Какие требования предъявляются к кандидату на должность президента фрг

Обновлено: 25.06.2024

Главой ФРГ согласно Конституции является федеральный президент, которого набирает на 5-летний срок специально созываемое Федеральное собрание (оно созывается только для выборов Федерального президента). Оно создается из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами земель.

Федеральное собрание созывается не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий Федерального президента, а при досрочном их прекращении - не позднее чем через 30 дней, начиная с этого момента. Оно созывается Председателем Бундестага, который также руководит работой Собрания.

Избранным считается получивший абсолютное большинство голосов членов Федерального собрания. Если в двух турах голосования такое большинство не будет собрано, избранным считается тот, кто в следующем туре получит наибольшее число голосов. Если в первых 2 турах ни один кандидат не получит требуемое большинство, то назначается третий тур, в котором для избрания Федерального президента будет достаточно относительного большинства голосов (во втором и третьем туре могут выдвигаться новые кандидаты).

При вступлении в должность Федеральный президент приносит присягу (текст – ст. 56 Конституции) на совместном заседании Бундестага и Бундесрата.

В случае невозможности исполнения Федеральным президентом своих обязанностей либо досрочного прекращения пребывания в должности его полномочия осуществляются Председателем Бундесрата.

Полномочия Федерального президента Германии

¾ Федеральный президент представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Он заключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает послов.

¾ Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров, если законом не установлено иное.

¾ Он осуществляет от имени Федерации право помилования отдельных лиц.

¾ Он может передавать эти полномочия другим органам государственной власти.

¾ Назначает Федерального канцлера, избранного большинством голосов Бундестага.

Резервные полномочия :

¾ Если предложенное на пост Федерального канцлера лицо не избрано, Бундестаг может в течение четырнадцати дней после проведения этих выборов избрать Федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, то немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если избранное лицо получило голоса большинства членов Бундестага, Федеральный президент должен произвести его назначение в течение семи дней после выборов. Если избранное лицо не собрало такого большинства, Федеральный президент обязан в течение семи дней либо произвести его назначение, либо распустить Бундестаг.

¾ Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру, лишь избрав большинством голосов его преемника и обратившись к Федеральному президенту с просьбой об отстранении от должности Федерального канцлера. Федеральный президент должен удовлетворить эту просьбу и произвести назначение избранного лица.

¾ Если обращение Федерального канцлера с ходатайством о выражении ему доверия не встретит одобрения большинства членов Бундестага, Федеральный президент может по предложению Федерального канцлера в течение двадцати одного дня распустить Бундестаг. Право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера

¾ Если обращение Федерального канцлера с ходатайством о выражении ему доверия не встретит одобрения большинства членов Бундестага, Федеральный президент может по предложению Федерального канцлера в течение двадцати одного дня распустить Бундестаг. Право на роспуск утрачивается, как только Бундестаг изберет большинством голосов другого Федерального канцлера.

¾ Если в случае, предусмотренном статьей 68, Бундестаг не будет распущен, то Федеральный президент может по представлению Федерального правительства и с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости в отношении какого-либо законопроекта, отклоненного Бундестагом, несмотря на то, что Федеральное правительство объявило его неотложным. То же самое относится к случаю, когда законопроект отклонен, хотя Федеральный канцлер связывал с ним свое ходатайство, предусмотренное статьей 68.

¾ Если территория Федерации подвергается вооруженному нападению, а компетентные федеральные органы лишены возможности незамедлительно установить это, то констатация считается имевшей место и обнародованной в момент начала нападения. Федеральный президент объявляет об этом моменте, как только позволят обстоятельства.

Если констатация состояния обороны обнародована, и территория Федерации подвергается вооруженному нападению, Федеральный президент с одобрения Бундестага может сделать международные заявления о наличии состояния обороны.

¾ Если необходимо избрание Объединенным комитетом нового Федерального канцлера, то он избирается большинством голосов его членов; Федеральный президент вносит в Объединенный комитет соответствующее предложение. Объединенный комитет может выразить недоверие Федеральному канцлеру только путем избрания его преемника большинством в две трети голосов своих членов.

Договоры политического характера и договоры, относящиеся к объектам федерального законодательства, нуждаются в ратификации парламента.

Импичмент (ст. 61)

Федеральный президент не несёт политической ответственности перед представительными органами ФРГ. Однако ОЗ допускает возможность досрочного смещения с должности Федерального президента.

Бундестаг или Бундесрат могут выдвинуть перед Федеральным конституционным судом обвинение против Федерального президента в умышленном нарушении им Основного закона или иного федерального закона (это единственное основание, закреплённое в ОЗ). Предложение о предъявлении обвинения должно быть выдвинуто не менее чем ¼ членов Бундестага или ¼ голосов Бундесрата. Для решения о предъявлении обвинения требуется большинство в 2/3 членов Бундестага или в 2/3 голосов Бундесрата. Обвинение представляет уполномоченный выдвинувшего обвинение органа.

Если Федеральный конституционный суд установит, что Федеральный президент виновен в умышленном нарушении Основного или иного федерального закона, он может объявить об отрешении его от должности. (То есть окончательное решение об отрешении Федерального президента от должности принимает Федеральный конституционный суд). Он вправе своим временным распоряжением определить после предъявления обвинения, что это препятствует исполнению Федеральным президентом своих должностных обязанностей.

В марте 2017 года экс-глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заступил на пост федерального президента. DW рассказывает о том, какими полномочиями обладает первое лицо государства.

Дворец Бельвю в Берлине - резиденция федерального президента

22 марта 2017 года экс-глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) заступил на пост президента ФРГ. Он сменит Йоахима Гаука (Joachim Gauck), чей срок полномочий истек 18 марта. Кто может избираться на должность федерального президента? Какие функции выполняет первое лицо государства? DW ответила на основные вопросы, связанные с постом президента ФРГ.

Как избирают президента ФРГ

Действующий президент ФРГ Йоахим Гаук

Полномочия действующего президента ФРГ Йоахима Гаука истекают 18 марта

Президент ФРГ - первое лицо государства. За ним следуют председатель бундестага, федеральный канцлер, главы бундесрата и Федерального Конституционного суда. При этом выбирают президента не все избиратели, а члены Федерального собрания, которое созывается не позднее, чем за тридцать дней до окончания полномочий действующего главы государства. Федеральное собрание состоит из членов бундестага и равного количества делегатов от земельных парламентов - ландтагов. Выборы президента - единственная задача Федерального собрания.

Кто может стать президентом ФРГ

Президентом ФРГ может стать гражданин Германии, достигший 40-летнего возраста и обладающий избирательным правом. Президента избирают на пять лет, переизбираться на этот пост можно всего один раз.

В Германии президент обладает не такими обширными полномочиями, как, например, в соседней Франции или в Соединенных Штатах. В ФРГ эта должность скорее репрезентативная, а реальное управление страной находится в руках правительства во главе с федеральным канцлером.

Какими полномочиями обладает президент ФРГ

В отличие от Веймарской республики, в нынешней Германии президент выполняет политически нейтральные функции. Он является надпартийной фигурой и в связи с этим на время пребывания у власти должен приостановить членство в политических партиях.

Контекст

Франк-Вальтер Штайнмайер: прагматичный, упорный, популярный

Новым президентом Германии с высокой долей вероятности выберут экс-главу МИДа Франка-Вальтера Штайнмайера. Многие надеются, что он станет своеобразным якорем стабильности в эпоху перемен. (10.02.2017)

Голосование без интриги, или Кто выбирает президента Германии

На пост главы немецкого государства, выборы которого проходят 12 февраля, претендуют четыре кандидата. Но шансы есть только у одного - Франка-Вальтера Штайнмайера. DW - о том, как проходят выборы федерального президента. (11.02.2017)

Комментарий: Президент Штайнмайер - дилемма для Меркель

Президент ФРГ представляет страну на международной арене, заключает соглашения с другими государствами, аккредитует и принимает послов. Согласно Основному закону ФРГ, он также участвует в формировании правительства. Так, именно федеральный президент формально вносит в парламент кандидатуру федерального канцлера и затем приводит его к присяге. Президент также имеет право распустить парламент, если кандидатура канцлера после трех раундов голосования не наберет в бундестаге абсолютное большинство голосов, или если федеральный канцлер утратил доверие парламента.

Кроме того, президент назначает и освобождает от должности министров - но только по предложению федерального канцлера. Так что процедура назначения носит формальный характер и фактического влияния на состав кабинета президент не оказывает. Кроме того, в его обязанности входит назначение и освобождение от должности федеральных судей, чиновников федерального уровня и офицеров.

Президент ФРГ последним после министров правительства и федерального канцлера ставит свою подпись под федеральными законами - только после этого они вступают в силу. В истории ФРГ было восемь случаев, когда президент отказался подписывать закон. Последние два произошли в 2006 году. Тогда президент Хорст Кёлер (Horst Köhler) не стал ставить свою подпись под двумя документами - поправками к закону об обеспечении безопасности полетов, от которых впоследствии было решено отказаться, и изменениями в закон об информации для потребителей.

Наконец, федеральному президенту принадлежит право помилования на федеральном уровне. А вот правом объявлять амнистию президент ФРГ не обладает. Он также не наделен полномочиями верховного главнокомандующего: в мирное время эти функции исполняет министр обороны, а в случае войны - федеральный канцлер.

Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель Михаил Метцель/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории должности президента в странах мира.

Термин, история

Президент - выборный глава государства в странах с республиканской формой правления.

Термин "президент" происходит от латинского praesidens, что означает сидящий впереди, во главе; председательствующий на собраниях. В нынешнем понимании он употребляется с конца ХVIII в., когда был учрежден институт президентства в США (конституция 1787 г., ст. 2; в 1789 г. главой государства был избран Джордж Вашингтон).

В первой половине XIX в. примеру США последовали страны Латинской Америки - Венесуэла (1812), Великая Колумбия (1819; существовала в 1819-1831 гг.). В Европе должность президента как главы государства первыми ввели Франция и Швейцария (обе в 1848 г.), в Африке - Либерия (1848), в Азии - Филиппины (1899). В 1940-1960-е гг. республики во главе с президентом получили широкое распространение в процессе деколонизации.

Правовой статус

Конституционно-правовой статус президента отличается в разных странах. Функции и полномочия главы государства определяются в зависимости от политических традиций, соотношения сил между президентом и другими ветвями власти, политическими и классовыми группировками и другими факторами. В современной мировой конституционной практике выделяют три основных вида республик: президентские, парламентские и смешанного типа.

В президентских республиках глава государства избирается, как правило, населением страны и является главой исполнительной власти, высшим должностным лицом, играющим ведущую роль в государственном управлении. Он формирует правительство, подотчетное только ему, парламент не вправе выносить вотум недоверия правительству или отдельным министрам. Эта форма правления принята во многих странах, в том числе в США, России, большинстве стран Латинской Америки и Африки.

В парламентских республиках президент избирается обычно парламентом или специальной коллегией. Являясь главой государства, он не обладает реальной властью, а осуществляет в основном представительские функции. Правительство в таких странах формируется парламентом и подотчетно ему. Сегодня республики такого типа преобладают в Европе, типичными примерами являются ФРГ, Италия, Индия.

В республиках смешанного типа (полупрезидентские или президентско-парламентские) сочетаются элементы президентской и парламентской республик. В таких странах глава государства избирается населением, формирует правительство, имеет право роспуска парламента. Однако сильная президентская власть сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью правительства. Такая форма существует во Франции, Португалии, Литве.

Свои особенности имеет статус президента в Иране. В этой стране верховная власть принадлежит высшему религиозному иерарху - аятолле. Ему подчинены все остальные органы власти и должностные лица, в том числе президент.

Требования к президенту, президентский срок

Независимо от типа республики к кандидату на пост президента предъявляются повышенные требования: гражданство данного государства по рождению или длительное проживание в стране ко дню выборов, а также возрастной ценз. Так, в большинстве стран глава государства не может быть моложе 35 или 40 лет. Срок пребывания на посту президента колеблется между четырьмя и семью годами (США - четыре года, ФРГ и Франция - пять лет, Финляндия и Россия - шесть лет, Италия - семь лет).

В большинстве стран одно лицо не может быть избранным на пост президента более двух раз, однако в некоторых государствах президент может переизбираться неограниченное количество раз (например, в Венесуэле, Эквадоре, Гамбии, Камеруне, Того). Так, президент Габона Эль-Хадж Омар Бонго Ондимба находился во главе государства 42 года (1967-2009), 38 лет пост занимали президент Того Гнасингбе Эйадема (1967-2005) и президент Анголы Жозе Эдуарду душ Сантуш (1979-2017). Из действующих президентов по длительности пребывания на посту лидирует Теодоро Обианг Нгема Мбасого (Экваториальная Гвинея, с 1979 г. - 38 лет).

Читайте также: