Какие принципы положены платоном в учение об идеальном обществе и государстве

Обновлено: 02.07.2024

Так как же образуется государство по размышлениям Платона?

Исходя из этого рассуждения, мы можем сказать, что государство, по мнению Платона, представляет собой образование массы людей для удовлетворения их собственных нужд . Посредством чего эти нужды при таком скоплении людей должны удовлетворяться? Платон разделяет людей по трудовому вкладу в это самое скопление:

2 группа . К ней относятся воины и защитники государства . Мыслитель подчеркивает, что всякий, относящийся к военной защите своего дома не должен заниматься никаким более иным делом. Он не может быть ни землепашцем, ни купцом. Однако, Платон допускает, что именно из этой группы должны происходить правители государства.

3 группа . Правители. К ней относятся обязательно мужи, которые имеют не только воспитание и образование, но и мудрость, не сведущую, в большинстве своем, большим по численности массам. Данная группа призвана, также как и воины, охранять население, однако делать следует ей по знанию.

Таким образом, философ разделяет государство по сословиям . Стоит отметить, что данное разделение происходит своеобразным образом, исходя из добродетелей, где правителям уготована мудрость, защитникам – храбрость, а низшей касте – умеренность . Связующим звеном всех групп является такая добродетель как правда , занимающаяся справедливым разделением людей по группам.

Также, Платон выделяет идею о возможности существования идеального государства . Идеальное государство, по мнению Платона, обладает следующими характеристиками:

- правителями в идеальном государстве являются философы. Именно они, по его мнению, способны мудрым образом установить порядок в государстве и поддерживать в нем порядок посредством законов;

- идеальным государством является то государство, где в качестве господствующей добродетели выделяется мудрость;

- идеальной формой правления в государстве Платона обозначается аристократическая или монархическая .

В свою очередь, Платон имеет возможность указать не только об идеальном государстве, но и выделяет типажи тех государств, которые, так скажем, отклонились от истинного пути развития. Такими типами являются:

1. Тимократия . В данном государстве у власти находятся люди, страдающие жаждой наживы и обогащения. Правителями в данном государстве становятся в преимуществе своем аристократы. Данное государство возможно от совершенной формы (идеального государства) по ряду признаков: невнимательность и упадок власти правителя, распределение граждан по их природным задаткам и добродетелям – нарушено. Вследствие существования таких признаков, власть захватывают сильные и распределяют между собой имущественные блага государства, а все, кто существуют вне их окружения, осуществляют свое существования в виде работников/рабов. Главным качеством данного формы государственной власти является военная сила, а также желание обогатиться. Тимократическое государство неизменно ждет гибель.

3. Демократия . Главным составляющим демократического общества, по Платону, является никем не ограниченная свобода. Стираются грани позволенного и непозволенного. Отцы становятся неуважаемы детьми, закон не уважаем гражданами… В обществе из недр человеческого характера выходят такие черты, как распутство, отсутствие стыда, ощущение безнаказанности, проявления наглости и пр. Такое общество настолько становится хаотичным, что избыток и извращенная форма понимания свободы трансформируется в следующий тип – тиранию.

4. Тирания . Для Платона данное государство, возглавляемое тираном, является самым, что ни на есть, упадническим. Появление у власти тирана приходится еще в период существования демократии. Его отличительными качествами служит: непримиримость с оппозицией (врагами), своей властью тиран опирается на своих рабов, которые по своим человеческим характерам выявляют своему хозяину и поддержку, и верность; тиран, заставляет убедиться народ в том, что последний нуждается в нем по средством смут и войн.

Роль государства в жизни общества.

Возникает вопрос: кто именно будет заниматься тем самым распределением людей на сословия, исходя из их природных достоинств, благодаря которым им уготовано место в той или иной касте? Судя по всему, данная роль отведена людям, олицетворяющих мудрость в реальном мире, т.е. правителям (философам). Чем же они должны руководствоваться? Естественно, главной базой существования идеального государства будет являться закон, которого должны придерживаться все касты. Поскольку мудростью обладают преимущественно правители, то и распределение сословий будет наиболее справедливым. В итоге получается, что вершителями судеб будут выступать именно что правители.

Между тем, стражники государства должны быть кротки со своими гражданами, в то время, как испытывать ярость духа в отношении неприятеля, а также иметь стремление к мудрости. Отсутствие того или иного качества означает непригодность человека к данному сословию.

У Платона основой государства выступает единство всех людей . Приводя примеры из древности, Платон ссылается на то, что во времена богов единство являлось неотъемлемой частью человечества, поскольку у людей была одна мать. Мыслитель предполагает, что достижение того же уровня единства позволит государству стать идеальным, ведь все у всех будет общее. Относя внимание к личной жизни стражей, Платон говорит, что мужчины и женщины не имеют право вступать в брак, рожать детей без внимания и разрешения правителя, который, тайным образом, относит лучших мужчин к лучшим женщинам, а худших мужчин – к худшим женщинам.После своего рождения, по замыслу философа, ребенок должен быть изъят у матери и после некоторого времени возвращен. Правда неизвестным останется – её ли это ребенок или чей-то другой. При этом при всем, все мужчины своей касты считаются отцами всех детей, а все женщины – общие жены. Такая форма, судя по всему, должна соединить человечество и обеспечить ему утраченное ранее единство.

И радость, и горе в идеальным государстве воспринимаются единым целым для всего населения, относящегося к этому государству. Так или иначе, впоследствии Платон в 9 книге приходит к выводу, что подобное государство должно возродиться несколько в реальном пространстве, сколько в каждом человеке.

Читайте также: