Какие условия нужно создать чтобы обеспечить осознание процесса учения на уроках биологии

Обновлено: 04.07.2024

Пряхина Екатерина Олеговна 1 , Симдянкина Елена Константиновна 1
1 Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, студент


Аннотация
В статье раскрывается необходимость развития умения целеполагания у учащихся начальной школы. Приводятся методы и приемы для поэтапного формирования и развития целеполагания в младших классах.

Pryahina Ekaterina Olegovna 1 , Simdyankina Elena Konstantinovna 1
1 Sholom-Aleichem Priamursky State University, student


Abstract
The article reveals the necessity of developing the skill of goal setting in elementary school students. Provides methods and techniques for the gradual formation and development of goal setting in Junior high.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы относится умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Ученые-педагоги В.В. Давыдов, Э. Дюркгейм, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский отмечали ведущую роль педагогического целеполагания. Они придавали понятию цели разное значение, как практическое, так и теоретическое, но неизменно подчеркивали ее значение, считая, что цель воспитания определяла все течение учения и ее правильная постановка служила пониманию природы ученичества.

Современные специалисты (Г.О. Аствацатуров, Г.Д. Бухарова, А.С. Воронин, Т.Е. Демидова, О.Б. Епишева, Г.М. Коджаспирова, З.А. Кокарева, и другие) уделяют значительное внимание умению целеполагания и считают, что способность осуществления осознанного целеполагания во многом зависит от богатства опыта, приобретаемого в школе. Это дает возможность учащимся проявить себя как личность при постановке и реализации учебной цели. Младшие школьники имеют глубокий потенциал для развития целеполагания.

Однако, как показывают исследования, в практике работы школы, с учётом современных подходов к образованию, пока нельзя считать проблему формирования целеполагания у младших школьников удовлетворительной. Такая ситуация в определенной степени обусловлена недостаточной разработанностью условий, способствующих развитию целеполагания у младших школьников. Следовательно, перед нами встает проблема: какие педагогические условия будут способствовать формированию навыка целеполагания у младших школьников на современном этапе образования.

В период начального образования в большей мере развиваются способности ребенка, происходит формирование общеучебных знаний, умений и навыков. Учебная деятельность в это время становится основной и носит обязательный, целенаправленный, общественно значимый и систематизированный характер.

Сознательно формулируемая цель является основанием любой деятельности. Цель выступает как фактор, обуславливающий характер и способ деятельности, она представляет собой конечный результат, и исходный побудитель деятельности.

Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров понимают цель как элемент поведения, сознательной деятельности, характеризующийся предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности, путей и способов её достижения [5].

По мнению Я.А. Коменского, цель воспитания – это познание себя и окружающего мира, стремление к соединению с Богом.

И.Г. Песталоцци цель воспитания видел в развитии всех природных сил и способностей человека.

Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский в воспитании патриота и высокоидейного человека, гражданина со стойкими убеждениями, всесторонне развитой личности.

К.Д. Ушинский считал целью воспитания развитие ума, в подготовке к труду, в котором человек обретет счастье.

Э. Дюркгейм писал, что цель воспитания проявляется в развитии у ребенка некоторого числа физических, интеллектуальных и моральных состояний, которых требуют от него политическое общество в целом и, в частности, та социальная среда, к которой он принадлежит [2].

При постановке цели необходимо устанавливать, какой именно результат предполагается получить при её достижении, какими средствами, каковы сроки достижения.

Для того, чтобы достичь учебной цели, необходимо поставить некоторое количество задач. В процессе обучения одна цель требует решения нескольких задач, в то же время одна и та же задача может служить для достижения нескольких целей.

Задачи, помогающие достичь обучающих целей, имеют такую трактовку: формировать умения и навыки, знания изучаемого материала и понимание его.

На достижение развивающих целей направлены обобщенные задачи на внимательность, мышление и речь, представление и воображение, творчество, память, восприятие, умение учиться и мировоззрение.

На достижение воспитательных целей используются задачи на воспитание интереса, патриотизма, социализацию и культуру личности, культуру ее общения.

В педагогическом словаре целеполагание трактуется как постановка цели субъектом деятельности [3].

Г.О. Аствацатуров считал целеполагание логико-конструктивной операцией, осуществляемой по следующему алгоритму: анализ обстановки – учет соответствующих нормативных документов – установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению – выяснение имеющихся ресурсов, сил и возможностей – выбор потребностей или интересов, удовлетворение, которых при заданной затрате сил и средств даёт наибольший эффект – формулировка цели [1].

Т.Е. Демидова выделила основные признаки проявления целеполагания у младших школьников:

- представление учащихся начальной школы о целеполагании и его роли в жизни человека;

- понимание специфики целеполагания в постановке учебной задачи, которая проявляется в ориентации освоения общего способа действий;

- наличие субъектного опыта осуществления целеполагания в различных видах деятельности, характер проектируемых целей, доминирующие мотивы, определяющие процесс целеполагания;

- умение моделирования и планирования действий, связанных с целереализацией;

- осознание процесса целеобразования, анализа целей на предмет их значимости и возможности достижения, анализа результатов с позиции соответствия намеченных и достигнутых целей (самооценка);

- удержание целей в ситуациях помех и препятствий, характер эмоциональных проявлений в процессе целеполагания [4].

По мнению Т.Е. Демидовой реализовывать принятие учебных задач необходимо через организацию определенных условий:

  • необходимость участия школьников в постановке цели и в анализе обсуждения условий ее достижения;
  • четкое формулирование учащимися цели (чему научиться), ее значение (зачем и для чего это нужно), выделение ими способов ее достижения (как делать) и предполагаемые трудности;
  • в ходе выполнения действий должно происходить оценивание – насколько достигнутая цель соответствует требованиям задания.

Таким образом, умение целеполагания формируется рядом умений: отбором целей; принятием и пониманием целей; осознанием и самостоятельной постановкой целей; обоснованностью выбора конкретной цели; определением достижимости цели; уточнением целей; определением ресурсов для достижения цели; реализацией целей.

Без осознанной цели учение теряет смысл для школьника, поэтому ребенка нужно учить осознавать цель, которую он должен достичь, с первых дней пребывания в школе.

Для выявления уровня сформированности умения целеполагания младших школьников нами была использована диагностика сформированности умения удерживать цель и умения соотносить учебные задачи с целью урока (З.А. Кокарева, Л.П. Никитина и Л.С. Секретарева) [6].

Диагностика предполагала посещение учебных занятий и последующее анкетирование обучающихся, где им предлагалось назвать цель урока, задачи, которые решались на уроке, а также результат учебного занятия.

Результаты исследования показали, что у 6 учащихся, что составляет 24% от общего числа выборки – высокий уровень сформированности умения целеполагания, у 10 учащихся, что составляет 38% – средний, и у 10 учащихся, что составляет 38% – низкий.

Также для исследования умения целеполагания учащимся был предложен текст, который они должны были прочитать и выполнить задания, а также указать какие задачи они перед собой ставили для их выполнения.

Результат показал, что у 5 учащихся, что составляет 20% от общего числа выборки – высокий уровень сформированности умения определять задачи исходя из цели, у 10 учащихся, что составляет 38% – средний, и у 11 учащихся, что составляет 42% – низкий.

Из проведенного исследования следует, что у учащихся недостаточно сформировано умение целеполагания и его следует формировать и развивать при помощи определенных методов и приемов.

Для поэтапного формирования и развития целеполагания в младших классах можно использовать некоторые методы и приемы:

На первом этапе в первом классе построение цели уроков происходит в вопросной форме. Цель в виде вопроса формирует учитель и постепенно передает ее учащимся.

Учитель создает специальные условия, в которых учащиеся первого класса учатся задавать вопросы по содержанию. На уроках математики предлагаются задания с недостающими данными. Для решения такого задания, учащиеся задают вопрос учителю. В букварный период учащиеся задают вопрос в случае выбора разделительного твердого или мягкого знаков. Во втором полугодии первого класса таких ситуаций на уроках русского языка становится еще больше, когда дети знакомятся с орфограммами сильной позиции и случаями нефонемного написания (синего, красного, учиться, учится).

На втором этапе во втором классе учитель начинает обучать формулировать вопросы с определенным словом: почему, как, отчего, зачем и т.д.

Также учитель создает условия для формулирования детьми учебной задачи, цели урока в виде вопроса самих детей. Чтобы дети сами понимали свое новое поле незнания, учитель дает детям возможность самим сформулировать вопрос, а сам просто уточняет его форму, при необходимости, и помогает справляться с затруднениями.

Обучает планированию своих действий, при выполнении конкретного задания после его прочтения в учебнике.

Проводит рефлексивный контроль учебных действий, выполненных для решения учебно-практической задачи (все действия, совершенные в исследовании, необходимо фиксировать доске в той же последовательности).

На третьем этапе в третьем – четвертом классах происходит предварительное выстраивание всего плана выполнения учебных действий для решения учебно-практической задачи.

Учащиеся совместно с учителем выстраивают последовательную цепочку вопросов в рамках работы по большому учебному разделу.

Таким образом, при соблюдении данных приемов к концу обучения в начальной школе ученики смогут в полной мере владеть умением целеполагания, сформированным на уровне превращения конкретно-практической задачи в познавательную, неотъемлемо для дальнейшего обучения в школе.

  1. Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока / Г.О. Аствацатуров, Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Бухарова Г.Д. Общая и пофессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова. – М.: Академия, 2009.
  3. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006.
  4. Демидова Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №4.
  5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2005.
  6. Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальная школа. – 2014. – №2.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Актуальной проблемой становится развитие творческого потенциала учащихся, понимания и познания ими смысла человеческого существования в условиях радикального усложнения социальных, экологических, экономических, культурологических и других факторов. Неизбежным является изменение отношения человека к природе, биологическим и экологическим наукам, природопользованию как к стратегическому ресурсу развития общества. Основную роль призвана сыграть общеобразовательная школа, другие социальные институты, занимающиеся формированием интенсивных педагогических и методических систем обучения, воспитания и развития учащихся (Бруновт, 2002). Цель исследования: выявить возможности формирования интеллектуальных умений школьников при изучении курса анатомии.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

ispravl_variant_6.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

КАФЕДРА БИОЛОГИИ И ХИМИИ

4 курса ФЕФКиБЖД группы 4 Б

к.п.н., доцент Крыштоп В.А

1.1 Теоретические основы развития интеллектуальных умений учащихся

Глава 2 Структура и содержание методики формирования интеллектуальных умений учащихся при изучении анатомии.

2.1 Основные компоненты методики формирования интеллектуальных умений учащихся в процессе изучения анатомии

2.2. Примерный план-конспект урока биологии, раскрывающий интеллектуальные умения учащихся

Важнейшей особенностью современного этапа социально-экономического развития общества является формирование интеллектуальной, высокообразованной, культурно развитой, творческой личности, способной реализовать не только стоящие перед человеком в условиях рыночной экономики профессиональные задачи, но и личностные способности, интересы, создать благоприятные условия для жизнедеятельности.

Актуальной проблемой становится развитие творческого потенциала учащихся, понимания и познания ими смысла человеческого существования в условиях радикального усложнения социальных, экологических, экономических, культурологических и других факторов. Неизбежным является изменение отношения человека к природе, биологическим и экологическим наукам, природопользованию как к стратегическому ресурсу развития общества.

Основную роль призвана сыграть общеобразовательная школа, другие социальные институты, занимающиеся формированием интенсивных педагогических и методических систем обучения, воспитания и развития учащихся (Бруновт, 2002).

В настоящее время, несмотря на преобразования и достижения в области биологического и экологического образования в общеобразовательной школе, изменение целей и содержания ощущается ослабление активности и самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала, что приводит к снижению уровня образования, нежеланию учащихся самостоятельно добывать знания. Противоречия между социально-экономическим развитием общества и уровнем образования молодого поколения, вызывают необходимость научного решения этой проблемы.

В практике общеобразовательной школы до сих пор процесс обучения по добыванию знаний осуществляется без учета индивидуальных способностей и интересов учащихся, при отсутствии условий для проявления учащимися самостоятельности в обучении, в овладении исследовательскими знаниями, умениями и навыками. Причинами этого является, с одной стороны, недостаточный профессионально-педагогический уровень подготовки учителей к инновационным процессам в школе, не позволяющий им использовать в полной мере прогрессивные образовательные системы и создавать эффективные методические условия обучения и воспитания, с другой - недостаточная разработанность методических основ самостоятельной деятельности учащихся в процессе овладения обобщенными и сложными знаниями, исследовательскими умениями и навыками, которые обусловлены новыми учебными предметами и стандартами образования. ( Кабанова-Меллер Е.Н. 2005).

Цель исследования: выявить возможности формирования интеллектуальных умений школьников при изучении курса анатомии

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования с целью изучения условий для формирования интеллектуальных умений школьников

3. Определить место интеллектуальных умений в общем развитии школьников

2. Определить условия для развития интеллектуальных умений школьников на уроках биологии

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по биологии

Предмет исследования: формирование интеллектуальных умений у школьников на уроках биологии

Актуальность исследования: Знания школьников необходимо всегда улучшать. Это является основной задачей преподавателя. Интеллектуальные умения учеников играют очень важную роль в формировании личности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК.

    1. Теоретические основы развития интеллектуальных умений учащихся

    Существуют психологические и педагогические теории, рассматривающие различные аспекты развития интеллекта у учащихся. Исследованию этой проблемы посвящены многие работы по методике обучения биологии (Н.Д. Андреева, Т.В. Баракина, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Л.В. Реброва, В.П. Соломин, Ю.А. Чуваева и другие).

    - интеллект - это обобщенная способность к обучению (Калмыкова З.И. 1965).

    - интеллект - это способность к отвлеченному, абстрактному мышлению (Бине А.,1990).

    Интересной в этом плане представляется позиция В.Ю. Крамаренко. Он разграничивает интеллект как умственную способность и мышление как умственную активность, отмечая, что между реальной основой, которая выступает в форме интеллекта, и ее актуализацией, проявляющейся в форме конкретного мыслительного процесса, нет однозначного соответствия (Крамаренко В.Ю, 1990).

    Важно отметить, что развитие интеллекта в рамках школьного образования подразумевает такую форму организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.

    В отечественной психологии первые исследования по проблеме воспитания, основанного на усложнении и обогащении ментального опыта каждого ребенка, были проведены В.М. Бехтеревым, А.Ф. Лазурским, А.П. Нечаевым, И.А. Сикорским и другими еще в конце XIX века и оказались весьма результативными.

    Существует убежденность в том, что природа интеллекта раскрывается через процедуры его приобретения. Формирование интеллектуальных умений - основной путь, обеспечивающий не только усвоение знаний, но и умственное развитие школьников (Беляева А.П. 1986).

    Проблема развития умственных способностей учащихся и активизация их мыслительной деятельности рассматривается психологами в тесной связи с проблемой соотношения обучения и развития.

    Одни исследователи (Ж. Пиаже и его сторонники) считают, что развитие ребенка идет впереди его учения, другие, наоборот, подчеркивают ведущее значение обучения (Л.С. Выготский и его сторонники) и утверждают, что обучение является ведущим в умственном развитии детей.

    По мнению У. Джемса и Ж. Пиаже, обучение не определяет основных форм мыслительной деятельности человека. Оно лишь влияет на внешние особенности умственного развития, может задерживать или ускорять сроки появления его закономерных стадий, но не изменять их последовательности.

    Для интеллектуального развития очень важно овладеть теми умениями, с помощью которых происходит и усвоение знаний, и оперирование ими. Е.П. Бруновт использовала концепцию психологов Н.А. Менчинской, Е.Н. Кабановой-Меллер о целесообразности для умственного развития учащихся формировать у них на специфическом для разных учебных предметов материале систему различных учебных приемов интеллектуального характера. Эти приемы помогают учащимся на конкретном учебном материале овладевать общими мыслительными операциями анализа, синтеза, абстракции, обобщения и т.п.

    Каждый прием состоит из ряда познавательных действий, по правильности и последовательности применения которых можно судить о степени усвоения учащимися приема. Таким образом, учащиеся не только будут усваивать знания, но и овладевать способами учения. Путь формирования учебных умственных приемов предполагает переход от их применения по образцу, предлагаемому учителем, к сознательному овладению и самостоятельному использованию учащимися.

    Поэтапное развитие приемов умственной деятельности у учащихся предполагает:

    - начальную диагностику – выяснение наличия сформированных приемов умственной деятельности;

    - мотивацию – осознание значения учащимися умения выполнять данные приемы;

    - ознакомление с действиями, входящими в прием умственной деятельности, и определение наиболее рациональной последовательности выполнения данных действий;

    - первичное использование приема умственной деятельности, выполнение тренировочных упражнение и применение приемов по типу все более отдаленного переноса. При этом перенос приема умственной деятельности осуществляется по трем путям: перенос на новые объекты, новый материал, комбинирование различных приемов и перестройка приемов.

    Об овладении учащимися тем или иным приемом можно судить по правильности действий, из которых составляется прием и по самостоятельному применению приема к новым объектам, в новой педагогической ситуации.

    Автор: Загорулько Нина Ивановна
    Должность: учитель биологии
    Учебное заведение: МОУ СОШ №9
    Населённый пункт: п. Новокавказский Александровский район Ставропольский край
    Наименование материала: обмен опытом
    Тема: формирование учебной мотивации на уроках биологии
    Раздел: среднее образование

    муниципальное общеобразовательное учреждение

    Методы, формы, приёмы формирования учебной мотивации

    школьников с целью развития основных ключевых компетенций в условиях

    введения ФГОС на уроках биологии .

    Выступление

    на МО учителей

    естественно – общественного цикла

    Н.И. Загорулько

    Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно

    привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за

    парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней

    Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем

    самостоятельного приобретения знаний, развития активности.

    Следует заметить, что в мотивации учения важную роль играют:

    - содержание учебного материала;

    - организация учебной деятельности: формы, методы, приемы.

    информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Однако сама

    по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения и

    не оказывает на него какого-либо воздействия, а, следовательно, и не вызывает какой-

    либо деятельности. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям,

    подвергается эмоциональной и умственной переработке. В результате ребенок получает

    импульс к последующей деятельности. Содержание каждого урока, каждой темы должно

    быть глубоко мотивировано, однако не с помощью создания сиюминутных интересов

    (например, с помощью внешней занимательности, которая лишь изредка может служить

    предпосылкой к возбуждению и воспитанию глубоких познавательных интересов) или

    ссылок на практическую значимость в будущей жизни (хотя и это иногда не следует

    упускать), а главным образом, тем, что это содержание должно быть направлено на

    решение проблем научно-теоретического познания явлений и объектов окружающего

    мира, на овладение методами такого познания. Только в этом случае у детей будет

    создаваться перспектива на дальнейшее изучение знакомых, постоянно наблюдаемых

    явлений, будет создана основа для формирования содержательных мотивов учебной

    Хотелось бы остановиться на некоторых приемах и методах создания мотивации

    ^ Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей.

    Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые

    им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого

    интересной, а не надуманной.

    Одним из методов повышения мотивации к изучению биологии является привлечение

    внимания учащихся к изучаемой теме материалом, содержащим необычные сведения,

    способные пробудить интерес.

    Так при изучении класса Пиявки рассказываю историю о мальчике Кариме, который

    чуть не умер. Он с отцом как-то шел с караваном. Солнце палило так, словно решило все

    сжечь. Караван остановился у небольшого водоема: и люди, и животные поспешили

    нагнулся к воде. После отдыха караван приготовился продолжать путь, но произошла

    вынужденная задержка. С Каримом стряслось что-то неладное: из горла пошла кровь.

    Решили отвезти его на ближайший медпункт. Там с большим трудом извлекли из его

    Жители Новой Гвинеи дороже всех ценят невысокую пальму Метроксилон. Пятнадцать

    лет растет пальма и не цветет. А потом выбрасывает огромную метелку цветов.

    сигнал: хлеб созрел. Пальму срубают, раскалывают ствол пополам, добывают оттуда

    крахмалистую сердцевину и пекут вкуснейшие оладьи.

    Островитяне едят оладьи почти каждый день – ведь одна пальма дает почти тонну

    А европейцы из сердцевины пальмы делают крупу саго, за что и пальму называют

    Далее учитель рассказывает о деревьях великанах: секвойях, эвкалиптах и ставится

    вопрос: что обеспечивает рост стебля, за счет чего стебли деревьев достигают таких

    Таким образом создается проблемный вопрос, ответ на который находится на

    ^ Прием второй: создание проблемной ситуации

    Для многих из нас этот прием рассматривается как универсальный. Состоит он в

    том, что перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик

    программе. Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при

    потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и

    более глубокого понимания материала и интереса к нему. Создание проблемной ситуации

    гарантирует интерес к изучаемому.

    «Почему склон, при въезде в с. Александровское засадили деревьями?.

    Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно

    применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите

    пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…?

    Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом …

    влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

    Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит

    понимание истинного назначения учения - научиться думать, применять знания на

    практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

    При этом следует отказаться от различного рода возмущений по поводу неверных версий

    компетентность ребенка и заставляет его прекращать усилия в данном направлении.

    Такого рода комментарии наносят реальный вред и мотивации, и развитию мышления.

    Нужно также повторять, что у каждого есть право на ошибку. Полезно рассказать о

    собственных ошибках в школьном возрасте - дети увидят, что они с учителем не по

    разные стороны баррикад, у них есть много общего. Важно поощрять детей, задающих

    вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты думаешь, следишь за ходом

    ^ Третий прием: ролевой подход и деловая игра.

    В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и

    организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки как со

    стороны учителя, так и со стороны самих учащихся, что в свою очередь гарантирует

    успех такого урока у учащихся. Играть всегда и всем интереснее, чем учиться. Ведь даже

    взрослые, с удовольствием играя, как правило, не замечают процесса обучения.

    ^ Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.

    Задачи такого характера воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные,

    и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки,

    смены вида работы в течение урока, а иногда, и для дополнительного решения дома.

    ^ Пятый прием: игры и конкурсы.

    Всем нам известно как трудно удержать внимание ребенка в течение урока. Для

    р а з л и ч н о г о

    х а р а к т е р а .

    б и о л о г и и .

    2.Игра “Цветик-семицветик ”(на доске из цветной бумаги наклеен цветок, учащиеся

    срывают лепестки, на которых с другой стороны написаны названия отрядов

    Млекопитающих животных). Каждая группа характеризует выдранный ими отряд по

    б) среда и место обитания;

    в) характерные признаки, приспособленность к среде;

    г) значение в природе и жизни человека;

    д) интересные факты из жизни представителей данного отряда

    (На выполнение это задания ученикам отводится 10 минут).

    По истечению времени каждая группа характеризует выбранный ими отряд.

    Рассмотрев характеристику и представителей каждого из отрядов учитель предлагает

    Учитель предлагает слово, а учащиеся – 7 объяснений (пояснений) этого термина (можно

    называть только отдельные слова)

    Игра является средством интеллектуального развития, так как в процессе игры

    активизируются разнообразные умственные процессы. Чтобы понять замысел, усвоить

    игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение

    Как повысить, развить интерес учащихся к изучению биологии ? Этот вопрос волнует

    многих учителей, в том числе и меня. Я четко понимаю, что знания, умения, навыки

    учащихся по биологии должны отвечать требованиям современного общества. Для меня

    важно, чтобы информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, потому что

    тогда у школьников возникнет желание изучать биологию и вне урока, узнавая все

    больше и больше. Я считаю, что разнообразный и интересный урок помогает обогатить

    знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию

    индивидуальных качеств, раскрытию талантов, и даже повлиять на выбор профессии в

    будущем. Проведение различных игровых моментов на уроке (практические работы,

    уроки-игры, экскурсии, конференции, дискуссии, семинары, лекции, зачеты, КВН)

    способствуют формированию творческой, самостоятельной личности учащихся.

    Совместная работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию

    настоящего коллектива единомышленников. Кроме того учащиеся приобретают широкие

    возможности для формирования практических навыков работы с различными

    источниками знаний: книгой, Интернетом, которые помогут им в дальнейшем, учась в

    ВУЗах или в других учебных заведениях.

    ^ Шестой прием: кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п.

    Для контроля учебных достижений широко используются привычные для детей

    такие способы контроля знаний, как контрольные, самостоятельные работы, диктанты и

    т.д., Но, проверить знания учеников можно, предложив им работу как по отгадыванию

    кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых.

    Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих

    мотивации. Метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и

    мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим.

    Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.

    интегрированных, которые бесспорно относятся к эмоциональным методам мотивации.

    Это, как правило, живые, интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие

    роль математики во всех областях науки. Интегрированный урок – это находка для

    учителя осуществить межпредметную связь.

    Важную роль в формировании мотивации играет сам учитель, его личность.

    необходима энергетическая разрядка в процессе обучения. А детки почему-то очень

    Именно так они их воспринимают и именно так они будут отзываться о любых

    новшествах, идущих от этой пассивной и ленивой учительницы. И именно эта самая лень

    будет у них развиваться быстрее, чем интерес к новым формам работы.

    Педагог должен ожидать от каждого ученика высоких результатов, возлагать на них

    надежды и верить в их способности. Он должен любить учеников, уважать их, верить в

    их изначальную доброту, творческую активность и любознательность

    Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса

    учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть

    атмосфера сотрудничества, доверия, взаимного уважения. Интерес и радость должны

    быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.

    Важна для мотивации учебы ориентация учителя при обучении на индивидуальные

    достижения учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая

    их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его

    В 2021/2022 учебном году используются следующие учебные программы:

    Год утверждения (издания) учебной программы

    Обращаем внимание, что в связи с поэтапным переходом на обновленное содержание образовательных программ общего среднего образования в 2021/2022 учебном году по новым учебным программам будут учиться учащиеся XI класса.

    В учебную программу для X I класса (базовый и повышенный уровни изучения учебного предмета) внесены следующие изменения:

    в лабораторной работе, посвященной строению клеток листа, для изучения оставлен один биологический объект – элодея канадская.

    2. Учебные издания

    В 2021/2022 учебном году будут использоваться новыеучебные пособия для Х I и VI классов:

    Дашкоў, М.Л. Біялогія: вучэбны дапаможнік для 11 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання, з электронным дадаткам для павышанага ўзроўню / М.Л. Дашкоў, А.Г. Песнякевіч, А.М. Галавач; пад рэд. М.Л. Дашкова . – Мінск: Народная асвета, 2021;

    Дашков, М.Л. Биология: учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения, с электронным приложением для повышенного уровня / М.Л. Дашков, А.Г. Песнякевич, А.М. Головач; под ред. М.Л. Дашкова. – Минск : Народная асвета, 2021;

    Лісаў, М.Д. Біялогія: падручнік для 6 класа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання / М.Д. Лісаў . – Мінск: Народная асвета, 2021;

    Лисов, Н.Д. Биология: учебник для 6 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения / Н.Д. Лисов . – Минск : Народная асвета, 2021.

    Рекомендации по работе с новыми учебными пособиями размещены на национальном образовательном портале:

    К 2021/2022 учебному году подготовлено новое издание для учителей:

    Биология. 10–11 классы. Дидактические и диагностические материалы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения (базовый и повышенный уровни) / Е.В. Борщевская [и др.]. – Минск: Белорусская Энциклопедия имени Петруся Бровки, 2021.

    3. Организация образовательного процесса на повышенном уровне

    4. Особенности организации образовательного процесса

    Реализация воспитательного потенциала учебного предмета . В 2021/2022 учебном году необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебного предмета. Решение этой задачи связано с достижением учащимися личностных образовательных результатов.

    При формулировке воспитательных задач урока следует ориентироваться на указанные личностные образовательные результаты.

    VI класс: значение растений в природе и жизни человека; значение животных в природе и жизни человека; экосистемы; роль человека в природе; охрана живой природы;

    VII класс : охрана растений;

    VIII класс : охрана рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих; воздействие деятельности человека на животных природной среды; заповедные территории Беларуси; Красная книга Республики Беларусь;

    IX класс : влияние курения на органы дыхания; влияние алкоголя на органы и системы; влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на развитие зародыша и плода;

    X класс : человек в окружающей среде; человек и биосфера (экологические проблемы леса, сельского хозяйства и города); причины утраты биоразнообразия; пути сохранения биологического разнообразия; специализированные охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки; Красные книги;

    XI класс : ВИЧ-инфекция; профилактика вирусных заболеваний; наследственные болезни человека; генные болезни; хромосомные болезни; человеческие расы, их происхождение и единство; расизм.

    При подборе дидактического материала к учебным занятиям рекомендуется отдавать предпочтение таким заданиям, которые своим содержанием воспитывают у учащихся любовь к природе родного края, способствуют формированию экологической культуры и культуры безопасности жизнедеятельности, ценностного отношения к своему здоровью, способствуют решению жизненных ситуаций с использованием биологических знаний, умений и навыков.

    Реализации воспитательного потенциала содержания учебного предмета будет способствовать применение в образовательной практике:

    заданий, направленных на выражение ценностного отношения к здоровью людей (выражение позиции и ценностных суждений; решение задач, имеющих морально-этическую составляющую; заданий на выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на здоровье человека);

    заданий, направленных на формирование здорового образа жизни (установление взаимосвязи между здоровьем человека и окружающей средой; установление личностного и общественного смысла здорового образа жизни; составление памяток по соблюдению здорового образа жизни на основе различных источников информации).

    Обязательным условием реализации воспитательного потенциала экскурсий является использование в образовательном процессе результатов ознакомления учащихся с экскурсионными объектами. С этой целью в перечне объектов указаны разделы (темы) учебной программы, в рамках изучения которых необходимо предлагать учащимся задания с опорой на знания, представления, приобретенные во время экскурсий.

    Соответствующие записи делаются в классном журнале и после обучения учащихся безопасным приемам выполнения лабораторной работы, лабораторного опыта, практической работы, перед проведением экскурсии.

    Обращаем внимание, что проведение практических и лабораторных работ, демонстрационных опытов, экскурсий предусмотрено учебной программой, их выполнение обязательно в каждом классе.

    Отметки за лабораторные работы выставляются в тетради для лабораторных и практических работ всем учащимся, заносятся в классный журнал и учитываются при осуществлении промежуточной аттестации (выставлении отметки за четверть). Отметки за практические, обучающие работы, отчеты по итогам экскурсий заносятся в классный журнал по усмотрению учителя.

    При оценке результатов учебной деятельности учащихся следует руководствоваться Нормами оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденными приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674 (ред. от 18.06.2010 № 420, от 29.09.2010 № 635).

    При выставлении отметки за четверть следует учесть следующее: в случае, когда учебный материал определенной темы (раздела) по учебному предмету не представляется возможным изучить в рамках четверти, выставление отметки за эту четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок по результатам текущей аттестации (поурочных баллов).

    В случае отсутствия учащегося на уроке, на котором проводился тематический контроль, в целях проверки и оценки усвоения им учебного материала определенной темы (раздела) по учебному предмету учащийся должен выполнить работу тематического контроля на любом другом уроке.

    6. Организация методической работы

    На августовских предметных секциях рекомендуется обсудить следующие вопросы.

    1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по биологии в 2021/2022 учебном году:

    новые учебно-методические комплексы по биологии
    для VI –XI классов, особенности работы с ними;

    единый информационно-образовательный ресурс: назначение, содержание, возможности использования в образовательном процессе по биологии.

    2. Анализ результатов работы методических формирований учителей биологии в 2020/2021 учебном году. Планирование работы методических формирований в 2021/2022 учебном году.

    В течение учебного года на заседаниях методических формирований педагогов рекомендуется рассмотреть актуальные вопросы преподавания биологии и организации учебно-познавательной деятельности учащихся с учетом эффективного педагогического опыта учителей региона:

    визуализация информации в современных учебных пособиях по биологии как эффективное средство формирования предметных и метапредметных компетенций учащихся;

    активизация учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием технологий визуализации учебных материалов по биологии;

    средства когнитивной визуализации (интеллект-карты, карты успешности и др.) как инструмент отображения и структурирования учебного материала по биологии;

    организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении биологии с использованием развивающей информационно-образовательной среды;

    проектирование учебного занятия по биологии с использованием современных методов и средств визуализации информации;

    методические особенности использования учебных материалов единого информационно-образовательного ресурса по биологии;

    использование технологий визуализации при разработке учащимися учебных проектов по биологии;

    формирование коммуникативных компетенций учащихся средствами когнитивной визуализации учебной информации по биологии;

    воспитательный потенциал урока биологии;

    моделирование современного урока биологии с использованием техник визуализации как одного из средств реализации воспитательного потенциала урока.

    Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

    Возросшая потребность современного информационного общества в принципиально иных молодых людях ставит перед современной школой новые задачи: интеграцию, обобщение, осмысление новых знаний, связь их с жизненным опытом на основе формирования умения учиться (т.е. учить себя).

    В стандартах второго поколения наряду с предметными выделяют личностные и метапредметные результаты. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия.

    Это система действий самого ребёнка, которая способствует к его развитию и самосовершенствованию. Каким должен быть ученик школы в соответствии с требованиями ФГОС?

    Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

    Универсальный характер учебных действий означает, что они могут применяться как в различных предметных областях, так и при построении собственной деятельности, такие действия применимы при изучении любых учебных предметов и в то же время формируются средствами предмета.

    личностные – развитие морального сознания: мотивации необходимости получения качественного, полного образования как путь к успешному дальнейшему устройству жизни;

    познавательные - привитие умений произвольно и осознанно овладевать приемами усвоения теоретических знаний и практических навыков;

    коммуникативные – формирование умений учиться взаимодействовать в социуме, приобретать умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.

    На основе системно - деятельностного подхода в обучении исследовательским умениям, развитие каждого ученика не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности с опорой на внутренние стимулы к учебе и поддержание учебной мотивации. Опыт показывает, что учащиеся с удовольствием погружаются в атмосферу поиска. Учащимся нужно помочь почувствовать себя будущим исследователем. Такая форма работы даст возможность пробудить у обучающихся интерес к биологическим наукам, научить школьников ценить жизнь, развить врождённые задатки и интеллектуальный потенциал. Современный урок должен соответствовать запросам общества, к этому я и стремлюсь.

    Цель современного образования – не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.

    Я ставлю перед собой цель: приобретение опыта педагогической деятельности по развитию универсальных учебных действий посредством организации исследовательской деятельности.

    - повысить профессиональную компетентность по развитию универсальных учебных действий школьников в образовательном процессе;

    - повышать собственный научный уровень в области преподавания биологии и экологии, продолжать работу по совершенствованию ведущих подходов к обучению биологии, пополняя накопленный методический и дидактический материал.

    Алгоритм работы по формированию исследовательских умений и навыков выстраиваю через различные формы организации: урок - исследование, экологический кружок, элективный курс, внеклассную работу.

    Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира.

    Цель: Формирование у детей активной личностной позиции для повышения внутренней мотивации к обучению и воспитанию через исследовательские навыки, приобретенные на уроках и во внеурочное время, помочь быть успешным в любых ситуациях, вырасти конкурентоспособным, самодостаточным.

    1. Создать условия для формирования и оптимального развития познавательных и творческих способностей учащихся, способствующих развитию индивидуальных особенностей, исследовательского типа мышления;

    3. Воспитывать у обучающихся любознательность, самостоятельность, чувство ответственности за любое дело, самореализация личности;

    4. Формировать навыки самостоятельного поиска и получения нужной информации, самостоятельно успешно усваивать новые знания;

    Оценивать эффективность используемых форм, методов и средств через различные формы контроля и диагностику состояния различных видов деятельности обучающихся.

    На уроке ставлю две цели: обучение предмету (дидактическая цель) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая цель).

    приобретение учащимися общенаучных умений (работа с учебником, составление таблиц, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ);

    С целью обучения исследовательской деятельности ставлю следующие задачи: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений (ступеней исследовательской деятельности, умение выделять проблему, формулировать гипотезу, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, делать выводы).

    Исследование с точки зрения обучающегося — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, интересен и значим для самих детей.

    Исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки исследования у обучающихся, а именно учить:

    проблематизации - рассмотрению проблемного поля, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы;

    Читайте также: