Какие правовые положения конституции казахской сср 1978 года помогли казахстану обрести суверенитет

Обновлено: 30.06.2024

Право народов на самоопределение — один из основных принципов международного права, означающий право каждого народа самостоятельно решать вопрос о форме своего государственного существования, свободно устанавливать свой политический статус и осуществлять своё экономическое и культурное развитие.

Суверенитет (через нем. Souveränität от фр. souveraineté — верховная власть, верховенство, господство) — независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Декларация о правах коренных народов (англ. Declaration on the Rights of Indigenous Peoples) — документ, принятый 13 сентября 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций.

Росси́йская Сове́тская Федерати́вная Социалисти́ческая Респу́блика (официальная аббревиатура РСФСР, иногда также употреблялось сокращение Росси́йская СФСР) — союзная республика в составе СССР (1922—1991). Первое в мире социалистическое государство. Провозглашена 25 октября (7 ноября) 1917 в результате Октябрьской революции как Росси́йская Сове́тская Респу́блика. С 19 июля 1918 года официально именовалась Росси́йская Социалисти́ческая Федерати́вная Сове́тская Респу́блика (упоминания этого названия.

Культурная (национально-культурная) автономия — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию.

Конституция Молдавии (Конституция Республики Молдова, молд. Constituţia Republicii Moldova) — основной закон Республики Молдова, определяющий её общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Текущая версия была принята парламентом 29 июля 1994 года.

Распа́д СССР — процессы системной дезинтеграции в народном хозяйстве, социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, которые привели к прекращению его существования как государства в 1991 году.

Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам — Декларация ООН, провозгласившая необходимость положить конец колониализму и связанной с ним любой практике сегрегации и дискриминации, а также подтвердившая неотъемлемое право на полную независимость и свободу народов всех колониальных стран и других несамоуправляющихся территорий.

Автоно́мная респу́блика — форма государственной (областной, политической, национально-территориальной) автономии в Союзе ССР и некоторых других государствах и странах.

Прямая, также непосредственная, демократия — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Комитет национальной безопасности Республики Казахстан (КНБ РК) (каз. Қазақстан Республикасы Ұлттық Қауіпсіздік Комитеті) — специальный государственный орган, непосредственно подчинённый народу Казахстана в лице его избранных представителей и подотчётный Президенту (верховному главнокомандующему) Республики Казахстан, являющийся составной частью системы обеспечения безопасности и суверенитета Республики Казахстан.

Суверенное государство — государство, которое имеет чётко определённую территорию, на которой оно осуществляет внутренний и внешний суверенитет, имеет постоянное население, правительство, не зависит от других государств, имеет полномочия и способность вступать в международные отношения с другими суверенными государствами.

Непри́знанные и части́чно при́знанные госуда́рства — политии, которые провозгласили себя суверенными государствами и обладают такими признаками государственности, как наличие названия (указываемого как официальное), атрибутов (государственных символов), населения, контроля над территорией, системы управления (включая руководство, органы власти, часто вооружённые силы) и права (включая конституцию и другие организационные документы), но в то же время не имеют дипломатического признания, а их территория.

Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) — доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.

Веронский манифест (итал. Manifesto di Verona) — обращение, содержащее основные положения политики итальянской Республиканской фашистской партии (созданной Муссолини после его отстранения в июле 1943 года от власти и последовавшего роспуска Национальной Фашистской партии), принятое 14 ноября 1943 года на Веронском конгрессе. Манифест можно назвать основным программным документом Итальянской социальной республики.

Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик, также СССР, Советский Союз, Союз ССР — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии, сверхдержава. СССР на момент распада занимал почти 1⁄6 часть обитаемой суши Земли с населением в 294 млн человек, а также 2-е место в мире по уровню промышленного производства — (16.5 %) мирового объёма и 7-е место в мире по уровню национального дохода (3,4 %). Образован на территории.

Государственное совещание в Уфе (известно также как Уфимское государственное совещание, Уфимское совещание) — наиболее представительный форум антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений востока России в г. Уфе 8—23 сентября 1918 г.

Национа́льное госуда́рство (госуда́рство-на́ция) — конституционно-правовой тип государства, означающий, что оно (государство) — форма самоопределения и организации той или иной нации на определённой суверенной территории и выражает волю этой нации.

Третья всемирная теория — система взглядов (теория) лидера ливийской Зелёной революции Муаммара Каддафи, противопоставляемая им коммунизму Маркса и капитализму Адама Смита. Муаммар Каддафи выдвинул системную идею общественного устройства, которая нашла частичное воплощение в Ливии.

Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Конституцио́нное пра́во — отрасль права, закрепляющая в себе основы взаимоотношения личности и государства, конституционные характеристики государства, регламентирующая организацию государственной власти в стране и иные отношения конституционно-правового характера.

Этни́ческое меньшинство́, — представители этнической группы, проживающие на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной этничности и осознающие себя национальной общиной.

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской земли получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском царстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих.

История права России — история права Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.

Исто́рия междунаро́дного пра́ва — отрасль науки международного права, изучающая возникновение и развитие международного публичного права как комплекса правовых норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

Основа́ние госуда́рства — формальный процесс учреждения нового государства. Необходимыми условиями процесса являются, по меньшей мере, определение территории государства и его территориальных границ, а также провозглашение новообразованного государства.

Конституционная экономика — научно-практическое направление на стыке экономики и конституционализма, описывающее и анализирующее взаимное влияние правовых и экономических факторов при принятии государственных решений, которые затрагивают экономические и социальные права, гарантированные в Конституции, а также взаимоотношения проблем применения Конституции со структурой и функционированием экономики.

Конституция Украинской Социалистической Советской Республики 1919 — нормативный акт, закреплявший установления советской формы власти в Украине, первый Основной Закон УССР. Известна только её редакция на русском языке.

Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Междунаро́дно-правово́е призна́ние — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.

Суданская республика (фр. République soudanaise) — автономная республика, государство — член Французского Сообщества в Западной Африке, с 4 апреля 1959 года также один из двух субъектов Федерации Мали, получившей независимость 20 июня 1960 года, с 20 августа по 22 сентября 1960 года — de facto независимое государство. Через месяц после распада Федерации Мали Суданская Республика была провозглашена Республикой Мали.

Джамахири́я (араб. جماهيرية‎) — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, изложенная в Третьей всемирной теории Муаммара Каддафи, в первой части Зелёной книги.

Государственная идеология Исламской Республики Иран Исламская республика Иран была провозглашена с окончанием Исламской революции, 1 апреля 1979 года.

Основны́е права́ и свобо́ды — совокупность установленных и охраняемых государством прав и свобод его граждан. Являются важнейшими и основополагающими, предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Гражданский кодекс РСФСР (ГК РСФСР) — советский российский гражданский кодекс, принятый 31 октября 1922 года. Данный законодательный акт был первым в России гражданским кодексом и первым в мире гражданским кодексом социалистического государства. Он оформил становление советского гражданского права и обобщил менее чем двухлетний опыт развития гражданско-правовых институтов в условиях новой экономической политики.

Отделение церкви от государства — принцип взаимоотношений государства и церкви, предполагающий отказ государства от вмешательства в дела церкви; свободу граждан от принуждения к исповеданию той или иной религии; отсутствие закрепленных за церковью государственных функций.

В ООН в настоящее время входит 193 государства. Из международно признанных независимых государств в ООН не входит лишь Ватикан (Святой Престол), из частично признанных — Государство Палестина, САДР, Китайская Республика (Тайвань), Абхазия, Южная Осетия, Республика Косово, ТРСК. Реально осуществимая возможность пополнить ряды членов ООН есть только у Ватикана. САДР и Палестина формально имеют право в будущем стать членами организации, и, в соответствии с Декларацией ГА ООН о деколонизации, в рамках.

Незави́симость, госуда́рственная незави́симость — политическая самостоятельность, суверенитет, отсутствие подчинённости и зависимости нации, народа, государства или страны.

Деклара́ция прав трудя́щегося и эксплуати́руемого наро́да — конституционный акт Советской республики, законодательно закрепивший завоевания Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы и задачи социалистического государства. В декларации Россия объявляется Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, называется Советской Российской Республикой, которая учреждается как федерация советских национальных республик.


Конституция (это слово известно много веков и происходит от латинского constitutio — устройство) – Основной Закон страны, определяющий общественное и государственное устройство, организацию государственной власти, отношения общества и государства, гражданина и государства. Конституция – один из важнейших институтов демократии.

В истории нашей республики было принято несколько Конституций.

Конституция Казакской АССР 1926 года

Первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казакской АССР 18 февраля 1926 года после образования СССР и с учётом Конституции РСФСР 1925 года, так как Казахстан являлся частью РСФСР. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права. Согласно данной Конституции Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР.

Конституция Казахской ССР 1937 года

Также была установлена система органов суда и прокуратуры. Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке, а в районных с большинством других национальностей — на их языке (статьи 83-90).

В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан: право на труд (статья 96), на отдых (статья 97), материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 98), охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам.

Конституция Казахской ССР 1978 года

Конституция Казахской ССР, принятая на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года, состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей. Согласно ней вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6). Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.


Конституция Республики Казахстан 1993 года

Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие.

В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой — Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в её тексте этот вопрос остался неурегулированным. Такая ситуация не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства.

Конституция Республики Казахстан 1995 года

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.

За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились три раза: в 1998, 2007, и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса парламента за счёт введения нормы об утверждении премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций президента с партийными фракциями при назначении главы правительства; Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в мажилис и сенат парламента согласно установленной квоте.

В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будьте в курсе всех событий!
Мы работаем для Вас!

Американка пять часов просидела в туалете самолета после теста на COVID-19


В текущем году мы празднуем 25-летие принятия нашей Конституции.

Действующая Конституция Казахстана принята на общенациональном референдуме 30 августа 1995 года.

Конституция – это основной закон общества и государства, который устанавливает основополагающие цели и принципы их развития, основы организации экономики, социальной и духовной жизни, функционирования государственного механизма.

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ

В последующем при вхождении в состав Российской империи, Казахстан опирался на Свод законов Российской империи, соответственно, конституции в Казахстане не было.

Однако по-настоящему конституционные акты были разработаны и приняты в период вхождения Казахстана в состав Союза советских и социалистических республик (СССР) с 1920 по 1991 гг. В указанный период было принято несколько Конституций.

1) Первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казахской АССР 18 февраля 1926 года после образования СССР. Согласно данной Конституции Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР.

Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие. В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики.

Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на Всенародном референдуме 30 августа 1995 года. В соответствии с новым конституционным документом Казахстан был объявлен государством с президентской формой правления, а день 30 августа стал государственным праздником.

Принятию документа предшествовала широчайшая дискуссия вокруг проекта Конституции. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 миллионов граждан, в 55 статей были внесены более 1 100 поправок и дополнений.

Авторы, эксперты и консультанты Конституции 1995 года

В Интернете имеется много материалов касательно истории и содержания Конституции, однако увы нет полной информации о людях, принимавших участие в подготовке проекта документа.

Так в подготовке новой версии Конституции 1995 года приняли участие 9 членов специально созданного экспертно-консультативного Совета при Президенте РК (создан от 22 мая 1995 года – Постановлением Президента). В состав совета вошли чиновники, специалисты по конституционному праву и гражданскому праву и 3 приглашенных иностранных экспертов.

— Шайкенов Н.А. — министр юстиции, д.ю.н. (основной разработчик);

— Колпаков К.А. — представитель Президента РК в Верховном Совете, к.ю.н.;

— Мухамеджанов Б.А. — зав. отделом законодательных инициатив и правовой экспертизы аппарата Президента;

— академик Сапаргалиев Г.С.;

— профессор Ким В.А.;

— профессор Котов А.К.;

— профессор Нурпеисов Е.К.;

— профессор Басин Ю.Г.;

— профессор Сулейменов М.К.

Кроме того, было 3 иностранных эксперта:

— Жак Аттали — советник Госсовета Франции;

— Роллан Дюма — председатель Конституционного совета Франции;

— Алексеев С.С. — председатель Научного совета Исследовательского центра частного права Российской Федерации.

НЕМНОГО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О КОНСТИТУЦИИ

  1. При подготовке действующей Конституции, первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев изучил содержание около двадцати основных законов разных стран мира.
  2. Закон состоит из 9 разделов и 98 статей.
  3. В тексте Конституции на казахском языке больше слов, чем в русскоязычной версии (на казахском языке — 8 904 слова, в русской версии – 7 168 слов).

В раках празднования юбилейного 25-летия Конституции Республики Казахстан президент страны Касым-Жомарт Токаев учредил юбилейную медаль 25-летию Конституции РК. Награды удостоят казахстанцев, внесших значительный вклад в обеспечение верховенства Конституции.

От всей души желаем Вам крепкого здоровья, счастья, мира и согласия, дальнейшего процветания нашему общему дому — Республике Казахстан!

1. Конституционная эволюция Казахстана в 1936-1985 годах.

2. Развитие права и судебной системы Казахстана в 1936-1985 годах.

3. Развитие государства и права Казахстана в период кризиса и рас­пада СССР.

Цель лекции: изучение системы управления и власти и развитие права Казахстана в условиях союзной республики

Краткое содержание темы (тезисы)

1. 26 марта 1937 года X Чрезвычайный съезд Советов Казахстана принял Конституцию Казахской ССР.

Основные положения нового Основного закона повторяли нормы обще­союзной Конституции, что было обусловлено приоритетом союзного закона перед республиканским законодательством. Важнейшим событием стало признание первичного суверенитета республики, которая "добровольно объединялась" с другими равноправными республиками в СССР. Казахстан получил статус суверенного государства и право выхода из Союза. Конечно, эти нормы во многом были формальными и реализовать их было невозможно, однако закрепление их де-юре стало огромным шагом на пути становления государственности.

Конституция 1937 года закрепила за гражданами широкий спектр политических и социально-экономических прав и свобод, в т. ч. свободу слова, печати, собраний и т. п. Вместе с тем, никаких механизмов их реализации предусмотрено не было, более того, вторая половина 30-х годов ознаменовалась беспрецедентными по размаху политическими репрессиями и бесправием граждан перед карательной системой.

Конституция 1937 года определила следующие высшие органы власти и управления: Верховный Совет Казахской ССР, избираемый народом на 4 года и являющийся единственным законодательным органом в пределах республики; Президиум Верховного Совета, имевший право толковать законы и принимать указы в пределах своей компетенции; Совет Народных Комиссаров, являющийся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти КазССР.

Конституцией был определен перечень 10 союзно-республиканских наркоматов, подчиненных соответ­ствующим союзным наркоматам и республиканским наркоматам.

Местные Советы также претерпели существенные изменения. Теперь Советы всех уровней избирались на 2 года путем равных, всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании. Исполнительными и распорядительными органами местных советов выступали избираемые ими исполнительные комитеты,находившиеся в двойном подчинении—Совета и вышестоящего исполкома.

Укрепление режима личной власти И. Сталина привело к тому, что узкий круг прибли­женных диктатора заменил собой не только конституционные органы власти, но и партийные структуры. Особенно это проявилось во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

30 июня 1941 года создается Государственный Комитет Обороны (ГКО), возглавляемый, лично И. Сталиным, — чрезвычайный орган, сосре­доточивший в своих руках всю полноту власти в стране. В Казахстане, как и в других союзных республиках, действовал Постоянный уполномо­ченный ГКО. Принятые ГКО акты имели высшую юридическую силу, а центральные и республиканские органы власти и управления призваны были только обеспечивать беспрекословное их выполнение. После окончания войны ГКО был упразднен, и управление формально переходило к конституционно установленным органам, однако на деле стиль руководства страной мало изменился.

Серьезные изменения в системе государственного управления начи­наются только в середине 50-х годов, после смерти И. Сталина. Значительно расширяются права республик в области экономики, финансово-бюджетных вопросах, вопросах административно-территориального устройства. В 1957 году принимается Закон "Об отнесении к ведению союзных республик законодательства обустройстве судов союзных республик, принятие гражданского, уголовного и процессуального кодексов", ликвидировавший чрезмерную централизацию в области правотворчества, закрепленную Конституцией СССР 1936 года, и возрождал некоторые положения Договора об образовании СССР 1922 года.

Тогда же был принят Закон "Об отнесении к ведению союзных республик разрешения вопросов областного, краевого административно-территориального устройства", впервые давший Казахстану право самостоятельно определять перечень и границы административно-территориальных единиц в своем составе с наиболее полным учетом экономических и национально-демографических особенностей региона.

После формального "всенародного" обсуждения 7 октября 1977 года ВС СССР утвердил Конституцию СССР, а 20 апреля 1978 года внеочередная VII сессия ВС КазССР приняла новую Конституцию Казахской ССР, структурно и содержательно соответство­вавшую общесоюзной.

Правовой статус Казахстана согласно новой Конституции был двойствен­ным. С одной стороны, Казахская ССР объявлялась суверенным государством с соответствующими правами и полномочиями, с другой - Конституция СССР закрепляла "единство суверенитета СССР и республики", сводящее последнее на нет. Сама формула"единое союзное многонациональное государство", содержавшаяся в Конституции СССР 1977 года, превращала федерацию в унитарное государство с национальными автономиями.

В целом, новая Конституция основывалась на тех же принципах и поло­жениях, что и старая. Практически неизменными остались система и полно­мочия органов власти и управления, произошли лишь изменения в сроках полномочий Верховного и местных советов.

Важнейшей чертой Конституций 1937-1978 годов стал их формальный характер, отсутствие механизма осуществления прав и свобод, органов конституционного надзора, что превращало Основной Закон из нормативно-правового акта, призванного регулировать важнейшие сферы общественных отношений, в пропагандистский документ. Вместе с тем, даже формальное закрепление суверенитета Казахской ССР составило правовую основу для создания в период распада СССР нового государственного образования - независимой Республики Казахстан.

2. Развитие права и системы судопроизводства и судебных органов в полной мере отражали особенности развития советского общества, когда с одной стороны шло юридическое закрепление прав граждан, их защита от произ­вола и беззакония, с другой - закреплялась совершенно противоположная практика, допускавшая массовое нарушение законности со стороны право­охранительных и судебных органов.

Судебные органы. Конституция Казахской ССР 1937 года установила следующие звенья судебной системы:

- Верховный Суд Казахской ССР;

Народные суды избирались населением, остальные - соответствующими советами, сроком на 5 лет, причем специального юридического образования от кандидата на должность народного судьи не требовалось. Данная судебная система была закреплена Законом "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик"1938 года. Однако вместе с этим продолжали существовать неконституционные судебные органы - Особое Совещание, что превращало принцип единства судебной системы в формальность. Принцип единства правосудия, закрепленный законом, также не соблюдался, т. к. по делам о террористических актах, диверсиях и вредительстве действовал упрощенный порядок рассмотрения.

Реформы в области судоустройства начались в середине 50-х годов и шли в общем направлении на либерализацию общественной жизни. Важнейшим результатом реформы судоустройства стала демократизация деятельности судов и передача общесоюзными органами части своих прав республиканским и местным судам. Кроме того, была прекращена практика образования неконститу­ционных судебных органов.

Система судебных органов, сложившаяся в конце 50-х годов, без сущест­венных изменений просуществовала около тридцати лет. Лишь в 1970 году было создано Министерство юстиции, освободившее Верховный Суд от функций материального обеспечения судебных органов и решения других организационных вопросов.

Несмотря на некоторые позитивные изменения в системе судопроиз­водства, деятельность судов, в указанный период, была не вполне эффективной. Постоянной практикой было вмешательство в их деятельность партий­ных и советских органов, которые непосредственно влияли на ход выборов народных судей. Итогом было нарушение конституционного принципа независимости суда и делало их не органами правосудия, а механизмами проведения партийно-государственной политики.

Во второй половине 30-х годов продолжились тенденции, наметившиеся в конце 20-х годов - ограничение правоспособности субъектов в сфере гражданского, трудового, колхозного и других отраслей права, усиление уголовно-репрессивных мер регулирования общественных отношений.

В сфере гражданского права Конституция СССР 1936 года и Конституция КазССР 1937 года запретили гражданам заниматься предпринимательской деятельностью и не предусматривали института частной собственности.

Особо серьезные негативные изменения произошли в трудовом праве. Указом ПВС СССР от 26 июня 1940 года в стране устанавливался восьмичасовой рабочий день и семидневная рабочая неделя, был уменьшен список производств с сокращенным рабочим днем, сокращен список праздничных дней. Нарушение трудового законодательства с 1940 года влекло за собой уголовную ответственность. Для подростков вводилась трудовая повинность. Таким образом, трудовое законодательство второй половины 30-х-начала 40-х годов было направлено на превращение работника в бесправ­ный винтик экономической машины казарменного социализма.

Уголовное и уголовно-процессуальное право также имело основной целью применение репрессивных мер для пресечения негативных явлений в хо­зяйстве и общественной жизни. Так, в 1940 году была установлена уголовная ответственность руководства предприятий за выпуск некачественной продукции, в 1941 году - за продажу, обмен или отпуск на сторону лишнего или неиспользуемого оборудования. Была расширена сфера применения уголовно-правовых мер к подросткам, по всем составам преступлений ответственность наступала с 14 лет, а по целому ряду преступлений - с 12 лет.

Позитивные изменения в праве начинаются только в середине 50-х годов. Они характеризовались, во-первых, коренными изменениями всех отраслей права; во-вторых, кодификацией права на уровне союзных республик.

В целом, развитие права во второй половине 30-х — первой половине 80-х годов можно разделить на два этапа. Если в сталинское время, до начала 50-х годов основной тенденцией было усиление уголовных репрессий и массовое •нарушение законности, то с середины 50-х годов развитие права шло по пути укрепления демократических принципов. Вместе с тем, право не стало в полной мере регулятором общественных отношений, т. к. провозглашен­ные права и свободы граждан можно было реализовать не всегда. В 70-80-е годы разрыв между провозглашенными правами граждан и возмож­ностью их реализации только увеличивался.

3. Общий кризис советской экономической и политической системы привел к осознанию властями в середине 80-х годов необходимости коренных реформ. Руководство Казахстана приступило к самостоятельным шагам по реформированию политической системы. 24 апреля 1990 года был принят Закон "Об учреждении поста Президента", по которому в Казахстане появилась должность главы государства и начинают формироваться независимые ветви власти. Важнейшим нормативно-правовым актом стала "Декларация о государ­ственном суверенитете", принятая 25 октября 1990 года. Следующим шагом на пути реформирования государства стал Закон "О совершенствовании структуры государственной власти и управления" от 20 ноября 1990 года. Согласно Закону, Президент объявлялся главой исполнительной и распорядительной власти, вместо Совета Министров появляется Кабинет Министров во главе с премьер-министром, причем формирование правительства становится прерогативой Президента.

1 декабря 1991 года в Казахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря был принят Закон "Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики", утвердивший новое название - Респуб­лика Казахстан.16 декабря 1991 года Закон "О государственной независимости" про­возгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана - эпоха неза­висимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющих нашу страну.

Задания для самоконтроля

1. Политико-правовая характеристика Конституции КазССР 1937 года.

2. Государство и право Казахстана в годы Великой Отечественной Войны.

3. Правовые аспекты депортации народов в годы ВОВ.

4. Государственно-правовые формы поднятия целины.

5. Политико-правовая характеристика Конституции КазССР 1978 года.

Литература (ссылки на учебно-методическую литературу, указанную в разделе учебно-методическое обеспечение дисциплины)

Читайте также: