Какие республики заявили о возможности выхода из состава россии в условиях подписания федеративного

Обновлено: 02.07.2024

Федеративный договор регулирует общественные отношения в сфере построения Федерации и взаимоотношения её с субъектами, а также отношениями между субъектами Российской Федерации.

Документы были подписаны 31 марта 1992 года представителями Российской Федерации с одной стороны и представителями субъектов Российской Федерации (всех, кроме Татарстана и Чечено-Ингушетии) с другой.

10 апреля 1992 года VI Съезд народных депутатов РФ одобрил подписанный Федеративный договор и постановил включить его содержание как составную часть в Конституцию РСФСР / Российской Федерации. Однако и после этого Федеративный договор продолжал существовать как самостоятельный конституционно-правовой акт. Конституция РФ 1993 года (в п. 1 раздела второго) объявила о верховенстве своих норм над нормами Федеративного договора, но одновременно подтвердила (в п. 3 ст.311) его действие в сфере регулирования федеративных отношений, что позволяет считать Российскую Федерацию федеративным государством конституционно-договорного типа.

Содержание

История

Предшествующие события

В 1991 году республики перестали быть автономными, некоторые автономные округа приобрели статус республик.

В течение 1992 года происходило переименование многих регионов, а также обновление самой федеральной структуры России.

К экономическим проблемам начала 1990-х добавился политический кризис. В некоторых регионах России после распада СССР усилились сепаратистские настроения. Так, в Чечне не признавали суверенитет России на её территории, в Татарстане собрались вводить собственную валюту и отказались платить налоги в республиканский бюджет. Борису Ельцину удалось убедить глав регионов подписать Федеративный договор.

Подписание договора

Состав

Договор федерации и суверенных республик

31 марта 1992 года договор был подписан полномочными представителями Российской Федерации и полномочными представителями 18 республик: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Горный Алтай, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесской ССР, Республики Карелия, Коми ССР, Марийской ССР — Республики Марий Эл, Мордовской ССР, Республики Саха (Якутия), Северо-Осетинской ССР, Республики Тува, Удмуртской Республики, Републики Хакасия, Чувашской Республики — Чаваш республики.

Договор федерации и краёв, областей, Москвы, Санкт-Петербурга

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Договор федерации и автономной области, автономных округов

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Договоры по алфавиту
  • Нормативные договоры
  • Конституционное право России
  • Федерализм

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Федеративный договор" в других словарях:

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР — договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ. Фактически представляет собой 3 договора: Договор О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти… … Энциклопедия юриста

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР — один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Включает три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и соответственно… … Юридический словарь

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР — (от лат. foederatio союз, объединение) один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Институт Ф.д. включает в себя три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий … Юридическая энциклопедия

федеративный договор — один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Включает три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и соответственно… … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР — один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Институт Ф.д. включает в себя три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между: федеральными органами… … Энциклопедический словарь экономики и права

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР — категория, появившаяся в 1992 г. и вошедшая с этого времени в российский конституционный лексикон. Напомним, что хотя РСФСР была объявлена федеративным государством еще в январе 1918 г., природа РСФСР во все времена ее пребывания в составе СССР… … Энциклопедический словарь конституционного права

Федеративный договор — это соглашение двух или нескольких государств или территориально государственных образований, оформляющее создание федерации; соглашение федерации и ее субъектов о разграничении предметов ведения, полномочий органов государственной власти. В… … Большой юридический словарь

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР (в России) — ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР источник конституционного права (см. ПРАВО (система норм)) Российской Федерации в области регулирования федеративных отношений; договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной… … Энциклопедический словарь

ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ — соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся правовые нормы, регулирующие их взаимоотношения. Является одним из источников права. Примером Д.н.с. может служить Федеративный договор, заключенный между субъектами РФ, а также… … Юридический словарь

После распада СССР в 1991 году, многие регионы хотели выйти из состава России. Какие субъекты хотели отделится от Российской Федерации и возможен ли распад страны в будущем? Об этом мы поговорим в этой статье

распад СССР

распад СССР

Многие россияне считают, что в те лихие 90-е независимости хотели только национальные республики с титульной нацией, однако сепаратизм был и в русскоязычных регионах, так какие же субъекты РФ хотели независимости? Ниже я перечислю список субъектов-сепаратистов, желавших выйти из состава России в 90-е, итак:

  • Урал. В 1993 году Свердловская и Челябинская области преобразовались в Уральскую республику, целью которой было экономическая и политическая автономность от России. Однако по приказу президента референдум о статусе республики так и не состоялся.


  • Сибирь. В 1993 году по инициативе Амана Тулеевасепаратисты требовали независимости Сибири, однако этот процесс не нашел поддержки у большинства жителей. Наиболее сильные сепаратистские движения проходили в Красноярске, Новосибирске и Омске.
  • Дальний Восток. В 1992 году частью дальневосточной элиты обсуждалась идея о создании Дальневосточной республики (ДВР), которая должна была отделиться от России. В прочем на Дальний Восток был положен глаз со стороны Китая и Японии, которые видели свои интересы в этом регионе.

Президент самопровозглашённой Ичкерии Джохар Дудаев

Президент самопровозглашённой Ичкерии Джохар Дудаев

В декабре 1994 года федеральные войска входят в Чеченскую республик, начинается кровопролитная Первая Чеченская война 1994-1996 гг. В 1996 году между Москвой и президентом самопровозглашенной Чечни (Ичкерии) в Хасавюрте заключается мирный договор, в результате которого Чечня фактически становится независимым государством, правда в самой республики влияние боевиков лишь усиливается, идет полное обнищание всего чеченского народа. В 1999 году басаевцы вторгаются на территорию Дагестана, что послужило началом Второй Чеченской компании (1999-2003). В 2002 году федеральным войскам удалось полностью очистить территорию республики от боевиков, и уже 2003 году в Чечне был проведен референдум, в котором более 90% жителей проголосовала за желание быть в составе России.

  • Татарстан. В 1991 году в Татарской АСС прошла декларация о государственном суверенитете. В ноябре 1992 годататары вводят свою собственную Конституцию республики Татарстан, согласно которой республики является независимым государством. В 1994 году между Российской Федерации и республики Татарстан заключается договор, по которому Татарстан суверенное государство строящиеся равные отношения с Россией в качестве конфедерации.

Татарстанские сепаратисты требуют независимости, начало 1990-х

Татарстанские сепаратисты требуют независимости, начало 1990-х

То есть с 1994 года Татарстан становится как бы государством внутри государства, этот статус фактически сохраняется и в наши дни. В 2007 году между Москвой и Казанью был заключен договор об особом статусе Татарстана в качестве субъекта РФ, согласно которому республика Татарстан имеет право заключать самостоятельные международные отношения, а жители республики имеют двойное гражданство: местное татарстанское (вкладыш на паспорте) и российское. Срок этого договора истек ещё в 2017 году, но правительство Татарстана вновь хочет его продлить, сохранить свой особый статус и титул президента республики (сегодня Татарстан единственный субъект РФ, где сохранился титул президента республики.

Регионы РФ желавшие обрести независимость

Регионы РФ желавшие обрести независимость

Это ещё не весь список регионов желавших выйти из состава России, в своё время независимость хотели получить: Калининградская и Тюменская области, Якутия, Тыва, Хакасия, Алтай и т.д. В те лихие 90-е из-за экономического и политического кризиса Россия могла полностью развалиться на множество отдельных государств. Нашей стране чудом удалось избежать полного распада. Но сколько ещё лет Россия сможет существовать в нынешних границах?

Читайте также: