Какими были планы социального обеспечения советского народа сравните уровень жизни советских людей

Обновлено: 05.07.2024

Перечень социальных программ в СССР

Многие люди вспоминают время Советской эпохи с теплом в сердце. И на то есть свои причины.

Государство не только давало квартиры своим гражданам, но и достаточно широко участвовало в социальной жизни людей помогая финансово и предлагая ряд абсолютно бесплатных услуг .

Так о каких преимуществах в СССР сегодня у нас будет речь? Давайте их перечислим:

  • Бесплатная жилплощадь (около 5-12 кв.м на человека)
  • Медицина
  • Обучение (школы, ПТУ и ВУЗы) и повышение квалификации
  • Отпуска (путёвки по всему СССР)
  • Детские садики и лагеря отдыха

Более того, государством, на одного учащегося (школьника) тратилось около 250 рублей в год, студента ПТУ - 805 рублей в год и студента университета - около 1200 рублей .

Более 70% из них получали в добавок стипендию (40-70 рублей в месяц). Так же, годовое содержание ребенка в детсаду обходилось в 533 рубля , из них, 80% оплачивало государство .

Сумма доплат в виде льгот и субсидий в СССР

Есть данные, что с 1940 года , сумма льгот от государства для простых жителей СССР выросла с 24 до 575 советских рублей к 1987 году.

И в 1980 году, данная сумма составила около 441 советских рубля на каждого работающего гражданина Советского союза. А к 1987 году - 575 рублей .

А это значит, что только в 1980 году, на социальные программы, пенсии и субсидии, страной было потрачено около 99,14 миллиардов советских рублей .

А в сегодняшнем выражении, это около 9,9 - 21,7 триллионов российских (текущих) рублей в год . Просто умопомрачительная сумма!

Даже если взять среднее значение в 15 триллионов рублей , то это уже будет 227,3 миллиарда долларов . Что составляет около 14,5% от текущего ВВП России (за 2017 год).

Что мы имеем сейчас в современной России?

Бесплатной жилплощади практически нет (только " бюджетникам "). Медицина, садики и учёба - частично платные. Стипендии учащимся ВУЗов просто мизерные (3000-7000 рублей).

Если в СССР прожиточный минимум был около 50 рублей , то на стипендию студента еще можно было вполне реально прожить.

И это не говоря о подработках летом на каникулах, когда за лето можно было заработать до 600 советских рублей .

Если средняя заработная плата в СССР в 1980 году составляла около 180 рублей , то сегодня средняя ЗП в России равна 40 000 российских рублей .

Путём простой математики, можно прикинуть, что курс советского рубля к российскому находится в значениях около 1 к 222 .

Но не стоит упускать и тот момент, что государство еще тратило около 441 советских рублей в год на каждого работающего жителя на социальные программы для населения и пенсии .

Так что реально, уровень жизни тогда, был выше, чем сейчас. Но не стоит идеализировать то время. Жизнь была лучше - но ассортимент был не богат .

Вывод

В Советское время государство действительно в большей степени заботилось о своих гражданах. Пролетариат был в почёте .

Были и социальные программы для населения, и жилплощадь (пусть и до 1983 года - 5 кв.м./человека, а после 1983 уже - 12 кв.м./человека), и бесплатные ежегодные отпуска.

Но и не было много того, что мы имеем (и можем позволить себе) сегодня. Теперь у каждого жителя России есть свобода выбора - каждый сам выбирает чем он хочет заниматься и кем собирается стать.

Но и с приходим свободы, пришло и безразличие . Социальные программы очень скудны, уровень довольствия населения довольно низок, жилплощади уже не дают.

Практически все квартиры, которые имеет население, это наследие СССР. Теперь квартирный вопрос - является самой актуальной задачей для любого современного жителя России.

Спасибо за внимание, оставляйте свои ко мментарии, ставьте " лайки " и подписывайтесь на канал , если статья была для вас интересной и полезной.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Все другие органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов…

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, Государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. Все партийный организации действуют в рамках Конституции СССР…

Статья 39. Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Социалистический строй обеспечивает расширение прав и свобод, непрерывное улучшение условий жизни граждан по мере выполнения программ социально-экономического и культурного развития.

Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан…

Задание 4. Проанализируйте данные аналитического обзора.

…Устойчивый рост национального дохода и опережающее увеличение фонда потребления позволили в течение полутора—двух десятилетий добиться кардинальных перемен. Средняя заработная плата рабочих и служащих с 97 руб. в 1965 г. увеличилась до 190 руб. в 1985 г., а с учётом выплат льгот из общественных фондов потребления — до 269 руб. в месяц. Еще быстрее росла оплата труда колхозников: с 51 руб. в 1965 г. она увеличилась до 153 руб. в 1985 г., а с учетом выплат льгот из общественных фондов потребления — до 223 руб. в месяц. Помимо зарплат на протяжении всего рассматриваемого периода шло увеличение пенсий, выплат женщинам-матерям, размеров льгот и скидок различным категориям населения. В целом реальные доходы населения за 1970-е гг. возросли на 46%, сумма вкладов населения в сберкассы только в одной девятой пятилетки увеличилась в 2,6 раза и продолжала расти.

В отличие от стран Запада, важной особенностью социального развития СССР стали более высокие темпы роста доходов в менее обеспеченных семьях. Если в 1965 г. только 4% граждан имели доход свыше 100 руб. в месяц на члена семьи, то в 1975 г. — уже 37%, а ещё через десять лет, в 1985 г. — более 60%. Результатом этого стало выравнивание уровня жизни различных слоёв советского общество. Условно говоря, ощутимое большинство советских трудящихся составляли своеобразный средний класс, уровень потребления которого всё ещё не дотягивал до уровня потребления среднего класса на Западе, но имел отчётливую тенденцию к сближению с ним. Вместе с тем проводившаяся в Советском Союзе линия на механическое повышение денежных доходов населения вела к некоторым негативным последствиям. В частности, имевшая место уравниловка в оплате девальвировала материальные стимулы к повышению квалификации и производительности труда. Так, если в 1950-е гг. квалифицированный рабочий в день зарплаты получал в 3—4 больше неквалифицированного, то через три десятилетия разница в оплате во многом нивелировалась и могла составлять 1,5—2 раза и даже меньше. Чтобы хоть как-то заинтересовать рабочих повышать свой профессиональный уровень, более активно участвовать в производственном процессе совершенствовалась система поощрений. Проблему пытались решить за счёт введения районных коэффициентов, новых тарифных ставок и должностных окладов, усиления действенности премирования, поощрительных доплат и надбавок.




Ответьте на вопросы:

  • Какими были планы социального обеспечения советского народа?
  • Сравните уровень жизни советских людей с другими странами.
  • Какие факты говорят об улучшении жизни советских людей?

Сделайте вывод.

Контрольные вопросы

Выполните тест.

Инструкция: из предложенных вариантов ответа выберите один или несколько правильных и запишите их буквы.

Задание №1

Вопрос:Укажите год избрания Л.И. Брежнева Председателем Президиума Верховного Совета СССР.

Варианты ответа:

Задание №2

Вопрос:Что из перечисленного было характерно для экономики

брежневского периода.

Варианты ответа:

а) увеличение инвестиций в легкую промышленность;

б) быстрое внедрение научно-технических новшеств в производство;

в) решение продовольственной проблемы;

г) снижение темпов развития.

Задание №3

Вопрос: Определите одно из положений Конституции 1977 года

Варианты ответа:

а) в СССР создана новая социальная общность – советский народ;

б) в СССР построен коммунизм;

в) закреплено положение об обязательности альтернативных выборов в

Советы народных депутатов;

г) высшим органом власти в СССР является Политбюро ЦК КПСС.

Задание №4

Вопрос: Людей, не разделявших господствующую в обществе идеологию,

Варианты ответа:

Задание №5

Вопрос: Укажите причину развития оппозиционных настроений в

советском обществе.

Варианты ответа:

а) разрыв между декларируемыми успехами и экономической реальностью;

б) неприятие основной частью общества идеалов коммунизма;

в) идеологическое влияние СМИ и спецслужб западных стран;

в) стремление ускорить темпы строительства коммунизма.

Практическое занятие № 2

Тема: Работа с наглядным и текстовым материалом, раскрывающим характер творчества художников, писателей, архитекторов, ученых СССР 70-х гг. на фоне традиций русской культуры.

Применяемое оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор,учебники, дополнительная литература.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Задания для практической работы

Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг.

Тема 1.1. Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг.

Практическое занятие №1

Цель: определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики; охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины надвигающегося экономического кризиса.

Задачи: научиться работать с литературой, анализировать материал, делать теоретические выводы

Время выполнения: 2 часа

Оборудование: учебник А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. История России, XX – начало XXI века. 11 класс, раздаточный материал, презентация, ПК, мультимедиа проектор.

Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4

Задание №1 : Прочитайте отрывок из Конституции СССР (7 октября 1977г) и ответьте на вопросы:

1) Какие противоречия содержались в ней?

2) Почему многие положения Конституции существовали только на словах?

3) Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?

1) В чём глава МИД СССР А.А. Громыко видел реальные потребности советского общества?

2) Почему руководство СССР скрывало правду о состоянии дел в стране?

Мероприятия в с/х

Мероприятия в промышленности

Причины свертывания реформ

Задание №3: Проанализируйте данные аналитического обзора.

Ответьте на вопросы:

1) Какими были планы социального обеспечения советского народа?

2) Сравните уровень жизни советских людей с другими странами.

3) Какие факты говорят об улучшении жизни советских людей? Сделайте вывод.

1) Что значит отсутствие плюрализма в структуре власти, в экономике, в идеологии?

3) В чем проявлялся кризис директивной экономики в СССР?

4) Соответствовала ли реальности характеристика общества развитого социализма, данная в конституции СССР 1977 г.?

5) Можно ли утверждать, что в СССР был решён национальный вопрос?

6) Согласны ли с тем, что в 70-е гг. в СССР сформировался культ личности Л.И. Брежнева?

Практическое занятие №2

Задачи: научиться работать с литературой, анализировать материал, делать теоретические выводы

Время выполнения: 2 часа

Оборудование : учебник А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. История России, XX – начало XXI века. 11 класс, учебное пособие Л.В. Печалова, А.К. Печалов. История для студентов 2 курса специальностей СПО, раздаточный материал, презентация, ПК, мультимедиа проектор Формируемые компетенции: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4

Задания: Задание №1: Прочитайте текст пособия (стр.26-27) ответьте на вопросы:

2) Какие характерные черты в духовной жизни СССР можно выделить?

Задание №2: Прочитайте текст источника и ответьте на вопросы:

1) Какое общее название получило движение, о котором говорится в документе?

2) На основе текста и исторических знаний, укажите цели, которые ставили перед собой представители описанного движения.

3) Какую роль сыграло движение в истории нашей страны?

Задание №3: Проанализируйте данные презентации и учебника (стр.286-290), заполните таблицу: Вид искусства, науки Представитель Произведения, достижения, открытия

1) Как связан советский нонконформизм в литературе и искусстве с главными тенденциями развития мировой культуры?

2) Какие темы преобладали в литературных, музыкальных, художественных произведениях?

3) С чьим именем связано движение в защиту памятников истории и культуры?

4) Какое название получило движение в СССР в защиту прав и свобод граждан? Почему в 1965- 1968 гг. в СССР зародилось диссидентское движение?

5) Кто из известных деятелей культуры в 70-е начале 80-х гг. оказался за границей? Как вы думаете почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практической работы "Климат Евразии" (7 класс)

Плановая практическая работа с целью актуализации знаний по теме "Климат".


Методическая разработка практической работы по теме "Политическая карта"

Практическая работа для 7 класса "Политическая карта Мира". Ориентирована на проведение как индивидуальной так и групповой работы. Материал содержит бланки раздаточного материала.

Методическая разработка практической работы по теме "Двигатели постоянного тока" по дисциплине "Электрооборудование подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин"

Практическая разработка по теме " Двигатели постоянного тока" по дисциплине " Электрооборудование подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин".


методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Итоговая проверочная работа "Россия в первой половине XIX века"( 9 класс) для обучающихся с ОВЗ. Работа составлена по учебнику "История России" под редакцией академика А.В. Т.


методическая разработка проверочной работы по истории России 9 класс для обучающихся с ОВЗ

Данный материал можно использовать на повторительно-обощающем уроке по теме "Россия во второй четверти XIX сека" для обучающихся 9-ых классов с ОВЗ. При составлении этой работы б.


Методическая разработка практической работы "Построение графиков биоритмов человека с помощью Excel".

В данной методической разработке представлен план построения графиков биоритмов человека(физического, эмоционального и интеллектуального) на месяц с помощью Microsoft Excel.

Методическая разработка. Практическая работа №15. Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон (по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявление особенностей адаптации человека к жизни в данной природной зоне.

Данная разработка предлагает вариант проведения практической работы №15 "Оценка природных условий и ресурсов одной из природных зон(по выбору). Составление прогноза ее изменения и выявления особе.

Читайте также: