Какие виды розыска бывают уголовного

Обновлено: 02.07.2024

Стельмах Владимир Юрьевич, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Уральского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье автор исследует процессуальный порядок объявления розыска, виды розыска. Указано, какие документы следователь должен представить в розыскное подразделение. Показаны процессуальные проблемы прекращения розыска.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, предварительное расследование, розыск.

Procedural aspects of detection of suspect and convicted person

Stelmakh Vladimir Yu., Senior Lecturer of the Criminal Proceedings Department of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences.

In this article the author examines the remedial order ads search, types investigation. Indicate which documents the investigator must submit to the investigative division. Showing procedural problems termination investigation.

Key words: criminal proceedings, the preliminary investigation, the search.

Розыск подозреваемых и обвиняемых - это базирующаяся на уголовно-процессуальном и оперативно-розыскном законодательстве, а также подзаконных нормативных актах система оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административно-справочных и иных мероприятий, осуществляемых уполномоченными законом субъектами, в сочетании с гласными и негласными методами, направленными на обнаружение местонахождения подозреваемых и обвиняемых . Процедура объявления розыска в общих чертах регламентируется УПК РФ и детально - ведомственными нормативными актами. К сожалению, многие следователи не в полной мере знают требования этих актов, в силу чего ими допускаются ошибки при объявлении розыска. В результате розыск начинается несвоевременно, что затрудняет установление местонахождения подозреваемого или обвиняемого.

См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 509.

В части 1 ст. 210 УПК РФ указано, что розыск подозреваемого или обвиняемого объявляется в случаях, когда их местонахождение неизвестно. В соответствии с этой формулировкой, которая должна применяться в системной связи с положениями п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, объявление розыска возможно как в случае умышленного сокрытия лица от органов предварительного расследования, так и тогда, когда подозреваемый или обвиняемый не знает о том, что совершенное им преступление раскрыто, в отношении его осуществляется уголовное преследование, и не принимает специальных мер, чтобы скрыться от правоохранительных органов.

Если же местонахождение лица, привлекаемого к уголовной ответственности, известно, необходимо предпринять предусмотренные законом меры по его вызову к следователю. К таким мерам может относиться вызов по повестке, привод, поручение органу дознания о доставлении лица к следователю.

Для этого следователь принимает процессуальное решение об объявлении розыска (ч. 1 ст. 210 УПК РФ). В силу прямого указания закона розыск может быть объявлен до приостановления производства предварительного расследования, а также одновременно с приостановлением (ч. 2 ст. 210 УПК РФ). Соответственно может быть вынесено как два отдельных постановления - об объявлении розыска и приостановлении предварительного расследования, так и единое постановление, в наименовании и резолютивной части которого будут содержаться оба названных процессуальных решения.

Представляется более целесообразным выносить постановление об объявлении розыска не одновременно с принятием решения о приостановлении расследования, а немедленно после установления того факта, что подозреваемый или обвиняемый скрывается от расследования. Вполне возможно, что в результате своевременно произведенных розыскных мероприятий место нахождения лица будет достаточно быстро установлено, и это избавит следователя от необходимости приостановления расследования.

Ведомственными нормативными актами МВД России в зависимости от территориальных границ проведения оперативно-розыскных мероприятий выделяется три вида розыска: местный, федеральный и международный.

Местный розыск осуществляется на территории одного субъекта Российской Федерации с возможностью проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий за пределами территориальной юрисдикции инициатора розыска. Специальные розыскные карточки на лицо помещаются в информационный центр и адресно-справочное бюро того субъекта Российской Федерации, в котором объявлен розыск, а также в Главный информационно-аналитический центр МВД России.

Федеральный розыск проводится на всей территории Российской Федерации и подразумевает централизованное использование сигнальной системы оперативно-справочных учетов. Федеральный розыск объявляется немедленно в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений либо совершивших побег из мест предварительного заключения, а в отношении остальных подозреваемых и обвиняемых - по истечении 6 месяцев с начала местного розыска, либо раньше, если средствами местного розыска установить местонахождение подозреваемого или обвиняемого не представилось возможным. Об объявлении федерального розыска Главный информационно-аналитический центр МВД России издает циркуляр, направляемый в информационные центры всех субъектов Российской Федерации.

Международный розыск направлен на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами Российской Федерации. Розыск в пределах СНГ именуется межгосударственным , его объявление возможно только в том случае, если лицо объявлено в международный розыск.

См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 510 - 511.

В соответствии с ведомственными нормативными актами международный розыск объявляется в отношении подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких и только в случаях, если:

  • существуют данные о выезде разыскиваемого за пределы Российской Федерации;
  • достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
  • получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью .

Обязательным условием объявления и осуществления международного розыска лица является его объявление в федеральный розыск на территории Российской Федерации. Международный розыск лица объявляется после либо одновременно с объявлением федерального розыска. Международный розыск производится через посредничество Интерпола.

Объявление лица в международный розыск имеет существенную особенность. Если обычно заочное избрание лицу меры пресечения в виде заключения под стражу не допускается , то объявление международного розыска, напротив, возможно только в том случае, когда в отношении разыскиваемого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В противном случае органы Интерпола международный розыск не осуществляют.

См., например: Гаврилов Б.Я. Современные проблемы досудебного производства и меры по их разрешению // Российский следователь. 2013. N 21. С. 10.

Как указано в ч. 1 ст. 210 УПК РФ, розыск поручается органам дознания. В силу этого постановление об объявлении розыска и прилагающийся к нему материал направляются в орган дознания, после чего распределяются его начальником в подразделение, осуществляющее розыскную работу. В системе МВД России подразделением, отвечающим за организацию розыскной работы в отношении скрывшихся подозреваемых или обвиняемых, является уголовный розыск. При этом участие в осуществлении розыска в пределах своей компетенции принимают и другие подразделения органа внутренних дел: иные оперативные аппараты, экспертно-криминалистические подразделения, информационные центры, дежурные части, участковые уполномоченные полиции, подразделения обеспечения охраны общественного порядка, по делам несовершеннолетних, ГИБДД.

В соответствии с ведомственными актами следователь обязан представить в розыскное подразделение следующие документы:

Все указанные документы передаются в розыскное подразделение не позднее 3 суток с момента вынесения постановления об объявлении розыска через канцелярию при наличии сопроводительного письма.

Вид розыска (местный, федеральный, межгосударственный, международный) определяет не следователь, а сотрудник оперативного подразделения. Следователь в своем постановлении ограничивается только решением об объявлении розыска, без указания его вида.

В свою очередь оперативный сотрудник, ведущий розыскное дело, выносит постановление, утверждаемое руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в котором отражает вид розыска. Данное постановление, как правило, находится только в розыскном деле и к уголовному делу не приобщается. Исключением служат случаи объявления международного розыска, когда копия постановления оперативного сотрудника передается следователю, который на ее основании возбуждает перед судом ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в заочном порядке. К сожалению, подчас следователи этих правил не знают. Так, по уголовному делу в розыск был объявлен подозреваемый М. Впоследствии была получена информация о его местонахождении за границей. Следователь возбудил перед судом ходатайство об избрании в отношении М. меры пресечения в виде заключения под стражу, представив в числе документов собственное постановление об объявлении розыска, в резолютивной части которого был указан вид розыска - международный. Отказывая в удовлетворении ходатайства, суд обоснованно отметил, что решение вопроса об определении вида розыска к компетенции следователя не относится, а необходимого постановления оперативного сотрудника суду не представлено .

См.: Уголовное дело N 396204. 2011 г. // Архив СУ УМВД России по г. Екатеринбургу.

Непосредственно в ходе розыска производятся следующие мероприятия:

Значительная часть указанной информации может и должна быть получена следователем. Если решение об объявлении розыска принимается до приостановления расследования, следователь должен произвести следственные действия, направленные на установление местонахождения и связей разыскиваемого: допросить родственников, соседей и сослуживцев подозреваемого (обвиняемого), произвести обыск по месту жительства разыскиваемого, наложить арест на почтово-телеграфные отправления, назначить контроль и запись телефонных и иных переговоров, получить информацию о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами. Кроме того, следователь обязан направлять все необходимые запросы (в транспортную полицию, ФМС, ЗАГС, военный комиссариат, отдел кадров и т.п.), выставляя при этом документы, на основании которых лицо должно быть задержано при обращении за приобретением билетов, изменением анкетных данных, постановке на регистрационный или воинский учет либо снятии с него. Следователь не должен рассчитывать, что все указанные действия будут произведены оперативными сотрудниками. Установление местонахождения подозреваемого и обвиняемого необходимо для принятия по уголовному делу законных и обоснованных процессуальных решений, поэтому обязанность осуществления этой деятельности возлагается прежде всего на следователя. Оперативные сотрудники должны прежде всего выполнять мероприятия негласного характера, которые следователь в силу своего процессуального статуса осуществить не вправе. Кроме того, после приостановления расследования следователь не может производить следственные действия. Поэтому соответствующая информация, с помощью которой возможно установить местонахождение разыскиваемого, после принятия указанного процессуального решения должна получаться в результате сходных оперативно-розыскных мероприятий (контроля почтовых отправлений, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи).

Действующие нормативные акты МВД России недостаточно четко решают вопрос о прекращении розыска. В соответствии с ними прекращение розыска происходит по рапорту оперативного сотрудника при установлении местонахождения разыскиваемого. Судя по буквальному смыслу данной формулировки, фактическое доставление разыскиваемого к следователю необязательно. В практической деятельности зачастую оперативный сотрудник, получив непроверенную информацию о нахождении разыскиваемого по определенному адресу, составляет соответствующий рапорт и производит снятие лица с розыска, не принимая мер по фактическому доставлению этого лица к следователю. Цели розыска в таких ситуациях не достигаются, что в конечном счете приводит к нарушению принципа осуществления судопроизводства в разумный срок . Думается, требуется внесение изменений в нормативные акты, которые регламентируют деятельность по розыску и в соответствии с которыми прекращение розыска может быть произведено только в случае фактического представления разыскиваемого следователю.

См.: Лавдаренко Л.И. Разумный срок как принцип уголовного судопроизводства // Российский следователь. 2014. N 2. С. 16 - 20.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Что такое федеральный розыск?

Реалии таковы, что люди пропадают регулярно. Причины разные. Периодически пропавших объявляют в федеральный розыск.

В список разыскиваемых попадают не только преступники, но и обычные граждане и даже дети.

Почему так происходит и что такое федеральный розыск – разбираемся по порядку.

Федеральный розыск – это…

Существует несколько видов розыска. Все они различаются по масштабу проводимых розыскных мероприятий:

  • Местный – проводится в том же населенном пункте, где проживал пропавший.
  • Региональный – территория охвата расширяется до пределов региона.
  • Федеральный – розыск пропавшего лица ведется на территории всей страны.
  • Межгосударственный – проводится в масштабах стран СНГ.
  • Международный – розыскные мероприятия ведутся по всему миру. Чаще всего объявляется в том случае, если достоверно известно, что разыскиваемое лицо пересекло границу государства.

Каждый год в нашей стране пропадают сотни людей. По некоторым данным количество пропавших соответствует 100 000 человек, эта цифра соответствует количеству жителей небольшого города.

Существует несколько факторов, влияющих на величину неутешительного показателя. В первую очередь это криминогенная обстановка в стране.

Федеральный розыск – это…

Не последнее слово имеет и действующее законодательство. Например, в результате поправок, внесенных в Уголовный кодекс, какое-либо злодеяние может перестать быть уголовно-наказуемым, а значит и лица, находящиеся в розыске по этой статье, автоматически выбывают из списка разыскиваемых.

К одной из таких поправок относится корректировка суммы неуплаченных налогов. В 2009 году был увеличен размер неуплат в большую сторону.

В результате, изрядное количество ранее разыскиваемых лиц, имеющих меньший объем долга, были удалены из списков федерального розыска.

На количество разыскиваемых сказывается судебная практика, действующая в государстве.

Розыскники оценивают результативность работы за год по нескольким показателям: удельный вес разыскиваемых лиц, найденных в текущем году и остаток лиц в списке. В среднем за год удается установить местоположение около 80 % разыскиваемых.

За что могут подать в федеральный розыск?

Кто разыскивается в федеральном розыске:

Но даже самого злостного неплательщика алиментов или заядлого рецидивиста не так просто внести в список лиц, находящихся в федеральном розыске. Сначала соответствующие инстанции разыскивают человека на местном уровне.

В каких случаях подают в федеральный розыск? Если в течении определенного времени розыск на местном и региональном уровне не дал положительных результатов.

Для различных категорий разыскиваемых определены свои сроки:

В особых случаях решение об объявлении человека в федеральный розыск может быть принято и раньше, если все возможные варианты поиска на местном уровне были исчерпаны, или имеются веские доказательства того, что разыскиваемый покинул пределы региона.

Чаще всего в розыск попадают преступники, обвиняемые в небольшой или средней тяжести преступлениях. Как правило, во время следствия с них берут подписку о невыезде.

Строгую меру пресечения в виде лишения свободы на время ведения следствия избирают крайне редко. Некоторые преступники, не желая отвечать за свои деяния, пытаются скрыться от неизбежного возмездия в виде суда и лишения свободы и отправляются в бега.

Бывает и так, что преступнику, совершившему тяжкое преступление, также удается скрыться от правосудия. Зная, что его должны арестовать, он покидает родной регион.

Но чаще всего таким гражданам на время расследования избирается строгая мера пресечения в виде заключения под стражу. Поэтому сбежать им удается крайне редко.

Порядок процедуры

Порядок процедуры

Как заявить человека в розыск:

  • Можно лично прийти в правоохранительный орган, как правило, люди обращаются к сотрудникам МВД, в следственный комитет или прокуратуру.
  • О пропаже человека можно заявить по телефону.
  • Данные о пропавшем могут принять и через электронную приемную.

Чаще всего граждане выбирают первый вариант и лично приходят в отделение милиции, чтобы написать заявление.

Желательно сразу принести с собой все необходимые документы, в том числе и фотографию пропавшего.

Алгоритм действий

Порядок объявления в федеральный розыск по уголовному делу будет несколько другой. Решение о подаче преступника в федеральный розыск принимает следователь, но только после того, как все местные ресурсы будут исчерпаны.

Что должен сделать следователь:

Если весь этот спектр действий ни к чему не привел, то расследование приостанавливается и начинается розыск подозреваемого на местном уровне.

Все розыскные мероприятия проводит полиция. Именно она отрабатывает все места возможного нахождения предполагаемого преступника.

Поступают ориентировки на разыскиваемого и в базу ГИБДД. Параллельно все данные получают и все региональные отделения полиции.

Если в течение полугода розыск на местном и региональном уровне не принес желаемых результатов, преступник объявляется в федеральный розыск.

Кто ищет?

Кто ищет?

Обнаружением лиц, находящихся в федеральном розыске занимаются все правоохранительные органы в рамках своей компетенции.

ФСБ, ФСИН, таможня и наркоконтроль занимаются розыском параллельно своей основной деятельности.

Основная функция за розыск пропавших возложена на полицию. Именно они проводят все розыскные мероприятия по имеющимся ориентировкам.

Нередко помощь в поиске пропавших оказывают и простые граждане.

Как ищут людей в федеральном розыске?

Следственных мероприятий, проводимых с целью установления местонахождения разыскиваемого, много. Как только поступает информация о пропавшем, все сведения передаются в ГИЦ МВД РФ в шифрованном виде. Вся информация появляется в оперативно-справочных картотеках информационных центров.

Список лиц, находящихся в федеральном розыске, в обязательном порядке публикуется на официальных интернет-ресурсах органов внутренних дел тех субъектов Российской федерации, где может находиться разыскиваемый.

Для проведения розыскных работ актуальны следующие виды деятельности:

Как узнать, находится ли человек в розыске?

Бывают ситуации, когда необходимо проверить, находится ли человек в федеральном розыске. Это может потребоваться как самому разыскиваемому, так и его окружению.

Например, невеста, узнав, что ее жених не платит алименты детям от первого брака, может заинтересоваться, не состоит ли он по этому поводу в розыске.

Учтите, здесь вы увидите единый список разыскиваемых в 2022 году: пропавших без вести, разыскиваемых уголовников, должников за невыплаты алиментов и других платежей.

Если интересующий вас гражданин находится в розыске, информация об этом придет на вашу электронную почту. В письме будет указано, кто стал инициатором розыска, что послужило причиной розыска и приметы разыскиваемого.

Для получения более детальной информации потребуется обратиться с заявлением в Главное управление уголовного розыска МВД РФ. сделать это можно здесь же на сайте через специальную форму.

В случае, если интересующего вас человека нет в списке сервиса, сайт предложит вам подать заявку в подразделение Главного управления уголовного розыска МВД России. Именно это учреждение отвечает за организацию розыска.

Если вас интересует, не находится ли человек в федеральном розыске за невыплату алиментов, сделать это можно через судебных приставов. У них имеется вся база данных по разыскиваемым должникам.

Такой же сервис по поиску разыскиваемых есть и на сайте Федеральной службы судебных приставов.

Сколько длится федеральный розыск?

Человека сразу же исключат из списка федерального розыска, если его местоположение будет установлено или он самостоятельно явится в правоохранительные органы.

Прекратится розыск и в том случае, если будет достоверно установлено, что человек умер, в этом случае дело будет автоматически закрыто.

Сроки давности федерального розыска

Сроки давности федерального розыска

У любого преступления есть свой срок давности, по истечении которого человека уже нельзя привлечь к уголовной ответственности за совершенное деяние:

  • Через 2 года истекает срок давности за преступления небольшой тяжести;
  • Через 6 лет после совершения преступления средней тяжести;
  • 10 лет со дня совершения преступления тяжкого характера;
  • Через 15 лет истекает срок давности для особо тяжких преступлений.

Но есть небольшой нюанс, срок давности начинает исчисляться со дня преступления и до дня вступления приговора в силу.

То есть, если следствие по делу шло слишком долго и за это время истек срок давности, то с человека снимается уголовная ответственность за совершенное деяние.

Но если преступник скрылся и был объявлен в федеральный розыск, то срок давности приостанавливается до те пор, пока местоположение преступника не будет обнаружено.

Так, сколько длится федеральный розыск? Он не прекращается до тех пор, пока местоположение разыскиваемого не будет установлено.

Немного другие правила работают при розыске без вести пропавших:

Кто может снять с федерального розыска?

По ряду причин люди, которые в какой-то момент были объявлены в федеральный розыск, находятся.

Бывает и так, что судебные приставы, перестраховавшись, объявили человека в розыск за невыплату алиментов, а он и не собирался пропадать, просто выехал в соседний город на ПМЖ, наладил ситуацию с деньгами и регулярно вносит суммы на содержание своих детей.

Но при этом правоохранительные органы не убрали информацию из базы данных.

Как снять федеральный розыск с гражданина РФ? Достаточно обратиться в ту инстанцию, которая стала инициатором розыска.

Кто может снять с федерального розыска?

На электронную почту придет вся информация о разыскиваемом лице, в том числе и о том, кто с инициировал розыск.

На сегодня розыскная система нашего государства не идеальна. Поэтому нередко дает сбои. В розыске могут оказаться люди, которые и не пытаются скрываться от правосудия.

В то же время существуют серьезные препятствия, не позволяющие объявить человека в федеральный розыск до истечения определенного срока. А в это время вероятность обнаружения следов пропавшего все меньше.

Ведь по статистике, если человек не был найден в ближайшие несколько дней, то с большой долей вероятности его уже не смогут найти никогда.


По территории проведения розыскных мероприятий розыск подозреваемых и обвиняемых может быть местным (в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральным (по всей территории РФ), межгосударственным (на территории стран-участников СНГ) и международным (за пределами России с использованием возможностей Интерпола или на основании двусторонних международных соглашений).

Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск.

Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соответственно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.

Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов.

Так, в соответствие с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утверждённой совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, Минюста и ФСКН РФ, Генеральный секретариат Интерпола на основании полученных от Национальных бюро сведений в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, выпускает уведомления различного типа, различающиеся цветовым обозначением (цветом угла уведомления).

Если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору.

Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося. С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается. Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.

Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера.

По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны.

Розыск подозреваемых и обвиняемых

Граждане не любят общаться с представителями правоохранительных органов, и когда эта нелюбовь по тем или иным причинам превращается в желание скрыться и убежать от всевидящего государева ока, государство применяет институт розыска.

Таким образом, розыск может применяться как в отношении гражданина, так и в отношении принадлежащего ему имущества. На сегодняшний день на основании действующего законодательства можно выделить следующие виды розыска:

  • розыск обвиняемого (подозреваемого) в рамках уголовного судопроизводства;
  • исполнительный розыск должника, имущества должника, ребёнка, лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ или штрафа;
  • сторожевой контроль;
  • розыск транспортного средства (в порядке, установленном Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утверждённой приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994 года);
  • розыск лиц при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (на основании ст. 18.1 УИК РФ);
  • розыск пропавших без вести;
  • розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы;
  • розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, скрывшихся от учета органов внутренних дел.

Наиболее значительным в плане возможных принудительных мер и степени ограничения конституционных прав и свобод граждан является розыск подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (с данным розыском по указанным критериям может сравнится и даже превзойти его только розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы).

Розыск обвиняемых и подозреваемых возможен при наличии следующих условий:

  • имеется возбужденное уголовное дело;
  • статус разыскиваемого лица по уголовному делу – подозреваемый или обвиняемый (подсудимый).

Основой для розыска подозреваемого, обвиняемого является статья 210 УПК РФ, согласно которой при отсутствии сведений о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого следователь поручает его розыск органам дознания.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ). Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёх дневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия. Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск. Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего. Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск. В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело. Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ по г. Москве либо иным субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов). Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца). О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.)

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск. Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.

Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соотвественно подозреваемого или обвиняемого.

По территории проведения розыскных мероприятий розыск подозреваемых и обвиняемых может быть местным (в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральным (по всей территории РФ), межгосударственным (на территории стран-участников СНГ) и международным (за пределами России с использованием возможностей Интерпола или на основании двусторонних международных соглашений).

Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск. Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соотвественно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.

Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов. Так, в соответствие с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утверждённой совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, Минюста и ФСКН РФ, Генеральный секретариат Интерпола на основании полученных от Национальных бюро сведений в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, выпускает уведомления различного типа, различающиеся цветовым обозначением (цветом угла уведомления). Так, если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору.

Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося. С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается. Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.

Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера. По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны. Полагаем, что решение проблемы существует, оно опробовано и применяется на практике в странах Евросоюза; европейская система розыска, с одной стороны, довольно-таки прозрачна и защищена от злоупотреблений со стороны правоохранителей, с другой стороны, достаточно эффективна с точки зрения обеспечения оперативного розыска правонарушителей.

Читайте также: