Какие события положены в основу рок оперы газетная история из жизни

Обновлено: 30.06.2024

Учитель. Сегодняшний урок мы начинаем со слушания музыки. Предлагаю вам послушать музыку и определить – к какому жанру относится эта музыка.

- К какому жанру относится прозвучавшая музыка?

(Эту музыку можно отнести к одному из жанров современной музыки)

-К какому направлению современной музыки можно отнести песню, которая сейчас прозвучала?

(Сейчас звучала рок-музыка)

Мы слушали музыку из рок-оперы.

Эндрю Ллойд Уэббер – современный английский композитор, сегодня на уроке будет звучать его музыка.

(Портрет Э. Уэббера закрепляется на доске или приложение 3, слайд 2)

-Вспоминаем, что обозначает слово либретто? (Приложение 3, слайд 3)

(Либретто – это литературная основа оперы. В переводе с итальянского языка слово либретто означает книжечка. Без либретто композитор не может написать оперы, т. к. в либретто записывается литературное изложение сюжета оперы или балета. В основу либретто может быть положен какой-нибудь исторический факт или литературное произведение.)

В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа.

- Что такое Евангелие?

(Это книга, входящая в состав Библии, в которой рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа) (Приложение 3, слайд 4)

Однако, темы, к которым обратились создатели этого произведения, вечные: это добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему. В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы широкому кругу молодежи, слушателям, которые желали приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе, как о Спасителе мира.

Впоследствии опера была экранизирована (т.е. по сюжету оперы был снят кинофильм режиссером Н. Джуисоном).

Публика (зрители, особенно молодежь) приняли рок-оперу с восторгом, некоторые песни из рок-оперы стали хитами 20-го века.

Пластинки с записью оперы разошлись невиданно большим тиражом.

Показ первого видеофрагмента из рок-оперы.

-Каков характер этой песни?

-Какие черты современной музыки слышны в этой песне?

-Какие чувства показываются в песне?

Знакомство с увертюрой из рок-оперы.

Мы познакомились с песней из рок-оперы. Вслушаемся ещё раз в это жанровое определение – рок-опера. В этом словосочетании ощущается соединение истории и современности. Жанр оперы существует уже 300 лет (300 лет зрители слушают в театре классические оперы!). Жанр рок-оперы появился во второй половине 20-го века, этому жанру ещё нет и сорока лет.

Рок-опера – это сплав истории и современности, сплав, который открыл возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего.

Принято считать, что рок-опера – это опера, написанная сугубо языком рок-музыки. На самом же деле это далеко не так. Рок действительно многое определяет в этом жанре, является важнейшим, цементирующим музыкальное развитие оперы. Важнейшим, но не единственным!

- Какое музыкальное произведение И.С. Баха раскрывает евангельские события?

(Вокально-инструментальный жанр музыки)

Чтобы написать рок-оперу надо знать правила по которым пишется классическая опера. Любая опера начинается со звучания увертюры (это одно из правил создания оперы). Увертюра призвана настроить слушателей оперы на определенный лад, ввести их в мир образов произведения. Слушая увертюру, мы как бы узнаем краткое музыкальное содержание всей оперы. Композитор заостряет наше внимание на тех событиях, которые произойдут в дальнейшем, подготавливает слушателей оперы к действию, которое развернется перед ними на сцене. (Приложение 3, слайд 5)

Об увертюре можно сказать и так: это оркестровое вступление к опере, балету, драме, кинофильму, в котором композитор передает идейный замысел всего произведения в целом, а так же отдельными штрихами рисует музыкальную характеристику главных героев предстоящего спектакля.

Послушайте начало увертюры, определите общий эмоциональный строй событий, которые будут происходить далее в рок-опере.

Слушание 1-го раздела увертюры.

-Каким было начало увертюры? Как звучала музыка?

(Тревожно, мрачно, напряженно)

Открывается (начинается) увертюра мрачным гудением низких струнных инструментов, на фоне которых звучит однообразно повторяющаяся тема с интонациями вопроса, интонациями неопределенности.

В увертюре к рок-опере можно условно выделить четыре раздела. С музыкой первого раздела мы познакомились. После первого раздела (без паузы) сразу начинает звучать второй раздел увертюры. Мы с вами сейчас так и послушаем: сначала первый, а затем сразу второй. Постарайтесь определить по слуху, какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры.

Слушание 1-го и 2-го разделов увертюры.

-Какие черты приобретает музыка во втором разделе увертюры?

(Музыка приобретает черты активно-грозного звучания, при поддержке агрессивного ритма, напоминающего скачку.)

-Какие музыкальные инструменты солируют во втором разделе увертюры?

(Медные и ударные)

Слушание 3-го раздела увертюры.

На фоне тревоги и взволнованности начинается последний, четвертый раздел увертюры (кода).

Послушайте этот раздел.

1-е слушание 4-го раздела увертюры.

-Какую знакомую мелодию вы услышали в четвертом разделе увертюры?

Эта инструментальная тема не достигает своего завершения, а обрывается как будто бы на полуслове.

2-е слушание 4-го раздела увертюры.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент из кинофильма, снятого по сюжету рок-оперы, в котором звучит увертюра целиком.

Показ второго видеофрагмента.

Итог.

-На какое развитие событий в опере настраивает нас увертюра?

(Увертюра настраивает слушателей оперы на тревожный, взволнованный лад, на трагическое окончание рок-оперы.)

Приложения

Приложение 1 (МУЗЫКА).

Трек 2 – первый раздел увертюры, время звучания трека 52 секунды

Трек 3 – первый и второй разделы увертюры, время звучания трека 2 минуты 13 секунд

Трек 4 – третий раздел увертюры, время звучания трека 1 минута 05 секунд

Трек 5 - четвертый раздел увертюры, время звучания трека 55 секунд

Приложение 2 (ВИДЕО).

Часть 2 – увертюра, время видеофрагмента 5 минут 31 секунда

Приложение 3 (Презентация)

Слайд 1 – тема урока

Слайд 2 – портрет Уэббера

Слайд 3 – либретто

Слайд 4 – Евангелие

Слайд 5 - увертюра

Примечание.

Часть приложений (музыка и видео фрагменты) не были выложены из-за размера файлов. По поводу этих приложений обращайтесь к автору данной статьи.


Рассмотреть драматургию развития и музыкального языка увертюры.

Задачи урока:

Образовательные:

1.Обеспечить усвоение знаний обучающихся о направлениях рок-музыки.

Развивающие:

1.Развивать музыкальный уровень обучающихся, способность чувствовать, понимать, любить явления искусства.

2.Развивать умение давать эмоциональную характеристику музыкальных образов.

Воспитывающие:

1.Воспитывать умение работать в коллективе, уважительно относиться друг к другу.

Работа по теме урока.

Учитель. Сегодняшний урок мы начинаем со слушания музыки. Предлагаю вам послушать музыку и определить – к какому жанру относится эта музыка.

- К какому жанру относится прозвучавшая музыка?

(Эту музыку можно отнести к одному из жанров современной музыки)

-К какому направлению современной музыки можно отнести песню, которая сейчас прозвучала?

(Сейчас звучала рок-музыка)

Мы слушали музыку из рок-оперы.

Эндрю Ллойд Уэббер – современный английский композитор, сегодня на уроке будет звучать его музыка. возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего.

Жанр оперы существует уже 300 лет (300 лет зрители слушают в театре классические оперы!). Жанр рок-оперы появился во второй половине 20-го века.

Появлением ЭТОЙ рок-оперы мы обязаны англичанам – композитору Эндрю Ллойд Уэбберу и либреттисту Тиму Райсу. (записать в тетрадь).

В основу сюжета рок-оперы положены события Евангелие, повествующие о последних семи днях земной жизни Иисуса Христа.

- Что такое Евангелие?

(Это книга, входящая в состав Библии)

Однако, темы, к которым обратились создатели этого произведения, вечные: это добро и зло, любовь и ненависть, верность и предательство… Каждое поколение людей пытается осмыслить эти темы по-своему. В рок-опере органично переплелись различные направления классической оперы и популярной музыки (такой как соул, хард-рок, джаз, рок-н-ролл, балладный рок и др.), что сделало доступными образы и музыкальный язык рок-оперы широкому кругу молодежи, слушателям, которые желали приблизиться к пониманию библейской легенды об Иисусе Христе, как о Спасителе мира.

Впоследствии опера была экранизирована (т.е. по сюжету оперы был снят кинофильм режиссером Н. Джуисоном).

СЮЖЕТ ОПЕРЫ

Иисус Христос – предназначен для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой

Иуда – предатель, но который предает ради спасения самого Христа и его дела

Понтий Пилат – который наказывает против своей воли

царь Ирод – в нем воплощены все возможные пороки.

Иисус в опере совершенно не тот, которого мы знаем по писаниям евангелистов. Скорее он напоминает лидера движения молодых хиппи. Он видит свою цель в избавлении людей от зла, но при этом полон сомнений, трагических предчувствий. Иисус верит в судьбу, в её роковое предназначение.

Основной вопрос, на который мы с вами должны ответить сегодня на уроке:

– Почему композитор написал это произведение в стиле рок ?

- Можете ли вы мне сказать, что лежит в основе любой оперы?

- Либретто. Вспоминаем что такое либретто.

Показ первого видеофрагмента из рок-оперы.

-Каков характер этой песни?

-Какие черты современной музыки слышны в этой песне?

-Какие чувства показываются в песне?

Знакомство с увертюрой из рок-оперы.

Мы познакомились с песней из рок-оперы. Вслушаемся ещё раз в это жанровое определение – рок-опера. В этом словосочетании ощущается соединение истории и современности. Жанр оперы существует уже 300 лет (300 лет зрители слушают в театре классические оперы!). Жанр рок-оперы появился во второй половине 20-го века, этому жанру ещё нет и сорока лет.

Рок-опера – это сплав истории и современности, сплав, который открыл возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего.

Принято считать, что рок-опера – это опера, написанная сугубо языком рок-музыки. На самом же

Чтобы написать рок-оперу надо знать правила по которым пишется классическая опера. Любая опера начинается со звучания увертюры (это одно из правил создания оперы). Увертюра призвана настроить слушателей оперы на определенный лад, ввести их в мир образов произведения. Слушая увертюру, мы как бы узнаем краткое музыкальное содержание всей оперы. Композитор заостряет наше внимание на тех событиях, которые произойдут в дальнейшем, подготавливает слушателей оперы к действию, которое развернется перед ними на сцене.

Об увертюре можно сказать и так: это оркестровое вступление к опере, балету, драме, кинофильму, в котором композитор передает идейный замысел всего произведения в целом, а так же отдельными штрихами рисует музыкальную характеристику главных героев предстоящего спектакля.

1-е слушание увертюры.

- На какое развитие событий в опере настраивает нас увертюра? (Увертюра настраивает слушателей оперы на тревожный, взволнованный лад, на трагическое окончание рок-оперы.).

2-е слушание 4-го раздела увертюры.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент из кинофильма, снятого по сюжету рок-оперы, в котором звучит увертюра целиком.

Показ второго видеофрагмента.

-На какое развитие событий в опере настраивает нас увертюра?

(Увертюра настраивает слушателей оперы на тревожный, взволнованный лад, на трагическое окончание рок-оперы.)

Слушай, Джизес, оглянуться пора.
Ты поверь мне – я хочу нам добра.
Но раскрой глаза – неразумно же брести наугад.
За тобой идет толпа.
Но толпа всегда слепа.
Жаждет в рай, а попадет в ад!

Наравне с Иисусом, Иуда – один из главных героев.

Слушание музыки. Колыбельная Марии Магдалины

Лирическая линия оперы раскрывается в романтическом отношении Марии Магдалины и Христа.

На последней недели перед Пасхой Иисус входит в Иерусалим. Первая встреча с толпой. Христос для неё Бог, герой, суперзвезда. Толпа преклоняется перед ним, воспевает его

Слушание музыки. Раскаяние и смерть Иуды

Когда Иуда начинает понимать, что Иисусу грозит смерть, в которой история обвинит только его одного, он сам себя объявляет жертвой

-А сейчас пришло время вернуться к основному вопросу нашего урока.

- Почему Эндрю Ллойд Уэббер написал музыку этого произведения в стиле рок ?

(Именно рок, как одно из направлений современной музыки, наиболее остро и точно передаёт всю гамму человеческих страданий и переживаний.

Рок-музыка сделала более доступной библейскую легенду об Иисусе Христе широкому кругу молодежи.

Время создания рок- оперы совпало с периодом расцвета рок- музыки).

Авторов рок- оперы, судя по всему, волновали судьбы творческих людей вообще и музыкантов в частности, то и Иисус в постановке напоминает рок-звезду (что и отражается в названии). И судьба его походит на судьбы знаменитостей – то толпа превозносит своего бога, то требует его крови. Чем не взлеты и падения мировых рок — идолов?

- Понравилась ли вам музыка, которая сегодня прозвучала? Опишите свои чувства.

(Подведение итогов. Оценки)

Часть приложений (музыка и видео фрагменты) не были выложены из-за размера файлов. По поводу этих приложений обращайтесь к автору данной статьи


-75%



Ровно 50 лет назад, 12 октября 1971 года, на Бродвее состоялась премьера спектакля с громким названием "Иисус Христос - суперзвезда". Его автором был тогда еще неизвестный композитор Эндрю Ллойд Уэббер. В будущем рок-опера станет одной из культовых в своем жанре. Ее будут называть знаковым явлением в культуре XX века. Но в те годы подобный успех, наверное, не мог предсказать никто из современников.

Истоки создания

"Отношения Иуды и Иисуса будоражили меня с ранних лет, когда я только узнал об их библейской истории, - признается Эндрю Ллойд Уэббер. - Будучи подростком, я часто слушал главный хит Боба Дилана With God on Our Side, где он поет о том, что Бог был на стороне Иуды. Я думаю, что история его предательства - это отражение политической ситуации той эпохи".

Поэтому создатели оперы решили уделить большее внимание именно истории Иуды. Он оказывается в центре драматического сюжета. "Нам никогда не нравилось, что в Евангелии Иуда - это примитивный и картонный злодей, - объясняет Тим Райс, один из создателей оперы. - Мы хотели его очеловечить, показать сомнения в правильности выбранного им пути. Никто не предает близкого человека без веского повода. Очеловечить мы хотели и самого Иисуса Христа. Для нас он не воплощение Бога. Это живой человек".

Предтечи новой оперы

Рок-опера стала отражением бунтарского нрава, захватившего молодежь в 1960-1970-х годах. Уэббер и Райс к тому времени уже успели написать несколько успешных музыкальных композиций. Окрыленные успехом, они решили замахнуться на более рискованный проект. Им стала их собственная интерпретация евангельской легенды о Христе и Иуде. Тогда они загадали, что их рок-опера должна стать успешным театральным мюзиклом. Но едва ли они представляли, насколько популярной она будет.


Впрочем, мечтать об успехе оказалось куда проще, чем достичь его. Театральные продюсеры не решались инвестировать деньги в столь рискованное мероприятие. Переосмысление евангельского сюжета показалось им обреченным проектом. К тому же рок тогда почти не звучал на театральных подмостках. Поп был намного популярнее, но Уэббер и Райс не согласились отходить от намеченных планов.


"Иисус Христос - суперзвезда" не был классическим мюзиклом. Обычно песни на сцене сменялись диалогами и театральными вставками. Рок-опера предполагала, что все фразы герои будут петь, а не проговаривать. Уэббер и Райс не нашли поддержки у продюсеров, поэтому сначала решили записать концептуальный альбом.

Альбом вышел только через год


Что интересно, альбом быстро стал популярен в Америке. В начале 1971 года ему даже удалось возглавить престижный чарт Billboard. В родной для Уэббера и Райса Великобритании успех был более скромным. BBC даже запретила трансляцию оперы на радио, посчитав ее слишком кощунственной.

Тем не менее театральные продюсеры заинтересовались оперой.

Попытки "пристроить" свою театральную постановку

Уэббер и Райс попытались "пристроить" оперу в компанию Apple, основанную участниками группы "Битлз". Те хотели помогать молодым авторам и изначально заинтересовались постановкой. Но до реализации дело не дошло. "Битлы" погрязли в междоусобных конфликтах и передали управление компании в руки бюрократам. А те не особо интересовались новой рок-оперой.


Примечательно, что первые премьеры постановки состоялись в студенческих театрах. Популярность оперы в Америке была настолько высока, что студенты стали ставить ее на сценах любительских университетских театров. Тогда "Иисусом - суперзвездой" заинтересовался Роберт Стигвуд - опытный продюсер. Именно он организовал концертное турне, а потом и первую постановку на Бродвее.

Долгожданная премьера на Бродвее

Премьера на Бродвее состоялась 12 октября 1971 года. Рок-опера получила смешанные оценки. Постановка получила пять номинаций на премию "Тони", но не сумела выиграть ни одной из них.


Примечательно, что ни Уэбберу, ни Райсу интерпретация оперы не понравилась. Они называли ее "слишком вульгарной и безвкусной". "Никогда моя работа не получала столь неверной трактовки", - сетовал Уэббер.

Лондонская премьера и визит Шостаковича

Рок-опера продержалась на сцене Бродвея почти два года. А в августе 1972 года ее премьера состоялась в Лондоне. Примечательно, что именно в Британии успех оперы был куда выше, чем Америке. Постановка продержалась на сцене почти восемь лет. Ее уже тогда называли культовой.


Что интересно, в 1975 году на рок-опере побывал сам Дмитрий Шостакович. "Это один из тех моментов в моей жизни, которыми я горжусь больше всего, - признается Эндрю Ллойд Уэббер. - Шостакович был моим кумиром. Он подошел ко мне и сказал, что сам бы хотел написать нечто подобное. Для меня сложно найти лучшую похвалу".

Успех, протесты и скандалы

Благосклонно к рок-опере отнесся и сам папа римский. Павел VI считал, что подобная популярность постановки пойдет на пользу христианской вере. Альбом с оперой транслировали и на радио Ватикана.


Но похвала от папы римского не спасла рок-оперу от критики. Христианские организации постоянно высказывали свое недовольство. Оперу называли "кощунством и святотатством".

Сильнее всего верующих возмутило название мюзикла, которое посчитали слишком вульгарным и светским. Само использование третьего слова "суперзвезда" по отношению к Божьему сыну называли кощунственным и оскорбительным. Что интересно, страсти по опере не улеглись до сих пор. В 2018 году в Греции попытались запретить постановку мюзикла, обвинив театр "Акрополис" в Афинах в святотатстве.

"Иисус Христос - суперзвезда" в СССР и в России

В СССР власти никогда не поддерживали постановки на религиозную тематику. Рок тоже был чужд советской идеологии. И все же рок-опера пользовалась огромной популярностью у молодежи. Оперу стали распространять подпольно. Считается, что именно ее текст стал "христианским ликбезом" для советской молодежи, которая была незнакома с библейскими сюжетами. Музыканты подпольно записывали композиции из оперы. Их записи были опубликованы только в 2005 году.


Оперу несколько раз перевели на русский язык. После распада СССР ее регулярно ставят и российские театры. Хотя и тут без скандалов не обходится. Православные активисты постоянно требуют запретить постановку, называя ее оскорбительной и вульгарной.

Эндрю Ллойд Уэбберу было всего 22 года, а Тиму Райсу – 26, когда они создали это монументальное произведение. Этот грандиозный замысел возник летом 1969 года, хотя писатель и драматург Тим Райс уже давно вынашивал идею создания произведения на библейскую тему и поделился идеей со своим другом – композитором Эндрю Ллойдом Уэббером.


Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер

Часть музыкального материала знаменитой рок-оперы была создана еще заблаговременно, до начала работы над столь масштабным произведением. Так, будущая ария царя Ирода имела совершенно другой текст и была песней, представленной на Евровидении. Автор слов Тим Райс потом долго смеялся, говоря, что композиция не заняла первое место в столь почетном конкурсе, потому что не была примитивной.

Первой песней стала ария Иуды — Superstar, она вышла в качестве сингла, который поначалу не привлёк к себе внимания.

После этого Уэббер и Райс плотно занялись альбомом. Авторов приняло под своё крыло британское отделение лейбла MCA. Первоочередной задачей стал подбор исполнителей. На роль Иуды был уже отобран Мюррей Хэд, партию первосвященника Каиафы исполнил блюзмен Виктор Брокс, партию Пилата — Барри Деннен, а на роль Иисуса был приглашён вокалист Deep Purple Иэн Гиллан.



Магдалину нашли практически случайно — её партию исполнила Ивонна Эллиман, гавайская певица, подрабатывавшая в одном ресторанчике, где её и приметил Уэббер.


Ивонна Эллиман

Тем временем сингл Superstar вышел в США и вызвал там гораздо более значительный резонанс, нежели в Великобритании. Поэтому и основные усилия по раскрутке альбома были сосредоточены на американских слушателях. Премьеру было решено провести в лютеранской церкви св. Петра в Нью-Йорке. Эта идея поначалу многих шокировала, однако вполне оправдалась. По всем параметрам премьеру, прошедшую под пристальным вниманием прессы, можно было считать успешной. Единственное, что слегка омрачало атмосферу, — это запрет на распитие алкогольных напитков (церковь же!). Как бы то ни было, Jesus Christ Superstar поднялся на первую строчку сразу в нескольких чартах. Альбом распродавался с бешеной скоростью, кроме того, Америку охватила волна неавторизированных постановок.

В 1973 году Роберт Стигвуд занялся экранизацией рок-оперы. Съёмки происходили в Израиле. В качестве режиссёра был приглашён Норман Джуисон. Ивонна Эллиман – единственная певица из всех участников постановки, кто впоследствии снялась с собственной ролью в фильме. Многие отказались из-за небольшого гонорара. Так, отказ был получен и со стороны легендарного Иэна Гиллана.

Режиссер до сих пор не может забыть тот диалог, в котором получил отказ:

- Так сколько мне будут платить за участие? – спросил солист рок-группы

- Ровно одну тысячу долларов за каждую неделю. – ответил режиссер.

- То есть, Вы предлагаете мне десять тысяч за участие в главной роли, пока люди из моей группы будут слоняться без дела практически два месяца?

- Что Вы этим хотите сказать?

- Поймите, режиссер, моя группа зарабатывает только за один вечер около двадцати тысяч долларов! Теперь Вы должны понять мое недоумение.

- И сколько Вы хотите получить?

- Я не встану с постели за сумму менее чем 250 тысяч долларов.

Повисла тишина. Мы оба знали, что это означает: Иэну Гиллану никогда не стать звездой кино!



А в 2000 году появилась новая экранизация рок-оперы. Режиссёром стала Гейл Эдвардс, а руководили проектом сами авторы. При этом в фильме действие происходит не в Палестине I века нашей эры, а словно бы в некой современной антиутопии. Тем не менее, этот вариант библейской истории был встречен весьма благожелательными отзывами.

Остаётся добавить лишь то, что работа Уэббера и Райса поистине стала классикой ХХ века, пережила не одну постановку в разных странах мира. Анализируя феномен этого мюзикла, специалисты и сегодня утверждают, что бум, вызванный его появлением, сравним с изобретением первых летательных аппаратов, поднявших человека в воздух.

Читайте также: