Какие высшие органы в первые годы советской власти имели право законотворчества

Обновлено: 28.06.2024

1. Государственная власть в России переходит к большевистской партии в результате вооруженного переворота 25 – 26 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов созван с целью придания легитимности новому режиму.

Съезд провозглашает переход власти к Советам, признав их единственной унифицированной формой власти в центре и на местах. Избран новый ВЦИК, сформирован Совет Народных Комиссаров (СНК) – временное рабочее и крестьянское правительство Российской республики. Первые правовые акты (Декрет о мире, Декрет о земле и др.) имеют конституционное значение, провозглашая принципы внешней политики, отмену частной собственности на землю и переход ее во всенародное достояние. Съезд конституирует себя верховным законодательным учреждением.

2. После разгона Учредительного собрания (январь 1918 г.) Всероссийский съезд Советов – единственный высший орган государственной власти.

ВЦИК (с октября 1917 г.) – высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган в перерывах между съездами Советов. Обладает правом вето по отношению к законодательным актам и правительственным назначениям. Первое время многопартийный орган, но подавляющее большинство членов – коммунисты. В июне 1918 г. из состава ВЦИК исключены эсеры (правые и центра). ВЦИК образует правительство, дает общее направление его деятельности.

Президиум ВЦИК – постоянно действующий высший орган власти в период между сессиями ВЦИК. Обладает правом отмены или утверждения распоряжений народных комиссаров и местных органов власти. Одна из основных функций – подготовка материалов для съездов Советов и сессий ВЦИК.

Малый СНК (с марта 1918 г.) – постоянная комиссия в составе наркомов и их помощников для решения экономических и финансовых вопросов.

Народные комиссариаты (наркоматы) – центральные органы отраслевого управления.

В октябре 1917 г. создано 14 наркоматов:

• по военным делам

• по военно-морским делам

• по иностранным делам

• торговли и промышленности

• по железнодорожным делам

• почт и телеграфов

3. Первая советская конституция принята на V съезде Советов 10 июля 1918 г. Первый раздел – Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Социальная основа новой государственности – диктатура пролетариата, политическая основа – система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Государственное устройство РСФСР носит федеративный характер. Субъекты Федерации – национальные республики. Конституция закрепляет существующую структуру органов власти и их компетенцию, избирательную систему.

Избирательная система неравноправна. Нетрудовые элементы и лица, использующие наемный труд, лишены избирательных прав. Неравными правами, вплоть до середины 30-х гг., на выборах в Советы обладают городские и сельские избиратели. Многоступенчатость выборов, открытое голосование, часто с выдвижением единственного кандидата, способствуют большевизации Советов и централизации власти.

Комплекс провозглашенных конституцией прав граждан объявлен конкретно гарантированным и поставлен в тесную связь с их обязанностями. Историческое значение конституции – создание правовой базы для последующего законотворчества.

Финансовое право формируется в условиях сохранения старой налоговой системы (Декрет от 24 ноября 1917 г.). Налоговое бремя для малоимущих облегчается, но налог на прибыль с целью удушения частного предпринимательства повышен до 95 %. По инициативе местных Советов буржуазия облагается единовременной контрибуцией. Крупнейшее нарушение прав – вскрытие частных сейфов в банках.

В области гражданского и хозяйственного права сняты все ограничения по половому, национальному, вероисповедальному принципам. Все граждане обретают одинаковую правоспособность. Изменяются отношения собственности. Масса ценных объектов переходит в государственную собственность (именно тогда рождается хозяйственное право). Вследствие многоукладности экономики сохраняется и частная собственность. Спектр гражданско-правовых отношений сужен из-за национализации большинства объектов собственности и введения монополии (особенно в торговле). В апреле 1918 г. отменено наследование по закону и завещанию. Имущество свыше 10 тыс. руб. после смерти собственника поступает в доход государства.

Новая отрасль – семейное право (до октября 1917 г. – часть гражданского права). В декабре 1917 г. отменены всякие ограничения, узаконена только гражданская форма брака, установлена свобода развода. Законодательство Советской России в области семейного права носит буржуазный характер (большевики в принципе против семьи как порождения классового общества, но сразу ликвидировать семью не решаются) и даже более прогрессивно, чем законодательства демократических государств.

Государство не может обеспечить право на труд, но декларирует всеобщую обязанность трудиться. Высокие оклады и пенсии чиновникам урезаны, улучшено материальное положение почтово-телеграфных служащих и учителей, уравнена оплата мужчин и женщин. Изменены принципы социального страхования (раньше – за счет рабочего, теперь – работодателя).

Земельное право основано на упразднении всех прежних категорий землевладения. Единственный собственник земли – государство. Главный принцип – неотчуждаемость земли. Гражданские сделки о земле объявлены недействительными. Крестьяне получают право поделить всю землю на основе местных обычаев. Коллективные формы землепользования поощряются. Изъятие, передача земли происходят на основе административного акта.

С октября 1917 г. начата коренная ломка основных понятий и институтов уголовного права. Преступным объявлено все, что вредит делу революции (контрреволюционные деяния – заговор, мятеж, антисоветские выступления в печати, вступление в контрреволюционные войска, террористический акт, саботаж, шпионаж, диверсия, вредительство). Особо опасные преступления – погромы, хищения, бандитизм, спекуляция, хулиганство. К наказуемым должностным преступлениям отнесены взяточничество и волокита.

В процессуальном праве сохранены принцип состязательности и право обвиняемого и подсудимого на защиту.

Суд кассационной инстанции имеет право отменить решение из-за нарушения процессуальных действий и несправедливого приговора. Подача кассационной жалобы не приостанавливает исполнения. Оправдательные приговоры обжалованию не подлежат. Народные заседатели имеют право отводить председателя в любой момент процесса, решать вопрос о мере наказания, уменьшать предусмотренные законом наказания вплоть до условного или полного освобождения подсудимого

- исполнительной власти;
- законодательной власти;
- судебной власти;
- исполнительной и законодательной власти.

217. Высшим органом государственной власти в советской республике являлся:

218. Оформление партийной диктатуры происходило при помощи:

Общественный строй

Право.

220. Первыми декретами, провозглашенными советской властью были:


- Декрет о правах трудящихся;
- Декрет о свержении Временного правительства;
- Декрет о созыве Учредительного собрания.

223. Первая советская Конституция была принята:

224. Наиболее опасными в советской республике в 1917 – 1920 гг. считались преступления:

- против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности;
- контрреволюционные заговоры, восстания, мятежи;

- орган розыска и следствия;
- орган дознания;
- орган расправы с наиболее опасными государственными преступниками; +

226. Органы ВЧК получили наибольшие полномочия в период:

227. По окончанию следствия ЧК:

- передавали дела в трибуналы;
- самостоятельно рассматривали дела по существу и определяли меры наказания;

228. Кодификационной работой в первые годы советской власти занимались:

229. ВЦИК и СНК сыграли в принятии законов следующую роль:

- были формальной инстанцией, одобряющей или не одобряющей кодексы;
- активно участвовали в подготовке проектов законов;

230. Основным звеном в новой судебной системе Советского государства являлся созданный в ноябре 1918 г.:

231. В октябре 1919 г. при ВЧК создается:

Тема 12. Советское государство и право периода НЭПа (1921 – 1929 гг.). Государственный строй.

232. В 1922 г. представителями Наркомнаца для разработки новой модели федерации был предложен проект:

233. Конституция СССР 1924 г.:

- запрещала свободный выход союзных республик из Союза;
- разрешала свободный выход республик из состава СССР;

Право.

234. Задачи, связанные с обеспечением законности в советском государстве в 20-е годы выполняли:

235. Судебная реформа была осуществлена в:

236. Имущественные споры в советском государстве между государственными учреждениями и предпринимателями осуществляли:

Тема 13. Советское государство и право в период тоталитаризма (1930 – 1953 гг.). Государственный строй.

237. По Конституции 1936 г. высшим органом власти Союза ССР являлся:

238. Каждая союзная республика по Конституции СССР 1936 г.:

- имела право на свою конституцию;
- не имела права на свою конституцию;
- имела право на свою конституцию, не противоречащую Конституции СССР.

239. Конституция СССР 1936 г. закрепляла новую избирательную систему:

- всеобщее избирательное право только для трудящихся;
- всеобщее для городского и только для определенных лиц сельского населения;
- всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании.

240. Конституция СССР была принята:

241. Число союзных республик в СССР увеличилось 1936 г.:

242. Централизация системы органов безопасности завершается созданием объединенного НКВД СССР в:

Общественный строй.

243. Конституция СССР 1936 г. закрепляла имущественные отношения, сложившиеся к этому времени. Она определяла систему форм собственности в СССР:

Право.

245. Формирование народных судов в СССР по Конституции 1936 г. происходило:

246. Политические судебные процессы происходили уже в начале 1920-х г., однако массовыми стали в:

- тщательное расследование дел на протяжении неограниченного срока, возможность обжалования;
- сжатые сроки расследования (не более 10 дней) и невозможность обжалования.

Тема 14. Государство и право в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Государственный строй.

248. До 30 июня 1941 г. в СССР был создан:

249. В ноябре 1942 г. были образована Чрезвычайная Государственная комиссия. Ее основной функцией была:

- мобилизация трудоспособного населения;
- реорганизация работы наркоматов;
- установление и расследование злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников.

250. На фронт в войне 1941 – 1945 гг. были мобилизованы военнообязанные в возрасте:

251. Военное руководство в годы войны осуществлялось:

Право.

252. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР (март 1945 г.) право на наследство в первоочередном порядке имели:

- дети, супруги, нетрудоспособные иждивенцы;

- братья, сестры.
Тема 15. Советское государство и право в период либерализации тоталитарного режима и возврата к консерватизму (март 1953 – первая половина 80х гг.). Государственный строй.
253. Совнарком был преобразован в Совет Министров в:

- 1945 г.


- 1957 г.
255. Относительная демократизация советского общества после XX съезда КПСС проявилась в:
- ликвидации или перестройке репрессивных структур;

- привлечении к суду лиц, виновных в репрессиях;


- восстановлении национальной государственности репрессированных народов;
- реабилитации жертв политических репрессий;


- расширении прав и свобод личности;
- введении президентской системы правления.
256. Новым в Конституции СССР 1977 г. были положения о:

- построении в СССР развитого социализма;

- достижении социальной и национальной однородности советского общества;
- новой социальной и интернациональной общности – советского народа;

- создании профессионального парламента;

- создании в стране единого народнохозяйственного комплекса.
257. Система совнархозов была создана в:

- 1960 г.;

- 1960 г.;

259. Министерство государственного контроля в 1957 г. было преобразовано в:

- Комитет партийного контроля;

- Комиссию советского контроля Совета Министров СССР.
260. В Конституции СССР 1977 г. впервые было закреплено право на:
- свободу слова;

- свободу митингов и собраний.

Право
261. Уголовная ответственность за самовольный уход с работы и прогулы, которую ввели с началом войны, было отменена в:
- 1946 г.;

- 1956 г.;

- 1949 г.;

- 1953 г.;

– публикация разъяснений по действующему законодательству;

Тема 16. Советское государство и право в период перестройки (1985 – 1991 гг.).
264. Указ о департизации в РСФСР был подписан в:
- мае 1989 г.;

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Начнем с основ. Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом. Более подробно смотрите мою статью о структуре власти в РФ .

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР. Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК). Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа. Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом. Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители. Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями. Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

Органы власти в СССР с 1957 года.

В 1957 году, действовала Конституция 1936 года. Однако Никита Сергеевич Хрущев провел реформу государственного управления, в ходе которой отраслевые Министерства были ликвидированы и заменены на территориальные Совнархозы в целях децентрализации управления промышленностью:

Кстати более подробную информацию о деятельности Хрущева можно посмотреть здесь.

Конституция 1977 года никаких изменений не в органы власти СССР не внесла. Надо только помнить, что 6 статья этой Конституции закрепила руководящую роль КПСС в СССР. Более подробно здесь о правлении Л.И. Брежнева.

Органы власти в СССР с 1988 по 1991 годы.

Думаю, ничего сложного нет с тем, чтобы разобраться в этой схемке. В связи с реформой государственного управления при М.С, Горбачеве, Президиум Верховного Совета СССР был ликвидирован, а вместо него был создан избираемый народом Совет народных депутатов !

Кроме этого был учрежден пост Президента СССР. Первым и последним Президентом СССР стал М.С, Горбачев. Кстати, он был избран не всенародно, а Верховным Советом СССР из страха, что граждане не проголосуют именно за Михаила Сергеевича. Кстати, более детально можно почитать здесь о перестройке в СССР .

Вот так изменялась структура органов власти в СССР с 1922 по 1991 годы. Надеюсь, Вы понимаете, что СССР был федративным государством и все рассмотренные орагны власти дублировались на республиканском уровне. Если, что, задавайте вопросы в комментариях! Чтобы не пропустить новые материалы, подпишитесь на новые статьи !

Первые советские нормативно-правовые акты конституционного значения

Открывшийся 25 октября 1817 года II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил себя высшим органом власти в России.

Был сформирован Совет народных комиссаров, ставший правительством России.

II Съезд носил учредительный характер. На нем были созданы руководящие государственные органы и приняты первые правовые акты, имевшие конституционное, основополагающее для новой власти значение: Декрет о мире и Декрет о земле.

Декрет о мире наряду с вполне конкретными предложениями о заключении мира между враждующими государствами, об опубликовании всех тайных дипломатических актов, отказе от аннексий и контрибуций провозглашал принципы долговременной внешней политики России — мирное сосуществование и пролетарский интернационализм, право наций на самоопределение. В значительной степени декрет носил декларативный характер.

Декрет о земле основывался на крестьянских наказах, сформулированных Советами и земельными комитетами еще в августе 1917 г. В значительной мере в основу Декрета были положены основные идеи эсеровской аграрной программы и проекта аграрного закона.

Провозглашались многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное), конфискация помещичьих земель и имений, переходивших в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов. Право частной собственности на землю отменялось. Земля переходила во всенародное достояние и пользование всех трудящихся на ней, производилась социализация земли. Запрещались применение наемного труда и аренда земли. Позже эти положения были закреплены в Декрете о социализации земли (январь 1918 г.).

II съезд Советов принял также два обращения: К гражданам России и Рабочим, солдатам и крестьянам, в которых говорилось о переходе власти к Военно-революционному комитету (органу Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов), съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, а на местах — местным Советам.

С октября 1917 до июля 1918 г. (до принятия Конституции) ВЦИК принял более 100 декретов, постановлений и других актов. За этот же период СНК принял около 600 правовых актов

Политико-правовая доктрина слома старого государства была сформулирована в политических программах революционных партий задолго до октября 1917 г. Ее практическая реализация санкционировалась рядом актов: ноябрьским 1917 г. Декретом ВЦИК и СНК об уничтожении сословий и гражданских чинов, октябрьским постановлением II съезда Советов об образовании в армии революционных комитетов, январским 1918 г. Декретом СНК об отделении Церкви от государства и др.

Многие положения, сформулированные в первых декретах и декларациях новой власти, в своих действиях были рассчитаны якобы на определенный срок — до созыва Учредительного собрания.

Конституционное значение имели многие декреты советской власти, предшествовавшие первой российской Конституции: акты, направленные на создание экономических основ нового строя: "Положение о рабочем контроле", принятое ВЦИК 27 ноября 1917 г, декрет ВЦИК "О национализации банков" от 27 декабря 1917 г "О социализации земли" от 9 февраля 1918 г..

Другими декретами были заложены основы национально-государственного строительства: Постановление СНК "О Финляндской республике" от 31 декабря 1917 г. (о независимости Финляндии); декрет СНК "О порядке утверждения и опубликования законов" от 12 ноября 1917 г .

В январе 1918 г. СНК издал Декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.

На III съезде Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов была принята разработанная Лениным Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.) — документ, определивший основные принципы и направления социальной, экономической и государственной политики.

Россия провозглашалась Республикой Советов, которым должна была принадлежать вся власть в Центре и на местах. Государственное устройство определялось как федерация национальных республик.

Основными задачами советской власти провозглашались уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, устранение деления общества на классы, подавление сопротивления эксплуататоров.

Провозглашались социализация земли, отмена частной собственности на землю, закреплялся сформулированный Декретом о земле принцип уравнительного землепользования — распределение земельных участков по числу трудоспособных лиц и ”едоков” в каждой семье.

Подтверждались декреты о рабочем контроле, о национализации банков. В стране вводилась всеобщая трудовая повинность. Для защиты революции декретировалось вооружение трудящихся, образование Красной Армии и полное разоружение имущих классов.

Основными принципами внешней политики Советской России провозглашались борьба за мир между народами, отмена тайных договоров, уважение к национальному суверенитету народов.

Кроме того, Декларация объявляла об устранении эксплуататорских классов от участия в управлении государством. Власть в стране должна была принадлежать исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам. В целом Декларация предоставляла местам большую самостоятельность и независимость от Центра.

III съезд Советов принял также постановление О федеральных учреждениях Российской Республики, в котором закреплялась система органов федеральной власти: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, СНК.

Съезд законодательно закрепил систему Советов как организацию власти и федерацию национальных республик — как систему государственного устройства.

Оба документа, принятых на съезде, затем вошли в Конституцию, решение о разработке которой также было принято съездом.

В мае 1918 г. ВЦИК принял Декрет о введении всеобщей воинской повинности, в июле это положение было включено в Конституцию: представители трудящихся должны были служить с оружием в руках, нетрудовых элементов — в нестроевых частях.

Формирование основ нового права началось с издания первых декретов II Всероссийского съезда Советов, сформировавших его принципы. Декрет о суде № 1 отменял действие старых законов, если они противоречили революционному правосознанию. Последнее стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм.

Одной из первых сфер, в которой было осуществлено законодательное нормирование, стали брачно-семейные отношения (семья — ячейка общества, и при перестройке последнего обязательно подвергается воздействию первая). В декабре 1917 г. ВЦИК и СНК приняли декреты, отменявшие всякие ограничения (разрешение родителей на брак, различие в вероисповедании супругов и проч.), узаконивавшие только гражданскую форму брака, устанавливавшие свободу развода.

В декабре 1917 г. ВЦИК принял Положение о страховании на случай безработицы и Декрет о страховании на случай болезни. Эти меры социальной защиты обеспечивались из фондов предприятий. Весной 1918 г. была сформирована новая инспекция труда, избираемая профсоюзными организациями.

Читайте также: