Каким органом осуществляется правосудие в республике казахстан

Обновлено: 29.06.2024

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам. Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Кем назначаются судьи в Казахстане?

Судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета. Судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета.

Какие суды в РК?

Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан и местные суды Республики (областные и приравненные к ним суды (Алматинский городской суд, Военный суд войск Республики Казахстан), районные (городские), военные суды), учреждаемые законом.

Какие дела рассматривает областной суд?

В областной суд можно подать жалобы на решения нижестоящих судов. Также он рассматривает по первой инстанции некоторые сложные дела – в основном споры с государством, перечисленные в ст. 20 Кодекса административного судопроизводства. На схеме 1 вы можете увидеть основные варианты движения дела по инстанциям до реформы.

Кто назначает судей?

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Какой орган власти осуществляет высшую судебную власть и каково его назначение Раскройте судебную систему РК?

Верховный Cуд Казахстана является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, осуществляет надзор за деятельностью судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный Cуд состоит из Председателя ВС, председателей коллегий и судей.

Как назначаются судьи в Казахстане?

Судьи Верховного Суда Республики Казахстан избираются Сенатом по представлению Президента Республики Казахстан, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета. . Судьи местных и других судов назначаются на должность Президентом Республики Казахстан по рекомендации Высшего Судебного Совета.

Какие дела рассматривает суды?

  • все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
  • все уголовные дела;

Какие существуют суды?

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший .

Какие жалобы рассматривает районный суд?

  • все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).
  • дела об административных правонарушениях.
  • апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.

Куда жаловаться на решение районного суда?

320.1 ГПК РФ, подается на не вступившие в законную силу решения районных судов, решения гарнизонных военных судов – соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суды городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) .

Чем отличается мировой суд и районный суд?

Основное отличие районного суда от мирового заключается в компетенции данных органов. Мировой суд рассматривает имущественные споры при цене иска не более пятидесяти тысяч рублей, а также ряд других категорий дел, а районные суды разрешают все остальные споры.

Кто назначает городских судей?

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации .

Кто назначает на должность районного судьи?

Председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской .

Кто увольняет судей?


28424 Фото: sud.gov.kz

Основная задача судебной власти — разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в Казахстане не вправе вершить правосудие.

Под судебной системой следует понимать совокупность всех судов Казахстана. В судебную систему входят Верховный Суд Республики Казахстан и местные суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом. При этом, учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Реформирование судебной системы — важнейшая часть правовых реформ Казахстана. Однако сегодня мы расскажем о действующей судебной системе Казахстана, чтобы понять: какие функции сегодня выполняют суды, и каких видов и направленности они бывают.

К местным судам относятся: областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения), районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд). Также в Казахстане функционируют и другие, специализированные суды: военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и многие другие.

Районный суд является судом первой инстанции, где рассматриваются судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности. Районные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются только Президентом Республики Казахстан по представлению председателя Верховного Суда, действия которого согласованы с высшим судебным советом.

Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев может образовать как один районный суд в нескольких административно-территориальных единицах, так и несколько районных судов в одной административно-территориальной единице.

Общее число судей для районных судов также утверждает Президент по представлению председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Количество судей для каждого районного суда устанавливает председатель Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом. Здесь основанием служит представление уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности суда.

Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном Конституцией и Конституционным законом порядке. Если по штату в районном суде предусмотрен один судья, он осуществляет и полномочия председателя этого суда.

При этом председатель районного суда является судьей, и помимо выполнения обязанностей судьи решает вопросы организации судопроизводства в суде, осуществляет общее руководство канцелярией районного суда, ведет личный прием граждан, утверждает план работы районного суда, организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи, обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, издает распоряжения, осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Если председатель районного суда временно отсутствует, по распоряжению исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей этого суда. В случае же отсутствия председателя, а также судей в районном суде исполнение их обязанностей возлагается на судей другого суда распоряжением председателя областного суда.

В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя районного суда временное исполнение обязанностей председателя возлагается распоряжением председателя областного суда на одного из судей этого суда.

Областной суд рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области, осуществляет контроль за деятельностью территориальных подразделений уполномоченного органа в областях, городах Астане и Алматы.

Областные и приравненные к ним суды также образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.

Общее число судей областных судов утверждает Президент РК по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом. Количество судей для каждого областного суда устанавливает Председатель Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом на основании представления уполномоченного органа.

Областной суд состоит из председателя и судей. В областном суде также могут создаваться судебные коллегии и специализированные составы.

Председатель областного суда решает вопросы организации судопроизводства в суде, имеет право председательствовать на заседаниях судебных коллегий, созывать пленарные заседания областного суда и председательствовать на них, обеспечивает работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, на основании заключения пленарного заседания суда направляет в Высший Судебный Совет заключение об итогах стажировки кандидата на должность судьи, утверждает план работы областного суда, организует изучение судебной практики, издает распоряжения, осуществляет общее руководство канцелярией областного суда, судов городов Астаны и Алматы, ведет личный прием граждан.

В случае досрочного прекращения или истечения срока полномочий председателя областного суда временное исполнение его обязанностей возлагается на одного из председателей судебных коллегий областного суда. Если же таковые отсутствуют, временное исполнение обязанностей председателя возлагается на судью областного суда.

Если же председатель областного суда отсутствует временно, то его обязанности возлагаются на одного из председателей судебных коллегий областного суда. Когда председатели судебных коллегий также временно отсутствуют, исполнение обязанностей председателя областного суда возлагается на судью.

Председатель судебной коллегии областного суда является судьей и наряду с выполнением прямых обязанностей решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии, председательствует на заседаниях судебной коллегии, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, предоставляет информацию на пленарное заседание суда о деятельности судебной коллегии.

Также председатель судебной коллегии вносит предложения председателю областного суда по формированию специализированных составов в судебной коллегии.

В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается на одного из судей коллегии. Если же председатель судебной коллегии досрочно прекращает свои полномочия, или же их срок истек, временное исполнение его обязанностей переходит на судью соответствующей судебной коллегии областного суда.

Органами областного суда названы пленарное заседание, президиум пленарного заседания, судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам.

Президиум пленарного заседания областного суда обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях областного суда, обсуждает вопрос о передаче в судебное жюри материала о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение.

Состав президиума пленарного заседания областного суда состоит из семи членов — председателя и председателей судебных коллегий областного суда, председателя филиала союза судей, председателя комиссии по судейской этике, а также двух судей, делегируемых пленарным заседанием областного суда сроком на два года.

Президиум пленарного заседания созывает председатель областного суда. Организация работы президиума пленарного заседания областного суда определяется регламентом, который утверждается на пленарном заседании областного суда.

Судебную коллегию возглавляет председатель. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению председателя областного суда пленарным заседанием областного суда. Специализированные составы формируются председателем областного суда.

Областной суд по мере необходимости, но не реже двух раз в год, проводит пленарные заседания, на которых устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии, заслушивает информацию председателя областного суда и председателей судебных коллегий, обсуждает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами области.

Также на пленарном заседании принимается решение по уполномоченному органу на назначение кандидата на должность руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городах Астане и Алматы, заслушивается отчет о деятельности руководителя территориального подразделения уполномоченного органа в области, городах Астане и Алматы и рассматриваются кандидатуры на вакантные должности судей районного и областного судов, председателя районного суда.

По итогу пленарного заседание выносятся соответствующие заключения, а также же при необходимости уполномоченному органу представление об освобождении руководителя территориального подразделения в области, городах Астане и Алматы, рассматриваются итоги стажировки кандидатов на должность судьи и дается соответствующее заключение, утверждается регламент президиума пленарного заседания областного суда и многое другое.

Пленарное заседание может состояться при наличии не менее двух третей от общего числа судей областного суда. Порядок работы пленарного заседания областного суда определяется утвержденным им регламентом.

При областном суде для оценки морально-нравственных качеств кандидатов на должность судьи образуется консультативно-совещательный орган — совет по взаимодействию с судами. Однако заключение Совета носит рекомендательный характер.

Верховный Суд — высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам. Орган осуществляет функции кассационной инстанции по отношению к ним и дает разъяснения по вопросам судебной практики посредством принятия нормативных постановлений.

Верховный Суд рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику и по итогам ее обобщения рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами Республики, принимает нормативные постановления, совместно с Высшим Судебным Советом формирует кадровый резерв на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда.

Порядок формирования и организации работы с кадровым резервом утверждается Высшим Судебным Советом по представлению Председателя Верховного Суда. Верховный Суд состоит из председателя и судей. Общее число судей Верховного Суда устанавливает Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев по представлению председателя Верховного Суда.

В рамках работы, в Верховном Суде создаются судебные коллегии и могут создаваться специализированные составы. Органами Верховного Суда являются пленарное заседание, президиум пленарного заседания, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и специализированная судебная коллегия.

Судебную коллегию возглавляет председатель. Численный и персональный состав судебной коллегии устанавливается по представлению председателя Верховного Суда пленарным заседанием Верховного Суда.

Специализированные составы формируются председателем Верховного Суда. При Верховном Суде образуются научно-консультативный совет, международный совет и печатный орган. При Верховном Суде функционирует Академия правосудия.

Председатель Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением своих прямых обязанностей возглавляет Верховный Суд как высший судебный орган. Он вправе председательствовать на заседаниях судебных коллегий, созывать пленарные заседания Верховного Суда и председательствовать на них. Председатель вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда материалы для принятия нормативных постановлений по вопросам судебной практики, вносит представления о пересмотре судебных актов по основаниям, предусмотренным законом, а также вносит на утверждение пленарного заседания Верховного Суда кандидатуры секретаря пленарного заседания, членов научно-консультативного и международного советов.

Также при необходимости привлекает судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии, организует работу по противодействию коррупции и соблюдению норм судейской этики, утверждает план работы Верховного Суда, координирует работу коллегий. По согласованию с Высшим Судебным Советом утверждает количество судей для каждого местного и другого суда, вносит на утверждение Президенту Республики Казахстан Положение об уполномоченном органе, утверждает структуру и штатное расписание уполномоченного органа в пределах лимита штатной численности, назначает на должности и освобождает от должности руководителя уполномоченного органа и его заместителей, утверждает типовой регламент президиума пленарного заседания, ведет личный прием граждан, издает распоряжения и приказы.

Председатель Верховного Суда также представляет интересы судебной системы республики во взаимоотношениях с органами иных ветвей государственной власти и международными организациями, а также вносит на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда на альтернативной основе кандидатуры на вакантные должности председателей и председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий Верховного Суда, вносит Президенту Республики Казахстан предложения по совершенствованию законодательства, вносит в Высший судебный совет представления и материалы по вопросу прекращения полномочий председателей судебных коллегий и судей судов Республики.

При временном отсутствии Председателя Верховного Суда его обязанности возлагаются на одного из председателей судебных коллегий. В случае отсутствия председателей судебных коллегий временное исполнение обязанностей возлагается распоряжением Председателя Верховного Суда на одного из судей Верховного Суда.

В случае отставки либо иного случая досрочного прекращения полномочий Председателя Верховного Суда временное исполнение обязанностей возлагается на одного из председателей судебных коллегий (судью) Верховного Суда, согласно распоряжению Президента Республики Казахстан.

Председатель судебной коллегии Верховного Суда является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи председательствует на заседаниях судебной коллегии, решает вопросы организации судопроизводства в судебной коллегии, организует работу по изучению и обобщению судебной практики, обеспечивает подготовку судьями соответствующих документов для рассмотрения их на пленарном заседании Верховного Суда, предоставляет информацию пленарному заседанию о деятельности судебной коллегии, ведет личный прием граждан.

В случае временного отсутствия председателя судебной коллегии исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на одного из судей коллегии. Если же речь идет о досрочном прекращении или истечении срока полномочий председателя судебной коллегии Верховного Суда, временное исполнение его обязанностей возлагается по распоряжению Председателя Верховного Суда на судью соответствующей коллегии Верховного Суда.

Пленарное заседание Верховного Суда по представлению Председателя Верховного Суда устанавливает численный и персональный состав соответствующей судебной коллегии. По итогам изучения и обобщения судебной практики рассматривает вопросы соблюдения законности при отправлении правосудия судами республики. Принимает нормативные постановления, дает разъяснения по вопросам судебной практики и вносит предложения по совершенствованию законодательства.

Нормативные постановления принимаются на пленарном заседании Верховного Суда, с участием не менее, чем двумя третями голосов от числа судей Верховного Суда и при наличии кворума не менее трех четвертей от общего числа судей Верховного Суда.

На пленарном заседании заслушивается информация председателей судебных коллегий Верховного Суда, Судебного жюри и руководителя уполномоченного органа. Рассматриваются кандидатуры на вакантные должности председателей, председателей судебных коллегий областных судов, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда и выносятся соответствующие заключения. Рассматриваются кандидатуры председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву и членов комиссии для внесения Председателем Верховного Суда на утверждение в Высший Судебный Совет.

Пленарное заседание утверждает список кандидатур для формирования совместно с Высшим Судебным Советом кадрового резерва на должности председателя районного суда, председателя и председателей судебных коллегий областного суда, судьи и председателей судебных коллегий Верховного Суда.

По представлению Председателя Верховного Суда утверждает секретаря пленарного заседания, составы научно-консультативного и международного советов, а также тайным голосованием избирает Судебное жюри. Утверждает форму и описание судейской мантии, утверждает регламент президиума пленарного заседания Верховного Суда. Утверждает положения о научно-консультативном и международном советах при Верховном Суде. Осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Пленарное заседание правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа судей Верховного Суда.

Президиум пленарного заседания Верховного Суда обеспечивает подготовку предложений по совершенствованию деятельности судов для рассмотрения их на пленарных заседаниях Верховного Суда.

Обсуждает вопрос о передаче в Судебное жюри материала о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и по итогам обсуждения выносит соответствующее решение.

Состав президиума пленарного заседания Верховного Суда состоит из одиннадцати членов — Председателя и председателей судебных коллегий Верховного Суда, председателя Союза судей, председателя Комиссии по судейской этике, председателя Судебного жюри, председателя Республиканской комиссии по кадровому резерву, а также трех судей, делегируемых пленарным заседанием Верховного Суда сроком на два года.

Президиум пленарного заседания Верховного Суда созывается Председателем Верховного Суда и правомочен при наличии не менее двух третей от общего числа его членов. Организация работы президиума пленарного заседания Верховного Суда определяется регламентом, утверждаемым пленарным заседанием Верховного Суда.

Суды и их структура. Судебная власть и ее осуществление.

Судебная власть. Судебная власть является самостоя­тельной ветвью государственной власти, осуществляется от имени республики и только судом. Она создается для того, чтобы защищать права, свободы, законные интересы граждан, их объединений, права и законные интересы государственных органов, организаций, обеспечивать исполнение конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров.

Отношение судебной власти к гражданству. В со­ответствии с Конституцией Республики Казахстан судебная защита прав и свобод не зависит от принад­лежности человека к гражданству Казахстана. Ино­странцы и лица без гражданства пользуются в респуб­лике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан.

Структура судебной системы. Конституция предусмат­ривает единую судебную систему государства. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный суд и местные суды. К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (Астанинский городской суд, Алматинский городской суд, Военный трибунал), районные (городские), учреждаемые законом. Для предотвращения возможности необоснованных репрессий отдельных людей или представителей определенных социальных групп конституция запрещает учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким бы то ни было названием. Но это не означает, что не могут быть учреждены специализированные суды.

Указ президента, имеющий силу конституционного Закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан” допускает создание специализированных судов. Могут создаваться специализированные суды по хозяйственным, налоговым, семейным, административным, трудовым делам, делам несовершеннолетних и т.д.

Цели и задачи суда. Суды защищают права и законные интересы граждан, иностранных граждан, государственных органов, общественных объединений, которые могут нарушаться другими гражданами, иностранными гражданами, государственными органами, общественными объединениями. Так, конституция запрещает общественным объединениям вмешиваться в дела государственных органов, а государственным органам — в дела общественных объединений. В случае такого вмешательства государственные органы и общественные объединения вправе защищать свои права и интересы через суд.

Конституция возлагает на суд обязанность обеспечения исполнения ее законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров. Суд, в первую очередь, должен обеспечивать исполнение положений конституции. Эту обязанность суд выполняет различными способами. Одним из главных способов является непосредственное применение норм конституции при рассмотрении конкрет­ных уголовных, гражданских и иных дел. Отправляя правосудие, суды оценивают смысл норм действующего права. Это конституционное положение обязывает суды по ходатайству участвующих в деле лиц обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать в суде на родном языке.

Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров. Это конституционное положение определяет, какие норма­тивные правовые акты являются основанием для обра­

щения в суд. На первом месте стоит конституция, правовые нормы которой могут служить юридическим основанием для обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов. Этим самым конституция однозначно утверждает, что ее нормы имеют силу прямого действия и могут применяться судами при рассмотрении конкретных дел.

Судебная власть осуществляется посредством граждан­ского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Некоторые административные право­нарушения рассматриваются судом. Решения, приговоры, иные постановления судов, а также их законные распоря­жения, требования, поручения и другие обращения обязательны к исполнению всеми как государственными, так и негосударственными органами и организациями, должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Неисполнение решений судов признается нарушением закона и проявлением неуважения к суду. Уголовный кодекс Республики Казахстан за уклонение должностного лица государственной или негосударственной организации от приведения в исполнение судебного приговора или решения предусматривает уголовную ответственность.

Независимость судов. Судьи Республики Казахстан независимы и несменяемы. Независимость и несменяемость судей выражаются в следующем: никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью при рассмотрении им дел; судья подчиняется только положениям, нормам конституции и закона. Подчиняться только положениям конституции и законов — профессиональный, священный долг судьи. Цивилизованное и развитое общество никогда не должно допускать вмешательства в дела судов.

Конституция гарантирует неприкосновенность судей. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Судью нельзя привлекать к уголовной ответственности без согласия президента. Председатель и судьи Верховного суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия Сената парла­мента. Судьи привлекаются к уголовной ответствен­ности без согласия президента и Сената в случае задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором республики.

Присяга судей. Лицо, избранное на должность судьи, приносит присягу на Конституции Республики Казахстан. Судьи Верховного суда, председатели областных и приравненных к ним судов приносят присягу на пленуме Верховного суда. Остальные судьи приносят присягу на соответствующих конференциях судей.

Правосудие. Правосудие осуществляется только суда­ми в соответствии и на основе законов. Никакой иной орган, должностное лицо не вправе брать на себя функции суда. Самоуправство и самосуд также запрещаются законом. Граждане, претендующие на должность судей, должны иметь высшее юридическое образование и безупречную репутацию. Это требование морального характера, и оно вполне уместно. Ведь судья не просто государственный служащий, выполняющий некую орга­низационную работу. Он применяет закон к гражданам, органам и организациям, решая вопросы, касающиеся их состояния, судьбы. И при этом он выступает от имени государства, а не отдельного государственного органа.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте структуру судебной системы. 2. Назовите цели и задачи суда. 3. В чем заключается независимость судов? 4. Что такое правосудие?

2.Разделение функций как основа системы правоохранительных органов.

3.Осуществление правосудия –как основная функция судов РК.

4.Правовойстатус адвокатуры, нотариата,МВД, Конституционный Совет РК

Ключевые слова:суд,закон,прокуратура,гражданство,Конституционный Совет,апелляция

1.Судебная власть: понятие, сущность, место в системе разделения властей. В сфере правоохранительной деятельности важное место занима­ют суды. При отправлении правосудия или принимая решение, выно­ся приговор, суд осуществляет применение права, реализует свои властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей граж­данина или юридических лиц.

Судебная власть — это применяемые в сфере уголовного, граж­данского и иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разре­шение всех дел и споров о нарушенном праве. Судебная власть в Рес­публике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осу­ществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначе­нием защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организа­ций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных норма­тивных правовых актов, международных договоров Республики. Су­дебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовно­го и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Консти­туции и закону. Не допускается принятие законов или иных норма­тивных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению пра­восудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конк­ретным делам судьи не подотчетны.

2.Разделение функций как основа системы правоохранительных органов.В соответствии с принципом разделения властей, назначение судебной власти – защита прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов, международных договоров Республики Казахстан.

Специфические признаки судебной власти состоят в том, что она осуществляется только специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленном законом процессуальном порядке.

Носителем судебной власти выступают суды (судьи). Суды осуществляют власть от имени Республики независимо от чьей - либо воли. Судебная власть РК распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов и международных договоров РК.

Судебные решения носят общеобязательный характер на территории РК. Никакой иной орган власти или управления или организация не вправе осуществлять полномочия, отнесенные Конституцией и законами к компетенции суда. Закон также не допускает возможности учреждения специальных и чрезвычайных судов.

Основной функцией судов является функция правосудия. Правосудие – вид государственной деятельности, осуществляемый судом по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в порядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Конституция устанавливает принципы правосудия, которыми должен руководствоваться судья при применении закона:

1.Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности). Это означает, что лицо, привлеченное к уголовной ответственности, не считается преступником до тех пор, пока не вступит в законную силу решение суда.




2.Никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение.

3.Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4.В суде каждый имеет право быть выслушанным;

5.Закон обратной силы не имеет. Обратной силы не имеют законы:

а)устанавливающие или усиливающие ответственность;

б)возлагающие новые обязанности на граждан;

в)ухудшающие положение граждан. Если после совершения человеком правонарушения закон отменяется или смягчается ответственность за это правонарушение, то применяется новый закон.

6.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7.Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. К близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

8.Любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9.Не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10.Применение уголовного закона по аналогии не допускается, т.е. не могут квалифицироваться как преступление действия человека внешне схожие с ним, но не предусмотренные (описанные) уголовным законом.

Судебная система. Конституция Республики Казахстан учреждает единую судебную систему государства. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики и местные суды.

К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (Алматинский городской суд, Военный суд войск Республики Казахстан), районные (городские), военные суды, учрежденные законом.

Конституция Республики Казахстан запрещает учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким бы то ни было названием. Районный (городской) суд образуется Президентом республики по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного суда.

Районный (городской) суд состоит из председателя и постоянных судей. Общее число судей для районных (городских) судов устанавливает Президент. Районный (городской) суд:

1) рассматривает по первой инстанции все дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов;

2)ведет и анализирует судебную статистику;

3)осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

Председатель районного суда наделен определенными полномочиями. Он рассматривает дела по первой инстанции, принимает граждан, организует работу по изучению судебной практики и т. д.

Областные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом республики по каждой области. Общее число судей для каждого областного суда также устанавливает Президент. Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и постоянных судей. Органами областного суда являются: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам; надзорная коллегия и пленарное заседание суда.

Областной суд наделен следующими полномочиями:

1)рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном (кассационном), надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2)осуществляет надзор за деятельностью администратора судов области;

3)ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику и т. д.

Коллегии областного суда рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве судов первой инстанции, в апелляционном (кассационном) порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

На территории Республики Казахстан образуются Военный суд Республики Казахстан, военные суды объединений (армий, соединений, гарнизонов). Общее число военных судей устанавливается Президентом. Военный суд объединения образуется в составе председателя суда и судей военного суда. Военный суд объединения рассматривает дела, отнесенные законом к его ведению, анализирует судебную статистику.

Верховный Суд Республики Казахстан венчает всю судебную систему. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, хозяйственным, уголовным и иным делам, подсудным нижестоящим судам. Верховный Суд наделен следующими полномочиями:

- рассматривает судебные дела, отнесенные к его подсудности;

- рассматривает в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам все дела, рассмотренные нижестоящими судами;

-изучает и обобщает практику применения законов, других нормативных правовых актов;

- издает нормативные постановления, дающие разъяснения судам по вопросам судебной практики;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законов, других нормативных правовых актов и т. д.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом.

Органами Верховного Суда являются: Надзорная коллегия, Пленум, Коллегия по гражданским делам, Коллегия по уголовным делам.

Коллегии Верховного Суда рассматривают судебные дела по первой инстанции, в апелляционном (кассационном), а также в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии вносят Председателю Верховного Суда предложения и материалы для дачи Пленарным заседанием Верховного Суда разъяснений по вопросам судебной практики.

3.Осуществление правосудия –как основная функция судов РК.Статус судей. Судья является носителем судебной власти в республике. Он в конституционном порядке наделен полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе.

Судьями могут быть:

- достигшие двадцати пяти лет;

- имеющие высшее юридическое образование;

- стаж работы по юридической профессии не менее двух лет;

- сдавшие квалификационный экзамен.

- успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания суда;

- имеющие безупречную репутацию.

В отношении кандидатов в судьи областного и Верховного Суда закон дополнительно устанавливает стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, из них, как правило, не менее двух лет судьей.

Все судьи обладают равным статусом, правовым положением. В зависимости от того, в каком звене судебной системы работают судьи, они различаются между собой только компетенцией. Судьи в Республике Казахстан независимы и несменяемы.

Конституция Республики Казахстан гарантирует неприкосновенность судей.

Судья не может быть:

- арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

- привлечен у уголовной ответственности без согласия Президента, основанного на заключении Высшего судебного совета или Сената (кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений). Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики.

Должность судьи не совместима:

- с депутатским мандатом;

- с занятием иной оплачиваемой должности;

- осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Судьи не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии. Судьи могут заниматься преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.

Полномочия судьи приостанавливаются, если:

- дано согласие на заключение судьи под стражу или привлечение его к уголовной ответственности;

- судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

- при переходе на другую работу.

Судья освобождается от должности в следующих случаях:

- по собственному желанию;

- по состоянию здоровья, препятствующему участию в судопроизводстве, в соответствии с медицинским заключением;

- вступления в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным, либо применения к нему принудительных мер медицинского характера;

- если в отношении судьи вступил в законную силу обвинительный приговор суда;

- при утрате судьей гражданства Республики Казахстан;

- назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу;

- упразднения суда или истечения срока полномочий;

- при признании судьи решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным либо умершим.

Нормативные акты Верховного суда. Пленум Верховного Суда рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов, других нормативных правовых актов судами. Пленум Верховного Суда принимает постановления нормативные и ненормативные. Согласно Конституции РК, нормативные постановления Верховного Суда республики относятся к источникам права Республики Казахстан.

Нормативные постановления Пленума Верховного Суда являются специфическими актами. Содержащиеся в них правовые нормы не являются первичными, но в них даются разъяснения норм законов и иных нормативных правовых актов, применяемых судами. Весьма важным является конституционное полномочие Верховного Суда — давать заключение об обоснованности предъявленного Президенту обвинения в совершении государственной измены. Перечень законов и других нормативных правовых актов, которые служат источником принятия нормативных постановлений Верховного Суда, ограничен этой сферой. Верховный Суд выступает субъектом, официально толкующим правовые нормы законов, других нормативных правовых актов, Такое толкование носит официальный и обязательный характер для судов.

Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

Председатель Конституционного Совета назначается на должность и освобождается Президентом Республики. Два члена Конституционного Совета назначаются на должность и освобождаются Президентом, два — Председателем Сената, два — Председателем Мажилиса Парламента. Срок полномочий членов Конституционного Совета — шесть лет. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.

Читайте также: