Какие виды совершеннолетия по мнению автора выделяются в законодательстве

Обновлено: 30.06.2024

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место

«Юридическая ответственность — применение к лицу, совершившему

(1), мер государственного принуждения в целях охраны (2).

предусматривает доказательность вины, применения одного наказания за одно

преступное деяние. Принцип (5) указывает соответствие

основополагающими определяется принципом (6). Важными

принципами юридической ответственности также являются неотвратимость

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте

последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый

пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым

номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

№ 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), а затем развернутый ответ на

Общество не может обойтись без социального регулирования, в системе

которого праву принадлежит ведущая роль. Право — часть социального

контроля, оно выражает основные постулаты данного общества, опирающиеся

на государственное обеспечение. Право как социальный институт — это

способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое

выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных

или санкционированных государством, регулирующих действия, поведение и

организаций и учреждений) и обеспеченных государственным принуждением

Общеобязательная системно-нормативная природа и сущность права

предопределяют его первостепенную роль в социальном управлении

общественной жизнью, где объектами и одновременно субъектами такого

управления выступают как отдельные люди и их группы, так и социальные

институты и организации. С тех пор, как возникла политическая организация

общества, именно праву принадлежит важнейшая роль в удержании людей от

антисоциального поведения и обеспечении выполнения их обязанностей во

благо цивилизованного общества. Данное положение объективно отражает

место и роль права в историческом развитии человечества и, понятно, не

направлено ни на то, чтобы искусственно принизить значение морали и

религии, обычаев и традиций в социальном контроле, ни на то, чтобы

признавать любое право всегда и при всех условиях воплощением гуманизма и

взаимопроникающие понятия, которые неправомерно разрывать и тем более

Социология права как специфическая отрасль социологии // Социально-

С1 Опираясь на текст, раскройте сущность права. Какие признаки отличают его от

С2 Какова роль права, по мнению автора, в историческом развитии человечества?

С3 Автор утверждает, что не любое право и не при всех условиях является

воплощением гуманизма и цивилизованности. Приведите с опорой на знания

обществоведческого курса примеры государств с такими правовыми

них шире по своему содержанию? Приведите три соответствующих

обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих

знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие

знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих

С6 1. Назовите любые три правоотношения, регулируемые нормами трудового

2. Приведите три примера международной защиты прав человека.

3. В стране Б международные эксперты отметили преобладание в

правосознании правового нигилизма. Раскройте на трех примерах это явление.

С7 1. Иногда можно услышать точку зрения, что нарушение дисциплины не

относится к правонарушениям. Сформулируйте собственное мнение по

2. Может ли быть низкой правовая культура общества при высокой правовой

культуре отдельно взятых личностей? Свою позицию обоснуйте.

3. Поясните, почему Президент РФ обладает максимальными полномочиями в

законодательной, и минимальными в отношении судебной власти? Свой ответ

1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме

будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из

2. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме

освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых

3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Судебная система

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятых в

приведенных высказываниях проблем. Приведите необходимые аргументы

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания,

соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный

1.«Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в

3. «Строгость российских законов смягчается необязательностью их

4. «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к

5.«Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не


Документы

Расскажем, когда наступает совершеннолетие в России, с какого возраста в 2021-2022 годах ребенок считается совершеннолетним и чем это понятие отличается от эмансипации.

Понятие совершеннолетия и законодательство

В Конституции РФ, УК РФ, ГК РФ и других нормативно-правовых актах определены правила и порядок поведения полностью дееспособных лиц, их права и обязанности.

Права и обязанности совершеннолетних

Совершеннолетие в России наступает с 18 лет, а в связи с этим у лица появляются новые права и обязанности. Они положены ему от рождения и по закону, но некоторыми воспользоваться можно лишь с приобретением полной дееспособности.

Среди прав выделяются следующие:

  • избирательное. Лицо может голосовать на выборах разного уровня;
  • вступать в политические и иные объединения, самостоятельно их учреждать;
  • жертвовать средства;
  • вступать в брак в стандартном случае;
  • заключать договоры;
  • самостоятельно и в полном объеме защищать и представлять свои интересы;
  • платить самостоятельно налоги и сборы;
  • свободно выезжать за пределы страны без участия родителей;
  • вести бизнес и получить работу без участия родителей, органов опеки;
  • получить водительские права любой категории и т.д.

Совершеннолетие в России в 2021-2022 годах не только наделяет правами, но и порождает обязанности:

  • нести ответственность в полной мере за свои поступки – гражданско-правовая. Например, если повредил чужое имущество, возмещать расходы придется самостоятельно;
  • административная, возникающая за правонарушения;
  • уголовная по всем видам преступлений;
  • воинская, связанная с призывом в армию и д.т.

Отличие совершеннолетия и эмансипации

Эмансипация – наделение несовершеннолетнего лица полной дееспособностью раньше срока в связи с наступлением определенных событий:

  • вступление в брак. Такое возможно с 16 лет, в исключительных случаях с 14 лет. Решение принимается в регионах в зависимости от культурных и исторических традиций и особенностей. Для получения разрешения необходимы уважительные причины. Наиболее распространенная – беременность;
  • трудоустройство по трудовому договору или контракту;
  • предпринимательская деятельность, которую можно начать с согласия родителей.

Несмотря на схожесть эмансипации и совершеннолетия, существуют различия и особенности:

  • эмансипация не порождает некоторых обязанностей, которые имеют возрастную границу. Например, в 16 лет не призовут в армию в связи с эмансипацией, не выдадут раньше времени водительские права, кроме разрешенных в этом возрасте категорий;
  • некоторые права и действия эмансипированного ставятся под сомнение, возникают трудности с их реализацией. Например, биржевые брокеры могут отказать в открытии счета и т.д.

Эмансипация не исчезает, например, если состоялось расторжение брака.

Почему возникает путаница

Существует заблуждение, что совершеннолетие в России наступает с 14 лет. Этому способствуют некоторые обстоятельства, а именно в 14 лет ребенок:

  • получает первый паспорт гражданина РФ;
  • вправе самостоятельно выбирать место жительства отдельно от родителей. До этого момента он регистрируется только с родителями;
  • начинает нести ответственность по некоторым видам особо тяжких уголовных дел: похищение, грабеж, изнасилование и т.д.

Иногда считают, что совершеннолетие начинается с 16 лет, так как в этом возрасте ребенок:

  • может вступать в брак при наличии определенных обстоятельств по решению местных органов;
  • несет уголовную ответственность по отдельным делам;
  • может получить права на вождение мотоцикла и т.д.;
  • может становится членом кооператива и т.д.

Задание 2.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные нормы.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

А) наблюдение
Б) эксперимент
В) описание объекта
Г) объяснение существующих взаимосвязей
Д) формулирование закономерностей

Задание 4.
Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры.
1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей
2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов
3) расчёт на усреднённый потребительский вкус
4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей
5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством
6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

Задание 5.
Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества.
2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков.
3) Целью деятельности Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля.
4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

Задание 8.
Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии.
2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества.
3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход.
4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность.
5) Одним из критериев социальной стратификации общества является доступ к власти.

Задание 10.
Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры,
под которыми они указаны.
1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми выдающимися качествами.
2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнения ведомых, развивает их творческое отношение к делу.
3) По способу легитимации власти различают легальный (рационально-легальный), традиционный и харизматический типы лидерства.
4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, осуществляющих властные функции, на общество.
5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

Задание 11.
В демократическом государстве Z в ходе реформы избирательной системы выборов в парламент был осуществлён переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной.
Что из перечисленного осталось неизменным в ходе этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры.
1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей
2) свободное и добровольное участие граждан в выборах
3) наличие этапа предвыборной агитации
4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов
5) процедура тайного голосования
6) голосование по одномандатным округам

Задание 12.
Какие из перечисленных позиций относятся к основам конституционного строя Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) единство экономического пространства
2) наличие официальной идеологии
3) правовое государство
4) приоритет судебной власти
5) светское государство



Задание 14.
Выберите верные суждения о правоохранительных органах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Одна из функций правоохранительных органов – укрепление законности и правопорядка.
2) Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением
законов, называется адвокатура.
3) Правоохранительные органы могут принимать соответствующие законы.
4) На полицию возложены задачи выявления и расследования преступлений.
5) В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.


Задание 15.
Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) предупреждение
Б) лишение свободы на определённый срок
В) взыскание неустойки
Г) возмещение убытков
Д) дисквалификация



Задание 16.
Александр, совершеннолетний дееспособный гражданин государства Z, решил стать гражданином Российской Федерации.
При каких условиях Александр может подать заявление о приёме в гражданство Российской Федерации в общем порядке? Запишите цифры, под которыми указаны эти условия.
1) наличие законного источника средств к существованию
2) обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство России
3) наличие документа о профессиональном образовании
4) владение русским языком
5) наличие родственных связей в Российской Федерации
6) наличие собственности на территории России

Право представляет собой систему, которая состоит из целого ряда элементов. К таким элементам относятся отрасли права, а также правовые нормы.

Отношения между государством и правом в действительности очень сложные. Так, деятельность государства в нормальном случае ограничивается правом. При таком положении право является набором норм, действительным не только для людей, но и для государства как субъекта общественной жизни. Другими словами, государство, как и обычные граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает нормы, то должно нести ответственность.

В то же время между государством и правом возможны и противоположные отношения, когда государство оказывается выше права. Такое положение достаточно опасно, так как может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства. По крайней мере, отказ государства действовать в соответствии с юридическими нормами практически всегда приводит к негативным последствиям, так как большинство граждан начинает осознавать, что государство не действует в соответствии с установленными им же самим нормами.

Фактически между государством и правом одновременно имеют место оба типа отношений. По крайней мере, именно государству принадлежит право последнего голоса при принятии того или иного закона, следовательно, право является продуктом в том числе и государственной деятельности. Обычно после того, как закон был принят, государство подчиняется ему и начинает действовать в соответствии с ним. А это уже означает, что право превалирует над государством. В нормальном случае государство не может отменить ту или иную правовую норму, не прибегая к достаточно сложным процедурам, опять-таки установленным законодательно, то есть не может изменять правовые нормы произвольно.

С другой стороны, отношения между государством и правом нельзя рассматривать только как антагонистические. В действительности они могут иметь и взаимодополняющий характер. Государство устанавливает правовые нормы, обеспечивает их выполнение.

(С.И. Самыгин)

Задание 17.
Как в тексте охарактеризовано положение государства как субъекта общественной жизни? (Выпишите соответствующее предложение из текста.)
Какая ситуация, по мнению автора, может стать причиной произвола по отношению к гражданам со стороны государства? Что позволяет автору рассматривать право как продукт государственной деятельности?

правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: государство, как и обычные
граждане, может иметь права и обязанности, а если оно нарушает
нормы, то должно нести ответственность;
2) ответ на второй вопрос, например: когда государство
оказывается выше права ИЛИ отказ государства действовать
в соответствии с юридическими нормами ИЛИ государство
не действует в соответствии с установленными им же самим
нормами;
3) ответ на третий вопрос, например: именно государству
принадлежит право последнего голоса при принятии того или
иного закона ИЛИ государство устанавливает правовые нормы,
обеспечивает их выполнение.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей
соответствующих фрагментов текста

В правильном ответе должно быть приведено объяснение,
например: государство – обладающая суверенитетом на
определённой территории организация политической власти,
осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нём
порядок и стабильность.
Может быть дано другое объяснение смысла понятия




Задание 19.
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами действия, регулируемые тремя различными отраслями российского права.
(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите отрасль. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе могут быть следующие примеры и отрасли:
1) совершеннолетний гражданин Сергей Петров принял участие
в выборах в качестве кандидата в муниципальное собрание
(конституционное право);
2) 16-летний гражданин Макар Иванов прошёл предварительный
медицинский осмотр при заключении трудового договора
(трудовое право);
3) Лидия и Олег заключили брак (семейное право).
Могут быть приведены другие примеры, иллюстрирующие
действия, регулируемые другими отраслями права.
Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто
(отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве
примеров)


Задание 20.
Используя обществоведческие знания, сформулируйте три суждения о роли права в жизни государства.
(Каждое суждение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть следующие суждения:
1) право закрепляет форму государственного устройства,
политический режим и форму правления определённого
государства;
2) право определяет компетенцию государственных органов
и компетенцию должностных лиц, которые представляют
государственные органы;
3) право защищает граждан от произвола со стороны государства;
4) посредством права осуществляется государственная
правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет
потребность в регламентации (юридического характера)
определённых отношений. Таким образом, при помощи
правотворческой деятельности государства создаются законы,
указы и иные рациональные юридические формы;
5) право регламентирует государственную деятельность: придаёт
ей юридическую форму и вводит её в рамки юридических
требований;
6) право упорядочивает жизнь общества, определяет границы
дозволенного, делает поведение граждан более предсказуемым.
Могут быть приведены другие суждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только суждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве суждений)

В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась;
2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор)
с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых
высокопроизводительных технологий сократилось время
производства одного автомобиля, что позволило увеличить
количество произведённых автомобилей;
(Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой
фактор.)
Засчитывается только объяснение, данное применительно
к рынку, указанному в тексте задания.
Ответ на второй вопрос засчитывается только при правильном
указании обстоятельства/фактора и объяснения).
3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт
к увеличению спроса и увеличению равновесной цены.
(Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном
указании изменения спроса и равновесной цены.)
Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

Задание 22.
В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг.
Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна.
В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза.
Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа.
К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу
постиндустриального/информационного типа;
2) ответ на второй вопрос: рыночная;
3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация
образования;
4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например:
– муж и жена обладают в семье равными статусами (являются
равноправными партнёрами);
– все виды домашних работ выполняются супругами
взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних
обязанностей по гендерному признаку);
– решения по семейным вопросам принимаются совместно.
(Могут быть приведены другие характеристики.
Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при
правильном указании двух или более характеристик.)
Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках,
не искажающих смысла соответствующих элементов ответа



Задание 23.
Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией.
На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики.
(Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.
Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания не требует указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции РФ и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения:
1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;
2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической
памяти, патриотизма, детства и семьи;
3) в Конституции закреплена ценность российской культуры,
разнообразия культур народов России;
4) в Конституции закреплён социальный характер Российского
государства.
Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии
с требованием задания.
Засчитываются только подтверждения, сформулированные как
распространённые предложения (отдельные слова
и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений)
с опорой на конкретное положение Конституции Российской
Федерации.
Не требуется указания в ответе номеров соответствующих
статей Конституции и дословного воспроизведения их
содержания!

Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие политической партии.
2. Особенности политических партий как общественных
организаций:
а) наличие программы;
б) наличие устава;
в) наличие организационной структуры;
г) наличие партийного аппарата и др.
3. Функции политических партий в демократическом обществе:
а) представительство интересов большинства социальных групп;
б) политическая социализация;
в) участие в выборах (электоральная функция) и др.

4. Классификации политических партий:
а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные,
социалистические и т.п.);
б) по организационному признаку (массовые, кадровые);
в) по отношению к проводимой политике (правящие,
оппозиционные);
г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).
5. Типы партийных систем:
а) однопартийная система;
б) двухпартийная система;
в) многопартийная система и её разновидности.
6. Политические партии в современной России.
Возможны другое количество и (или) иные корректные
формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть
представлены в назывной, вопросной или смешанной формах



Задание 25.
Обоснуйте необходимость политического многообразия, многопартийности в демократическом обществе. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие политические партии действуют в Российской Федерации? (Назовите любые три партии.) Для каждой из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции политической партии в жизни общества и государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различные функции.)

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания — 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) — 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) — 0 баллов.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

21. Какие три особенности, характерные именно для юридической ответственности, выделяет автор?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе должны быть указаны особенности юридической ответственности:

- государственно-правовое осуждение лица, нарушившего закон;

- наступление отрицательных последствий для нарушителя в виде ограничений имущественного или личного порядка;

- обретает форму отношения между государством и правонарушителем.

Указаны три особенности

Указаны две особенности

Указана одна особенность.

ИЛИ Ответ неправильный

22. Какие два вида санкций выделяются в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, конкретизируйте любой из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны быть:

- названы два вида санкций: карательные и восстановительные;

- конкретизирован один из видов этих санкций, например: карательная — лишение свободы, восстановительная — возмещение убытков.

Названы два вида санкций, один из них конкретизирован

Назван и конкретизирован один вид санкций.

ИЛИ Названы два вида санкций

Назван один вид санкций.

ИЛИ Ответ неправильный

23. Автор отмечает, что отсутствие хотя бы одного из признаков юридической ответственности снимает вопрос о наступлении юридической ответственности. Назовите любые три признака юридической ответственности и кратко охарактеризуйте каждый из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе должны быть названы и конкретизированы три признака юридической ответственности:

- противоправность — нарушение существующей нормы права;

- общественный вред — ущемление прав и интересов участников правоотношений;

- наличие вины — осознание лицом противоправности своего деяния

Названы и конкретизированы три признака юридической ответственности

Названы два и конкретизированы два признака.

ИЛИ названы три признака

Назван и конкретизирован один признак.

ИЛИ Названы два признака

Назван один признак.

ИЛИ Ответ неправильный

24. О каких двух видах юридической ответственности размышляет автор? Приведите довод в поддержку выделения этих видов и контрдовод (суждение, показывающее нецелесообразность такой дифференциации).

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) названы два вида юридической ответственности: позитивная и негативная;

2) приведен довод в поддержку такой классификации: выделение этих видов ответственности показывает примеры не только неправомерного поведения, но и дает образцы правомерного поведения;

3) приведен контр довод: выделение позитивной ответственности ведет к смешению юридической ответственности с моральным долгом.

Могут быть приведены другие аргументы

Названы два вида юридической ответственности, приведены довод и контрдовод

Названы два вида юридической ответственности, приведен только довод.

ИЛИ Названы два вида юридической ответственности, приведен контрдовод

Названы два вида юридической ответственности

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие “общественный прогресс”? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях общественного прогресса, и другое предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: общественный прогресс — это направленное развитие общества от более низкого уровня к более высокому.

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение)

2) одно предложение с информацией о проявлениях прогресса, опирающейся на знания курса, например: “Одним из проявлений прогресса служит развитие техники и технологий”.

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие характеристику общественного прогресса)

3) одно предложение, содержащее информацию о противоречивости прогресса, например: “Развитие производства, освоение новых технических областей связаны с нарастанием экологического кризиса”. (Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о противоречивости общественного прогресса)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия ujили его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(- я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

26. В стране Z выборы в парламент проходят по мажоритарной системе. Опираясь на обществоведческие знания укажите две особенности, присущие этой системе, и покажите одно преимущество этой системы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ответ должен включать следующие элементы:

1) указаны две особенности мажоритарной системы, например:

- выборы проводятся по одномандатным округам;

- для победы в первом туре требуется набрать большинство голосов;

2) показано одно преимущество, например: более полно учитываются качества кандидата. Могут быть приведены другие особенности и преимущества

Правильно указаны две особенности и приведено преимущество.

Правильно названа одна особенность и приведено преимущество.

ИЛИ Правильно указаны две особенности.

Правильно указана одна особенность.

ИЛИ Приведено преимущество

27. Первые идеологи коммунизма мечтали о таком общественном строе, при котором каждый член общества будет получать от него то, что отвечает разумным потребностям человека. Необходимым условием этого должно было стать изобилие материальных благ, которое, в свою очередь, возникнет как следствие свободного от эксплуатации труда каждого человека. Какой принцип распределения материальных благ предлагалось утвердить при коммунизме? Приведите еще два известных вам из курсов обществознания, истории принципа распределения материальных благ и покажите недостаток любого из них.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указан принцип распределения: по потребностям;

2) приведите два других принципа распределения, например:

- в зависимости от затраченного в общественном производстве труда (по труду),

- в зависимости от находящихся в собственности факторов производства (земли, капитала);

3) показан недостаток одного из них, допустим:

- распределение по труду, существовавшее при социализме, предполагало централизованный учет количества и качества труда, что было затруднительно, т.к. требовало приравнивать совершенно различные виды деятельности, например, результаты умственного и физического труда;

- уравнительное распределение снижает заинтересованность людей в результатах своего труда.

Могут быть показаны другие недостатки.

Указан с опорой на условие задания принцип распределения, приведены два другие принципа, показан недостаток одного из них

Указан принцип распределения, приведены два другие принципа.

ИЛИ Указан принцип распределения, приведен дополнительный принцип и показан его недостаток

Указан принцип распределения, приведен один дополнительный принцип.

ИЛИ Приведен дополнительный принцип и показан его недостаток

Указан принцип распределения.

ИЛИ Приведен дополнительный принцип.

ИЛИ Ответ неправильный

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме “Социальные институты и их функции в обществе”. Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

При анализе ответа учитывается:

- соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

- наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

- корректность формулировок пунктов плана

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

Социальные институты и их функции в обществе

1. Что такое социальный институт

2. Основные социальные институты общества

1) семья как социальный институт

2) политические институты

3) финансово-экономические институты

4) институты в сфере культуры

3. Функции института семьи

1) репродуктивная функция

2) функция первичной социализации

3) хозяйственно-экономическая функция

4. Основные функции государства как социального института

1) внутриполитические функции

2) внешнеполитические функции

5. Функции школы как социального института

1) вторичная социализация

2) формирование духовно-нравственной культуры

6. Взаимодействие социальных институтов при выполнении основных функций.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Структура предложенного плана

Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу

Корректность формулировок пунктов плана

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ

Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах

В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы

Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах

Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы

29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей, точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

“Через развитие человеческих качеств и способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей” (А. Печчеи).

“Когда мы изучаем разные структуры общественной организации, мы являемся свидетелями различных денежных систем” (Л. Харрис).

Социология, социальная психология

“Одним из источников изменений в обществе служит распространение отклоняющегося поведения”. (Т. Парсонс).

“Современная парламентская демократия представляет собой комплекс обеих версий народовластия: представительной и плебисцитарной (прямой)” (Э.Ю. Соловьев).

“Суд — это говорящий закон, а закон — это немой судья” (Юридическое изречение).

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: