Каким образом должно было осуществляться попечительство помещиков

Обновлено: 17.05.2024

Об отмене крепостного права говорили с начала 19-го века и только в середине Александр II смог осуществить реформу. Миллионы российских крестьян получили свободу. Но как же проходила подготовка реформы? На каких условиях освобождались крестьяне? Так ли легко им стало жить в первые годы после отмены крепостничества?

Было несколько причин отмены крепостного права: оно мешало экономическому развитию страны, грозило нарушением общественного спокойствия, образованная часть общества относилась к крепостничеству как к рабству, грозило для страны скатыванием в разряд второстепенных держав, увеличивалась военно-техническая отсталость России от европейских стран. Реформу готовили несколько лет, и в 1861 году Александр II издал Манифест. Крестьяне стали свободными, но должны были выкупать землю. Экономическое положение крестьян начинает ухудшаться из-за тяжёлых условий выкупа, в связи с этим начинаются бунты. Однако, реформа была нацелена на перспективу и ее результаты должны были сказаться через несколько лет. В стране начнут развиваться капиталистические отношения (наемный труд, увеличится количество фабрик и заводов), повысится урожайность зерновых культур. Но при этом в первое десятилетие проведения реформы ухудшилось экономическое положение крестьян.

Что такое крепостное право

Крепостное право — это форма зависимости крестьян, при которой они прикреплены к земле и подчинены административной и судейской власти помещика. В царской России крепостничество широко распространилось к 16 веку, официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года.

В чем же заключалось крепостное право?

В большинстве европейских стран крепостное право было отменено в начале первой половины 19 столетия. Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права в России были сделаны Павлом I и Александром I в 1797 и 1803 гг. подписанием Манифеста о трехдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о вольных хлебопашцах, в котором прописано правовое положение отпускаемых на волю крестьян. В 1816-1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских губерниях Российской империи. В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об упразднении крепостного права, но все они оказались бесплодными ввиду противодействия помещиков.

— даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника. Барщина исчислялась либо продолжительностью отработанного времени, либо объёмом работы.

В период подготовки реформы по отмене крепостного права была проведена 10-ая народная перепись, которая проходила с 1857 по 1859 год. Перепись 1857—1859 года проводилась Центральным статистическим комитетом и имела целью установить текущий состав населения и долю в нём крепостных.

Следует отметить, что доля крепостных в общем народонаселении России была различна в разных её частях. Так, в Польше, Прибалтике, Финляндии, на территории Средней Азии и современного Казахстана крепостных практически не было. Значительно выше доля крепостных была в центральных регионах. Если в целом по России доля крепостных накануне отмены крепостного права составляла 34,39 %, то в отдельных губерниях, например в Смоленской и Тульской, она составляла 69 %. Так, численность крепостного населения на указанный период составляла 67 081 167 человек, из них крепостных 23 069 631. Численность государственных крестьян составляла 9 345 000 человек.

По итогам 10-ой ревизии в России в 1858 году насчитывалось 65 губерний и областей. Из них в 56 губерниях и областях имелись крепостные, а в девяти губерниях и областях крепостных не было, а именно: в трёх прибалтийских губерниях, земле Черноморского войска, Приморской области, Восточной Сибири, Семипалатинской области и Области Сибирских Киргизов, а также в Дербентской и Эриванской губерниях. В четырёх губерниях и областях (Архангельской, Шемахинской, Забайкальской и Якутской) практически не было крепостных, имелось лишь незначительное количество (несколько десятков) дворовых людей (слуг), поэтому эти губернии и области можно также исключить из числа губерний и областей с крепостным населением. Таким образом крепостные были в 52 губерниях и областях из 65.

Сколько крепостных крестьян проживало в Российской империи согласно 10-й народной переписи 1857-1859 гг.?

Экономическая и общественная ситуация

В 1855-1861 гг. крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика (в 1860 году произошло только 126 крестьянских бунтов). Поводом к этому стал царский манифест от 25 января 1855 о создании подвижного ополчения. Крестьяне восприняли содержание манифеста как освобождение от крепостной зависимости. Они массово записывались в "казаки", отказываясь выполнять повинности. В феврале 1855 г. в Киевской губернии выступления крестьян распространились на девять уездов. Правительство бросило 16 эскадронов кавалерии, дивизион пехоты, две роты саперов. Произошли кровавые столкновения между восставшими и войсками, 39 крестьян были убиты, 63 - ранены. Это движение получило название "Киевская казачество". На апрель 1856 приходится второе выступление крестьян - так называемый поход "в Таврию за волей". После окончания Крымской войны среди крестьян разошлись слухи, что можно переселиться на Крымский полуостров, правительство окажет значительную помощь и освободит от крепостничества. Летом 1856 г. у Перекопа собрались десятки тысяч крестьян. Только правительственным войскам удалось приостановить это движение

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков. Помещики тоже были недовольны, так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Среднегодовые сборы зерновых по стране составляли 2,5 - 2,7 четверти при норме в 3 четверти (1 четверть = 8 пудам = 131 кг). К 1855 году дворянами было заложено в банки около 65% крепостных крестьян.

Экономическая карта европейской части России накануне реформы

Либеральное направление , в которое входили западники и славянофилы выступали за отмену крепостного права. Западники выступали за обязательную отмену крепостного права и поощрение использования наемного труда. Славянофилы выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей за выкуп.

Консервативное направление поддерживало мнение большинства дворян, которые осознавали необходимость изменений в стране, но считали что это следует делать постепенно, не ломая основы помещичьего землевладения. Более конкретно обосновал консервативную программу в своих записках Александру II в 1855-1856 гг. полтавский помещик М. П. Позен. Он предлагал освободить крестьян с землей с наделом за выкуп, выплачивать который стоило бы 20 лет.

Революционное направление . Сторонники этого течения (Герцен, Чернышевский, Добролюбов) подвергали беспощадной критике весь общественно-политический строй, отвергали всякие компромиссы и проекты освобождения крестьян сверху, действиями правительства. Наиболее желательной они считали ликвидацию крепостного права путем крестьянской революции.

Таким образом, все общественные течения сводились к необходимости преобразований. Боязнь взрыва крестьянского недовольства объединяла либералов и консерваторов. Различия были в глубине, путях и темпах проведения неизбежных реформ.

Проекты и подготовка реформы

30 января 1856 года Александр II выступил с речью перед московским дворянством о необходимости упразднения крепостного права.

Александр 2 выступает перед дворянством 1857

Проект крупного полтавского помещика М. П. Позена отражал интересы помещиков чернозёмной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, связанное с рынком, и где земля ценилась особенно высоко. Он был подан царю в двух записках в 1856 и 1857 годах. Этот документ выражал желание помещиков чернозёмной полосы не только сохранить максимальное количество земли в своих руках, но и незаинтересованность в полном обезземеливании крестьян, так как сохранение крестьянского хозяйства необходимо было для обеспечения помещиков рабочими руками. Крестьяне должны были быть освобождены с землей, но за большой выкуп.

Третьего января 1857 года под руководством императора учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу, для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. В состав комитета вошли в основном консерваторы, желавшие растянуть подготовку реформы на несколько лет. Чиновники рассматривали проекты крестьянской реформы, оставшиеся от предыдущих царствований.

Осенью 1857 года был обнародован царский рескрипт, предусматривавший создание в губерниях выборных дворянских комитетов для обсуждения проекта реформы, при этом оговаривалось важное положение будущего проекта: крестьяне получали личную свободу без выкупа, но без земли.

Согласно рескрипту императора в декабре 1857 года по всей России создаются дворянские губернские комитеты для обсуждения крестьянской реформы (к началу 1859 года они появились в 45 губерниях). В январе 1858 года Секретный комитет переименован в Главный комитет по крестьянскому делу во главе с великим князем Константином Николаевичем (брат Александра II, один из ярых сторонников отмены крепостного права).

2 февраля 1859 года были организованы Редакционные комиссии при Главном комитете для рассмотрения материалов, предоставленных губернскими комитетами для выработки единого для всей России "Положения" об отмене крепостного права. Возглавил работу Редакционных комиссий Я. И. Ростовцев, член Государственного совета, который поначалу являлся противником отмены крепостного права, но впоследствии изменивший свою точку зрения на противоположную.

Ростовцев привлек к работе в комиссиях сторонников проведения реформы из числа либеральных чиновников и помещиков (Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова (будущего Тянь-Шанского). Они были названы современниками "красными" поскольку выступали за освобождение крестьян, за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, при сохранении помещичьего землевладения. Эти идеи отличались от тех, которые были высказаны большинством дворян, участвовавших в работе губернских дворянских комитетов и заключались в освобождении крестьян без земли.

10 октября 1860 года работа редакционных комиссий были завершена, все подготовленные материалы переданы в Главный комитет. Заседания комитета проходили каждый день. 14 января 1861 года царь подписал протоколы комитета. Законопроект был рассмотрен и утвержден в Государственном Совете (предпоследняя законодательная инстанция).

Одним из условий реформы было сохранить крестьянскую общину как гарантию против обезземеливания крестьян и удобства сбора налогов. По замыслу реформаторов земля будет находится в ведении общины, которая будет распределять наделы между крестьянами в пользование в соответствии с количеством мужских ревизских душ.

Для подготовки отмены крепостного права Александр II в январе 1857 года образовал специальный правительственный орган

Отмена крепостного права

Алексей Кившенко. Чтение манифеста 1861 года Александром II на Смольной площади в Санкт-Петербурге. 1880

Алексей Кившенко. Чтение манифеста 1861 года Александром II на Смольной площади в Санкт-Петербурге. 1880

Личные свободы . Помещичьи крестьяне получали личную свободу и наделялись гражданскими правами. 23 млн. крепостных крестьян становились свободными сельскими обывателями, получая возможность обращаться в суд, вступать в брак по собственному усмотрению и даже занимать гражданские должности.

Земля для крестьян . Помещичьи крестьяне освобождались (полевым наделом), размер которого в зависимости от региона России был разный и колебался от 3 до 12 десятин (1 десятина = 1 га). В черноземных губерниях размер надела был меньше, а нечерноземных губерниях больше. При этом если размер крестьянского участка был больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишек.

148. Помещику предоставляется, на. основаниях и в пределах, ниже сего означенных, вотчинная полиция в сельском обществе временно-обязанных крестьян, на земле его поселенных, и с сим вместе помещик есть попечитель того сельскаго общества.

149. Помещик имеет право надзора за охранением общественнаго порядка и общественной безопасности на пространстве принадлежащаго ему имения.

150. Посему сельский староста исполняет- безотлагательно все законныя требования помещика по следующим предметам:

1) о прекращении всякаго буйства или Василия в сельском обществе, а также всякаго явнаго нарушения общественнаго порядка и законов;

2) об оказании помощи и защиты как самому владельцу, так и всем проживающим в имении лицам, в случае зажигательства, разбоя, грабежа, воровства, насилия и т. п.;

3) о предохранении владельца и его имущества, а также и всех проживающих в имении его лиц от опасности при всяких несчастных случаях, как-то: пожарах (в том числе и лесных), наводнениях, повальных болезнях и скотских падежах и о мерах для пресечения сих и других подобных несчастий;

4) о надзоре за лицами подозрительнаго поведения и о задержании беглых, бродяг и беспаспортных;

5) об исправлении сельских дорог на землях, в пользование крестьян отведенных, - и

6) в случае совершения кем-либо преступления, о задержании виновных и сохранении следов преступления, до прибытия земской полиции или судебнаго следователя.

151. Крестьяне, водворенные на земле помещика, обязаны Ограждать его и его домашних от всяких насильственных дейстрий, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 150, а равно и оказывать им помощь при внезапных общественных несчастиях (п. 3, ст. 150), для устранения коих требуется единовременное соединение большаго числа рабочих сил. Для сего, в случае опасности, как сельское начальство, так и крестьяне, должны являться на помощь даже и до призыва их помещиком.

Примечание. При паводках, угрожающих помещик чьим плотинам, помещик может также требовать нeмeдленной помощи от крестьян, в определенном числе или сгоном, с соблюдением условий, указанных в местных положениях.

152. Если староста допустит беспорядки, утаит или оставит без преследования преступление, либо не выполнит законнаго требования помещика, то последний обращается к мировому посреднику, который, в случае неправильности действий старосты, принимает надлежащия меры и подвергает старосту, по степени его вины, взысканию в порядке, для того установленном.

153. В случае злоупотреблений и вообще неисправнаго исполнения своей должности старостою или помощником старшины, помещик имеет право требовать смены их. Для сего он обращается к мировому посреднику, который, удостоверясь в справедливости требования, сменяет прежних старосту или помощника старшины и назначает новых, по своему усмотрению, на все время, остающееся до истечения срока службы сменяемаго. Впрочем, избрание новаго старосты, или помощника старшины, может, с согласия помещика, и до истечения сего срока, быть предоставлено самим крестьянам.

154. За оскорбление помещика или члена его семейства, кем-либо из крестьян, водворенных на его земле, виновные подвергаются суду и наказанию, на основании Свода Зак., 1857 г., Т. XV, кн. 1 ст. 439 и 440. Те, кои будут изобличены в возбуждении крестьян к неисполнению возложенных на них сим Положением обязанностей подлежат суду и наказаниям, на основании Свода Зак., 1857 г., Т. XV, кн. 1 ст. 295 и последующих.

155. Как попечитель сельскаго общества временно-обязанных крестьян, водворенных на его земле, помещик имеет право, в случае неправильнаго обложения сельскаго общества казенными податями и повинностями, а равно, если он заметит беспорядки по предметам, непосредственно относящимся к благосостоянию означеннаго общества, обращать на сие внимание того лица, или места, от коего зависит устранение сих неправильностей или беспорядков. Если представления помещика будут оставлены без надлежащаго удовлетворения, то он может доводить о том до сведения установлений, коим сии лица, или места подведомы.

156. Помещику предоставляется в тех случаях, когда он признает для крестьян полезным, ходатайство и заступничество за них, по делам, касающимся целаго общества или отдельных лиц. Он может также, по просьбе крестьян, входить в разбирательство их тяжб и споров между собою, на основаниях, указанных выше сего в статьях 26, 27 и 28.

157. Ни один крестьянин не может быть по мирскому приговору исключен из общества и представлен в распоряжение правительства иначе, как по предварительном сношении мироваго посредника с самим владельцем или его поверенным. Мировой посредник ожидает отзыва владельца о том в течение месяца. Получив отзыв, мировой посредник представляет о сем губернскому по крестьянским делам присутствию. Если же в течение месяца отзыва владельца, или его повереннаго, мировой посредник не получит, то он, по прошествии сего срока, представляет дело губернскому по крестьян ким делам присутствию и без отзыва владельца.

158. Помещику, в продолжение первых девяти лет по утверждении сего Положения, предоставляется право, если он признает присутствие какого-либо крестьянина в обществе вредным или опасным, предложить самому обществу об исключении того крестьянина и представлении его в распоряжение правительства. В случае несогласия общества, с предложением помещика, он может обратиться о сем с просьбою в уездный мировой съезд для представления губернскому по крестьянским делам присутствию.

159. Помещику, если он пожелает, сообщаются все мирские приговоры, состоявшиеся на сельском сходе водвореннаго на его земле общества, или те из сих приговоров, которые, по роду дел, самим помещиком будут именно указаны.

160. Помещик, буде усмотрит в мирском приговоре распоряжение, противное существующим постановлениям, или вредное для благосостояния сельскаго общества, или же нарушающее правапомещичьи, то, приостанавливая исполнение такого приговора, доводит о сем до сведения мироваго посредника, который обязан немедленно удовлетворить законныя требования помещика. Если требование помещика не будет посредником признано основательным, то мирской приговор вступает в силу. В случае когда от приостановления исполнения приговора последовали для крестьян убытки, помещик вознаграждает их за оные.

161. Помещик, имея право на взимание с крестьян следующих ему за надел повинностей, пользуется, при взимании как самых повинностей, так и накопившихся по оным недоимок, преимуществами, в местных положениях ему предоставленными.

162. Помещик сносится с сельским обществом чрез посредство избраннаго сим обществом старосты.

163. Помещик может, по своему усмотрению, передавать права свои, вполне или с ограничениями и по законным доверенностям, всем тем лицам, которым, общими законами, не воспрещается управление имениями.

Читайте также: