Какие типы сервисов предоставляет электронное правительство

Обновлено: 04.07.2024

Как электронное государство работает сегодня?

Эффективнее и дешевле

Есть прямая связь между уровнем развития электронного правительства и параметрами качества госуправления – индексом результативности правительства и индексом контроля коррупции, говорится в докладе РАНХиГС для Гайдаровского форума 2019 г. (его авторы основывались на исследованиях ООН, Всемирного банка и Всемирного экономического форума). То есть чем выше цифровизация, тем результативнее правительство и ниже коррупция.

Долгосрочный же потенциал развития цифрового государства – это не только институциональные улучшения и повышение эффективности госуслуг, но и большая вовлеченность, участие и ответственность граждан, говорится в ежегодном докладе ООН о развитии электронных правительств в мире за 2018 г.

Цифровая эволюция

В Азиатском регионе пионер – Сингапур. Там национальный план компьютеризации и оцифровки документооборота в госсекторе стартовал еще в 1980-х. Сегодня город-государство предоставляет онлайн практически все госуслуги – для доступа к ним используется технология цифровой идентификации SingPass. Все пользовательские данные хранятся на платформе MyInfo – к ней обращается 17 ведомств и правительственных агентств для предоставления своих услуг.

К электронному правительству в той или иной степени относится взаимодействие с гражданами (g2c, government-to-citizen), бизнесом (g2b, government-to-business), внутри системы госуправления (g2g, government-to-government) и с госслужащими (g2e, government-to-employees).

Кроме технологий, которые с каждым годом дают все больше возможностей, у развития электронного правительства есть и вполне материальное основание: цифровые транзакции в 50 раз дешевле живой коммуникации двух людей, в 20 раз дешевле телефонной и в 30 раз дешевле почтовой, говорится в Digital Efficiency Report правительства Великобритании.

Чем пользуются россияне

Три самые популярные госуслуги в мире, по данным ООН, – коммунальные платежи, оплата подоходного налога и регистрация новых бизнесов.

Самой популярной госуслугой в России в 2018 г. была возможность узнать размер пенсионных накоплений – таких запросов россияне, по данным ТАСС, сделали почти 5,5 млн. Кроме пенсий в тройку входили регистрация транспорта (около 1 млн заявлений) и получение нового загранпаспорта (около 750 000).

В 2024 г. в цифровой форме будет оказываться 70% всех государственных услуг – и для граждан, и для бизнеса, говорил в 2018 г. премьер Дмитрий Медведев. Российская платформа электронного правительства включает в себя три компонента: Единый портал государственных услуг и функций (ЕПГУ), Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА; ее аккаунт позволяет получать услуги не только на самом сайте госуслуг, но и на сайтах министерств и ведомств – например, налоговой службы или муниципальных органов власти) и Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Собрать данные

Кто в системе

более 1,3 млн многоквартирных (99,7%) домов

и 18,4 млн из всех жилых домов (99%)

2,5 млрд фактов оплаты за жилищно-коммунальные услуги

Данные на начало 2019 г.

Управлять эффективнее

Один из доминирующих трендов внедрения технологий в бизнесе и госуправлении – концепция symphonic enterprise, указывает консалтинговая компания Deloitte. Речь идет о повышении эффективности работы всего цифрового государства за счет кумулятивного эффекта от внедрения новых прорывных технологий. В их числе – интернет вещей, блокчейн, искусственный интеллект и машинное обучение.

Искусственный интеллект и более точное прогнозирование на основе собираемых больших данных – одна из ключевых тем мировой IТ-повестки. Госструктуры по всему миру консолидируют информацию о гражданах, месте их проживания, уровне дохода, недвижимости, состоянии здоровья и проч. Используя данные из множества источников, искусственный интеллект может обрабатывать тысячи параметров в реальном времени, выбирая наиболее оптимальные решения.

По расчетам Oxford Insight, в рейтинге готовности стран к внедрению искусственного интеллекта в госсекторе (учитывает уровень цифровизации госсектора, наличие открытых данных, наличие стартапов в сфере искусственного интеллекта и другие параметры) в 2018 г. лидировали Великобритания, США, Канада и Южная Корея. Национальные стратегии развития искусственного интеллекта уже приняли Индия, Китай, Япония, Сингапур, Мексика, ОАЭ и многие европейские страны (Дания, Финляндия, Франция, Италия, Швеция и др.).

По данным ООН, порталы с открытыми данными есть в 139 странах (72%). Три из четырех таких стран не только предоставляют данные, но и дают рекомендации по использованию наборов данных, побуждают пользователей запрашивать новые дата-сеты и стимулируют использовать публичные данные для разработки онлайн-приложений.

Сделать управление прозрачнее

Европейские лидеры цифровой трансформации – Швеция, Финляндия и Великобритания – идут по пути построения цифровых экосистем. Для ускорения цифровизации экономики, как и в бизнесе, нужно существенно сократить time-to-market, а значит, изменить систему государственных закупок IТ-услуг и продуктов. Здесь требуется как трансформация организационных процессов, так и внедрение новых инструментов – например, практики онлайн-маркетплейсов.

Например, в Великобритании поставщики облачных услуг размещают свои предложения для госзаказчиков на правительственном маркетплейсе (Government Application Store), где их можно приобретать по упрощенной процедуре, без конкурса. По итогам 2018 г. объем продаж на площадке превысил 4 млрд фунтов стерлингов. В новой стратегии цифрового развития (опубликована в 2017 г.) Великобритания акцентирует внимание на расширении использования накопленных данных в экономике, помощи бизнесу в цифровизации и безопасности киберпространства.

В России прозрачность госзакупок обеспечивает единая информационная система (ЕИС), которая состоит более чем из 30 функциональных блоков и помогает контролировать запланированные расходы и фактическое исполнение бюджета. ЕИС призвана максимально расширить конкуренцию среди участников закупок, в том числе с вовлечением малого бизнеса, говорит заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе. По ее словам, на сегодняшний день ГИС ЕИС – крупнейшая информационная система, обеспечивающая реализацию более 300 нормативных правовых актов и множество бизнес-процессов в сфере госзакупок.

Казначейство планирует реализовать в ЕИС функционал электронного документооборота по заключению договоров, включая функционал подготовки их проектов, актов выполненных работ, а также интеграцию с системами платежей, рассказывает Катамадзе. В итоге будет автоматизирована вся цепочка исполнения госконтрактов – уже в 2019 г. В 2020–2022 гг. планируется сократить число закупочных процедур (большинство из них будет сведено к наиболее востребованным – т. е. электронный конкурс и аукцион, в том числе короткий).

Решения для регионов

Государство как сервис

У многих стран уже есть стратегия развития цифровой экономики или подобный документ. Но большинство из них по-прежнему используют лишь небольшую часть возможностей, которые дает цифровизация. Ведомства только нескольких стран используют согласованный общегосударственный подход к цифровой трансформации, указывают эксперты ОЭСР.

Первым шагом к заявленной трансформации госуслуг и сервисов в России должны стать целевые модели их оказания и дорожные карты цифровой трансформации. Эти документы до конца мая подготовят ведомства, ответственные за 34 государственные услуги (их список утвердила правительственная комиссия по цифровому развитию).

Кроме того, чиновники утвердили перечень из 25 суперсервисов – комплексных госуслуг, которые нужны в самых распространенных жизненных ситуациях: для граждан – от рождения ребенка и получения пенсии до оформления европротокола при ДТП, а для бизнеса – от оформления земли под строительство до безбумажных перевозок грузов. Эти суперсервисы должны заработать к 2021 г., каждым из них займется отдельная рабочая группа.

Это первый шаг масштабной цифровой трансформации государственных услуг и сервисов, подчеркивает Минцифраз. Итогом процесса должно стать повышение удобства и сокращение сроков получения госуслуг для населения и снижение затрат на их предоставление для госорганов.

image5487815

Для раскрытия данной темы, в первую очередь необходимо обратить внимание на основные определения.

Электронное правительство (англ. e-Government) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

В работах ряда ученых можно было встретить несколько трактовок электронного правительства. Так, В.И. Дрожжинов и И.Р. Агамирзян подчеркивали:

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки.

Электронное правительство — новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Gartner Group (исследовательская и консалтинговая компания, специализирующаяся на рынках информационных технологий):

Электронным правительство — непрерывная оптимизация процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Из вышеперечисленных определений, после анализа информации и изучения данной темы, я предлагаю обратить внимание на определение, которое было сформировано В.И. Дрожжиновом и И.Р. Агамирзяном :

Электронное правительство ­— новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

По моему мнению, это наиболее четкое и понятное определение выше рассмотренного термина. Представлены субъекты электронного правительства, технологии, с помощью которых происходит получение информации, а также основное направление деятельности. Это определение я считаю более кратким и ёмким. Далее в работе я буду опираться именно на это определение.

Задачи электронного правительства

  • Необходимо создать централизованную базу данных, а также надежную внутреннюю правительственную сеть, для интеграции отделений и департаментов, что предполагает совместное сотрудничество.
  • Предоставление востребованных услуг для граждан, несомненно, в надежной и удобной форме по средствам Интернет ресурсов;
  • Стремиться к демократии.

Электронное правительство должно обеспечивать:

  • Более оптимизированное администрирование, а также снижение затрат на данные процедуры;
  • Взаимоотношение между обществом и правительством, а также переход на новый и кардинально новый уровень;
  • Развитие демократии, повышение ответственности властей перед народом.

Актуальность исследования данной темы высока. Среди граждан и организаций ЭП является очень востребованным. Быстрыми темпами развиваются информационно-коммуникационные технологии, население становится более образованным и пытается минимизировать затрату времени и сил на административные процедуры. Особенно популярным является развитие следующих сфер, обратим внимание на некоторые из них:

  • Социальная. Основные субъекты: пенсионный Фонд, услуги Федеральной Миграционной Службы, Фонд Социального страхования;
  • Юридическая. Адвокатура, нотариат;
  • Экономическая. Финансы, налоги, отчеты, бизнес планы;
  • Медицинская. Больничные листы, талоны;
  • Муниципальная. ЖКХ.

А также и другие сферы деятельности населения, организаций.

Основные цели электронного правительства

Следует понимать, что электронное правительство не может быть дополнением либо аналогом традиционного правительства, как мы считаем. Это новый способ взаимодействия, по средствам использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), для повышения эффективности использования и предоставления разнообразных государственных услуг. Планируется, что в будущем электронное правительство станет более актуальным и массовым в использовании, чем в настоящее время. Технологии ИКТ существенно позволяют достичь желаемого результата взаимодействия между гражданами, правительством и бизнесом.

Таким образом, предлагаю обратить внимание на основные цели электронного правительства:

Электронное правительство (англ. e-Government ) — способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Электронное правительство — система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества. Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки [1] .

Электронное правительство является частью электронной экономики.

Содержание

История

Первым в СССР поставил вопрос и разработал технологию электронного документооборота кибернетик мирового уровня Глушков Виктор Михайлович [источник не указан 511 дней] .

Прототип Электронного правительства в масштабах СССР был проект и идеология Глушкова В. М. Он был инициатором и главным идеологом разработки и создания Общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации (ОГАС), предназначенной для автоматизированного управления всей экономикой СССР в целом. Для этого им была разработана теория систем управления распределёнными базами данных (СУРБД).

Задачи электронного правительства

Электронное правительство:

  1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  2. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  3. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  4. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  5. снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает:

  • эффективное и менее затратное администрирование;
  • кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;
  • совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий все сферы деятельности государственных органов в электронном виде являются востребованными гражданами и организациями различных форм собственности. Актуальность данного направления подчеркивается динамичностью развития таких сфер как, социальная (ФСС, Пенсионный Фонд, ФМС), юридическая (адвокатура, нотариат, судопроизводство), экономическая (бюджет, финансы, налоги), культурная (наука, образование), медицинская, муниципальная сфера (ЖКХ) и т. д.

Основные задачи менеджера проектов:

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. Различные категории потребителей объединяет единое стремление получить более эффективные средства доступа к информации с тем, чтобы уменьшить стоимость транзакций, сделать взаимодействие с государственными органами более простым, быстрым и комфортным." [3]

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

  • оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
  • повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  • поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  • рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
  • снижение воздействия фактора географического местоположения.

Таким образом, создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством. В конечном счете это приведет к совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

  • Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
  • Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
  • Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
  • Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).

По странам

Россия

Начало формирования электронного правительства

  • 2008 год — разработка и утверждение необходимых документов
  • 2009—2010 годы — практическое внедрение

В новой редакции Программы практически отражены мероприятия, цели, показатели результативности, направленные на построение инфраструктуры электронного правительства России и реализацию Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р)

Создание основ электронного правительства в ходе реализации государственной программы "Информационное общество"

  • Единый портал государственных и муниципальных услуг;
  • Единая система межведомственного электронного взаимодействия;
  • Национальная платформа распределенной обработки данных;
  • Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • Информационная система головного удостоверяющего центра.

Единый портал государственных и муниципальных услуг

Единая система межведомственного электронного взаимодействия

Национальная платформа распределенной обработки данных

Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

Единая система идентификации и аутентификации [7] является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей информационно-технологический доступ уполномоченных должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров, иных органов и организаций, органов и организаций и их информационных систем, физических и юридических лиц при формировании базовых государственных информационных ресурсов и при межведомственном информационном взаимодействии с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключенных к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Единая система идентификации и аутентификации является инструментом, подтверждающим права граждан на санкционированный доступ к государственным и муниципальным услугам и права уполномоченных должных лиц на санкционированный доступ к необходимым сведениям при предоставлении данных услуг, а также на осуществление юридически значимых действий при предоставлении указанных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.

Информационная система головного удостоверяющего центра

Международное признание

По итогам 2011 года Россия заняла 27 место в мире в рейтинге электронного правительства ООН, улучшив свои позиции на 32 пункта – в прошлом рейтинге она находилась на 59-м месте. [8]

Казахстан

Идея создания электронного правительства в Казахстане была озвучена в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан 19 марта 2004 г.

10 ноября 2004 года была утверждена Программа формирования Электронного Правительства на 2005—2007 годы. Реализация программы предполагала поэтапное решение следующих задач:

  1. Информационный этап — публикация и распространение информации.
  2. Интерактивный этап — предоставление услуг путем прямого и обратного взаимодействия между госорганом и гражданином.
  3. Транзакционный этап — взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых и юридических операций.
  4. Информационное общество.

В период с 2007—2009 годы была сформирована инфраструктура е-правительства, созданы базовые компоненты: веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов, национальные реестры идентификационных номеров, реализованы электронные государственные услуги (2007 г. — 20 услуг, 2010 — 59 услуг, 2011 — 74 услуги).

В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. Так, в первую очередь была реализована онлайн-оплата налогов, государственных сборов, пошлин и штрафов за нарушение ПДД, в 2011 году - оплата услуг ЖКХ.

В 2011 году портал е-правительства предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате, автоматизировав процедуру подачи заявления на заключение/расторжение брака и регистрацию рождения ребенка.

В течение 2012 года на портале электронного правительства РК был запущен ряд других социально-важных государственных услуг, среди которых услуги ЗАГСа, Минздрава, МВД и Министерства образования. Об этом в своем докладе поделился министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев:

В 2012 году планируется перевод 80 услуг, из них порядка 18 разрешительных документов социально-значимых услуг, что составит около 60% всех подобного рода услуг. В дальнейшем предполагается перевести все социально значимые услуги в электронный формат, кроме того, такая же работа предстоит с разрешительными документами.

Кроме обсуждения услуг, на портале реализованы и другие сервисы взаимодействия граждан с правительством, например, проведение интернет-конференций с руководителями областей, подача электронных обращений в государственные органы, запись на онлайн прием к первым руководителям посредством видеоконференцсвязи.

Беларусь

Указ Президента № 60, постановление правительства № 645 установили определенные требования к контенту веб-сайтов госорганов [10] .

  • Развитие или создание больших государственных информационных систем для государственных органов: Министерства юстиции (Единый государственный регистр юридических лиц и предпринимателей), для Министерства по налогам и сборам, для Фонда социальной защиты, для Департамента по ценным бумагам Минфина и др.
  • Общегосударственная автоматизированная информационная система, ОАИС [12] (фактически является ядром инфраструктуры электронного правительства)
  • Государственная регистрация информационных ресурсов [13] и государственная регистрация информационных систем [14] (институт Министерством связи определён их оператором)

Также уже действуют: [15] единый госпортал электронных услуг [16] , вводится система электронных аукционов госзакупок (государственные закупки в электронном формате — первый шагом к началу реализации соглашения о государственных (муниципальных) закупках) [17] .

Действительно, и корпорации, и стране необходимы справедливые непротиворечивые, прозрачные и выгодные для общества правила работы сотрудников. Так же как эффективный бизнес ориентируется на нужды заказчиков, ЭП должно ориентироваться на нужды граждан, а не на собственные потребности.

Стратегия создания ЭП базировалась на следующих положениях:

  • децентрализация — передача полномочий в принятии решений на региональный и местный уровни управления с целью уменьшения затрат на централизованное принятие решений;
  • повышение ответственности государственного сектора за принимаемые решения (создание механизма, мотивирующего борьбу с коррупцией);
  • улучшение управления ресурсами, повышение эффективности использования человеческих, финансовых и других ресурсов;
  • внедрение элементов рыночных отношений, которые должны снижать затраты и повышать эффективность принятия решений;
  • использование ИКТ для управления всеми видами информации в государственном секторе.

В Германии с 1999 года начала внедряться концепция предоставления населению безопасных онлайновых услуг, имеющих юридическую силу, на основе электронных подписей.

Уровни взаимодействия ЭП

Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан представлена на рис. 1. Здесь можно выделить следующие уровни взаимодействия вышеназванных сторон:

  • C2B (customer-to-business) — между гражданами и частными компаниями;
  • B2B (business-to-business) — между частными компаниями;
  • G2C (government-to-citizen) — между государственными службами (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами;
  • G2B (government-to-business) — между государством и частными компаниями;
  • G2G (government-to-government) — между органами государственного управления.

ЭП предусматривает автоматизацию взаимодействия на уровнях G2C, G2B и G2G. Рассмотрим перспективы внедрения ЭП на данных уровнях подробнее.

Рис. 1. Схема электронного взаимодействия государства, бизнеса и граждан

Государство — бизнес (G2B/B2G)

На уровне G2B/B2G внедрение ЭП позволит сократить затраты государственных органов за счет оптимального использования технологий аутсорсинга и создать более прозрачную систему государственных закупок (eProcurement).

Единая система электронных государственных закупок предполагает создание портала, где государственные органы должны объявлять о тендерах и условиях их проведения. Это позволит решить проблему свободной конкуренции на государственные закупки и избежать деформации рынка, происходящей вследствие оказания предпочтения определенным производителям.

Бизнес-организациям, тратящим непозволительно много времени на предоставление отчетности в контролирующие госорганы, ЭП позволит перевести в онлайн следующие операции:

  • выплаты в фонды социального страхования за сотрудников;
  • уплата НДС (декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций);
  • регистрация новых компаний;
  • предоставление информации в статистические органы;
  • подача таможенных деклараций и т.п.

Государство — государство (G2G)

ЭП позволит при помощи информационно-коммуникационных технологий установить внутренние и внешние связи между государственными органами, а также:

  • улучшить взаимодействие между правительственными учреждениями;
  • повысить эффективность обмена информацией;
  • улучшить планирование и управление на местах;
  • предоставить объективную информацию об общественном мнении;
  • формировать благоприятное для правительства общественное мнение.

Взаимодействие на уровне G2G будет осуществляться в электронной форме между ведомствами не только одного, но и разных государств. В настоящее время ряд международных организаций занимается стандартизацией форматов документов для межгосударственного взаимодействия. В частности, Европейская экономическая комиссия ООН уже разработала стандарт документов для международной торговли — UNeDocs, базирующийся на XML.

Государство — граждане (G2C/С2G)

Сейчас доведение информации до граждан в основном осуществляется через СМИ и носит нерегулярный характер. Люди не имеют возможности ознакомиться с нужными документами по мере необходимости. Система ЭП предоставит гражданам следующие возможности:

  • сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане смогут заходить на государственные web-узлы и заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п.;
  • можно будет пользоваться комплексными услугами благодаря более эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое — достаточно будет онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри ЭП в фиксированные сроки;
  • население сможет получать более полную информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени;
  • ЭП реализует концепцию прозрачного правительства, или так называемой электронной демократии (e-democracy). Рост степени прозрачности работы госорганов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не исключительно правительством;
  • люди, живущие за границей, смогут участвовать в делах своего отечества. Внедрение ЭП будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (online citizens’ forums) и практики электронных петиций (e-petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования). Онлайновые выборы позволят людям голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.

Компоненты архитектуры ЭП

Электронное правительство опирается на весьма широкий спектр технологий (рис. 2).

На нижних уровнях расположена технологическая инфраструктура, которая включает телекоммуникационную инфраструктуру, среду электронного межведомственного взаимодействия, а также оснащение аппаратно-программными средствами.

Основа более высоких уровней — прикладные системы и системы предоставления сервисов населению и организациям.

Системы информационной безопасности и интеграционные системы являются компонентами, обеспечивающими эффективную деятельность федеральных органов власти.

ЭП и проблема цифрового неравенства

Одна из проблем, которую должно решить ЭП, — цифровое неравенство. Суть ее состоит в следующем:

  • низкая грамотность и отсутствие навыков работы с информацией закрывают доступ к информационному обществу для большой части населения;
  • требуемый контент может быть недоступен на родном языке (75% web-сайтов написаны на английском языке);
  • существующие системы поиска информации ориентированы на нужды состоятельных людей;
  • информационные запросы сельских и городских малоимущих слоев населения слабо представлены в Сети;
  • сельские районы имеют слабые каналы коммуникации к информационным сервисам;
  • малообеспеченные люди имеют ограниченные мобильные ресурсы для доступа к центрам культуры и науки;
  • аппаратное и программное обеспечение по-прежнему слишком дорого для населения с низким уровнем дохода;
  • информация о преимуществах Интернет-услуг изложена в основном в Сети, к которой большая часть населения не обращается.

Очевидно, что в первую очередь доступ к Интернету имеют более состоятельные слои общества. Даже в благополучной Великобритании 60% домов, подключенных к Интернету, принадлежат состоятельным гражданам.

Рис. 3 свидетельствует о том, что более 80% населения мира не имеют средств доступа к ресурсам Сети, а рис. 4 показывает, что многие подключенные к Сети граждане наталкиваются на языковой барьер, пытаясь воспользоваться необходимыми ресурсами. Подавляющее количество ресурсов Интернета доступно людям, владеющим английским языком.

Люди с более низким социальным положением имеют меньше возможностей для доступа к компьютерам и обучения работе с ПК. Поэтому поддержка так называемого электронного участия (e-inclusion) остается первоочередной задачей ЭП.

  • включение в информационное общество всех граждан;
  • обеспечение эффективных и прозрачных сервисов для всех граждан;
  • помощь гражданам на основе доступа к информационным сервисам;
  • эффективное управление информацией и предоставление ее гражданам;
  • ознакомление граждан с достоинствами информационного общества;
  • создание социального и культурного равенства.

Разные слои общества имеют неодинаковый доступ к информации, что препятствует всеобщему электронному участию (рис. 5).

Цифровое неравенство проявляется как на уровне отдельных стран, так и в мире в целом.

На рис. 6 указано количество стран, в которых реализованы те или иные сервисы ЭП. Например, онлайновые платежи услуг госорганов доступны менее чем в 50 странах.

Стратегия развития ЭП

Индекс зрелости ЭП (E-government Readiness Index)

Рассмотрим каждый из этих индексов подробнее.

Индекс web-услуг

Индекс использования web рассчитывается по пяти категориям (стадиям), исходя из полноты представления сервисов через web-интерфейс.

  1. Начальное присутствие (Emerging presence). На этой стадии в web-пространстве должна быть доступна базовая информация о правительстве. Это может быть официальный web-сайт, где присутствуют ссылки на министерства и государственные департаменты (образования, здравоохранения, соцобеспечения, труда, финансов и т.п.), ссылки на региональные правительства, а также выложены некоторые архивные документы, преимущественно в статическом виде.
  2. Улучшенное присутствие (Enhanced presence). На данной стадии через web-интерфейс доступны не только архивные, но и текущие оперативные данные о нормативных актах, распоряжениях, постановлениях, отчеты, новостные письма, скачиваемые базы данных и т.п., при этом имеются карта сайта и поисковые механизмы. Приводится набор документов, раскрывающий политику государства на перспективу (в области развития информатизации, соцобеспечения, здравоохранения и т.п.). На данной стадии информация по-прежнему доступна в одном направлении — от ЭП к гражданам.
  3. Интерактивное присутствие (Interactive presence). На этой стадии онлайновые сервисы приобретают интерактивность. Появляются возможности скачивать формы для уплаты налогов или обновления лицензий, запрашивать аудио- и видеоинформацию по тем или иным выступлениям и обсуждениям, участвовать в онлайновых дискуссиях в реальном времени. К госчиновникам можно обратиться по электронной почте, факсу и телефону. Сайт регулярно обновляется, пользователям выдается оперативная информация.
  4. Транзакционное присутствие (Transactional presence). На данной стадии реализовано двустороннее взаимодействие между гражданами и государством. Появляется возможность оплаты налогов, подачи заявок на предоставление ID-карт, свидетельств о рождении и паспортов, обновления лицензий. На этой стадии граждане получают возможность оплачивать штрафы за нарушение правил дорожного движения и почтовые посылки. Они могут принимать участие в торгах, используя защищенные каналы связи.
  5. Сетевое присутствие (Networked presence). Для этой стадии характерна интеграция взаимодействия на уровнях G2G, G2C и C2G. Правительство способствует привлечению граждан к процессу принятия решений и двустороннему открытому диалогу на базе интерактивных сервисов, таких как заполнение web-анкет, онлайновых обсуждений и т.п.

Десятка стран — лидеров по присутствию правительства в web-пространстве и десятка стран, имеющих обобщенный показатель web-присутствия, соизмеримый с аналогичным показателем в России, приведены в табл. 3 и 4.

Индекс телекоммуникационной инфраструктуры

Индекс телекоммуникационной инфраструктуры (telecommunication infrastructure index) — это комплексный индекс, который рассчитывается на базе нескольких показателей:

  • количество ПК на тысячу жителей;
  • количество Интернет-пользователей на тысячу жителей;
  • количество телефонных линий на тысячу жителей;
  • общее онлайновое население;
  • количество мобильных телефонов на тысячу жителей;
  • количество ТВ на тысячу жителей.

Пятерка стран — лидеров по уровню индекса зрелости ЭП и страны, близкие к России по уровню индекса зрелости ЭП, приведены в табл. 5 и 6.

Индекс телекоммуникационной инфраструктуры и индекс зрелости ЭП показывают высокую степень корреляции (рис. 9).

Индекс электронного участия

Индекс электронного участия (e-participation index) показывает, насколько эффективными и полезными являются услуги ЭП для привлечения граждан к участию в принятии решений. Данный показатель базируется на степени полноты представления трех параметров:

  • E-Information — отражает, насколько полно правительственный сайт предоставляет информацию по политическим и экономическим программам (бюджету, законам, нормативным актам и прочим документам, которыми интересуются граждане). Каналами распространения информации являются web-сайты, web-форумы, newsgroup-сервисы и чаты;
  • E-Consultation — показывает, насколько полно на правительственных web-сайтах представлены средства электронных консультаций (e-consultation). Обычно на выбор предлагаются онлайновая дискуссия в реальном времени или доступ к архивным материалам (аудио- или видеозаписям совещаний либо встреч по тому или иному вопросу). При этом гражданам предоставляется возможность участвовать или комментировать данные выступления;
  • E-Decision-making — определяет обеспечиваемую степень правительством доступа граждан к участию в принятии решений и применимость механизма влияния на принятие решений по конкретным вопросам.

Показатели индекса электронного участия некоторых стран представлены в табл. 7.

Как видите, в группе стран, представленных в табл. 7, Россия — единственная страна, где показатель e-Consultation признан нулевым.

Проблемы на пути создания ЭП в России

Согласно исследованиям ООН, Россия занимает лишь 50-е место в мире по уровню зрелости ЭП, уступая таким странам, как Украина и Уругвай. О низком уровне развития ЭП в России свидетельствуют и отечественные источники. По данным Мининформсвязи РФ, доступность услуг, оказываемых в электронном виде, в России в прошлом году составляла всего 15% (рис. 10).

По словам министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, в России имеется целый ряд факторов, тормозящих внедрение ЭП. Перечислим основные из них:

  • не налажены механизмы обмена информацией между ведомствами;
  • отсутствуют четкие инструкции по осуществлению государственных функций;
  • нет полноценной нормативно-правовой базы;
  • отмечаются ведомственная разобщенность и дублирование функций госорганами;
  • происходит отток квалифицированных ИТ-специалистов из госструктур;
  • в организациях на покупку ПО и обучение работе с ним выделяется меньше средств, чем на аппаратное обеспечение;
  • производится установка техники, приобретенной на средства международных займов, в структурах, уже имеющих довольно высокий уровень оснащения;
  • чиновники не владеют в полной мере навыками использования информационных технологий;
  • происходит дублирование работы по созданию ведомственных сетей передачи данных;
  • доступ сотрудников федеральных органов власти к Сети ограничен;
  • отмечается большой процент устаревшего аппаратного обеспечения в госорганах;
  • не решены вопросы использования только лицензионного программного обеспечения;
  • не приняты решения относительно применения программного обеспечения с открытым кодом;
  • федеральные органы государственной власти находятся на различных этапах перехода к полноценному электронному документообороту;
  • практически все ведомства используют в своей деятельности автоматизированные системы централизованного учета и регистрации входящей и исходящей корреспонденции и лишь немногие из этих систем охватывают все задачи документооборота;
  • отсутствует система, позволяющая повсеместно применять электронную цифровую подпись.

Остается надеяться, что низкая оценка, которую дают уровню развития ЭП в России и международные организации, и российские чиновники, послужит стимулом для развития данных программ в ближайшем будущем.

имели веб-сайты в Интернет

В то время как практически все организации, производящие кокс и нефтепродукты имеют выход в Интернет, в сфере отдыха, культуры и спорта – менее половины. Лишь четверть организаций в республике Тыва имеют возможность использовать Интернет, а высокая возможность использования Интернет - у московских компаний. Таким образом, по показателям, представленным в таблице 4 наблюдается высокая отраслевая и региональная дифференциация.

Всемирный экономический форум ежегодно проводит рейтинг стран по уровню развития информационных технологий. По итогам 2009 года Россия заняла в нем 80 место из 133, оказавшись позади Тринидада и Тобаго, Сенегала и Вьетнама. Первые пять позиций в рейтинге – за Швецией, Сингапуром, Данией, Швейцарией и США.

Планируется, что в результате реализации мероприятий в области построения информационного общества в России к 2015 году наша страна будет занимать место в первой десятке стран указанного рейтинга, что на наш взгляд маловероятно.

Концепция электронного правительства была ориентирована на интересы гражданина и развитие информационного общества. По мере решения проблем в области доступа к информационным технологиям все острее будет звучать проблема доступа к информации.

Технические возможности сети Интернет сделали официальные сайты самым эффективным средством реализации взаимодействия органов власти с населением, оптимальным и быстрым и самым экономичным способом распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и доведения официальной точки зрения государства до сведения общественности. Введение органами власти своих официальных сайтов призвано обеспечить гражданам и организациям, независимо от мест проживания и расположения, равный доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Особо важным вопросом является соответствие представленной информации запросам потребителей. Настораживают, в частности результаты исследования статистики портала государственных услуг Свердловской области ( pgu . midural . ru ).[27, c .8] Так, для оценки заинтересованности посетителей в услугах портала был рассчитан показатель глубины просмотра сайта, который составил 1,6 (в среднем посетитель просматривает 1,6 страницы). Если учесть, что точка входа на сайт в 100% случаев – главная страница, а для получения информации на сайте необходимо сделать пять-шесть кликов, можно сделать вывод что посетитель в основном смотрит только одну страницу.

В сети Интернет, печати, в телепередачах много информации об органах власти и их представителях, однако далеко не вся эта информация является официальной. Существуют источники официальной информации, которые специально предназначены для информирования людей о деятельности органов власти. Используя их, можно утверждать, что мы оперируем именно информацией о деятельности органов власти. Большинство источников официальной информации создается, обслуживается и контролируется непосредственно органами власти.

Институт Развития Свободы Информации ежегодно проводит исследование содержания официальных сайтов государственных органов и органов местного самоуправления на предмет соответствия действующему законодательству, а также потребностям пользователей информацией. По результатам исследования формируется рейтинг информационной открытости официальных сайтов.

Результаты мониторинга открытости официальных сайтов в 2010 году показали, что уровень информационной открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти составляет 39,49%, а рейтинг исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации – 32,83%. Таким образом, две трети данных по-прежнему скрыты от посторонних глаз. Данный уровень открытости является, безусловно, недостаточным и ставит под сомнение эффективность мер, предпринимаемых органами власти. [28]

Основные проблемы в сфере доступа к информации, по словам экспертов, теперь будут заключаться не столько в содержании официальных сайтов органов государственной и муниципальной власти, сколько в техническом обеспечении их контента.

В современном мире полномочия по определению государственной политики нельзя предоставить одной организации. Ни политики, ни государственные служащие не могут быть единолично ответственными за разработку стратегий. Успех развития электронного государства и информационного общества определяется совместными усилиями государственных деятелей и заинтересованных сторон: бизнеса, образовательных и исследовательских институтов, общественных групп, гражданских организаций. Необходим постепенный переход от восприятия граждан как потребителей (клиентов) к модели, предлагающей активное участие граждан и заинтересованных сторон, сотрудничество власти и общества.

Ключевой предпосылкой для успешного внедрения электронного правительства является понимание того, что оно заключается не только в автоматизации существующих процессов и устранении неэффективных мест. Скорее, оно предполагает создание новых процессов и новых взаимоотношений между управляемыми и правящими. Использование информационных технологий не является исключительно инструментом экономии денег или труда, которая производится путем выдачи чиновникам компьютеров или автоматизации записей. Электронное правительство, если его правильно спланировать, может привнести поистине революционные перемены в сам процесс государственного управления.

Краткие выводы. Электронное правительство является относительно новым проектом для России и представляет собой определенную форму организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности органов государственного и муниципального управления.

Электронное правительство необходимо рассматривать также в широком аспекте – как часть понятия электронное правление (или электронное государство), которое в свою очередь ассоциируется с созданием и развитием информационного общества. Формирование электронного Правительства предполагает не просто автоматизацию и подключение к Интернет органов исполнительной и законодательной власти, но также и проведение политики по развитию определенного типа общества, организации участия множества заинтересованных сторон в процессе государственного управления с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, электронное Правительство предполагает многоступенчатое преобразование порядка взаимодействия отношений государства и общества. Первым и важнейшим этапом которого является организация доступа граждан к информации об органах власти и их деятельности.

Особо активно в последние годы проводится перевод отдельных государственных услуг в электронную форму. Развиваются различные формы электронного взаимодействия граждан, организаций и государственных органов при реализации государственного управления.

Параллельно с этим расширяется использование информационных технологий в деятельности органов государственной власти, внедряются системы электронного документооборота как в рамках отдельных ведомств, так и на межведомственном уровне.

Тем не менее, электронное государственное управление в РФ находится на первых этапах своего становления, которые еще не завершены, поскольку информационное присутствие органов исполнительной власти не всегда отвечает критериям открытости.

Однако, создание информационного общества существенно сдерживают проблемы доступа пользователей государственных услуг к технологиям и информации. Так, лишь треть домохозяйств в России имеет доступ в Интернет. А положение России в области развития информационного общества среди других стран мира не высоко и предстоит еще достаточно много сделать.

В перспективе именно на развитии электронного общества в большей степени, нежели на развитие электронного правительства необходимо сосредоточить усилия органов власти. Особое внимание, при этом, необходимо уделять вопросу высокой степени различий уровня развития информационного общества и доступности информационно-телекоммуникационных технологий в различных регионах России.

2. Дан Сандор С. Проблемы развития информационного общества в Румынии // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. с.17 – 21.

3. Шевердяев С.Н. Правовое сопровождение электронного правительства в России: новые идеалы и старые проблемы // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 11. с. 9 - 14.

4. Приходько Л.В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы "электронный суд" // Государство и право. 2007. N 9. С. 80 - 85.

5. Соколова О.С. Электронное государственное управление // Правовые вопросы связи, 2007, №2. с. 22-23.

6. Солодов В.В. E-government и борьба с коррупцией // Вестник Московского университета. Серия 11. Управление (Государство и общество). 2006. N 1. С. 48 – 53.

7. Чако А. Цифровая борьба с коррупцией // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. с. 29-34.

8. Сакович М. Электронные надежды местных и региональных общин // Государственное управление в переходных экономиках. 2003. № 1. с. 24-30.

9. Демпси Дж. Электронное правительство и его выгоды для широких масс // Государственное управление в переходных экономиках, 2003 №1. с. 24.

10. Суд Р. Четыре этапа электронного правительства на рынке общественных услуг. Gartner Group Report, 2000. с .137.

14. Доктрина информационной безопасности РФ: утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. 2000. № 187. 28.09.2009.

15. Об утверждении Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей: Приказ Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/148@ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 27.

16. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 7. С. 776.

17. Правительство off-line // Компания. 2009. 21 сентября. N 34. С. 26.

18. О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы) : постановление Правительства Российской Федерации № 65 от 28 января 2002 года // Собрание законодательства РФ. №5. 04.02. 2002. Ст. 531

19. Об одобрении концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 27 сентября 2004 года № 1244-р // Российская газета № 220. 07.10.2004;

20. Об одобрении концепции региональной информатизации до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2006 года № 1024-р // Собрание законодательства РФ. № 30. от 24.07.2006. ст. 3419;

21. Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года : распоряжение Правительства РФ от 6 мая 2008 года № 632-р // Собрание законодательства РФ. № 20. от 19.05.2008. Ст. 2372.

22. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 № Пр-212 // Российская газета. 16.02.2008. № 34.

23. Маслова Н.Р. Состояние и проблемы формирования правовой основы реализации стратегии развития информационного общества в России на федеральном и региональном уровне // Информационное право, 2009, №2. c. 45-48.

24. Measuring Information Society. Geneva, 2010.

25. Ермак С. Не потерять триллион // Эксперт-Урал, 2010 № 15 от 19.04.10. с.7-11.

26. Российский статистический ежегодник. М.: 2010.: Стат сб. / Росстат. – М., 2010. с.513-522.

Читайте также: