Какие учебные действия и операции содержит процессуально содержательный этап урока

Обновлено: 28.06.2024

Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).

Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:

1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);

2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;

3 этап – закрепление, систематизация, применение;

4 этап – задание на дом.

Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:

– организации работы (1–3 мин);

– главной части (формирование, усвоение, закрепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);

– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).

Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.

58. Подготовка урока

Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).

Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.

3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.

На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты:

– дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

– название темы урока и класса, в котором он проводится;

– цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

– структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

– содержание учебного материала;

– методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

– учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

59. Вспомогательные формы обучения

Вспомогательные формы организации учебной работы (условное определение, так как некоторые из этих форм перешли в разряд нестандартных уроков) – разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя самостоятельная работа учащихся и др.

К числу основных и стабильных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель – расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся. Домашняя работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школьников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся.

Важные дидактические функции домашней самостоятельной работы:

– закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

– расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

– формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений;

– развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося;

– выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий для изучения новых тем на уроках.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т. д. Они играют благоприятную роль в развитии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению. Кружки способствуют укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы относятся экскурсии.

Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.

Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой (бригадной). Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные, включающие тематику нескольких смежных дисциплин.

Важное значение имеет заключительный этап экскурсии – подведение итогов и обработка собранного материала. По теме экскурсии проводится беседа.

Учебными планами предусматривается организация всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они разрабатываются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родителей. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности в соответствии с местными условиями.

Консультации дают возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на вопросы, требующие серьезного изучения. Правильно организованная консультация воспитывает у учащихся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности.

Решение задачи в учебной проблемной ситуации предполагает несколько этапов. Первый этап — это понимание задачи, сформулированной в готовом виде преподавателем или определяемой самим обучающимся. Последнее зависит от того, на каком уровне проблемности находится задача, и от способности обучающегося ее решить.

Упроченное действие становится условием выполнения другого, более сложного и переходит на уровень операции, т.е. как бы техники выполнения речевой деятельности. Отметим, что переход с уровня действия на операции есть основа технологизации обучения.

Различные виды учебных действий

Учебные действия рассматриваются с разных позиций: субъектно-деятельностной, предметно-целевой; отношения к предмету деятельности (основное или вспомогательное действие); внутренних или внешних действий; дифференциации внутренних умственных, интеллектуальных действий по психическим процессам; доминирования продуктивности (репродуктивности) и т.д.

С позиции субъекта деятельности в учении прежде всего выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, исполнительские действия, действия контроля (самоконтроля), оценки (самооценки). Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его.




Теоретические знания как предмет учебной деятельности усваиваются, по В. В. Давыдову, посредством исследовательско-воспроизводящих действий, направленных на содержательное обобщение.

Наряду с мыслительными в учебных действиях реализуются перцептивные и мнемические действия и операции. Перцептивные действия включают опознание, идентификацию и т.д., мнемические — запечатлевание, фильтрацию информации, ее структурирование, сохранение, актуализацию и т.д.

В учебной деятельности также разграничиваются репродуктивные и продуктивные действия (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Л.Л. Гурова, O.K. Тихомиров, Э.Д. Телегина, В.В. Гагай и др.). К репродуктивным относятся прежде всего исполнительские, воспроизводящие действия. Действия целеобразования, преобразования, воссоздания, а также контроля, оценки, анализа и синтеза, осуществляемые по самостоятельно сформированным критериям, рассматриваются как продуктивные. Отметим, что в учебной деятельности по критерию продуктивности и репродуктивности могут быть выделены три группы действий. Действия, которые по их функциональному назначению выполняются по заданным параметрам, заданным способом, всегда репродуктивны, например исполнительские; действия, направленные на создание нового, например целеобразования, продуктивны. Промежуточную группу составляют действия, которые в зависимости от условий могут быть и теми, и другими (например, действия контроля).

Учет продуктивности (репродуктивности) действий означает, что внутри самого учения как целенаправленной активности или тем более учения как ведущего типа деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) может быть создана управляемая учителем программа разного соотношения продуктивности и репродуктивности учебных действий учеников.

Контроль (самоконтроль), оценка (самооценка) в структуре учебной деятельности

В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.

Действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

Всякая информация о процессе или результате выполнения действия есть обратная связь, осуществляющая контроль, регуляцию и управление.

Контроль может осуществляться как со стороны учителя, так и со стороны самого школьника, как самоконтроль. Школьник, приходя в школу, не уме­ет контролировать свою деятельность, поэтому все конт­рольные функции первоначально выполняет учитель. Контроль учителя здесь должен быть постоянным и за ходом выполнения ребенком заданий, и за организацией им своей учебной деятельности, и за ее результатами. Параллельно учитель должен объяснять и показывать уче­никам, как осуществлять контроль за своей работой, предъявлять образцы, на которые надо ориентироваться. Легче всего ребенку контролировать свои действия, со­относя их с результатом. Тяжелее всего контролировать организацию своей деятельности.

В подростковом возрасте разброс сформированности действий контроля достаточно широк: от тех, кто владе­ет начальными навыками контроля, до тех, кто доста­точно хорошо контролирует свою учебную деятельность. В старших классах с контрольными действиями справля­ются практически все.

Со стороны учителя выделяют 3 основных вида конт­роля: предварительный, текущий и итоговый.

Контроль предполагает три звена: 1) модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) процесс сличения этого образа и реального действия и 3) принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за .ее реализацией.

Показателями сформированностями у учащихся дей­ствий контроля служат следующие умения:

• перед началом деятельности спланировать ее и оп­ределить субъективные трудности;

• изменять состав действий в соответствии с изме­нившимися условиями деятельности;

• осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля;

• переходить от работы с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображени­ем;

• умение самостоятельно составлять системы прове­рочных заданий. Высшей стадией развития контрольных действий яв­ляется самоконтроль.

Выделяют 4 стадии проявления самоконтроля (П.П. Блонский).

1. Отсутствие самоконтроля. Контроль осуществляет учитель.

2. Полный самоконтроль. Учащийся контролирует, на­сколько полно и правильно он воспроизвел матери­ал, но при этом замечает не все отдельные ошибки. .

3. Выборочный самоконтроль. Учащийся контролирует только главное. Ошибки исправляет сам, но после того, как их сделал.

4. Внутренний самоконтроль. Контроль осуществляет­ся учащимся на основе каких-то личных примет. Уже начиная делать ошибку, тут же исправляет ее.

Значимость роли контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) в структуре деятельности обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего во внутреннее, интерпсихического в интрапсихическое (Л.С. Выготский), т.е. действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика. Концепция Л.С. Выготского позволяет интерпретировать формирование собственного внутреннего контроля или, точнее, самоконтроля как поэтапный переход. Этот переход подготавливается вопросами учителя, фиксацией наиболее важного, основного. Учитель как бы создает общую программу такого контроля, который и служит основой самоконтроля.

Аналогично самоконтролю проходит и формирование предметной самооценки в структуре деятельности. А.В. Захарова отметила в этом процессе важную особенность — переход самооценивания в качество, характеристику субъекта деятельности — его самооценку.

Таким образом, в этих компонентах фокусируется связь деятельностного и личностного, именно в них предметное процессуальное действие переходит в личностное, субъектное качество, свойство.

Результаты контрольных действий интегрируются в оценке. Действие оценки - определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Оценка бывает двух, видов:

1) ретроспективная — определение учащимся меры освоенности своих действий;

2) прогностическая — определение своих возможнос­тей.

На основе оценивания формируется самооценка.

Учебную деятельность можно формировать. Для этого учителю необходимо научиться управлять всеми ее компонентами: структурой, мотивацией, различными ее ви­дами


Определение места в общей системе уроков;- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся.

Основные типы уроков:

1. Урок изучения нового. Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3. Урок комплексного применения знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Структурные элементы учебного занятия

ЭТАПЫ. Дидактические задачи. Показатели реального результата решения задачи

1. Организация начала занятия.Подготовка учащихся к работе на занятии.Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2. Проверка выполнения домашнего задания.Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия.Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий.Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания.Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий.Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний.Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных имежкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий.Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информациио реальных результатах учения.

10. Рефлексия.Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании.Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Этапы комбинированного урока: Организация начала урока Проверка выполнения домашнего задания Всесторонняя проверка знаний Подготовка к усвоению нового учебного материала. Усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Закрепление новых знаний. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. Этапы других типов уроков включают как обязательные этапы: Организация начала урока Подготовка к активному усвоению нового учебного материала. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

Основные компоненты современного урока

Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

I. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку.

– четко определить и сформулировать для себя его тему;

– определить место урока в теме, а темы - в годовом учебном курсе;

– выделить общую задачу урока;

– конкретизировать задачи урока, выделить ведущую задачу урока, сформулировать и записать ее в плане таким образом, чтобы она была доступна, понята учащимися, осознана ими.

– определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем;

– определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, что он должен знать и уметь после урока;

– определить, какой учебный материал сообщать учащимся. В каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущие идеи сообщить школьникам. Для этого необходимо знать:

1) особенности учащихся класса:

– отношение к предмету;

– темп работы класса

– отношение к разным видам учебной деятельности;

– отношение к разным формам учебной работы, в том числе не традиционным;

– общая дисциплина учащихся.

2) учет индивидуальных особенностей:

– тип нервной системы;

– управление восприятием нового материала учащихся;

– умение преодолеть плохое настроение;

– уверенность в своих знаниях, умениях;

– умение пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

III. Планирование учебного материала урока и подготовка к нему учителя.

1) Подобрать литературу по теме. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно – популярные, методические. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Для этого необходимо:

– просмотреть учебную программу;

– перечитать объяснительную записку;

– прочитать требования стандарта по данной теме, выяснить , что требуется от учителя к данному уроку.

2) Подобрать учебные задания, целью которых является:

– узнавание нового материала;

– применение знаний в знакомой ситуации;

– применение знаний в незнакомой ситуации;

– творческий подход к знаниям.

– задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

– задания, способствующие осмыслению материала учеником;

– задания, способствующие закреплению материала учеником.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

V. Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

– как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

V. Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает.

Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

VI. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.



Цели урока открытия нового знания

В ФГОС выделяют две цели для уроков такого типа:

  • Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя новый пласт науки.
  • Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.

Алгоритм создания урока открытия нового знания

Для облегчения подготовки к урокам, планирования заданий, предлагаем общий алгоритм, который поможет учителям конструировать уроки подобного типа.

Выделяем и формулируем новое знание. По сути, мы должны выделить квинтэссенцию того нового, что каждый ученик должен освоить за урок. Формулировка важна, так как по сути это будет темой вашего урока.

Нюанс: мы не просто формулируем новую тему, но и обозначаем круг вопросов, которые будут затронуты. На этом этапе можно выделить два уровня: тот минимум, который должен усвоить каждый ученик, и максимум, который можно предложить сильным ученикам.

  • Моделируем способ открытия нового знания.
  • Вычленяем мыслительные операции, которые будут задействованы в ходе урока.
  • Фиксируем те ЗУН, которые будут развиваться в ходе этого урока.
  • В соответствии с составленным списком ЗУН, подбираем упражнения. Эти упражнения будут реализованы на этапе актуализации.
  • В выбранных упражнениях выбираем те условия, которые могут вызвать затруднения. Здесь очень важно предусмотреть способ, с помощью которого эти затруднения будут фиксировать ученики.
  • Моделируем проект построения нового знания, подбираем возможные способы его осуществления, фиксируем средства, необходимые для создания проекта.
  • Составляем проверочную работу и создаем объективный и удобный эталон для ее проверки.
  • Продумываем форму работы на каждом этапе урока. Выбираем приемы, которые будут использоваться на этих этапах.
  • Составляем технологическую карту урока (конспект).
  • Проводим самоанализ урока по составленному конспекту, вносим правки и уточнения при необходимости.

Это общий алгоритм, который позволит подготовить урок открытия нового знания и предусмотреть все сложности и затруднения. Теперь рассмотрим структуру урока этого типа подробнее.

Структура урока открытия нового знания

Для урока открытия нового знания предусмотрено 9 этапов.

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Приемы для этапа мотивации:

  • Психологический тренинг.
  • Графический диктант.
  • "Да-нет".
  • Рифмованное начало урока.
  • Эпиграф к уроку.
  • Цитирование высказываний известных людей, пословиц или поговорок, загадок.
  • Начало урока с элементами театрализации.
  • Прием "Фантастическая добавка".
  • Прием "Оратор". .
  • Эмоциональный вход в урок (музыка, аутотренинг).
  • Интеллектуальная разминка.
  • Прием "Светофор".

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.

Упражнения для этого этапа нужно подбирать такие, чтобы ученики могли:

  • вспомнить, что они уже умеют и знают по данной теме;
  • активизировали мыслительные процессы, которые понадобятся для усвоения нового знания: анализ, сравнение, аналогия, классификация, синтез, обощение.
  • при попытке самостоятельно выполнить предложенное задание, смогли вычленить затруднения и зафиксировать их.

Приемы для этапа актуализации:

  • Видеосюжет. .
  • Анализ выполнения домашнего задания.
  • Лото.
  • Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
  • Ролевой сюжет.
  • Отсроченная догадка.
  • Смена ролей.
  • Театрализация.
  • Ряд ассоциаций.
  • Интеллектуальная разминка. .
  • Прием "Почини цепочку".
  • Слепой текст.
  • "ИДЕАЛ". .

3. Этап выявления места и причины затруднений

Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.

Работа на данном этапе строится следующим образом:

Приемы:

    .
  • Мозговой штурм.
  • Подводящий диалог.
  • Прием "Яркое пятно".
  • Группировка.
  • Домысливание. . .
  • Прием "Птичий базар" – ученики вместе проговаривают новое правило (не хором, но все сразу и вслух).

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Работа строится так:

  • Ученики проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение.
  • На основе этих предположений формулируется основная цель урока и ее тема (учитель может подкорректировать тему и цели урока).
  • Выбирается способ, который позволит получить новое знание:
    • Способ уточнения (если способ можно сконструировать из того, что ученики уже знают)
    • Способ дополнения — требует введения новых практик и умений.

    Приемы:

    • Деловые игры.
    • Дерево целей.
    • Пресс-конференция.
    • Эксперимент.
    • Проблемный ряд.
    • Подводящий диалог.

    5. Реализация построенного проекта

    Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.

    Приемы:

    • Вопросы к тексту.
    • Доклад.
    • Лови ошибку.
    • Пресс-конференция.
    • Проблемный диалог.
    • Фантастическая добавка.
    • Деловые игры.
    • Проблемный поиск.
    • Ромб ассоциаций.

    6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

    На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.

    Приемы:

    • Комментирование чтение.
    • Вопросы к тексту.
    • Лови ошибку.
    • Отсроченная догадка. .
    • Пресс-конференция.
    • Презентация.
    • Прием "Снежный ком".
    • Рассказ-эстафета.
    • Прием "Удивляй". .
    • Аукцион.
    • Реклама.
    • Таблица "? + !". ".

    7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону

    На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.

    Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.

    Приемы:

      .
    • Деловые игры.
    • Прием "Да-нет". .
    • Найди соответствие.
    • Творческие тесты.
    • Работа на компьютерах.
    • Мини-проекты или мини-исследования.
    • Диктанты (фактологический, цифровой, буквенный).
    • Блиц-контрольные.

    8. Этап включения в систему знаний и повторения

    Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизированности использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.

    Приемы:

    • Кластер.
    • "Найди ошибку". .
    • "Верю-не верю".
    • Тестирование.
    • Различные виды опросов.
    • Эссе, резюме.
    • Составление кроссворда.
    • Контрольная работа или диктант.
    • Восстанови текст.
    • Свои примеры.

    8а. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание. В зависимости от подготовленности класса, учитель может предложить два варианта:

    • уже готовое домашнее задание с обязательной градацией по степени сложности.
    • ученики сами могут сформулировать домашнее задание, выбрать его тип (конструктивное, творческое, исследовательское), уточнить способы решения заданий.

    9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

    Приемы:

    • Таблица "+ - ?".
    • Свободный микрофон.
    • Дерево настроение.
    • Лестница успеха.
    • Анкетирование.
    • Цветотехника.
    • Пантомима. . .
    • Синквейн.
    • Прием "Шкатулка".

    Таким образом, на уроке открытия нового знания учитель вовлекает учеников в процесс обучения, в процесс постановки целей урока и его темы. При этом происходит систематическое обучение навыкам самоконтроля, самоанализа, самооценки и самокоррекции.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    1. Восстановите пропущенные слова в диалогическом единстве.

    2. Составьте словарный лист, включив в него следующие сведения о словах, используя различные виды словарей:

    - особенности произношения слова;

    - особенности грамматической формы;

    - точное лексическое значение (прямое и переносное);

    - синонимы, антонимы, омонимы;

    - примеры лексической сочетаемости слова;

    - фразеологизмы с данным словом;

    - примеры употребления данного слова в художественной литературе, фольклорных текстах, газетных статьях…

    (при подготовке словарного листа используйте разные лингвистические словари).

    3. Используя функционально-смысловую таблицу, составьте опорный материал.

    Рефлексивный этап.

    1. На основе опорного материала составить языковое лото, кроссворд, разыграть диалог в предложенной ситуации (по выбору учителя).

    Занятие № 33

    Бескровная К. Э.,

    Тема урока:Пятая информационная революция.

    Цель:обучающийся научитсявыделить и характеризовать свойства информации из текста.

    Информация

    В настоящее время не существует единого определения термина информация. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Информация — совокупность данных, зафиксированных на материальном носителе, сохранённых и распространённых во времени и пространстве.

    1. Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

    Информация и ее свойства являются объектом исследования целого ряда научных дисциплин, таких как теория информации (математическая теория систем передачи информации), кибернетика (наука о связи и управлении в машинах и животных, а также в обществе и человеческих существах), семиотика (наука о знаках и знаковых системах), теория массовой коммуникации (исследование средств массовой информации и их влияния на общество), информатика (изучение процессов сбора, преобразования, хранения, защиты, поиска и передачи всех видов информации и средств их автоматизированной обработки), информодинамика (наука об открытых информационных системах), информациология (наука о получении, сохранении и передаче информации для различных множеств объектов) и др.

    Стремление зафиксировать, сохранить надолго свое восприятие информации было всегда свойственно человеку. Мозг человека хранит множество информации и использует для хранения ее свои способы, основа которых - двоичный код, как и у компьютеров. Человек всегда стремился иметь возможность поделиться своей информацией с другими людьми и найти надежные средства для ее передачи и долговременного хранения. Для этого в настоящее время изобретено множество способов хранения информации на внешних носителях и ее передачи на огромные расстояния.

    Основными видами информации по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения можно назвать следующие:

    · графическая или изобразительная - вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;

    · звуковая (акустическая) - мир вокруг нас полон звуков и задача их хранения и тиражирования была решена с изобретением звукозаписывающих устройств в 1877 г.; ее разновидностью является музыкальная информация;

    · текстовая - способ кодирования речи человека специальными символами - буквами, причем разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрел после изобретения бумаги и книгопечатания;

    · числовая - количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для ее отображения используется метод кодирования специальными символами - цифрами;

    С точки зрения информатики, наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

    2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:

    · преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;

    3. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

    4. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

    5. Актуальность информации - важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.

    6. Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

    Самая ценная информация - полезная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. В художественной литературе полезная информация представлена неявным образом.

    С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) - медленнее.

    Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

    Текст 1. Я, Иванов Иван Иванович, родился 10 мая 1960 года в Московской области, в г. Бибирево

    В 1967 году я пошёл в среднюю школу № 69 г. Бибирево, которую окончил в 1978 году.

    В 1978 году я поступил в Бибиревский политехнический институт, который закончил в 1983 году по специальности инженер – овощевод

    В 1983 году началась моя трудовая биография.

    В настоящее время я работаю руководителем предприятия "Овощная база № 5" в г. Бибирево

    В настоящее время проживаю по адресу: Московская область, г. Бибирево, ул. Ленина, 15.

    Женат. Красив, умён, любознателен, начитан.

    Текст 3. Я, Кулагин Сергей Максимович, родился 12 апреля 2001 года в г. Чехов Московской области. Проживаю по адресу: г. Москва, пр. Ленина, 45, кв. 49.

    Отец – Кулагин Максим Иванович, преподаватель математики в школе № 19 имени В.Г. Белинского, 1975 года рождения.

    Сестра – Кулагина Инна Максимовна, ученица 10-го класса школы № 19 имени В.Г.Белинского, 1997 года рождения.

    В 2011, 2012 годах награждался грамотой за успехи в учебе. На районной олимпиаде по математике в 2012 году занял 3-е место.

    Увлекаюсь спортом – посещаю школьную секцию по баскетболу, принимаю участие в школьных и районных соревнованиях.

    C 1991 года - студент механико-математического факультета Харьковского государственного университета. Закончил ХГУ в 1993 году по профессии преподаватель математики.

    С 1993 года работаю учителем математики в школе №8 города Сватово.

    С 1994 исполняю обязанности председателя профкома школы (на общественных началах).

    Жена - Поддубная Надежда Фёдоровна, 1970 года рождения, заведующая детским садом "Малыш" города Сватово.

    Сын - Поддубный Владимир, 1992 года рождения школьник СШ № 8.

    Текст 3. Я - Школьничкин Роман Сысоевич, родился 29 февраля 1997 года в деревне Гадюкино. С 1999 по 2003 год посещал детский сад "Где же Солнышко" №17. С 2003 по 2005 год обучался в школе № 475 деревни Гадюкино. В 2005 году, в связи с переездом семьи в город Серотучинск, состоялся мой переход в школу №812 им. П.О. Фила, где я и обучаюсь по настоящий момент в 8 "Ж" классе.

    В 2004 году закончил факультативные уроки метеорологов в школе №475 деревни Гадюкино.

    С 2006 года хожу на факультативные занятие по танцу живота.

    Увлекаюсь змееводством и кролиководством.

    Занимаюсь спортом - поло на верблюдах. Имею II-й взрослый разряд. В 2010-м году в составе своей команды занял 2-е место в ежегодном кубке Серотучинска "Verblud trophy".

    Веду еженедельный кружок политинформации в нашем классе.

    В 2005, 2007 годах награждался грамотой за успехи в учебе.

    Состав моей семьи:

    Отец - Школьничкин Сысой Романович, старший комбайнер совхоза "Дадим рожь Родине", 1970 года рождения.

    Мать - Школьничкина Анастасия Гавриковна, младшая помощница доярки колхоза "Кефир Родине", 1972 года рождения.

    Сестра - Школьничкина Зинаида Сысоевна, ученица 6 "Б" класса, школы №812 им. П.О. Фила, 1999 года рождения.

    Текст 4. Я, Науменко Алина Викторовна, родилась 5 января 1975 года в городе Сватово, Луганской области, в семье учителей.

    В 1982 году пошла в 1 класс СШ № 2, г. Сватово. Её успешно закончила в 1992 г.

    С 1992 по 1997 годы училась в Луганском педагогическом институте на филологическом факультете, отделении учителей украинского языка и литературы.

    С 1997 года работаю учителем украинского языка и литературы в СШ № 8 г. Сватово

    Замужем. Имею состав семьи:

    Сын – Науменко Сергей Данилович, 1993 года рождения, учащийся 9 класса СШ № 2, г. Сватово.

    Дочь - Науменко Карина Даниловна, 1998 года рождения, ученица 4 класса СШ № 2, г. Сватово

    ул. Артёма, 123, г. Сватово, 92600, Луганская область

    Занятия №№33-34

    Фисенко Т.И.,

    доцент кафедры теории и методики обучения ХК ИРО

    Комментарий к занятию:Занятие должно носить личностный характер, быть обращенным к умениям каждого обучающегося. Умения для диагностики можно использовать исходя из программы УУД.Тексты для контрольной работы можно использовать любые, лишь бы они носили познавательный и нравственный характер и были адаптированы к пятому классу. Данное занятие можно провести, объединив занятия № 33 и № 34, отведя на него 2 часа.

    Тема занятия: Итоговая диагностика.

    Тип занятия: учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.

    Цель:обучающиеся научатся контролировать и оценивать свой уровень владения навыками смыслового чтения и определять задачи на их дальнейшее развитие .

    - подвести к выводу о необходимости дальнейшего развития навыков смыслового чтения, определить способы их развития;

    - организовать использование логических и информационных умений в новой ситуации;

    - подвести к выводу о необходимости дальнейшего развития навыков смыслового чтения;

    - обеспечить развитие умений определять причины своего успеха/неуспеха в овладении навыками смыслового чтения;

    - создать условия по проектированию путей ликвидации выявленных недостатков.

    Ход занятия:

    Приложение 1. Текст.

    Задание 1. Составьте план текста.

    № п/п Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
    1. Определяет смысловую структуру текста (Количество пунктов плана)
    2. Выделяет не все пункты плана
    3. Не выделяет пункты плана
    4. Пункты плана отражают основные идеи соответствующих частей текста
    5. Не во всех пунктах плана отражает основные идеи соответствующих частей текста
    6. Не отражает основные идеи ни в одном пункте плана

    Задание 2. Представьте информацию о ките – орке в виде графического изображения: таблица, кластер, рисунок, схема и т.д. на ваш выбор. (Задание на интерпретацию текста).

    № п/п Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
    1. Умеет структурировать информацию (информация представлена в виде графических изображений)
    В структуре выделяет не все существенные элементы информацию
    Не умеет структурировать информацию
    2. Выделяет все ключевые слова
    Выделяет не менее половины ключевых слов
    Выделяет менее половины ИЛИ не выделяет вообще
    3. Устанавливает логические связи между всеми словами графического изображения
    Допускает несущественные нарушения логических связей между словами
    Не умеет устанавливать логические связи между словами

    Задание 3. Подчеркните суждения выражающие мнения, ( а не факты) о содержащейся в тексте информации. (Задание на умение отличать мнение от факта)

    № п/п Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
    1. Умеет отличать оценочное суждение от факта
    Допускает ошибки в различении факта и мнения
    Не выделяет мнения

    Задание 4. Брем доказал, что кит мог проглотить Иону, предположите, мог ли Иона выйти из кита живым? (Задание на проявление творческого мышления в ситуации неопределенности.)

    № п/п Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
    1. Умеет высказывать предположения
    Не умеет высказывать предположение
    2. Приводит более одного аргумента
    Приводит один аргумент
    Не приводит аргументов

    Материал для справок учителю:

    К заданию 1.

    В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

    Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

    - Легенда об Ионе.

    - Кровожадный дельфин-касатка - Орка.

    (Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента или объединение отдельных пунктов в один.)

    К заданию 2.

    2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов] М.: Просвещение, 2011. 342 c.

    3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 201 с.

    4. Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.

    5. Граник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.

    7. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова. М.: Просвещение, 2012. 47 с.

    8. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А.Криволапова. М.: Просвещение, 2012. 222 с.

    9. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. - М., 2011. – 128 с.

    10. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителя общеобразовательных учреждений / [Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева и др.]. М.: Просвещение, 2011. 88 с.

    12. Фисенко Т.И. Прорывные технологии в конструировании современного образовательного события. Методическое пособие / - Хабаровск: КГБОУ ДПО ХК ИРО, 2014. – 84 с.

    Читайте также: