Какие словесные произведения претендовали на статус литературного рода

Обновлено: 30.06.2024

Род – это категория, объединяющая ряд литературных произведений, сходных по типу речевой структуры и познавательной направленности на объект (внешний мир), субъект (внутренний мир автора) или на интерсубъективные отношения (диалогическое изображение событий)

Эпос.

Повествование представляет собой изображение объективного хода событий, развертывающихся во времени, а также описание, рассуждение, то есть все, за исключением прямой речи персонажей. Прямая речь персонажей органично включена в повествование, которое как бы имитирует, разыгрывает, как в драме, диалоги персонажей, но она всегда обрамлена авторскими комментариями и пояснениями.

Повествование может вестись: 1) автором; 2) персонифицированным рассказчиком (рассказчиками).

! Ядром эпического повествования, его структурным стержнем являетсясюжет.

Сюжет предполагает последовательную смену событий, связанных между собой причинно-следственными связями.

Лирика

! Предмет изображения лирики – внутренняя жизнь поэта, картина его сознания, воплощенная, как правило, в речевой форме внутреннего монолога.

! Глубинные конфликты бытия и сознания (в том числе политические, социально-исторические, философские) воплощаются в лирическом произведении через картину переживания (непосредственное или опосредованное воплощение чувств, мыслей, эмоций и т. д.).

Поэтому, анализируя лирику, следует говорить об образе переживания,который создается не столько изобразительными, сколько выразительными средствами.

Одно из основных отличий лирики от эпоса заключается в специфике воплощенияавторского сознания в лирике. Автор в лирике является не повествователем(как в эпосе), а носителем переживания.

Драма

! Драма как род литературы имеет общие черты с эпосом. Так, драма, прежде всего, предполагает сюжетность, т. е. воспроизведение цепи взаимосвязанных событий.

! Драма предназначена для сценического исполнения, в силу чего драматические произведения тяготеют к наиболее острым проблемам современности и в самых ярких образцах становятся народными.

! важнейшие формальные свойства драмы: сплошная цепь высказываний, которые выступают в функции действий персонажей (поведенческих актов), и как следствие этого – сосредоточенность изображаемого на замкнутых участках пространства и времени.

Универсальная основа композиции драмы – сценические эпизоды (мизансцены), скомпонованные в явления и акты (действия), в пределах которых изображаемое (так называемое художественное)время адекватно временивосприятия (так называемому реальному времени).

Драма как род литературы включает в себя множество жанров. Основные из них – трагедия, комедия, драма

Критерии родового деления:Главные критерии родового деления:

Жанры эпоса.

Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);

Малые — рассказ, новелла, очерк.

Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.[1]

Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Расска́з — большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести — более краткая форма изложения. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. Как самостоятельный жанр обособился в письменной литературе при записи устных пересказов. Отличим от коротких рассказов и/или сказок. Близок к новеллам, а с XVIII века — и к очеркам. Иногда новеллы и очерки рассматривают в виде полярных разновидностей рассказа.

Новелла - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня.

Ска́зка — жанр литературного творчества:

2. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[2]. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Жанры лирики

В Лирике — стихотворение, романс, послание, элегия.

Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

В церковной литературе — письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового Завета, а энциклики более поздних церковных иерархов являются основополагающими документами, имеющими силу закона.

В художественной литературе — текст в форме письма или поэмы, направленный на восхваление или разъяснение чего-либо.[1][2]

Жанр Драмы

Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию[1], противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику[2]. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).

Мелодрама (от др.-греч. μέλος — песня и δρᾶμα — действие) — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.

Иеродра́ма (фр. un hiérodrame; от др.-греч. ἱερός, священный) — во Франции 1750—1780 гг. название драматических пьес духовного содержания, синоним оратории и мистерий.

Мисте́рия (от лат. ministerium — служба) — один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.

Водеви́ль (фр. vaudeville) — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

Фарс (фр. Farce) — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

Словесно-художественные произведения принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами: драма, эпос, лирика.

Литературные жанры – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Жанры либо универсальны, либо исторически локальны. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема классификации произведений, выявления в них общих – жанровых – признаков. Важнейшим жанровым признаком произведений является их принадлежность к тому или иному литературному роду. По проблематике произведения делятся на национально-исторические (масштабные исторические события), нравоописательные (оценка социально-бытового уклада) и романические (жизнь и судьба отдельной личности).

Эпос и драма имеют ряд общих свойств, отличающихся от лирики. В них воссоздаются события, протекающие в пространстве и времени. Здесь изображаются персонажи, их взаимоотношения, намерения и поступки, переживания и высказывания. И хотя воспроизведение и в эпосе, и в драме выражает авторское осмысление и оценку характеров персонажей, перед читателями нередко предстает иллюзия полной объективности.

Драма и эпос обладают неограниченно широкими идейно-познавательными возможностями. Они свободно осваивают жизнь в ее пространственной и временной протяженности, запечатлевают самые разные характеры и соотношения их с жизненными обстоятельствами. Иначе говоря, драме и эпосу доступны любые темы, проблемы и виды пафоса.

Вместе с тем они принципиально отличаются друг от друга, так как организующим началом эпоса является повествование о событиях в жизни персонажей и их поступках.

В драме повествование не развито. Текст произведение состоит прежде всего из высказываний самих персонажей, посредством которых они действуют в изображаемой ситуации. Авторские же пояснения к словам героев сведены к ремаркам, имеющим лишь вспомогательное значение. Специфика драмы как литературного рода определяется ее предназначенностью для сценической постановки.




Речь в лирике выступает главным образом в экспрессивной функции, она активно воплощает эмоциональное отношение к жизни высказывающегося – так называемого лирического героя.

БИЛЕТ 47. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЭПОСА КАК ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА. ВИДЫ И ЖАНРА ЭПОСА.

Наряду с повествованием в эпосе немалую роль играют описания– изображение предметного мира в его статике. К этому понятию относятся пейзажи, характеристики бытовой обстановки, черты наружности персонажей, их душевных состояний и т. д.

Разные способы повествования:

В эпосе изображаются прежде всего поступки персонажей. Основу повествования составляет характеристика действий героев. Высказывания персонажей эпических произведений часто взаимодействует с поясняющими их высказываниями повествователя. Если они сливаются, - это несобственно-прямая речь. Это речь повествователя.

Эпические жанры: рассказ, новелла, сказка, эпопея, эпическая поэма, повесть, роман.

БИЛЕТ 48. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЛИРИКИ КАК ЛИТЕРАТУРНОГО РОДА. ЖАНРОВО-ВИДОВОЕ ДЕЛЕНИЕ ЛИРИКИ.

Лирика - литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя/слушателя иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды литературы, это объяснение считается недостаточным, т.к. существовали и трудовые и бытовые песни.

Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор определяется самим собой и не меняется.

В лирике на первом плане единичные состояния человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и устремления. Если в лирическом произведении обозначается какой-либо событийный ряд, то весьма скупо без сколько-нибудь тщательной детализации. Традиционно считается, что в лирике сюжета нет.

Лирическое переживание предстает как принадлежащие носителю речи, оно не столько обозначено словами, сколько выражено. Только в лирике система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души

Лирика не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Лирика – художественное освоение сознания и бытия. Таковы философские, пейзажные, гражданские стихотворения.

Лирика способна запечатлеть:

- связь чувства с фактами быта и природы

- религиозный характер и т.п.

Лирика тяготеет к малой форме (хотя есть и лирические поэмы). Принцип лирического рода литературы: как можно короче и как можно полнее. Состояние человеческого сознания воплощается в лирике либо прямо и открыто, либо по преимуществу косвенно.

Характерные черты:

- важная реакция на события;

- лирический герой – целостный, многогранный образ;

- хронотоп фрагментарен, чаще всего – в настоящем времени;

- автопсихологичность, так как лирический герой / субъект связан с автором, его мироотношением, опытом, настроением, манерой речевого поведения и т.п.

- суггетивность – способность лирического произведения быть воспринятым так, что авторские чувства воспринимаются читателем, как свои.

В любом лирическом произведении присутствует медитация – взволнованное и психологически напряженное раздумье о чем-либо. Речь лирического произведения исполнена экспрессии, которая здесь становится доминирующим началом. Экспрессивность речи роднит лирическое творчество с музыкой.

Виды лирики:

- описательная(пейзажная);

- повествовательная(событие, эпизод)

- ролевая(монолог от лица персонажа)

- медитативная (любовная, философская)

Для Е. Г. Чернышевой: лирический субъект ближе к личности автора, чем лирический герой. Герой = роль, субъект = субъект творчества.

Ведущие лирические жанры: послание, элегия, ода, сатира, эпиграмма, эпитафия, эпиталама, сонет, рондо, триолет.

Ода – стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то значительный предмет (личность великого человека, историческое событие и пр.).

Сатира – стихотворение, выражающее негодование, возмущение поэта отрицательными сторонами жизни общества. Сатира нравоописательна: поэт в ней как бы рупор передовой части общества, озабоченной отрицательным его состоянием.

Элегия – стихотворение, исполненное грусти, неудовлетворенности жизнью.

Эпиграмма – 1) древнегреческая надпись на предметах культа; 2) короткое юмористическое или сатирическое стихотворение, чаще всего высмеивающее определенное лицо.

Эпитафия – надпись на надгробии, разновидность эпиграммы в ее первом значении.

Мадригал – антипод эпиграммы в ее втором значении – короткое полушутливое стихотворение комплиментарного характера (обычно обращенное к даме).

БИЛЕТ 49. СВОЕОБРАЗИЕ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ДРАМЫ. ВИДЫ И ЖАНРЫ ДРАМЫ.

Драма принадлежит и литературе и театру. Драматические произведения, как и эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Основным текстом драмы является цепь высказываний персонажей, их реплик и монологов. Время воспроизводимых драматургом событий на протяжении сценического эпизода не сжимается и не растягивается. Действие протекает перед глазами читателя. Драма ориентирована на требования сцены и, соответственно, тяготеет к эффектной подаче изображаемого. Ее образность характеризуется театрализующими гиперболами.

Наиболее ответственная роль в драматических произведениях принадлежит условности речевого самораскрытия героев, диалоги и монологи которых, нередко насыщенные афоризмами и сентенциями, оказываются куда более пространными и эффектными, нежели те реплики, которые могли бы быть произнесены в аналогичном жизненном положении.

Характерные черты драмы:

- авторская речь эпизодична;

- специализирована для сцены;

- монологи и диалоги – основной текст;

- авторские комментарии, описание сценической обстановки, заглавие, эпиграф, список действующих лиц – побочный текст;

- сюжет всегда есть;

- время и пространство ограничены:

- три единства: время, места, действия;

- хронотоп драмы: здесь и сейчас;

- дистанции между героем и читателем (зрителем) нет.

- с XIX в. резонер (герой, выражающий авторскую позицию) исчез.

Ведущие драматические жанры: трагедия, комедия, драма как вид, трагикомедия, мистерия, мелодрама, водевиль, фарс.

Трагедия – вид драмы, основанный на неразрешимой коллизии героических персонажей с миром, трагическом ее исходе. Трагедия отмечена суровой серьезностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряженной и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа.

Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Комедия устремлена прежде всего к осмеянию безобразного (противоречащего общественному идеалу или норме): герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим выдаются в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою “идеальную” миссию.

Драма (вид) – один из основных видов драмы как литературного рода наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматичных отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий; вместе с тем ее конфликты не столь напряженны и неизбывны и в принципе допускают возможность благополучного разрешения, а характеры не столь исключительны.

Трагикомедия– вид драмы, обладающий признаками как трагедии, так и комедии. Трагикомическое мироощущение, лежащее в основе трагикомедии, связано с чувством относительности существующих критериев жизни и отказом от нравственного абсолюта комедии и трагедии. Трагикомедия не признает абсолютного вообще, субъективное здесь может видеться объективным и наоборот; чувство относительности может приводить к полному релятивизму; переоценка моральных устоев может сводиться к неуверенности в их всемогуществе или к окончательному отказу от твердой морали; неясное понимание реальности может вызывать к ней жгучий интерес или полное безразличие, может сказаться меньшей определенностью в отображении закономерностей бытия или равнодушием к ним и даже их отрицанием – вплоть до признания алогичности мира.

Мистерия – жанр западноевропейского театра эпохи позднего Средневековья, содержание которого составляли библейские сюжеты; религиозные сцены чередовались в них с интермедиями, мистика сочеталась с реализмом, набожность – с богохульством.

Мелодрама – вид драмы, пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией.

Водевиль – один из видов драмы, легкая пьеса с занимательной интригой, с песенками-куплетами и танцами.

Фарс – вид народного театра и литературы западноевропейских стран 14-16 вв., прежде всего Франции, который отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством и был насыщен буффонадой.

Словесно-художественные произведения издавна принято объеди­нять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика. Хотя и не все созданное писателями (особенно в XX в.) укладывается эту триаду, она поныне сохраняет свою значи­мость и авторитетность в составе литературоведения.

В XX в. роды литературы неоднократно соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), а также с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее).

Однако традиция, восходящая к Платону и Аристотелю, себя не исчерпала, она продолжает жить. Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений — это неоспоримая надэпо-хальная реальность, достойная пристального внимания.

С этими свойствами речевой ткани лирики, драмы и эпоса орга­нически связаны (и именно ими предопределены) также иные свойства родов литературы: способы пространственно-временной организации произведений; своеобразие явленности в них человека; формы при­сутствия автора; характер обращенности текста к читателю. Каждый из родов литературы, говоря иначе, обладает особым, только ему присущим комплексом свойств.

Теория происхождения литературных родов, выдвинутая Веселов­ским, подтверждается множеством известных современной науке дан­ных о жизни первобытных народов. Так, несомненно происхождение драмы из обрядовых действ: пляска и пантомима постепенно все активнее сопровождались словами участников обрядового действия. Вместе с тем в теории Веселовского не учтено, что эпос и лирика могли формироваться и независимо от обрядовых действий. Так, мифологи­ческие сказания, на основе которых впоследствии упрочивались про­заические легенды (саги) и сказки, возникли вне хора. Они не пелись участниками массового обряда, а рассказывались кем-либо из предста­вителей племени (и, вероятно, далеко не во всех случаях подобное рассказывание было обращено к большому числу людей). Лирика тоже могла формироваться вне обряда. Лирическое самовыражение возникало в производственных (трудовых) и бытовых отношениях первобытных народов. Существовали, таким образом, разные пути формирования литературных родов. И обрядовый хор был одним из них.

Ритм (греч. - "соразмерность", "стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов - их цикличность - является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Языковым чутьём, ритмическим слухом должен обладать каждый поэт и если человек не обладает этими навыками, то тут не помогут никакие правила стихосложения.

СТОПА (др.-греч. πους лат. pes) — термин античной метрики, к-рый означает сочетание долгих и кратких слогов, закономерно повторяющееся в стихе. С. является ритмической единицей античного стиха, т. е. наименьшей ритмической группой, подчиненной одному главному ритмическому ударению. Состав С. колеблется от двух до шести мор (см.). Сильная часть С., отмеченная ритмическим ударением, сперва называлась тесисом; слабая, в к-рой ритмическое ударение отсутствует, — арсисом. Позднейшие метрики стали обозначать сильную часть стопы арсисом, а слабую тесисом.

Комбинации стихосочетаний представляются совершенно неисчерпаемыми, ибо строфы могут видоизменяться и в связи с расположением рифм (как указано выше), и в связи с количеством сочетаемых стихов (4, 5, 9 и т. д.), и в связи с тем, состоят ли строфы из стихов одного размера или из стихов разных размеров и т. д.

Итак, гармония стиха, ощутимая прежде всего в гармонии ритма, проявляет себя в строфе стихотворного текста, которая является мерой самоограниченного саморазвития поэтической мысли. Мера как эстетическая категория рассматривается в этом контексте как "качественно-определенное количество, прежде всего как непосредственное" данное (Гегель). Именно с этих позиций мы определяем гармонию как такую эстетически осознанную меру, что "ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже" (Альберти). Представление о гармонии как о "единстве в многообразии" и о мере как эстетически значимой форме открывает путь к ясному и конструктивному пониманию природы строфического ритма русского классического (пушкинского) стиха: "ритм в искусстве - в частности, стихотворный - предстает как единство в многообразии" (В.Е. Холшевников). В стихотворном тексте "единство" строфы предопределено ее слоговым (силлабическим) объемом, а "многообразие" - вариативностью использования разных ритмических форм того или иного стихотворного размера. Выбор для строки той или иной ритмической формы, осуществленный поэтом скорее интуитивно, чем сознательно, связан не только с положением этой строки в строфе; этот выбор имеет явную тенденцию определяться ритмико-эстатическим принципом саморазвития поэтической мысли в пределах определенного стихового пространства-времени, т.е. в пределах строфы. Строфа как мера поэтического текста представляет собой отшлифованную поэтическим опытом речевую количественно-качественную конструкцию, в которой динамическое триединство "ритм - форма - содержание" обретает свою эстетически значимую материальную завершенность.

16. Системы стихосложения. Смена стихотворных систем в русской поэзии. Суть реформы М.В.Ломоносова-В.К.Тредиаковского.
Системы стихосложения:

Род – это категория, объединяющая ряд литературных произведений, сходных по типу речевой структуры и познавательной направленности на объект (внешний мир), субъект (внутренний мир автора) или на интерсубъективные отношения (диалогическое изображение событий)

Эпос.

Повествование представляет собой изображение объективного хода событий, развертывающихся во времени, а также описание, рассуждение, то есть все, за исключением прямой речи персонажей. Прямая речь персонажей органично включена в повествование, которое как бы имитирует, разыгрывает, как в драме, диалоги персонажей, но она всегда обрамлена авторскими комментариями и пояснениями.

Повествование может вестись: 1) автором; 2) персонифицированным рассказчиком (рассказчиками).

! Ядром эпического повествования, его структурным стержнем являетсясюжет.

Сюжет предполагает последовательную смену событий, связанных между собой причинно-следственными связями.

Лирика

! Предмет изображения лирики – внутренняя жизнь поэта, картина его сознания, воплощенная, как правило, в речевой форме внутреннего монолога.

! Глубинные конфликты бытия и сознания (в том числе политические, социально-исторические, философские) воплощаются в лирическом произведении через картину переживания (непосредственное или опосредованное воплощение чувств, мыслей, эмоций и т. д.).

Поэтому, анализируя лирику, следует говорить об образе переживания,который создается не столько изобразительными, сколько выразительными средствами.

Одно из основных отличий лирики от эпоса заключается в специфике воплощенияавторского сознания в лирике. Автор в лирике является не повествователем(как в эпосе), а носителем переживания.

Драма

! Драма как род литературы имеет общие черты с эпосом. Так, драма, прежде всего, предполагает сюжетность, т. е. воспроизведение цепи взаимосвязанных событий.

! Драма предназначена для сценического исполнения, в силу чего драматические произведения тяготеют к наиболее острым проблемам современности и в самых ярких образцах становятся народными.

! важнейшие формальные свойства драмы: сплошная цепь высказываний, которые выступают в функции действий персонажей (поведенческих актов), и как следствие этого – сосредоточенность изображаемого на замкнутых участках пространства и времени.

Универсальная основа композиции драмы – сценические эпизоды (мизансцены), скомпонованные в явления и акты (действия), в пределах которых изображаемое (так называемое художественное)время адекватно временивосприятия (так называемому реальному времени).

Драма как род литературы включает в себя множество жанров. Основные из них – трагедия, комедия, драма

Критерии родового деления:Главные критерии родового деления:

Жанры эпоса.

Крупные — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея);

Малые — рассказ, новелла, очерк.

Обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.[1]

Сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.

По́весть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом и новеллой с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Расска́з — большая литературная форма письменной информации в литературно-художественном оформлении и относительно большом объёме текста эпического (повествовательного) произведения в прозе, при сохранении его в виде какого-либо печатного издания. В отличие от повести — более краткая форма изложения. Восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи. Как самостоятельный жанр обособился в письменной литературе при записи устных пересказов. Отличим от коротких рассказов и/или сказок. Близок к новеллам, а с XVIII века — и к очеркам. Иногда новеллы и очерки рассматривают в виде полярных разновидностей рассказа.

Новелла - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью.

Также к эпосу относятся фольклорные жанры: сказка, эпопея, былина, историческая песня.

Ска́зка — жанр литературного творчества:

2. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[2]. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Жанры лирики

В Лирике — стихотворение, романс, послание, элегия.

Стих (др.-греч. ὁ στίχος — ряд, строй), стиховедческий термин, используемый в нескольких значениях:

В церковной литературе — письменное обращение авторитетного богослова к определённой группе людей или ко всему человечеству, разъясняющее определённые религиозные вопросы. В христианстве послания апостолов составляют значительную часть Нового Завета, а энциклики более поздних церковных иерархов являются основополагающими документами, имеющими силу закона.

В художественной литературе — текст в форме письма или поэмы, направленный на восхваление или разъяснение чего-либо.[1][2]

Жанр Драмы

Драма — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию[1], противопоставив ему преимущественно бытовую сюжетику и более приближенную к обыденной реальности стилистику[2]. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию).

Мелодрама (от др.-греч. μέλος — песня и δρᾶμα — действие) — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п.

Иеродра́ма (фр. un hiérodrame; от др.-греч. ἱερός, священный) — во Франции 1750—1780 гг. название драматических пьес духовного содержания, синоним оратории и мистерий.

Мисте́рия (от лат. ministerium — служба) — один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией.

Водеви́ль (фр. vaudeville) — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

Фарс (фр. Farce) — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

Читайте также: