Какие возможности предоставляет стандартизация оплаты услуг в медицине

Обновлено: 02.07.2024

В соответствии с Федеральном законе РФ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"(статьи 31-36) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарт — это результат ожидаемого качества, одобренная модель как основа для сравнения. Это эталон (образец, норма) — еди­ный и обязательный, принимаемый за исходное для сопос­тавления с ним других подобных действий. Это количественная характеристика ожидаемого результата; нормативный документ, регламентирующий набор правил, норм и требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.

Рыночные условия реализации медицинских услуг предполагают наличие стандарта их производства, который имеет двойственное значение: медицинское и экономическое – стандарты объема, доступности, качества и стоимости медицинской помощи.

В экономическом плане – это совокупность стандартов при всех заболеваниях и знание заболеваемости населения позволяет рассчитать стоимость лечения в Программе ГГ БМП.

В медицинском плане стандарты создают основу для определения качества оказания медицинской помощи у каждого больного. Система медицинских стандартов позволяет учесть при лечении тяжесть заболевания, особенно при экстренных случаях. Это снимает желание медработников лечить более легкий пациентов. Все, что входит в Программу, должно предоставлять бесплатно пациенту.

Стандартизация деятельности в сестринском деле необходима для контроля качества сестринской практики.

Для чего нужны стандарты:

- стандарты позволяют объективно оценивать качество работы;

- являются ин­струментом управленческой деятельности;

- благодаря стан­дартам сокращается время оказания помощи и ухода, улуч­шается качество оказываемой помощи, объективно оцени­вается труд медицинской сестры.

Основные принципы стандартиза­ции могут быть сведены к следующим пяти пунктам:

■ стандарты должны быть дифференцированы с уче­том возможностей ЛПУ;

■ при разработке стандартов следует учитывать существующие рекомендации (местные, территориальные, национальные);

■ утверждение стандартов следует проводить после клинических испытаний;

■ стандарты необходимо периодически обновлять;

■ при применении стандартов необходимо соблюдение ряда обязательных условий. К ним ОТНОСЯТСЯ:

1. Выбор стандарта должен соответствовать клини­ческой ситуации.

2. Уровень оказания помощи должен соответство­вать квалификации персонала и возможностям ЛПУ.

3. Медицинская сестра обязана знать и понимать стандарт в целом (уметь обосновать каждое дей­ствие стандарта).

4. На основе стандартов должны составляться инди­видуальные планы ухода за пациентами.

5. Уход согласно стандарту, оказывается в макси­мально ранние сроки в минимально достаточном объеме.

6. Своевременный вызов врача, организация консуль­тирования являются неотъемлемым условием со­блюдения стандарта.

Виды стандартов:

Ø а) стандарты профессиональной деятельности. Они описывают обязанности практикующих медицинских сестер, определяют собой базу оценки практической деятельности, описывают ответственность медицин­ской сестры перед обществом и пациентом;

Ø медико-экономические стандарты стоимости лечения заболевания.

К стандартам профессиональной деятельности отно­сятся:

· стандарты процедур, которые должны содержать цели, показания, противопоказания, оснащение, обязательные условия выполнения процедур, должны описывать эта­пы процедуры — подготовку, выполнение, завершение процедуры;

· стандарты плана по уходу за пациентом — отражают базовый уровень качественного сестринского ухода по определенной проблеме пациента вне зависимости от кон­кретной клинической ситуации;

· стандарты оказания скорой и неотложной помощи на догоспитальном этапе — это перечень своевременных, последовательных, минимально достаточных мероприя­тий - диагностических, лечебных, а также мероприятий по уходу, применяемых в типичной клинической ситуа­ции.

Одним из обязательных условий применения стан­дартов является их соответствие клинической ситуации. Для этого составляется индивидуальный план ухода — письменное руководство по уходу. Подробное перечисле­ние действий медицинской сестры, необходимое для дос­тижения целей ухода по определенной проблеме пациен­та.

В ФЗ «Об основах охраны здоровья" установлены федеральные медико-экономические стандарты и региональные, которые не должны быть ниже федеральных. К 2005 году разработано на федеральном уровне более 600 стандартов, но они носят рекомендательный характер, но субъекты вправе утвердить их для обязательного исполнения. Появление новых медицинских технологий приводит к устареванию стандартов, что требует постоянной работы с ними и пересмотра.

Контрольные вопросы

1. Что такое медицинская помощь?

2. Виды медицинской помощи.

3. Что такое услуга?

4. Что такое медицинская услуга?

5. К какому типу услуг относится здра­воохранение?

6. Простые медицинские услуги.

7. Сложные медицинские услуги.

8. Комплексные медицинские услуги

9. Особенности рынка медицинских услуг.

10. Какие экономические факторы взаимодействуют в про­цессе оказания услуг здравоохранения?

Стандартизация – это деятельность по разработке, публикации, применению стандартов, устанавливающих нормы и правила в целях обеспечения безопасности продукции, работы или услуги для окружающей среды и жизни каждого конкретного человека.

Стандартизация медицинской помощи

Стандартизация касается всех сфер жизни, в том числе и услуг, которые оказываются в здравоохранении. Стандартизация медицинских услуг реализуется на основе их классификации как комплекса мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, диагностику, лечение, имеющее самостоятельное обособленное значение и конкретную стоимость.

Стандарт медицинской помощи – это описание сущности медицинских услуг пациенту с целью помощи в конкретной клинической ситуации, которое отражает их объем и виды.

Стандартизация медуслуг также осуществляется в:

  • нуждах медицинского страхования;
  • потребностях здравоохранения.

Она является основой для регламентирования работы медучреждений, различных органов здравоохранения, фондов обязательного медицинского страхования. Также процесс стандартизации медицинских услуг позволяет оценить результаты оказания медицинской помощи (рассчитать подушевые нормативы, выявить качество экономических показателей).

Цели стандартизации в здравоохранении

Стандартизация в медицине имеет следующие цели:

  • обеспечение безопасности и эффективности медицинской помощи;
  • переход на единый нормы диагностики, лечения, профилактики для всех субъектов РФ;
  • обеспечение качества оказания медицинской помощи при учете научно – технических знаний, рационального использования всех групп ресурсов;
  • формирование механизмов контроля над качеством оказываемой медицинской помощи;
  • создание единых статистических систем при оценке оказания медицинской помощи.

Стандартизация в медицине и здравоохранении развивалась постепенно, что на протяжении двух этапов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • создание систем классификации пациентов;
  • разработка дополнительных клинических руководств.

Медицинская услуга – это комплекс мероприятий, который направлен на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение.

Стандартизация медицинских услуг необходима еще и потому, что каждая из них требует определенного кадрового состава персонала, диагностических приборов и инструментов, оборудованных помещений и пр. Соответственно, стандартизировать необходимо каждый указанный компонент.

Согласно стандартизации, медицинские услуги определяются как:

  • простые или неделимые, зависящие от пациента и специалиста, включающие один конкретный элемент профилактики либо лечения;
  • сложные, которые представляют собой набор простых медицинских услуг, который требует комплексного состава специалистов и разнообразного технического оснащения;
  • комплексные услуги, заканчивающиеся либо постановкой диагноза, либо завершением лечения.

Функциональный подход к стандартизации медицинских услуг

Любой тип услуги требует стандартизации, поскольку от их качества зависит здоровье человека, групп людей, возможность обеспечения полноценной жизни.

Сегодня стандартизация медицинских услуг осуществляется при помощи функционального подхода, что существенно нормирует требования к ним на различных стадиях их реализации.

Все функциональные подходы реализуются по принципу от общего к частному. Другими словами, стандартизации подвергаются общие нормы и правила, а также требования для однородных по функциональному назначению услуг. В итоге все это реализуется согласно базовым стандартам.

Стандартизация медицинских услуг также позволяет определить зависимость общей заболеваемости и смертности населения от объема и качества лечебно-профилактической помощи.

Коллектив специалистов Всемирной организации здравоохранения выделяет следующие компоненты качества медицинской помощи:

  • своевременность;
  • оптимальность;
  • соответствие технологическим стандартам.

Важным компонентом, который показывает качество медицинской помощи называют уровень методов, которые применяются для ее реализации. При этом для контроля качества используют стандарты качества. Для этого регионами сформированы специализированные комиссии для лицензирования и аккредитации медицинских учреждений, различные группы весьма хорошо подготовленных экспертов, а также территориальные фонды.

Лицензия выдается медицинским учреждениям, которые прошли все соответствующие процедуры и могут реализовывать медицинскую деятельность сроком от 3 до 5 лет.

Также польза стандартов в сфере здравоохранения заключается в том, что они устанавливают оптимальную степень упорядоченности действий в большинстве областей клинической практики и профилактической работы. Например, в сфере производства медицинских услуг стандартизация дает возможность получить максимальную выгоду при минимальных издержках и ошибках.

Результатом стандартизации медицинских услуг становится также предельная экономия финансовых, трудовых, материальных, ресурсов, которые используются при производстве той или иной медицинской услуги. Для того, чтобы разработать грамотные и адекватные стандарты медицинских услуг необходимо применять принцип системности в работе.

Текущая версия Номенклатуры медицинских услуг не в полной мере отвечает реалиям и задачам сегодняшнего дня – как с точки зрения международных принципов классификации медицинских услуг, так и с точки зрения организации и финансирования медицинской помощи в России. Скорость и глубина происходящих изменений, стремительное развитие новых технологий диктуют необходимость выработки единого системного подхода к формированию Номенклатуры медицинских услуг, ее гармонизации с международными классификаторами и постоянной актуализации с учетом особенностей и задач, стоящих перед российской системой здравоохранения. Отсутствие на сегодняшний день единой регламентированной системы разработки, актуализации и сопровождения Номенклатуры медицинских услуг приводит к нарушениям классификации медицинских услуг и негативно влияет на цифровое взаимодействие, коммуникацию между участниками процесса оказания медицинской помощи, а также ее финансирование.

Предпосылки к актуализации действующей Номенклатуры медицинских услуг в России:

  1. Отсутствие в Номенклатуре целого ряда услуг, содержащихся в клинических рекомендациях, делает невозможным включение данных услуг в систему государственного финансирования.
    Для включения в Программу государственных гарантий оказания медицинской помощи (систему ОМС) услуга должна быть в стандарте медицинской помощи, но в стандарте медицинской помощи могут быть только услуги, предусмотренные в Номенклатуре медицинских услуг.
  2. Отсутствие необходимой детализации и дублирование ряда медицинских услуг затрудняет информационное и финансовое взаимодействие между участниками процесса оказания медицинской помощи, а также применение дифференцированного подхода к расчету затрат и тарифов на оказание медицинской помощи.
  3. Не в полной мере обеспечена взаимосвязь между Номенклатурой медицинских услуг с другими нормативными документами в сфере здравоохранения – перечнями высокотехнологической медицинской помощи (ВМП-I и ВМП-II) Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ), формами статистической отчетности и др.
  4. Текущая версия Номенклатуры медицинских услуг не может в полной мере обеспечить выполнение задач по цифровой трансформации здравоохранения.

Так, в рамках формирования вертикально-интегрированной медицинской информационной системы (ВИМИС) оцифровка клинических рекомендаций в полном объеме затруднена, поскольку услуги, включенные в клинические рекомендации, но отсутствующие в Номенклатуре медицинских услуг, на сегодняшний день не могут быть оцифрованы, а оперативный механизм включения данных услуг в Номенклатуру отсутствует. Такие услуги не могут быть интегрированы в Медицинскую информационную систему (МИС), Единую государственную информационную систему здравоохранения (ЕГИСЗ) и, соответственно, в реестры счетов на оплату оказанной медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

  1. Невозможность гармонизации текущей версии Номенклатуры медицинских услуг с международными классификаторами (например, Международной классификацией медицинских вмешательств (International Classification of Human Interventions – ICHI, ВОЗ).

Принципы классификации и кодирования медицинских услуг, заложенные в текущей Номенклатуре медицинских услуг, не отвечают современным международным требованиям, предъявляемым к классификации медицинских вмешательств. Более того, они не предусматривают взаимосвязи с другими международными классификаторами – Международной классификацией болезней (МКБ, International Classification of Diseases and Related Problems (ICD)), Международной классификацией функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ, International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF)).

  • оперативно внедрять новые медицинские технологии в практическое здравоохранение и систему государственного финансирования;
  • применять дифференцированный подход к определению тарифов на медицинские услуги;
  • обеспечить полноценную оцифровку клинических рекомендаций и цифровизацию процессов стандартизации в здравоохранении;
  • упростить идентификацию (поиск) медицинских услуг на основе созданной системы классификационных критериев (признаков);
  • обеспечить возможность сравнительного анализа данных, связанных со здоровьем и систем здравоохранения на международном уровне.

История создания Номенклатуры медицинских услуг в России

Номенклатура медицинских услуг – единый классификатор федерального уровня, один из ключевых, системообразующих документов стандартизации в здравоохранении. Согласно действующему российскому законодательству, Номенклатура медицинских услуг используется при разработке клинических рекомендаций, в соответствии с данным классификатором разрабатываются стандарты медицинской помощи, клинико-статистические группы (КСГ), формируются тарифы на медицинские услуги и прейскуранты медицинских организаций, а также рассчитывается стоимость медицинских услуг, в том числе в рамках системы ОМС.

В 2015-2017 гг. была проведена актуализация документа, в результате которой приказом Минздрава России от 13 октября 2017 г. № 804н утверждена версия Номенклатуры медицинских услуг, которая действует и в настоящее время.






Предметом соглашения является взаимодействие и сотрудничество Сторон в сфере разработки единых методических подходов по вопросам…


C 15 по 18 мая 2018 г. в г. Москва состоялся XVIII Всероссийский съезд дерматовенерологов…


11-13 апреля в г. Санкт-Петербург прошел XI Всероссийский съезд травматологов-ортопедов. В своем выступлении на тему…

[[[["field91","contains_not","pdf"]],[["show_fields","field94"]],"and"],[[["field17","contains","\u041d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u043c \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0435 \u043d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field55"]],"and"],[[["field18","contains","\u0411\u0435\u0441\u043f\u043e\u043b\u0435\u0437\u0435\u043d"]],[["show_fields","field57"]],"and"],[[["field21","contains","\u041d\u0435 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442"]],[["show_fields","field59"]],"and"],[[["field22","contains","\u041d\u0435 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442"]],[["show_fields","field58"]],"and"],[[["field23","contains","\u041d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field60"]],"and"],[[["field24","contains","\u041d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field63"]],"and"],[[["field25","contains","\u041d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field61"]],"and"],[[["field26","contains","\u041d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field65"]],"and"],[[["field27","contains","\u041d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field64"]],"and"],[[["field28","contains","1 \u044d\u0442\u0430\u043f. \u0424\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0447\u043d\u044f \u0442\u0435\u043c \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0438\/\u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u043b\u043e\u0432 \u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0421\u043e\u0432\u0435\u0442\u043e\u043c \u043f\u043e \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443 \u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438."]],[["show_fields","field73"]],"and"],[[["field29","contains","\u041d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field67"]],"and"],[[["field30","contains","\u041d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field68"]],"and"],[[["field31","contains","\u041d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field69"]],"and"],[[["field32","contains","\u041d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field70"]],"and"],[[["field28","contains","2 \u044d\u0442\u0430\u043f. \u0423\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0447\u043d\u044f \u0442\u0435\u043c \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0438\/\u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u043b\u043e\u0432 \u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u043c \u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438."]],[["show_fields","field75"]],"and"],[[["field28","contains","3 \u044d\u0442\u0430\u043f. \u0424\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u0439 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u044b \u043f\u043e \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0435\/\u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0443 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0440\u0435\u0442\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u043b\u0430 \u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f."]],[["show_fields","field66"]],"and"],[[["field28","contains","4 \u044d\u0442\u0430\u043f. \u0424\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u0439 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u043e\u0439 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043d\u043e\u0439 \u043a\u0430\u0440\u0442\u044b \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0438 \u0438 \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u043b\u043e\u0432 \u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0443\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0435\u0435 \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u043c \u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438."]],[["show_fields","field76"]],"and"],[[["field28","contains","5 \u044d\u0442\u0430\u043f. \u0410\u043d\u0430\u043b\u0438\u0437 \u043a\u043b\u0438\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0440\u0435\u043a\u043e\u043c\u0435\u043d\u0434\u0430\u0446\u0438\u0439, \u0441\u0442\u0430\u043d\u0434\u0430\u0440\u0442\u043e\u0432, \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043a\u043e\u0432 \u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u044f \u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u0438 \u0432 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0438 \u0441 \u0442\u0435\u043c\u043e\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u043b\u043e\u0432 \u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f."]],[["show_fields","field77"]],"and"],[[["field28","contains","6 \u044d\u0442\u0430\u043f. \u0421\u0438\u0442\u0443\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0437 \u0441\u0442\u0435\u043f\u0435\u043d\u0438 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043f\u043e \u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u044e \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u0438 \u0442\u0440\u0435\u0431\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043a\u043b\u0438\u043d\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u0440\u0435\u043a\u043e\u043c\u0435\u043d\u0434\u0430\u0446\u0438\u0439, \u0441\u0442\u0430\u043d\u0434\u0430\u0440\u0442\u043e\u0432, \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043a\u043e\u0432 \u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0438\u044f \u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u0438."]],[["show_fields","field81"]],"and"],[[["field28","contains","7 \u044d\u0442\u0430\u043f. \u0420\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u043a\u0430\/\u043f\u0435\u0440\u0435\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440 \u043f\u0440\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u043b\u043e\u0432 \u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f."]],[["show_fields","field74"]],"and"],[[["field28","contains","8 \u044d\u0442\u0430\u043f. \u042d\u043a\u0441\u043f\u0435\u0440\u0442\u0438\u0437\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u043b\u043e\u0432 \u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f."]],[["show_fields","field79"]],"and"],[[["field28","contains","9 \u044d\u0442\u0430\u043f. \u0423\u0442\u0432\u0435\u0440\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u043b\u043e\u0432 \u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438\u043a\u0430\u0437\u043e\u043c \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0441 \u0446\u0435\u043b\u044c\u044e \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u044b\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043c\u0435\u0434\u0438\u0446\u0438\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438."]],[["show_fields","field80"]],"and"],[[["field28","contains","10 \u044d\u0442\u0430\u043f. \u041c\u043e\u043d\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u043d\u0433 \u043f\u0440\u043e\u0442\u043e\u043a\u043e\u043b\u043e\u0432 \u043b\u0435\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f."]],[["show_fields","field78"]],"and"],[[["field71","contains","\u041d\u0435\u0442"]],[["show_fields","field28"]],"and"],[[["field17","contains","\u041d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c (\u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0435)"]],[["show_fields","field83"]],"and"],[[["field18","contains","\u041f\u043e\u043b\u0435\u0437\u0435\u043d (\u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u0435)"]],[["show_fields","field82"]],"and"]]

Cтандартизация медицинской помощи как часть системы управления качеством в здравоохранении

Статья посвящена актуальной задаче стандартизации работ и услуг в здравоохранении с позиции органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорную функцию. Обобщены итоги работы, которая ведется в настоящее время по утверждению порядков оказания медицинской помощи (по профилям), стандартов медицинской помощи по отдельным нозологическим формам. Отмечены итоги контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Росздравнадзором по контролю качества медицинской помощи за прошедший год, а также виды типичных нарушений.

Работа по стандартизации в здравоохранении в Российской Федерации началась в 1992 г., тогда же появился первый классификатор услуг в здравоохранении. В первые годы эта деятельность осуществлялась Минздравом России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Госстандартом в соответствии с решением совместной Коллегии от 03.12.1997, которым была поставлена цель - сформировать систему стандартизации в здравоохранении.

В тот же период были заложены основные положения и принципы стандартизации в здравоохранении, основанные на методах доказательной медицины.

Целью стандартизации было определено повышение качества профилактических и лечебно-профилактических мероприятий, решение задач сохранения и улучшения здоровья населения. Тогда же были сформулированы основные задачи в области стандартизации в здравоохранении, а именно:
- нормативное обеспечение реализации законодательства в области охраны здоровья граждан;
- создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, установление научно обоснованных требований к их номенклатуре, объему и качеству, обеспечение взаимодействия между субъектами, участвующими в оказании медицинской помощи, а также нормативное обеспечение сертификации и оценки качества медицинских услуг;
- установление требований к условиям оказания медицинской помощи, эффективности, безопасности, совместимости и взаимозаменяемости процессов, оборудования, инструментов, материалов, медикаментов и других компонентов, применяемых в здравоохранении;
- нормативное обеспечение метрологического контроля;
- установление единых требований к лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов;
- создание и обеспечение функционирования систем классификации, кодирования и каталогизации в здравоохранении;
- нормативное обеспечение контроля и надзора за соблюдением требований нормативных документов.

В основу работы по стандартизации в здравоохранении были заложены:
- принцип единообразия (единый порядок разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, надзора и контроля за соблюдением требований нормативных документов по стандартизации);
- принцип значимости (социальная, научная и экономическая целесообразность);
- принцип актуальности (соответствие требований законодательству Российской Федерации, международным нормативным документам и современным достижениям науки);
- принцип комплексности (согласование предъявляемых к объектам стандартизации требований между собой);
- принцип проверяемости (обеспечение возможности контроля заданных в нормативных документах требований объективными методами);
- принцип согласия (взаимное стремление всех субъектов к достижению согласия при разработке и введении в действие нормативных документов системы стандартизации).

При разработке стандартов учитывался опыт передовых западных стран, в том числе Германии, Голландии, Великобритании, Канады и Франции. Например, в Великобритании Национальным институтом качества клинической помощи работа по созданию единых национальных руководств проводится на основе системы доказательств.

Организация системы стандартизации в здравоохранении предполагает решение как организационно-технических задач, так и задач нормативного обеспечения.

Результатом решения организационно-технических задач стало создание отраслевой службы стандартизации, обеспечивающей организацию разработки, согласования, принятия и введения в действие нормативных документов, контроля за выполнением их требований.

Следует отметить, что создание стандартов не является конечной точкой развития процесса модернизации здравоохранения, они являются частью всей системы управления или обеспечения качества медицинской помощи.

Объектом стандартизации является продукция, работы (процессы) и услуги, которые в равной степени относятся к материалам, компонентам, оборудованию, системе, их совместимости, правилам, процедурам, функциям, методам или деятельности.

Основными объектами стандартизации в здравоохранении являются:
- организационные технологии;
- медицинские услуги;
- технология выполнения медицинских услуг;
- техническое обеспечение выполнения медицинских услуг;
- качество медицинских услуг;
- квалификация персонала;
- производство и качество лекарственных средств и медицинской техники;
- учетно-отчетная документация;
- информационные технологии;
- экономические аспекты здравоохранения.

Наиболее важным, сложным и значимым объектом стандартизации являются медицинские услуги. Необходимость стандартизации медицинских услуг определяется потребностями здравоохранения, медицинского страхования и является основой для оценки качества, экономических показателей, расчета подушевых нормативов и т.д.

Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Начальным этапом стандартизации в сфере оказания медицинских услуг является определение системы их классификации.

Медицинские услуги были разделены на простые, сложные и комплексные, по функциональному назначению – на лечебно-диагностические, профилактические (диспансеризация, вакцинация, физкультурно-оздоровительные мероприятия), восстановительно-реабилитационные и транспортные. В процессе стандартизации медицинских услуг было предусмотрено формирование требований к условиям их выполнения, медицинским технологиям (протоколам ведения пациентов) и результатам (исходам), позволяющих объективизировать оценку качества оказания медицинской помощи. При этом нормативные документы могли содержать как минимально необходимый, так и рекомендуемый уровень требований.

В соответствии с перечисленными стандартами велась разработка национальных протоколов ведения больных и других документов системы стандартизации в здравоохранении.

В рамках реализации этого направления Минздравсоцразвития России была активизирована деятельность по разработке и утверждению федеральных стандартов оказания медицинской помощи.

Всего на настоящий момент Минздравсоцразвития России разработано и утверждено 683 федеральных стандарта оказания медицинской помощи. Пик данной работы пришелся на 2006 г., когда было утверждено 329 стандартов (рис.1).

По данным Росздравнадзора, в 2009 г. число субъектов Российской Федерации, имеющих надлежащий уровень правовой обеспеченности по вопросам контроля качества медицинской помощи, возросло до 62 субъектов (в 2008 г. - 18 субъектов). По федеральным стандартам медицинской помощи работают практически все (95%) субъекты Российской Федерации. Только региональные стандарты медицинской помощи применяются в Ставропольском крае, Вологодской, Липецкой и Мурманской областях, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. В 2009 г. Росздравнадзором отмечена активизация в субъектах Российской Федерации работы по адаптации утвержденных федеральных стандартов медицинской помощи с учетом особенностей регионов России, а также по разработке региональных стандартов медицинской помощи, не установленных Минздравсоцразвития России.

Наиболее стандартизованными являются такие профили оказания медицинской помощи, как хирургия, педиатрия, терапия, акушерство и гинекология.

Значительное число региональных стандартов разработано и применяется в Курганской области (18102), Республике Башкортостан (13274), Удмуртской Республике (12653), Липецкой области (10256), Мурманской области (10051), Республике Хакасия (6400), Свердловской области (3500), Нижегородской области (3016), Томской области (2495), Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах (2133).

В то же время наименьшее число стандартов медицинской помощи (федеральных и региональных) внедрено в Брянской области (195 и 0 соответственно), Калужской области (186 и 86), Кабардино-Балкарской Республике (130 и 2), Республике Адыгея (103 и 0), Пермском крае (113 и 57), Красноярском крае (26 и 49) и Еврейской автономной области (20 и 26).

К полномочиям Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесено осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения).

Таким образом, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится контроль за соответствием качества медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

В рамках реализации упомянутых полномочий в 2009 г. органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведено 9919 мероприятий по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения, что составило 91% от запланированных в отчетный период проверок.

Контроль качества медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения, а также высокотехнологичной медицинской помощи (вне зависимости от подчиненности учреждения ее оказывающего) относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

В 2009 г. Росздравнадзором проведено 3259 проверок соблюдения стандартов медицинской помощи (в том числе 155 – по контролю за оказанием высокотехнологичной медицинской помощи), проверено 2945 юридических лиц, в деятельности 47,4% из них выявлены нарушения. По итогам контрольно-надзорной деятельности выдано 1089 предписаний, составлено 256 протоколов об административных правонарушениях. По результатам 408 проверок материалы направлены в прокуратуру, по 25 – в правоохранительные органы.

Порядок оказания определенного вида медицинской помощи включает в себя:
- этапы оказания данного вида медицинской помощи;
- положение об организации деятельности медицинской организации, структурного подразделения медицинской организации (отделения, кабинета и др.) в части оказания данного вида (по профилю) медицинской помощи;
- положение об организации деятельности врача медицинской организации (ее структурного подразделения) в части оказания данного вида (по профилю) медицинской помощи;
- примерный табель оснащения медицинской организации;
- рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации (ее структурных подразделений) для оказания данного вида медицинской помощи.

По состоянию на 01.08.2010 Минздравсоцразвития России утверждены 24 порядка оказания медицинской помощи (по профилям).

В настоящее время в Минздравсоцразвития России продолжается работа по стандартизации в здравоохранении. Так, только в августе 2010 г. разработано 33 проекта приказов об утверждении стандартов оказания медицинской помощи.

По завершению данной работы стандартизация медицинской помощи примет законченный вид и будет включать порядки оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи, а также стандарты медицинской помощи по данному профилю.

Приведем пример стандартизации по офтальмологии:
Порядок оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации при заболеваниях глаза, придаточного аппарата и орбиты

25 федеральных стандартов медицинской помощи офтальмологическим больным (катаракта, глаукома, язва роговицы, диабетическая ретинопатия, неврит зрительного нерва и др. офтальмологическая патология)

В настоящее время федеральные стандарты медицинской помощи носят рекомендательный характер, что неизбежно влечет за собой трудности при проведении контрольно-надзорных мероприятий по контролю качества оказания медицинской помощи.

Принятие упомянутого законопроекта будет способствовать обеспечению соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации на получение равнодоступной, качественной медицинской помощи в объеме, гарантированном государством, в любом лечебно-профилактическом учреждении вне зависимости от его территориального нахождения.

Читайте также: