Какие права у ребенка в семье конвенция о правах
Обновлено: 15.05.2024
Одним из направлений социальной политики современного Российского государства является приоритетная задача защиты семьи, материнства и детства (ст. 38 Конституции Российской Федерации).
Приоритетной задачей государственной политики является соблюдение прав ребенка, закрепленных Конституцией Российской Федерации, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно п. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам; ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.
В ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации указано, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
В тех случаях, когда в процессе осуществления родителями своих прав и обязанностей обеспечение интересов детей перестает быть предметом основной заботы родителей или же эта забота осуществляется в ненадлежащей форме и недостаточном объеме, несовершеннолетний в силу ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации имеет право на защиту, которую ему должно обеспечить государство в лице органов опеки и попечительства, прокуроров и судом.
Одной из эффективных форм защиты семейных прав является установленная Семейным кодексом Российской Федерации судебная процедура лишения родительских прав (ст. 69), ограничения в родительских
правах (ст. 73), отмены усыновления (ст. 140), а также восстановления в родительских правах (ст. 72, 76).
В большинстве случаев причиной обращения в суд с иском о лишении родительских прав служит ненадлежащее отношение родителей к выполнению своих обязанностей, их уклонение от воспитания и содержания детей, злоупотребление спиртными напитками, аморальный образ жизни.
Также практика показывает, что в качестве меры защиты прав несовершеннолетних судами применяется также ограничение родительских прав.
Ограничение родительских прав возможно по следующим основаниям: в случае, когда оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка в силу обстоятельств, не зависящих от родителей или одного из них (это могут быть психическое расстройство, иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств, серьезные физические дефекты и др.), и если оставление ребенка с родителями вследствие их поведения является опасным для ребенка (ст. 73 СК РФ).
Ограничение родительских прав, в отличие от лишения родительских прав, может применяться к родителям не только вследствие их виновного поведения, но и в том случае, когда опасная для ребенка обстановка возникла в результате серьезных хронических заболеваний, психического расстройства родителей (одного из них), их болезни на протяжении длительного времени, стечения тяжелых обстоятельств (например, затяжной семейный конфликт, в результате которого ребенок предоставлен самому себе) и т.п.
Восстановление в ранее ограниченных правах возможно, если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали. Суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных ст. 74 Семейного кодекса Российской Федерации.
В ст. 72 Семейного кодекса Российской Федерации также предусматривается возможность восстановления в родительских правах, если родители (один из них) изменили свое поведение, образ жизни, отношение к воспитанию ребенка. При этом необходимо наличие всех перечисленных фактов в совокупности.
1 июня весь мир отмечает День защиты детей. В Семейном кодексе Российской Федерации право ребенка на защиту состоит из трех важных пунктов. Впрочем, Семейное право не ограничивает ребенка только защитой. Об истории праздника мы уже писали, а сегодня поговорим о семейном кодексе: какие права у детей и обязанности у родителей?
Что такое Семейный кодекс?
Семейный кодекс — это нормативный правовой акт, в котором прописан регламент отношений внутри любой семьи в Российской Федерации. У родителей есть права и обязанности, а у детей, в силу недееспособности, только права.
Какие важные моменты зафиксированы в кодексе?
- Ответственность родителей за своего ребенка.
- Забота родителей о физическом и психическом здоровье ребенка.
- Воспитание ребенка родителями.
- Защита родительских прав.
- Лишение родительских прав.
- Права ребенка.
- Порядок взыскания и выплаты алиментов.
- Защита семейного права.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе 11 Семейного кодекса РФ:
Ст. 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ст. 56. Право ребенка на защиту:
1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.
Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.
2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.
3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Ст. 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию.
Ст. 59. Изменение имени и фамилии ребенка.
Ст. 60. Имущественные права ребенка:
Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.
Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Права и обязанности родителей
В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.
Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.
Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:
Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.
Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей:
Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.
Ст. 65. Осуществление родительских прав:
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.
Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка:
В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.
Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.
Ст. 68. Защита родительских прав:
Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Конвенция о Правах Ребенка является международным договором, в котором признаются права детей, которые определены как лица в возрасте до 18 лет. Конвенция постановляет что, государства-участники должны обеспечивать специальными меры защиты и помощь, доступ к таким услугам, как образование и здравоохранение, условия для развития личности, способностей и талантов в полной мере, среду счастья, любви и понимания, информирмацию и участие в достижении своих прав доступным и активным способом для каждого ребенка, без дискриминации и исключений.
Как было решено, что следует включить в Конвенцию о Правах Ребенка?
Стандарты Конвенции о Правах Ребенка обсуждались правительствами, неправительственными организациями, правозащитниками, юристами, специалистами здравоохранения, социальными работниками, работниками образования, экспертами по развитию детей и религиозными лидерами со всего мира, более 10 лет. Результатом является согласованный документ, который учитывает важность традиций и культурных ценностей для защиты и гармоничного развития ребенка. Он отражает основные правовые системы мира и признает конкретные потребности развивающихся стран.
Как Конвенция о Правах Ребенка защищает права детей?
Как Конвенция о Правах Ребенка определяет ребенка?
Каковы руководящие принципы Конвенции?
Руководящими принципами Конвенции являются: недискриминация; наилучшие интересы ребенка как первостепенное значение во всех действиях, касающихся детей; неотъемлемое право ребенка на жизнь и обязанность государств-участников обеспечивать в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка; и право ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, касающимся ребенка, при этом этим взглядам уделяется должное внимание.
Каково видение ребенка в Конвенции о Правах Ребенка?
Конвенция предоставляет универсальный набор стандартов, которых должны придерживаться все страны. Это отражает новое видение детства. Дети не являются собственностью их родителей и не являются беспомощными объектами благотворительности. Они люди и являются объектом своих собственных прав. Конвенция предлагает видение ребенка как отдельного человека, члена семьи и сообщества с правами и обязанностями, соответствующими его или ее возрасту и стадии развития. Признание прав ребенка таким образом твердо ставит акцент на целом ребенке.
Чем отличается Конвенция о Правах Ребенка?
Конвенция:
- Является наиболее широко ратифицированным договором в области прав человека в истории - она действует практически во всех странах мира, обеспечивая тем самым общую этическую и правовую основу для реализации прав детей.
- Впервые была принята как официальное обязательство обеспечить реализацию прав ребенка и следить за прогрессом в положении детей.
- Указывает на то, что права детей больше не могут восприниматься как вариант, как вопрос об одолжении или доброте по отношению к детям или как выражение благотворительности. Права детей порождают обязанности и ответственность, которые мы все должны соблюдать и уважать.
- Была признана негосударственными организациями.
- Является справочным материалом для многих организаций, работающих с детьми и для детей, включая НПО и организации системы ООН.
- Подтверждает, что все права одинаково важны и необходимы для полного развития ребенка и что каждый ребенок важен.
- Вновь подтверждает понятие ответственности государства за реализацию прав человека и связанные с этим ценности прозрачности и общественного контроля.
- Продвигает международную систему солидарности, направленную на реализацию прав детей. Странам-донорам предлагается оказывать помощь в тех областях, где были выявлены конкретные потребности; страны-получатели также должны направлять зарубежную помощь в целях развития.
- Подчеркивает роль общества, общин и семей в поощрении и защите прав детей.
Сколько стран ратифицировали Конвенцию о Правах Ребенка?
Конвенция о Правах Ребенка является наиболее быстро ратифицированным договором о правах человека в истории. Конвенцию ратифицировали больше, чем любой другой договор в области прав человека за всю историю - 196 стран стали государствами-участниками Конвенции по состоянию на октябрь 2015 года. Только Соединенные Штаты Америки не ратифицировали Конвенцию. Подписав Конвенцию, Соединенные Штаты заявили о своем намерении ратифицировать, но еще не сделали этого.
Как международное сообщество контролирует и поддерживает прогресс в осуществлении Конвенции?
Комитет по правам ребенка, выборный орган независимых экспертов, который следит за осуществлением Конвенции, требует того, чтобы правительства, ратифицировавшие Конвенцию, представляли регулярные доклады о состоянии прав детей в своих странах. Комитет рассматривает эти доклады и дает рекомендации государствам. При необходимости Комитет призывает международную помощь от других правительств и техническую помощь от таких организаций, как ЮНИСЕФ.
Какие шаги побуждают правительства предпринять Конвенцию о Правах Ребенка и Комитет по правам ребенка?
В своих обзорах страновых докладов Комитет настоятельно призывает правительства всех уровней использовать Конвенцию в качестве руководства при разработке и осуществлении политики, в том числе: имея национальный план для детей, следя за тем, какая часть бюджета расходуется на детей, проводя регулярные оценки воздействия во всех государственных ведомствах с использованием надежных данных о жизни детей и наличия независимого омбудсмена по делам детей.
В каких областях Конвенция о правах ребенка была наиболее эффективной?
За 30 лет, прошедших после принятия Конвенции, жизнь миллионов детей улучшилась за счет постепенного осуществления прав и выполнения обязательств, закрепленных в Конвенции и трех ее Факультативных протоколах. Конвенция вдохновила изменения во всех частях света, включая:
- Включение принципов прав ребенка в законодательство
- Создание межведомственных и междисциплинарных органов по вопросам прав ребенка.
- Разработку национальных программ для детей
- Содействие уполномоченным по правам детей или уполномоченным по правам детей
- Реструктуризацию бюджетных ассигнований на реализацию прав детей
- Вмешательства, направленные на выживание и развитие ребенка
- Устранение дискриминации и других препятствий на пути реализации прав ребенка, включая социально-экономическое неравенство среди детей
- Создание возможностей для детей выражать свои взгляды и быть услышанными
- Расширение партнерских отношений для детей
- Оценку воздействия мер на детей.
Как ЮНИСЕФ использует Конвенцию о Правах Ребенка?
ЮНИСЕФ является единственной организацией, специально названной в Конвенции о Правах Ребенка в качестве источника экспертной помощи и совета. Конвенция предоставляет ЮНИСЕФ указания относительно областей, которые должны быть оценены и рассмотрены, и является инструментом для измерения прогресса, достигнутого в этих областях. Помимо сохранения акцента на выживании и развитии детей, ЮНИСЕФ должен учитывать положение всех детей, анализировать экономическую и социальную среду, развивать партнерские отношения для усиления ответных мер (включая участие самих детей), поддерживать вмешательства на основе -дискриминация и действия в наилучших интересах ребенка.
К разработке конвенции Комиссия ООН по правам человека приступила в Международный год ребенка (1979 г.). К этому времени появился ряд важнейших международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже. Конвенция — это договор, который должен выполняться теми, кто его подписал. Этот статус документа определил остроту дискуссий о его содержании, сложность и длительность (десять лет) его разработки. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 году она была ратифицирована нашей страной.
Конвенция о правах ребенка является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Главный принцип конвенции состоит в том, что во всех действиях в отношении детей, какими бы учреждениями они ни предпринимались, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребенка. Любой государственный орган, решая вопрос, в котором задеты интересы ребенка, должен прежде всего обеспечить эти интересы. Нормы, зафиксированные в ней, будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
Государства-участники этой конвенции взяли на себя обязательства признавать и обеспечивать широкий круг прав ребенка. Чтобы лучше сориентироваться в большом количестве норм конвенции, мы представили их в виде схемы, объединив их в отдельные группы по общности содержания.
Конвенция о правах ребенка (Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.):
- на жизнь
- на имя
- на равенство в осуществлении своих прав
- другие права
Права, обеспечивающие семейное благополучие ребенка
- забота родителей о детях
- обязанности государства помогать детям, оставшимся без родителей
- другие права
Права, обеспечивающие свободное развитие личности ребенка
- право свободно выражать свое мнение
- право объединяться в ассоциации
- право иметь свободу мысли
- право свободы совести и религии
- другие права
Права, обеспечивающие здоровье детей
- право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения
- другие права
Права, защищающие ребенка
- от экономической и другой эксплуатации
- от привлечения к производству и распространению наркотиков
- от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы
- другие права
Права, способствующие образованию детей и их культурному развитию
- право на бесплатное образование
- право на пользование культурой
- другие права
Согласно конвенции, ребенок с момента рождения имеет право на имя, гражданство, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и на их заботу. Запрещено насильно отрывать ребенка от семьи, от страны, менять ему имя.
Интересное положение конвенции — признание права ребенка выражать свои собственные взгляды (если он сам способен их сформулировать) по всем вопросам, касающимся ребенка. При этом государства-участники обязались уделять этим взглядам "должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка". Для нас, взрослый вы или еще ребенок, очень важно, чтобы ваши взгляды были встречены окружающими с уважением.
В кинофильме "Доживем до понедельника " старшеклассники писали сочинение на тему "Что такое счастье?" У одного ученика оказалось самое короткое сочинение. Он просто написал: "Счастье — это когда тебя понимают".
Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, в том числе, свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по своему выбору. Конвенция о правах ребенка охраняет тайну корреспонденции ребенка. Никто, кроме него самого, не может вскрыть адресованное ему письмо. Осуществление этих прав может ограничиваться для соблюдения прав других лиц, для государственной безопасности и общественного порядка.
Конвенция возлагает на родителей права и обязанности руководить ребенком в осуществлении его свободы мысли, совести и религии.
Все дети должны пользоваться одинаковыми правами, как родившиеся в браке, так и вне брака. Заботу о детях, лишившихся родителей, должно взять государство.
Устанавливая нормы о правах и социальной защите ребенка, конвенция исходит из того, что ребенку для полного и гармоничного развития необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. А это возможно лишь при уважении личности, чести и прав ребенка. И только при таких условиях воспитания ребенок может быть подготовлен к самостоятельной жизни в обществе, которое руководствуется идеалами мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.
Большая доля положений Конвенции о правах ребенка обращена к правительственным органам, учреждениям, организациям - наиболее мощным инстанциям, обладающим реальными возможностями принять необходимые и действенные меры для защиты детства.
В Конвенции речь идет не только о правах ребенка, но в значительной мере об обязательствах государств-участников для обеспечения прав детей. Наша страна также подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка.
Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)
Читайте также: