Какие технологии мультисервисных сетей могут использоваться ростелеком для предоставления услуги ота

Обновлено: 02.07.2024

Стремительный прогресс в области телекоммуникационных и информационных технологий привел к появлению новых терминов, обеспецивающих: мультимедиа телекоммуникации, услуги широкополосного доступа, услуги с гарантией времени доставки трафика и др. Постепенно в западной литературе сформировался термин Time Warner Full Service Network (FSN), дословно означающий полносервисные сети, предупреждающие потерю качества из-за несвоевременной (с запаздыванием) доставки трафика. В российской литературе этот термин аналогичен понятию мультисервисных сетей, т.е. сетей, готовых к предоставлению любых телекоммуникацинных и информационных услуг – передачу голоса, мультимедийные услуги, передачу данных и многое другое. Мультисервисные сети могут быть созданы непосредственно на основе как существующих цифровых, так и виртуальных сетей.

Мультисервисная сеть (МСС) представляет собой универсальную многоцелевую среду, предназначенную для передачи речи, изображения и данных с использованием технологии коммутации пакетов (IP). Мультисервисная сеть отличается степенью надежности, характерной для телефонных сетей (в противоположность негарантированному качеству связи через Интернет) и обеспечивает низкую стоимость передачи в расчете на единицу объема информации (приближенную к стоимости передачи данных по Интернету).

Основная задача мультисервисных сетей заключается в обеспечении работы разнородных информационных и телекоммуникационных систем и приложений в единой транспортной среде, когда для передачи обычного трафика (данных) и трафика другой информации (речи, видео и др.) используется единая инфраструктура.

МСС использует единый канал для передачи данных разных типов, позволяет уменьшить разнообразие типов оборудования, применять единые стандарты, технологии и централизованно управлять коммуникационной средой.

Интерактивные ММС предоставляют абонентам широкий спектр услуг: пакеты аналогового и цифрового телевидения, потоковое вещание, Интернет, телефонию, видеоконференция, голосование и опрос населения, видеотелефонию, видео по требованию, дистанционное обучение, медицинские консультации, оплату коммунальных услуг с автоматическим съемом показаний со счетчиков воды, тепла и электроэнергии, охранную сигнализацию, видеонаблюдение и др.

Основными составляющими мультисервисной сети являются: телепорт, транспортная сеть и кластеры. Топология сети определяется спецификой местности, на которой она развертывается.

Под телепортом понимается единый центр управления, получения, обработки, создания и передачи информации. Телепорт строится по модульной технологии (с возможностью поэтапного наращивания предоставляемых услуг) и формируется из оборудования и программного обеспечения (ПО) для организации приема эфирных и спутниковых ТВ- и радиопрограмм; формирования студийных программ; подключения к телефонной сети; подключения к сети Интернет; сбора и обработки данных теле-метрии (показания датчиков воды, электричества и т.п.); сбора и обработки данных видеонаблюдения и датчиков пожарноохранной сигнализации; мониторинга, контроля и управления состоянием сети и доступом к информационным потокам; и других видов услуг.

Кластеры представляют собой группы от 500 до 2 тыс. абонентов, территориально расположенных в непосредственной близости друг от друга, и охватываются интерактивной распределительной сетью.

Для создания мультисервисной сети необходимо сделать следующее:

  • принять решение местными органами власти о необходимости создания сети;
  • получить информацию о состоянии существующих телекоммуникационных сетей, услугах и тарифах;
  • провести маркетинговые исследования;
  • формировать концепцию создания сети;
  • выпустить постановление об организации предприятия с определением учредителей;
  • создать технико-экономическое обоснование создания сети;
  • определить источники финансирования;
  • организовать предприятие;
  • провести изыскательские работы;
  • составить пилотный проект; бизнес-план; проектно-сметную документацию;
  • приобрести материалы и оборудование;
  • выполнить строительно-монтажные работы;
  • определить оператора сети;
  • определить порядок осуществления технического обслуживания сети.

Основные услуги:

Классификация услуг по типу передаваемой информации (контенту): услуги телефонии (и видеотелефонии); услуги передачи данных; широковещательные услуги; услуги выделенных каналов (услуги, безразличные к типу передаваемой информации)№; инфраструктурные услуги (не связаны с передачей клиентом информации – сдача в аренду инфраструктуры, консультационные услуги).

Классификация услуг по типу клиента: услуги, оказываемые другим операторам связи (провайдерам); услуги, оказываемые корпоративным клиентам; услуги, оказываемые индивидуальным пользователям.

Классификация услуг по способу доступа клиента: коммутируемые телефонные каналы или ISDN; каналы SDH различной пропускной способности; каналы Ethernet с различной скоростью передачи; технологии ADSL; гибридные сети на основе коаксиального кабеля и оптического волокна; сети беспроводного доступа и др.

Классификация услуг по типу обмена информацией: предоставление доступа к ресурсам своей сети (и, возможно, через ресурсы своей сети к ресурсам других сетей); двусторонний обмен; транзит; центр обмена информацией (с центром взаиморасчетов или без него).

Услуги, входящие в группу услуг телефонии: предоставление услуг телефонной связи; оказание дополнительных услуг добавленной ценности; организация шлюзов международного доступа для российских операторов телефонии и IP-телефонии и др.

Услуги передачи данных: услуги передачи информации по протоколу ATM; услуги передачи информации по протоколу FR; услуги передачи информации по протоколу IP и др.

Потоковое вещание

Потоковое вещание позволяет передавать мультимедийную информацию и одновременно обеспечивает её прием группой абонентов, территориально удалённых друг от друга. Потоковое вещание применяется для передачи данных большого объема, для рассылки идентичной информации большому количеству адресатов (трансляция заседаний и конференций, консультирование групп пользователей, дистанционное обучение).

Суть потоковой передачи данных заключается в следующем. Передаваемые медиа-файлы сжимаются и разделяются на части (пакеты), а затем последовательно передаются пользователю. Размер пакетов определяется пропускной способностью участка сети или канала связи между клиентом и сервером, передающим видеосигнал. Накопив достаточное количество пакетов в буфер, программа-клиент приступает к воспроизведению одного из них и одновременно получает и выполняет декомпрессию следующих. Основной задачей, стоящей перед буфером, является обеспечение плавного и непрерывного воспроизведения видеосигнала. На практике результаты работы таких приложений по-прежнему очень сильно зависят от быстродействия компьютера и от скорости сетевого соединения, поэтому качество звука/видео — это всегда компромисс. Размер потока (битрейт) напрямую влияет на качество воспроизведения, от него также во многом зависит и то, можно ли будет смотреть видео по сети. Размер потока можно узнать в свойствах файла, однако многие кодеки используют динамически меняющийся битрейт, поэтому даже указанному значению иногда не следует верить.

Службы Windows Media. Windows Media — набор служб, работающих под управлением Microsoft Windows 2000 Server. Эти службы предназначены для передачи звуковой и видеоинформации при помощи одноадресного и группового вещания клиентам. Поставляемое содержимое может быть создано, приобретено у поставщика или передаваться с телевизионных камер и микрофонов. В последнем случае его называют живым потоком (live stream).

Ключевым решением при проектировании AD является решение о разделении информационной инфраструктуры на иерархические домены и подразделения верхнего уровня. Типичными моделями, используемыми для такого разделения, являются модели разделения по функциональным подразделениям компании, по географическому положению и по ролям в информационной инфраструктуре компании. Часто используются комбинации этих моделей.

Состав служб Windows Media. Службы Windows Media соcтоят из служб-компонентов и административной утилиты — Администратор Windows Media (Windows Media Administrator).

Администратор Windows Media — набор веб-страниц, который функционирует в окне браузера Microsoft Internet Explorer версии 5.0 и управляет службами-компонентами Windows Media. При помощи администратора Windows Media можно управлять локальным сервером или одними или несколькими удаленными серверами. Чтобы управлять несколькими серверами, нужно добавить серверы в список серверов, а затем соединиться с сервером, которым не обходимо управлять.

Службы Windows Media предоставляют возможность доставки мультимедийной информации большому количеству клиентов, использующих форматы ASF, WMA и WAV. Клиенты могут проигрывать такие файлы, не загружая их целиком, поскольку они принимаются по сети в виде потоковых данных. Потоковая передача данных существенно уменьшает время загрузки и требования к памяти на клиентской стороне. Она также позволяет транслировать данные неограниченной длины, например, предоставляет возможность живых трансляций.

IP-телефония

Процесс передачи голоса по IP-сети состоит из нескольких этапов.

На первом осуществляется оцифровка голоса. Затем оцифрованные данные анализируются и обрабатываются с целью уменьшения физического объема данных, передаваемых получателю. Как правило, на этом этапе происходит подавление ненужных пауз и фонового шума, а также компрессирвоание.

На втором этапе полученная последовательность данных разбивается на пакеты и к ней добавляется протокольная информация – адрес получателя, порядковый номер пакета на случай, если они будут доставлены не последовательно, и дополнительные данные для коррекции ошибок. При этом происходит временное накопление необходимого количества данных для образования пакета до его непосредственной отправки в сеть.

Извлечение переданной голосовой информации из полученных пакетов также происходит в несколько этапов. Когда голосовые пакеты приходят на терминал получателя, то сначала проверяется их порядковая последовательность. Поскольку IP-сети не гарантируют время доставки, то пакеты со старшими порядковыми номерами могут прийти раньше, более того, интервал времени получения также может колебаться. Для восстановления исходной последовательности и синхронизации происходит временное накопление пакетов. Однако некоторые пакеты могут быть вообще потеряны при доставке, либо задержка их доставки превышает допустимый разброс. В обычных условиях приемный терминал запрашивает повторную передачу ошибочных или потерянных данных. Но передача голоса слишком критична ко времени доставки, поэтому в этом случае либо включается алгоритм аппроксимации, позволяющий на основе полученных пакетов приблизительно восстановить потерянные, либо эти потери просто игнорируются, а пропуски заполняются данными случайным образом.

Полученная таким образом (не восстановленная!) последовательность данных декомпрессируется и преобразуется непосредственно в аудио-сигнал, несущий голосовую информацию получателю.

Таким образом, с большой степенью вероятности, полученная информация не соответствует исходной (искажена) и задержана (обработка на передающей и приемной сторонах требует промежуточного накопления). Однако в некоторых пределах избыточность голосовой информации позволяет мириться с такими потерями.

В настоящее время в IP-телефонии существует два основных способа передачи голосовых пакетов по IP-сетям:

  1. Через глобальную сеть Интернет (Интернет-телефония) - полоса пропускания напрямую зависит от загруженности сети Интернет пакетами, содержащими данные, голос, графику и т.д., а значит, задержки при прохождении пакетов могут быть самыми разными.
  2. Сети передачи данных на базе выделенных каналов (IP-телефония) - можно гарантировать фиксированную (или почти фиксированную) скорость передачи.

Для того, чтобы осуществить междугородную (международную) связь с помощью телефонных серверов, организация или оператор услуги должны иметь по серверу в тех местах, куда и откуда планируются звонки. Стоимость такой связи на порядок меньше стоимости телефонного звонка по обычным телефонным линиям. Особенно велика эта разница для международных переговоров.

При предоставлении услуг в рамках сети IP-телефонии участвует большое количество субъектов, выполняющих различные организационно-технические функции. В рекомендациях TIPHON, разработанных ETSI (The European Telecommunications Standards Institute – Европейский институт стандартизации по телекоммуникациям), определена следующая классификация для субъектов IP-телефонии:

  1. Конечный пользователь IP (IPEU) – пользователь, соединенный с IP-сетью.
  2. Провайдер доступа IP (IPАР) – компания или организация, предоставляющая доступ к IP-услугам, который может быть или доступом к частой IP-сети, или к сети Интернет.
  3. Провайдер IP-сети (IPNP) – компания или организация, который принадлежит IP-сеть.
  4. Провайдер услуг Интернет-телефонии (ITSP) – компания или организация, которая предлагает услуги телефонии через сеть Интернет.
  5. Провайдер взаимодействия (IСP) – компания или организация, которая предлагает услуги по взаимодействию между IP-сетями и сетями с коммутацией каналов для телефонного соединения.
  6. Провайдер услуг сети с коммутацией каналов (SCNP) – компания или организация, которой принадлежит сеть с коммутацией каналов.
  7. Провайдер доступа к сети с коммутацией каналов (SCАP) – компания или организация, которая предоставляет доступ к сети с коммутацией каналов.
  8. Конечный пользователь сети с коммутацией каналов (SCЕU) – пользователь, соединенный с сетью коммутации каналов.
  9. Провайдер информационных услуг (DSP – directory service provider) – провайдер справочной информации.
  10. Провайдер дополнительных услуг (VASP) – провайдер, который предоставляет дополнительные услуги помимо услуг традиционной телефонии.
  11. Брокер – провайдер делового обслуживания, который обеспечивает возможность межсетевого обмена между провайдерами IP услуг и операторами сетей с коммутацией каналов, включая урегулирование расчетов.

Видеоконференция

Видеоконференция – это вид телекоммуникаций между двумя и более абонентами, который позволяет им видеть и слышать друг друга независимо от разделяющего их расстояния. Для организации видеоконференций используется технология - видеоконференцсвязь. Общение в режиме видеоконференций также называют сеансом видеоконференцсвязи.

Видеоконференцсвязь (ВКС) – телекоммуникационная технология, обеспечивающая организацию видеоконференций между двумя и более абонентами по сети передачи данных. Во время Сеанса ВКС обеспечивается интерактивный обмен звуком и изображением. Также абоненты могут транслировать телеметрические данные, компьютерные данные, демонстрировать документы и объекты с использованием дополнительных видеокамер. Передача потока звука и видео по сети передачи данных обеспечивается путем кодирования/декодирования данных (аудио и видео потока) с использованием стандартизованных аудио- и видео-кодеков.

Основные области применения систем видеоконференцсвязи:

  • поддержка принятия оперативных решений;
  • сопровождение проектов на удаленных объектах;
  • пресс-конференции;
  • повышение квалификации специалистов;
  • дистанционное обучение.

Наибольший интерес в области образования представляет дистанционное обучение. Сочетание web-технологий и систем видеоконференций позволяет проводить лекции и семинары из одной аудитории для нескольких вузов одновременно. Тем самым значительно экономиться время преподавателей, которым больше нет необходимости совершать утомительные перелеты, достигается синхронизация образовательного процесса в региональных отделениях центральных вузов, экономятся средства частных учебных учреждений на оплату приглашенных преподавателей. При проведении семинаров и практических занятий, с одной стороны, слушатели получают наглядную информацию к материалам, сопровождающим занятие, с другой стороны, преподаватель имеет возможность удаленно (!) оценить эффективность занятия, ответить на вопрос конкретного слушателя.


Николай расскажет, что же такое индустриальный интернет вещей и чем он отличается от привычного IoT, а также про решения, которые уже есть у Ростелекома.


Под катом — о роли IIoT в автоматизации систем ЖКХ, сельского хозяйства, умных офисов и многое другое.

Николай Шевалье: этот слайд — отражение всех технологических аспектов, которые могут так или иначе присутствовать в проектах индустриального интернета. Как видно по картинке, аспектов немало, поэтому я кратко расскажу о каждом из них.

Индустриальный интернет

В общем смысле индустриальный интернет — это новый виток автоматизации, позволяющий достичь более высокого качественного уровня на различных производствах. Тут мы говорим и о сельском хозяйстве, и об атомной энергетике, и о металлургии. Фактически это подраздел интернета вещей, но сфокусирован он именно на промышленных решениях. Структуру картинки следует рассматривать снизу вверх — от датчиков до информационных систем.

Датчики и устройства собирают информацию как с физических, так и с киберфизических систем, и это позволяет нам работать с такими данными. Здесь у нас всевозможные датчики, роботы, видеоаналитика, системы безопасности (как привычный security, так и безопасность труда).

Уровнем выше — Edge, это системы, которые находятся на производстве рядом с устройствами. Прямо на заводах в контурах техпроцессов. АСУ ТП (автоматическая система управления технологическим процессом), пожарная тревога и подобные системы, которые требуют минимальной задержки от наступления какого-то события до реакции на него.

Еще выше — Сеть передачи данных, задача которой эти данные передавать в вычислительные центры для последующей обработки. Радиосети, наложенные сети, фиксированные сети. Кстати, в чем тут разница: фиксированные сети — это оптические линии, несущий хребет всей системы связи вообще. Не будет их, не будет радиосвязи, потому что радиосвязь без оптики работать не будет. Это на последней миле радиосвязь позволяет эффективно и быстро подключать устройства, не протягивая кабель. Но до этой последней мили кабель необходим. Наложенные сети — системы маршрутизации и управления трафиком, с их помощью можно организовать выделенные частные сети поверх любой структуры с необходимым уровнем защиты.

После сетей — инфраструктура ЦОДов (здесь СХД, сервера, IDS, файрволлы) и софт для работы с информацией (виртуализация).

На этом же уровне классический набор — сами ЦОДы, хранение данных, сервисы резервного копирования, IaaS и подобное…

Отдельно отмечу ПО, которое позволяет организовать работу с данными, а также их процессинг и хранение. Тут еще очень активно набирает силу тренд в плане вычислений в памяти, блокчейн (в одном из утопичных вариантов развития технологий разные IIoT-решения смогут взаимодействовать друг с другом в рамках смарт-контактов).

Следующий глобальный уровень — более умные системы. Искусственный интеллект, различные биллинги, системы управления производством, security-мониторинг, собирающий данные со всех уровней безопасности при помощи ИИ и систем аналитики.

В общем, это если вкратце описать схему организации IIoT. Важно вот что: специальные системы обеспечения инфобезопасности применяются на каждом уровне. И защищенным решение можно считать только тогда, когда защищены все его уровни и учтены все организационные процессы сотрудников, которые взаимодействуют с таким решением.

Детальнее


Вот на этом слайде речь идет о LP WAN. Это энергоэффективные сети дальнего действия. Самые известные и устоявшиеся стандарты — LORA-WAN, SigFox, LTE-Cat NB( NB-ioT), LTE-CAT M1. Чтобы понимать уровень действия таких сетей, их проще сравнить с бытовыми. Вот есть у нас всех Bluetooth — это стабильная работа и связь с устройствами в радиусе от пары метров до пары десятков метров. Потом идут сети сотовой связи — 2G, 3G, 4G. И уже за ними — LP WAN, сети самого дальнего действия, у них самый большой радиус покрытия и они позволяют достичь определенного уровня энергоэффективности. К примеру, есть газовый счетчик, передающий показания раз в заданное время, и можно на нем не менять батарейку лет 10.

Защита ЦОДов

Вот слайд от наших коллег, занимающихся информационной безопасностью, который показывает распространенные угрозы.


Конечно, если сервис работает только для пары-тройки IP, можно просто закрыть контур, и уже этим обеспечить себе нужный уровень защиты. Но если это открытый сервис, предполагающий взаимодействие с ним пользователей, то здесь уже могут накладываться привычные сетевые угрозы. Спам-боты, хакерские атаки, DDoS и прочее добро. Для защиты от подобного используют большое количество технических средств защиты которые в случае нештатных ситуаций оповещают центры security operation — там сидят специально обученные безопасники и реагируют на заданные события.


Для ЖКХ есть специальный сервис, разработанный в Ростелекоме, который позволяет автоматизировать получение данных с приборов учета, которые стоят в квартире почти у всех: счетчики воды, электроэнергии, причем как индивидуальные, так и общедомовые. Если раньше эти значения приходилось вводить вручную, что приводит и к трате времени, и к передаче не совсем корректных показаний, то сейчас в РФ уже существует ряд комплексов, где участие человека в этом процессе полностью исключено. Все эти вещи успешно автоматизированы и сами собирают показания со всех датчиков и передают их в управляющие и ресурсоснабжающие компании.

Энергетика


Кроме ЖКХ в общем, мы разработали комплексное специальное решение для учета электроэнергии. Страшная аббревиатура АСКУЭ на слайде — это всего лишь Автоматизированная Система Коммерческого Учета Электроэнергии. Что она делает — понятно из названия. Это счетчики, которые ставятся на самих подстанциях, на точках подключения пользователей, на генерации — все это позволяет энергетикам понять, насколько эффективно работают сервисы. Схема работы простая: прибор учета – линк канала связи – ЦОДы – приложение, визуализирующее и обрабатывающее данные.

Умный офис


Решение для умного офиса помогает фиксировать ряд показателей, которые важны для комфортной работы человека в офисном помещении. Прежде всего, это уровни CO2 и освещенности, которые часто недооценивают, а также общее потребление электричества. Тут сразу два “зайца на прицеле”: и сотрудникам работается комфортнее, и эксплуатирующему персоналу помогает экономить за счет более рационального использования ресурсов.

Мониторинг персонала на производстве


Кроме офисов существуют и более опасные производства, на которых необходимо снижать возможный травматизм и мониторить персонал. Главная затея тут — знать, что у сотрудника все в порядке с самочувствием, и что он находится там, где надо, и не находится там, где не надо. Для заводов с большим количеством движущихся механизмов это критично важно. Есть много различных датчиков, от газоанализаторов до браслетов, контролирующих как пульс и состояние сотрудника, так и его местоположение. Это помогает вовремя оповещать систему о том, что сотрудник внезапно оказался там, где прямо сейчас ему быть опасно (к примеру, движется кран или планируется выброс газа). В таком случае система приостановит работу, автоматически оповестит ответственного и дождется, пока человек покинет опасную зону. А еще есть умные каски, которые фиксируют наличие удара или попадание на их поверхность кислоты, и тут же оповещать ответственный за производственную безопасность персонал.

Сельское хозяйство


Конечно, то, что мы сейчас делаем, нацелено именно на актуальный парк машин — они не беспилотные, но все равно достаточно “умные”, мы автоматизируем процесс выбора самих приборов и создаем систему управления для работы с устройствами.

Мониторинг крупного рогатого скота


В Ростелекоме вместе с другими компаниями мы реализовали мониторинг крупного рогатого скота. Задача у сельского хозяйства тут была такая — есть потребность понимать, когда коровы готовы размножаться, болеют или нет, где именно они пасутся. Это все важно для того, чтобы определять лучшие моменты — понимать, готова ли корова спариваться, или у нее голова болит, пора ли выпускать быков или подождать, вовремя реагировать на заболевание животного и прочее. Подобные решения помогают и контролировать состояние животных, и повышать качество продукции, и следить за рентабельностью.

Зачем тут искусственный интеллект


Данные мало просто собрать и хранить — с ними надо работать. Это помогает сценариям предиктивной аналитики. Например, мы собрали данные, при этом мы знаем, где и когда эти данные были собраны, добавляем к этому объему расчеты проектных НИИ, информацию о событиях на производстве, включая нештатные, добавляем базовую информацию о процессах отрасли, неважно, энергетика это или сельское хозяйство. Нормализуем эти данные с помощью математики и моделей. А потом добавляем аналитику и предиктивную составляющую.

Модуль предиктивной аналитики выглядит так:


Это и есть построение предиктивных моделей. Существует контур, в котором данные моделируются, и системы, в которых они фиксируются. Кроме этого — тестовые наборы данных, наборы данных для обучения и, само собой, реальные данные. Это постоянный процесс, модель надо дообучать. Сейчас хорошим показателем для модели считается 90% точности. Среднее же значение пока у большинства моделей — 85-87.

Хотите ли вы заменить существующие SCADA на IIoT?

Хороший вопрос. На самом деле, существующие SCADA — они очень разные. Если рассматривать саму концепцию IIoT, SCADA под нее подходит, как и MES-системы, они тоже могут стоять в рамках IIoT. Это не говорит о том, что их надо менять, тут есть несколько вариантов.

IIoT-платформа подключается к MES-системе или SCADA уже готовой.
Когда происходит качественная замена оборудования, которому SCADA не нужна, потому что оно умеет все эти вещи делать оперативно на своем уровне.
Есть Edge-уровень, где SCADA оформлена в некоем fog-варианте.

То есть произойдет замена SCADA на SCADA в развернутом fog, это будет новые Edge-уровень платформы, управляемый централизованно, но находящийся на локальной точке. И в этой инфраструктуре будет разворачивать решение по сути та же SCADA, но уже в другом контуре управления.

Поэтому как класс SCADA никуда не уйдет, просто трансформируется.

Какие главные задачи сейчас стоят перед IIoT Ростелекома?

Сейчас это 4 сектора — сельское хозяйство, производство, ТЭК и энергетика. Цифровизация каждой из отраслей видится очень перспективной.

Интересны системы контроля людей на предприятиях — работают ли, насколько качественно, нарушают ли регламенты. Такие кейсы очень часто решают видеоаналитикой или контролем станков, за которыми работают люди, вот как завод, с которого мы брали датасет для задач. Подобным подходом завод увеличил производительность в два раза, просто потому, что стали смотреть: станок простаивает = им не пользуются. И тут дело не в том, что сотрудники работали так себе, там просто так сами процессы были устроены, что иногда возникали простои.

Сейчас актуальны производственные системы кайдзен или бережливое производство, в рамках системы управленцу требуются данные для принятия решений. Нужен сбор данных с приборов учета, нужна их визуализация. Я не случайно так часто говорю про визуализацию, она важна, потому что помогает взглянуть на один и тот же набор данных под разным углом.

О хакатоне

На призыв собраться и написать IIoT-решение для реального бизнеса мы получили 434 заявки, а участвовали в итоге 184 человека — 35 команд. Это начинающие разработчики, которые пробовали свои силы в новой для себя области.

Из них добрались до финиша и презентовали свои проекты 33 команды, 174 участника. Лучших из них мы отсматриваем на позиции в Ростелекоме. Вот как всё было.

Ростелеком и технология PON

Последнее время скорость доступа в интернет заметно возросла. Это связано с требованиями новых услуг и "тяжелых" приложений, которые могут полноценно функционировать только с подключением PON от Ростелеком. Именно поэтому было необходимо введение оптоволоконных технологий, которые отвечают требованиям высокоскоростного интернета.

  • Что представляет собой PON-технология
  • Особенности PON-интернета
  • Оборудование для подключения
  • Настройка модемов

PON технология от Ростелекома

Самым главным преимуществом данной технологии по сравнению с другими типами подключения является высокая скорость по спидтесту передачи данных и, как следствие, отзывчивость сетей. Поэтому PON-подключение является оптимальным для подсоединения к интернету крупных кокомпаний.

В настоящее время требования к скорости интернета достигают 100 Мбит/с, а в скором будущем приблизятся к 1 Гбит/с. Поддерживать такие высокие показатели способны только оптические кабели. Особенно это касается больших расстояний, которые, конечно же, существуют между провайдером и пользователем.

Схема подключения абонентов PON

Для поставщиков услуг уже сейчас предоставляется полоса пропускания FTTH (Fiber to the Home), которая проводится к дому. Такими образом, новые постройки будут служить основой сетей доступа и смогут функционировать на протяжении многих лет. Проведение сетей доступа FTTH далеко не дешевый процесс, который требует не только трудоемких строительных работ, но и значительных финансовых затрат.

Тем не менее, развитие технологии разделения сигналов по длине волны (WDM), использующей одно волокно для входящего и исходящего трафика, в значительной степени улучшило ситуацию. Первые из сетей FTTH уже перешли к более новому стандарту, где одиночное волокно соединяется с пассивным оптическим разделителем, который в свою очередь распространяет сигнал для нескольких абонентов.

Именно этот стандарт и стал называться PON-технологией, которую сейчас активно применяет Ростелеком. Благодаря этой технологи, сеть может поддерживать расщепление сигнала в соотношении 1:64 из одного волокна. Кроме того, PON-технологии Ростелеком позволяют абонентам использовать аналоговые и цифровые телевизионые услуги без применения IP-приставок.

Преимущества интернета по технологии PON от Ростелекома

Наиболее значимым преимуществом PON интернета от Ростелеком является то, что при помощи недорогих оптических разделителей общее оптоволокно обеспечивает сетью множество пользователей. Но следует помнить, что такие разделители поддерживают отзывчивость сети при количестве пользователей до 64. Таким образом, эта технология вызывает интерес не только у абонентов, но и поставщиков услуг, которые желают заменить несколько устаревшие медные сети.

интернет по технологии PON от Ростелеком

Особеностями PON сетей, которые можно назвать ещё и плюсами, являются:

  • отсутствие электромагнитных помех, так как нет необходимости использовать активное оборудование непосредственно в сети доступа;
  • уменьшение волокна и оборудования в центральном офисе.

PON оборудование от Ростелеком обеспечивает большую пропускную способность и поддерживает двойной коэффициент распределения. Это значит, что с 64-полосным распределением каждый пользователь получит довольно большую пропускную способность соединения, около 35 Мбит/с. В случае использования провайдером более низких коэффицентов распределения, к примеру, 16 или 32, абоненты получат еще большую пропускную способность. Благодаря эффективному использованию пропускной способности стандарта PON абонентам предоставляется большая скорость передачи данных. Кроме того, данная технология дает возможность использовать не только высокоскоростной интернет, но и мультисервисные услуги, такие, как видео, голос, данные.

Какие модемы подойдут для подключения PON от Ростелекома

Технология GPON представляет собой общеотраслевой взаимозаменяемый стандарт. Это свидетельствует о том, что модемы PON любого производителя будут корректно работать с такими устройствами, как ONT.

Модем для PON интернета

Это, в свою очередь, влияет на снижение стоимости оборудования и дает возможность провайдерам предлагать абонентам наиболее выгодные тарифы на услуги. Также, важно отметить, что обновленная технология на основе XGPON стандартов увеличивает производительность сетей до 10 Гбит, при этом сохраняется обратная совместимость с уже развернутыми сетями.

Как настроить оборудование

Как правило, PON оборудование от Ростелеком не нуждается в тщательной настройке, так как все необходимые параметры уже внесены провайдером. Но в некоторых моделях Wi-Fi роутера с технологией PON необходимо будет настроить конфигурации беспроводной сети и установить параметры подключения. К этим параметрам относятся логин и пароль пользователя PPPoE типа, которые Ростелеком предоставляет абоненту при заключении договора.

Настройка PON подключения

Если после корректного внесения всех необходимых параметров, на оборудовании горит красным индикатор PON, то рекомендуем с этой проблемой обратиться в службу технической поддержки клиентов Ростелеком.

Если у вас остались вопросы по данной технологии, то советуем посмотреть данный видеоролик.

Ростелеком и технология PON в Вологде видео

Ростелеком предлагает подключение к интернету по всей России. В различных уголках страны используются разные технологии передачи данных по сети, потому как зависят от используемой сетевой инфраструктуры. От этих инфраструктур и зависит тип подключения Ростелеком. Рассмотрим все используемые технологии подключения.

Способы подключения к интернету

Компания предоставляет своим клиентам выход в сеть, используя самые современные технологии. Их выбор зависит от инфраструктуры сетей, что развернута в непосредственной близости к вашему дому:

  1. xPON – отдельный оптический провод заводится прямиком в дом или квартиру и сопрягается с домашним коммутатором/роутером. Скорость при правильном развертывании домашней сети можно получить самую высокую (до 1 Гб/с).

Какой тип соединения использует провайдер Ростелеком?

  1. Оптика FTTb – линия связи, которая подводится к узлу (например, многоквартирному дому), а дальше разводится с помощью витой пары. Этот кабель не боится изгибов, так как оптоволоконный, поэтому в монтаже намного легче. Скорость при этом может достигать до 500 Мбит/с.

Какой тип соединения использует провайдер Ростелеком?

  1. xDSL – подключение по телефонной линии. Хотя данная сетевая инфраструктура устарела, но она широко применялась ранее и в целом все также функционирует сейчас. Новые технологии способны передавать интернет, не обрывая телефонную связь. Скорость при развертывании оборудования для ADSL – 11 Мбит/с, а для VDSL – 70 Мбит/с.

Какой тип соединения использует провайдер Ростелеком?

  1. DOCSIS – использование коаксиального телевизионного кабеля в качестве источника для передачи сетевых данных. Технология пережила немало трансформаций. Ростелеком использует версию DOCSIS 2.0, выпущенную в 2001 году с максимальной скоростью передачи данных 42 Мбит/с на загрузку и 10 Мбит/с на отдачу.

Какой тип соединения использует провайдер Ростелеком?

Подробно про сельский интернет от Ростелеком писал наш Бородач тут.

Варианты для подключения вас к интернету полностью зависят от того, в каком районе находится здание, куда нужно провести связь с глобальной сетью. Стоимость подключения и абонентской платы тоже зависит от места дислокации объекта.

Определение типа подключения

На сайте Ростелекома есть возможность выбрать, из какого вы города в правом верхнем углу сайта.

Какой тип соединения использует провайдер Ростелеком?

После выбора города вам будут представлены всевозможные тарифы для подключения. Под стоимостью каждого тарифа будет указана максимально доступная скорость передачи данных и тип соединения с интернетом для провайдера Ростелеком.

Какой тип соединения использует провайдер Ростелеком?

Оборудование

Вместе с услугами поставщик предлагает взять аренду или купить специальное оборудование для подключения к интернету. Для кабеля по технологии xPON предлагается приобрести один из оптических абонентских терминалов, стоимостью 6200 рублей:

  1. RT-GM-1.
  2. RT-GM-2.
  3. RT-GM-3.
  4. RT-GM-4.
  5. Eltex NTU-RG-1421G-Wac.
  6. Eltex NTU-RG-1421G-WZ.

Для технологии FTTb с подключением в порт WAN витой пары предлагаются гигабитные маршрутизаторы, стоимостью 3500 рублей:

  1. Iskratel E80.
  2. Rotek RX-22311.
  3. ZTE H298A.
  4. Iskratel E70.

Для тарифов до 100 Мбит/с подходят Sercomm S1010 и Rotek RX-22200 за 2100 рублей. Совместно с xDSL используют модели за 1890 рублей: ZTE H108N и Upvel UR-344.

Для работы с технологией DOCSIS предлагается кабельный модем ARRIS CM820, поддерживающий версию 3.0. Для подключения к общедоступному Wi-Fi в сельской местности никакого дополнительного оборудования не нужно. Только собственные гаджеты.

Настройки

О том, как настроить роутер TP-Link для Ростелеком, можно узнать в следующем видео:

  1. Подвести в дом/квартиру кабель и подключить его к роутеру.
  2. Если проводится оптоволокно, кроме маршрутизатора используется PON розетка.
  3. При проводном подключении соединить патч-кордом LAN-порт роутера с сетевой картой или LAN-портом материнской платы компьютера.
  4. Настроить PPPoE для xDSL или Ethernet соединение для линий связи PON/FTTb.
  5. Активировать беспроводную точку доступа.
  6. Подключить мобильные устройства к Wi-Fi (необязательно).
  7. Оставить данные о беспроводной точке доступа, авторизации в веб-интерфейсе роутера, если они отличны от заводских (тех, что указаны в брошюре, на задней части корпуса роутера).

О том, как самостоятельно настроить ADSL модем от Ростелеком, читайте здесь.

Заключение

Настройка оборудования

Подключение по технологии xPON — что это такое?!

Passive Optical Network — xPON — это пассивная волоконная оптическая сеть широкополосного доступа на самых высоких скоростях. Она строится на пассивных (то есть не имеющих электропитания и управления) компонентах: сплиттеры-разветвители, комбинаторы и т.п. Активное оборудование используется только в начале — это станционный терминал OLT, а так же в конце линии — абонентский терминал ONT. За счёт этого уже сейчас такие сети выходят значительно дешевле обычных медных, особенно для частного сектора и коттеджных посёлков.

пассивные оптические сети pon

Всего лишь по одному тоненькому оптическому волокну, которое заводится прямо в дом или квартиру, абонент может получить сразу целый пакет услуг — доступ в Интернет на скорости 200 Мбит и выше, цифровое интерактивное телевидение, SIP-телефония и видеонаблюдение.

  • PON — скорость до 100 Мбит в секунду — скорость от 200 Мбит до 1 Гбит в секунду.
  • XG-PON — скорость от 1 до 10 Гбит в секунду

Есть более скоростные и передовые разработки, но до того, как их начнут использовать для подключения абонентов, пройдёт не менее 10 лет. Компания Ростелеком сейчас активно подключает именно GPON, предлагая тарифы до 1 Гбит/с. Обычному рядовому пользователю этого хватит с лихвой. Такую скорость даже сегодня практически некуда использовать даже с учётом видео-трансляций в 8К-качестве. И ближайшие годы картина вряд ли изменится.

Внимание! Многие ошибочно путают xPON с обычной оптикой Peer-to-Peer, где прямое волокно с одной стороны включается в коммутатор на станции, а другим доходит до абонента без всяких сплитеров и терминалов. На самом деле это абсолютно разные технологии.

Оптика в дом — как всё это выглядит?

Теперь я покажу как оптика в дом xPON от Ростелеком выглядит с технической стороны — от начала, то есть со станции, и до самого оконечного абонентского устройства доступа в Интернет.

Станционная часть — это OLT-терминал. Он является отправной точкой оптического сигнала до клиента. Эти терминалы различаются количеством портов.

станционное оборудование ВОЛС

На один порт обычно можно подключить до 128 абонентских устройств. Зона покрытия xPON строится кластерами и в зависимости от масштабов стройки и с учётом дальнейшего расширения ставится соответствующее головное устройство.

оптический сплиттер gpon

Обычно сеть строится так, что на линии от станции до абонента стоит 2 разветвителя.
Первый разветвитель располагается в распределительном шкафу и с него подключены кабельные районы.
Второй — это так называемая дроп-муфта , с которой уже идёт кабель к абоненту. В многоэтажных домах он выглядит так:

домовая распределительная сеть волоконно оптические линии связи

В частном секторе дроп-муфты вешают на столбах и выглядят они как среднего размера пластмассовая коробка с входящими в неё черными проводами:

подключение xpon ростелеком

Именно отсюда уже тянется дроп-кабель непосредственно к абоненту где уже устанавливается оптическая розетка. От розетки к оконечному устройству доступа прокладывается оптический шнур (ШОС).

Шнуры для xPON жёлтого цвета с разъёмом типа SC на концах. Обратите внимание на сами разъёмы, он используются синего или зелёного цвета:

коннекторы sc

ферула оптического коннектора

Кстати, если посмотрите на оптический терминал, то и у него цвет розетки будет совпадать с цветом коннектора.

Последним звеном в цепи идёт абонентский ONT-терминал — устройство доступа, устанавливаемое на стороне клиента. Спереди он выглядит как обычный WiFi-роутер.

подключение оптического терминала пон

А вот на задней части в глаза сразу бросается оптический вход, выполняющий роль WAN-порта. Подробнее о том, какие ПОН-терминалы используются в Ростелекоме, я расскажу ниже.

И ещё небольшое замечание для будущих абонентов. Имейте ввиду, что оптическое волокно не скручивается и его можно сломать. Если Вы его каким-то образом повредите или порвёте, то соединить без специального оборудования будет невозможно. Сварка и ремонт такого кабеля выполняется с помощью сварочного аппарата.

сварочный аппарат волс

Для измерения параметров линии и поиска обрывов так же используется специализированная дорогая аппаратура — оптический рефлектометр. По полученным после измерений данным прибор формирует список характеристик, который называет рефлектограмма.

рефлектометр

Кстати, часто повреждение можно обнаружить и без рефлектометра, просто пройдя по патч-корду от роутера к розетке. Оптика очень не любит перегибы, а пользователи достаточно часто умудряются сгибать кабель под разными острыми углами и это первая причина по которой горит лампочка LOS на терминале.

Абонентский оптический терминал Ростелеком

Для подключения по технологии xPON необходим специальный оптический роутер, который называется терминал ONT. В настоящий момент, компания Ростелеком стала использовать брендированные модели терминалов.

  • RT-GM-1 — Sercomm RV6699
  • RT-GM-2 — Huawei EchoLife
  • RT-GM-3 — Iskratel
  • RT-GM-4 — ZTE ZXHN F670 Запись опубликована 26 ноября 2020 автором XasaH в рубрике Провайдеры с метками gpon, xpon, оптика, Ростелеком.

Читайте также: