Какие условия обязаны были соблюдать жители эллады во время проведения олимпийских игр

Обновлено: 05.07.2024

Начиная с 776 г. до н. э. один раз в четыре года в Древней Греции проводились Олимпийские игры. Это было настолько грандиозное событие, что на время игр забывались раздоры и распри, прекращались войны и объявлялся всеобщий мир. Сколько дней длились игры? Какие состязания входили в программу? Какие почести ожидали победителя Олимпийских игр? Обо всем этом вы узнаете на сегодняшнем уроке.

Предыстория

Древние греки очень большое значение придавали развитию тела. Ловкость, сила и выносливость высоко ценились. В древности людям часто приходилось воевать. А чтобы быть хорошим воином, требовалась выносливость и физическая сила.

Греки были очень религиозны и верили в то, что во многом исход битвы зависит от воли богов, а не только от хорошей подготовки. Воздавать славу богам, приносить им жертвы, устраивать в честь богов-покровителей пышные праздники было традицией.

События

Олимпийские игры – самые знаменитые спортивные состязания Древней Греции.

  • Посвящены они были богу Зевсу.
  • Проводились в городе Олимпия в Южной Греции.
  • Игры проходили каждые 4 года, продолжались 5 дней.
  • На Олимпийские игры съезжались люди со всей Греции.
  • На время игр прекращались все войны и объявлялся священный мир.

776 г. до н.э. – первые в истории Олимпийские игры.

Греки соревновались в:

  • беге,
  • прыжках в длину,
  • метании диска,
  • метании копья,
  • борьбе,
  • гонках на колесницах,
  • беге с оружием.

Как проходили соревнования?

  • Атлеты (участники игр) очень тщательно готовились.
  • Принимали участие только греки, только граждане (не рабы), только мужчины.
  • Атлеты выступали обнажёнными.
  • Обязательным перед соревнованиями было жертвоприношение.
  • Победителей награждали оливковыми ветвями из Священной рощи.
  • Стать победителем Олимпийских игр было очень почётно.

394 г. – последние Олимпийские игры древности. Греция была в составе Римской империи, и официальной религией в это время стало христианство. Император Феодосий I запретил Олимпийские игры как языческий праздник.

1896 г. – Олимпийские игры возрождены и проходят до сих пор.

Участники

Зевс – главный бог Древней Греции.

Милон – знаменитый греческий атлет. Выиграл на четырёх Олимпийских играх подряд. Согласно преданию сила его была так велика, что Милон мог поднять быка.

Полидам – знаменитый греческий атлет. Мог удержать за колесо колесницу, запряжённую четвёркой лошадей.

Феодосий I – римский император, запретивший Олимпийские игры и разгромивший языческие храмы.

Заключение

Олимпийские игры – большой праздник для греков. Он сочетал и спортивные состязания, и поклонение богу Зевсу. Это было событие, в честь которого жители всей Эллады могли собраться вместе, остановить войны и наблюдать или участвовать в торжественных состязаниях. Слава Олимпийских игр сохранилась до наших дней благодаря возрождению игр в XIX веке.

Параллели

Олимпийские игры не были единственным спортивным праздником греков. Были и другие игры, посвящённые другим богам и проходившие в других городах. Вторыми по популярности после Олимпийских игр были Пифийские игры, проходившие в городе Дельфы. Посвящены они были богу Аполлону, укротителю змея Пифона. Кроме спортивных состязаний, на Пифийских играх соревновались музыканты и философы.

Пифийские игры тоже возрождены в современности. Сейчас эти игры называются Дельфийскими, на них проводятся конкурсы и фестивали музыкантов, танцоров, поэтов и дизайнеров, выставки искусства.

Олимпийские игры в жизни древних греков были столь значительным и грандиозным событием, что по ним даже вели свое летоисчисление. На время игр забывались раздоры и распри, прекращались войны, объявлялся всеобщий мир. Наверное, поэтому до сих пор олимпийских спортсменов называют посланцами мира.

За несколько месяцев до начала соревнований по всем греческим городам разъезжали послы, приглашая к участию в играх желающих. По древним законам принять участие в играх могли все свободные греки, но отваживались вступить в борьбу только сильнейшие. Юноши и мужчины годами готовили себя к состязаниям, а вот женщинам принимать участие в играх было запрещено.

Один раз в четыре года, в середине лета, в Олимпию (рис. 1) стекались толпы людей. Большинство соревнований проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма. Мест для сидения зрителей не было. Зрители стояли, сидели или лежали на холме, а также на насыпях, обложенных дерном. Плату за посещения стадиона не брали.

Олимпия

В первый день все спортсмены приносили жертву богам, клялись бороться честно и не пользоваться запрещенными приемами. Судьи давали клятву честно судить спортсменов, выносить справедливое решение.

Следующие дни были посвящены состязаниям по различным видам спорта. Многие соревнования проходили под музыку.

Бег

О скорости бегунов слагали легенды. Рассказывали, что был бегун, которого видели только на старте и финише, как он бежал всю дистанцию никто не видел, настолько быстро он быстро бежал. Другой бегун мог обогнать зайца, а третий бежал так, что на дорожке не оставлял следов.

При прыжке в длину для усиления толчка, атлеты использовали каменные или свинцовые гири. В момент отталкивания, прыгун выбрасывал руки с гирями сначала вперед, а потом резко назад.

На беговой дорожке устраивали соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили не более 5 кг.

Борьба

Кроме пятиборья устраивали конные состязания, которые проходили на ипподроме. По сигналу трубы возницы взмахивали бичами и колесницы устремлялись вперед. Они должны были сделать 12 кругов (около 13 км). Самым опасным были те места, где требовалось обогнуть поворотный столб. Нередко лошади становились на дыбы, так как при повороте солнце начинало светить им в морды и они пугались, поэтому иногда скачки заканчивались гибелью колесничих. Не всегда владелец лошадей сам ими управлял, чаще всего это делали его слуги, но победа присуждалась хозяину лошадей.

Когда победитель возвращался домой, все жители выходили ему навстречу. Атлет в пурпурной одежде подходил к главному храму и приносил свой венок в дар богам. Победителю Олимпийских игр ставили статую, ему предоставляли почетные места в театре, до конца жизни его кормили за общественный счет.

Наибольшей славой пользовался Милон (рис. 4). С детских лет он носил на плечах теленка и повторял это упражнение ежедневно. В 540 г. до н. э. Милон победил в состязаниях мальчиков-борцов на Олимпийских играх, он оставался непобедимым борцом на протяжении тридцати лет. Обычно Милон сокрушал противника, обрушиваясь на него тяжестью своего тела. Однажды никто не решался выступить против Милона, и он получил победу без борьбы. Направляясь к судьям за венком, атлет поскользнулся и упал на ровном месте. Зрители потребовали не давать венка атлету, который падает на землю без противника. Но Милон гордо ответил, что он упал только один раз и очень хочет видеть того, кто сможет бросить его во второй и третий раз (поражение засчитывали при троекратном падении борца на землю). Желающих это сделать не нашлось. Рассказывали самые удивительные истории о силе Милона. Когда он учился в школе, то в комнате, где происходили занятия, внезапно рухнула колонна. Милон держал на своих руках перекрытия до тех пор, пока все не покинули дом, и сам выбежал последним. Он часто демонстрировал силу: намотав на голову воловьи жилы и сдержав дыхание, Милон разрывал их напряжением мускулов. Когда Милон становился на бронзовый метательный диск, политый оливковым маслом, никому не удавалось столкнуть его с места. Даже смерть Милона была необычной. Будучи глубоким стариком, он захотел разорвать руками пень, который клиньями не могли разрубить дровосеки. Но пень защемил ему руку, и ночью он стал добычей волков.

Милон

В V в. до н. э. прославился Фиаген. Когда ему было девять лет, он поднял на плечо понравившуюся ему бронзовую статую, стоявшую на рыночной площади, и унес к себе домой. Фиагена заставили статую отнести на прежнее место, а молва о его силе распространилась по всей Элладе. За свою жизнь на различных состязаниях он получил 1400 победных венков.

Слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века.

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен, Демокрит, Платон, Аристотель, Сократ, Пифагор, Гиппократ. Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Мария Ищенко

Очерки по истории физической культуры. Под ред. Е.Н.Петрова. М., 1938
Олимпийские игры в древности. М., 1967
Равкин Б.И. В долине Алфея. Олимпийские игры в искусстве Древней Греции. М., 1969
Олимпийские игры. Маленькая энциклопедия. Под редакцией К.А.Андрианова. М., 1970
Шабель Г. Олимпия и ее игры. Пер. с нем. Лейпциг, 1971
Соколов Г.И. Олимпия. М., 1980
Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001
Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001
Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001
Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002
Павсаний. Описание Эллады. М., 2002
Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004

Олимпийские игры пришли к нам из Древней Греции. Название Игр связано с древнегреческой мифологией.

История Олимпиад уводит нас в священную долину – Олимпию. Здесь находилось древнее святилище и проводились ритуальные состязания, посвященные Зевсу. Здесь же был сооружен первый олимпийский стадион.

В 776 году до нашей эры в Олимпии началась легендарная эра – эра античных Олимпиад.

Олимп и Олимпия – как появилось название Игр

Почему Олимпийские игры так называют? Название связано со священными для древних греков местами — Олимпом и Олимпией.

Олимп, это горный массив. Расположен в северной Греции. Здесь, по мнению греков, жили боги.

Олимпия, это культовое место на территории южной части Греции. Здесь богам приносили жертвы, за долго до появления Олимпиад.

Гора Олимп и Олимпийские боги

Олимп – мифологический и природный символ Греции. Это не отдельная гора, а горный массив. Протяженность горной цепи составляет более 20 километров.

Всего Олимп насчитывает 52 вершины. Три самых высоких пика носят названия: Митикас (2917 м), Сколио (2912 м) и Стефани (2905 м).

пик Стефани, Греция

Олимп является самым высоким горным массивом на территории Греции. Здесь обитали греческие боги во главе с Зевсом – властелином грома и молнии. Простой смертный не мог подняться в жилище богов. Когда нужна была божественная помощь, греки молились и приносили жертвы богам в священных местах.

Религиозные центры были разбросаны по территории всей Греции. Одно из самых почитаемых святилищ находилось далеко от горы Олимп.

Священная Олимпия

В северо-западной части Пелопоннесского полуострова, между реками Алфей и Кладеон, находится огороженная холмами долина – Олимпия. Здесь находился знаменитый на всю Грецию алтарь верховного бога.

К священному алтарю съезжались со всех греческих городов. Громовержцу привозили дары, приносили жертвы, в честь него проводили ритуальные состязания.

Древние греки соревновались в беге, метали диск, стреляли из лука. Богатые граждане устраивали гонки на колесницах. Победу посвящали Зевсу. Таким способом греки благодарили высшие силы за удачу и просили о помощи в будущем.

Игры проводились раз в пять лет. Но из-за постоянных воин, который греки вели друг с другом, традиция была прервана. Через несколько столетий Олимпия вновь стала центром священных Игр.

Возобновление древнегреческих Игр

Греческие города-государства постоянно враждовали между собой. Самым грозным государством была воинственная Спарта. В IX веке до н. э. спартанцы покорили все соседние города и подошли к границам полиса (государства) Элида. Священная Олимпия находилась на территории Элиды.

Древние греки верили, что через Пифию вещает один из верховных богов – Аполлон. Ослушаться такого совета никто не посмеет. Царь Ифит рассказал о предсказании уважаемому в Спарте человеку – Ликургу, человеку, создавшему спартанские законы.

В итоге – Спарта отказалась от завоевания Элиды. Объявила Олимпию нейтральной землей и взяла ее под защиту. Стараниями Ифита и Ликурга древние Игры возобновили. На время проведения Игр объявили перемирие. Соблюдение мира и безопасность состязаний гарантировала грозная Спарта. Игры назвали Олимпийскими.

Достоверные даты жизни Ифита и Ликурга неизвестны. Не сохранились и точные сведения о возрождении античных состязаний. По одним данным Игры возобновили в 884 году до н. э., по другим в 828.

Прошло время, греки осознали важность этого события. Древнегреческие историки восстановили ход событий и составили хронологию Олимпийских игр.

Общегреческое значение Олимпийских игр

Весть о возобновлении состязаний, посвященных Олимпийским богам, быстро распространилась по всему античному миру. Вскоре религиозный праздник перерос в масштабное мероприятие. Олимпийские игры стали самым значимым событием в жизни древних греков.

Священные Игры – время перемирия

Во время Олимпийских игр прекращались войны на территории всех греческих полисов. Заключалось священное перемирие – экехерия.

На Олимпийские игры приезжали жители не только Балканского полуострова, но и представители городов-колоний, расположенных во всех районах Средиземноморья: на Апеннинском полуострове, в Сицилии, Африке, Малой Азии.

Представители враждующих городов проводили в Олимпии мирные переговоры, улаживали конфликты. Свободные граждане использовали перемирие, чтобы совершать торговые и другие сделки. Знаменитые философы, поэты, художники знакомили публику со своими произведениями. Число зрителей и участников Олимпийских состязаний росло с каждым годом.

Олимпия приобрела значение духовного центра Древней Греции. Здесь греки чувствовали себя единым народом – с общей культурой, историей и традициями. Олимпийский праздник дарил людям мир. Всеобщие распри прекращались, обиды забывались. Эллины понимали, что несмотря на все раздоры, Эллада – их общая Родина.

Как создавалась история

Со времен Ифита и Ликурга состязания проводили регулярно – раз в четыре года. Вначале Игры не нумеровались, а назывались по имени победителя. Имена победителей заносили в специальный список – бассикалий.

В V в. до н. э., современник Сократа, философ Гиппий (около 460 – 400 г до н. э.) упорядочил список победителей. Расставил по порядку и пронумеровал Олимпийские игры. На список Гиппия, ориентировались многие античные историки и философы, включая Аристотеля (384-322 г до н. э.).

Летосчисление по античным Олимпиадам

В современном языке Олимпиада и Олимпийские игры – синонимы. В Древней Греции эти слова имели разное значение.

Олимпийские игры, в понимании греков, это праздник, который длился пять дней.

Античная Олимпиада – это четырёхлетний период между двумя последовательными Олимпийскими играми. Так древние греки называли временной интервал между спортивными состязаниями.

776 год до н.э. – первые Олимпийские игры

Отсчёт древнегреческих Олимпиад античные авторы установили с 776 до н. э. Имена победителей более ранних Игр не сохранились, поэтому их решили не учитывать. Победителем первых Олимпийских играх считают жителя Элиды – Кореба. Его имя и дата Игр были высечены на плите, найденной в древней гробнице.

В 394 году, христианский император Феодосий, запретил Олимпийские игры. Античные храмовые сооружения были сожжены. Олимпия пришла в упадок.

Землетрясения и наводнения завершили разрушение легендарного святилища Древней Греции. Эпоха античных Олимпиад закончилась.

Всего в период с 776 года до н.э. до 394 год было проведено 293 Игр.

Олимпийские виды состязаний в Древней Греции

Олимпийские состязания были посвящены богам. Но выбор соревнований определялся земными возможностями и потребностями. Что должен был уметь человек в Древней Греции? Поймать добычу, убежать от хищника, одолеть врага. Олимпийские игры включали в себя набор необходимых упражнений: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.

Как проходили античные состязания

Олимпийский праздник длился пять дней. В первый день, участники Игр приносили жертвы и клятвы богам. Состязания начинались во второй день праздника. По словам Павсания (древнегреческий историк) первое время все соревнования проводили в один день. В 472 до нашей эры состязания распределили на три дня. Первым состязанием был бег. Вторым прыжки в длину.

Выполняя прыжок в длину, атлеты использовали камни (позже свинцовые гири). Камни зажимали в кулаки. В момент отталкивания, прыгун резким движением выбрасывал руки вперед. Считали, что утяжелители создают инерцию и усиливают длину прыжка.

Программа состязаний со временем менялась, добавлялись новые виды соревнований. Неизменным оставалось одно – первый и последний день посвящали богам. В завершающий, пятый день праздника устраивали торжественное шествие и награждали победителей. Заканчивался праздник всеобщим пиром и подношениями Зевсу.

Бег на одну стадию (192 метра) – являлся единственным видом состязаний на первых 13-и Олимпиадах.

Двойной бег – добавили на 14-й Олимпиаде (724 г до н.э.). Атлеты пробегали одну стадию, разворачивались вокруг столба и возвращались к старту. Получалось две стадии – 384 метра.

Долгий бег – бег на 7 стадий (1344 метра). В программу соревнований включили на 15-й Олимпиаде (720 г до н.э.). В последующие годы длина дистанции увеличилась до 24 стадий (до 4608 м).

Бег гоплитов – бег на две стадии в полном вооружении: со щитом, в шлеме и поножах (защита голени). Добавлен в Олимпийские состязания в 520 до н. э, на 65-й Олимпиаде. Позднее из вооружения оставили только щит.

Пятиборье

Все виды состязаний проводили в один день. Атлеты делились на пары и соревновались между собой. Начинали с прыжков. Тот, кто выигрывал три вида состязаний, становился победителем пары и переходил в следующий круг соревнований. Так, до тех пор, пока не оставалась одна – финальная пара.

Единоборства

Борьба – в 708 до была включена в состав пятиборье, а также стала самостоятельной дисциплиной. Правила определяли две основные позиции: в стойке и на земле.

Кулачный бой – добавили в олимпийские состязания в 688 до н. э. (23-я Олимпиада). Правилами запрещался захват соперника, подножки и удары ногами. Поединок завершался сдачей соперника. Побеждённый поднимал руку, когда был не в силах продолжать бой. Гибель атлета в поединке не являлась редким событием.

На 33-й Олимпиаде (648 до н. э.) в программу состязаний включили ещё один вид единоборства – панкратион. В рукопашном бою, борцовская техника соединялись с ударами руками и ногами. Разрешено удушение, запрещены укусы и выдавливание глаз.

Конные бега с колесницами

На 25-й Олимпиаде (680 до нашей эры) были введены гонки квадриг – двухколёсная колесница с четырьмя запряженными конями. В 648 до н. э. (33-я античная Олимпиада) к ним добавлены скачки на лошадях. На 93-их Олимпийских играх (408 до н. э.) появились гонки колесниц с двумя лошадьми в упряжке.

Конные бега с колесницами – это единственный вид состязаний в Древней Греции, в котором женщину могли объявить победителем. Дело в том, что чемпионом объявляли не жокея, а владельца колесницы и лошадей.

Первой женщиной-чемпионом Олимпийских Игр стала спартанка Киниска – родная сестра спартанского царя. Её упряжки победили на играх в 396 и 392 годах до н. э.

Состязания трубачей и герольдов

В 396 до нашей эры (96-я Олимпиада) в программу античных Игр включили соревнования трубачей и герольдов (глашатаев). Выступления музыкантов и ораторов являлась логическим следствием мировоззрения эллинов. К состязаниям атлетов древние греки относились, как к искусству. Победителей чтили, как национальных героев.

Олимпионики – победители античных Олимпиад

Олимпионик – так в Древней Греции называли победителя Олимпийских игр.

Олимпионики до конца жизни были окружены всеобщим почётом и уважением. Поэты посвящали им стихи. Их имена высекались над воротами родных городов. Герою воздвигали статую на родине, а в честь трехкратного чемпиона – в самой Олимпии.

Древние греки считали победу, знаком расположения богов – вниманием Зевса к атлету и его родному городу.

Кто мог участвовать в Играх

К участию в Олимпийских играх допускались только греческие граждане. Рабы и варвары (лица не греческого происхождения) участвовать в Играх не могли. После завоевания Греции Римом, исключение сделали только для римлян.

Женщины не могли присутствовать на античных Олимпийских играх даже в качестве зрителей. Ослушавшимся грозила смертная казнь. Исключение было сделано лишь для жрицы богини Деметры.

Один из мифов рассказывает о том, как однажды мать олимпийского чемпиона, хитростью проникла на стадион. Легендарная Каллипатера, уроженка острова Родос, была дочерью и сестрой олимпионика. Она верила, что её сын Посейдор, тоже станет олимпийским чемпионом. Мать хотела любой ценой увидеть триумф сына. Прибыв в Олимпию Каллипатера надела мужское платье и примкнула к группе педотрибов. (Педотриб – учитель гимнастики, тренер в Древней Греции).

Посейдор стал олимпийским чемпионом в кулачном бою. Когда объявили победителя, счастливая мать не выдержала: забыв обо всём, перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну. От стремительного бега мужской наряд слетел. По закону, женщину следовало сбросить со скалы.

Тогда Каллипатера объявила из какого она рода, кто её отец, брат и заявила, что она сама тренировала своего сына. Мать олимпионика помиловали.

Чтобы подобное не повторилась, было принято новое правило. Отныне – тренер, находившийся в непосредственной близости от участников состязаний, обязан быть обнаженными.

Как готовились к Олимпийским играм

Атлеты, желавшие принять участие в Олимпийских играх, готовились к ним задолго до начала состязаний. К тренировкам приступали за 10-12 месяцев до открытия Игр. Будущие чемпионы, тренировались в государственных гимнасиях и палестрах (частная гимнастическая школа). От зари до зари атлеты оттачивали своё мастерство, развивая силу, ловкость и выносливость.

Древние правила требовали, чтобы последний месяц тренировок проходил непосредственно в Олимпии. Поэтому кандидаты съезжались сюда заранее. Но попасть в финальную часть состязаний было тяжело. Отбор участников соревнований был суровым.

Чтобы попасть на Игры, претенденты сначала сдавали экзамен особой комиссии. Затем, прошедшие отбор, ещё месяц тренировались по специальной программе уже в самой Олимпии. Отбор кандидатов проходил под руководством элланодиков.

Элланодики – судьи Олимпийских игр в Древней Греции. Они отвечали за подготовку участников соревнований, наблюдали за ходом состязаний и присуждали награды победителям. Для поддержания порядка им в помощь давался отряд вооруженных воинов-алитаев. Алитаи были в Олимпии единственными, кому разрешалось носить оружие.

Античных судей назначали при помощи жребия, из числа самых уважаемых граждан Элиды. На первых Олимпиадах судейский комитет состоял из двух человек. Затем количество элланодиков неоднократно изменялось от 8 до 12 человек.

Перед началом состязаний, участники соревнований приносили жертвы богам и клялись соблюдать правила. Отцы, братья и гимнастические учителя атлетов также клялись в том, что они не виновны ни в каком противоправном деянии.

К участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления. Честность и безукоризненность являлись обязательной чертой будущего олимпионика.

Прославленные атлеты Древней Греции

Милон из Кротона – самый знаменитый борец Древней Греции. (Кротон – греческая колония на юге современной Италии). Милон единственный атлет в истории, которому удалось победить в шести античных Олимпийских играх.

Свою первую победу борец одержал на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он еще 5 раз завоевал титул чемпиона – уже среди взрослых атлетов.

Когда Милон готовился к своей первой Олимпиаде, он использовал для тренировок теленка. Взваливал на плечи и ходил кругами. Теленок вырос и превратился в крупного быка, а олимпионик продолжал носить его на плечах. Когда в честь олимпийского чемпиона отлили бронзовую статую в полный рост, он вскинул ее на плечо и сам принес в храм.

Орсипп из Мегар – с именем бегуна связана традиция наготы. Почему изображения олимпийцев Древней Греции предстают перед нами обнаженными? Мифы связывают этот обычай с именем античного легкоатлета.

Орсипп стал победителем XV античных Олимпийских игр (720 г до н. э.). Он выиграл соревнования в беге на один стадий. Во время забега у Орсиппа с бёдер упала повязка. Возможно он сам её сорвал, чтобы не мешала движению. К финишу победитель прибежал голый.

По преданию, инициативу подхватил спартанец Акант. На тех же играх он одержал победу в двойном и долгом беге. Спартанец тоже финишировал голым. После этого случая все атлеты стали выступать обнаженными (кроме состязаний в конных бегах).

Леонидас с Родоса – прославленный бегун стал четырехкратным триастом.

Триаст – в Древней Греции титул олимпийского чемпиона, который победил в трех соревнованиях, прошедших в один день: в беге на один стадий, в двойном беге и беге с оружием.

Леонидас установил своеобразный античный олимпийский рекорд, который продержался до 2016 года. Легендарный атлет, четыре Олимпиады подряд, побеждал в трех дисциплинах. В период с 164 по 152 г. до н. э. античный спринтер завоевал 12 оливковых венков (аналог современных золотых медалей).

Философы – олимпионики. В числе участников и победителей Олимпийских игр были также известные мыслители античности. Например, Платон и Плутарх выигрывали соревнования по панкратиону.

Постскриптум

Античные Олимпийские игры не избежали участи языческого культа. Нападки религиозных христиан, уничтожение построек, землетрясения, наводнения – люди и природа сравняли Олимпию с землей.

Олимпийский праздник Древней Греции мог навсегда кануть в историю. Более полутора тысяч лет мир жил без Олимпиад.

Возрождение олимпийской истории и современные Игры связаны с именем французского барона Пьера де Кубертена.

1.2 Олимпийские игры древности: программа, правила проведения и олимпионики – первые победители Олимпийских игр.

1.3 Социальное, политическое и культурное значение олимпийских игр древности.

1.4 Упадок Олимпийских игр древности.

1.1 Легенды и мифы о происхождении Олимпийских игр. Олимпийские игры. В этом названии слышатся восторженные крики победителей состязаний, радостный шум и аплодисменты трибун, речи философов и поэтов, угадывается связь веков и различных культур.

История олимпизма началась за много веков до нашей эры, и, говоря об Олимпийских играх, невольно задумываешься - кто тот гений, который придумал этот великий праздник, одинаково привлекательный для древних эллинов и современного человека, для тренированного спортсмена и эстета-художника?

Греки считали, что столь гениальная идея могла принадлежать только Зевсу-громовержцу. Согласно древней легенде, власть над миром хитростью захватил коварный бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из своих детей он глотал их новорожденными. Несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала вместо него отцу завернутый в пеленки камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила нимфам. Когда Зевс вырос и возмужал, он восстал против своего отца и заставил его вернуть на свет поглощенных детей. Одного за другим изверг из уст Кронос своих детей-богов, прекрасных, жизнерадостных и светлых. Они начали борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром. Ужасна и упорна была эта борьба. Дети Кроноса утвердились на высокой горе Олимп. Отсюда Зевс метал громы и молнии в титанов. Борьба длилась десять лет. Стонала земля, содрогалось все вокруг, закипали моря. Наконец, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена. Боги-олимпийцы сковали их и вместе с Кроносом низвергли в мрачный Тартар, в вечную тьму.

Романтикой овеян и миф о Пелопсе, внуке великого Зевса, который хитростью победил царя Элиды Эномая.

Последнему была предсказана смерть от руки зятя, поэтому всех претендентов на руку своей дочери Гипподамии он поражал копьем во время устроенных им бесчестных состязаний на колесницах. Пелопс подговорил возницу колесницы Эномая заменить бронзовые чеки колес на восковые. Во время скачек они расплавились, и жестокий царь погиб под копытами своих коней. В память об этом событии Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы богам, и учредил один раз в четыре года проводить здесь Игры.

Следует сказать, что в долине Алфея, как и а разных других местах Греции, задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали Олимпийским состязаниям общеэллинский масштаб.

К участию в Олимпиадах на протяжении без малого семи веков допускались только свободнорожденные мужчины - греки по происхождению. Рабы, чужеземцы и женщины такого права не имели.

Причем женщинам даже запрещалось под страхом смертной казни присутствовать на Олимпиадах в качестве зрителей. Исключение было сделано лишь для одной из них - жрицы богини Деметры.

Победители Игр - олимпионики - выражали обще греческий идеал гармонически развитой личности не только в плане физического, но и нравственного развития. Не случайно в олимпийских правилах подчеркивалось, что в играх может участвовать каждый грек, родившийся свободным, не запятнавший себя кровавым злодеянием и не отягощенный проклятием богов. При представлении участников глашатай-керикс спрашивал у зрителей, не известно ли им о каких-либо преступлениях атлета, не был ли он или его родители рабами, не уклонялся ли он от тренировок в предписанный правилами период, уличенный в нарушениях подвергался порке, штрафу и изгонялся со стадиона. Во избежание лжесвидетельств те же наказания грозили зрителям за клевету. К тому же к олимпийским состязаниям допускались только те атлеты, которые имели возможность ежедневно, в течение не менее 10 месяцев, тренироваться в спортивных школах - гимназиях родного города, затем - месяц в гимназии Элиды - столице государства, которому принадлежала Олимпия.

Руководители Игр - элланодики - избирались из числа самых уважаемых граждан Элиды. Они выполняли функции организаторов и судей на Играх, награждали победителей и наказывали провинившихся. Им вменялось в обязанность следить, чтобы в состязаниях участвовали только наиболее подготовленные атлеты. Поэтому они внимательно наблюдали за ходом подготовки атлетов, устраивали строгий экзамен, отбирали наиболее достойных и после этого в течение месяца перед Играми сами руководили их тренировками. Элланодики имели право наказывать провинившихся или нерадивых розгами.

После месяца напряженных тренировок проводился отбор с учетом проявления целеустремленности, настойчивости, физической и психологической закалки. Выдержавшие испытание совершали 57-километровый марш в Олимпию, где после непродолжительного отдыха и религиозных церемоний вступали в соревновательную борьбу.

Первоначально в программу Олимпийских игр входил только один вид состязаний - стадиодром, или бег на дистанцию, равную одному стадию. Только более чем через полвека программа стала расширяться. На 14-й олимпиаде (724 г. до н. э.) были введены состязания в беге на два стадия - диаулосе.

С 23-й Олимпиады (688 г. до н. э.) состязались кулачные бойцы, А включенные в 25-ю Олимпиаду (680 г. до н. э.) гонки на колесницах сразу стали любимым зрелищем в Древней Греции. Они стали первым спортивным состязанием с участием лошадей.

Программа 33-й Олимпиады (648 г. до н. э.) пополнилась панкратионом - комбинацией приемов борьбы и кулачного боя. С 37-х Игр (632 г. до н. э.) в олимпийские состязания были включены и соревнования в отдельных видах физических упражнений для юношей и детей.

Многие состязания, входящие в программу современных Олимпийских игр, имеют древние корни. Еще в Элладе были популярны соревнования в поднятии тяжестей, в качестве которых тогда были задействованы огромные тяжелые камни. Атлеты тренировались и выступали на олимпийском празднике обнаженными.

Стыд наготы считался признаком варварства. Для греков загорелое, тренированное обнаженное тело являлось выражением высокого уровня культуры. По всей Греции - на материке, островах и в колониях создавались скульптуры, воспевавшие силу и красоту человеческого тела. Историки утверждают, что великие скульпторы ваяли богов и героев с олимпиоников. Эти изваяния до сих пор восхищают своим совершенством.

Главной наградой победителю Олимпийский игр - олимпионику - служила оливковая ветвь, срезанная ритуальным золотым ножом со старого дерева, которое, по преданиям, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а самым выдающимся воздвигались памятники. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.

Возвращение победителя на родину, а чемпионы были из Элиды, Спарты, Афин, Фив и других городов Греции, превращалось в подлинно триумфальное шествие. Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феагендобился 1300 побед на различных соревнованиях.

Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.

Однако самым прославленным атлетом Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до нашей эры в возрасте 14 лет он стал олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Многочисленные источники подтверждают, что Милон Кротонский - не мифический персонаж, а реальная личность. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибаритом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, один заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гражданственности и гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, постепенно обрастал мифами и легендами. Так, историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома.

Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и поддерживал свод здания до тех пор, пока все не покинули его!

Достоверность этого предания вызывает сомнение, но эта и другие легенды подтверждают, какой большой любовью и уважением были окружены выдающиеся атлеты Древней Греции.

За что же таких почестей удостаивались победители? Дело в том, что участники Олимпийских состязаний выступали как представители определенного государства. Поэтому при представлении атлета обязательно называлось его имя и родной город. Город указывался и рядом с именем победителя.

Авторитет олимпиоников во всей Элладе был настолько велик, что во время войны враги проявляли к знаменитым атлетам удивительное для того времени милосердие.

Так, например, после морской битвы между родосцами и афинянами в 407 г. до нашей эры родосец Дорией - многократный победитель состязаний в панкратионе - был захвачен в плен афинянами. Когда те узнали, что пленный - олимпионик, его освободили, не потребовав даже выкупа. Так же поступил Александр Македонский с ливанцем Дианисандором в знак уважения к его спортивным заслугам и из-за боязни навлечь на себя гнев богов.

1.3 Социальное, политическое и культурное значение Олимпийских игр древности. Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр всей Древней Греции. На пожертвования жителей страны не позднее 456 года до нашей эры здесь был, воздвигнут величественный храм. Главным его украшением являлась 12-метровая статуя Зевса, выполненная скульптором Фидием из золота, дерева и слоновой кости. Она так поражала своим художественным совершенством, что была признана современниками одним из семи чудес света. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь различных богов, мифологических героев, царей, полководцев и олимпийских чемпионов.

Наряду с храмами и памятниками в Олимпии был целый комплекс спортивных сооружений: стадион, ипподром, гимназий и палестра. Стадион располагался у подножья горы Кронос, которая служила трибуной во время соревнований и вмещала до 50 тыс. зрителей. В гимназиях хранились все материалы по организации и проведению олимпийских праздников, списки участников и статуи отличившихся. Гимнасий и палестра являлись местом тренировки участников Олимпиад за месяц до их проведения. Здесь же находились здание Высшего Совета Элиды, гостиницы для участников, судей и наиболее состоятельных и почетных гостей Олимпиад.

Возникнув как, составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу и, тем самым, объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу достойнейшим. Но чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т. д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.

Период наивысшего расцвета античных Олимпийских игр (IV в. до н. э.) связан с идеалами гармонии человека и окружающего мира: это - гармония его физического и духовного развития; гармония личного стремления к победе и постоянной готовности к служению родному городу, к его защите и прославлению.

В жизни Греции Олимпийские игры, особенно в период их расцвета, имели большое общественное и культурное значение в связи со священным перемирием. Во время Игр со всех уголков Эллады съезжались выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. А с 84-х игр (444 г. до н. э.) конкурс искусств стал официальной частью программы Олимпийских игр. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврипид, математик Пифагор, который и сам был прекрасным атлетом и победителем в состязаниях по кулачному бою.

Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами. В античной Греции Олимпийские игры кроме состязательной выполняли и другие социальные функции: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную.

Однако, большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Не случайно самые пышные и красочные Игры древности состоялись в 476 г. до нашей эры, когда объединенные греческие войска вначале в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.

1.4 Упадок Олимпийских игр древности. С IV века до нашей эры начались постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания стало уделяться зрелищности состязаний, гармоничная красота тела не вызывала былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах произошли перемены.

Если раньше исход схватки решали преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.

Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

Перемены, происходящие в облике участников состязаний, отчетливо заметны в изобразительном искусстве Древней Греции: если в IV веке до нашей эры античные герои, моделями которых, как известно, служили участники игр, молоды и прекрасны, обладают гармонично развитой фигурой без излишней гипертрофии мышц.

Скульптура кулачного бойца, выполненная Аполлонием в I веке до нашей эры, запечатлела безмерно уставшего немолодого человека. Узловатые мышцы, изуродованное в боях лицо, бессмысленный взгляд - таков образ профессионального атлета.

Олимпийские праздники не прекратились и тогда, когда могущество Эллады начало падать. В 338 г. до нашей эры Грецию, ослабленную междоусобицами, захватил македонский царь Филипп. Но он не стал запрещать Олимпиады и другие игры. А его сын Александр Македонский, которого воспитывал греческий философ Аристотель, организовывал подобные состязания в завоеванных странах Востока.

В середине II века до нашей эры Грецию покорили римляне. По-разному относились римские правители к спортивному великому празднику. И хотя Олимпийские игры продолжали проводиться, их правила все чаще нарушались. Были даже попытки перенести игры в Рим. Диктатор Сулла, больше известный тем, что при нем было разгромлено восстание рабов под предводительством легендарного Спартака, распорядился о проведении Игр 175-й Олимпиады в Риме. Но римляне, уже привыкшие к кровавым зрелищам - гладиаторским боям и гонкам на колесницах, интереса к олимпийским состязаниям не проявили.

Император Калигула распорядился перевезти в Рим скульптуру Зевса. Но корабль, направленный для этого в Грецию, поразила молния. Это было воспринято, как божественный знак, и скульптуру оставили в Олимпии.

С 776 года до нашей эры на протяжении 1170 лет в Древней Греции было проведено 293 Олимпиады! Несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, ровно раз в четыре года атлеты встречались на главных состязаниях, и ни одна Олимпиада не была отложена.

Так прекратило свое существование олимпийское святилище. Сооружения и храмы Олимпии были разрушены легионерами, а землетрясения, наводнения и неумолимое время завершили этот процесс. Олимпия и великий праздник, проводившийся здесь, были преданы забвению более чем на 12 веков.

Однако, слава тех Олимпийских игр осталась жива, пройдя через множество поколений!

Читайте также: