Каким образом осуществляют их комплектование другие войска

Обновлено: 16.05.2024


Бытует мнение, что контрактная армия в ближайшее время полностью может заменить призывную, так ли это?
Давайте попробуем разобраться, какой принцип комплектации больше подходит для Российской армии в современных условиях.


Принципы комплектования.


Профессиональная армия по принципам комплектования, может быть:


Профессиональная армия, эта армия, в которой все профессионалы, и офицеры, и военнослужащие по контракту, и солдаты срочной службы.

Хотя Советская Армия состояла на 90% из солдат срочной службы-она была профессиональная. Срок службы и призыв были построены так, что в любой момент было максимум 30% молодых и необученных солдат, а основной костяк составляли опытные воины.
Плюс офицеры и прапорщики, умеющие, в отличие от офицеров армии НАТО выполнять больше обязанностей.

Российская армия имеет в настоящее время смешанный состав-военнослужащие по контракту профессионалы и солдаты срочной службы. Основа ее офицеры и военнослужащие по контракту - 60 - 70%, остальные-солдаты срочной службы, которые потом могут подписать контракт.


Президент Путин назвал генеральным путь перехода России на контрактную основу.
Для этого надо решить многие финансовые вопросы.


Стоимость содержания.


Если в Соединенных Штатах Америки на содержание военнослужащих по контракту тратиться 50 000 долларов в год плюс социальный пакет, то в Российской Армии контрактник обходится в 350 000 рублей в среднем и плюс доплаты за снятие жилья и медицинская страховка.
Призывники же обойдутся армии в несколько раз дешевле, приблизительно 80 000 рублей в год.


Здесь не учитывается стоимость построения новых военных городков с современной концепцией инфраструктуры.


Россия не может себе позволить огромный военный бюджет. Если разделить военный бюджет на количество личного состава, то на одного военнослужащего получатся затраты:


Профессионализм


По этому критерию контрактная армия опережает с военнослужащими по призыву.


Что такое профессиональная армия для России в идеальном варианте?


Должна быть выработана концепция, в которой определено чем и когда должен заниматься контрактник:


-в боевой подготовке;
-в повседневной деятельности;
-на отдыхе.
-что он получит от службы по контракту;
-где он должен жить во время службы;
-как обеспечить его жизненное существование во время службы от 3 до 20 лет.


Контрактник на протяжении срока службы совершенствует свои навыки, а солдаты срочной службы на гражданке быстро дисквалифицируют.


Идеология и стойкость.


Армия должна быть вне идеологии. Контрактник будет стойко сражаться в условиях нормального финансирования. В очень сложной ситуации он со спокойной душой подаст рапорт на увольнение.


Призывная армия больше пронизана идеологией и может проявлять большую стойкость в самых сложных условиях.
Пример -экипаж американского военного корабля после имитации атаки русского истребителя написал рапорта об увольнении.


Простого решения для создания идеальной армии не существует.
Генеральный штаб ВС РФ не так давно заявил, что решено остановиться на смешанном способе комплектования Вооруженных Сил, чтобы иметь возможность готовить качественной мобилизационный резерв.


Концепция прохождения службы военнослужащими по контракту, их жизни, льгот и привилегий у нас не отработана.
Подписывая контракт, человек должен знать, что не просто находится в казарме, занимается подготовкой, перед ним должны стоять цели, а вот их как раз никто ему не озвучил, ни начальник Генерального штаба, ни Министр Обороны.

Контрактник должен знать:


-что он обязан стать профессионалом с высшим образованием и прослужить 15 - 20 лет;
-какое денежное довольствие у него будет в определенный период службы;
-как он будет расти в воинском звании от рядового до старшего прапорщика концу службы;
-знать какие льготы положены ему по увольнению;
-свой статус в обществе;
-возможности работать в армии уже по гражданской специальности.


Это надо решить на государственном уровне.
Увольняющемуся офицеру должна быть предоставлена не только квартира, но и работа. Он не должен думать, где найти работу после того, как руководил тысячами людей и в звании подполковника или полковника быть сторожем на автостоянке.
Вот это будет государственный подход.


Необходимые мероприятия.

1.Построение новых баз с современными требованиями для размещения военнослужащих по контракту. Целесообразно в объеме дивизии. Военные городки по 10 - 15 тысяч человек со своей развитой инфраструктурой.


2.Повседневная деятельность и боевая подготовка военнослужащих по контракту должна быть расписана на 24 часа в сутки.

3. Денежное довольствие-должно быть определено, за что он получает деньги, на пример:


-за участие в боевых действиях-столько-то;
-за подготовку столько — то;
-участие в учениях-столько-то;
-за классную квалификацию столько-то;
-за отличное выполнение стрельбы или учебной задачи, столько-то.

Это будет создавать стимул.


4.Поднять статус военнослужащих по контракту:


-форма одежды;
-получения образования, во время нахождения на службе;
-льготы на детские сады;
-возможность для работы жены.


Все это повысит моральный климат и воинскую дисциплину в коллективе.


Изучая опыт контрактных армий не стоит у них все бездумно копировать.
Тысячелетняя история России и ее армии создала у нашего народа свой менталитет. Не все у нас может прижиться и мы понесем людские и территориальные потери. В конечном итоге придется как во время войны срочно перестраивать всю инфраструктуру.


В основе нашего менталитета лежит любовь к Отечеству, которая заставляет каждого мужчину браться за оружие при возникновении внешней угрозы.


Следовательно, военная подготовка должна быть всеобщей и поэтому принцип формирования нашей армии остается смешанного типа.

" Армия – это люди, собранные в одном месте с единственной целью: исправлять ошибки дипломатов."

Публикуемые материалы лишь отражают информацию из сети. Просьба не выбрасывать заметки из ленты, оставляйте лайки.

Подписывайтесь на мой канал , заранее благодарен.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 5) защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах РФ.

Установлено, что все мужчины — граждане РФ обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ. На военную службу могут быть приняты граждане женского пола на основе принципа добровольности (по контракту) и при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.

На действительную военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.

Для проведения организованного призыва в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта РФ образуется призывная комиссия, на которую возлагается медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого из них индивидуального решения.

Такими решениями могут быть:

  1. о призыве на военную службу;
  2. о направлении на альтернативную гражданскую службу;
  3. о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
  4. об освобождении от призыва на военную службу;
  5. о зачислении в запас;
  6. об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Она принимает также решение о виде и роде войск Вооруженных Сил РФ или других войск, в которые направляется признанный годным к военной службе гражданин. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, то он вправе его обжаловать в призывную комиссию субъекта РФ либо в суд.

Контрактная система комплектования Вооруженных Сил предполагает добровольное заключение письменного контракта о прохождении военной службы между гражданином и Минобороны России. Предварительно гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию; проходит профессиональный психологический отбор. Он также должен соответствовать требованиям, установленным в законе: по уровню образования, профессиональной подготовки, физической подготовки и др. Только при соответствии предъявляемым законом требованиям гражданин может заключить контракт о прохождении военной службы.

Действующее законодательство РФ разрешает законно находящимся на территории РФ иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Кроме тех требований, которые предъявляются к российским гражданам, иностранные граждане также должны владеть государственным языком РФ.

При комплектовании Вооруженных Сил учитывается конституционное право граждан РФ (ст. 59 Конституции РФ) на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Это право дано гражданам, поступающим на военную службу по призыву.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о замене военной службы гражданской, обосновали эту замену и в отношении которых призывная комиссия приняла соответствующее решение.

Законом установлены сроки альтернативной гражданской службы: для граждан, проходящих ее в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ — 21 месяц; в организациях Вооруженных Сил — 18 месяцев.

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром. Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации данной службы являются Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Минобороны РФ, Федеральная служба по труду и занятости. В ее организации участвуют также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, организации, подведомственные указанным органам.

Успешное комплектование Вооруженных Сил в значительной мере зависит от организации подготовки молодежи к военной службе. Эту подготовку граждане приобретают на обязательной и добровольной основе в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении.

обеспечение потребности вооруженных сил в личном составе, материальных и технических средствах в соответствии со штатами и табелями мирного и военного времени. К основным элементам системы К. в. с. относятся: основания для зачисления граждан на военную службу, сроки военной службы и порядок отбора контингентов для службы в армии, возраст граждан, призываемых в армию и способы армии командным составом. В истории вооруженных сил известны различные способы их комплектования: наёмничество, Добровольчество, феодальное и народное Ополчение, Вербовка, Рекрутская повинность, Конскрипция, Воинская повинность, воинская обязанность. Воинская повинность, как основной способ К. в. с., существует почти во всех современных капиталистических государствах, наряду с этим во многих странах армия комплектуется путём найма (вербовки) добровольцев. В Великобритании вооружённые силы после 1967 комплектуются только вербовкой. В СССР и других социалистических странах К. в. с. осуществляется на основе законов о всеобщей воинской обязанности (см. Воинская обязанность в СССР). Принципы К. в. с. определяются местом жительства граждан, призываемых в армию, и дислокацией войск. Различают три принципа К. в. с.: территориальный, когда войска комплектуются людскими контингентами из населения той местности, где расположены комплектуемые части; экстерриториальный, когда войска комплектуются личным составом из числа граждан различных районов; смешанный — сочетающий первый и второй принципы.

Сроки военной службы определяются законами государств, исходя из численности вооруженных сил и призывных контингентов, уровня развития военной техники, физического состояния и общеобразовательной подготовки призывников и др. В армиях, комплектовавшихся путем рекрутского набора, сроки военной службы были первоначально, как правило, пожизненными (например, в России с начала 18 в. до 1793), в последующем они постепенно сокращались. С введением всеобщей воинской повинности общие сроки военной службы были резко уменьшены и стали делиться на срок действительной военной службы непосредственно в войсках и срок нахождения в запасе. Продолжительность сроков действительной военной службы в современных армиях установлена в пределах 1,5—2 лет, а на флоте — 3 лет. Отбор контингентов для службы в армии производится на основе физического состояния и морально-политических качеств призываемых граждан, при этом учитываются льготы, предоставляемые законами в некоторых государствах определённой части граждан по семейному положению, для завершения образования и по работе в промышленности. Возраст граждан, призываемых в армию, устанавливается, исходя из задач обороны государства, его материальных возможностей и сроков службы в армии. Большинство современных армий комплектуется гражданами, достигшими 18—19 лет. В СССР призывной возраст — 18 лет. К. в. с. личным составом в СССР и других социалистических странах в мирное время осуществляется путём призыва на действительную военную службу граждан очередных возрастов; в военное время — мобилизацией личного состава запаса. Командные кадры для вооруженных сил готовятся в специальных военно-учебных заведениях — военных училищах (школах) и высших военно-учебных заведениях.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Комплектование вооружённых сил" в других словарях:

Вид вооружённых сил — составная часть вооружённых сил государства, предназначенная для ведения военных действий в определённой сфере их применения (на суше, на море, в воздушном пространстве). Каждый В. в. с. включает в свой состав различные рода войск или сил … Большая советская энциклопедия

Вооружённые силы США — United States Armed Forces Знаменосцы всех родов войск США на параде в Форт Мьере, Вирджиния … Википедия

Вооружённые силы Литвы — Lietuvós ginkluótosios pájėgos … Википедия

Вооружённые силы Венгрии — Magyar Honvédség Вооружённые силы Венгрии … Википедия

Вооружённые силы СССР — Вооружённые Силы Союза Советских Социалистических Республик Эмблема РВС РСФСР. 1918. Эмблема ВС. Годы существования … Википедия

Вооружённые формирования Ичкерии — Вооружённые Силы Чеченской Республики Ичкерия чеч. Ǩoman Eskar Виды Вооруженных Сил … Википедия

Вооружённые силы ЧРИ — Вооружённые Силы Чеченской Республики Ичкерия чеч. Ǩoman Eskar Виды Вооруженных Сил … Википедия

Вооружённые силы Чеченской Республики Ичкерия — чеч. Ǩoman Eskar Виды Вооруженных Сил … Википедия

Вооружённые силы Франции — Forces armées françaises … Википедия

Вооружённые силы Демократической Республики Афганистан — Вооружённые силы Демократической Республики Афганистан … Википедия

Правовое регулирование системы комплектования военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации

ГАЦКО Михаил Федорович родился в 1961 году. Окончил Рижское высшее военно-политическое училище (1982), Военно-политическую академию (1991), адъюнктуру Военной академии имени Петра Великого (1997), Московский новый юридический институт (2001). Профессор Академии военных наук (1999), действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (2003).

Служил на различных должностях в юридической службе и органах воспитательной работы Министерства обороны СССР и Министерства обороны Российской Федерации.

С июня 1997 года - помощник начальника 4 ЦНИИ Минобороны России по правовой работе, с апреля 2006 года - заместитель начальника 4 ЦНИИ по воспитательной работе.

Автор более 70 научных трудов, в том числе двух монографий. Лауреат конкурса на лучшую публикацию в журналах Министерства обороны Российской Федерации (2006). Является экспертом уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ Вооруженных Сил личным составом является составной частью военного строительства Российской Федерации и представляет собой установленную государством и регулируемую нормами военного права систему обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создания запаса военно-обученных людских ресурсов.

Отношения, связанные с комплектованием военной организации военнослужащими, образуют систему комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, которая представляет собой установленную действующим военным законодательством совокупность принципов, способов, условий и порядка обеспечения армии и флота военнослужащими, подготовки граждан к военной службе, их военного обучения, а также нахождения в запасе военно-обученных ресурсов в интересах мобилизационного развертывания.

Основные элементы системы комплектования Вооруженных Сил военнослужащими включают правовые основы комплектования, принципы комплектования, способы комплектования. В систему комплектования также входят условия комплектования, порядок подготовки граждан к военной службе, порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы, сроки военной службы и нахождения в запасе, порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов и другие аспекты.

Кроме того, порядок комплектования Вооруженных Сил регламентирован отдельными подзаконными актами.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими строится на основании принятых в России принципов и способов комплектования.

Принципы комплектования - это установленный нормами права порядок комплектования войск исходя из места жительства военнослужащих, призываемых на военную службу и поступающих на военную службу добровольно, а также места постоянной дислокации войск.

Различают три принципа комплектования военной организации государства: экстерриториальный (войска комплектуются военнослужащими из числа жителей различных регионов), территориальный (войска комплектуются военнослужащими из населения той местности, где дислоцированы комплектуемые воинские части), смешанный - сочетающий первый и второй принципы.

Экстерриториальный принцип комплектования военной организации предпочтителен для федеративных государств с многонациональной и поликонфессиональной структурой населения, со значительной дифференциацией плотности населения по регионам, а также имеющих значительные воинские контингенты за пределами национальной территории.

Территориального принципа комплектования придерживаются не только страны с милиционными и кадрово-призывными армиями, но и страны с добровольческими вооруженными силами. Например, в армии Великобритании традиционно используется так называемый территориально-полковой метод комплектования, в соответствии с которым полки сухопутных войск комплектуются с учетом регионального деления страны. Географические названия британских полков (йоркширский, ланкаширский и т. д.) - не только дань традиции, но и прямое отражение территориального принципа их комплектования.

Содержание территориальных войск значительно дешевле, чем экстерриториальной армии. Исходя из этого сегодня территориальный принцип комплектования армии используется в Беларуси, Словакии, Латвии и других государствах. В целях экономии денежных средств на перевозку призывников к месту службы в последние годы комплектование воинских частей вооруженных сил Казахстана организовано в основном по территориальному принципу.

Россия также имеет определенный опыт территориальной организации Вооруженных Сил. Так, в ходе военной реформы 1924-1925 годов во внутренних округах были созданы территориальные части, которые комплектовались по территориальному принципу и состояли из постоянного (командный, административно-хозяйственный, медицинский и т. д.) и переменного состава, проходившего ежегодные краткосрочные сборы. Территориальный принцип комплектования дивизий позволил в межвоенный период добиться существенного сокращения затрат на оборону при сохранении системы военной подготовки граждан, поступающих на военную службу.

Однако у территориального принципа комплектования имелись и существенные недостатки: уровень подготовки территориальных войск был слишком низким, а география их размещения не соответствовала потребностям обороны. Укомплектованные по территориальному принципу дивизии не имели современной техники, которая поступала в войска, уровень дисциплины и порядка в них был значительно ниже, чем в кадровых частях. Подготовка к предстоящей войне потребовала создания мобильной, обученной и высокодисциплинированной армии. В этой связи к началу 1939 года в СССР окончательно отказались от комплектования армии по территориальному принципу.

В настоящее время в Российской Федерации территориальный принцип комплектования войск военнослужащими не может быть реализован без негативных последствий для ее обороноспособности. Вследствие неравномерности социально-экономического и демографического развития регионов и субъектов Российской Федерации потребность войск в людских ресурсах не соответствует их наличию в районах дислокации войск ни в количественном, ни в качественном отношении. Например, на территории Дальневосточного военного округа численность граждан призывного возраста, которых можно призвать на военную службу, составляет порядка 4 % от общего числа такой категории в стране. В то же время потребность войск, дислоцированных на территории этого военного округа, в призывных ресурсах существенно превышает указанные возможности.

Сугубо территориальный принцип комплектования войск для России неприемлем также по причине многонационального и поликонфессионального состава ее населения. Нетрудно представить, какие трудности могут возникнуть, если воинские части, дислоцированные на Северном Кавказе или в других регионах с повышенной этнической конфликтностью, комплектовались бы по территориальному принципу.

В практике современного военного строительства в Российской Федерации приходилось сталкиваться с попытками отдельных республик установить собственные нормы, определяющие порядок прохождения военной службы и комплектования войск, противоречащие федеральному законодательству. Такого рода противоречия достаточно долго (с 6 ноября 1992 года по 10 мая 2002 года) содержались в ст. 58 Конституции Республики Татарстан, которая предусматривала для граждан Республики Татарстан исполнение воинской обязанности на территории республики или вне ее на основе договорных обязательств республики. С 10 мая 2002 года действует новая редакция части 1 статьи 63 Конституции Республики Татарстан, в которой ныне указывается, что граждане Республики Татарстан обязаны нести военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким образом, почти 10 лет потребовалось для изъятия из Конституции Республики Татарстан нормы, закреплявшей в нарушение федерального законодательства за гражданами Татарстана право исполнять воинскую обязанность только на территории своей республики.

Аналогичные противоречия содержались в ст. 68 Конституции Республики Башкортостан (в ред. от 3 ноября 2000 г.), которая предусматривала несение гражданами Башкортостана военной службы в соответствии с законом республики и федеральным законом. Однако в Конституции Российской Федерации установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59 Конституции), и граждане России несут военную службу только в соответствии с федеральным законом (ч. 2 ст. 59 Конституции). В этой связи субъекты Российской Федерации не вправе менять установленный на федеральном уровне порядок прохождения военной службы и комплектования войск.

В настоящее время противоречащая федеральному законодательству норма, предусматривавшая возможность несения гражданами Башкортостана военной службы в соответствии с законом этой республики из Конституции Республики Башкортостан изъята. Однако взамен в Конституцию Башкортостана не было внесено каких-либо указаний об обязанности граждан Башкортостана нести военную службу. В этой связи представляется целесообразным закрепить в Конституции Республики Башкортостан обязанность граждан республики нести военную службу в соответствии с федеральным законом.

Представляется, что в России целесообразно придерживаться смешанного принципа комплектования ее Вооруженных Сил: экстерриториального для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и территориального для военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту.

Необходимо иметь в виду, что экстерриториальный принцип не абсолютизируется при комплектовании войск. В отношении некоторых категорий граждан нормативными правовыми актами допускается прохождение военной службы по призыву по месту постоянного жительства. Так, пунктом 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации определено, что призывники, имеющие детей, а также больных и пенсионного возраста родителей, при наличии возможности могут направляться для прохождения военной службы в воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации и другие воинские формирования, дислоцированные вблизи места их постоянного проживания.

На граждан, добровольно поступающих на военную службу по контракту, не распространяется требование о призыве на военную службу по экстерриториальному принципу. Следовательно, граждане, поступающие на военную службу по контракту, вправе проходить военную службу как по месту их постоянного жительства, так и за его пределами. В настоящее время комплектование военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, должностей рядового и сержантского состава осуществляется преимущественно по территориальному принципу. Должности же офицеров и прапорщиков комплектуются, как правило, по экстерриториальному принципу. Однако в условиях дефицита жилья для семей военнослужащих, прибывающих из других регионов, в последние годы особенно в крупных городах России наблюдается тенденция комплектования воинских частей офицерами и прапорщиками по территориальному принципу.

С принципами комплектования вооруженных сил органично взаимосвязаны способы их комплектования. В истории вооруженных сил известны различные способы их комплектования: народное ополчение, рекрутская повинность, наемничество, добровольчество, конскрипция, всеобщая воинская повинность (обязанность).

Так, основным преимуществом комплектования Вооруженных Сил призывниками на основе воинской обязанности является возможность создания массовой многомиллионной армии. Призывная система позволяет готовить значительные военно-обученные резервы и, кроме того, расходовать значительно меньше средств на содержание призывника по сравнению с добровольцем, проходящим военную службу по контракту. Сохранение призывной системы комплектования дает еще одно преимущество: она позволяет иметь альтернативную гражданскую службу, необходимую для трудовой деятельности в интересах общества и государства.

Вместе с тем очевидны и недостатки призывной системы, среди которых недостаточная профессиональная подготовка военнослужащих. Ввиду отсутствия материальных стимулов у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, наблюдается низкий уровень ответственности исполнения своих обязанностей и падение интереса к военной службе.

Основным преимуществом добровольческого способа комплектования армии является более высокий уровень профессионализма военнослужащих. Этому способствуют обусловленная материальным стимулированием личная заинтересованность контрактников в профессиональном росте, а также более длительные по сравнению с призывниками сроки военной службы по контракту. Однако профессиональная армия дороже, чем комплектуемая призывным способом. Подготовка кадров, достойное денежное довольствие, наличие жилья, инфраструктура, техническое переоснащение вооруженных сил, введение в действие механизма, обеспечивающего соблюдение социальных гарантий военнослужащим-контрактникам, - все это требует достаточно больших средств и времени.

Россия, как и многие другие страны, кроме США, не может отказаться от призывной системы по объективным причинам, ибо содержание дорогостоящей полностью профессиональной армии российской экономике сегодня не под силу.

Необходимо учитывать также, что у России самая большая в мире территория и наиболее протяженные границы. Учитывая геополитические факторы, нельзя делать ставку исключительно на контрактников. В случае начала широкомасштабной войны контрактники, которыми комплектуются пограничные войска и части постоянной готовности, дислоцируемые на важных стратегических направлениях, понесут значительные потери, и. попросту некому будет воевать. Для обеспечения военной безопасности государства, кроме военнослужащих мирного времени, необходимы многочисленные военно-обученные резервы, подготовить которые в нужном количестве контрактная армия не способна. Очевидно, что с началом широкомасштабных военных действий на каком-либо стратегическом направлении (ТВД) значительное количество военнослужащих потребуется также для обеспечения защиты страны от нападения на других направлениях и участках границ. Отечественный военный опыт свидетельствует, что в случае войны потребуются людские ресурсы, значительно превышающие численность армии мирного времени. Таким образом, отказ от призыва в такой стране, как Россия, невозможен без потери ее обороноспособности.

Небольшую контрактную армию могут позволить отдельные европейские государства, которые, являясь членами блока НАТО, серьезно рассчитывают на военную мощь ведущих держав альянса, прежде всего США, имеющей почти полуторамиллионную профессиональную армию.

Российской Федерации в обеспечении своей военной безопасности приходится рассчитывать на собственные возможности, поскольку в настоящее время Россия почти не имеет достаточно надежных и мощных в военном отношении военно-политических союзников. Военное сотрудничество с государствами СНГ сдерживается имеющимися противоречиями. Сегодня и в обозримом будущем рассчитывать на военную помощь некоторых из них, строящих национальную политику военной безопасности, ориентируясь на перспективы вступления в НАТО, не приходится. Сотрудничество России с Китаем и другими странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) носит преимущественно экономический и политический характер и вряд ли в обозримой перспективе приведет к созданию на базе этой политической организации военного блока.

Таким образом, даже в мирное время для гарантированного обеспечения своей военной безопасности Российская Федерации должна постоянно иметь достаточно многочисленные Вооруженные Силы (порядка одного миллиона человек). Ввиду ограниченности экономических возможностей Российская Федерация сегодня способна перевести на контрактный способ комплектования только часть своей более чем миллионной армии. Впрочем, всю военную организацию переводить на контрактный способ комплектования и не требуется. Ведь в военное время перед Россией неизбежно возникнет задача мобилизации значительных военно-обученных людских ресурсов, для подготовки которых необходимо сохранить и комплектование части военной организации по призыву на основе воинской обязанности.

Следует заметить, что сочетание контрактного и призывного способов комплектования Вооруженных Сил не только соответствует геополитическим, экономическим, демографическим и иным особенностям современной России, но и отражает имеющиеся в российском обществе взгляды на данную проблему. Так, по оценке Всероссийского центра изучения общественного мнения по вопросу комплектования армии сложился своеобразный паритет между приверженцами альтернативных вариантов - сохранения всеобщей воинской обязанности и перевода армии на контракт (46 % и 47 % от общего числа опрошенных соответственно). Для сравнения, в 1998 году предпочтение отдавалось контракту (55 % против 35 %), а в 2005 году - призыву (52 % против 39 %). При этом респонденты до 35 лет высказываются скорее за переход на контракт, старшее поколение (60 лет и старше) - скорее за всеобщую воинскую обязанность. Мнения опрошенных 35-59 лет разделились поровну.

В Российской Федерации на контрактной основе в первую очередь целесообразно комплектовать пограничную службу и внутренние войска, подразделения спецназа, а также те виды и рода войск (ВВС, ВМФ, РВСН, KB), где требуется особая специальная и техническая подготовка военнослужащих, занимающих должности рядового и сержантского составов. Также целесообразно комплектовать на контрактной основе сержантский и старшинский состав армии и флота, поскольку от них во многом зависят вопросы боеготовности, а также дисциплины и порядка в воинских коллективах.

Шлыков В. Военная реформа - планы или благие намерения? // Отечественные записки. 2002. № 8.

ФедоровВ.Ф., Погорелов А.В., Кобызев О.Ю., Байбородин В.А. К вопросу создания новой системы формирования и комплектования резерва ВС РФ на добровольной основе // Военная Мысль. 2005. № 1. С. 49-59.

Совокупность мероприятий государства по удовлетворению потребностей вооруженных сил в личном составе, а в более широком понимании также в вооружении, военной технике и других материальных средствах. Принятая в государстве система К.в.с. является важнейшей составной частью военного строительства и устройства его вооруженных сил, определяющей состояние их боевой готовности и боеспособности. Задачи К.в.с. в мирное время — поддержание по установленным штатам численности армии и флота, накопление военно-обученного запаса; при переводе вооруженных сил на военное положение — обеспечение своевременного и полного мобилизационного развертывания; в условиях войны, главным образом, — восполнение потерь действующих армии и флота, а также обеспечение личным составом новых формирований. Основные элементы К.в.с.: способы комплектования; призывной возраст; отбор и распределение призывных контингентов; принципы комплектования; сроки военной службы; количество призывов граждан на военную службу в год; возраст пребывающих в запасе. Вооруженные силы РФ комплектуются на основе воинской обязанности граждан (по призыву) и путем их добровольного поступления на военную службу (по контракту). При этом применяется экстерриториальный принцип комплектования.

а если просто . то так; совокупность мероприятий государства по удовлетворению потребностей вооруженных сил в личном составе.

Новые вопросы в ОБЖ

1. Что из перечисленного может быть целью добровольной автономии? а) активный отдых на природе б) выживание после кораблекрушения в) поиск выхода из л … еса после неудачного собирательства 2. Если заблудился, то легче всего найти населенный пункт, двигаясь: а) вдоль реки б) по направлению на север в) по направлению на запад г) на солнце 3. Жилище хорошо обустраивать: а) поближе к сухостою, чтобы не ходить далеко за дровами б) подальше от сухостоя, чтобы не получить травму от упавших сучьев в) на безопасном расстоянии от сухостоя 4. При устройстве навеса или шалаша крышу следует накрывать: а) сверху вниз б) снизу вверх в) справа на лево г) слева на право д) не принципиально 5. Для подачи сигнала бедствия используют: а) фольгу б) огонь в) дым г) воду 6. Съедобным растением не является: а) волчья ягода б) белена в) крапива г) дикий щавель Выберите из предложенных вариантов установленные требования к месту сооружения временного жилища: а) место должно находиться на берегу реки на уровне воды б) место должно находиться на ровной возвышенной продуваемой площадке в) место должно находиться среди сухостоя, который можно использовать для костра г) возле площадки должен находиться источник воды и достаточно топлива 8. В солнечный полдень тень указывает направление на: а) восток б) юг в) запад г) север 9. Найдите в приведенном ниже списке косвенный (косвенные) признак (признаки), указывающие, что растение (плоды) съедобно? а) небольшая высота растений б) яркая окраска плодов в) растение с неприятным запахом г) кора обглодана животными; д) множество косточек у основания дерева ж) плоды поклеваны птицами з) плоды растения обнаружены в гнездах. 10. Каким образом можно определить стороны горизонта ночью? а) по положению Луны б) по Полярной звезде в) никак нельзя 11. Экология человека - это а) научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой; б) научное направление, изучающее взаимодействие между людьми; в) научное направление, изучающее взаимодействие людей с живыми организмами. 12. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь: а) геологическими процессами; б) космическими факторами; в) высокими темпами прогресса; г) изменением климата. 13. Вся среда обитания и производственная деятельность человека, а также окружающий его материальный мир, природная и антропогенная среда – это: а) окружающая среда б) воздушная среда в) природная среда г) техносфера 14. Что такое парниковый эффект: а) повышение температура нижних слоев атмосферы б) понижение и загрязнение атмосферы в) конденсация воды при выращивании растений в теплице г) понижение температуры нижних слоев атмосферы 15. Какой тип электростанций использует исчерпаемые природные ресурсы? а) ветровые б) тепловые в) приливные г) солнечные 16. Концентрация примеси в воздухе, которая не оказывает на человека прямого или косвенного вредного воздействия при неопределенно долгом вдыхании называется а) максимально разовая б) среднесуточная в) среднегодовая г) допустимая

ДА ТРЕШ. ЫЫЫЫЫЫ основные негативные факторы влияния на окружающую среду и человека от предприятий по добыче энергоресурсов. СЯБ)

Читайте также: