Каким было одно из первых поручений комиссии по правам человека

Обновлено: 14.05.2024

§28. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Имеет ли гражданин право и возможность подать в суд на свое государство ? Может ли какое-либо государство быть осуждено как преступник ?

Из курса истории и обществознания вы знаете, что в различные эпохи содержание и объем прав человека определялись по-разному. Причем до начала XX в. права человека регулировались только внутригосударственным правом отдельных государств.

В ходе Второй мировой войны со всей очевидностью обнаружилась потребность в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединенных Наций (ООН) возникла в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы войны. Этим и объясняется включение в число целей ООН положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека.

ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ ООН

Функции и полномочия Организации Объединенных Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Ее структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами — членами ООН обязательств, которые они взяли на себя по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами — членами Организации и Генеральным секретарем.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для государств — членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств — членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определенных принципов и норм международного права, обязательных для всех государств — членов ООН.

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на 3 года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и принимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В ее функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно Международного билля о правах человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, делает рекомендации, представляет информацию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершенные исследования служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.

Одним из первых поручений Комиссии стала работа с Международным биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения в принципе допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта. (Подумайте, какие права должны соблюдаться вне зависимости от политической ситуации в государстве, регионе мира.)

ООН создал и ряд других органов по защите прав человека, например прав женщин, прав ребенка. Таким образом, органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее время деятельность органов ООН в области прав человека еще очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в ее работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации были учреждены должности Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координируют практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдет объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

ПРОБЛЕМА ОТМЕНЫ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Динамика развития отношений между странами свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных является вопрос о применении смертной казни.

Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не отменили смертную казнь. Запрещалось выносить смертный приговор лишь за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Вопрос о применении смертной казни за тяжкие преступления является не только правовым, но и нравственно-философским. Значительное количество убийств совершается людьми в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, нередко под влиянием ряда неожиданных факторов. Существенно меньшее число убийств планируется заранее, поэтому многочисленные утверждения о том, что смертная казнь способна остановить или резко уменьшить преступность, представляются малообоснованными. Практика свидетельствует о том, что применение смертной казни не уменьшает число преступлений, в то время как ее отмена ведет к гуманизации отношений в обществе, позволяет избежать судебных ошибок.

Протокол № 6 оказал влияние на позицию ряда государств — членов ООН по вопросу об отмене смертной казни. Это привело к тому, что Генеральная Ассамблея ООН провозгласила неразрывную связь права каждого на жизнь с запрещением смертной казни и обязала государства-участников отменить смертную казнь без каких-либо оговорок и не исполнять вынесенные приговоры о смертной казни. Контроль за соблюдением этого решения был возложен на Комитет по правам человека.

Однако далеко не все страны мира согласились с этим решением и реализовали его. Дискуссия об отмене моратория на применение смертной казни за совершение особо тяжких преступлений в течение нескольких лет идет и в России.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Индивид не только имеет права, закрепленные в межгосударственных соглашениях, но и несет ответственность за нарушение принципов и норм международного права. Принято различать две категории противоправных деяний: международные правонарушения и международные преступления (особо опасные правонарушения).

Заметим, что к военным преступлениям и преступлениям против человечества неприменим срок давности. Как вы думаете, почему?

Субъектом международного правонарушения и преступления является как государство, так и индивид, даже если правонарушения или преступления совершались им как частным лицом, а не от имени государства.

Ответственность за многие международные преступления наступает независимо от места и времени их совершения. При этом не имеет значения, предусмотрены ли они в законодательстве государства и является ли данное лицо его гражданином или иностранцем. Любое государство в соответствии с нормами международного права обязано рассматривать подобных лиц как преступников. Если же индивид, совершивший международное преступление, действовал от имени государства, к международно-правовой ответственности может быть привлечено и само государство.

ПОЛНОМОЧИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО СУДА

Во многих случаях международные преступления совершаются членами правительства и другими официальными лицами, и суды государства не привлекают их к ответственности. Очевидно, что национальные судебные системы никогда не будут эффективными органами по рассмотрению дел о международных преступлениях, особенно тех, которые организуются государствами и совершаются их представителями.

Целый ряд международных преступлений был совершен в последнее десятилетие. В 1993 г. решением Совета Безопасности ООН был создан временный Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, виновных в преступных нарушениях прав человека на территории бывшей Югославии. Работа трибунала по Югославии и ряду других государств, где в ходе гражданских войн и межнациональных конфликтов совершались преступления против человечности, выявила серьезные проблемы, например: отсутствие достаточного финансирования; нежелание ряда государств сотрудничать с Трибуналом и подчиняться его решениям.

Решение о создании Международного уголовного суда и принятие его Статута — начало качественно нового этапа в развитии межгосударственных отношений и международного права. Впервые со времени Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками международное сообщество приняло решение создать постоянно действующую высшую судебную инстанцию, которая сможет выносить приговоры всем, кто виновен в военных преступлениях и преступлениях против человечности, независимо от должностного положения.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Очевидно, что в мире, вступившем в XXI век, наблюдается серьезная трансформация международных отношений. Эффективная защита прав и свобод человека воспринимается как одна из важнейших глобальных проблем, решение которой возможно лишь в условиях интеграции усилий всего мирового сообщества.

В основу законодательства всех стран должны лечь общепризнанные правовые принципы и нормы, что приведет к созданию единого правового пространства. Создание единого правового пространства — долгосрочная цель, достижение которой не означает, однако, полную унификацию национальных систем права, но единообразный подход к толкованию и применению согласованных международно-правовых норм. Указанное сближение норм и принципов происходит во многих отраслях права, однако основу подобного сближения составляют права и свободы человека, особенно гражданские и политические права. Наиболее успешно такое пространство создается в рамках ряда европейских региональных организаций.

В последние десятилетия многие нормы и принципы международного права, относящиеся к правам человека, были конкретизированы в рамках региональных организаций. К ним относятся, например, нормы, касающиеся проведения выборов, создания многопартийных систем, при знания различных форм собственности, права каждого покидать свою страну и возвращаться обратно. Особенно важно признание всеми государствами приоритета международного права над внутригосударственным. Подобное признание будет способствовать непосредственному применению принципов и норм международного права в юридической и административной практике государств.

Успешность создания глобального правового пространства зависит и от оптимизации деятельности международных контрольных органов по правам человека и наделения их компетенцией выносить конкретные и обязательные решения в адрес отдельных государств. Для этого государствам придется отказаться от части суверенных прав и предоставить международным органам по правам человека властные полномочия.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1. Права человека приоритетны по отношению к иным правовым принципами нормам. Необходимо научиться отстаивать свои права и уважать права други х людей .

2 Смертная казнь рассматривается мировым сообществом как нарушение основополагающего права человека — права на жизнь . Следует помнить об этом, определяя свое отношение к предложению о возобновлении смертной казни в России .

3. Нарушение прав человека государством, его отдельными представителями или частными лицами осуждается нормами международного права . Ответственность за совершение международных преступлений наступает вне зависимости от срока давности , гражданства преступника и его местонахождения .

4. Гражданин любой европейской страны, в том числе России , может обратиться за защитой своих прав в Европейски й Суд по правам человека , решения которого являются обязательными для государства-нарушителя .

Из Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средст в воздействия на природную среду (1976 г.).

Государства — участники настоящей Конвенции, . признавая, что научно-технический прогресс может открыть новые возможности в области воздействия на природную среду.

сознавая, что использование средств воздействия на природную среду в мирных целях могло бы привести к улучшению взаимодействия человека и природы и способствовать сохранению и улучшению природной среды на благо нынешних и будущих поколений, сознавая, однако, что военное или любое иное враждебное использование таких средств могло бы иметь чрезвычайно пагубные последствия для благосостояния людей. согласились о нижеследующем:

Статья 1
1. Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какие структурные подразделения ООН занимаются непосредственно защитой прав человека?
2. Перечислите международные соглашения , которые включаетв себя Билль о правах человека.В чем состоит их главный принцип ?
3. С какой целью подразделения ООН и региональные организации по защите прав человека работают с жалобами отдельных граждан ? Все ли жалобы принимаются к рассмотрению? Почему ?
4. Как организована защита прав человека в рамках Совета Европы?
5. Почему с провозглашением права индивидов обращаться непосредственно в Европейски й Суд была упразднена Комиссия по правам человека?
6. Что такое международное преступление? Какие подобные преступления вам известны? В чем специфика судебного преследования за совершение международных преступлений ?
7. Каковы причины организации Международного уголовного суда ?
8 . Эффективен ли, по-вашему, существующий механизм международной защиты прав человека? Почему ?

1. В России в течение нескольких лет идет дискуссия о необходимости восстановления практики смертной казни за особо тяжкие преступления . Выясните позицию родных , друзей и знакомых по данной проблеме . Сформулируйте основные доводы сторонников и противников смертной казни. Выскажите и аргументируйте собственное отношение к данной проблеме .

2 . Предположите , почему европейские структуры по защите прав и свобод человека в настоящее время действуют более эффективно , нежели структуры ООН. С какими проблемами в области прав человека в последние годы сталкивается Европейский Союз ? Назовите 3—5 проблем.

3. Конвенция о правах ребенка запрещает :
а ) применение смертной казни или пожизненного тюремного заключения к лицам моложе 18 лет ;
б) призыв на военную службу даже в условиях войны лиц, не достигши х 15 лет.
Объясните причины каждого из запретов .

МЫСЛИ МУДРЫХ

Обществознание : учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. . — М. : Просвещение, 2006. — 349 с.


Планирование по обществознанию , учебники и книги онлайн, курсы и задачи по обществознанию для 11 класса скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

1.Организация Объединенных Наций возникла в:

  • а)1933 г.
  • б)1945 г.
  • в)1975 г.
  • г)1949 г.
Вопрос 2

2. Выберите из предложенного списка орган ООН

  • а) Суд по правам человека
  • б) Совет Европы
  • в) Комиссия по правам человека
  • г) Гаагский трибунал
Вопрос 3

3.В целях совершенствования системы быстрого реагирова­ния на проблемы в области прав беженцев ООН учредила должность __________ по правам беженцев

  • 1) Верховного комиссара
  • 2) Ведущего эксперта
  • 3) Уполномоченного
  • 4) Главного специалиста
Вопрос 4

4. В целях совершенствования системы быстрого реагирова­ния на проблемы в области прав человека ООН учредила должность __________ по правам человека

  • 1) Уполномоченного
  • 2) Ведущего эксперта
  • 3) 1950 г.
  • 4) 1975 г.
Вопрос 5

5. За исполнением решений Европейского Суда по правам че­ловека наблюдает

  • а) Совет Европы
  • б) Совет безопасности
  • в) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
  • Г) Комитет министров Совета Европы
Вопрос 6

6. Укажите универсальные международные документы в области прав человека

  • а) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • б) Конституция РФ
  • в) Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах
Вопрос 7

7. В каких международных документах закреплены права ребенка

  • 1) Всеобщая декларация прав человека
  • 2) Конвенция о правах ребенка
  • 3) Декларация прав ребенка
Вопрос 8

8. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?
1. Права ребёнка защищаются особой конвенцией.
2. Право жить и воспитываться в семье- одно из главных прав ребёнка

  • 1) оба суждения неверны
  • 2) верно только 2
  • 3) верно только 1
  • 4) верно 1 и 2
Вопрос 9

9. Международная защита прав человека появилась

  • а) В период нового времени
  • б) в 20 веке
  • в) в 21 веке
  • г) В древности
Вопрос 10

10. Появление международной защиты прав человека связано с событиями

  • а) Второй мировой войны
  • б) Наполеоновских войн
  • в) Великих географических открытий
  • г) Первой мировой войны
Вопрос 11

11. Функции Организации Объединенных Наций:

  • 1) Все перечисленное
  • 2) Создание проектов
  • 3) Создание рекомендаций
  • 4) Проведение конференций
Вопрос 12

12. Основной документ, устанавливающий защиту права и свобод человека

  • 1. Международный билль о правах человека
  • 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
  • 3. Международный пакт о гражданских и политических правах
  • 4. Международная декларация прав человека
Вопрос 13

13. Принцип всех международных документов о защите прав человека:

  • А. Строгое государственное регулирование прав
  • Б.Свобода личности, свобода пользования правами
  • В.Ограничение прав некоторых народов
  • Г.Свобода личности при ограничении некоторых прав
Вопрос 14

14. Кто несет главную ответственность за выполнение функций ООН

  • А. Совет безопасности, Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС
  • Б. Совет безопасности и ЭКОСОС
  • В. Совет безопасности и ЭКОСОС
  • Г. Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС
Вопрос 15

15. Каким было одно из первых поручений Комиссии по правам человека

  • 1. Работа с международным конгрессом о правах человека
  • 2. Работа с международным союзом о правах человека
  • 3. Работа с международным биллем о правах человека
Вопрос 16

16. Сколько экспертов изначально входило в Комитет по правам человека

Вопрос 17

17. Когда была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод?

  • А. 24 ноября 1950г
  • Б. 14 ноября 1950г
  • В. 4 ноября 1950г
  • Г. 4 октября 1951г
Вопрос 18

18. В каком году Россия подписала протокол №6

  • 1) 1996
  • 2) 1995
  • 3) 1998
  • 4) 1997
Вопрос 19

19. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от неё:


Организация Объединенных Наций (ООН) - большой орган, имеющий сложную и витиеватую структуру. Одна из самых приоритетных задач, ради которых создавалась организация, - защита человеческих прав в мире. Для решения этого вопроса и было создано специальное подразделение - Комиссия по правам человека ООН.

Комиссия имеет продолжительную историю, которая и будет изложена в этой статье. Будут рассмотрены предпосылки создания такого органа, основные этапы его деятельности. А также разобраны структура, принципы и порядок работы Комиссии, а также ее компетенция и наиболее известные события, прошедшие при ее участии.

Предпосылки создания Комиссии

В 1945 году закончился самый масштабный военный конфликт за всю историю нашей планеты - завершилась Вторая мировая война. Даже примерное количество погибших людей до сих пор является предметом жарких и продолжительных споров среди историков. Разрушенными оказались города, страны, семьи и человеческие судьбы. Несметное количество людей за эти кровавые шесть лет сделались калеками, сиротами, бездомными и бродягами.

Зверства, совершенные нацистами над людьми других убеждений и национальностей, шокировали мир. Миллионы людей были зарыты в землю в концентрационных лагерях, сотни тысяч людей были ликвидированы как враги Третьего рейха. Человеческое тело использовалось на все сто процентов. Пока человек был жив, он работал на фашистов физически. Когда он умирал, кожу его снимали для обтяжки мебели, а пепел, оставшийся после сожжения тела, аккуратно расфасовывался в мешки и продавался за копейки в качестве удобрения для садовых растений.

Опыты фашистских ученых над живыми людьми не знали себе равных по циничности и жестокости. В ходе подобных экспериментов сотни тысяч людей были убиты, ранены и получили различные увечья. Людей мучили созданием искусственной гипоксии, создавая условия, сравнимые с нахождением на высоте двадцати километров, специально наносили химические и физические повреждения для того, чтобы научиться эффективнее их лечить. Проводились грандиозные по своим масштабам опыты по стерилизации жертв. Для лишения людей возможности иметь потомство применяли радиацию, химические препараты и физическое воздействие.

Было совершенно очевидным, что понятие о человеческих правах явно нуждалось в доработке и защите. Подобных ужасов впредь допускать было нельзя.

Мир во всем мире

Человечество насытилось войной. Насытилось кровью, убийствами, горем и потерями. В воздухе витали гуманистические идеи и настроения: помощь раненым и пострадавшим от военных событий. Война, как ни странно, объединила мировое сообщество, сблизило простой народ. Даже в отношениях между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком, казалось, наступил период оттепели.

Разрушение колониальной системы устройства мира

Кроме того, завершение Второй мировой войны положило конец колониальной эпохе. Англия, Франция, Германия, Португалия, Голландия и многие другие страны, имевшие в своем подчинении зависимые территории - колонии, - лишились их. Лишились официально. Но процессы и закономерности, выстраиваемые в течение столетий, невозможно разрушить за короткий промежуток времени.

С обретением формальной независимости страны-колонии находились только в самом начале пути государственного развития. Все они получили независимость, но не все знали, что с ней делать.

Отношения между населением стран-колоний и бывшими колонизаторами по-прежнему нельзя было назвать равными. Например, африканское население продолжало угнетаться в правах еще долгое время после завершения Второй мировой войны.

Права человека

Для того чтобы впредь не допускать вышеописанных ужасов и мировых катаклизмов, странами-победительницами было принято решение о создании Организации Объединенных Наций, внутри которой была создана Комиссия ООН по правам человека.

Создание Комиссии

Создание Комиссии ООН по правам человека неразрывно связано с созданием Организации Объединенных Наций. Устав ООН был подписан представителями стран-участниц в июне 1945 года.

Согласно уставу Организации Объединенных Наций, одним из ее органов управления являлся ЭКОСОС - Экономический и Социальный Совет ООН. В компетенцию органа входил весь перечень вопросов, касающийся экономического и социального развития в мире. Именно ЭКОСОС и стал прародителем Комиссии ООН по правам человека.

Случилось это в декабре 1946 года. С необходимостью работы такой комиссии страны-участницы ООН согласились единогласно, и она начала свою работу.

Создание комиссии ООН

Впервые Комиссия официально собралась 27 января 1947 года в небольшом городе Лейк-Саксес неподалеку от Нью-Йорка. Заседание комиссии продолжалось больше десяти дней и завершилось лишь 10 февраля того же года.

Первым председателем Комиссии стала Элеонора Рузвельт. Та самая Элеонора Рузвельт, которая приходилась супругой президенту Соединенных Штатов Америки Франклину Делано Рузвельту и племянницей Теодору Рузвельту.

Вопросы в ведении Комиссии

К компетенции Комиссии ООН по правам человека относился широкий перечень вопросов. Взаимодействие Комиссии и ООН сводилось к предоставлению аналитических и статистических докладов.

В ведении комиссии были вопросы борьбы с рабством, дискриминации по половому и национальному признакам, защита прав на выбор вероисповедания, защита интересов женщин и детей и многие другие вопросы, предусмотренные Конвенцией о правах.

Структура

Структура Комиссии постепенно видоизменялась и расширялась. В состав Комиссии входили несколько единиц. Главную роль играли аппарат Верховного комиссара по правам человека и орган по поддержанию и защите прав человека. Кроме того, для рассмотрения конкретных прецедентов и обращений создавались структурные подразделения комиссии в странах-участницах ООН.

Верховный комиссар ООН по правам человека - должность, в чьи обязанности входит мониторинг исполнения положений Всеобщей декларации по защите прав людей во всем мире. С 1993 года по настоящее время сменилось 7 людей, занимавших этот ответственный пост. Таким образом, Верховными комиссарами ООН по правам человека успели побывать Хосе Айала-Лассо из Эквадора, Мэри Робинсон из Ирландии, Сержиу Вийера ди Меллу из Бразилии, Бертран Рамчаран из Гайаны, канадка Луиза Арбур и представитель Южно-Африканской Республики Нэви Пиллэй.

С сентября 2014 года и по настоящее время должность занимает иорданский принц Зейд аль-Хуссейн.

Зейд аль-Хуссейн

Подкомиссия по поддержанию и защите прав человека - экспертный орган, в задачи которого входит решение конкретных вопросов на повестке дня. Например, подкомиссия работала по таким вопросам, как формы современного рабства, защите прав человека при борьбе с терроризмом, по вопросам коренных народов и многим другим проблемам.

Избрание представителей от стран-участниц Организации Объединенных Наций в Комиссию происходило по следующему принципу. Постоянных членов в Комиссии не было, что подразумевало ежегодную процедуру их выбора. Выбором представителей занимался вышестоящий орган Комиссии - ЭКОСОС.

Последний состав комиссии включал в себя представителей 53 государств ООН, распределенных между регионами мира в определенном соотношении.

Восточную Европу представляли 5 стран: Российская Федерация, Украина, Армения, Венгрия и Румыния.

От Азии в состав Комиссии входили представители таких стран, как Китайская Народная Республика, Саудовская Аравия, Индия, Япония, Непал и других. В общей сложности Азию представляли 12 государств.

Десять стран Западной Европы и других регионов - Франция, Италия, Голландия, Великобритания, Германия и Финляндия. В эту группу также входили Соединенные Штаты Америки, Канада и Австралия.

Одиннадцать представителей государств-членов ООН в Комиссии было от стран Латинской Америки и Карибского моря.

Африканский континент представляло 15 государств. Наиболее крупные из них - Кения, Эфиопия, Египет, Нигерия и Южно-Африканская Республика.

Создание нормативной базы Комиссии

Для успешной работы по защите прав человека необходим был единый документ, устанавливающий такие права. Проблема заключалась в том, что взгляды стран-участниц, привлеченных к работе Комиссии, слишком расходились в этом вопросе. Сказывались различия в уровне жизни и идеологии государств.

Готовящийся документ планировали назвать по-разному: Билль о правах человека, Международный билль о правах и так далее. Наконец название было выбрано - Всеобщая декларация прав человека. 1948 год считается годом принятия этого документа.

Декларация по правам человека

Основная цель документа - зафиксировать права человека на международном уровне. Если раньше во многих прогрессивных государствах, таких как Соединенные Штаты Америки, Англия, Франция, разрабатывались внутренние документы, регламентирующие эти права, то теперь проблема была вынесена на международный уровень.

В работе над Всеобщей декларацией прав человека 1948 года приняли участие представители многих стран. Помимо американцев Элеоноры Рузвельт и Джорджа Хамфри, над декларацией активно работали китаец Чжан Пэньчунь, ливанец Шарль Малик, француз Рене Кассен, а также отечественный дипломат и юрист Владимир Корецкий.

Содержание документа объединяло в себе выдержки из конституций стран-участниц, устанавливающие права человека, конкретных предложений заинтересованных лиц (особенно Американский институт права и Внутриамериканский юридический комитет), других документов в области прав человека.

Конвенция о правах человека

Этот документ стал главным по значимости нормативным актом, позволяющим защищать права людей. Важность Конвенции о правах человека, вступившей в силу в сентябре 1953 года, крайне велика. Переоценить ее действительно сложно. Теперь любой гражданин государства, ратифицировавшего статьи документа, стал вправе обращаться за помощью в специально созданную межгосударственную правозащитную организацию - Европейский суд по правам человека. Разделом № 2 Конвенции полностью регламентируется работа суда.

Конвенция по правам человека

В каждой статье Конвенции закреплялось определенное право, неотъемлемое для каждого человека. Таким образом, закреплены были такие базовые права, как право на жизнь и свободу, право на вступление в брак (статья 12), право на свободу совести и вероисповедания (статья 9), право на справедливый суд (статья 6). Также были запрещены пытки (статья 3) и дискриминация (статья 14).

Позиция Российской Федерации по отношении к Конвенции

Россия ратифицировала все статьи конвенции, подписавшись под их неукоснительным соблюдением с 1998 года.

Вместе с тем, Российской Федерацией не были ратифицированы некоторые дополнения к Конвенции. Речь идет о так называемых протоколах № 6, 13 (ограничение и абсолютная отмена смертной казни как высшей меры наказания, в России на сегодняшний день действует временный запрет), № 12 (общее запрещение дискриминации) и № 16 (консультирование национальных судов с Европейским судом по правам человека перед принятием решения).

Основные этапы работы Комиссии

Традиционно в работе Комиссии принято выделять два этапа. Основным критерием, по которому их различают, считается переход органа от политики абсентеизма к активному участию в разбирательствах по фактам нарушения прав человека. Под абсентеизмом в данном случае понимается теоретическое декларирование прав и свобод человека и распространение таких идей без каких-либо конкретных действий.

Таким образом, Комиссия на первом этапе своего существования (с 1947 по 1967 год) принципиально не вмешивалась в дела независимых государств, лишь публично высказывая свое мнение по тому или иному вопросу.

Завершение работы Комиссии

Завершилась история Комиссии в 2005 году. На смену этому органу пришел другой - Совет по правам человека ООН. Процессу остановки работы Комиссии способствовало несколько факторов.

Совет по правам человека ООН

Наибольшую роль при принятии решения о ликвидации комиссии сыграла критика в ее адрес. Обвиняли комиссию в основном в том, что она не выполняла возложенные на нее функции в полном объеме. Причиной всему было то, что, как и любой орган в сфере международного права, она беспрерывно подвергалась политическому давлению со стороны ведущих стран (в том числе групп стран) мира. Этот процесс привел к крайне высокому уровню политизации Комиссии, что постепенно привело к падению ее авторитета. На фоне этих процессов ООН приняло решение о закрытии Комиссии.

Данный процесс вполне закономерен, так как в мире существенно изменились условия. Если после окончания Второй мировой войны многие государства действительно думали о поддержании мира, то по прошествии нескольких лет началась ожесточенная борьба за мировую гегемонию, которая не могла не отразиться на Организации Объединенных Наций.

Совет по правам человека сохранил прежние принципы работы Комиссии, внеся некоторые изменения.

Механизмы работы Совета

В основу работы нового органа были заложены специальные процедуры Совета ООН по правам человека. Рассмотрим основные из них.

Посещение стран является одной из процедур. Она сводится к мониторингу обстановки по вопросам защиты человеческих прав в конкретном государстве и подготовку отчета в вышестоящий орган. Прибытие делегации осуществляется по письменному запросу к руководству страны. В ряде случаев некоторые государства выдают делегации документ, позволяющий беспрепятственное посещение страны в любое время при необходимости. Когда визит делегации завершается, принимающему государству выдаются рекомендации экспертов по улучшению ситуации в части защиты прав человека.

система оон

Три структурных подразделения Совета - Комитет против пыток, Комитет по насильственным исчезновениям и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин - вправе самостоятельно начинать расследование полученной информации. Обязательными условиями осуществления данной процедуры являются участие государства в ООН и надежность полученной информации.

Консультативный Комитет Совета ООН по правам человека - это экспертный орган, заменивший Подкомиссию по соблюдению и защите прав человека. В состав Комитета входят восемнадцать экспертов. Данный орган многие называют "мозговым центром" Совета.

Критика работы Совета

Несмотря на попытки ООН сохранить репутацию органа по защите прав человека, критика его работы продолжается. Во многом сложившаяся ситуация объясняется напряженной ситуацией на мировой политической арене. Например, многие страны негативно высказываются за участие в работе совета Российской Федерации.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

1.Организация Объединенных Наций возникла в:

  • а)1933 г.
  • б)1945 г.
  • в)1975 г.
  • г)1949 г.
Вопрос 2

2. Выберите из предложенного списка орган ООН

  • а) Суд по правам человека
  • б) Совет Европы
  • в) Комиссия по правам человека
  • г) Гаагский трибунал
Вопрос 3

3.В целях совершенствования системы быстрого реагирова­ния на проблемы в области прав беженцев ООН учредила должность __________ по правам беженцев

  • 1) Верховного комиссара
  • 2) Ведущего эксперта
  • 3) Уполномоченного
  • 4) Главного специалиста
Вопрос 4

4. В целях совершенствования системы быстрого реагирова­ния на проблемы в области прав человека ООН учредила должность __________ по правам человека

  • 1) Уполномоченного
  • 2) Ведущего эксперта
  • 3) 1950 г.
  • 4) 1975 г.
Вопрос 5

5. За исполнением решений Европейского Суда по правам че­ловека наблюдает

  • а) Совет Европы
  • б) Совет безопасности
  • в) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
  • Г) Комитет министров Совета Европы
Вопрос 6

6. Укажите универсальные международные документы в области прав человека

  • а) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • б) Конституция РФ
  • в) Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах
Вопрос 7

7. В каких международных документах закреплены права ребенка

  • 1) Всеобщая декларация прав человека
  • 2) Конвенция о правах ребенка
  • 3) Декларация прав ребенка
Вопрос 8

8. Верны ли следующие суждения о правах ребёнка?
1. Права ребёнка защищаются особой конвенцией.
2. Право жить и воспитываться в семье- одно из главных прав ребёнка

  • 1) оба суждения неверны
  • 2) верно только 2
  • 3) верно только 1
  • 4) верно 1 и 2
Вопрос 9

9. Международная защита прав человека появилась

  • а) В период нового времени
  • б) в 20 веке
  • в) в 21 веке
  • г) В древности
Вопрос 10

10. Появление международной защиты прав человека связано с событиями

  • а) Второй мировой войны
  • б) Наполеоновских войн
  • в) Великих географических открытий
  • г) Первой мировой войны
Вопрос 11

11. Функции Организации Объединенных Наций:

  • 1) Все перечисленное
  • 2) Создание проектов
  • 3) Создание рекомендаций
  • 4) Проведение конференций
Вопрос 12

12. Основной документ, устанавливающий защиту права и свобод человека

  • 1. Международный билль о правах человека
  • 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
  • 3. Международный пакт о гражданских и политических правах
  • 4. Международная декларация прав человека
Вопрос 13

13. Принцип всех международных документов о защите прав человека:

  • А. Строгое государственное регулирование прав
  • Б.Свобода личности, свобода пользования правами
  • В.Ограничение прав некоторых народов
  • Г.Свобода личности при ограничении некоторых прав
Вопрос 14

14. Кто несет главную ответственность за выполнение функций ООН

  • А. Совет безопасности, Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС
  • Б. Совет безопасности и ЭКОСОС
  • В. Совет безопасности и ЭКОСОС
  • Г. Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС
Вопрос 15

15. Каким было одно из первых поручений Комиссии по правам человека

  • 1. Работа с международным конгрессом о правах человека
  • 2. Работа с международным союзом о правах человека
  • 3. Работа с международным биллем о правах человека
Вопрос 16

16. Сколько экспертов изначально входило в Комитет по правам человека

Вопрос 17

17. Когда была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод?

  • А. 24 ноября 1950г
  • Б. 14 ноября 1950г
  • В. 4 ноября 1950г
  • Г. 4 октября 1951г
Вопрос 18

18. В каком году Россия подписала протокол №6

  • 1) 1996
  • 2) 1995
  • 3) 1998
  • 4) 1997
Вопрос 19

19. Уполномоченный по правам человека в РФ назначается на должность и освобождается от неё:

Читайте также: