Какие жизненные ситуации можно решить с помощью портала госуслуг

Обновлено: 30.06.2024

Единый портал государственных услуг поможет разобраться во многих жизненных ситуациях

В нашей жизни постоянно возникают стандартные для большинства людей жизненные ситуации. Учеба, трудоустройство, покупка жилья или автомобиля, открытие бизнеса, создание семьи, рождение детей – очень трудно будет найти человека, которого обошли абсолютно все эти события.

В каждом из таких случаев нам необходимо оформить ряд документов, обратившись в несколько учреждений и ведомств. Как не запутаться и сделать все правильно?

РЕГИСТРАЦИЯ БРАКА

Государственная регистрация заключения брака производится любым органом ЗАГС по выбору жениха и невесты на основании их совместного заявления. Заявление о вступлении в брак подается за 1 месяц до дня предполагаемого бракосочетания. К нему необходимо приложить свои паспорта. Е возможность подать совместное заявление в электронном виде на портале Госуслуг или заполнить бумажную форму заявления (она есть на портале) и лично подать его в ЗАГС.

Кстати: пошлина за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, – 350 рублей. При электронной подаче заявления и безналичной оплате на портале предоставляется скидка 30%.

Через месяц после подачи заявления вы можете получить свидетельство о государственной регистрации брака. Для этого в назначенный день и час посетите выбранный вами орган ЗАГС и получите свидетельство. По вашему желанию государственная регистрация заключения брака может производиться в торжественной обстановке в присутствии гостей.

Важно: при наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон) брак может быть заключен в день подачи заявления – п.1 ст. 11 Семейного кодекса РФ.

ЗАМЕНА ДОКУМЕНТОВ

Часто так бывает, что супруги (или один из супругов) после вступления в брак решают сменить фамилию. Например, они могут выбрать в качестве общей фамилию одного из супругов или образовать новую посредством присоединения фамилии жены к фамилии мужа. Эти данные будут внесены в запись акта о регистрации брака и в свидетельство о регистрации. В таком случае необходимо позаботиться о замене основных документов.

Паспорт гражданина РФ

Правительством Российской Федерации установлено, что в случае изменения гражданином фамилии, имени, отчества осуществляется замена его паспорта. Выдача паспорта осуществляется территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания гражданина.

За выдачу паспорта гражданина Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере 300 рублей.

Заграничный паспорт

Приложение Госуслуг доступно как для Android, так и для iOS

Мобильное приложение Единого портала государственных услуг поможет получить госуслуги в удаленном режиме из любого места, где есть интернет. Воспользоваться им можно как на Android, так и на iOS.

Если необходимо – замените загранпаспорт. Выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан.

За выдачу загранпаспорта уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей – для паспортов старого образца; 3500 рублей – для паспортов нового образца.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в течение месяца со дня изменения фамилии застрахованное лицо обязано сообщить об этом в ПФР, подав заявление об обмене страхового свидетельства. Подробнее об этом можно узнать на сайте Пенсионного фонда РФ или в любом отделении.

Все застрахованные лица обязаны известить страховую компанию об изменении фамилии в течение 30 дней со дня регистрации брака.

Для замены полиса обязательного медицинского страхования необходимо обратиться в свою страховую компанию (ее наименование можно посмотреть на документе) со следующими документами:

- свидетельство о браке;

Никаких госпошлин платить не нужно.

Банковские карты

Как правило, замену зарплатных карт осуществляет работодатель по заявлению работника. Однако в случае необходимости (или при наличии дополнительных карт) гражданин может сделать это сам, обратившись в подразделение банка, в котором была выдана карта. При себе необходимо иметь:

- свидетельство о браке;

- карту, подлежащую замене.

Банк поменяет фамилию в базе данных и выдаст новую карту.

Водительские документы

Если вы водите автомобиль, то сразу после замены российского паспорта нужно заменить водительское удостоверение. Для этого обратитесь в любое регистрационное подразделение Госавтоинспекции по месту вашего нахождения.

После того, как вы получили новое водительское удостоверение, нужно внести изменения в полис ОСАГО. Для этого обратитесь в страховую компанию, которая выдала вам полис. Страховая компания внесет новые данные водительского удостоверения в полис ОСАГО.

При переоформлении полиса обратите внимание, какой документ на ТС указан в нем в качестве основного. Если это СТС, то вам придется обратиться в страховую компанию дважды: сначала, чтобы внести новый номер ВУ, затем, чтобы внести новый номер СТС. Этого делать не придется, если в качестве основного документа транспортного средства при переоформлении полиса вы укажете ПТС.

После внесения изменений в полис ОСАГО, обратитесь в Госавтоинспекцию, чтобы внести информацию о смене фамилии в ПТС и получить новое СТС.

Документы, не требующие замены

Документы, связанные с наличием имущественных прав, например свидетельство о праве собственности на недвижимость, менять не нужно. Они действительны при предъявлении паспорта и свидетельства о браке.

Также не требуют замены ИНН (но необходимо получить новое Свидетельство о постановке на налоговый учет) и документы о получении образования.

Трудовая книжка не меняется, но в нее вносится соответствующая запись о смене фамилии.

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

В большинстве случаев создание семьи рано или поздно предполагает появление детей. На портале Госуслуг подготовлена подсказка, которая поможет оформить отпуск по беременности и родам, получить причитающиеся пособия и выплаты, а также оформить все необходимые документы на ребенка.

Отпуск по беременности и родам

Продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 140 календарных дней: 70 дней до родов и 70 – после. При многоплодной беременности дородовой отпуск увеличивается на две недели – до 84 календарных дней. При осложнённых родах послеродовой отпуск увеличивается на 16 дней – до 86 календарных дней, а при рождении двоих и более детей – до 110 календарных дней – ст. 255 ТК РФ.

Для оформления отпуска по беременности и родам необходимо подать заявление на имя своего руководителя. К нему прилагается листок нетрудоспособности (бюллетень), выданный медучреждением, в котором вы наблюдаетесь.

Кстати: если вы не отгуляли положенный вам ежегодный отпуск, вы может взять его непосредственно до декретного отпуска или сразу после него, независимо от стажа работы в данной организации – ст. 260 ТК РФ.

Отпуск может получить и глава семьи. По его желанию ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя – ст. 123 ТК РФ.

Пособия по беременности и родам

За весь период отпуска по беременности и родам женщине выплачивается пособие по обязательному социальному страхованию – пособие по беременности и родам. Пособие назначается и выплачивается за календарные дни, поэтому в счёт этих выплат засчитываются не только рабочие, но и выходные и нерабочие праздничные дни.

Документы ребенка

Главный документ ребёнка – Свидетельство о рождении, поэтому надо начинать с него. Документ выдает орган ЗАГС по месту жительства родителей (одного из родителей).

Зарегистрируйте ребёнка по месту жительства. Свидетельство о регистрации выдаёт территориальное Управление по вопросам миграции МВД России.

Оформите полис ОМС на ребёнка. Полис можно оформить в выбранной вами страховой компании или через территориальный МФЦ.

Получите СНИЛС ребёнка. Документ выдается в территориальном отделении ПФР России или МФЦ.

На портале Госуслуг представлены подробные инструкции по получению каждого из приведенных документов, к информации прилагаются требуемые бланки заявлений. Можно сэкономить время и получить большинство услуг в электронном виде. Это проще, чем кажется!

Благодаря государственным онлайн-сервисам россияне проводят меньше времени в бесконечных очередях бюрократического ада.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Экономят время


Личный опыт — на днях ставил на учет машину в ГАИ. Записался на сайте госуслуг, там же и оплатил. В самом ГАИ — 15 минут, включая площадку и получение ТС и номеров. По сравнению с адом лет 10—15 назад — живой очередью, необходимостью приезжать за час до открытия в 7 утра и болтаться весь день — небо и земля.

Помогают держать финансовые инструменты под контролем

Сервис: ФНС


Не все знают, но через кабинет ФНС можно получить информацию о наличии счетов в российских банках. Удобно, когда по молодости был не так финансово грамотен и наоткрывал вкладов и карточек, а теперь хочешь их подчистить, но не помнишь, что натворил.

В обращении нужно обязательно указать, зачем нужна эта информация. Я писала так:

«На основании п. 2 ст. 8 федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ „Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации“ прошу предоставить сведения о моих банковских счетах.

Мотив получения информации — выполнение обязанности вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (ст. 23 НК РФ).

Экономят деньги


В личном кабинете налогоплательщика плюс-минус нормальный интерфейс для подачи декларации 3-НДФЛ. Лучше, чем сделанные на коленке коммерческие аналоги за неадекватные деньги. Многие сторонние сервисы продают какую-то дичь: за ЭЦП заплати, а в ответ получи декларацию с ошибками. Через список банковских счетов удобно контролировать, закрыл ли банк наконец счет.

В Росреестре при операциях с недвижимостью продавец может заказать выписку о своем объекте, а покупатель — о любом за 450 Р за 100 запросов. Не вижу значимых минусов в сравнении со сторонними сервисами.

Через личный кабинет на сайте городского фонда обязательного медицинского страхования получаю сведения об услугах по ОМС в Москве. Можно зайти и поставить хорошим докторам пять звездочек.

Позволяют проворачивать свои делишки не выходя из дома


Хуже всего из моего опыта работает пенсионный фонд, без похода туда никак в случае чего. Росреестр работает относительно хорошо, но с непредсказуемыми сроками.

Помогают улучшить место, в котором живешь


Через ГИС ЖКХ пишу письма в управляющую компанию моего дома, чтобы гарантированно получить официальный ответ, и иногда оформляю на нее жалобы в профильные ведомства.

Бюджет и экономия. Как экономить, вести бюджет, планировать расходы и грамотно тратить деньги


А что насчет самых плохих сервисов? Если вас серьезно подвел государственный сайт, поделитесь историей:



Идея с госуслугами вроде и хорошая, но на деле вылезают скелеты. Вот несколько примеров:
1. Оформление загранпаспорта: таскаться все равно пришлось столько же раз как и без госуслуг: первый раз нужно было предъявить оплаченную пошлину (на сайте тогда еще не было оплат) - без оплаченной квитанции не начинали оформление + забирала. Без госуслуг я и до этого 2 раза туда ходила, но лично еще они все там посмотрят-проверят сразу и паспорт получаешь быстрее.
Сейчас с экономией в 30% при оплате на сайте это, конечно, имеет смысл.
2. Оформляла онлайн визу по приглашению для иностранца - ждала чуть ли не месяц, поехала сама - якобы не пришла оплата, ездила еще пару раз, короче, онлайн услуга очень сэкономила мне время 😸
3. Нужна была справка одна - оформила онлайн, но ее не принимали - а где печать? хотя там отдельным файлом шла индентификация к справке, но как пришить кобыле этот хвост в принимавшем учреждении не понимали. Пришлось ехать в МФЦ и заказывать с печатью.

Как цифровые госуслуги меняют жизнь каждого из нас?

Записать ребенка в детский сад, оформить прием к врачу, оплатить штраф ГИБДД, проверить задолженность по ЖКХ, подать заявление на загранпаспорт… Сколько времени у вас это займет? Придётся отпроситься с работы на пару дней, чтобы успеть во все учреждения? Разумеется, нет: все эти услуги уже переведены в онлайн-формат. Россия – один из лидеров цифровизации государственных сервисов в мире, а портал Госуслуг – первое, что приходит на ум, когда слышишь словосочетание "электронное правительство". Как развивается самая популярная госплатформа России, и какие новинки в сфере цифровых госуслуг ждут пользователей в ближайшем будущем?

Глава "Ростелекома" Михаил Осеевский сообщил о модернизации портала Госуслуг на встрече с Президентом РФ 5 августа 2020 года. Компания-разработчик, по поручению правительства, обновляет архитектуру сайта и увеличивает его производительность. Решение о необходимости масштабирования вполне закономерно: электронными госсервисами пользуется все больше россиян – в начале августа на портале Госуслуг зарегистрировался 70-миллионный пользователь. Новая версия сайта будет соответствовать увеличившемуся потоку пользователей, чтобы каждый россиянин смог ежедневно обращаться к государству за получением тех или иных услуг. По оценкам "Ростелекома", к концу года портал должен обрабатывать минимум 100 млн услуг в сутки.

Игра на опережение

С момента запуска Госуслуг в 2010 году перечень федеральных услуг, которые переведены в электронный формат, увеличился почти вдвое. Конечно, госсервисы имеют свой план оцифровки, но в критичные моменты самые необходимые из них могут быть запущены раньше срока. Так, в этом году ускоренная цифровизация пришлась на период самоизоляции, связанной с предотвращением распространения COVID-19. Людям приходилось решать многие насущные вопросы из дома, и здесь электронные госуслуги оказалась как нельзя кстати. В России к кризису получилось подготовиться заранее – большинство госуслуг уже успешно функционировали, а некоторые были созданы специально для оказания поддержки населению и бизнесу в период пандемии.

В первую очередь были важны услуги, связанные со здоровьем и помощью тем, кто оказался в группе риска или особенно пострадал из-за вынужденных мер по обеспечению общественной безопасности. Так, Минздрав России совместно с Минкомсвязью запустил на Едином Портале госуслуг специальный сервис, посвященный коронавирусу, который позволял определить свою принадлежность к группам риска, а также вести дневник наблюдения за своим состоянием здоровья.

Работающие граждане старше 65 лет, оказавшиеся в группе риска и не имевшие возможности выходить из дома, могли продлевать больничные в электронном виде, а у льготных категорий граждан появилась возможность в упрощённом порядке обращаться за услугами, связанными с назначением и выплатой пенсий, пособий, компенсаций, обеспечением средствами реабилитации. Кроме того, статус инвалидности стал продлеваться автоматически, а единовременные выплаты на детей в июле стали приходить на счета родителей в проактивном режиме, без необходимости повторной подачи заявления.

В ускоренном режиме в цифровой вид перевели и подачу заявлений о получении матпомощи многодетным семьям, постановке на учет в центры занятости и выплате пособий по безработице. Оцифровано было и оформление заявок на льготную ипотеку.

Во время самоизоляции наплыв посетителей на портал госуслуг оказался беспрецедентным, особенно после объявления Президентом РФ мер поддержки семьям с детьми, ряд которых можно было оформить через сайт. Нагрузка на Госуслуги в 10 раз превысила средние показатели за апрель, что привело к краткосрочным сбоям в его работе. Сайт быстро привели в норму, но это лишний раз продемонстрировало необходимость масштабирования и совершенствования платформы для того, чтобы обрабатывать все обращения россиян без накладок.

Отдельно не забыли и о помощи бизнесу, который пострадал из-за пандемии: не на портале Госуслуг, но на сайте Федеральной налоговой службы появился целый раздел, посвященный мерам поддержки предпринимателей, и было запущено три новых сервиса: "Перечень лиц, на которых распространяется действие моратория на банкротство", "Проверка возможности получения отсрочки/рассрочки в связи с COVID-19", "Проверка права на получение субсидии в связи с COVID-19". Также для предпринимателей создали отдельную государственную цифровую платформу поддержки предпринимательства "Мой бизнес". Сервис предусматривает возможность получения онлайн-консультаций с Минэкономразвития России для владельцев малого и среднего бизнеса.

Первым делом – россияне

Цифровизацию госуслуг можно свести к одному тезису – обеспечить гражданам максимальный комфорт. Гражданам сегодня не нужно тратить время и ездить по государственным учреждениям, стоять в очередях. Процедура получения нужных услуг – крайне проста, всё фактически находится в одном месте и работает в режиме "единого окна". В перспективе практически все госсервисы будут консолидированы в одном месте, и у вас не будет возникать вопросов "А куда обратиться, если. ". Ответ один — на Госуслуги.

Здесь легко и определиться "в какой жизненной ситуации какие документы куда подавать", и сразу же подать заявку на необходимую услугу. И, кстати, пожаловаться на органы власти, которые слишком долго рассматривают обращение: на портале планируют создать рубрикатор конкретных ситуаций для приема обращений и жалоб, а также внедрить автоматическое перенаправление в уполномоченный орган. Больше не придется мучиться в сомнениях, получено ли обращение, и звонить по справочным телефонам, чтобы узнать его дальнейшую судьбу. Вполне удобно.

Простой пример. Вы ждете ребенка, и за всеми восторгами по поводу прибавления в семействе, вы понимаете, что скоро приведете в свое государство нового гражданина. Как оформить свидетельство о рождении? Получить СНИЛС и полис ОМС? А что насчет пособий, льгот и выплат по беременности, рождению и декретному отпуску? Выглядит как сущий бюрократический ад: а прежде, чем получить что-либо, надо еще разобраться, куда обращаться. Специально для таких случаев на Госуслугах создан раздел "Жизненные ситуации", где все услуги, которые могут понадобиться будущей маме, собраны в одном месте под названием "Рождение ребенка". Но и это еще не все. В ближайшем будущем вы не просто сможете найти все эти услуги в один клик, но сами получите предложение от портала оформить их – своевременно, без бумажных документов и очередей. Похоже на заявление из области научной фантастики – но это будущее уже здесь.

Суперсервисы спешат на помощь

"Рождение ребенка", а также "Поступление в вуз онлайн", "Переезд в другой регион", "Утрата близкого человека" и "Цифровое исполнительное производство" — это первые 5 суперсервисов, которые будут реализованы на Госуслугах по инициативе Минкомсвязи. Всего их запланировано 25.

Что отличает обычные сервисы от "супер"-версий? Все очень просто. Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, которые сгруппированы по жизненным ситуациям и предоставляются онлайн в сокращённые сроки. Фактически они позволяют получать сервисы автоматически, без заявления, с минимумом документов или даже без них. Ваша задача — высказать своё желание. Такой сервис будет распознавать, что нужно человеку в жизненной ситуации, самостоятельно подбирать услуги, напоминать о положенных выплатах и присылать уведомление, когда все готово.

Концепция суперсервисов сформировалась из стремления перестроить взаимодействие между различными службами и человеком с "от гражданина к государству" на "от государства к гражданину". Разработчики выяснили, что большинство случаев общения людей и государства можно разбить на 25 универсальных блоков. Они соотносятся с типовыми жизненными ситуациями и включают в себя около 200 отдельных услуг федерального, регионального и муниципального уровня (в том числе негосударственные, например банковские). Эти блоки и станут суперсервисами: по планам Минкомсвязи, они должны охватить 90% "соприкосновений" граждан и бизнеса с государством, и со временем это взаимодействие должно стать и вовсе незаметным.

Сейчас в пилотном режиме уже запущены несколько суперсервисов, например, онлайн-оформление европротокола при ДТП и цифровое исполнительное производство. В рамках "Рождения ребенка" начали выдаваться электронные родовые сертификаты, а сведения из ЗАГСов стали автоматически подтягиваться в Пенсионный фонд, что позволило получать сертификаты на маткапитал без дополнительных заявок – готовый документ сам поступает в личный кабинет на портале Госуслуг. К июню этого года в электронном виде было оформлено уже более 135 тысяч сертификатов. Кроме того, с 15 июля СНИЛС для новорожденных также оформляется без заявлений и автоматически направляется матери. За первую неделю действия услуги она была автоматически оказана 13 тысячам родителей.

Для скорейшего внедрения суперсервисов 84 регионам в текущем году будет выделено 500 млн рублей. Эти средства направят на развитие региональных информационных систем, которые позволят оперативно передавать информацию между ведомствами и обеспечат наилучшее качество предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу.

Без права на замедление

В конце июля успехи отечественного электронного правительства оценили в ООН. Исследования о цифровизации государственных услуг проводятся организацией с 2001 года, по их результатам странам присуждается индекс развития электронного правительства EGDI (the United Nations E-Government Development Index). Он учитывает три основных показателя: широта и качество онлайн-услуг, уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры и объем человеческого капитала. Полученное среднее арифметическое позволяет определить, насколько качественно государство оказывает услуг в электронном виде. В исследовании 2020 года Россия получила самый высокий индекс за всю историю: более 0,82 при максимальном значении 1. Эксперты оценили уровень цифровизации госуслуг, как "очень высокий". Признание достижений нашей страны на этом поприще сыграло немаловажную роль и в том, что юбилейный форум ООН по управлению интернетом (Internet Governance Forum, IGF) — одно из главных международных мероприятий, где обсуждаются вопросы развития интернета и цифровых технологий, — пройдет в 2025 году именно в России.

Темп цифровизации Россия снижать не намерена: к 2030 году доля массовых социально-значимых услуг, доступных в электронном виде, должна быть увеличена до 95%. А для обработки типовых запросов планируется использование искусственного интеллекта. Важную роль играет и реализация "единого окна" получения госуслуг. Несмотря на то, что оно имеет высокую сложность с точки зрения проектирования системы, именно этот принцип лежит в основе объединенного интегрированного правительства будущего. По такой модели идут признанные лидеры цифровизации: Сингапур, Корея, Великобритания, Канада, а благодаря ускоренному развитию электронных государственных услуг к этим странам присоединяется и Россия.

Читайте также: