Какие виды экономической деятельности осуществляют люди 6 класс обществознание

Обновлено: 02.07.2024

Человек — живой организм. С биологической точки зрения он принадлежит к млекопитающим гоминидам, высшим млекопитающим Homo sapiens. Гоминиды — существа, подобные человеку, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек — биосоциальное существо.

Биосоциальное существо = биологические признаки + социальные признаки.

Человек является частью природы — биологические признаки:

  • биологическая составляющая индивида проявляется в его анатомии, физиологии.

Индивидом называют единичного представителя человеческого рода. Носителя социальных и психологических черт человечества. К таким чертам относят: разум, волю, потребности, интересы.

Человеческий организм обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Биологические свойства не запрограммированы, поэтому он может приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Человек является частью социума:

  • существует неразрывная связь с обществом. Общественные отношения формируют личность.

Личность — человеческий индивид, который является субъектом сознательной деятельности. Обладает совокупностью социально значимых черт и качеств. Их реализация осуществляется в процессе общественной жизни.

Проявляются социальные качества: способность и готовность к труду на благо общества, структурируется сознание и разум, осуществляется становление понятий свободы и ответственности.

Отличительными особенностями человека являются:

Индивид может строить планы, анализировать события, думать о будущем. Навыки речи активной и пассивной способствуют налаживанию коммуникаций. Вербальная и невербальная коммуникация гармонизируют существование человека в мире.

  1. Способность к сознательной целенаправленной творческой деятельности.

Человек может моделировать свое поведение, выбирать социальную роль. Он обладает способностью предполагать результаты своей деятельности, прогнозировать последствия принятых решений. Человек выражает ценностное отношение к действительности: он отделяет себя от природы. Животные этой возможности лишены, они подчиняются инстинктам.

Человек создает необходимые условия: духовные и материальные блага и ценности. Происходит процесс формирования культуры.

Орудия труда могут быть сконструированы на основе более ранних изобретений, которые потом индивид использует для производства материальных благ.

  1. Воспроизведение биологической и социальной сущности.

Человек удовлетворяет свои потребности — как биологические и материальные, так и духовные.

Деятельность — способ отношения к окружающей среде, который состоит в преобразовании и подчинении мира целям человека.

Деятельность человека разворачивается в различных сферах жизни.

Структура деятельности

Основными компонентами деятельности являются:

Характерные черты деятельности

Деятельность человека характеризуется:

  1. Приспособлением к среде путем ее масштабного преобразования.

Создается условно искусственная среда существования человека. Например, в процессе смены образа жизни.

Деятельность предполагает наличие цели.

Человек анализирует ситуации и продумывает ходы.

  1. Воздействием на среду специально изготовленными средствами труда.

Индивид создает искусственные объекты, которые нацелены на усиление его физических возможностей.

Результатом деятельности человека является какой-то продукт, который используется для дальнейшего влияния на окружающую среду.

Деятельность личности носит творческий характер. Человек способен создавать произведения искусства, литературы.

Что лежит в основе деятельности

В основе деятельности человека лежит удовлетворение потребностей.

Потребность — нужда в том, что составляет необходимое условие существование человека.

Различают следующие виды потребностей человека:

  • биологические (органические + материальные) — потребности в пище, одежде и т. д.;
  • социальные — потребности в коммуникациях с другими людьми, в общественной деятельности;
  • духовные (идейные + познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности.

Деятельность характеризуется:

  • сознательностью;
  • продуктивностью;
  • преобразованием;
  • общественностью.

Основные формы деятельности

Формы или виды деятельности, в которые неизбежно включается человек в процессе индивидуального развития, сводятся к игре, общению, труду и учению.

Игра — деятельность человека, целью которой является сам процесс — развлечение и отдых. Производство материальных продуктов не является целью.

Особенности игры:

  • ситуация, в условиях которой происходит игра, быстро меняется;
  • в процессе используют замещающие предметы;
  • цель заключается в удовлетворении интересов участников;
  • способствует развитию личности, вооружает необходимыми навыками.

Учение

Учение — деятельность, цель которой заключается в приобретении новых знаний, умений и навыков и структуризации уже имеющихся.

Виды учения:

  • организованное — осуществляется в образовательных учреждениях: детских садах, школах, колледжах, институтах;
  • неорганизованное — осуществляется в других видах деятельности в качестве побочного, дополнительного результата;
  • самообразование — самостоятельная деятельность по получению новых знаний, умений и навыков за счет различных источников информации.

Труд — деятельность, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Черты труда человека:

  1. Целесообразность.
  2. Нацеленность на результат.
  3. Наличие мастерства, умений и знаний.
  4. Практическая полезность.
  5. Развитие личности.
  6. Преобразование внешней среды обитания индивида.

Общение

Общение — деятельность по обмену идеями и эмоциями.

Когда обмен происходит с включением материальных благ, то общение перерастает в коммуникацию — материальную или духовную, информационную.

Общение является элементом деятельности, деятельность выступает необходимым условием общения.

Структура общения:

  1. Субъект — инициатор общения.
  2. Цель — ради чего возникает потребность в общении.
  3. Содержание — информация, которая передается между участниками процесса.
  4. Средства — способы передачи информации, расшифровки и переработки: органы чувств, рисунки, тексты.
  5. Получатель информации — кому адресована информация.

Различают следующие функции общения:

Виды общения:

  1. По средствам, которые используют в процессе:
  • непосредственное — с помощью естественных органов: голосом, мимикой, жестами;
  • опосредованное — с помощью специальных изобретений: следов на земле, письменности, гаджетов и т. п.;
  • прямое — личные контакты друг с другом;
  • косвенное — общение через посредников.
  1. По субъектам общения:
  • между реальными субъектами;
  • между реальным субъектом и иллюзорным партнером: с домашними животными, игрушками;
  • между реальным субъектом и воображаемым партнером: внутренний голос, воображаемый друг;
  • между воображаемыми партнерами: в художественных произведениях.

Мотивы деятельности

Мотивы — побуждающие к деятельности факторы — могут быть разными у разных людей.

Мотивами деятельности выступают:

  • потребности — человек нуждается в чем-либо;
  • социальные установки — на что ориентируется человек, когда живет в социуме;
  • убеждения — провоцируют человека на деятельность;
  • интересы — являются причиной действий индивида;
  • влечения — в них выражают неосознанную необходимость.

Классификация деятельности

Макс Вебер, немецкий социолог, классифицирует виды деятельности в зависимости от мотивов действий:

  1. Целенаправленные действия — рационально поставлена цель и продумана. Поведение индивида ориентировано на цель, средства и побочные результаты его деятельности.
  2. Ценностно-рациональные — осознание направленности и определение последовательно планируемой ориентаций на ценности. Индивид следует своим убеждениям касательно долга, достоинства.
  3. Аффективное — эмоциональное состояние человека. Действие в состоянии эффекта происходит тогда, когда индивид стремится немедленно реализовать свою потребность в чем-либо.
  4. Традиционное — действие основано на привычке. Может выражаться автоматической реакцией на раздражитель.

Классификация деятельности относительно объекта и результатов:

  1. Материальная деятельность — практическая.

Деятельность нацелена на создание материальных вещей, которые необходимы человеку для удовлетворения потребностей.

  • материально-производственную деятельность — предполагает преобразование природы;
  • социально-преобразовательную деятельность — преобразование социума.
  1. Духовная деятельность — создание идей, образов, научных и художественных ценностей.
  2. Познавательная — подразумевает отражение человеком действительности в художественной и научной формах.
  3. Ценностно-ориентированная — формирование мировоззрения человека.
  4. Прогностическая — предсказание и планирование возможных изменений действительности.

Когда в основе классификации лежит субъект деятельности, то выделяют индивидуальную и групповую деятельности.

Если в основе деятельности лежит характер, то говорят о репродуктивной и творческой деятельности.

Основываясь на соответствие правовым нормам, выделяют законную и незаконную деятельности.

Существует моральная и аморальная деятельность. В основе классификации заложено соответствие моральным нормам.

Соотнося деятельность с общественным прогрессом, ее разделяют на прогрессивную и реакционную.

Если в основу классификации заложена зависимость от сфер общественной жизни, то деятельность бывает: экономической, политической, социальной и духовной.

Когда говорят об особенностях проявления человеческой активности, то деятельность классифицируют на внешнюю и внутреннюю. Под внешней деятельностью понимают движения, мышечные усилия и действия с реальными предметами. Под внутренней деятельностью подразумевают умственные действия.

Творческая деятельность

Творчество — вид деятельности, который порождает что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее или усовершенствованное.

Творчество является компонентом деятельности человека. Считается, что любой человек обладает способностью творить.

Читайте также: