Какие противоречия возникали в этой связи декларация о государственном

Обновлено: 01.07.2024

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.

Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Дополнительная литература Арбатов Г. А. Затянувшееся выздоровление (1953—1985). — М., 1991.

Горбачев М. С. Жизнь и реформы. В 2 т. — М., 1995.

Несостоявшийся юбилей: почему СССР не отпраздновал своего 70 летия — М., 1992.

Перестройка: десять лет спустя (апрель 1985—1995). — М., 1995.

Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945—1991. — М., 1998.

Политические партии России: история и современность.— М., 2000.

Чазов Е. Здоровье и власть. — М., 1992.

Шубин А. В. Парадоксы перестройки: Упущенный шанс СССР. — М., 2005.

Яковлев А. Н. Сумерки. — М., 2003.

Домашнее задание: § 13.

§ 14. Межнациональные конфликты и распад СССР Цель урока: проанализировать причины межнацио нальных конфликтов в СССР и предпосылки распада СССР, оценить историческое значение этих явлений.

Планируемые результаты Учащиеся узнают о:

— причинах межнациональных конфликтов в годы пе рестройки;

— объективных предпосылках формирования нацио нальных движений за выход из СССР;

— историческом значении принятия Декларации о го сударственном суверенитете России;

— истоках и проявлениях конституционного кризиса в СССР;

— причинах неудачи экономических реформ в годы перестройки;

— попытках советского руководства сохранить много национальное государство и причинах провала этих попы ток;

— обстоятельствах прекращения существования СССР.

План 1. Первые межнациональные конфликты.

2. Национальные движения в республиках за выход из СССР.

3. Начало конституционной реформы.

4. Декларация о государственном суверенитете России.

5. Начало конституционного кризиса в СССР.

6. Экономические реформы.

7. Денежная реформа 1991 г.

8. Всесоюзный референдум о сохранении СССР.

9. Выборы первого Президента РСФСР.

10. Подготовка нового Союзного договора.

12. Запрет КПСС и прекращение существования СССР.

Опорные знания Даты и события:

12 июня 1990 г. — принятие Декларации о государ ственном суверенитете России 17 марта 1991 г. — всесоюзный референдум о сохра нении СССР; всероссийский референдум о введении поста Президента РСФСР 12 июня 1991 г. — выборы первого Президента РСФСР 19—21 августа 1991 г. — ГКЧП 25 декабря 1991 г. — прекращение существования СССР Имена:

М. С. Горбачев, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. А. Собчак, Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, Г. И. Янаев.

Межнациональные конфликты; государственный суве ренитет; конституционный кризис; аренда; ГКЧП.

Работа с картой На карте (с. 208—209) покажите места первых межна циональных конфликтов на территории СССР. В чем вы видите причины межнациональных конфликтов Почему они происходили именно в этих районах Покажите союзные республики. В каких из них и по чему начались в годы перестройки движения за выход из СССР Покажите крупнейшие автономные республики РСФСР.

Объясните черты сходства и различия географического положения каждой из них.

Задания к иллюстрациям По фотографии на с. 217 и с привлечением приведен ных ниже документов составьте рассказ о забастовке шах теров Кузбасса в 1989 г.

Кого из государственных деятелей, изображенных на фо тографии на с. 223, вы знаете Какую роль они сыграли в годы перестройки Как проявили себя в августе 1991 г. Составьте рассказ о событиях в Москве 19—21 августа 1991 г., используя для этого фотографии на с. 224.

На фотографии (с. 226) изображены лидеры трех сла вянских республик СССР. Дайте краткую характеристику каждому из них.

Работа с документами 1) Используя документ, представьте характеристику государственного суверенитета России в составе СССР. Ка кие противоречия возникали в этой связи Какие вариан ты их преодоления возникали в то время Какие пункты этого документа создавали угрозу для существования в прежнем виде Союза ССР ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ РОС СИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПРИНЯТА ПЕРВЫМ СЪЕЗДОМ НАРОДНЫХ ДЕПУТА ТОВ РСФСР. 12 ИЮНЯ 1990 г.

Первый съезд народных депутатов РСФСР, — сознавая историческую ответственность за судьбы России, — свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик, — выражая волю народов РСФСР, торжественно провоз глашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее тер ритории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистичес кая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственности России, имею щей многовековую историю, культуру и сложившиеся тра диции.

3. Носителем суверенитета и источником государ ственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непо средственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглаша ется во имя высших целей — обеспечения каждому чело веку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому наро ду — на самоопределение в избранных им национально го сударственных и национально культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливаются:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов го сударственной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, всту пающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории.

Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным Договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союз ных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полно мочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалисти ческая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает су веренные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхо да из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным Догово ром и основанным на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без во леизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает не обходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы осуществления этих прав должны определяться законода тельством РСФСР о национально государственном и адми нистративно территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, прожива ющим на территории РСФСР, гарантируются права и сво боды, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституци ей СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечиваются их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается респуб ликанское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движени ям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участ вовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и су дебной власти является важнейшим принципом функциони рования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепри знанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в меж дународных, межреспубликанских и межнациональных отно шениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разра ботки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного Договора и совершенствования республиканского законо дательства.

2) Определите характер действий участников Алма Атинской встречи исходя из приводимого документа. Чем они руководствовались Какие договоренности были до стигнуты Что они означали Опишите эти сюжеты в кратком рассказе. Как бы вы его озаглавили ДЕКЛАРАЦИЯ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ И ПРАВИТЕЛЬСТВ. 21 ДЕ КАБРЯ 1991 г.

Независимые государства — Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Респуб лика Узбекистан и Украина, — стремясь построить демократические правовые госу дарства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого пра ва на самоопределение, принципов равноправия и невме шательства во внутренние дела, отказа от применения си лы и угрозы силой, экономических и любых других методов давления, мирного урегулирования споров, уважения прав и свобод человека, включая права национальных мень шинств, добросовестного выполнения обязательств и дру гих общепризнанных принципов и норм международного права;

— признавая и уважая территориальную целостность друг друга и нерушимость существующих границ;

— считая, что укрепление имеющих исторические корни отношений дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества отвечает коренным интересам народов и служит делу мира и безопасности;

— осознавая свою ответственность за сохранение граж данского мира и межнационального согласия;

— будучи приверженными целям и принципам Соглаше ния о создании Содружества Независимых Государств, заявляют о нижеследующем:

Взаимодействие участников Содружества будет осущест вляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действу ющие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государ ством, ни надгосударственным образованием.

В целях обеспечения международной стратегической стабильности и безопасности будет сохранено объединен ное командование военно стратегическими силами и еди ный контроль над ядерным оружием; стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерно го и (или) нейтрального государства.

. Подтверждается приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического про странства, общеевропейского и евразийского рынков.

С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование.

Государства — участники Содружества гарантируют в соответствии со своими конституционными процедурами выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и соглашений бывшего Союза ССР.

Государства — участники Содружества обязуются неу коснительно соблюдать принципы настоящей декларации.

В чем вы видите ключевую роль Украины в распаде СССР ИЗ КНИГИ З. БЖЕЗИНСКОГО «ВЕЛИКАЯ ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Комментарии к ключевым проблемам и понятиям курса Перестройка, ослабление центральной власти обнажи ли долго скрываемые противоречия советского строя, в том числе нерешенность национального вопроса и его но вое обострение, вызванное укреплением позиций нацио нальных элит в союзных и автономных республиках СССР.

По мере ослабления центрального руководства нача лись конфликты на национальной почве. Первый из них произошел совершенно неожиданно в результате драки на катке между якутской и русской молодежью в Якутске в феврале 1986 г.

С лета 1987 г. национальные движения стали прини мать массовый и организованный характер. Первым серь езным вызовом власти стало движение крымских татар за восстановление их автономии в Крыму.

Руководство СССР оказалось неспособно преодолеть межнациональные конфликты и сепаратистское движение ни политическим, ни военным путем, хотя предпринима ло попытки спасти ситуацию.

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР – естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей – обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора РСФСР, признает права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанном на нем законодательством.

8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путем референдума.

9. Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР. Конкретные вопросы этих прав должны определяться законодательством РСФСР о национально-государственном и административно-территориальном устройстве Федерации.

10. Всем гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территории РСФСР, гарантируются права и свободы, предусмотренные Конституцией РСФСР, Конституцией СССР и общепризнанными нормами международного права.

Представителям наций и народностей, проживающим в РСФСР за пределами своих национально-государственных образований или не имеющим их на территории РСФСР, обеспечивается их законные политические, экономические, этнические и культурные права.

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключению Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

Источник: Советская Россия. 1990. 14 июня.

Документ № 24.3


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Писатель, доктор исторических наук, автор биографии первого президента Рудольф Пихоя рассказал о своем видении тех событий – о том, что происходило вокруг съезда:

– В финальной схватке сошлись бунтарь Борис Ельцин и бывший министр внутренних дел Александр Власов. С минимальным преимуществом (за – 535 депутатов, против — 502) победил Борис Николаевич. Это стало сенсацией, ведь до съезда за него (или любого другого демократа) готовы были проголосовать лишь около 200 народных избранников из 1060. Свою роль сыграл принятый Верховным Советом СССР накануне закон, приравнявший автономные республики к союзным. В случае распада СССР распалась бы и Российская Федерация. Ельцин объединил депутатов идеей о том, что этого нельзя допустить, и уже через две недели после избрания, 12 июня, добился принятия Декларации о государственном суверенитете России.

Т.е. тут понятно. Ельцина многие, очень многие не принимали (было за что). Но всё же депутаты ВС РСФСР выбрали его своим председателем, а в последующем проголосовали за Декларацию о Суверенитете России. Ибо речь шла уже не столько о сохранении СССР, но в первую очередь о сохранении самой РСФСР (России). Ведь приравнивание Автономных республик к Союзным давало им в том чисе и право на выход, т.е. сепаратизм. Этого депутаты ВС РСФСР никак не могли допустить.

Иван РЫБКИН, спикер Госдумы первого созыва, бывший председатель Совета безопасности России, в июне 1990-го года — народный депутат РСФСР:

— Буквально накануне нашего съезда Верховный совет СССР и Михаил Сергеевич Горбачев уравняли статусы союзных и автономных республик. Работая над союзным договором, они почувствовали, что теряют поддержку союзных республик, и пригласили к столу переговоров автономные республики, чтобы вернуть себе большинство. В РСФСР таких автономий было более двадцати.

Когда мы принимали декларацию о суверенитете России, то прописали в ней очень важный восьмой пункт о том, что территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления всего ее народа, выраженного путем референдума. Позже 22 российских автономии — от Татарстана до Еврейской автономной области — объявили о своем суверенитете, но уйти из России они уже не могли благодаря этому пункту декларации о суверенитете России, за который на съезде проголосовали и депутаты от этих республик.

Одновременно с этим вопросом решались и другие, не менее важные пробемы для России.

Предоставим ещё раз слово Рыбкину:

Почему встал вопрос о необходимости принятия декларации. К тому времени мы видели, что интересы русских регионов в СССР представлены в самую последнюю очередь. Я на съезде представлял Волгоградскую область, и когда шел на выборы, в моей программе было написано, что Россия должна перестать быть спонсором для тех, кто не хочет перестраиваться. Когда верстались бюджеты, то становилось видно, что республики Средней Азии обеспечивают себя едва ли на седьмую часть. Грузия производила 2% союзного ВВП, а потребляла 5%. То есть жила в 2,5 раза лучше, чем работала. И эти республики не хотели ничего менять. А в России было все наоборот: она работала много, а получало мало, потому что она платила за всех остальных. Она хотела перестройки, но не могла развиваться потому, что латала дыры в бюджетах союзных республик, которые не желали перестраиваться. И граждан России это возмущало.

Вот так вот, жители Москвы наблюдали, как житеи Закавказья шиковали в московских ресторанах, а люди из менее обеспеченных Ростова-на-Дону, Воронежа и Курска ехали в Киев, Харков, Днепропетровск за колбасой, сыром и маслом. А там смотрели на них свысока, презрительно называя нищими кацапами и приговаривая "тильки витделыться, нас москали объедают".

И неправда, что Россия первой приняла декларацию о Суеренитете. Россия стала пятой республикой СССР, которая приняла такую декларацию. До этого их приняли три республики Прибалтики и Азербайджан, чтобы удержать Карабах. Но уходить из СССР они тогда еще не собирались. Как вспоминает тот же Рыбкин, Альгирдас Бразаускас, ставший в 1993 году президентом Литвы, говорил ему, что ими декларации принимались для того, чтобы получить экономическую свободу в составе союзного государства. Но эти республики ее тогда не получили — Союз не дал. А когда Россия взяла такую свободу сама — все остальные республики СССР последовали ее примеру.

И не верьте тем врунам (особенно из числа свидомых сепаратистов), которые будут вам рассказыват про "ельцинский майдан", организованный и лично проведённый Ельциным. Обратимся ещё раз к очевидцам.

Сергей БАБУРИН:

— На выборах депутатов миллионы людей требовали от нас дать ответ на тот парад деклараций, который начался в Прибалтике. Они настаивали на том, что Россия должна подчеркнуть: она готова адекватно отвечать на выпады других союзных республик. Проекты этой декларации шли от разных политических направлений, но они носили форму депутатского наказа. Я не знаю политических сил в РСФСР, которые выступали против декларации о государственном суверенитете.

Посмотите эти уникальные кадры истории того времени.

Люди, учите хотябы собственную историю. Какая бы она не была, хорошая или плохая, но это наша история. А кто не учит историю, тот вынужден повторять её ошибки.

П.С. В следующий раз поговорим о самой Декларации, что же там написано. А затем и на Декларацию о Суверенитете Украины посмотрим. Если кто не читал, а я думаю, что тут таких большинство, то будет большой сюрприз. При внимательном прочтении обоих документов наглядно видно, кто же сепаратист, а кто не очень. )

Налогоплательщики, на которых НК РФ возложена обязанность представлять декларацию по НДС в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки декларации представляют пояснения, предусмотренные п. 3 ст. 88 НК РФ, в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО по формату, утвержденному ФНС (Приказ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).

При представлении пояснений на бумажном носителе они не считаются представленными (Письмо Минфина России от 22.07.2019 № 03-02-08/54231).

Вопрос

Можно ли ответить на требование налоговиков письмом в произвольной форме по ТКС с указанием, что это ответ на конкретное требование?

Налогоплательщик представляет пояснения в электронной форме по ТКС по специальному формату, установленному ФНС в Приказе № ММВ-7-15/682@. Формализованным ответом на требование налогового органа считается ответ, содержащий документы в формате .xml. В противном случае пояснения не будут считаться представленными.

Неформализованные документы представляются в виде скан-образов в форматах .tif, .jpg, .pdf или .jpg (таблица 4.10 к Приказу ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@, пп. 4, 5 приложения к Письму ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@).

Вопрос

В течение какого времени представляется пояснение на требование инспекции, проводившей камеральную проверку декларации по НДС?

Пояснения в ответ на полученное от налогового органа требование представляются в течение пяти рабочих дней со дня получения требования (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В некоторых случаях налоговый орган при направлении требования о представлении пояснений использует формы, приведенные в приложениях 2.1 – 2.9 к Рекомендациям по проведению камеральных налоговых проверок[1] (абз. 9 п. 2.7 рекомендаций). Такое наблюдается, в частности, если выявленные ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия между сведениями налогоплательщика с имеющимися у налогового органа свидетельствуют:

о занижении подлежащей уплате в бюджет суммы НДС;

о завышении заявленной к возмещению суммы НДС.

Налогоплательщику, получившему подобное требование, необходимо передать налоговому органу в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО квитанцию о приеме документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом (абз. 2 п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Со дня, следующего за днем отправки в налоговый орган квитанции о приеме требования о представлении документов, начинается пятидневный срок для представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 3 ст. 88, п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по требованию налогового органа?

Пояснения составляются по той форме, которую налоговый орган запросил в требовании (п. 3, 6 ст. 88 НК РФ, приложение 4 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@).

Вопрос

Требование о представлении пояснений, в котором не указаны причины его направления, может расцениваться как направленное при отсутствии установленных НК РФ оснований. Кроме того, оно лишает налогоплательщика возможности исполнить его по существу, что также является нарушением прав налогоплательщика (пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Следовательно, налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Поскольку за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки декларации, предусмотрен штраф по ст. 129.1 НК РФ, налогоплательщик (при указанных обстоятельствах) может:

не исполнять требование на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Однако в последнем случае не исключено, что налоговый орган вынесет решение о привлечении к ответственности за непредставление пояснений со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вопрос

Как расшифровать код возможной ошибки, указанный (справочно) в перечне операций, по которым установлены расхождения?

Коды ошибок перечислены в Письме ФНС России от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367@. Приведем их в таблице.

Код возможной ошибки

Расшифровка кода

– запись об операции отсутствует в декларации контрагента по НДС;

– контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период;

– контрагент представил налоговую декларацию с нулевыми показателями;

– допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом

Не соответствуют друг другу данные об операции в разд. 10 и 11 (сведения из журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур), например, при отражении посреднических операций или операций по или договорам транспортной экспедиции

Возможно, допущена ошибка в какой-либо графе (номер графы с предполагаемой ошибкой приводится в скобках)

В разделах 8 – 12 не указана дата счета-фактуры или указанная дата превышает отчетный период, за который представлена декларация по НДС

В разделе 8 (приложении 1 к разделу) заявлен вычет по НДС в налоговых периодах за пределами трех лет

В разделе 8 (приложение 1 к разделу) заявлен вычет по НДС на основании счета-фактуры, составленного до даты государственной регистрации

В разделах 8 – 12 некорректно указан код вида операции

Допущены ошибки при аннулировании записей в разд. 9 (приложение 1 к разделу), а именно сумма НДС, указанная с отрицательным значением, превышает сумму НДС, отраженную в записи по счету-фактуре, подлежащей аннулированию, либо отсутствует запись по счету-фактуре, подлежащая аннулированию

Вопрос

Как составить пояснения по указанным в требовании инспекции расхождениям, если в ходе изучения записей налогоплательщик не выявил ошибок?

Если декларация заполнена правильно, в пояснениях нужно указать, что в ней нет ошибок, противоречий и несоответствий, а также оснований для подачи уточненной налоговой декларации.

Следует также пояснить причины расхождений, на которые указал налоговый орган, и почему таковые не являются ошибкой.

При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно подать документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения, если в ходе изучения записей, внесенных в требование налогового органа, налогоплательщик выявил ошибки, которые не привели к занижению суммы НДС?

Впояснениях нужно отразить причины возникновения ошибок и правильные данные. Вместо пояснений налогоплательщик может подать уточненную декларацию по НДС (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения, если при изучении указанных в требовании записей налогоплательщик выявил ошибки, приведшие к занижению суммы НДС?

В подобной ситуации налогоплательщик обязан сдать уточненную декларацию по НДС с корректными данными.

Пояснения можно представить, но это не обязательно (п. 1 ст. 81, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснения к декларации по НДС по льготируемым операциям?

Рекомендуется составлять пояснения к льготируемым операциям в виде реестра документов, которые подтверждают льготы по НДС. Такой реестр приведен в приложении 1 к Письму ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. К реестру также прикладывают перечень и формы типовых договоров, которые используются в льготных операциях.

Форма требования о представлении пояснений на основании п. 6 ст. 88 НК РФ содержится в приложении к Письму ФНС России от 05.06.2017 № ЕД-4-15/10574[2].

Вместе с тем можно подавать пояснения в любом другом виде, однако они будут иметь меньшее преимущество по сравнению с реестром.

Вопрос

В какой срок нужно подавать пояснения, подтверждающие льготы по НДС?

Пояснения (в виде реестра либо в другом виде) к льготируемым операциям подают в течение пяти рабочих дней с даты получения требования о представлении пояснений (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 88 НК РФ).

Вопрос

Как составить пояснение в налоговую по ндс по факту высокого удельного веса вычетов по НДС?

Налоговый орган определяет этот показатель на основании данных, указанных в декларациях за последние налоговые периоды (четыре квартала). В этой связи налогоплательщику целесообразно ежеквартально определять долю вычетов за четыре последних оконченных квартала.

По данным НДС-декларации показатель своей доли (Д) в общем случае можно определить следующим образом:

Д = Показатель строки 190 разд. 3 / Показатель строки 118 разд. 3.

Если доля вычетов налогоплательщика превышает установленные значения, его деятельностью заинтересуются налоговики. Возможно, для начала они попросят соответствующие пояснение в налоговую по ндс. И если таковые имеют объективный характер, есть вероятность снижения риска включения налогоплательщика в план выездных налоговых проверок.

Пояснения о доле вычетов по НДС составляются в произвольном виде. В них нужно указать обстоятельства, в связи с которыми НДС-вычеты оказались значительными. При необходимости к пояснение по ндс можно приложить копии первичных документов, выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета.

В качестве примера приведем образец ответа на подобный запрос налогового органа.

Читайте также: