Какие традиции русской литературы продолжает автор заболоцкий завещание
Обновлено: 04.07.2024
Цели урока: познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества.
На доске эпиграф:
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово.
Методические приемы: лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
Ход урока
I. Лекция учителя
Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903—1958).
Восходит солнце над Москвой,
Старухи бегают с тоской:
Куда, куда идти теперь?
Уж Новый Быт стучится в дверь!
Младенец выхолен и крупен,
Сидит в купели, как султан.
Прекрасный поп поет, как бубен,
Прабабка свечку зажигает,
Младенец крепнет и мужает
И вдруг, шагая через стол,
Садится прямо в комсомол.
Прямые лысые мужья
Сидят, как выстрел из ружья,
Едва вытягивая шеи
Сквозь мяса жирные траншеи.
И, пробиваясь сквозь хрусталь
Как сон земли благополучной,
Парит на крылышках мораль.
И если б человек увидел
Лицо волшебное коня,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню. Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!
У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
Каждый маленький цветочек
Машет маленькой рукой.
Бык седые слезы точит,
Ходит пышный, чуть живой.
А на воздухе пустынном
Птица легкая кружится,
Ради песенки старинной
Нежным горлышком трудится.
Перед ней сияют воды,
Лес качается, велик,
И смеется вся природа,
Умирая каждый миг.
После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.
— Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.)
— Каков главный мотив стихотворения?
(Едва ли не центральный смысловой мотив лирики поэта — взаимные превращения людей и объектов животного и растительных миров. Мотив этот вполне традиционен для европейской натурфилософской поэзии, но под пером Заболоцкого он приобретает особенное звучание.)
— Какова особенность мотива взаимных превращений в лирике Заболоцкого?
(В художественном мире Заболоцкого происходит взаимосближение, взаимообогащение человека и природы. Здесь речь не просто об образном параллелизме, о сопоставлении происходящего в природе с тем, что творится в душе человека. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой:
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспомнила наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю, —
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих. )
— Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?
1. Учитель или один из учеников читает стихотворение
2. Комментарий учителя
Этот пробившийся сквозь дождевые облака луч солнца осветил куст орешника и вызвал у поэта целый поток ассоциаций — размышлений. Интересна диалектика развития образа-переживания (соотношение мотивов непогоды и солнца, увядания и расцвета, переход ассоциаций из сферы природы в мир человека и обратно).
(Природа и человек уподобляются; неважно, кто именно изображается, важно впечатление, которое оставляет красота. Красота импрессионистична, мгновенна, постигается чувством, это красота намека, недосказанности.)
2. Комментарий учителя
— Как изображена героиня стихотворения?
— Как проявляет себя автор?
4. Заключительное слово учителя
1. Стихотворение читает учитель или заранее подготовленный ученик
2. Комментарий учителя
В этом стихотворении особенно значимо прямое обращение поэта к самому себе и собратьям по поэтическому цеху, объясняющее то состояние удивительного всплеска творческой энергии, который характерен для последних лет его жизни.
VII . Итог урока
Домашнее задание
1. Выучить это стихотворение наизусть.
3. Индивидуальное задание: подготовить доклад о биографии М. А. Шолохова.
В данном материале предлагаю разработку урока литературы в 11 классе по теме "Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого. На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, анализировать поэтический текст.
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_priroda_v_poezii_n.docx | 38.67 КБ |
Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах
Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.
Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ
Предварительный просмотр:
Человек и природа в поэзии Н.А. Заболоцкого
Цели урока : познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества, воспитание умения увидеть красоту окружающей природы.
Оборудование урока : портрет Н.А. Заболоцкого, презентация к уроку.
Методические приемы : лекция с элементами беседы, анализ стихотворений.
- Организационный момент.
- Лекция учителя
Напряженные философские и нравственные искания всегда были свойственны русской литературе. В русле этой традиции русской поэзии развивалось творчество Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958).
Восходит солнце над Москвой,
Старухи бегают с тоской:
Куда, куда идти теперь?
Уж Новый Быт стучится в дверь!
Младенец выхолен и крупен,
Сидит в купели, как султан.
Прекрасный поп поет, как бубен,
Прабабка свечку зажигает,
Младенец крепнет и мужает
И вдруг, шагая через стол,
Садится прямо в комсомол.
У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светлят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
Каждый маленький цветочек
Машет маленькой рукой.
Бык седые слезы точит,
Ходит пышный, чуть живой.
А на воздухе пустынном
Птица легкая кружится,
Ради песенки старинной
Нежным горлышком трудится.
Перед ней сияют воды,
Лес качается, велик,
И смеется вся природа,
Умирая каждый миг.
После возвращения из ГУЛАГа в 1946 году Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме: родство природы и духовной жизни.
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров…
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могли – томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я…
- Часть строк стихотворения перекликается со стихами Пушкина. Какими?
- Каков главный мотив стихотворения?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспоминала наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю, -
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих…
- Какова особенность мотива взаимных превращений в стихотворении Заболоцкого?
- Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении?
Выразительное чтение стихотворения учениками.
- Как изображена героиня стихотворения?
- Как проявляет себя автор?
- Какое значение имеют заключительные строки стихотворения?
- Чтение и анализ стихотворения «Не позволяй душе лениться!
Выразительное чтение стихотворения. Сначала учитель, потом ученики.
Читайте также:
- Как аннулировать лист нетрудоспособности
- Каким знанием обладает гражданин о политической системе общества в котором живет ее
- Если выплаты по кредиту в течении всего срока пользования денежными средствами
- В каких случаях наряд полиции имеет право доставлять в медицинские организации в состоянии опьянения
- Как узаконить лед фары на ниве зарегистрировать