Какие привилегии дворянства и аристократии выделяет фамусов в своем монологе

Обновлено: 02.07.2024

Произведение нас знакомит с одним из главных героев, представителем московского дворянства с косными устоями – Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Он – хозяин дома, в котором происходит главное событие комедии.

Из первого действия мы узнаем о том, что к дочери Фамусова Софье приезжает Чацкий — ее друг детства. Именно этот герой является полной противоположностью пожилого чиновника. И между ними назревает конфликт. Насколько разные взгляды и ценности у этих героев мы отчетливо видим уже во втором действии.

На балу у Фамусова, автор знакомит нас с его гостями. Среди которых князь Тугоуховский, его жена и шесть дочерей. Нечестный картежник и услужливый человек Загорецкий и тетка Софьи Хлестова. Мы видим, как гости прислуживаются перед друг другом. Молчалин, ухажер Софьи, опускается до того, что восхищается гладкой шерстью собачки Хлестовой, чтобы вызвать расположение к своей персоне. Чацкий это замечает и надсмехается над лестью Молчалина.

1. Что рассказывает Софья о Чацком (явл. 5)? Какие качества в нём она выделяет?

3. Чем Молчалин отличается, по мнению Софьи, от Чацкого? Почему её слова вызывают смех Лизы?

4. Ждали ли приезда Чацкого в доме Фамусова?

5. Каково отношение Софьи к Чацкому при встрече? Почему? Чем вызвана холодность Софьи по отношению к Чацкому?

6. Каково мнение Чацкого о Москве (явл. 7)? Над какими москвичами и из-за чего он открыто смеётся (выделить в тексте всех!)? Справедлив ли он в своей критике, ведь он не был тут 3 года?

7. Что думает Чацкий (явл. 7)? Что вызывает смех Чацкого? Совпадает ли его мнение с мнением Софьи?

8. Как Фамусов встречает Чацкого (явл. 9)? О чём Фамусов сокрушается в явл.10? Кого бы из двух женихов он выбрал?

2. Чем Чацкий вызывает неудовольствие и даже обиду со стороны Фамусова (явл. 2)? Кто здесь прав?

4. Почему Фамусов называет Чацкого карбонари (= революционером)? От каких слов Чацкого Фамусов в ужасе?

5. Почему Фамусов так суетится, встречая полковника Скалозуба? О чём Фамусов предупреждает Чацкого (явл. 3)?

6. Каково мнение сложилось у вас о полковнике Скалозубе? Как он сделал свою карьеру? Можно ли назвать его честным офицером? Как характеризует Скалозуба его речь (явл. 5 — 7)?

9. Какую новую информацию о Молчалине даёт нам явл. 12? Изменилось ли ваше мнение об этом герое? В какую сторону?

  1. О каких своих достоинствах говорит Молчалин Чацкому? Как секретарь Фамусова относится к Чацкому (явл.3)?
  2. Какие люди (одни и те же) вызывают восхищение Молчалина и осуждение Чацкого (явл.3)? Почему?
  3. Перечислите всех гостей Фамусова. В чём своеобразие каждого из них, что их сближает?
  4. Почему княгиня, привезшая на бал к Фамусову своих дочек, сначала отправляет мужа срочно знакомиться с Чацким, а потом еще быстрее зовет его назад (явл.7)?
  5. Кто такой Загорецкий? Каково ваше мнение об этом персонаже? Уважают ли его прочие герои?
  6. Видит ли графиня Хлёстова разницу между своей служанкой и собачкой? Кто ей более дорог (явл.10)?
  7. Как Молчалину удалось успокоить рассерженную графиню Хлёстову (явл.12)? Что говорит о нем Чацкий (явл13)
  8. Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого?
  9. Почему все гости и сам Фамусов так охотно поддерживают и распространяют эту сплетню?
  10. В чем видят основную причину безумства Чацкого и людей, похожих на него, гости Фамусова и сам хозяин дома (явл.21)?
  11. Перечитайте монолог Чацкого в конце 3 действия. О чем говорит Чацкий? Согласны ли вы с ним?
  12. Какой авторской ремаркой заканчивается 3 действие? Почему?

1. Как зовут служанку дочери Фамусова? А) Маша Б) Арина В) Лиза Г) Катюша

2. Чем всю ночь занималась дочь Фамусова?

А) крепко спала, т.к. на следующий день был бал В) провела ночь с любимым человеком, играя на рояле

Б) читала французский роман Г) горько плакала, т.к. любимый человек не отвечал ей взаимностью

3. Встретившись рано утром с отцом у дверей своей комнаты, дочь Фамусова:

А) радостно целует отца в щеку В) выпрашивает у отца деньги на новые наряды и драгоценности

Б) выдумывает и рассказывает страшный сон, в котором отец – причина всех бед Г) плачет от страха

4. С кем вместе выросла дочь Фамусова (с кем ее вместе воспитывали)?

А) с Молчалиным Б) с полковником Скалозубом В) с Чацким Г) со старшей сестрой

5. В каком городе происходит действие комедии Грибоедова?

А) в Петербурге Б) в Саратове В) в Москве Г) название города не указано

А) об отце Б) о Молчалине В) о Скалозубе Г) о Чацком

7. В кого на самом деле влюблена семнадцатилетняя дочь Фамусова?

А) в Чацкого Б) в буфетчика Петрушу В) в Молчалина Г) в полковника Скалозуба

8. Кого из героев комедии зовут Алексей Степанович?

А) Скалозуба Б) Фамусова В) Чацкого Г) Молчалина

9. Кто такая мадам Розье, о которой говорит Фамусов в 1-ом действии комедии?

А) его жена, мать Софьи, которая давно умерла В) нанятая Фамусовым воспитательница для его дочери

Б) мать Молчалина, родственница Фамусова Г) мать Скалозуба, с которым Фамусов хочет породниться

10. Кем служил Молчалин в доме Фамусова?

А) старшим лакеем Б) секретарем Фамусова В) учителем музыки Г) управляющим делами

1. С чего начинается 2-ое действие комедии Грибоедова?

А) Фамусов встречает Чацкого, которого несколько лет не видел

Б) Фамусов велит Петрушке внести записи в календарь о своих планах на следующую неделю

В) к Фамусову приходит Скалозуб, за которого тот мечтает выдать замуж свою дочь

Г) Фамусов с Молчалиным разбирают бумаги (т.к. в 1-ом действии Молчалин нёс папку с бумагами на подпись)

2. Как зовут Чацкого?

А) Павел Афанасьевич Б) Алексей Степанович В) Александр Андреевич Г) Сергей Сергеевич

А) Сергеем Сергеевичем Б) Алексеем Степановичем

В) Максимом Петровичем Г) Иваном Ивановичем

4. Какой чин был у Скалозуба? А) бригадир Б) полковник В) штабс-капитан Г) генерал-аншеф

А) он, плохой наездник, упал с лошади

Б) Молчалин, боясь упустить богатую невесту, решается сделать предложение Софье

В) Молчалин вызывает Чацкого за дерзость на дуэль

Г) Фамусов выгоняет его

А) ушла вместе с ним из родительского дома

Б) лишилась чувств (упала в обморок)

В) стала плакать и отговаривать Молчалина от дуэли

Г) упрашивает отца дать согласие на брак с Молчалиным

7. Какое отчество было у дочери Фамусова?

А) Сергеевна Б) Андреевна В) Алексеевна Г) Павловна

А) богатая тетушка Софьи Б) горничная Лиза В) богатая вдова-докторша Г) мадам Розье, француженка

А) Фамусов Б) Молчалин В) Чацкий Г) Скалозуб

А) подарил царице чудо-птицу В) рассказал государыне, что на неё готовится покушение

Б) прославился как полководец Г) упал на балу и рассмешил царицу и придворных

А) Молчалину Б) Скалозубу В) Максиму Петровичу Г) Фамусову

2. По какой причине перед балом дочь Фамусова затаила обиду на Чацкого?

А) Чацкий требовал, чтобы Софья танцевала лишь с ним В) Чацкий уехал, так и не простившись с ней

Б) Чацкий сказал, что Молчалин недостоин Софьи Г) Чацкий поругался с отцом Софьи

А) честь и трудолюбие В) умеренность и аккуратность

Б) умение услужить и умение смолчать Г) покорность и скромность

4. Откуда Чацкий знает Платона Михайловича Горича?

А) это его сосед, их имения находятся рядом Б) он женился на знакомой Чацкого, Наталье Дмитриевне

В) он служил с Чацким в одном полку Г) познакомились на балу в доме Фамусова

5. Сколько дочерей привезли на бал к Фамусову князья Тугоуховские?

А) 3 Б) 4 В) 2 Г) 6

А) княгиня Тугоуховская Б) Наталья Дмитриевна Горич В) старуха Хлёстова Г) господин Загорецкий

7. Кто распускает слух о сумасшествии Чацкого (кто первым пустил эту сплетню)?

А) Молчалин Б) Софья В) Загорецкий Г) Хлёстова

8. В чем Фамусов и его гости видят основную причину, что появляются свободолюбивые люди типа Чацкого?

В) в образовании, в учении и учености Г) в отсутствии строгих законов, пресекающих вольнодумство

9. Какое слово (об этом рассказывает Чацкий) вызвало смех гостей на балу в доме Фамусова?

А) мадам Б) сударыня В) мадмуазель Г) госпожа

А) Загорецкий Б) Молчалин В) Скалозуб Г) князь Тугоуховский

Почему Чацкий отторгнут фамусовским обществом?

Словно смерч, врывается Чацкий в монотонную жизнь дома Фамусова. Герой сразу замечает, что пока он получал новые знания и впечатления во время своего путешествия, в сонной Москве жизнь текла по-старому:

Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах, Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.


Содержимое разработки

Урок по литературе в 9 классе

проследить историю создания комедии;

познакомиться с галереей образов пьесы;

проанализировать, как завязываются в комедии любовный и общественный конфликты.

Вступительное слово учителя.

Ну что, в добрый путь?!

3. Записать в тетрадях дату урока, классную работу и тему урока.

4. Объявить цель урока.

5. Записать эпиграф урока.

6. Теория литературы.

- Вспомните, чем драматические произведения отличаются от других жанров? (от лирики и эпоса)?

(Они предназначены для исполнения на сцене)

- Что представляет собой содержание драматического произведения?

(Содержание составляют реплики действующих лиц в форме диалога и монолога. Реплики героев сопровождаются ремарками и актёрской игрой. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка) усиливают впечатление от спектакля.

- Что такое диалог и монолог? Ремарка?

- Назовите виды драмы.

( Трагедия, драма, комедия)

- Каковы отличительные признаки комедии?

( В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей)

Грибоедов создал комедию. Какие стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей в ней осмеиваются, мы узнаем в ходе анализа произведения, а вот какова история её создания.

(Слайд 2) Комедия задумана ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из светских вечеров и был поражён тем, как вся публика раболепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную обличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

(Слайд 3) – замысел комедии.

(Слайд 4) – собирая материал…

(Слайд 5) – музейный автограф.

(Слайд 6) Комедия была завершена к осени 1824 года. Грибоедов очень хотел увидеть комедию…

(Слайд 7) Комедия произвела неописуемое действие…

8. Галерея образов пьесы.

- Назовите действующих лиц комедии.

(Слайд 12) ЧАЦКИЙ – несёт намёк на имя интереснейшего человека той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Его взгляды, идеалы, убеждения – словом, все его мировоззрения оказались неприемлемы для царской России, поэтому его постигло небывалое и страшное наказание. Высочайшим (императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так получилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал её.

(Слайд 13) – Софья, Фамусов и Молчалин.

(Слайд 14) – Фамусов и Чацкий.

(Слайд 15) – Скалозуб.

(Слайд 16) – Фамусов, Чацкий и Скалозуб.

9. Завязка любовного и общественного конфликтов в комедии.

Сюжетную основу пьесы составляет драматический конфликт.

- Что такое конфликт драматического произведения?

(острое противоречие, столкновение противоположных взглядов, мировоззрений)

Учитель. Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.

Беседа с учащимися:

- С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении? Стр. 17

- Почему Софья находится в замешательстве?

(Она не ждала Чацкого. За три года его отсутствия увлеклась другим)

- Что Чацкий вспоминает из детства?

(игры, детские шалости с Софьей в доме Фамусова)

- Кого вспоминает и над чем смеётся Чацкий, говоря о Москве?

(Что нового покажет нам Москва? Всё по-старому. Вспоминает родню Софьи (дядюшку, тётушку), гостей дома Фамусовых, среди них кого-то назвал врагом образования, вспоминает учителей, ментора (наставник), танцмейстера Гильоме и Молчалина.)

- Как реагирует Софья на насмешки Чацкого?

(не человек, змея)

- Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?

(задели насмешки над Молчалиным. Образовался любовный треугольник: Чацкий – Софья – Молчалин)

Беседа с учащимися:

Куртаг – приёмный день при дворе.

Тупей – причёска в виде сбитого хохла.

- Кого ставит в пример Фамусов?

(Максима Петровича, покойного дядю)

- Какие привилегии дворянства и аристократии выделяет Фамусов в своём монологе (на примере Максима Петровича)?

(богатство, почёт, награды, важность в службе, всеобщее преклонение…)

- В чём заключается особый ум, который выделяет Фамусов?

- В чём Чацкий не согласен с Фамусовым?

(с лестью, угодничеством, раболепством, подличаньем, шутовством)

- Какие эпитеты даёт Фамусов Чацкому? Что его пугает в Чацком?

( карбонарии – революционер, опасный человек, он вольность хочет проповедать, да он властей не признаёт… Пугает то, что Чацкий вольность хочет проповедать и властей не признаёт)

- Могут ли Фамусов и Чацкий найти общий язык?

(Нет. У них противоположные взгляды на службу, образование, воспитание и т.д. Поэтому между ними возникает противоречие, а следовательно – конфликт)

10. Слово учителя.

(Слайд 17) Судьба, проказница-злодейка,

Определила так сама:

Всем глупым – горе от безумья,

А умным – горе от ума.

11. Рефлексия. (слайд 18)

- Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я понял…

- Я хотел бы узнать на следующем уроке…

12. Оценивание учащихся.

13. Домашнее задание (слайд 19)

1) Прочитать 3и 4 действия комедии.

2) Высокий уровень: выписать 3-4 афоризма, характеризующие Фамусова и Чацкого;

Достаточный уровень: выписать 3-4 афоризма о Молчалине;

Средний уровень: выписать 3 афоризма из 1 действия комедии.


-75%

Открытый урок в 9 классе

Провела: учитель русского языка

и литературы

Гаджиева Э.Г.

Урок по литературе в 9 классе

· проследить историю создания комедии;

· познакомиться с галереей образов пьесы;

· проанализировать, как завязываются в комедии любовный и общественный конфликты.

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя.

Ну что, в добрый путь?!

3. Записать в тетрадях дату урока, классную работу и тему урока.

4. Объявить цель урока.

5. Записать эпиграф урока.

6. Теория литературы.

- Вспомните, чем драматические произведения отличаются от других жанров? (от лирики и эпоса)?

(Они предназначены для исполнения на сцене)

- Что представляет собой содержание драматического произведения?

(Содержание составляют реплики действующих лиц в форме диалога и монолога. Реплики героев сопровождаются ремарками и актёрской игрой. Сценическая обстановка (декорации, костюмы, музыка) усиливают впечатление от спектакля.

- Что такое диалог и монолог? Ремарка?

- Назовите виды драмы.

( Трагедия, драма, комедия)

- Каковы отличительные признаки комедии?

( В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей)

Грибоедов создал комедию. Какие стороны общественной жизни, отрицательные черты и свойства характеров людей в ней осмеиваются, мы узнаем в ходе анализа произведения, а вот какова история её создания.

(Слайд 2) Комедия задумана ещё в Петербурге около 1816 года. Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из светских вечеров и был поражён тем, как вся публика раболепствует перед всем иностранным. В тот вечер она окружила вниманием и заботой какого-то болтливого француза. Грибоедов не выдержал и сказал пламенную обличительную речь. Пока он говорил, кто-то из публики заявил, что Грибоедов сумасшедший и, таким образом, пустил слух по всему Петербургу. Грибоедов же, дабы отомстить светскому обществу, задумал написание комедии по этому поводу.

(Слайд 3) – замысел комедии.

(Слайд 4) – собирая материал…

(Слайд 5) – музейный автограф.

(Слайд 6) Комедия была завершена к осени 1824 года. Грибоедов очень хотел увидеть комедию…

(Слайд 7) Комедия произвела неописуемое действие…

8. Галерея образов пьесы.

- Назовите действующих лиц комедии.

(Слайд 12) ЧАЦКИЙ – несёт намёк на имя интереснейшего человека той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Его взгляды, идеалы, убеждения – словом, все его мировоззрения оказались неприемлемы для царской России, поэтому его постигло небывалое и страшное наказание. Высочайшим (императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так получилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал её.

(Слайд 13) – Софья, Фамусов и Молчалин.

(Слайд 14) – Фамусов и Чацкий.

(Слайд 15) – Скалозуб.

(Слайд 16) – Фамусов, Чацкий и Скалозуб.

9. Завязка любовного и общественного конфликтов в комедии.

Сюжетную основу пьесы составляет драматический конфликт.

- Что такое конфликт драматического произведения?

(острое противоречие, столкновение противоположных взглядов, мировоззрений)

Учитель. Конфликт является основной пружиной, источником напряжения литературного произведения, обеспечивающим развитие сюжета.

Беседа с учащимися:

- С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении? Стр. 17

- Почему Софья находится в замешательстве?

(Она не ждала Чацкого. За три года его отсутствия увлеклась другим)

- Что Чацкий вспоминает из детства?

(игры, детские шалости с Софьей в доме Фамусова)

- Кого вспоминает и над чем смеётся Чацкий, говоря о Москве?

(Что нового покажет нам Москва? Всё по-старому. Вспоминает родню Софьи (дядюшку, тётушку), гостей дома Фамусовых, среди них кого-то назвал врагом образования, вспоминает учителей, ментора (наставник), танцмейстера Гильоме и Молчалина.)

- Как реагирует Софья на насмешки Чацкого?

(не человек, змея)

- Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?

(задели насмешки над Молчалиным. Образовался любовный треугольник: Чацкий – Софья – Молчалин)

Беседа с учащимися:

Куртаг – приёмный день при дворе.

Тупей – причёска в виде сбитого хохла.

- Кого ставит в пример Фамусов?

(Максима Петровича, покойного дядю)

- Какие привилегии дворянства и аристократии выделяет Фамусов в своём монологе (на примере Максима Петровича)?

(богатство, почёт, награды, важность в службе, всеобщее преклонение…)

- В чём заключается особый ум, который выделяет Фамусов?

- В чём Чацкий не согласен с Фамусовым?

(с лестью, угодничеством, раболепством, подличаньем, шутовством)

- Какие эпитеты даёт Фамусов Чацкому? Что его пугает в Чацком?

( карбонарии – революционер, опасный человек, он вольность хочет проповедать, да он властей не признаёт… Пугает то, что Чацкий вольность хочет проповедать и властей не признаёт)

- Могут ли Фамусов и Чацкий найти общий язык?

(Нет. У них противоположные взгляды на службу, образование, воспитание и т.д. Поэтому между ними возникает противоречие, а следовательно – конфликт)

10. Слово учителя.

(Слайд 17) Судьба, проказница-злодейка,

Определила так сама:

Всем глупым – горе от безумья,

А умным – горе от ума.

11. Рефлексия . (слайд 18)

- Сегодня на уроке я узнал…

-Сегодня на уроке я понял…

- Я хотел бы узнать на следующем уроке…

12. Оценивание учащихся.

13. Домашнее задание (слайд 19)

1) Прочитать 3и 4 действия комедии.

2) Высокий уровень: выписать 3-4 афоризма, характеризующие Фамусова и Чацкого;


Краткая характеристика

Павел Фамусов является чиновником. Он занимает достаточно высокую управленческую должность. Жена Фамусова давно умерла, поэтому он сам (разумеется, с помощью слуг) воспитывает свою единственную дочку Софью.

Эта характеристика является весьма точной – ниже мы расскажем о том, какими качествами личности обладает Павел Афанасьевич, и почему он конфликтует с молодым свободомыслящим Чацким.

Подробный образ и характеристика

Павел Афанасьевич Фамусов не отличается оригинальными качествами характера или судьбой. Он – абсолютно типичные человек для русских аристократов начала XIX века.

Общественное положение

Фамусов занимает должность управляющего в государственном учреждении – так работают большинство дворян в Москве. Как и другие дворяне-управленцы, Павел Афанасьевич охотно берет себе на службу родственников и оказывает им помощь в карьерном росте (даже если никаких талантов или трудолюбия у этих родственников не наблюдается). Родственные связи Фамусов ценит больше, чем профессионализм или эффективность работы.

Несмотря на то, что он уже достиг хорошего общественного положения, Фамусов хочет забраться еще выше. Поэтому он рассчитывает удачно выдать замуж свою дочь, а жених попроще, даже если Софье они нравятся, не жалует.

Чацкий упоминает, что Фамусов является членом престижного английского клуба. Его участники считают себя образованными и продвинутыми людьми: именно для этого они в клуб и вступают, хотя никакой практической ценности он не несет.

Фамусов приходит в большое волнение, когда вокруг него разгорается скандал или происходит что-то, угрожающее его репутации. Он очень боится, что люди станут о нем судачить и плохо отзываться. Это, собственно, и заботит его больше всего остального.

Внешность и манера держаться

Павел Афанасьевич давно уже не молод, и это отражается на его внешности. Он грузный человек, который не слишком заботится о своем здоровье. Впрочем, сам себя Фамусов таким не считает – он видит себя достаточно активным, бодрым мужчиной в хорошей форме.

Павел Фамусов всегда на людях держится как дворянин, который знает цену своему положению. Однако во время разговора с теми, кто имеет более высокое положение (например, со Скалозубом) Павел Афанасьевич жмется, заигрывается и суетится – ему очень важно то, что о нем подумают. А вот в общении со служанкой он ведет себя более высокомерно и спокойно, хотя и выражает доброжелательность. Он может позволить себя баловство или быстро сменяющуюся мимику, так как рядом с людьми более низкого положения чувствует себя спокойно. Иногда он даже ведет себя развязно, что совсем его не красит.

Поступки и особенности поведения

Павел Фамусов является ярким представителем русских дворян. Он – настоящий аристократ, относящийся к элитарному классу общества, однако в то же время он достаточно ограничен во взглядов: Павел Афанасьевич консервативен, придерживается патриархальных устоев, которые уже устарели. Новую интеллигенцию и ее взгляды он понять не в состоянии.

Самые большие ценности Фамусова – это:

  • материальное богатство;
  • уважение окружающих людей;
  • правильное мнение о нем и о его семье;
  • высокое положение в обществе;
  • отсутствие плохих сплетен и слухов о нем самом и его близких.

Вместе со всеми своими негативными качествами Фамусов является достаточно доброжелательным и внимательным человеком (настолько, насколько ему позволяет это его жизненная позиция). И он искренне любит свою дочь, но его любовь эгоистична – он ставит ее превыше интересов самой Софьи.

(h3) Отношение героя к людям

Для Фамусова все окружающие люди делятся ровно на две категории: богатые и знатные, заслуживающие внимания и те, у кого нет ничего выдающегося (денег, материальных благ, высокого положения в обществе, перспектив) – последняя категория не заслуживает внимания Павла Афанасьевича. Разумеется, на роль будущего зятя он рассматривает человека исключительно состоятельного и уважаемого, при этом мнение самой Софьи его не слишком волнует. Когда дочь Фамусова влюбилась в секретаря Молчалина, он никак этого не одобрил, а когда приехал давно влюбленный в Софью Чацкий – Павел Афанасьевич даже испугался, как бы от не стал просить руки Софьи.

Всех, кто не согласен с его видением мира, Фамусов считает людьми, мягко говоря, неумными. А свободомыслие Чацкого он и вовсе называет сумасшествием, так как консервативные ценности представляются Павлу Афанасьевичу незыблемыми. В рамках этих ценностей он ведет себя очень заигрывающее, например, со Скалозубом или гостями на балу – он очень хочет предстать перед ними в лучшем свете и понравиться.

Несколько важных фактов о Фамусове

Для того, чтобы составить полный портрет этого героя, обратимся к нескольким важным фактам о Павле Афанасьевиче:

Фамусов также говорит, что его кумиром является его дядя. Этот человек как-то находился на изысканном приеме, но случайно поскользнулся и упал. Сначала он смутился, но когда увидел, как все засмеялись, забыл о своем унижении и стал падать специально, чтобы заслужить расположение окружающих.

Всех этих людей объединяет то, что они возводят в приоритет материальные ценности. Им чужды искренность и смелость, они делают только то, что позволит им заслужить одобрение и получить более высокое положение в обществе. Это достаточно лицемерные люди, которые открыто это признают: а как им жить по-другому, если так устроен мир? Они просто подчиняются его законам.

С зависимостью от материальных благ же дело сложнее. Дело в том, что большинство стран живут сейчас в условиях рыночной экономики, а эта экономика предполагает, что человек должен как можно больше покупать – нужно ли ему это или нет. Для того, чтобы не становиться марионеткой в руках такой экономической системы, человек должен развивать у себя осознанное потребление и думать не только о материальном наполнении своей жизни, но и о духовном.

Читайте также: