Какие традиции русской литературы продолжает автор заболоцкий завещание

Обновлено: 04.07.2024

Цели урока: познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества.

На доске эпиграф:

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

Ход урока

I. Лекция учителя

Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903—1958).

Восходит солнце над Москвой,

Старухи бегают с тоской:

Куда, куда идти теперь?

Уж Новый Быт стучится в дверь!

Младенец выхолен и крупен,

Сидит в купели, как султан.

Прекрасный поп поет, как бубен,

Прабабка свечку зажигает,

Младенец крепнет и мужает

И вдруг, шагая через стол,

Садится прямо в комсомол.

Прямые лысые мужья

Сидят, как выстрел из ружья,

Едва вытягивая шеи

Сквозь мяса жирные траншеи.

И, пробиваясь сквозь хрусталь

Как сон земли благополучной,

Парит на крылышках мораль.

И если б человек увидел

Лицо волшебное коня,

Он вырвал бы язык бессильный свой

И отдал бы коню. Поистине достоин

Иметь язык волшебный конь!

У животных нет названья.

Кто им зваться повелел?

Их невидимый удел.

Бык, беседуя с природой,

Удаляется в луга.

Над прекрасными глазами

Светят белые рога.

Речка девочкой невзрачной

Притаилась между трав,

То смеется, то рыдает,

Ноги в землю закопав.

Что же плачет? Что тоскует?

Отчего она больна?

Вся природа улыбнулась,

Как высокая тюрьма.

Каждый маленький цветочек

Машет маленькой рукой.

Бык седые слезы точит,

Ходит пышный, чуть живой.

А на воздухе пустынном

Птица легкая кружится,

Ради песенки старинной

Нежным горлышком трудится.

Перед ней сияют воды,

Лес качается, велик,

И смеется вся природа,

Умирая каждый миг.

После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя я в этом мире обнаружу.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьет, печален и суров.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могил — томление пустое.

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

— Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.)

— Каков главный мотив стихотворения?

(Едва ли не центральный смысловой мотив лирики поэта — взаимные превращения людей и объектов животного и растительных миров. Мотив этот вполне традиционен для европейской натурфилософской поэзии, но под пером Заболоцкого он приобретает особенное звучание.)

— Какова особенность мотива взаимных превращений в лирике Заболоцкого?

(В художественном мире Заболоцкого происходит взаимосближение, взаимообогащение человека и природы. Здесь речь не просто об образном параллелизме, о сопоставлении происходящего в природе с тем, что творится в душе человека. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой:

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Старый ли дуб зашептался с сосной,

Или вдали заскрипела рябина,

Или запела щегла окарина,

Или малиновка, маленький друг,

Мне на закате ответила вдруг?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Ты ли, которая снова весной

Вспомнила наши прошедшие годы,

Наши заботы и наши невзгоды,

Наши скитанья в далеком краю, —

Ты, опалившая душу мою?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Утром и вечером, в холод и зной,

Вечно мне слышится отзвук невнятный,

Словно дыханье любви необъятной,

Ради которой мой трепетный стих

Рвался к тебе из ладоней моих. )

— Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?

1. Учитель или один из учеников читает стихотворение

2. Комментарий учителя

Этот пробившийся сквозь дождевые облака луч солнца осветил куст орешника и вызвал у поэта целый поток ассоциаций — размышлений. Интересна диалектика развития образа-переживания (соотношение мотивов непогоды и солнца, увядания и расцвета, переход ассоциаций из сферы природы в мир человека и обратно).

(Природа и человек уподобляются; неважно, кто именно изображается, важно впечатление, которое оставляет красота. Красота импрессионистична, мгновенна, постигается чувством, это красота намека, недосказанности.)

2. Комментарий учителя

— Как изображена героиня стихотворения?

— Как проявляет себя автор?

4. Заключительное слово учителя

1. Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик

2. Комментарий учителя

В этом стихотворении особенно значимо прямое обращение поэта к самому себе и собратьям по поэтическому цеху, объясняющее то состояние удивительного всплеска творческой энергии, который характерен для последних лет его жизни.

VII . Итог урока

Домашнее задание

1. Выучить это стихотворение наизусть.

3. Индивидуальное задание: подготовить доклад о биографии М. А. Шолохова.

В данном материале предлагаю разработку урока литературы в 11 классе по теме "Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого. На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, анализировать поэтический текст.

ВложениеРазмер
chelovek_i_priroda_v_poezii_n.docx 38.67 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого

Цели урока : познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества, воспитание умения увидеть красоту окружающей природы.

Оборудование урока : портрет Н.А. Заболоцкого, презентация к уроку.

Методические приемы : лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.

  1. Организационный момент.
  2. Лекция учителя

Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958).

Восходит солнце над Москвой,

Старухи бегают с тоской:

Куда, куда идти теперь?

Уж Новый Быт стучится в дверь!

Младенец выхолен и крупен,

Сидит в купели, как султан.

Прекрасный поп поет, как бубен,

Прабабка свечку зажигает,

Младенец крепнет и мужает

И вдруг, шагая через стол,

Садится прямо в комсомол.

У животных нет названья.

Кто им зваться повелел?

Их невидимый удел.

Бык, беседуя с природой,

Удаляется в луга.

Над прекрасными глазами

Светлят белые рога.

Речка девочкой невзрачной

Притаилась между трав,

То смеется, то рыдает,

Ноги в землю закопав.

Что же плачет? Что тоскует?

Отчего она больна?

Вся природа улыбнулась,

Как высокая тюрьма.

Каждый маленький цветочек

Машет маленькой рукой.

Бык седые слезы точит,

Ходит пышный, чуть живой.

А на воздухе пустынном

Птица легкая кружится,

Ради песенки старинной

Нежным горлышком трудится.

Перед ней сияют воды,

Лес качается, велик,

И смеется вся природа,

Умирая каждый миг.

После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя в этом мире обнаружу.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьет, печален и суров…

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могли – томление пустое.

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…

- Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?

- Каков главный мотив стихотворения?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Старый ли дуб зашептался с сосной,

Или вдали заскрипела рябина,

Или запела щегла окарина,

Или малиновка, маленький друг,

Мне на закате ответила вдруг?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Ты ли, которая снова весной

Вспоминала наши прошедшие годы,

Наши заботы и наши невзгоды,

Наши скитанья в далеком краю, -

Ты, опалившая душу мою?

Кто мне откликнулся в чаще лесной?

Утром и вечером, в холод и зной,

Вечно мне слышится отзвук невнятный,

Словно дыханье любви необъятной,

Ради которой мой трепетный стих

Рвался к тебе из ладоней моих…

- Какова особенность мотива взаимных превращений в стихотворении Заболоцкого?

- Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?

Выразительное чтение стихотворения учениками.

- Как изображена героиня стихотворения?

- Как проявляет себя автор?

- Какое значение имеют заключительные строки стихотворения?

  1. Чтение и анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться!

Выразительное чтение стихотворения. Сначала учитель, потом ученики.

Читайте также: