Какие возможности предоставляет учителю цифровая образовательная среда

Обновлено: 25.06.2024

С помощью цифровой образовательной среды учитель может решить следующие задачи:
- более привлекательная подача нового материала;
- закрепление изученной темы;
- помощь в подготовке к итоговым проверочным работам;
- проведение итогового и промежуточного контроля;
- эмоциональное разнообразие в подаче материала при помощи игровых учебных ситуаций;
- систематизация навыков владения учащимися компьютерными технологиями.
В период дистанционного обучения использование цифровых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку выросло в 100 раз. Все участники образовательного процесса были вынужденно поставлены в ситуацию интерактивного онлайн обучения.

Оценить 208 0

Цифровая образовательная среда.

Цифровая среда в современном мире.

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни. Статистика свидетельствует о том, что многие профессии, существовавшие в XX столетии, на данный момент исчезли. В XXI веке ситуация не изменилась. Профессии продолжают исчезать. Связано это в первую очередь с продолжающейся цифровизацией современной жизни. А те профессии, которые не исчезли, постепенно претерпевают изменения, подстраиваясь под требования современного мира. Цифровые технологии оказывают большое влияние на все сферы развития государственной жизни. В связи с этим актуальной является потребность в квалифицированных кадрах, способных управлять новейшими производственными системами. "Воспитать" такие кадры, способные идти в ногу с постоянно совершенствующимися современными технологиями, возможно только в том случае, если их обучение с помощью цифровых технологий начнется практически с самого рождения, и будет продолжаться на протяжении всей жизни.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации цифровое обучение стало приоритетной задачей для государственных образовательных учреждений. Что, соответственно, приводит к тому, что интерес государства к новой форме образования — абсолютная гарантия его поддержки и успеха.

Цифровая среда в современной России.

В Российской Федерации при государственной поддержке в последние несколько лет активно внедряется национальный проект по цифровизации образования, также с 2016 года начала свою работу национальная онлайн платформа Российская Электронная Школа, а также под патронажем Министерства Просвещения Российской Федерации появляется Национальная электронная платформа педагогического образования.

Цифровая образовательная среда не является контентом, полностью переводящим образовательный процесс в дистанционный формат. Она является логичным требованием времени, когда в классический образовательный процесс вплетаются современные технологии. Современные учителя уже не ограничены только доской, мелом и проигрывателем с грампластинками, как это было в школах в конце XX века. Учитель сейчас может иметь в своем распоряжении интерактивную доску, проектор, ноутбук, доступ к различным образовательным онлайн-ресурсам.

Цифровая образовательная среда на уроках английского языка.

Целью данной работы является анализ эффективности применения образовательных цифровых технологий на уроках английского языка в начальной школе в период дистанционного обучения с последующим контролем изученных тем в процессе очного обучения (на примере 2-3 класса).

Изучение иностранного языка открывает перед учащимися большие возможности в дальнейшем. Изучая иностранный язык, дети глубже познают родной язык. Они учатся анализировать, сравнивать, запоминать. Через изучение иностранного языка дети познают мир и культуру как страны изучаемого языка, так и ближе узнают культуру своей собственной страны. Владение иностранным языком в будущем открывает перед человеком более широкие перспективы при устройстве на работу, свободу передвижения в путешествиях в другие страны и т.п.

У современного учителя английского языка в распоряжении имеется большое количество ресурсов, призванных поддержать классический процесс изучения английского языка. Они дают в руки учителя действенные инструменты, делающие изучение иностранного языка более привлекательным и интересным.

Также использование дополнительных цифровых ресурсов учит детей быть более самостоятельными при выполнении заданий; учит их искать и анализировать информацию; формировать цели своей деятельности и искать пути их достижения.

С помощью цифровой образовательной среды учитель может решить следующие задачи:

- более привлекательная подача нового материала;

- закрепление изученной темы;

- помощь в подготовке к итоговым проверочным работам;

- проведение итогового и промежуточного контроля;

- эмоциональное разнообразие в подаче материала при помощи игровых учебных ситуаций;

- систематизация навыков владения учащимися компьютерными технологиями.

В период дистанционного обучения использование цифровых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку выросло в 100 раз. Все участники образовательного процесса были вынужденно поставлены в ситуацию интерактивного онлайн обучения.

Ниже представлена классификация цифровых образовательных средств, использованных мной при подготовке и проведении онлайн уроков английского языка в период дистанционного обучения:

- онлайн платформы для групповых уроков:

- ZOOM : достоинства - широкий спектр возможностей (групповые занятия, возможность использования аудиофайлов, онлайн доска), отсутствие программных ограничений при установке на компьютер или ноутбук; возможность записи урока; недостатки –ограничение групповых занятий по времени, платный контент;

- TeamLink : достоинства – широкий спектр возможностей (групповые занятия, возможность использования аудиофайлов), отсутствие ограничений по времени и количеству участников, бесплатный контент; недостатки – отсутствие онлайн доски, программные ограничения при установке на компьютер или ноутбук; возможность записи урока только в формате программы TeamLink ;

- онлайн ресурсы с видеоуроками:

- puzzle - english . com : достоинства - большое количество видеоуроков с грамотным объяснением грамматического материала; дополнительный текстовый материал под видео; недостатки – платный контент для выполнения заданий к видео;

- interneturok . ru : достоинства – большое количество видеоуроков с доступным объяснением грамматического материала; дублирующий видео текстовый материал под видео; домашнее задание под видеоуроком; недостатки – некоторое расхождение грамматического материала с годом обучения; для прохождения дополнительных тестов и заданий необходимо регистрация

- онлайн ресурсы с материалом для отработки грамматического и лексического материала:

- onlinetestpad . com : достоинства – большой ресурс с тестами по различным темам грамматики и лексики; возможность составления собственных тестов для промежуточного и итогового контроля; возможность ограниченного доступа для прохождения теста (что способствует более адекватной оценке правильности выполнения заданий); недостатки – в случае использования сторонних тестов высока вероятность некорректного автоматического оценивания и, в следствие этого, невозможность самостоятельной проверки пройденного теста.

- фоксфорд.ру: достоинства – большой ресурс с тестовыми материалами для промежуточного и итогового контроля; недостатки – платный контент; несколько сложный сайт для ориентирования на нем;

Вышеперечисленные ресурсы явились большим подспорьем в процессе прохождения новых тем, а также закрепления пройденного материала. Основной процесс обучения строился на живом общении с учениками посредством онлайн уроков через систему ZOOM (или TeamLink в случае сложностей с подключением к программе), остальные ресурсы (а именно, видеоуроки, дополнительные контенты) были использованы исключительно в целях закрепления пройденного материала, либо знакомстве с темой при невозможности ученика подключиться к онлайн-уроку.

Цифровая образовательная среда при дистанционном обучении.

В период дистанционного обучения все участники образовательного процесса были поставлены в ситуацию, когда традиционное образование было вынужденно и в кратчайшие сроки адаптировано к условиям онлайн обучения. В отличие от традиционных методик преподавания, когда учитель является главной действующей фигурой, дающей знания и проверяющей качество усвоенного материала, в процессе онлайн-обучения ученик также становится тем главным лицом, которое с большей самостоятельностью осваивает новый материал. В этой ситуации учитель является помощником, главной целью которого является активное стимулирование и поддержка ученика в процессе познания.

Основной задачей учителя в данный период была необходимость построения образовательного процесса с опорой на традиционный учебник в сочетании с цифровыми образовательными средствами.

Целью моей деятельности на момент дистанционного обучения являлось разработать и включить в образовательный процесс интерактивные средства обучения для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка.

Достижение планируемых результатов предполагало решение следующих задач:

- установить исходный уровень учебной мотивации учащихся;

- выявить факторы, способные изменить отношение к предмету иностранный язык;

- создать коллекцию цифровых образовательных ресурсов для погружения учащихся в языковую среду на уроках иностранный язык;

Все уроки проводились по следующей схеме:

- домашнее задание выдавалось в сочетании с рабочей тетрадью учебника, а также ссылками на дополнительные онлайн-ресурсы, способствовавшие мягкому и более глубокому закреплению изученного материала ( learningapps . org – все задания составлялись мной лично; учи.ру);

- промежуточное и итоговое тестирование проводилось при помощи онлайн-ресурсов ( onlinetestpad . com – конструктор тестов): все тесты составлялись мной лично в соответствии с изученным материалом;

- контроль домашнего задания: отправка учениками фото выполненных работ в рабочей тетради на электронную почту.

Процесс обучения английскому языку был построен на основе личностно-ориентированного подхода, с применением таких педагогических технологий, как педагогика сотрудничества, разноуровневое обучение.

Учитывая вышесказанное, можно наглядно увидеть гармоничность сосуществования традиционного учебника с цифровой образовательной средой, которая мягко и эффективно была введена в процесс обучения.

Такая форма обучения была положительно воспринята всеми участниками образовательного процесса. Ученики были поставлены в новую для них ситуацию, когда им было предоставлено больше свободы в процессе изучения иностранного языка. Дети не были ограничены рамками школы. Им стали доступны те инструменты, которые не были доступны на традиционных уроках в школе. Я, как учитель, также была поставлена в новую для себя ситуацию. Мне также стали доступны все богатства цифровых образовательных технологий. Таким образом, замотивированными на такую форму обучения оказались обе стороны учебного процесса, а именно и ученик, и учитель.

Сравнительный анализ усвоенности тем, изученных в процессе дистанционного обучения.

Как уже указывалось выше, никакое дистанционное обучение не сможет заменить личное общение ученика и учителя. Дистанционная форма была и, смею надеяться, будет временной мерой. При всех её плюсах основным её недостатком для меня являлось отсутствие возможности личного общения с учениками.

Целью итоговой контрольной работы была проверка и оценка способности обучающихся применять полученные в процессе изучения английского языка знания для решения разнообразных задач учебного характера, а также оценить уровень общеобразовательной подготовки по английскому языку учащихся 2-го класса в конце учебного года.

Задачей итоговой контрольной работы было выявление уровня сформированности универсальных учебных действий, позволяющих успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Объектом оценки выступали планируемые результаты сформированности учебных действий с предметным содержанием и планируемые результаты регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Количество учеников, выполнивших итоговую контрольную работу, составило 14 человек.

По итогам были получены следующие результаты:

Анализ результатов выполнения итоговой диагностической работы за 2 класс показал высокий уровень усвоения образовательной программы учащимися.

Целью входной контрольной работы была проверка и оценка способности обучающихся применять полученные в процессе изучения английского языка знания для решения разнообразных задач учебного характера, а также оценить уровень общеобразовательной подготовки по английскому языку учащихся 3-го класса в начале учебного года.

Задачей входной контрольной работы было выявление уровня сформированности универсальных учебных действий, позволяющих успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Объектом оценки выступали планируемые результаты сформированности учебных действий с предметным содержанием и планируемые результаты регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Количество учеников, выполнивших итоговую контрольную работу, составило 14 человек.

По итогам были получены следующие результаты:

В таблице ниже наглядно приведены сравнительные результаты

Итоговый контроль (2 класс)

3 человека (2 ОВЗ)

Учитывая вышеприведенные цифры, можно сделать вывод, что при переходе с дистанционного на очный процесс обучения основная масса учащихся сохранила высокий уровень усвоения образовательной программы.

Таким образом, мы наглядно видим, что при грамотно организованном процессе обучения цифровая образовательная среда органично сочетается с традиционной формой обучения.

Роль иностранного языка как учебного предмета в настоящее время возрастает, в том числе, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования.

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.

Чтобы интерес к изучению иностранным языкам не ослабевал, необходимо повышение познавательной активности у обучающихся, и как следствие этого - увеличение мотивации к изучению иностранного языка.

Процесс формирования познавательного интереса также способен повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка, что будет способствовать повышению и качества их знаний.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является использование цифровых образовательных ресурсов. Использование цифровых образовательных ресурсов в современных реалиях - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.

Современный учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.

Попробуем собрать вместе представления о том, что такое цифровая образовательная среда, какими свойствами она обладает, каковы цели и задачи её создания и поддержания, на каких принципах она может быть построена.


Основные термины и определения:

Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.

Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Экосистема– такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.

Организационные принципы построения ЦОС:

(формулировки приведены с учетом предложений-поправок коллег —экспертов ИРИ)

  • Единство — согласованное использование в единой образовательной и технологической логике различных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разные специализированные задачи.
  • Открытость — свобода расширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы и включая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.
  • Доступность — неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческих элементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них для конкретного пользователя, как правило посредством Интернет, независимо от способа подключения.
  • Конкурентность — свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.
  • Ответственность — право, обязанность и возможность каждого субъекта по собственному разумению решать задачи информатизации в зоне своей ответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену данными со смежными информационными системами.
  • Достаточность — соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностям субъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структур данных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.
  • Полезность — формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счет введения ЦОС.

Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?

Прежде всего, запретить насильственное внедрение централизованных региональных инструментов, кроме государственных систем, как нарушающих ряд законов и разъяснения Минобрнауки России,– взять курс на построение открытой экосистемы, настоящей ЦОС, на основе минималистичных центральных государственных систем. Предложение о переформатировании в этом контексте федеральной системы учета обучающихся Контингент описано ранее.

Ключевой принцип информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.

Ключевой инструмент формирования экосистемы– стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами.

Цели ЦОС:

Для ученика:

  • расширение возможностей построения образовательной траектории;
  • доступ к самым современным образовательным ресурсам;
  • растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для родителя:

  • расширение образовательных возможностей для ребенка;
  • снижение издержек за счет повышения конкуренции на рынке образования;
  • повышение прозрачности образовательного процесса;
  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для учителя:

  • снижение бюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;
  • снижение рутинной нагрузки по контролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;
  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
  • формирование новых условий для мотивации учеников при создании и выполнении заданий;
  • формирование новых условий для переноса активности образовательного процесса на ученика;
  • облегчение условий формирования индивидуальной образовательной траектории ученика.

Для школы:

  • повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на ИТ;
  • расширение возможностей образовательного предложения за счет сетевой организации процесса;
  • снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
  • расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Для региона:

  • автоматизация мониторинга за образовательным процессом;
  • оптимизиция коммуникации со всеми участниками;
  • оптимизация образовательных ресурсов региона за счет формирования сетевых структур;
  • повышение возможностей региона по выбору вариантов обучения за счет сетевого взаимодействия;
  • возможность снижения образовательной эмиграции лучших учеников за счет сетевого взаимодействия;
  • сокращение бюрократического аппарата и личных коммуникаций за счет автоматизации документооборота.

Для государства:

  • рост образовательного разнообразия в стране и удовлетворение населения по выбору;
  • рост мотивации к обучению на основе индивидуальных образовательных траекторий;
  • снижение образовательной миграции за счет доступа к различным образовательным ресурсам по сети;
  • повышения удовлетворенности населения в связи с балансом образовательного запроса и возможностей по его реализации;
  • повышение эффективности имеющихся образовательных ресурсов;
  • повышение прозрачности образовательного процесса;
  • оперативность мониторинга за результатами.

Задачи:

  • разработать новые регламенты и принципы обработки данных с учетом требований по защите персональной информации в условиях переноса документооборота в цифровой формат с учетом принципа неизбыточности на всех уровнях управления процессом (это требует глубокой проработки и переосмысления многих стереотипов из бумажной эпохи);
  • составить список необходимых для обмена данных, используемых в сфере образования;
  • разработать архитектуру ЦОС, позволяющую гибко заменять системы в ее составе и расширять их состав;
  • разработать протоколы обмена данными и утвердить их в качестве отраслевого стандарта;
  • разработать регламент работы комиссий по протоколам, чтобы они могли своевременно вносить изменения в ранее утвержденные протоколы/стандарты;
  • разработать и ввести в эксплуатацию тестовые системы для отладки протоколов обмена данными, чтобы разработчики могли успешно конкурировать;
  • пересмотреть подходы к формированию ЦОС в образовательных организациях в сторону логики BYOD на основе мобильных устройств и возможности самостоятельно расходовать средства на ИТ-инфраструктуру;
  • пересмотреть нормативную базу документооборота и организации образовательного процесса для исключения конфликтов старых норм бумажной эпохи с современным электронным документооборотом.

Описание и оценка эффективности

В России начался эксперимент по внедрению Цифровой образовательной среды в школах. Он продлится до конца 2022 года.

 Фото: Михаил Пинкус

Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент "мы и без компьютеров учились хорошо" уже не работает? В Минпросвещения опровергли восемь самых популярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соцсетях и родительских чатах.

МИФ 1

"Цифровая образовательная среда (ЦОС) и дистанционное образование - одно и то же"

Это неправда! Цифровая образовательная среда - это оснащение школ современной техникой и связью, создание обучающих сервисов. Все это нужно для того, чтобы обеспечить качественным образованием всех детей. И не важно, где они живут: в мегаполисе или самом отдаленном поселке.

Инструменты Цифровой образовательной среды - это электронные дневники, интерактивные доски, качественные видеоматериалы, которые показывает учитель на уроке, и многое другое. Все это будет использоваться на очных уроках! И даже если ребенок по какой-то причине не может посещать занятия (например, болеет), благодаря ЦОС он сможет смотреть урок по видео.

Почему тогда родился этот миф? Просто во время вынужденного дистанционного обучения многие школы начали пользоваться новой инфраструктурой, которая уже создается. Отсюда и путаница.

МИФ 2

"Развитие ЦОС - первый шаг к полному переходу обучения в онлайн-формат"

Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе.

- Сейчас перевод школ или отдельных классов на обучение с использованием дистанционных технологий происходит из-за эпидемиологической ситуации в конкретном регионе, - подчеркнул зам­министра просвещения РФ Виктор Басюк. - Решение о переходе принимает регион. Это временная мера, продиктованная исключительно заботой о здоровье детей, учителей и членов их семей.

МИФ 3

"Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована"

Это неправда! Есть федеральный проект "Цифровая образовательная среда" нацпроекта "Образование", который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант.

- Не существует и не может существовать никаких официальных документов о тотальном переходе на удаленную форму получения знаний. Ни один закон не сможет перевести очное образование, гарантированное государством, в дистанционное или заочное. Это не пропустит ни один законодательный орган, - подчеркнул Виктор Басюк.

МИФ 4

"Цель ЦОС - сокращение числа школ и учителей"

Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью интерактивных заданий. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми.

100 процентов российских школ должны быть подключены к высокоскоростному интернету: не менее 100 Мбит/с - в городах, и не менее 50 Мбит/с - в сельской местности

МИФ 5

"Цифровизация снижает уровень знаний детей"

Фото: iStock

Это неправда! Научно доказано: современные методы обучения повышают эффективность обучения и уровень знаний школьников. Главное - правильно их применять. Современным "цифровым" детям уже сложно воспринимать длинные монологи учителя у доски. Новая тема "пойдет" гораздо легче, если показать им увлекательный учебный фильм, сделанный с использованием 3D-графики и эффектов. Плюс ко всему цифровые технологии помогают за меньшее время приобрести больше знаний.

Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв.

Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и "всплывающие" правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания).

МИФ 6

"Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант"

Это неправда! Техническое оснащение школ (а их у нас в стране больше 40 тысяч) стоит недешево, но без него сегодня хорошее образование невозможно. Создание качественного, соответствующего государственным стандартам, одобренного экспертами контента тоже требует затрат. Отдельная забота - создание безопасной системы, которую не смогут взломать хакеры.

МИФ 7

"Мы учились не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна"

- Этот аргумент относится к прошлому, а не к современности, - рассказал Виктор Басюк. - Мы хотим создать абсолютно для всех школьников равные условия для получения качественных знаний и навыков. Только так можно обеспечить им лучшее будущее, а значит, и хорошие перспективы для всей страны.

Раньше все пользовались дис­ковыми проводными телефонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных телефонов! Сегодня количество профессий, где не требуется владение компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест может вообще не остаться.

МИФ 8

"В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно"

Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы.

- Такая платформа еще только создается, она будет называться "Моя школа", - рассказал Виктор Басюк. - Пользоваться ею школьники и учителя будут бесплатно.

Ноу-хау из портфеля

Проект "Цифровая образовательная среда" для школы № 116 в челябинском поселке Чурилово - это не просто скоростной интернет.

- Это действительно среда, в которой мы на разных электронных платформах работаем вместе с детьми. Для учителей - это незаменимый помощник. А для детей добавляются элементы игры и азарта, которые современной школе просто необходимы, - считает директор Татьяна Трапезникова.

В кабинете естествознания с экрана светит второе солнце - шестиклассники изучают строение светила и располагают планеты вокруг него. В кабинете информатики есть свой 3D-принтер: физические процессы дети познают с помощью 3D-моделей и переносных лабораторий с датчиками cилы, напряжения и давления. В кабинете технологии установлены мини-станки с числовым программным управлением. А в первом классе идет урок математики, и будущие Лобачевские напряженно подсчитывают яблоки в коробках на интерактивной доске. Перемещать картинки можно с помощью специальной указки.


Данная статья посвящена вопросу введению цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс. Цифровые образовательные ресурсы предоставляют огромные возможности преподавателю, обеспечивают мощными средствами, которые разрешают следующие вопросы: улучшение организации учебного процесса, повышение индивидуализации обучения; цифровые образовательные ресурсы предоставляют возможность учителю и обучающемуся для устранения пробелов, возникших из-за пропуска уроков; улучшают результаты самоподготовки после уроков; средство индивидуализации работы самого преподавателя.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии.

Создание педагогом авторских ЦОР способствует совершенствованию его профессионального мастерства, помогает в реализации индивидуального подхода к образовательной траектории каждого обучающегося, в акцентировании внимания именно на тех вопросах, которые менее усвоены студентом [1].

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является вопрос о том, как результативно обучить всех и каждого обучающегося в отдельности.

Исходя из вышесказанного, следует отметить, что использование цифрового образовательного контента в современном образовательном процессе, способствует осуществить более качественную подготовку обучающихся.

В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернете существует достаточно много различных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР): демонстрационных, информационно-справочных, тренажеров, обучающих, имитационных, моделирующих, контролирующих и др [2]. Под цифровыми образовательными ресурсами понимаются представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные цифровые учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса [3].

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) является учебной дисциплиной в вузе. Данная дисциплина обязывает к использованию ЦОР на уроках. Одним из направлений изучения курса ИКТ выступают информационные процессы и информационные технологии. Практическая часть курса направлена на освоение студентами навыков и умений использования средств информационных технологий для формирования функциональной грамотности и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Это говорит о том, что сама дисциплина ИКТ подразумевает освоение не только структуру компьютерных систем, архитектуру компьютера, но и прикладных программ, мобильных приложений, программ по созданию сайта, с помощью которых в дальнейшем обучающийся будет иметь огромные возможности уметь создавать ЦОР самостоятельно. А для освоения в процессе обучения этих компьютерных программ (как теоретической части, так и практической) необходимо разработать содержательный цифровой образовательный ресурс, в котором обучающийся имел бы возможность изучать все компоненты дисциплины ИКТ. Для создания ЦОР по ИКТ необходимо разобраться с понятием ЦОР и аспектами использования и влияния ЦОР на уроках.

Рассмотрим определенные методические правила при использовании ЦОР:

– ЦОР это средство, ориентированное на решение задач фактического изменения качества образования и увеличения его эффективности;

– ЦОР оптимально интегрируются в образовательный процесс с учетом педагогической рациональности, требующей оценки эффективности применения ЦОР в комбинации с различными педагогическими технологиями;

– важным направлением применения ЦОР это обращение к личности обучаемого;

– создание максимально благоприятных условий для подготовки творческого, мобильного, самостоятельно размышляющего молодого человека;

– ЦОР не заменяет педагога или учебник, наоборот усиливает характер педагогической деятельности.

Использование и применение на уроках интерактивных панелей значительно помогает улучшению образовательного процесса, поскольку интерактивная панель дает возможность сделать урок интереснее: педагог на занятиях использует одновременно текст, аудио и видео материалы, DVD, CD-ROM и Интернет-ресурсы. Любую информацию, отображенную на интерактивной панели, можно распечатать, сохранить, сделать видеозапись экрана, для последующего анализа.

Применение ЦОР на уроках ИКТ является методом организации активной и осмысленной работы студентов, сделав занятия более разнообразными. Таким образом, применение компьютерных систем на уроках не заменяют педагога, а, наоборот способствуют общению с обучающимся более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Рассмотрим некоторые аспекты внедрения приёмов работы с ЦОР в практику работы преподавателя.

– Внедрение ЦОР — это способ развить систему определенного уровня мышления, раскрыть творческие способности у будущих педагогов. Данная специальная методическая подготовка, освоение определенных умений и навыков оказывает влияние на становление у обучающегося специальных методических умений и навыков, которые способствует развитию интереса к изучаемому материалу [4].

– Развитие специальных умений и навыков у будущего учителя владения средствами ЦОР, а также методами ИКТ способствует возможности реализовать себя в педагогической деятельности с современных позиций, не чувствовать себя ущербным в общении с учащимися, достаточно хорошо владеющего приёмами работы с ПК [4].

– Методическое назначение использования цифровых систем обучения в практике работы учителя велико. Благодаря ЦОР стало возможным показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, продемонстрировать видеофрагменты, цифровые фотографии, смоделировать различные процессы [4].

– Средства ЦОР можно правомерно приравнять к изобразительным наглядным средствам обучения, сопровождающим демонстрации в процессе лекции, рассказа, беседы. В настоящее время вполне целесообразно выделить в отдельный методический блок наглядных пособий виртуальной среды [4].

– Ошибки при использовании ЦОР. Следует отметить, что не совсем правильно и грамотно полностью заменять на уроках натуральные объекты объектами виртуальной среды [4].

Следуя из этого, можно обобщить, что педагогу целесообразно использование собственно ЦОР и ИКТ, а также программное обеспечение ПК, которое может позволить достигнуть качественно нового уровня реализации принципа наглядности. Изображение объектов средствами виртуальной среды, приёмы компьютерного моделирования в обучении целесообразно использовать в следующих случаях: когда необходимо изучить или продемонстрировать процессы и явления, которые невозможно продемонстрировать с помощью других методов и приёмов. Использование цифровых фотографий, видеофильмов позволяет обучающимся активно включаться в учебный процесс. Компьютерные демонстрации и модели различных процессов, явлений, объектов и экспериментов, позволяют глубже проникнуть в суть изучаемых явлений.

Компьютерные системы, используемые в учебном процессе представляют следующие функции:

1) как источник учебной информации (частично или полностью заменяющий преподавателя и учебник) с учётом необходимости найти информацию энциклопедического характера;

2) Как наглядное пособие, благодаря которому возможно детальное изучение объектов посредством виртуальной среды (с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

3) как индивидуальное информационное пространство;

4) как тренажер при подготовке к различного рода промежуточным и итоговым испытаниям;

5) как средство диагностики и контроля.

Таким образом, цифровые средства обучения выполняют триединство дидактических функций, которые остаются неизменными в любом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие, воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средств ЦОР.

Рассмотрим основные обучающие функции ЦОР:

– усвоение знаний (о фактах, понятиях, процессах законах, теориях, способах деятельности);

– улучшение качества знаний, закрепление полученных ранее знаний, осваивание системы контроля качества знаний (глубины, прочности, системности);

– формирование практических умений при работе с виртуальными объектами;

В качестве развивающих функции выступают:

– усовершенствование всей системы познавательных процессов (внимания, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи);

– усовершенствование аналитико-синтетических приемов мышления с использованием ИКТ;

– усовершенствование творческих способностей на базе ЦОР;

Кроме того, использование ЦОР на учебных занятиях способствуют формированию воспитательных функции:

– формирование естественно — научного мировоззрения и естественнонаучного стиля мышления, способности алгоритмизировать собственную деятельность;

– формирование социально положительных элементов поведения;

– воспитание волевых и нравственных качеств личности.

Комплекты ЦОР позволяют довести до обучающегося огромный поток информации. При этом у них развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала.

Заключение

Таким образом, использование ЦОР в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес обучающихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, виртуальная среда, ИКТ, образовательный процесс, обучающийся, урок, CD-ROM, интерактивная панель, педагогическая деятельность, цифровой образовательный контент.

Читайте также: