Каких дочерей можно ожидать в типичном браке при х р типе наследования

Обновлено: 04.07.2024

1) Основные методы изучения генетики человека:
1. генеалогический;
2. гибридологический;
3. клинический;
4. пренатальный, морфологический.

2) Трудности изучения генетики человека:
1. все ответы верны.
2. большое количество хромосом;
3. маленькая плодовитость;
4. невозможно формировать необходимую схему брака;

3) Основным методом генетики человека является:
1. генеалогический;
2. гибридологический;
3. исторический;
4. морфологический.

4) Метод составления и анализа родословной впервые был предложен:
1. Гальтоном;
2. Бочковым.
3. Менделем;
4. Морганом;

5) Метод, который позволяет выяснить характер наследования признака, тип наследования, вероятность проявления анализируемого признака у потомства, называется:
1. генеалогическим;
2. биохимическим.
3. гибридологическим;
4. клиническим;

6) Признак, который встречается в родословной часто, с одинаковой частотой у мужчин и женщин, в каждом поколении, у больных детей всегда один из родителей болен, наследуется:
1. аутосомно-доминантно;
2. аутосомно-рецессивно.
3. сцеплено с У-хромосомой;
4. сцеплено с Х-хромосомой;

7) Признак, который встречается в родословной редко, с одинаковой частотой у мужчин и женщин, не в каждом поколении, у больных детей могут быть здоровые родители, наследуется:
1. аутосомно-рецессивно.
2. аутосомно-доминантно;
3. сцеплено с У-хромосомой;
4. сцеплено с Х-хромосомой;

8) Признаки, которые встречаются в равной степени, как у мужчин, так и у женщин, являются:
1. аутосомными;
2. голандрическими;
3. доминантными.
4. сцепленными с полом;

9) Признаки, которые встречаются чаще у мужчин или у женщин, являются:
1. сцепленными с полом;
2. аутосомными;
3. голандрическими;
4. доминантными.

10) Признак, который проявляется в каждом поколении, чаще отмечается у женщин, при больном отце, отмечается у всех его дочерей, называется:
1. доминантным, сцепленным с Х-хромосомой.
2. аутосомным;
3. голандрическим;
4. сцепленным с полом;

11) Признак, проявляющийся у детей, родители которых им не обладают, является:
1. рецессивным;
2. голандрическим;
3. доминантным.
4. сцепленным с полом;

12) Признак, который встречается чаще у мужчин и не в каждом поколении, а у больной матери все её сыновья больные, является:
1. рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой;
2. аутосомным.
3. голандрическим;
4. доминантным, сцепленным с Х-хромосомой;

13) Признаки, наследуемые по мужской линии, называются:
1. голандрическими;
2. аутосомными.
3. доминантными, сцепленным с Х-хромосомой;
4. рецессивными, сцепленным с Х-хромосомой;

14) Для цитоплазматической наследственности характерно, что признак:
1. все ответы верны.
2. встречается с одинаковой частотой у обоих полов;
3. передается по материнской линии;
4. проявляется при попадании плазмогенов от яйцеклетки;

15) Пробанд это:
1. человек, родословную которого изучают;
2. родственник больного;
3. тот, кто собирает сведения;
4. человек, изучающий родословную.

16) Сибсами являются:
1. родные братья и сестры.
2. двоюродные братья;
3. любые члены родословной;
4. троюродные сестры;

17) Если анализируемый признак в родословной встречается несколько раз в разных поколениях, то можно предположить, что этот признак:
1. имеет наследственную природу;
2. аутосомный;
3. не имеет наследственную природу.
4. сцеплен с полом;

18) Признак, который встречается только у мужчин, в каждом поколении, а у больного отца все его сыновья больные, является:
1. голандрическим;
2. аутосомным.
3. доминантным, сцепленным с Х-хромосомой;
4. рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой;

19) Если признак встречается чаще у лиц мужского или женского пола, то этот признак:
1. сцеплен с Х- или У- хромосомой;
2. аутосомный;
3. доминантный;
4. рецессивный.

20) Если в родословной заболевание проявляется через поколение с одинаковой частотой у мальчиков и девочек при здоровых родителях, то это заболевание имеет характерные черты … наследования:
1. аутосомно-рецессивного;
2. аутосомно-доминантного;
3. голандрического.
4. сцепленного с полом;

21) С помощью генеалогического метода можно установить:
1. сцепленное наследование;
2. морфологию и количество хромосом в кариотипе;
3. строение генов;
4. структуру хромосом.

22) На основе анализа родословной, которая показала, что заболевание встречается в каждом поколении и только у мужчин, передается от отца к сыну, можно заключить - тип наследования этого заболевания:
1. сцепленный с Y-хромосомой.
2. аутосомно-доминантный;
3. аутосомно-рецессивный;
4. рецессивный сцепленный с Х-хромосомой;

23) Если в родословной заболевание проявляется в каждом поколении с одинаковой частотой у мальчиков и девочек и один из родителей болен, то это заболевание имеет характерные черты … наследования:
1. сцепленного с полом;
2. аутосомно-доминантного;
3. аутосомно-рецессивного;
4. голандрического.

24) Брахидактилия наследуется по … типу:
1. аутосомно-доминантному;
2. аутосомно-рецессивному;
3. доминантному, сцепленному с Х- хромосомой;
4. рецессивному, сцепленному с Х- хромосомой.

25) Не витамино зависимый рахит наследуется по … типу:
1. доминантному, сцепленному с Х- хромосомой;
2. аутосомно-доминантному;
3. аутосомно-рецессивному;
4. рецессивному, сцепленному с Х- хромосомой.

26) Дальтонизм наследуется по … типу:
1. рецессивному, сцепленному с Х- хромосомой.
2. аутосомно-доминантному;
3. аутосомно-рецессивному;
4. доминантному, сцепленному с Х- хромосомой;

27) Ихтиоз наследуется по … типу:
1. рецессивному, сцепленному с Х- хромосомой.
2. аутосомно-доминантному;
3. аутосомно-рецессивному;
4. доминантному, сцепленному с Х- хромосомой;

28) Гипертрихоз ушной раковины наследуется по … типу:
1. голандрическому; -аутосомно-рецессивному;
2. доминантному, сцепленному с Х- хромосомой;
3. рецессивному, сцепленному с Х- хромосомой.

29) Метод генетики, который не используется при определении наследственности и изменчивости человека:
1. гибридологический.
2. близнецовый;
3. популяционно-статистический;
4. цитогенетический;

30) Вероятность рождения ребенка, страдающего гемофилией А, в браке женщины – носительницы этого гена и здорового супруга составляет:
1. 25%;
2. 100%.
3. 50%;
4. 75%;

31) Менделирующие признаки у человека наследуются:
1. аутосомно.
2. голандрически;
3. сцеплено с Х- хромосомой;
4. сцеплено с полом;

32) Темная эмаль зубов наследуется по … типу:
1. А и В верны.
2. аутосомно-доминантному;
3. аутосомно-рецессивному;
4. доминантному, сцепленному с Х- хромосомой;

33) Гемофилия типа А наследуется по … типу:
1. рецессивному, сцепленному с Х- хромосомой.
2. аутосомно-доминантному;
3. аутосомно-рецессивному;
4. доминантному, сцепленному с Х- хромосомой;

34) Кариотип – совокупность признаков … набора хромосом:
1. метафазного;
2. анафазного;
3. профазного;
4. телофазного.

35) Благодаря генеалогическому методу, были (о) установлены(о):
1. сцепленное наследование признаков;
2. механизмы возникновения генных, геномных и хромосомных мутаций;
3. морфология и количество хромосом в геноме.
4. строение генов;

36) С помощью … метода было показано, что продолжительность жизни, и творческие способности человека, в большей степени определяются наследственностью, а не влиянием воспитания и действием окружающей среды:
1. близнецового;
2. биохимического.
3. генеалогического;
4. цитогенетического;

37) Дизиготные близнецы в первую очередь отличаются друг от друга благодаря … изменчивости:
1. комбинативной;
2. модификационной;
3. мутационной.
4. фенотипической;

38) Метафазные Х- и Y-хромосомы человека различаются по:
1. все ответы верны.
2. генному набору;
3. длине;
4. размеру плеч;

39) Органоиды яйцеклетки человека, которые отвечают за цитоплазматическую наследственность:
1. митоходрии;
2. пластиды;
3. рибосомы;
4. ядро.

40) Субметацентрическая средняя хромосома кариотипа человека:
1. Х-хромосома;
2. 1-ая хромосома.
3. 21-ая хромосома;
4. У-хромосома;

41) Дети одной беременности называются:
1. близнецами;
2. братьями и сестрами.
3. дизиготами;
4. монозиготами;

42) Морфологически 21 пара хромосом:
1. акроцентрическая;
2. метацентрическая;
3. самая крупная;
4. средняя.

43) Расположение метафазных пар хромосом, по мере убывания размеров называется:
1. идиограмма;
2. геном;
3. генотип.
4. кариотип;

44) Метод дифференциального окрашивания хромосом разработан:
1. Касперсоном;
2. Гальтоном.
3. Менделем;
4. Морганом;

45) Метод, изучающий роль наследственности и среды в развитии признака, называется:
1. близнецовый;
2. биохимический;
3. генеалогический;
4. цитологический.

46) Близнецы, развивающиеся из одной яйцеклетки, называются:
1. монозиготные;
2. двуяйцевыми;
3. дизиготные;
4. неидентичными.

47) Близнецы, развивающиеся из одной яйцеклетки, называются:
1. монозиготные;
2. все ответы верны.
3. идентичные;
4. однояйцевыми;

48) Рождение однояйцевых близнецов, как правило,:
1. передается по линии матери;
2. зависит от среды;
3. не наследуется;
4. нет верного ответа.

50) Дискордантность определяет:
1. отличие по многим признакам;
2. дизиготность.
3. разнояйцовость;
4. сходность по многим признакам;

Презентация на тему: " Генетика. Аллельные и неаллельные гены, их взаимодействия. Типы моногенного наследования признаков." — Транскрипт:

1 Генетика. Аллельные и неаллельные гены, их взаимодействия. Типы моногенного наследования признаков.

2 План. 1. Характеристика моногенных признаков 2. А-Д, А-Р, кодоминантный типы наследования. 3. Наследование, сцепленное с полом. 4. Независимое и сцепленное наследование двух и более 5. моногенных признаков.

3 Наследование передача генетической информации от одного поколения организмов другому

4 Характеристика моногенных признаков (МП). Это дискретные (чаще – качественные) признаки. Это дискретные (чаще – качественные) признаки.

5 Характеристика моногенных признаков (МП). Это дискретные (чаще – качественные) признаки. Это дискретные (чаще – качественные) признаки. Встречаются в человеческих популяциях (семьях) в двух или трех альтернативных, четко очерченных, формах (два или три фенотипических класса). Встречаются в человеческих популяциях (семьях) в двух или трех альтернативных, четко очерченных, формах (два или три фенотипических класса).

6 Характеристика моногенных признаков (МП). Это дискретные (чаще – качественные) признаки. Это дискретные (чаще – качественные) признаки. Встречаются в человеческих популяциях (семьях) в двух или трех альтернативных, четко очерченных, формах (два или три фенотипических класса). Встречаются в человеческих популяциях (семьях) в двух или трех альтернативных, четко очерченных, формах (два или три фенотипических класса). Альтернативная форма МП – результат мутации 1 гена. Альтернативная форма МП – результат мутации 1 гена.

7 Характеристика моногенных признаков (МП). Это дискретные (чаще – качественные) признаки. Это дискретные (чаще – качественные) признаки. Встречаются в человеческих популяциях (семьях) в двух или трех альтернативных, четко очерченных, формах (два или три фенотипических класса). Встречаются в человеческих популяциях (семьях) в двух или трех альтернативных, четко очерченных, формах (два или три фенотипических класса). Альтернативная форма МП – результат мутации 1 гена. Альтернативная форма МП – результат мутации 1 гена. Среда на формирование МП или не влияет, или изменяет экспрессивность и пенетрантность гена. Среда на формирование МП или не влияет, или изменяет экспрессивность и пенетрантность гена.

8 Наследуются МП по моногенному типу – по законам Менделя (менделирующие признаки). Наследуются МП по моногенному типу – по законам Менделя (менделирующие признаки).

9 Прогнозируют МП по законам Менделя. Прогнозируют МП по законам Менделя.

10 Наследуются МП по моногенному типу – по законам Менделя (менделирующие признаки). Наследуются МП по моногенному типу – по законам Менделя (менделирующие признаки). Прогнозируют МП по законам Менделя. Прогнозируют МП по законам Менделя. Степень риска рождения больных детей в семьях при типичных браках – 25%, 50%. Степень риска рождения больных детей в семьях при типичных браках – 25%, 50%.

11 Наследуются МП по моногенному типу – по законам Менделя (менделирующие признаки). Наследуются МП по моногенному типу – по законам Менделя (менделирующие признаки). Прогнозируют МП по законам Менделя. Прогнозируют МП по законам Менделя. Степень риска рождения больных детей в семьях при типичных браках – 25%, 50%. Степень риска рождения больных детей в семьях при типичных браках – 25%, 50%. Наследуемость МП – 100%. Наследуемость МП – 100%.

12 Классификация моногенного наследования. 1. Аутосомное (ген расположен в аутосоме): А-Д А-Д А-Р А-Р Кодоминантное. Кодоминантное. 2. Сцепленное с полом (ген расположен в половой хромосоме): Х - сцепленное (Х-Д, Х-Р) Х - сцепленное (Х-Д, Х-Р) У- сцепленное У- сцепленное

13 Характеристика А-Д типа наследования. В семье с больным ребенком болен, как правило, один из родителей. В семье с больным ребенком болен, как правило, один из родителей. Больные встречаются в каждом поколении (по вертикали). Больные встречаются в каждом поколении (по вертикали). Одинаково часто болеют лица мужского и женского пола. Одинаково часто болеют лица мужского и женского пола. Гомозиготы (АА) по мутантному гену поражены тяжелее, чем гетерозиготы (Аа). Гомозиготы (АА) по мутантному гену поражены тяжелее, чем гетерозиготы (Аа). Типичный брак Аа х аа. Типичный брак Аа х аа. Вероятность рождения больного ребенка в типичном браке – 50%. Вероятность рождения больного ребенка в типичном браке – 50%. Позднее проявление мутантного гена, неполная пенетрантность, варьирующая экспрессивность. Позднее проявление мутантного гена, неполная пенетрантность, варьирующая экспрессивность.

15 Влияние гомозиготности на тяжесть заболевания. Брахидактилия. А-Д. П -100%. Аа – укороченные пальцы рук и ног. АА – недостаток пальцев на руках и ногах, множественные уродства скелета, гибель ребенка в первый год жизни

17 Полидакт илия (А-Д)

21 Характеристика А-Р типа наследования. Больные дети рождаются у здоровых родителей. Больные дети рождаются у здоровых родителей. Больные встречаются не в каждом поколении (по горизонтали). Больные встречаются не в каждом поколении (по горизонтали). Одинаково часто болеют лица мужского и женского пола. Одинаково часто болеют лица мужского и женского пола. Типичный брак Аа х Аа. Типичный брак Аа х Аа. Вероятность рождения больного ребенка в типичном браке – 25%. Вероятность рождения больного ребенка в типичном браке – 25%. Примеры моногенных признаков с А-Р типом наследования: Парадонтоз молочных и постоянных зубов с последующим их выпадением. Фенилкетонурия – слабоумие, гипопигментация кожи, светлые волосы и глаза, выступающая верхняя челюсть с широкорасставленными зубами, гипоплазия эмали и ранний кариес.

23 Наследование групп крови системы АВО. Ген расположен в 9 хромосоме. Ген расположен в 9 хромосоме. Молекулярные формы гена: А = В > О. Молекулярные формы гена: А = В > О. Генотипы: ОО, АА, АО, ВВ, ВО, АВ. Генотипы: ОО, АА, АО, ВВ, ВО, АВ. Фенотипы: 1(О) 11(А) 111(В) 1У(АВ) Фенотипы: 1(О) 11(А) 111(В) 1У(АВ) Тип насл. А-Р А-Д А-Д Кодоминантный Тип насл. А-Р А-Д А-Д Кодоминантный Группа крови АВО IIIIIIIV Антигены в мембране эритроцитов -ABAB Антитела в плазме крови αββα-

24 Наследование групп крови системы резус-Rh. Ген расположен в 1 хромосоме. Молекулярные формы гена: Rh, rh Генотипы: RhRh, Rhrh, rhrh Фенотипы: положительный отрицательный резус-фактор резус-фактор резус-фактор резус-фактор Среди европейцев: 84% - с положительным резус-фактором. 16% - с отрицательным резус- фактором. 16% - с отрицательным резус- фактором.

25 Несовместимость крови по резус- фактору матери и плода Р мать rhrh x отец Rhrh отрицательный положительный отрицательный положительный резус-фактор резус-фактор резус-фактор резус-фактор G rh Rh rh F Rhrh, rhrh положительный отрицательный положительный отрицательный резус-фактор резус-фактор резус-фактор резус-фактор 50% 50% 50% 50% Возможно развитие Возможно развитие резус-конфликта резус-конфликта

26 Характеристика Х-Д типа наследования. Болеют мужчины и женщины. Гетерозиготные женщины болеют легче, чем гемизиготные мужчины. Болеют мужчины и женщины. Гетерозиготные женщины болеют легче, чем гемизиготные мужчины. Больной мужчина передает мутантный ген только дочерям и не передает сыновьям. Больной мужчина передает мутантный ген только дочерям и не передает сыновьям. Болезнь прослеживается в родословной по вертикали и горизонтали. Болезнь прослеживается в родословной по вертикали и горизонтали. Примеры моногенных признаков с Х-Д типом наследования: Рото-лице-пальцевый синдром – асимметричное укорочение пальцев, расщелина губы и неба, аномалии зубов и кариес, сверхкомплектные зубы, гипоплазия эмали. Рото-лице-пальцевый синдром – асимметричное укорочение пальцев, расщелина губы и неба, аномалии зубов и кариес, сверхкомплектные зубы, гипоплазия эмали. Коричневая эмаль зубов. Коричневая эмаль зубов.

27 Типичные типы браков при Х-Д типе наследования. Х* - коричневая эмаль зубов Х – белая эмаль зубов Р Х*Х х ХУ коричневая белая коричневая белая G Х* Х Х У F Х*Х, ХХ, Х*У, ХУ корич. белая корич. белая корич. белая корич. белая 25% 25% 25% 25% 25% 25% 25% 25% Вероятность: 50% 50% коричневая белая коричневая белая эмаль эмаль эмаль эмаль Р ХХ х Х*У белая коричневая белая коричневая G Х Х* У F Х*Х, ХУ корич. белая корич. белая 50% 50% 50% 50%

28 Характеристика Х-Р типа наследования. Болеют преимущественно гемизиготные мужчины (в генотипе присутствует только один ген из пары аллельных). Болеют преимущественно гемизиготные мужчины (в генотипе присутствует только один ген из пары аллельных). Женщина – гетерозиготная носительница может передать мутантный ген 50% сыновей (они заболевают) и 50% дочерей (они здоровы и становятся носительницами мутантного гена). Женщина – гетерозиготная носительница может передать мутантный ген 50% сыновей (они заболевают) и 50% дочерей (они здоровы и становятся носительницами мутантного гена). Больные сыновья могут родиться у здоровых родителей. Типичный брак: ХХ* х ХУ. Больные сыновья могут родиться у здоровых родителей. Типичный брак: ХХ* х ХУ. В родословной больного родственники мужского пола со стороны матери больны. В родословной больного родственники мужского пола со стороны матери больны.

29 Примеры признаков с Х-Р типом наследования. Дискератоз врожденный – изъязвления слизистой оболочки рта и дисплазия зубов. Дискератоз врожденный – изъязвления слизистой оболочки рта и дисплазия зубов. Гемофилия А и В. Гемофилия А и В. Дейтеранопия – невосприятие зеленого цвета. Дейтеранопия – невосприятие зеленого цвета. Протанопия – невосприятие красного цвета. Протанопия – невосприятие красного цвета.

33 Наследование гемофилии. Х-Р- тип. П – 100%. Х* - гемофилия Х – нормальное свертывание крови. Р ХХ* х ХУ норм.св.кр. норм.св.кр. норм.св.кр. норм.св.кр. G Х Х* Х У F ХХ, ХХ*, ХУ, Х*У н.св.кр. н.св.кр. н.св.кр. гемофилия н.св.кр. н.св.кр. н.св.кр. гемофилия 25% 25% 25% 25% 25% 25% 25% 25% Риск для потомства: 25% - от всего ожидаемого потомства, 50% - от мальчиков.

34 Характеристика У-сцепленного типа наследования. Болеют только мужчины. Болеют только мужчины. Гены, расположенные в У-хромосоме и не имеющие аллелей в Х-хромосоме, передаются от отца к сыну. Гены, расположенные в У-хромосоме и не имеющие аллелей в Х-хромосоме, передаются от отца к сыну. Больной мужчина передает мутантный ген всем сыновьям. Больной мужчина передает мутантный ген всем сыновьям. В родословной больного родственники мужского пола со стороны отца больны. В родословной больного родственники мужского пола со стороны отца больны. Примеры признаков с У-сцепленным типом наследования. Азоспермия – недостаточность сперматозоидов, Азоспермия – недостаточность сперматозоидов, Гипертрихоз края ушной раковины. Гипертрихоз края ушной раковины. Перепонки между пальцами ног. Перепонки между пальцами ног.

36 Независимое и сцепленное наследование двух и более моногенных признаков

37 При независимом наследовании неаллельные гены расположены в разных парах гомологичных хромосом: А В == == == == а в а в Независимое наследование признаков подчиняется 3-му закону Менделя.

38 ГаметыАВАваВав АВААВВААВвАаВВАаВв АвААВвААввАаВвАавв аВАаВВАаВвааВВааВв авАаВвАаввааВваавв Р АаВв х АаВв Решетка Пеннета. По генотипу: 4:2:2:2:2:1:1:1:1 (9 классов) По фенотипу: 9:3:3:1 (4 класса) Цитологические основы независимого наследования моногенных признаков – случайное и независимое расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки в анафазе1 мейоза.

39 Случайные комбинации генов родителей у потомства. Р мать АОrhrh x отец BORhRh 11,Rh - 111,Rh+ 11,Rh - 111,Rh+ G Arh Orh BRh ORh F ABRhrh, AORhrh, 1Y,Rh+ 11,Rh+ 1Y,Rh+ 11,Rh+ резус-конфликт резус-конфликт резус-конфликт резус-конфликт не развивается развивается не развивается развивается (двойная несовместимость) 25% 25% 25% 25% ВORhrh, OORhrh. ВORhrh, OORhrh. 111,Rh+ 1,Rh+ 111,Rh+ 1,Rh+ резус-конфликт резус-конфликт резус-конфликт резус-конфликт не развивается развивается не развивается развивается (двойная несовместимость) 25% 25% 25% 25% Риск для потомства: 50%.

40 Взаимодействия неаллельных генов. 1. Комплементарность. 2. Эпистаз. 3. Модифицирующие влияния. 4. Эффект положения генов.

41 Комплементарность Комплементарность – два доминантных неаллельных гена приводят к развитию нового сложного признака. А и В –комплементарные гены, обусловливают развитие нормального слуха. Р АаВв х АаВв норм.сл норм.сл норм.сл норм.сл F АВ Ав аВ ав 9 : 3 : 3 : 1 9 : 3 : 3 : 1 норм.сл. г л у х о н е м о т а норм.сл. г л у х о н е м о т а Соотношение среди потомства по фенотипу: 9 : 7.

42 Эпистаз – проявление одного гена полностью подавляется другим геном. Н-антиген – предшественник антигенов А и В. Рецессивный эпистаз. Группа крови Бомбей ( среди индусов частота 1:13000). Генотипы: ААhh, AOhh, BBhh, BOhh, ABhh – 1(O) группа крови (группа крови Бомбей). Нет Н-предшественника антигенов А и В. Ген в 9 хромосоме Ген в 19 хромосоме Антигены АНА ВНВ ОНН Группы крови системы АВО(Н)

43 Модифицирующие влияния гены-модификаторы влияют на пенетрантность или экспрессивность другого гена. Ген-модификатор в системе групп крови АВО(Н) Наличие А, В или Н-антигенов в слюне (и других секретах) зависит от секреторного гена Se (расположен в 19 хро-ме). Секреторы: SeSe, Sese. Несекреторы: sese. Несекреторы: sese.Например: АВSeSe, ABSese – в слюне обнаруживаются антигены А и В. АВsese – в слюне не обнаруживаются антигены А и В. ООSese – в слюне обнаруживается антиген Н.

44 Сцепленное наследование. При сцепленном наследовании неаллельные гены расположены в одной паре гомологичных хромосом. А В а в а в

45 Сцепление может быть: Полное – кроссинговер не происходит. Сцепленные гены всегда наследуются вместе. Примеры: гены рРНК от 40 до 50 копий в каждой ядрышкообразующей хромосоме. Неполное – кроссинговер происходит, частота кроссинговера зависит от расстояния между сцепленными генами: Тесное сцепление – кроссинговер происходит редко. Гены чаще наследуются вместе. Примеры: Гены Rh-комплекса (СДЕ) в 1 хромосоме. Гены HLA-комплекса (АВСД) в 6 хромосоме. Синтенное сцепление – кроссинговер происходит часто между генами, далеко расположенными друг от друга в большой хромосоме (синтенные гены). Синтенные гены наследуются практически независимо.

46 Фазы сцепления генов Цис-фаза А В Гаметы: АВ и ав а в 50% 50% Транс-фаза А в Гаметы: Ав и аВ а В 50% 50% а В 50% 50%

47 Неполное сцепление. А В А в А в --- х х --- а в а В а В Гаметы: АВ и ав Некроссоверные, их образуется больше. Ав и аВ Кроссоверные, их образуется меньше.

48 Морганида (сантиморганида) – условная единица расстояния между генами. Соответствует участку хромосомы, на котором кроссинговер происходит в 1% гамет.

49 Эффект положения генов – изменение фенотипического эффекта генов при их тесном сцеплении. Rh-комплекс (СDЕ, сdе) – выявляются антигены: С, D, Е, с, d, е. Антиген-D самый сильный, он определяет положительный резус. Все остальные – отрицательный. Генотипы:CDe cde, гены С и D сцеплены в цис-фазе, при этом активность гена D снижена геном С и кровь дает слабо положительную реакцию, т.к. мало D-антигена. Cde cDe, гены С и D сцеплены в транс- фазе. Ген С не оказывает влияния на активность гена D и кровь дает нормальную положительную реакцию.

50 Генетическая карта хромосомы – схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления. Расстояние между генами на генетической карте хромосомы определяют по частоте кроссинговера между ними.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных Вавилина Н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач по схемам родословных Вавилина Н

1 слайд

Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родос

2 слайд

Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родословных, по которым можно проследить особенности наследования признаков.

Примеры заданий 2007 ЕГЭ По родословной , представленной на рисунке, установи

3 слайд

Примеры заданий 2007 ЕГЭ По родословной , представленной на рисунке, установите характер наследования признака , выделенного черным цветом ( доминантный или рецессивный .сцепленный или не сцеплен с полом ) ,генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении. 2017 ЕГЭ Ответ задачи : аутосомный рецессивной признак.

Символы, применяемые при составлении родословных Лицо, в отношении которого с

4 слайд

Символы, применяемые при составлении родословных Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом, а его братьев и сестер пробанда называют сибсами.

Правила составления родословных Родословную изображают так, чтобы каждое по

5 слайд

Правила составления родословных Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной - арабскими. 2. Составление родословной начинают от пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола - квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх. 3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на­ право), соединив их графическим коромыслом. 4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака. 5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства. 6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей. 7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек. 8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда. 9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной). 10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной. 11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

Пример родословной

6 слайд

1.Составление схемы родословной Пример 1. Пробанд страдает гемофилией.У его м

7 слайд

1.Составление схемы родословной Пример 1. Пробанд страдает гемофилией.У его матери и отца нормальная свертываемость крови ,у дедушки со стороны матери гемофилия, а бабушка здорова,дети пробанда : две дочери и сын с нормальной свертываемостью крови, другой сын страдает гемофилией. В семье отца больных гемофилией нет . Пример 2. Пробанд дальтоник , имеет с материнской стороны бабушку с нормальным зрением и дедушку дальтоника. Мать пробанда - дальтоник. Отец имеет нормальное зрение . Пример 3.По описанию составить генеалогическое древо А.С.Пушкина.

2.Решение задач на моногибридное скрещивание и составление родословных Пример

8 слайд

2.Решение задач на моногибридное скрещивание и составление родословных Пример 1. Смуглокожая женщина, мать которой имела светлую кожу. Выходит замуж за светлокожего мужчину, отец которого имел смуглую кожу, а мать- светлую.Каких детей можно ожидать от этого брака , если смуглый цвет кожи- доминантный признак. Пример 2. В брак вступают мужчина и женщина с монголоидным типом лица. Известно , что мать женщины имела европеоидный тип глаз , а родители мужчины- моголоидный тип глаз. Монголоидный тип глаз доминирует над европеоидным. Определите возможный генотип мужчины и генотипы детей. 3.Анализ родословных

1.Аутосомно-доминантный тип наследования. 1. Больные встречаются в каждом по

9 слайд

1.Аутосомно-доминантный тип наследования. 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если они гомозиготны, 75%, если они гетерозиготны. 4.Вероятность Рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. Особенности разных типов наследования Полидактилия Веснушки Курчавые волосы Карий цвет глаз

Аутосомно-рецессивный тип наследования 1. Больные встречаются не в каждом пок

10 слайд

Аутосомно-рецессивный тип наследования 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 25%, если они гетерозиготны; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену. 4. У здоровых родителей больной ребенок 5. Часто проявляется при близкородственных браках. Фенилкетонурия Серповидно- клеточная анемия Голубой цвет глаз

Сцепленный с X-хромосомой (с полом) доминантный тип наследования 1. Больные в

11 слайд

Сцепленный с X-хромосомой (с полом) доминантный тип наследования 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в большей степени женщины. 3. Если отец болен, то все его дочери больны. 4. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если мать гомозиготна; 75%, если мать гетеро­зиготна. 5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. Особая форма рахита.

Сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования. 1. Больные

12 слайд

Сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования. 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют, в основном, мужчины. 3.У здоровых родителей больные дети. 4. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых родителей 25%, больной девочки—0%. Гемофилия Дальтонизм анемия, Мышечная дистрофия

Голандрический тип наследования (Y-сцепленное наследование) 1. Больные встреч

13 слайд

Голандрический тип наследования (Y-сцепленное наследование) 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют только мужчины. 3. Если отец болен, то все его сыновья больны. 4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%. Ихтиоз Обволошенность наружных слуховых проходов и средних фаланг пальцев, Перепонки между пальцами на ногах

Ограниченные полом наследования 1.Проявляется только у мужчин в последующих п

14 слайд

Ограниченные полом наследования 1.Проявляется только у мужчин в последующих поколениях, в том числе и у гетерозиготных; 2.У гетерозиготных женщин признак не проявляется, но может передаваться сыну

3.Задачи на определение типа наследования 1.Определить тип наследования призн

15 слайд

3.Задачи на определение типа наследования 1.Определить тип наследования признаков. Ответ задачи № 1 : сцепленный с полом рецессивнй тип наследования. Ответ задачи № 2:родословная голандрического типа наследования

Этапы решения задачи Определите тип наследования признака - доминантный или р

16 слайд

Этапы решения задачи Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный. Ответьте на вопросы: Признак встречается во всех поколениях или нет? Часто ли признак встречается у членов родословной? Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется? Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают? Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей?

2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. Ответьте на вопросы:

17 слайд

2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. Ответьте на вопросы: Как часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще)? Лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак? 3.Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении. 4. Исходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.

Задача №1 Рассмотрите схему родословной. Исходя из схемы составьте условие за

18 слайд

Задача №1 Рассмотрите схему родословной. Исходя из схемы составьте условие задачи Ответ : рецессивный сцеплен с полом, локализированы в Х – хромосоме. Мать –ХАХА, отец ХаУ. Генотипы 1- го поколения : дочери ХАХа , отец ХАУ; генотипы детей 2 – го поколения : дочери ХАХА и ХАХа, здоровый сын ХАУ , больной сын ХаУ.

4.Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех члено

19 слайд

4.Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной. Определяем генотипы членов родословной. Введем обозначения генов: А - доминантная аллель, а - рецессивная аллель. В потомстве от браков, в которых один из родителей несет признак, наблюдается расщепление в соотношении 1:1, что соответствует расщеплению при анализирующем скрещивании. Это свидетельствует о гетерозиготности обладателей признака, то есть их генотип Аа. Лица, у которых признак не наблюдается, - генотип аа. Ответ: признак наследуется по аутосомно-доминантному типу. Обладатели признака имеют генотип Аа, остальные члены родословной - аа. Решение: Определяем тип наследования признака. Признак про­ является в каждом поколении. От брака 1—2, где отец является носителем признака, родился сын, имеющий анализируемый признак. Это говорит о том, что данный признак является доминантным. Подтверждением доминантного типа наследования признака служит тот факт, что от браков родителей, не несущих анализируемого признака, дети также его не имеют. Определяем, аутосомным или сцепленным с полом является признак. В равной степени носителями признака являются лица как мужского, так и женского пола. Это свидетельствует о том, что данный признак является аутосомным.

Задача 2 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявлени

20 слайд

Задача 2 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотипы родителей (оба гомозиготы) и потомства в первом и втором поколениях. Р АА + аа Гам. А а F1 Аа + аа Гам. А,а а F2 аа Аа + аа Гам. А, а а F3 аа Аа Ответ:Признак доминантный, генотипы родителей: мать – АА, отец - аа; Генотип первого поколения: сын - Аа; Генотипы детей второго поколения: дочь – аа, сын – Аа

Задача №3

21 слайд


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Решение генетических задач. Сцепленное с полом наследование"

Задача 1. Мужчина-дальтоник женился на женщине – носительнице цветовой слепоты. Можно ли ожидать в этом браке здорового сына? Дочь с цветовой слепотой? Какова вероятность одного и другого события?

Решение: вспомним, что цветовую слепоту вызывает рецессивный ген, который принято обозначать латинской буквой d. Соответственно, доминантная аллель, определяющая нормальное различие цветов человеком – D. Таким образом, у женщин может быть три разных комбинации генов: X D X D – здоровые, X D X d – носительницы и X d X d – страдающие дальтонизмом.

У мужчин возможны два варианта: X D Y – здоровые и X d Y – больные.


Записываем генотипы родителей. Они нам известны из условия задачи.

Записываем гаметы, которые будут образовывать родительские формы: гетерозиготная по данному признаку женщина будет давать два типа гамет, мужские гаметы также будут двух типов.

Определяем генотипы детей.


Делаем вывод о том, что половина девочек может быть носительницами дальтонизма, а другая половина – больными. Половина сыновей от этого брака здоровые, вторая половина - страдающие цветовой слепотой.

Ответ: от этого брака можно ожидать здорового сына и дочь с цветовой слепотой. Вероятность одного и другого события – 25 %.

Задача 2. У родителей, имеющих нормальное зрение, две дочери с нормальным зрением, а сын – дальтоник. Каковы генотипы родителей?

Решение: родители имеют нормальное зрение, значит мы точно знаем генотип отца. У матери может быть два варианта генотипа – либо доминантная гомозигота, то есть здоровая, либо гетерозигота, то есть носительница. Но нам известно, что у этой пары родился сын – дальтоник. Который мог получить ген d только с икс хромосомой матери. Делаем вывод о том, что мать является носительницей гена дальтонизма.


Ответ: мать гетерозиготна по данному признаку, у отца в генотипе присутствует доминантная аллель гена.

Задача 3. У человека гемофилия детерминирована сцепленным с полом рецессивным геном h. Мать и отец здоровы. Их единственный ребёнок страдает гемофилией. Кто из родителей передал ребёнку ген гемофилии?

Решение: доминантная алель H определяет нормальную свёртываемость крови. Рецессивная – h – вызывает заболевание.

Эта задача аналогична предыдущей. Так как по условию родители ребёнка здоровы, значит икс хромосома отца будет содержать ген H. А в генотипе матери будет содержаться как доминантная аллель этого гена, так и рецессивная. Таким образом, все девочки этой семьи будут здоровыми. Больным может быть только мальчик, получивший половую хромосому с геном h от своей матери.


Ответ: ген гемофилии ребёнку передала мать.

Задача 4. Отец девушки страдает гемофилией, а мать имеет нормальную свёртываемость крови и происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их дочерях и сыновьях?

Решение: рассуждаем, какими могут быть генотипы девушки и юноши.

Молодой человек здоров, значит его генотип мы знаем однозначно. У девушки отец страдает гемофилией, значит от него она получила ген, вызывающий это заболевание. Мать девушки происходит из семьи, благополучной по этому заболеванию, значит мы с большой долей вероятности можем утверждать, что от матери девушка получила ген H.

Записываем гаметы, которые образуют родительские формы и возможные генотипы детей.


Определяем их фенотипы. Как видим, все девочки здоровы, но половина из них будут носительницами. А родившиеся мальчики могут быть как здоровыми, так и больными с вероятностью 50 %.

Ответ: все дочери здоровы, но половина из них – носительницы гемофилии. Половина мальчиков больны, а половина – здоровы.

Задача 5. Какие дети могут родиться от брака гемофилика с женщиной, страдающей дальтонизмом, а в остальном имеющей благополучный генотип?

Записываем генотип женщины. Поскольку она страдает дальтонизмом, значит это рецессивная гомозигота по генам, определяющим цветовое зрение. В остальном -благополучный генотип – значит она доминантная гомозигота по генам, определяющим свёртываемость крови.

По условию задачи мужчина – гемофилик. В его икс хромосоме будет содержаться h. Допустим также, что он не страдает дальтонизмом, поскольку не указано обратное.


Записываем возможные генотипы детей и определяем их фенотипические признаки: девочки здоровы по зрению и по крови, но являются носительницами обоих заболеваний. Мальчики – здоровые по крови дальтоники.

Ответ: от этого брака могут родиться здоровые девочки – носительницы гемофилии и не страдающие гемофилией мальчики-дальтоники.

Задача 6. У человека классическая гемофилия наследуется как сцепленный с X-хромосомой рецессивный признак. Альбинизм у человека обусловлен аутосомным рецессивным геном. У одной супружеской пары, нормальной по этим двум признакам, родился сын с обеими аномалиями. Определите генотип родителей и ребёнка.

Вводим буквенные обозначения генов.

Обозначим буквой a рецессивный ген альбинизма. A – наличие пигмента.

Записываем генотипы родителей. Нам известно, что они нормальные по обоим признакам, значит будут нести два доминантных гена. Для определения их аллелей обратимся к генотипу ребёнка. Поскольку он страдает обеими аномалиями, значит это рецессивная гомозигота по гену альбинизма, а в икс хромосоме содержится h. Возвращаемся к генотипам родителей. Гены альбинизма ребёнок получил от обоих, а икс хромосому с рецессивным геном гемофилии – от матери.


Ответ: мать ребёнка гетерозиготна по гену альбинизма и гетерозиготна по гену гемофилии, отец гетерозиготен по гену альбинизма и содержит доминантную аллель гена, отвечающего за свёртываемость крови.

Задача 7. Расстояние между генами гемофилии и дальтонизма – 9,8 морганид. Здоровая девушка, мать которой дальтоник, а отец-гемофилик, выходит замуж за здорового мужчину. Определите, какова вероятность (в процентах) появления в этой семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно.

Решение: определяем генотипы родителей. Будем внимательны при этом, так как правильная запись условия – это уже практически решённая задача. Итак, одну икс хромосому девушка получила от матери, другую – от отца. Вместе с хромосомой матери она получила ген дальтонизма, а с хромосомой отца – ген гемофилии. Ну а поскольку девушка здорова, значит вторые аллели этих генов будут доминантными. С девушкой разобрались, а с юношей всё просто – он здоров.

Записываем гаметы, которые дают родительские формы. Гены дальтонизма и гемофилии расположены в одной хромосоме. Поэтому дигетерозиготная родительская особь будет давать два типа некроссоверных гамет – X H d и X h D. По условию задачи гены гемофилии и дальтонизма расположены на расстоянии 9,8 морганид, значит между ними происходит кроссинговер с частотой 9,8 %. Таким образом, появляются кроссоверные гаметы X H D и X h d. Их общее количество – 9,8 %, а каждой из них – 4,9 %.


Итак, в задаче спрашивается, какова вероятность появления в этой семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно. Поскольку гамет с обоими рецессивными генами – 4,9 %, значит и вероятность рождения сыновей с двумя заболеваниями – 4,9 %.

Ответ: вероятность появления в семье сыновей, страдающих двумя заболеваниями одновременно – 4,9 %.

Читайте также: