например, человек, только что потерявший близкого родственника, может удивительным образом вести себя с окружающими.

Типы поведения в зависимости от их отношения к обществу

- Просоциальное поведение

В рамках данного общества поведение считается просоциальным, если оно способствует благополучию всех его членов и соответствует стандартам и ценностям его конкретной культуры.

С другой стороны, поведение может быть просоциальным в одной стране и не быть таковым в другой. Примером этого явления может служить отношение к выпивке жителей разных стран. Такие культуры, как итальянская, ирландская или испанская, включают потребление таких напитков, как вино и пиво, в свои привычки, и считается желательным и просоциальным поведением оставаться в баре, чтобы выпить с друзьями и семьей.

Напротив, в некоторых культурах, например в арабских, употребление алкоголя считается чем-то очень негативным и противоречит ценностям их общества.

- Парасоциальное поведение

Парасоциальным поведением может быть такое поведение, при котором, хотя оно не способствует благополучию членов культуры, оно не причиняет им прямого вреда. Люди, которые их реализуют, обычно страдают от своего рода отторжения со стороны сограждан из-за отказа от традиционных ценностей, но обычно не страдают от особо негативных последствий.

Например, в одних культурах не одобряются определенные образы жизни, такие как кочевничество или предпринимательство, в то время как в других они приветствуются.

- Антисоциальное поведение

Антисоциальное поведение - это все, что прямо противоречит ценностям культуры или причиняет какой-либо вред жителям общества. Среди наиболее распространенных примеров такого поведения мы можем найти такие преступления, как грабежи, нападения или убийства.

Человеческое поведение в обществе – это сложное понятие, которое отражает взаимодействие конкретного человека с другими людьми. Это понятие отражает реакцию человека на события, ситуации и поведение других людей. Любой тип человеческого поведения базируется на потребностях человека в общении с социумом, взаимодействии с людьми для того, чтобы достичь своих целей.

Психологи делят поведение человека в обществе на 3 типа: агрессивное, пассивное, и ассертивное. При этом человек может поменять тип поведения, если он захочет измениться. Чаще всего у человека преобладает один тип поведения, который помогает ему проходить через трудности и решать конфликты. Давайте рассмотрим каждый из типов человеческого поведения.

Поведение, как моральная категория

Поведение – это комплекс человеческих поступков, которые индивид совершает на протяжении длительного периода времени в заданных условиях. Это все поступки, а не отдельно взятые. Независимо от того, выполнены действия сознательно или непреднамеренно, они подвергаются моральной оценке. Стоит отметить, что поведение может отражать как действия одного человека, так и целого коллектива. При этом влияние оказывает как личные особенности характера, так и специфика межличностных отношений. Своим поведением человек отображает свое отношение к обществу, к конкретным людям, к окружающим его предметам.

что такое поведение

Влияние эмоций



На поведение личности большое влияние оказывают эмоции. Возьмем ситуацию, когда один человек из небольшой компании увидит хищника, он испугается и закричит, на что вся компания отреагирует так же, при этом кто-то мог даже и не увидеть того хищника.

Если бы такая ситуация произошла в толпе людей, то масштабы последствий были бы серьезней, началась бы паника. Для такого поведения объяснения в словах нет необходимости, все происходит на уровне автоматики.

В общении животных интересным является тот феномен, который объединяет их в одну группу и удерживает там. Животные не разговаривают, поэтому в их головах не вертятся слова, как у людей, но эмоциональная информация природой запрограммирована в виде их своеобразного поведения.

Эмоциональная семейная зависимость отдельных видов животных, благодаря эволюции преобразовалась в некую социальную систему. Это говорит о том, что животные живут одним семейством и удерживаются в нем благодаря количеству эмоций, подходящим всем членам семейства, так как животным предложить больше нечего.

Понятие правил поведения, этикет

Этикет – это совокупность норм и правил, которые регулируют взаимоотношения человека с окружающими. Это неотъемлемая часть общественной культуры (культуры поведения). Он выражается в сложной системе взаимоотношений между людьми. Сюда входят такие понятия, как:

  • вежливое, учтивое и покровительственное обращение с представительницами прекрасного пола;
  • чувство почтения и проявление глубокого уважения к старшему поколению;
  • правильные формы повседневного общения с окружающими;
  • нормы и правила ведения диалога;
  • нахождение за обеденным столом;
  • обхождение с гостями;
  • выполнение требований, предъявляемых к одежде человека (дресс-код).

Все эти законы приличия воплощают в себе общие представления о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. В целом правила поведения совпадают с общими требованиями вежливости. Однако есть и строго установленные этические нормы, имеющие неизменный характер.

  • Уважительное обращение учащихся и студентов к преподавателям. Соблюдение субординации в отношении подчиненных к своему руководству.
  • Нормы поведения в публичных местах, во время семинаров и конференций.

виды поведения

Психология как наука о поведении

Психология – наука, изучающая особенности поведения и побуждений человека. Данная область знаний изучает, как протекают мыслительные и поведенческие процессы, специфические свойства личности, механизмы, существующие в сознании человека и поясняющие глубинные субъективные причины тех или иных его поступков. Также она рассматривает отличительные черты характера человека, учитывая те существенные факторы, которых обусловливают их (стереотипами, привычками, склонностями, чувствами, потребностями), которые могут быть отчасти врожденными, а отчасти приобретенными, воспитанными в соответствующих социальных условиях. Таким образом, наука психология помогает нам понять, что такое поведение, так как она раскрывает его психическую природу и нравственные условия его формирования.

Поведение, как отражение поступков человека

В зависимости от характера действий человека, можно определить различные виды поведения.

  • Человек своими поступками может пытаться привлечь к себе внимание окружающих. Такое поведение называется демонстративным.
  • Если человек берет на себя какие-либо обязательства и добросовестно исполняет их, то его поведение называют ответственным.
  • Поведение, которое определяет действия человека, направленные на благо других, и за которые он не требует какого-либо вознаграждения, называется помогающим.
  • Существует также внутреннее поведение, которое характеризуется тем, что человек сам для себя решает, во что ему верить, что ценить.

Есть и другие, более сложные виды поведения.

  • Девиантное поведение. Оно представляет собой негативное отступление от норм и образцов поведения. Как правило, оно влечет за собой применение к нарушителю различных видов наказания.
  • Если человек демонстрирует полное равнодушие к окружающему, нежелание самостоятельно принимать решения, бездумно следует в своих поступках за окружающими, то его поведение считается конформным.

правила поведения




Иерархия отличий

От животных людей отличает то, что получить признание они могут разнообразными способами. Человек может добиваться эмоциональной поддержки, то есть уважения окружающих демонстрацией своих талантов. Это развивает в личности самоуважение, так как оно невозможно без признания общества, которое их окружает.

Именно на этих принципах живет современное общество. Остается добавить только то, что человек, который добивается эмоционального признания общества, начинает владеть мнением этого общества, а значит, становится авторитетом, который в последствие может повлиять на поведение общества в целом.

Люди отыскивают любые возможности для получения уважения, и если им не удается получить признание собственными способностями, то для достижения цели в ход идут любые способы.

Некоторые пытаются получить уважения в своем вероисповедании или в названии национальности, а другие демонстрируют уровень своих автомобилей и брендов одежды или же неприемлемым обществом поведением.

Эти вещи ничего не говорят об умственном уровне их обладателей, хотя производят впечатления на многих членов общества. Есть люди, которые покоряют горы или бросаются в пропасти, греются на пляжах или едут в путешествия, лишь бы их действия хоть кто-то оценил как достижения.

Нормы поведения

Нормам поведения человека в обществе уделяется пристальное внимание. Норма — это примитивная форма требования относительно нравственности. С одной стороны, это форма отношений, а с другой — специфическая форма сознания и мышления индивида. Норма поведения – это постоянно воспроизводимые однотипные поступки множества людей, обязательные для каждого человека в отдельности. Общество нуждается в том, чтобы в заданных ситуациях люди поступали по определенному сценарию, который призван удержать социальное равновесие. Обязующая сила норм поведения для каждого отдельного человека базируется на примерах со стороны общества, наставников и ближайшего окружения. Кроме того, немаловажную роль играет привычка, а также коллективное или индивидуальное принуждение. При этом нормы поведения должны исходить общих, абстрактных представлений о морали и нравственности (определение добра, зла и так далее). Одна из задач правильного воспитания человека в обществе заключается в том, чтобы простейшие нормы поведения стали внутренней потребностью человека, приобрели форму привычки и выполнялись без внешнего и внутреннего принуждения.

понятие поведения

Правила хорошего тона для мужчин

Интеллигентный мужчина должен быть одет со вкусом и соответственно случаю. Его общение с женским полом сопровождается спокойной речью без грубости и резкого тона. Он всегда готов помочь женщине вне зависимости от того, является ли она ему близким человеком или нет. Для него не трудно подать женщине или девушке руку при выходе из транспорта, помочь донести соседке тяжелые сумки до двери, открыть перед ней дверь при входе в помещение и т. п.


Мужчине необходимо проявлять внимание к потребностям женщины. Но и при общении с другими мужчинами он должен быть вежливым, не проявлять своего превосходства и не хвалить себя. Решать все спорные вопросы он должен деликатно, избегая возникновения конфликтных ситуаций.

Ему присуще врожденное чувство справедливости по отношению ко всем людям, независимо от ранга и статуса в обществе. Он ценит труд, время и силы других людей, ему присуще чувство собственного достоинства и уважительное отношение к окружающим.

Главные правила, которые необходимо соблюдать мужчине:

  1. Приглашая кого-либо в кафе или ресторан, этим мужчина подразумевает, что он готов взять все расходы на себя.
  2. Во время прогулки с женщиной мужчина должен идти слева от нее. Справа могут находиться только те, кто является военными, чтобы иметь возможность отдать честь, если возникнет необходимость.
  3. Женщина всегда должна заходить в помещение первой, а мужчина должен пропустить ее вперед.
  4. Выйдя из машины, мужчина обязан открыть дверь женщине и подать ей руку.
  5. Мужчине следует помочь женщине одеть верхнюю одежду перед выходом из помещения и подержать дамскую сумочку при надобности.


Строгое соблюдение человеком установленных норм поведения характеризует его как сознательного и ответственного индивида.

Воспитание подрастающего поколения

Одним из ответственнейших моментов в воспитании подрастающего поколения являются беседы о поведении в школе. Целью таких бесед должно быть расширение знаний школьников о культуре поведения, объяснение им нравственного смысла этого понятия, а также воспитание у них навыков правильного поведения в обществе. Прежде всего, учитель должен объяснить учащимся, что такое поведение, что оно неразрывно связано с окружающими их людьми, что от того, как подросток будет себя вести, зависит, насколько этим людям будет легко и приятно жить рядом с ним. Педагоги должны также воспитывать у детей положительные черты характера на примерах книг разных писателей и поэтов. Также школьникам нужно объяснить следующие правила:

  • как вести себя в школе;
  • как себя вести на улице;
  • как себя вести в компании;
  • как вести себя в городском транспорте;
  • как нужно вести себя в гостях.

Отдельное внимание, особенно в старших классах, важно уделять такому вопросу, как поведение девушки в обществе одноклассников, а также в обществе парней вне школы.

Типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову

индивидуально-психологические особенности

Русский психофизиолог И. П. Павлов подтвердил правильность классификации Гиппократа, но он, конечно, не считал, что типы связаны с жидкостью в теле. Различие темпераментов или типов высшей нервной деятельности, с точки зрения Павлова, зависит от силы, характера и скорости основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Психофизиолог тоже выделил 4 типа, которые по характеристикам очень близки к темпераментам Гиппократа:

  • Сильный, быстрый – сангвиник.
  • Сильный, инертный – флегматик.
  • Сильный, безудержный – холерик.
  • Слабый тип – меланхолик.

Именно исследование особенностей высшей нервной деятельности разных типов, сделанное И. П. Павловым, позволило выделить такие характеристики индивидов, как экстраверсия и интроверсия, эмоциональная устойчивость и лабильность, ригидность и пластичность и т. д. Сочетания этих характеристик легли в основу многих современных классификаций, в том числе одной из самых популярных – классификации психосоциотипов.

Общественное мнение как реакция на поведение человека

Общественное мнение – это механизм, посредством которого социум регулирует поведение каждого конкретного индивида. Под эту категорию попадает любая форма социальной дисциплины, включая традиции и обычаи, ведь для общества — это что-то вроде законодательных норм поведения, которым следует подавляющее большинство людей. Более того, подобные традиции формируют общественное мнение, которое выступает мощным механизмом регулирования поведения и человеческих взаимоотношений в разных сферах жизни. С этической точки зрения, определяющим моментом в регулировании поведения индивида является не его личное усмотрение, а общественное мнение, которое опирается на определенные общепризнанные моральные принципы и критерии. Надо признать, что отдельный человек имеет право самостоятельно решать, как себя вести в той или иной ситуации, несмотря на то, что на формирование самосознания колоссальное влияние оказывают нормы, принятые в обществе, а также коллективное мнение. Под воздействием одобрения или порицания характер личности может кардинально меняться.

поведение девушки

Оценка поведения человека

Рассматривая вопрос, что такое поведение, нельзя забывать о таком понятии, как оценка поведения отдельного человека. Эта оценка заключается в одобрении или осуждении обществом конкретного поступка, а также поведения индивида в целом. Свое положительное или отрицательное отношение к оцениваемому субъекту люди могут выражать в виде похвалы или порицания, согласия или критики, проявлений симпатий или неприязни, то есть посредством различных внешних действий и эмоций. В отличие от требований, выраженных в виде норм, которые в виде общих правил предписывают, как должен поступать человек в той или иной ситуации, оценка сопоставляет эти требования с теми конкретными явлениями и событиями, которые уже имеют место в действительности, устанавливая их соответствие или несоответствие существующим нормам поведения.

беседы о поведении в школе

Золотое правило поведения

Умение слушать и слышать

Слушать и слышать — настолько похожие слова, что не каждый понимает разницу в их значении. Тем не менее, важны оба качества. Вместе они образуют переходную составляющую от навыка говорить к умению правильно себя вести. Жванецкий в одном замечательном произведении говорил, что с умным человеком легко находиться рядом, быть самим собой. С дураком же это всегда утомительная работа, надо обороняться, что-то доказывать и постоянно быть начеку.

Умение слушать и просто помолчать, когда говорит другой, даёт прекрасный перерыв для оценки обстановки и коррекции собственного поведения. Слушая другого человека, можно продумать ход дальнейшего общения и вести беседу в желаемом русле. Не делайте поспешные выводы, дайте человеку спокойно изложить свои мысли. Даже если будут перебивать вас, не отстаивайте свои права, спокойно выслушайте человека, что лишь подчеркнет ваш культурный уровень.

Чтобы не прослыть лицемером, кроме умения слушать надо развивать навык слышать, о чём вам говорят. Это касается и самого разговора, и невербальных знаков. Вежливый человек чувствует своего собеседника, способен понять его настроение, считаться с особенностями его натуры. Этот человек тактичен, ему известно чувство меры. Воспитанный человек может найти общий язык благодаря внимательному отношению к личности своего собеседника.

Гражданским правонарушением является способность индивида нарушить нормы законодательства для получения материальной, финансовой выгоды или реализации собственных целей. Граждане решаются на совершение противоправных действий по различным причинам. Они могут носить социальный, политический, финансовый или религиозный характер. Если материальные возможности человека не позволяют ему удовлетворить собственные потребности, он может пойти на нарушение закона. Правонарушение может совершить психически неуравновешенный человек, нездоровый индивид или гражданин, попавший в безвыходное положение.

Гражданское правонарушение – это разновидность юридического нарушения, которое рассматривается в одной категории с дисциплинарными и административными проступками.

Виды правонарушений — проступок и преступление

Гражданский проступок – это пример действия индивида, который выражается в нарушении условий соглашения, нанесении повреждений имуществу. К таким противоправным деяниям также относят поступки, способствующие моральному ущербу третьих лиц, или материальным потерям. Согласно законодательству, такие правонарушения подразделяются на две группы:

Государственные, физические или юридические лица причиняют вред окружающим людям, гражданам страны. Пострадавшая сторона имеет право обратиться в суд за нарушение своих прав, потребовать возместить причиненный ущерб, компенсировать моральный вред.

  1. Нарушения, связанные с условиями соглашений, их нарушением или невыполнением.

Формирование договорных обязанностей начинается, если одна из сторон соглашения не соблюдает условий документа или действует относительно второй стороны незаконно. Допустим, на законодательном уровне установлено, что если сделка окажется недействительна, то стороны будут отвечать по данному факту перед законом. Ответственность может наступить, когда стороны нарушают оговоренные в договоре сроки. Например, стороны смогли достигнуть консенсуса, договорившись о месячной продолжительности строительных работ. Компания подрядчик не выполнила обещанный объем до указанной даты. Заказчик имеет право потребовать у фирмы нести ответственность.

Договорные и деликтные обязательства могут быть нарушены гражданином. Физические или юридические лица своей деятельностью приносят урон государству, организации или человеку. В гражданском кодексе Российской Федерации нет точного определения понятия вред. Законодательство классифицирует только убытки, основанные на реальном ущербе, и принцип упущенной выгоды.

Преступлением в юридической, правовой среде принято называть действия индивидов, которые являются опасными для общества, противоправными или виновными. Речь идет о нарушении принципов взаимоотношений в обществе, если они регулируются и охраняются законами страны. К таковым относятся:

  • Личностная свобода граждан.
  • Принципы общественного порядка.
  • Конституционный государственный строй.
  • Нормы поведения в обществе.

Преступление может быть разной степени тяжести. На этот критерий влияет общественная опасность, ее уровень и характер. Различают легкие, средние, тяжкие преступления и нарушения закона особой тяжести.

К проступкам относится общественный, административный, служебный тип нарушений. Преступления не являются проступками. Главное отличие между этими понятиями заключается в различном уровне опасности общества. Наказания, предусмотренные для преступников более серьезные, чем ответственность граждан, совершивших проступок.

Что такое правонарушение, и какие виды правонарушений существуют?

Что такое проступок — примеры проступков, виды проступков

Проступки – это комплекс противоправных действий, менее опасных для общества в сравнении с преступлениями. Например, нарушение в государственном, управленческом секторе – это несоблюдение правовых рамок, установленных муниципалитетом или правительством. Поломка городского имущества, выполнение громких работ в ночное время и прочее. За такое деяние виновник понесет административную ответственность. Она распространяется на граждан, которым исполнилось шестнадцать лет. Государственный управленческий орган выпускает документ, в котором указывается наказание субъекта за совершение административного нарушения.

В качестве меры пресечения может быть избрана следующая:

  • Наложение административного ареста.
  • Ликвидация некоторых прав индивида.
  • Штрафные санкции и пеня.

Юридическая литература выделяет три вида нарушений, с которыми сталкиваются жители России. Проступки бывают:

  1. Гражданско-правовой группы. Индивид нарушает гражданское законодательство.
  2. Административной категории. Человек посягает на правила и нормы общественного порядка, регламентированные законом.
  3. Дисциплинарные. Работники предприятия не выполняют свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями, превышают полномочия, что приводит к опасным и негативным последствиям.
  • Водитель проехал на красный свет, нарушив правила движения транспортных средств. Ему придется выплатить штраф. В некоторых обстоятельствах сотрудники правоохранительных органов могут лишить человека водительского удостоверения.
  • Гражданин был пойман за распространением, употреблением или хранением наркотиков. Основная мера пресечения – ограждение индивида от социума путем наложения административного ареста.
  • Студент отправляется на пары на троллейбусе, при этом не оплачивает проезд. Контроллеры имеют право высадить пассажира без билета и выписать ему штраф.
  • Родители не справляются со своими обязанностями относительно содержания и воспитания несовершеннолетнего ребенка. Социальные службы будут настаивать на том, чтобы лишить их родительских прав.

Гражданско-правовые проступки, примеры проступков и преступлений

Теория различает три типа проступков. Рассмотрим подробно их разновидности и примеры:

  1. Дисциплинарные проступки. Индивид нарушает служебную, трудовую дисциплину на предприятии. Он не выполняет свои обязанности, нарушает должностную инструкцию, не справляется со служебными задачами. Такие нарушения встречаются в производственном секторе, на воинской службе, в образовательной сфере. Наказание регулируется трудовым законодательством. Существуют отдельные дисциплинарные уставы, в которых прописаны все правила работы в государственном секторе. Примеры дисциплинарных нарушений. Человек систематически не приходит на работу вовремя. Студент приходит на пары под действием алкоголя. Курсант покидает военную часть без ведома старших по званию. Такие действия могут быть совершены по предварительному умыслу или ввиду непредвиденных обстоятельств.
  2. Административные проступки. Гражданин посягает на право или свободу другого человека, провоцирует нарушение общественного, или государственного порядка, покушается на чужую собственность. Ответственность также предусматривается за бездействие индивидов. Административный проступок имеет ряд признаков. Он опасен для общества, противоправный, происходит по вине гражданина или группы людей. Противоправное деяние состоит из объекта, субъекта, субъективного и объективного восприятия. Объект – система взаимоотношений в обществе, которые основаны на свободах и правах людей, предусмотренных конституцией. Субъект – физическое или юридическое лицо.
  3. Гражданские правонарушения. Человек, готовый нести ответственность за свои действия, совершает виновные деяния противоправного типа. Он наносит урон стандартизированным правилам, связанным с имущественными и неимущественными отношениями. Человек заключает противоправную сделку, причиняет вред имуществу, нарушается авторское право. Причинами таких нарушений зачастую становятся разногласия в обществе. Они могут касаться политической, социальной, экономической или религиозной сферы.

Примеры гражданских правонарушений, гражданско-правовой проступок это что

Правонарушениям называют все деяния, нарушающие установленные законодательством порядки. Его может осуществить дееспособный гражданин. Противоправные действия ведут к вредоносным последствиям, которые отражаются на жизни конкретного человека, группы лиц или всего социума. Основа гражданского проступка – личные, неимущественные взаимоотношения или имущественные связи. Наказание присуждает суд в соответствии со специфической схемой. Нести гражданскую ответственность могут лица старше восемнадцати лет.

В судебном порядке выносится приговор, который позволяет решить вопрос меры пресечения. В большинстве случаев человека обяжут выплатить пеню, штрафы или неустойки. Иногда суд обязывает возместить ущерб и выплатить моральную компенсацию. Примеры гражданских нарушений:

Читайте также: