Какие правомочия граждан рф реализуются на практике в рамках права на репродуктивное здоровье

Обновлено: 30.06.2024

СЕМИНАР “УСТАНОВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ ПРАВ ЖЕНЩИН В РОССИИ” ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВАХ ЖЕНЩИН

Право на репродуктивный выбор, планирование семьи и охрану репродуктивного здоровья относится к основным правам человека.

Репродуктивное здоровье и репродуктивные права - это сравнительно новые аспекты демографической политики. Помимо этого, репродуктивное здоровье и репродуктивные права - это тема, которая вызывает особенно острые споры. Репродуктивные права затрагивают самые интимные и личные стороны жизни человека, такие, как сексуальность, половая жизнь и репродуктивное поведение, и касаются таких вопросов, которые оказывают определяющее влияние на взаимоотношения членов семьи и понимание ими своей роли в семье. Осуществление этих прав также взаимосвязанно с положением женщин и расширением их прав и возможностей, а эти вопросы сами по себе во многих странах являются предметом острых дискуссий.

Репродуктивные права - права супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственные решения относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и времени их рождения и располагать для этого необходимой информацией и средствами, а также право принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия. При этом подразумевается право мужчин и женщин быть информированными о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи по свободному усмотрению и иметь к ним доступ.

Репродуктивное здоровье - состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся репродуктивной системы, ее функций и процессов, а не только как отсутствие болезней или недугов.

Концепция репродуктивных прав получила развитие и декларирована рядом международных правовых документов, посвященных правам человека:

* Всеобщей декларации прав человека (1948 г.)
* Декларацией Международной конференции ООН по правам человека (Тегеран, 1968)
* Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)
* Конвенцией ООН о правах ребенка (1989)
* Материалами международных конференций по проблемам народонаселения и развития (Бухарест, 1974; Мехико, 1984; Каир, 1994)
* Материалами Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 г.)
* Материалами Всемирной конференции по положению женщины (Пекин, 1995) и др.

Впервые конкретная концепция права на репродуктивный выбор была сформулирована на Международной конференции по правам человека в Тегеране в 1968 году. Дальнейшее развитие этой концепции по закреплению репродуктивных прав имело место в итоговых документах 3-х международных конференций по народонаселению и развитию (Бухарест, 1974; Мехико, 1985; Каир, 1995), а также Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995).

Законодательство Российской Федерации , как и многих других стран, в отношении охраны репродуктивных прав соответствует международным правовым документам и нормам, регламентировано Конституцией РФ и специальными законодательными актами по охране здоровья, материнства, детства, социальной поддержке семьи; целевыми федеральными программами и другими документами:

* Конституция Российской Федерации, 1993 г.
* Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 г.
* Закон РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", 1991 г.
* Семейный кодекс, 1995 г.
* Кодекс законов о труде РФ, 1992 г.
* Комплекс законодательных актов по государственной социальной поддержке семей с детьми (Конституция РФ, 1993 г.; КЗоТ РФ, 1992 г.; Закон РФ "О дополнительных мерах по охране материнства и детства, 1992 г.; Указы Президента N 466 и N 2122, 1993 г.) и др.
* Федеральная целевая программа "Планирование семьи" на 1993-1997 гг. и др.
* Федеральная программа "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг. и др.

В этих законодательных актах представлен комплекс законодательных мер, обеспечивающих правовую, материальную поддержку материнства и детства, охрану труда и здоровья женщин, защиту интересов и прав семьи, создание условий для воспитания детей и другие меры.

Эти документы содержат ряд прав граждан РФ, которые могут рассматриваться самостоятельно или в сочетании с другими правами и служить целям охраны репродуктивного здоровья и защиты репродуктивных прав.

Россия является одним из 167 государств, принявших (ратифицировавших) конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, взявших на себя обязательства "не допускать дискриминацию женщин в области охраны здоровья и обеспечить. доступ к медицинскому обслуживанию, в том числе, к услугам по планированию семьи" [Статья 12(1)]. Конвенция также обязывает государства "обеспечить предоставление соответствующих услуг женщинам в связи с беременностью, родами и в послеродовом периоде, в случаях необходимости - бесплатных услуг, а также адекватного питания во время беременности и лактации" [Статья 12(2)].

В соответствии с ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства . Конституция РФ содержит широкий перечень признаков, по которым не может быть допущена дискриминация женщин. Согласно ст. 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Принцип равноправия мужчин и женщин закреплен и в других законодательных актах: Семейном кодексе РФ (1995 г.), Кодексе законов о труде РФ (1992 г.), Уголовном кодексе РФ (1992 г.), Законом "О занятости населения в РФ" (1991 г.) и другими законодательными актами.

Согласно ч. 1-3 ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, все граждане обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения и других обстоятельств .

Следует сказать, что наша страна имеет свои особенности развития и совершенствования законодательства по охране репродуктивных прав, развития службы планирования семьи. Россия - первая страна в мире, легализовавшая аборты (1920 г.), затем аборты снова были запрещены (1936 г.) за исключением жизненных показаний и в 1955 г. аборты были снова легализованы. На протяжении многих лет проблемы регуляции рождаемости и планирования семьи решались в условиях широкой доступности искусственных абортов и крайне ограниченного применения современных методов контрацепции .

Проблемы планирования семьи, показателей репродуктивного здоровья населения, как и основных демографических показателей, были закрытыми проблемами и только с середины 80-х годов в результате произошедших в России изменений, оказавших существенное влияние на политическое и социально-экономическое положение в стране, была ликвидирована цензура, расширены права и свободы граждан, открыты и стали достоянием общественности высокие показатели абортов, материнской и младенческой смертности, нарастание негативных тенденций в демографической ситуации в стране. Все это позволило объективно оценивать происходящие в стране процессы и принимать более адекватные целенаправленные меры.

С целью снижения числа абортов (в первую очередь криминальных), расширения возможностей для репродуктивного выбора в стране с 1987 г. разрешены мини-аборты - вакуум-аспирация в ранние сроки беременности в амбулаторных условиях (в настоящее время мини-аборты составляют 26% в структуре всех абортов), разрешены аборты по социальным показаниям, а с 1990 года - основами законодательства СССР как метод контрацепции с согласия женщин и с учетом медицинских показаний была разрешена хирургическая стерилизация женщин. В этот период принимались активные меры по расширению применения современной контрацепции - альтернативы аборту. С этой целью было увеличено производство отечественных внутриматочных контрацептивов и, в связи с отсутствием отечественной индустрии гормональных контрацептивов, были выделены значительные валютные средства для их закупки по импорту.

Важным этапом в совершенствовании законодательства по охране здоровья, планированию семьи явилось принятие в 1993 г. "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан ". Это важный законодательный документ, регламентирующий охрану здоровья каждого человека, имеет отношение и к охране репродуктивного здоровья. Непосредственное отношение к проблемам планирования семьи и репродуктивным правам имеют статьи:

* Статья 22. Права семьи
Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи.

* Статья 23. Права беременных женщин и матерей
Государство обеспечивает беременным женщинам право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья.
Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, а также за счет иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

* Статья 24. Права несовершеннолетних
. Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 настоящих Основ.

* Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство
Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина.

Целый раздел (VII) Основ посвящен медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека:

* Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.

* Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по специальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.

* Статья 37. Медицинская стерилизация
Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласия гражданина - независимо от возраста и наличия детей.

В последние годы решением проблем планирования семьи стали заниматься не только государственные, но и общественные организации (Российская ассоциация "Планирование семьи", Международный фонд по охране здоровья матери и ребенка, Российское общество по контрацепции, Международный женский центр и др.)., специалисты различного профиля - медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники и др. Получили развитие принципиально новые учреждения, формы оказания услуг по проблемам планирования семьи: Центр планирования семьи и репродукции, молодежные центры и клиники, медико-педагогические центры, "телефоны доверия", центры помощи пережившим сексуальное насилие и т. д.

Учитывая чрезвычайную актуальность проблем планирования семьи для России была разработана Президентская программа "Планирование семьи" на 1993-1995 гг., и правительством были изысканы средства для ее финансирования. Программа предусматривает информационное обеспечение населения и специалистов, подготовку кадров по проблемам планирования семьи, развитие сети центров планирования семьи и репродукции и их укрепление, обеспечение населения контрацептивами и т.д. В реализации программы принимают участие государственные учреждения и общественные организации, в том числе Российская ассоциация "Планирование семьи".

Другой важной программой, принятой в последние годы является федеральная целевая программа "Безопасное материнство" на 1995-1997 гг ., основной целью которой является разработка дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства путем внесения изменений и дополнений в систему государственных мер по охране репродуктивного здоровья женщин.

Я очень подробно остановилась на законодательном обеспечении репродуктивных прав как на международном правовом уровне, так и на национальном - в условиях нашей страны, так как это очень важно. Иметь эту информацию и знать об этом должен каждый человек и каждый специалист, оказывающий услуги в области планирования семьи.

Нужно знать и помнить также о том, что существуют большие расхождения между тем, как представлены права человека в декларациях и международных документах и тем, как они соблюдаются на практике - в жизни. Знание прав позволяет призвать к действию правительства стран, которые подписали международные соглашения (конвенции) по правам человека, но не создали условий для использования этих прав. Препятствия к реализации права на репродуктивный выбор могут иметь законодательный, культурный, медицинский, экономический и политический характер.

Влияние ряда этих факторов на состояние репродуктивного здоровья населения можно показать на примере нашей страны.

Несмотря на постоянное совершенствование законодательства по этим вопросам в соответствии с международными правовыми документами, в стране на протяжении многих лет остается неудовлетворительной медико-демографическая ситуация, особенно ухудшившаяся в последние годы. Согласно статистическим данным, численность населения РФ на 01.01.95 г. составила свыше 148 млн человек, в том числе мужчин - более 69 млн, женщин - свыше 78 млн, женщин детородного возраста - около 38 млн.

Несмотря на рост потока мигрантов в Россию, отмечалась естественная убыль населения, которая в 1992 г. по России составила 207 000 человек, в 1993 г. превысила 700 000, а в 1994 г. составляла 893,2 тыс. человек.

Традиционно сложившаяся структура реализации репродуктивной функции населения России представлена следующим образом: 65-68% беременностей завершается абортом, 32-34% - родами и 1,1-1,2% - внематочной беременностью.

Крайне неблагополучным является репродуктивное здоровье женщин , о чем свидетельствуют высокие материнская смертность (1994 г. - 52,3) и гинекологическая заболеваемость, значительная доля женщин, страдающих бесплодием, невынашиванием беременности. 50-70% беременных женщин имеют различные патологические состояния: анемию, поздний токсикоз, болезни почек и сердечно-сосудистой системы и др. Несмотря на некоторую положительную динамику, остается высокой младенческая смертность (18,6 - 1994 г.). Ухудшается здоровье новорожденных: различные отклонения в состоянии здоровья имеют более 50% родившихся детей.

Низкий уровень репродуктивного здоровья обусловлен в первую очередь высоким уровнем абортов, которые, к сожалению, остаются основным методом регуляции рождаемости в России, хотя в последние годы наметилась тенденция к снижению их числа.

Аборт в России, к сожалению, не является еще безопасной операцией для здоровья, а часто и жизни женщины. По данным научных исследований, частота различных нарушений репродуктивной системы и уровень гинекологической заболеваемости после аборта прямо пропорционален сроку беременности и числу ранее произведенных абортов. Частота осложнений при прерывании беременности во втором триместре в 3-4 раза превышает таковую осложнений при прерывании беременности в первом триместре. У женщин, перенесших один аборт, заболевания половой сферы имели 41,6%, а при наличии в анамнезе 4-5 абортов эти заболевания отмечались у 71,8% женщин.

Высокие показатели абортов во многом обусловлены крайне недостаточным применением современных средств контрацепции. По данным выборочных научных исследований, в России около 40% женщин фертильного возраста пользуются малоэффективными средствами контрацепции (ритмический метод, прерванный половой акт и т.д.). Согласно статистическим данным, в 1994 г. лишь 23,5% женщин фертильного возраста применяли современные методы контрацепции (ВМС - 19,8, оральные контрацептивы - 3,7%). Одна из основных причин крайне недостаточного применения оральных контрацептивов состоит в отсутствии отечественной индустрии современных гормональных контрацептивов, нерегулярности государственных закупок, высокой стоимости этих контрацептивов в случае их закупки региональными и коммерческими структурами. Ситуация усугубляется ростом числа заболеваний, передаваемых половым путем, особенно среди молодежи.

Такая ситуация в стране объясняется в первую очередь тем, что определенные существующими законодательными актами меры не обеспечивают в полной мере условий и возможностей для реализации репродуктивных прав граждан РФ и сохранения их репродуктивного здоровья. В связи с этим необходим специальный законодательный акт, обеспечивающий государственные гарантии по осуществлению и охране репродуктивных прав граждан Российской Федерации.

Проект такого документа - федерального закона "О репродуктивных правах граждан и гарантиях их осуществления" разработан и представлен на рассмотрение Государственной думы.

В статье 41 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Это право структурно охватывает: право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь.

Таким образом, право на охрану здоровья и медицинскую помощь— разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Его содержание составляет гарантированная законом возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь — общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека (ст. 25), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12).

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья

Право на охрану здоровья включает в себя:

  1. Право на медицинскую помощь;
  2. Право граждан на экологическое, санитарно- эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность;
  3. Право граждан на лекарственное обеспечение;
  4. Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья;
  5. Право матери и детей на охрану здоровья.

Рассмотрим каждое из указанных составляющих.

Право на медицинскую помощь.

Каждый имеет право на медицинскую помощь.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Кроме того граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Право граждан на экологическое, санитарно- эпидемиологическое благополучие и радиационную безопасность.

Право граждан на лекарственное обеспечение.

Право граждан на информацию о состоянии своего здоровья.

Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.

Право матери и детей на охрану здоровья.

- Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством;

- Каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;

- Порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Защита права на охрану здоровья

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Возможны следующие варианты способов защиты нарушенного права гражданина.

  1. Жалоба в вышестоящие, в порядке подчиненности, государственные органы. Рассмотреть жалобу в определенный законом срок. По результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение: удовлетворить жалобу, отказать в ней полностью либо в части, передать жалобу другому органу на рассмотрение.

Если пациенту в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа, он вправе обратиться в суд.

  1. В случае причинения вреда жизни и здоровью гражданин вправе обратиться с претензией к медицинскому учреждению, с требованием о возмещении ущерба в добровольном порядке.

Такой порядок называется претензионным, является самым распространенным способом досудебного порядка урегулирования спора. Это одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между сторонами до передачи дела в суд.

Претензия представляет собой требование к лечебно-профилактическому учреждению о добровольном устранении нарушений прав пациента.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку.

Если вопрос не будет решен в добровольном порядке гражданин также вправе обратиться в суд.

  1. Судебный порядок урегулирования спора представляет собой передачу рассмотрения спорной ситуации, возникающей между гражданином и медицинским учреждением, на рассмотрение суда общей юрисдикции.

В Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся: Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суды автономных областей, автономных округов, Московский и Санкт-Петербургский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Таким образом, в Российской Федерации гарантируется право права человека на охрану здоровья. Данное право обеспечивается гарантиями, установленными действующим законодательством Российской Федерации. Кроме того, законодательством Российской Федерации предусмотрен широкий спектр способов защиты указанного конституционного права.


Содержание главы подготовлено по материалам и при участии кандидата юридических наук Ю.В. Павловой – доцента кафедры медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова (Москва)

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности составляют важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности.

В современном демократическом обществе права человека имеют первостепенное значение. Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Институт прав и свобод человека является одним из элементов правового статуса личности. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 Конституции Российской Федерации 1993 года. В нормах этой главы устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Содержание главы 2 Конституции Российской Федерации соответствует в основном общепризнанному перечню прав и свобод, закрепленному во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

В Конституции Российской Федерации закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы, принадлежащие всякому лицу как субъекту права. Все иные права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных в Конституции.

В 1990-х годах, в результате произошедших в России изменений, оказавших существенное влияние на политическое и социально-экономическое положение в стране, когда была ликвидирована цензура, расширены права и свободы граждан, открыты и стали достоянием общественности показатели абортов, материнской и младенческой смертности, нарастание негативных тенденций в демографической ситуации в стране. В связи с ухудшением репродуктивного здоровья мужчин и женщин, а, следовательно, с появлением новых методов преодоления бесплодия, специалисты заговорили о перспективе формирования прав человека, связанных с сохранением репродуктивного здоровья нации.

Концепция репродуктивных прав получила развитие и декларирована рядом международных правовых документов, посвященных правам человека:

Концепция права на репродуктивный выбор была сформулирована на Международной конференции по правам человека, прошедшей в Тегеране 23 мая 1968 года. В пункте 16 Воззвания Тегеранской конференции было определено неотъемлемое право родителей свободно и с чувством ответственности определять число детей и сроки их рождения. Дальнейшее развитие концепции по закреплению репродуктивных прав имело место в итоговых документах трех международных конференций по народонаселению и развитию (Бухарест, 1974; Мехико, 1985; Каир, 1995), а также Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995). Современное понимание репродуктивного права было сформулировано на Конференции по народонаселению в Мехико (1984) следующим образом: «Все пары и отдельные лица обладают фундаментальным правом принятия свободного и ответственного решения относительно количества детей и длительности периода между их появлением, а также доступа к информации, просвещению и средствам для обеспечения этого права. Основным изменением, отразившимся в новом определении, является расширение категории лиц, обладающих правом репродуктивного решения, до отдельных лиц и пар. Это означало признание мировым сообществом того, что право на репродукцию принадлежит не только семьям, но всем людям. Конференция в Найроби (1985) провозгласила репродуктивные права важнейшим условием завоевания женщинами равноправного статуса в обществе. Однако эти права не получили надежных правовых гарантий. Многие годы они были и остаются одним из направлений той борьбы, которая ведется за полное признание женских прав, составной частью фундаментальных прав человека.

Впервые всеобъемлюще о репродуктивных правах было заявлено на Международной Конференции по Народонаселению и Развитию (МКНР), состоявшейся в 1994 году в Каире и получило дальнейшее развитие в Докладе Четвертой всемирной конференции по положению женщин и в принятой Конференцией Платформе действий. Россия, в числе 180 государств мира, подписала этот документ.

Таким образом, указанная программа действий Каирской конференции впервые определила репродуктивные права как часть прав человека и рекомендовала странам-участникам план действий, который предусматривает ряд мер по улучшению ситуации с детской и материнской смертностью в мире, снижения числа абортов и разработку законов, направленных на защиту репродуктивного здоровья населения.

Ядро репродуктивных прав составляет право на физическую неприкосновенность, являющееся важнейшим правом человека, которое он получает с рождения. Право на физическую неприкосновенность, рассматриваемое с позиции репродуктивных прав, подразумевает невозможность насильственного лишения сексуальных и репродуктивных качеств посредством принудительного брака, хирургических вмешательств, принудительной стерилизации и т.д. Женщина также имеет право отказаться от небезопасных методов контрацепции, нежелательной беременности, операции и т.п.

Взаимосвязь права на жизнь с репродуктивными правами очевидна при рассмотрении правового режима искусственного прерывания беременности, при определении момента возникновения жизни, определении правового статуса эмбриона.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную тайну при осуществлении гражданами репродуктивных прав означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера и имеет особое значение при реализации гражданами репродуктивных прав. Например, при применении методов искусственного оплодотворения, т.к. сам факт данного медицинского вмешательства, сведения о личности донора является врачебной тайной, являющейся разновидностью личной, семейной тайны и лица, обязанные хранить ее, несут ответственность за ее разглашение. Эти положения российского законодательства находятся в полном соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 8), которой провозглашается право каждого на уважение его личной и семейной жизни.

Другим важнейшим принципом, лежащим в основе репродуктивных прав, является право на признание личного достоинства. Уважение к личности и ее защита является непременным атрибутом конституционного государства, его обязанностью. Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. На уровне общества это означает признание женщин и женских организаций активными субъектами социальной, экономической и политической жизни, участвующими в формировании демографической политики и политики в области здравоохранения, принимающими решения в вопросах репродукции. На индивидуальном уровне – это право женщины на внимательное к ней отношение со стороны врачей и тех специалистов, к которым она обращается за помощью и консультацией, связанной с ее репродуктивным здоровьем, т.к. уважение личности, ее достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение.

Принцип равноправия мужчин и женщин при реализации репродуктивных прав подразумевает, прежде всего, равный доступ к информации о состоянии своего репродуктивного здоровья, о методах планирования семьи, а также свободу репродуктивного выбора.

Законодательство Российской Федерации, как и многих других стран, в отношении охраны репродуктивных прав в целом соответствует международным правовым документам и нормам, регламентировано Конституцией Российской Федерации и специальными законодательными актами по охране здоровья, материнства, детства, социальной поддержке семьи. Данные документы содержат ряд прав граждан Российской Федерации, которые могут рассматриваться самостоятельно или в сочетании с другими правами и служить целям охраны репродуктивного здоровья и защиты репродуктивных прав.

Основные законодательные и иные нормативные акты по вопросам, имеющим отношение к репродуктивному поведению, действующие в России:

Анализируя природу репродуктивных прав, на сегодняшний день можно выделить следующие группы репродуктивных прав:

  1. Право на свободный репродуктивный выбор: это право всех супружеских пар и отдельных лиц свободно принимать ответственное решение относительно количества своих детей, интервалов между их рождением и временем их рождения; право на решение вопроса о вступлении или невступлении в брак, создании семьи и ее планировании.
  2. Право на свободу и безопасность личности: содержание данного права составляет свобода граждан на реализацию своей половой и репродуктивной жизни, если это не угрожает их здоровью и здоровью других лиц; невозможность принуждения к сексуальным отношениям, аборту, а также недопустимость применения принудительной стерилизации.
  3. Право на получение информации по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи означает право граждан на: свободу слова и убеждений в связи со своей половой и репродуктивной жизнью; на защиту от ограничений доступа к образованию и получению информации, связанной с их половым и репродуктивным здоровьем по причине их образа мыслей и вероисповедания; на получение достоверной и полной информации: о состоянии своего репродуктивного здоровья; о методах охраны репродуктивного здоровья; о преимуществе, риске и эффективности методов планирования семьи; об условиях получения высококвалифицированных услуг по охране репродуктивного здоровья.
  4. Право на услуги по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи: граждане имеют право на получение квалифицированной медицинской помощи, направленной на охрану репродуктивного здоровья и планирование семьи.
  5. Право на невмешательство в личную жизнь и конфиденциальность включает в себя право граждан на сохранение в тайне информации о факте обращения за медико-социальной помощью при осуществлении своих репродуктивных прав, о диагнозе, о методах проводимого лечения, о последствиях медицинского вмешательства и иной личной информации. Граждане имеют право на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии их репродуктивного здоровья.
  6. Право на пользование достижениями научного прогресса в целях охраны репродуктивного здоровья и лечения бесплодия: это право подразумевает возможность как мужчин, так и женщин на доступ к новым, безопасным, эффективным методам лечения бесплодия, в том числе с применением вспомогательных репродуктивных технологий, а также на получение информации о сущности применяемых методов, эффективности, оптимальных сроках их применения, возможных осложнениях, а также о медицинских и правовых последствиях.
  7. Право на донорство и хранение половых клеток.
  8. Мужчины и женщины, в возрасте от 18 до 35 лет, соматически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование, имеют право быть донорами половых клеток (сперматозоидов, яйцеклеток).
  9. Право граждан на защиту своих репродуктивных прав.
  10. Граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования действий (или бездействий) и решений органов, организаций и должностных лиц, связанных с реализацией гражданами репродуктивных прав, в вышестоящие государственные органы или в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, репродуктивные права – это права супружеских пар и отдельных лиц на достижение максимально высокого уровня полового и репродуктивного здоровья, включающее в себя право свободно и ответственно принимать решения в отношении воспроизводства потомства без какой-либо дискриминации, принуждения и насилия, располагать для этого необходимой информацией и средствами и иметь доступ к наиболее эффективным методам планирования семьи и методам преодоления бесплодия.

В настоящее время становится очевидным, что определенные существующими законодательными актами меры не обеспечивают в полной мере условий и возможностей для реализации репродуктивных прав граждан Российской Федерации и сохранения их репродуктивного здоровья. В связи с этим необходимо принятие специального федерального закона, который бы регулировал общественные отношения в области охраны репродуктивного здоровья, четко определял репродуктивные права граждан и устанавливал гарантии государства и основные принципы государственной политики в области репродуктивных прав граждан.

Следует подчеркнуть, что права человека должны быть закреплены в законе, что открывает путь борьбе за реализацию своих юридически выраженных притязаний как прав личности.

В связи с этим, особенно важным является дальнейшее совершенствование законодательства, регулирующего общественные отношения в области охраны репродуктивного здоровья, определяющего репродуктивные права граждан и основные гарантии их государственной защиты.

Нормативная правовая база по вопросам

внутрисемейного регулирования рождаемости в России

  • Статья 51: Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи.
  • Статья 56: Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве.
  • Статья 57. Медицинская стерилизация:
  1. Медицинская стерилизация, как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции, может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина независимо от возраста и наличия детей.
  2. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным.
  3. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Раздел III, п. 33: При выписке родильницы лечащим врачом даются разъяснения о … профилактике нежеланной беременности.

Раздел VII, п. 84. Основной задачей первичной медико-санитарной помощи гинекологическим больным является … санитарно-гигиеническое образование, направленное на предупреждение абортов, охрану репродуктивного здоровья, формирование стереотипа здорового образа жизни, с использованием эффективных информационно-просветительских моделей (школы пациентов, круглые столы с участием пациентов, дни здоровья).

В рамках первичной медико-санитарной помощи осуществляется … подбор методов контрацепции, преконцепционная и прегравидарная подготовка.

Раздел VIII, п. 87. Оказание медицинской помощи девочкам (в возрасте до 17 лет включительно) … [предусматривает]:

в) персонифицированное консультирование девочек и их законных представителей по вопросам интимной гигиены, риска заражения инфекциями, передаваемыми половым путем, профилактики абортов и выбора контрацепции;

г) санитарно-гигиеническое просвещение девочек, проводимое на территории медицинской организации, и направленное на усвоение стереотипа здорового образа жизни, приобретение навыков ответственного отношения к семье и своим репродуктивным возможностям с использованием эффективных информационно-просветительных моделей.

Раздел XI, п. 125. После искусственного прерывания беременности с каждой женщиной проводится консультирование … по предупреждению абортов и необходимости сохранения и вынашивания следующей беременности.

Определенные существующими законодательными актами меры не обеспечивают в полной мере условий и возможностей для реализации репродуктивных прав граждан Российской Федерации и сохранения их репродуктивного здоровья

Нормативно-правовое обеспечение прав граждан в сфере медицинской деятельности. Права граждан в сфере медицинской деятельности, направления их обеспечения. Понятие основных репродуктивных прав, невозможность их разрешения без правового вмешательства.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 28.09.2018
Размер файла 15,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Астраханский государственный университет

Репродуктивные права человека в современной России

В настоящее время проблема репродуктивного здоровья и репродуктивных прав оказалась в фокусе общественного внимания. Этому способствовали либерализация общества, большая открытость в обсуждении данных вопросов, активизация негосударственных организаций, таких как Российская ассоциация планирования семьи, женские неправительственные организации, а также сложившиеся неблагоприятные тенденции к ухудшению здоровья населения Российской Федерации в целом и репродуктивного здоровья в частности.

Одним из основных вопросов, изучающихся в рамках медицинского права, является нормативноправовое обеспечение прав граждан в сфере медицинской деятельности. От того, насколько качественной является юридическая база прав граждан в медицине, насколько эффективно отдельно взятый гражданин может воспользоваться предоставленными ему правами, во многом зависит успешное динамичное развитие как медицинского права, так и правового государства в целом. Практика многих современных стран, да и России в недалеком прошлом отчетливо показывает, что можно иметь весьма красивое и показательное законодательство в области прав граждан в сфере медицины, но это никоим образом не отражается на конкретном правовом статусе отдельно взятого человека. Причин здесь может быть много, но одна из ключевых -- нерешенные проблемы обеспечения прав граждан в сфере медицинской деятельности. Действительно, самые качественные, но не подкрепленные системой обеспечения, правовые нормы в сфере здравоохранения остаются только лишь декларациями, т.е. нормами, не сопровождающимися созданием системы их реализации, обеспечения и защиты. право гражданин медицинский репродуктивный

Права граждан в сфере медицинской деятельности -- это предусмотренные международными и внутригосударственными нормативно-правовыми актами положения, гарантирующие гражданам охрану здоровья и предоставление медицинской помощи при возникновения заболевания.

Рассматривая право на охрану здоровья, следует заметить, что помимо ст. 41 Конституции РФ, это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

В процессе оказания медицинской помощи гражданам, в том числе и при производстве вмешательства в репродуктивные процессы человека, во взаимодействие вступают три субъекта: пациент, медицинский работник -- сотрудник лечебного учреждения и само лечебное учреждение (обычно -- в лице его руководства). При этом все субъекты должны подчиняться совокупности норм и правил, сформулированных в виде прав и обязанностей каждого из вышеперечисленных субъектов соответствующими законодательными актами.

Вышеперечисленные законы составляют правовую базу российского здравоохранения, значение которых трудно переоценить, поскольку они содержат основу правового урегулирования отношений в области оказания медицинских услуг и именно они дали основание к принятию определенных законов в сфере здравоохранения в субъектах Российской Федерации, в их развитии с учетом региональных особенностей.

Обеспечение прав граждан в сфере медицинской деятельности представляет собой систему организационно-правовых средств, предназначенных для реального воплощения в жизнь прав граждан, содержащихся в нормативно-правовых актах, посвященных регулированию медицинской деятельности. Необходимо различать следующие направления обеспечения прав граждан в сфере медицинской деятельности:

• нормативно-правовое (создание юридических документов, содержащих механизмы реализации прав граждан в области медицины);

• организационное (создание условий, при которых становится возможным реализация прав граждан в области медицины);

• финансово-экономическое (увеличение расходов на здравоохранение в бюджетах различных уровней, действительная реализация федеральных целевых программ в области медицинской деятельности);

• информационное (деятельность средств массовой информации, направленная на информирование граждан о своих правах в области медицинской деятельности) [Бирилидис, Ремизов, Калиниченко 2006: 36-38].

Новая, создающаяся реальность требует вербализации, формулировки понятий, которые ее отражают. Это касается и понятия "репродуктивные права". Традиционно они сводятся к праву женщины иметь или не иметь детей, праву на искусственное прерывание беременности - аборт.

Понятие репродуктивных прав включает целый перечень специфических прав, центральным из которых является право на принятие независимого и свободного репродуктивного решения, связанного с репродукцией, сексуальностью и благополучием. Далее в эту группу входят права, связанные с вопросами защиты репродуктивного здоровья: аборт, безопасное материнство, проблемы подростков, СПИД и заболевания, передаваемые половым путем, а также насилие против женщин. Традиционно репродуктивные права сводятся к праву женщин иметь или не иметь детей. Очевидно, что такая формулировка имманентно предполагает также право на искусственное прерывание беременности. В данном определении репродуктивных прав, на наш взгляд, не учитывается право ещё не рождённых детей на рождение. Поэтому, мы полагаем, оно нуждается в дополнительном обсуждении.

Таким образом, можно говорить о том, что ядро репродуктивных прав составляет физическая неприкосновенность, которая подразумевает невозможность насильственного лишения сексуальных и репродуктивных качеств посредством принудительного брака, хирургических вмешательств и т. д. Женщина также имеет право отказаться от небезопасных методов контрацепции, нежелательной беременности, операции и т.п. Гендерные исследователи считают, что в число принципов репродуктивной свободы женщин должны войти право женщин контролировать, распоряжаться своим телом [Sheffield 1995: 3].

Репродуктивные права -- это та область человеческой жизни, которая не может быть поставлена под полный контроль других лиц, даже очень близких, не говоря уже о контроле со стороны государства. Поэтому, поскольку в идеальной ситуации вопросы материнства и отцовства решаются супругами совместно, правомерно признать, что в случае разногласий или конфликта, каждый из них сохраняет полную свободу в принятии окончательного решения и ни о каком принуждении не может идти речи. Вопросы регулирования репродуктивных прав должны урегулироваться с помощью закона только в случае крайней необходимости и невозможности их разрешения без правового вмешательства.

Список литературы

Бирлидис Г. В., Ремизов И. В., Калиниченко Е. П. Правовое обеспечение профессиональной деятельности медицинских работников. - Ростов-на-Дону, 2006.

Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России. - М., 1998.

Дзарасова И. В., Медков В. М. Репродуктивное поведение семьи. - М., 2002.

Sheffield C. J. Sexual Terrorism // Women. A Feminist Perspective. - Fifth Edition. Ed. by Freeman J. L. - Toronto: Mayfield Publishing Co.; Mountain View, Cal., 1995.

Подобные документы

Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья. Основные субъекты правоотношений в сфере охраны здоровья РФ. Нормативно-правовое регулирование в этой сфере. Характеристика путей совершенствования законодательства в сфере здравоохранения.

дипломная работа [124,7 K], добавлен 08.09.2016

Основные права и свободы. Проблемы становления прав и свобод граждан в современной России. Юридические гарантии прав и свобод граждан. Права и свободы граждан рассматриваются в качестве принадлежащих им от рождения и обеспеченных законом основных возможно

курсовая работа [24,5 K], добавлен 20.02.2004

Уголовно-правовая охрана здоровья населения является одной из гарантий реализации конституционного права граждан. Понятие преступления в медицинской деятельности. Состав преступления и виды наказания. Преступления в сфере фармацевтической деятельности.

контрольная работа [25,8 K], добавлен 16.10.2010

Международно-правовое регулирование личных прав граждан. Понятие и сущность правового положения личности в Республике Беларусь, права и свободы граждан государства в соответствии с Конституцией. Механизм их обеспечения, роль органов внутренних дел.

курсовая работа [61,6 K], добавлен 22.05.2014

Изучение, обобщение и характеристика основных прав и обязанностей граждан России. Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина. Целостная система прав и свобод человека и гражданина. Гарантии конституционных прав и свобод.

Читайте также: